Даже там
Даже там | |
---|---|
Нам-па-ю ( Тева : змея, которая не кусает) | |
![]() Нампейо, ок. 1900 г., фотография А. К. Вромана. | |
Рожденный | 1859 [ 1 ] Хано Пуэбло , Аризона |
Умер | 1942 (82–83 года) Аризона |
Национальность | Хопи – Тева (США) |
Известный | художник-керамист |
Движение | Сикхское возрождение |
Супруг | Лесу (второй муж) |
Нампейо (1859 г.) [ 1 ] – 1942) [ 2 ] был гончаром хопи-тева , жившим в резервации хопи в Аризоне . [ 3 ] [ 4 ] Ее имя Тева также писалось как Нум-па-ю , что означает «змея, которая не кусает». Ее имя также упоминается как «Нунг-бе-ён», Тева, что означает «Песчаная змея». [ 5 ]
Она использовала древние методы изготовления и обжига керамики, а также образцы керамики «старого хопи» и черепки, найденные в руинах Сикьятки 15-го века на Первой Месе. [ 6 ] Ее работы находятся в коллекциях в США и Европе, в том числе во многих музеях, таких как Национальный музей американского искусства , Музей Северной Аризоны , Музей Сперлока и Музей археологии и этнологии Пибоди в Гарвардском университете .
Мировой рекорд керамики индейцев Юго-Западной Америки был установлен на аукционе Bonhams в Сан-Франциско 6 декабря 2010 года, когда одно из произведений искусства Нампейо, украшенный керамический горшок, было продано за 350 000 долларов. [ 7 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Нампейо родился на Первой Месе в деревне Хано, также известной как деревня Тева, которая в основном состоит из потомков народа тева из северного Нью-Мексико, которые бежали на запад, на земли хопи, около 1702 года для защиты от испанцев после восстания пуэбло. 1680. [ 5 ] Ее мать, Белая Кукуруза, была Тева; ее отец Куотсва из соседнего Валпи был членом клана Змей народа хопи. Согласно традиции, Нампейо родилась в клане Тева Корн своей матери. [ 9 ] [ 5 ] [ 10 ] Традиция также поручил ее бабушке по отцовской линии дать ей имя. Ее бабушка, представительница клана Змей, назвала малышку Цу-мана, или девочка-змея на языке хопи. Семья ее матери, с которой она жила, говорила на языке тева и поэтому называла ее нампейо, что имеет то же значение. [ 11 ] У нее было три старших брата, Том Полакка, Кано и Патунтупи, также известный как Сквош; Ее братья родились примерно с 1849 по 1858 год. [ 5 ] Нампейо не умел читать и писать и никогда не ходил в школу. [ 12 ]
Уильям Генри Джексон впервые сфотографировал ее в 1875 году; По общему мнению, она была одним из самых фотографируемых художников-керамистов на Юго-Западе 1870-х годов. [ 9 ]
Вскоре после этой фотографии Нампейо женился на Квивойе, но их брак оказался неудачным, и они никогда не жили вместе. [ 11 ] [ 13 ] Около 1878 г. [ 6 ] или 1881 год, [ 14 ] Нампейо вышла замуж за своего второго мужа, Лесу (или Лессо), члена клана Кедровых деревьев в Валпи . Их первая дочь Энни родилась в 1884 году; Уильям Лессо родился около 1893 года; Нелли родилась в 1896 году; Уэсли в 1899 году; и Фанни родилась в 1900 году. [ 6 ]
произведение искусства
[ редактировать ]
Народ хопи изготавливает керамику, расписанную красивыми узорами, а Нампейо со временем стал считаться одним из лучших гончаров хопи. Нампейо, возможно, научилась гончарному делу хопи благодаря усилиям матери своего отца, хотя ее биограф Барбара Крамер считает эту теорию неправдоподобной. [ 5 ] [ 15 ]
В 1870-х годах Нампейо получала стабильный доход, продавая свои работы на местном торговом посту, которым руководил Томас Ким. [ 15 ] К 1881 году она уже была известна своими произведениями керамики «старого хопи» из Валпи . [ 14 ]

Нампейо стал все больше интересоваться формой и дизайном древней керамики, признавая, что она превосходит керамику хопи, производившуюся в то время. Лесу, ее муж, по общему мнению, был нанят археологом Дж. Уолтером Фьюксом для раскопок древних руин деревни хопи Сикьятки на Первом Месе в 1890-х годах. Лесу помог Нампейо найти черепки с древними рисунками, которые они скопировали на бумагу и позже включили в керамику Нампейо. [ 9 ] [ 5 ] Однако она начала делать копии протоисторической керамики XV–XVII веков с древних деревенских стоянок. [ 6 ] такие как Сикьятки, которые были исследованы до Фьюкса и Томаса Варкера Кима. [ 9 ] [ 14 ] Нампейо разработала свой собственный стиль, основанный на традиционном дизайне, известном как керамика возрождения хопи. [ 16 ] из старых рисунков хопи и керамики сикьятки. [ 14 ] Вот почему исследователи называют ее стиль «Возрождением Сикьятки» по названию протоисторического места. [ 17 ]

Ким нанял гончаров Первой Мезы, чтобы они сделали репродукции произведений искусства. Нампейо был особенно опытным. Ее керамика имела успех и собиралась по всей территории Соединенных Штатов и Европы. [ 14 ]

Когда я впервые начал рисовать, я ходил в древнюю деревню, собирал глиняные изделия и копировал рисунки. Так я научился рисовать. Но сейчас я просто закрываю глаза, вижу рисунки и рисую их.
- Нампейо, 1920-е гг. [ 18 ]
Кейт Кори , художница и фотограф, жившая среди хопи с 1905 по 1912 год в Орайби и Валпи , [ 19 ] писал, что Нампейо использовал в огне овечьи кости, которые, как полагают, делали огонь горячим или делали керамику белее, а также разглаживал обожженные горшки растением с красными цветками. Обе техники являются древними гончарными практиками Тева. [ 20 ] Нампейо использовал до пяти разных глин в одном творении, тогда как обычно было две. [ 21 ]
Нампейо и ее муж отправились в Чикаго в 1898 году, чтобы выставить ее керамику. [ 22 ] Между 1905 и 1907 годами она производила и продавала керамику в здании, напоминающем пуэбло, под названием «Дом хопи», туристической достопримечательности (сочетание музея, антикварного магазина, театра и жилого помещения для танцоров и художников коренных американцев) в домике Гранд-Каньона . под управлением компании Fred Harvey . [ 6 ] [ 14 ] В 1910 году она выставлялась на Чикагской выставке земель и ирригации США. [ 6 ] [ 18 ]
Один из ее знаменитых узоров, узор миграции, представлял миграцию народа хопи с мотивами перьев и птичьих когтей. Примером может служить ваза 1930-х годов из коллекции Национального музея американских индейцев Смитсоновского института в Вашингтоне, округ Колумбия. [ 18 ] Ее работы отличаются формами керамики и узорами. Она делала широкую, низкую, округлую глиняную посуду, а в последующие годы и высокие кувшины. [ 9 ] Многие из ее работ можно узнать по «узнаваемым рисункам» и «художественным особенностям». [ 5 ]
Фотография Нампейо часто использовалась в туристических брошюрах по юго-западу Америки . [ 23 ]
Нампейо начала терять зрение из-за трахомы примерно на рубеже 20-го века. [ 23 ] [ 24 ] С 1925 года и до самой смерти она мастерила керамику на ощупь, а затем ее расписывали ее муж, дочери или другие члены семьи. [ 22 ] [ 25 ] Поскольку художники были разными, стиль стал более насыщенным и геометрическим. [ 11 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]
Нампейо умерла в 1942 году в доме своего сына Уэсли и невестки Сесилии. [ 6 ]
Она была символом народа хопи и лидером возрождения древней керамики. [ 22 ] Она вдохновила на изготовление гончарных изделий десятки членов семьи на протяжении нескольких поколений, в том числе дочерей Фанни Нампейо и Энни Хилинг. [ 9 ] [ 24 ] На выставке 2014 года в Музее Северной Аризоны представлены работы четырех поколений художников, происходящих из Нампейо. [ 26 ]
В 2010 году одна из работ Нампейо, горшок выпуклой формы с фигурами хопи Качина со «стилизованными лицами» в «ярких головных уборах черного цвета и цвета жженой умбры», нарисованными на «четырех сторонах горшка», была продана за 350 000 долларов. Предыдущими владельцами были Картер Харрисон-младший, который был мэром Чикаго с 1911 по 1915 год, и чикагский арт-клуб Cliff Dwellers, получивший работы от Харрисона в 1930-х годах. [ 7 ]
Публичные коллекции
[ редактировать ]- Государственный музей Аризоны , Университет Аризоны [ 27 ]
- Денверский художественный музей , Колорадо [ 28 ]
- Музей Канзас-Сити , Канзас-Сити, Миссури [ 29 ]
- Индийский музей корзины , Ла-Хунта, Калифорния [ 30 ]
- Музей Миллисент Роджерс , Таос, Нью-Мексико [ 31 ]
- Музей Северной Аризоны , Флагстафф, Аризона [ 26 ]
- Национальный музей американских индейцев , Смитсоновский институт , Вашингтон, округ Колумбия [ 18 ]
- Музей археологии и этнологии Пибоди , Гарвардский университет , Кембридж, Массачусетс [ 14 ]
- Юнион-Стейшн , Канзас-Сити, Миссури [ 29 ]
- Музей индийского искусства и культуры/Лаборатория антропологии , Санта-Фе, Нью-Мексико [ 32 ]
- Музей антропологии Хаффенреффера при Университете Брауна , Провиденс, Род-Айленд [ 33 ]
См. также
[ редактировать ]- Фанни Нампейо , дочь
- Дейзи Хуи , внучка
- Эльва Нампейо , внучка
- Декстра Нампейо Куотскуйва , правнучка
- Присцилла Намингха , правнучка
- И Намингха , праправнук
- Ида Сахми , пра-пра-невестка
- Нампейо (кратер) , названный в честь Нампейо.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Другие источники называют 1860 или 1868 год.
- ^ «Бесконечность Наций: Юго-Запад» . Национальный музей американских индейцев . Смитсоновский институт . Проверено 8 июня 2016 г.
- ^ Диллингем, Рик. Четырнадцать семей в гончарном деле Пуэбло . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико, 1994. ISBN 0-8263-1499-6 . стр. 14–15
- ↑ В различных источниках датой рождения Нампейо считается 1856 или 1860 год.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Крамер, Барбара, 1926- (1996). Нампейо и ее керамика (1-е изд.). Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. стр. 6, 8, 164, 194. ISBN. 0-585-36572-5 . OCLC 47010594 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хронология Нампейо. Архивировано 8 февраля 2008 г. в Wayback Machine , Музей штата Аризона в Университете Аризоны . Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лумис, Брэндон (27 декабря 2010 г.). «Рейд снижает спрос на артефакты американских индейцев» . Солт-Лейк-Трибьюн . Сан-Франциско . Проверено 21 сентября 2017 г.
- ^ Барбара Крамер. Нампейо и ее керамика . Университет Аризоны Пресс; 2003. ISBN 978-0-8165-2321-4 . п. 20.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дайан Диттемор. «Наследие Нампейо: Семья гончаров Хопи-Тева». Юго-западное искусство. Проверено 9 апреля 2014 г.
- ^ Барбара Крамер. Нампейо и ее керамика . Университет Аризоны Пресс; 2003. ISBN 978-0-8165-2321-4 . стр. xi, 7, 194.
- ^ Перейти обратно: а б с Хиршфельдер, Арлин. «Нампейо». Художники и ремесленники , факты в архиве, 1994. История американских индейцев.
- ^ Петерсон, Сьюзен, 1925–2009 гг. (1997). Керамика женщин американских индейцев: наследие поколений . Национальный музей женщин в искусстве (США), Музей Херда. (1-е изд.). Нью-Йорк: Абвиль Пресс. п. 55. ИСБН 0-7892-0353-7 . OCLC 36648903 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Зоннеборн, Лиз. «Нампейо». Женщины американских индейцев, третье издание , 2016. История американских индейцев.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Леа С. Макчесни. «Производство «Поколений в глине » » . Журнал «Экспедиция» . Пеннский музей. Март 1994 г. Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уэйд Эдвин Л., Леа С. Макчесни и Томас Ким. «Историческая керамика хопи: Коллекция Томаса В. Кима Музея археологии и этнологии Пибоди».
- ^ Барбара Крамер. Нампейо и ее керамика . Университет Аризоны Пресс; 2003. ISBN 978-0-8165-2321-4 . стр. 143, 160.
- ^ Диттемор Д. Наследие Нампейо. Юго-западное искусство [сериал онлайн]. Август 2001 г.; 31(3): 175–183. Доступно по адресу: OmniFile Full Text Select (HW Wilson), Ипсвич, Массачусетс. По состоянию на 5 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Лес Наминга. Нампейо. Национальный музей американских индейцев , Смитсоновский институт . Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ Опиц, Гленн Б., Словарь американских художников, скульпторов и граверов Мантла Филдинга , Apollo Books, Покипси, Нью-Йорк, 1988
- ^ Барбара Крамер. Нампейо и ее керамика . Университет Аризоны Пресс; 2003. ISBN 978-0-8165-2321-4 . стр. 73–74.
- ^ Блэр, Мэри Эллен. (1999). Наследие мастера-гончара: Нампейо и ее потомки . Блер, Лоуренс Р. Тусон: Книги о сундуках с сокровищами. п. 65. ИСБН 1-887896-06-6 . OCLC 41666705 .
- ^ Перейти обратно: а б Барбара Крамер. Нампейо и ее керамика . Университет Аризоны Пресс; 2003. ISBN 978-0-8165-2321-4 . п. 70.
- ^ Перейти обратно: а б Петерсон, Сьюзен; Национальный музей женщин в искусстве (США); Музей Херда (1997). Керамика женщин американских индейцев: наследие поколений . Нью-Йорк: Абвиль Пресс. п. 57. ИСБН 978-0-7892-0353-3 . OCLC 36648903 .
- ^ Приложение D: Рейтинг «Горшков Нампейо». Архивировано 30 июня 2011 г. в Wayback Machine коллекции произведений искусства коренных американцев . http://www.firstpeoplepots.com Проверено 9 апреля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бетси Брунер. «Семейная связь: новая выставка MNA посвящена семейному наследию», Arizona Daily Sun. 10 ноября 2013 г. Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ Витрина Нампейо, заархивированная 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine . Государственный музей Аризоны , Университет Аризоны . Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ Намейо: Превосходство по имени. Архивировано 9 апреля 2014 г. в Wayback Machine . Денверский художественный музей. Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Выставка керамики пуэбло откроется в музее МакКланга 7 сентября» . Теннесси сегодня . Университет Теннесси. 29 августа 2013 г. Проверено 9 апреля 2014 г.
- ^ Художники музея. Архивировано 18 мая 2008 г. в Индийском музее Wayback Machine Koshare. Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ «Музей Таоса приобретает керамический сосуд Нампейо» . Новости Таоса. 20 июня 2013 г. Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ «Без названия кувшин хопи, {{сокр.|ок.|около}} 1900 г.» . Архивировано из оригинала 23 апреля 2014 г. Проверено 21 апреля 2014 г.
- ^ «Хаффенреффер | Брауновский университет» . 11 июля 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Элмор, Стив. 2015. В поисках Нампео , Санта-Фе, Spirit Bird Press и индийское искусство Стива Элмора.
- Блэр, Мэри Эллен; Блэр, Лоуренс Р. (1999). Наследие мастера-гончара: Нампейо и ее потомки . Тусон: Книги о сундуках с сокровищами. ISBN 1-887896-06-6 . OCLC 41666705 .
- Грейвс, Лора. Томас Варкер Ким, индийский трейдер . Норман: Университет Оклахомы Пресс, 1998. ISBN 0-8061-3013-X .
- Коллинз, Джон Э. Нампейо, Хопи Поттер: ее артистизм и ее наследие. Фуллертон, Калифорния: Культурный центр Макенталера. 1974 год
- Рубинштейн, Шарлотта Штрайфер. Американские женщины-художницы: от ранних индийских времен до наших дней . Нью-Йорк: Эйвон, 1982.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Путеводитель по фотографическим ресурсам североамериканской коллекции , Юго-западная экспедиция Томаса Кима
- Нампейо – мастер-гончар хопи
- 1859 рождений
- 1942 смертей
- Мыло-Тева гончары
- Американские гончары
- Американские женщины-гончары
- Керамисты из Аризоны
- Американские керамисты ХХ века
- Американские женщины-художницы 20-го века
- Женщины-гончары коренных американцев
- Гончары коренных американцев
- Художники коренных американцев 20-го века
- Женщины коренных американцев 20-го века
- Женщины коренных американцев XIX века
- Коренные американцы из Аризоны
- Женщины-художницы хопи
- Художники хопи