Jump to content

Даже там

Даже там
Нам-па-ю
( Тева : змея, которая не кусает)
Нампейо, ок. 1900 г., фотография А. К. Вромана.
Рожденный 1859 [ 1 ]
Хано Пуэбло , Аризона
Умер 1942 (82–83 года)
Аризона
Национальность Хопи Тева (США)
Известный художник-керамист
Движение Сикхское возрождение
Супруг Лесу (второй муж)

Нампейо (1859 г.) [ 1 ] – 1942) [ 2 ] был гончаром хопи-тева , жившим в резервации хопи в Аризоне . [ 3 ] [ 4 ] Ее имя Тева также писалось как Нум-па-ю , что означает «змея, которая не кусает». Ее имя также упоминается как «Нунг-бе-ён», Тева, что означает «Песчаная змея». [ 5 ]

Она использовала древние методы изготовления и обжига керамики, а также образцы керамики «старого хопи» и черепки, найденные в руинах Сикьятки 15-го века на Первой Месе. [ 6 ] Ее работы находятся в коллекциях в США и Европе, в том числе во многих музеях, таких как Национальный музей американского искусства , Музей Северной Аризоны , Музей Сперлока и Музей археологии и этнологии Пибоди в Гарвардском университете .

Мировой рекорд керамики индейцев Юго-Западной Америки был установлен на аукционе Bonhams в Сан-Франциско 6 декабря 2010 года, когда одно из произведений искусства Нампейо, украшенный керамический горшок, было продано за 350 000 долларов. [ 7 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Нампейо и ее брат Том Полакка на крыше жилища клана Кукуруз в деревне Хано, фотография сделана в 1875 году Уильямом Генри Джексоном ( Историческое общество Колорадо ) [ 8 ]

Нампейо родился на Первой Месе в деревне Хано, также известной как деревня Тева, которая в основном состоит из потомков народа тева из северного Нью-Мексико, которые бежали на запад, на земли хопи, около 1702 года для защиты от испанцев после восстания пуэбло. 1680. [ 5 ] Ее мать, Белая Кукуруза, была Тева; ее отец Куотсва из соседнего Валпи был членом клана Змей народа хопи. Согласно традиции, Нампейо родилась в клане Тева Корн своей матери. [ 9 ] [ 5 ] [ 10 ] Традиция также поручил ее бабушке по отцовской линии дать ей имя. Ее бабушка, представительница клана Змей, назвала малышку Цу-мана, или девочка-змея на языке хопи. Семья ее матери, с которой она жила, говорила на языке тева и поэтому называла ее нампейо, что имеет то же значение. [ 11 ] У нее было три старших брата, Том Полакка, Кано и Патунтупи, также известный как Сквош; Ее братья родились примерно с 1849 по 1858 год. [ 5 ] Нампейо не умел читать и писать и никогда не ходил в школу. [ 12 ]

Уильям Генри Джексон впервые сфотографировал ее в 1875 году; По общему мнению, она была одним из самых фотографируемых художников-керамистов на Юго-Западе 1870-х годов. [ 9 ]

Вскоре после этой фотографии Нампейо женился на Квивойе, но их брак оказался неудачным, и они никогда не жили вместе. [ 11 ] [ 13 ] Около 1878 г. [ 6 ] или 1881 год, [ 14 ] Нампейо вышла замуж за своего второго мужа, Лесу (или Лессо), члена клана Кедровых деревьев в Валпи . Их первая дочь Энни родилась в 1884 году; Уильям Лессо родился около 1893 года; Нелли родилась в 1896 году; Уэсли в 1899 году; и Фанни родилась в 1900 году. [ 6 ]

произведение искусства

[ редактировать ]
черно-белая фотография женщины, склонившейся над огнем
Обжиг керамики Нампейо, 1901 год.

Народ хопи изготавливает керамику, расписанную красивыми узорами, а Нампейо со временем стал считаться одним из лучших гончаров хопи. Нампейо, возможно, научилась гончарному делу хопи благодаря усилиям матери своего отца, хотя ее биограф Барбара Крамер считает эту теорию неправдоподобной. [ 5 ] [ 15 ]

В 1870-х годах Нампейо получала стабильный доход, продавая свои работы на местном торговом посту, которым руководил Томас Ким. [ 15 ] К 1881 году она уже была известна своими произведениями керамики «старого хопи» из Валпи . [ 14 ]

Банка для семян, сделанная Нампейо примерно в 1905 году.

Нампейо стал все больше интересоваться формой и дизайном древней керамики, признавая, что она превосходит керамику хопи, производившуюся в то время. Лесу, ее муж, по общему мнению, был нанят археологом Дж. Уолтером Фьюксом для раскопок древних руин деревни хопи Сикьятки на Первом Месе в 1890-х годах. Лесу помог Нампейо найти черепки с древними рисунками, которые они скопировали на бумагу и позже включили в керамику Нампейо. [ 9 ] [ 5 ] Однако она начала делать копии протоисторической керамики XV–XVII веков с древних деревенских стоянок. [ 6 ] такие как Сикьятки, которые были исследованы до Фьюкса и Томаса Варкера Кима. [ 9 ] [ 14 ] Нампейо разработала свой собственный стиль, основанный на традиционном дизайне, известном как керамика возрождения хопи. [ 16 ] из старых рисунков хопи и керамики сикьятки. [ 14 ] Вот почему исследователи называют ее стиль «Возрождением Сикьятки» по названию протоисторического места. [ 17 ]

Нампейо с одним из своих сосудов Возрождения Сикьятки, ок. 1908–1910. Хопи, Аризона. Фото Чарльза М. Вуда. P07128

Ким нанял гончаров Первой Мезы, чтобы они сделали репродукции произведений искусства. Нампейо был особенно опытным. Ее керамика имела успех и собиралась по всей территории Соединенных Штатов и Европы. [ 14 ]

Сикьятки , раскопанная около 1895 года. Этот узор стал одним из ее любимых. Банка с узором моли

Когда я впервые начал рисовать, я ходил в древнюю деревню, собирал глиняные изделия и копировал рисунки. Так я научился рисовать. Но сейчас я просто закрываю глаза, вижу рисунки и рисую их.

- Нампейо, 1920-е гг. [ 18 ]

Кейт Кори , художница и фотограф, жившая среди хопи с 1905 по 1912 год в Орайби и Валпи , [ 19 ] писал, что Нампейо использовал в огне овечьи кости, которые, как полагают, делали огонь горячим или делали керамику белее, а также разглаживал обожженные горшки растением с красными цветками. Обе техники являются древними гончарными практиками Тева. [ 20 ] Нампейо использовал до пяти разных глин в одном творении, тогда как обычно было две. [ 21 ]

Нампейо и ее муж отправились в Чикаго в 1898 году, чтобы выставить ее керамику. [ 22 ] Между 1905 и 1907 годами она производила и продавала керамику в здании, напоминающем пуэбло, под названием «Дом хопи», туристической достопримечательности (сочетание музея, антикварного магазина, театра и жилого помещения для танцоров и художников коренных американцев) в домике Гранд-Каньона . под управлением компании Fred Harvey . [ 6 ] [ 14 ] В 1910 году она выставлялась на Чикагской выставке земель и ирригации США. [ 6 ] [ 18 ]

Один из ее знаменитых узоров, узор миграции, представлял миграцию народа хопи с мотивами перьев и птичьих когтей. Примером может служить ваза 1930-х годов из коллекции Национального музея американских индейцев Смитсоновского института в Вашингтоне, округ Колумбия. [ 18 ] Ее работы отличаются формами керамики и узорами. Она делала широкую, низкую, округлую глиняную посуду, а в последующие годы и высокие кувшины. [ 9 ] Многие из ее работ можно узнать по «узнаваемым рисункам» и «художественным особенностям». [ 5 ]

Фотография Нампейо часто использовалась в туристических брошюрах по юго-западу Америки . [ 23 ]

Нампейо начала терять зрение из-за трахомы примерно на рубеже 20-го века. [ 23 ] [ 24 ] С 1925 года и до самой смерти она мастерила керамику на ощупь, а затем ее расписывали ее муж, дочери или другие члены семьи. [ 22 ] [ 25 ] Поскольку художники были разными, стиль стал более насыщенным и геометрическим. [ 11 ]

Смерть и наследие

[ редактировать ]
Нампейо в 1901 году (справа) со своей старшей дочерью Энни Хилинг (слева), держащей на руках внучку Рэйчел; и мать Белая кукуруза (в центре).

Нампейо умерла в 1942 году в доме своего сына Уэсли и невестки Сесилии. [ 6 ]

Она была символом народа хопи и лидером возрождения древней керамики. [ 22 ] Она вдохновила на изготовление гончарных изделий десятки членов семьи на протяжении нескольких поколений, в том числе дочерей Фанни Нампейо и Энни Хилинг. [ 9 ] [ 24 ] На выставке 2014 года в Музее Северной Аризоны представлены работы четырех поколений художников, происходящих из Нампейо. [ 26 ]

В 2010 году одна из работ Нампейо, горшок выпуклой формы с фигурами хопи Качина со «стилизованными лицами» в «ярких головных уборах черного цвета и цвета жженой умбры», нарисованными на «четырех сторонах горшка», была продана за 350 000 долларов. Предыдущими владельцами были Картер Харрисон-младший, который был мэром Чикаго с 1911 по 1915 год, и чикагский арт-клуб Cliff Dwellers, получивший работы от Харрисона в 1930-х годах. [ 7 ]

Публичные коллекции

[ редактировать ]
Банка Хопи-Тева, изготовленная Нампейо, начало 1900-х годов, Музей Херда .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Другие источники называют 1860 или 1868 год.
  2. ^ «Бесконечность Наций: Юго-Запад» . Национальный музей американских индейцев . Смитсоновский институт . Проверено 8 июня 2016 г.
  3. ^ Диллингем, Рик. Четырнадцать семей в гончарном деле Пуэбло . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико, 1994. ISBN   0-8263-1499-6 . стр. 14–15
  4. В различных источниках датой рождения Нампейо считается 1856 или 1860 год.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Крамер, Барбара, 1926- (1996). Нампейо и ее керамика (1-е изд.). Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. стр. 6, 8, 164, 194. ISBN.  0-585-36572-5 . OCLC   47010594 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хронология Нампейо. Архивировано 8 февраля 2008 г. в Wayback Machine , Музей штата Аризона в Университете Аризоны . Проверено 7 апреля 2014 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Лумис, Брэндон (27 декабря 2010 г.). «Рейд снижает спрос на артефакты американских индейцев» . Солт-Лейк-Трибьюн . Сан-Франциско . Проверено 21 сентября 2017 г.
  8. ^ Барбара Крамер. Нампейо и ее керамика . Университет Аризоны Пресс; 2003. ISBN   978-0-8165-2321-4 . п. 20.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дайан Диттемор. «Наследие Нампейо: Семья гончаров Хопи-Тева». Юго-западное искусство. Проверено 9 апреля 2014 г.
  10. ^ Барбара Крамер. Нампейо и ее керамика . Университет Аризоны Пресс; 2003. ISBN   978-0-8165-2321-4 . стр. xi, 7, 194.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Хиршфельдер, Арлин. «Нампейо». Художники и ремесленники , факты в архиве, 1994. История американских индейцев.
  12. ^ Петерсон, Сьюзен, 1925–2009 гг. (1997). Керамика женщин американских индейцев: наследие поколений . Национальный музей женщин в искусстве (США), Музей Херда. (1-е изд.). Нью-Йорк: Абвиль Пресс. п. 55. ИСБН  0-7892-0353-7 . OCLC   36648903 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  13. ^ Зоннеборн, Лиз. «Нампейо». Женщины американских индейцев, третье издание , 2016. История американских индейцев.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Леа С. Макчесни. «Производство «Поколений в глине » » . Журнал «Экспедиция» . Пеннский музей. Март 1994 г. Проверено 7 апреля 2014 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б Уэйд Эдвин Л., Леа С. Макчесни и Томас Ким. «Историческая керамика хопи: Коллекция Томаса В. Кима Музея археологии и этнологии Пибоди».
  16. ^ Барбара Крамер. Нампейо и ее керамика . Университет Аризоны Пресс; 2003. ISBN   978-0-8165-2321-4 . стр. 143, 160.
  17. ^ Диттемор Д. Наследие Нампейо. Юго-западное искусство [сериал онлайн]. Август 2001 г.; 31(3): 175–183. Доступно по адресу: OmniFile Full Text Select (HW Wilson), Ипсвич, Массачусетс. По состоянию на 5 декабря 2015 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Лес Наминга. Нампейо. Национальный музей американских индейцев , Смитсоновский институт . Проверено 7 апреля 2014 г.
  19. ^ Опиц, Гленн Б., Словарь американских художников, скульпторов и граверов Мантла Филдинга , Apollo Books, Покипси, Нью-Йорк, 1988
  20. ^ Барбара Крамер. Нампейо и ее керамика . Университет Аризоны Пресс; 2003. ISBN   978-0-8165-2321-4 . стр. 73–74.
  21. ^ Блэр, Мэри Эллен. (1999). Наследие мастера-гончара: Нампейо и ее потомки . Блер, Лоуренс Р. Тусон: Книги о сундуках с сокровищами. п. 65. ИСБН  1-887896-06-6 . OCLC   41666705 .
  22. ^ Перейти обратно: а б с Нампейо. Архивировано 28 июня 2014 г. в Индийском музее Wayback Machine Koshare. Проверено 7 апреля 2014 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б Барбара Крамер. Нампейо и ее керамика . Университет Аризоны Пресс; 2003. ISBN   978-0-8165-2321-4 . п. 70.
  24. ^ Перейти обратно: а б Петерсон, Сьюзен; Национальный музей женщин в искусстве (США); Музей Херда (1997). Керамика женщин американских индейцев: наследие поколений . Нью-Йорк: Абвиль Пресс. п. 57. ИСБН  978-0-7892-0353-3 . OCLC   36648903 .
  25. ^ Приложение D: Рейтинг «Горшков Нампейо». Архивировано 30 июня 2011 г. в Wayback Machine коллекции произведений искусства коренных американцев . http://www.firstpeoplepots.com Проверено 9 апреля 2013 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б Бетси Брунер. «Семейная связь: новая выставка MNA посвящена семейному наследию», Arizona Daily Sun. 10 ноября 2013 г. Проверено 7 апреля 2014 г.
  27. ^ Витрина Нампейо, заархивированная 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine . Государственный музей Аризоны , Университет Аризоны . Проверено 7 апреля 2014 г.
  28. ^ Намейо: Превосходство по имени. Архивировано 9 апреля 2014 г. в Wayback Machine . Денверский художественный музей. Проверено 7 апреля 2014 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б «Выставка керамики пуэбло откроется в музее МакКланга 7 сентября» . Теннесси сегодня . Университет Теннесси. 29 августа 2013 г. Проверено 9 апреля 2014 г.
  30. ^ Художники музея. Архивировано 18 мая 2008 г. в Индийском музее Wayback Machine Koshare. Проверено 7 апреля 2014 г.
  31. ^ «Музей Таоса приобретает керамический сосуд Нампейо» . Новости Таоса. 20 июня 2013 г. Проверено 7 апреля 2014 г.
  32. ^ «Без названия кувшин хопи, {{сокр.|ок.|около}} 1900 г.» . Архивировано из оригинала 23 апреля 2014 г. Проверено 21 апреля 2014 г.
  33. ^ «Хаффенреффер | Брауновский университет» . 11 июля 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Элмор, Стив. 2015. В поисках Нампео , Санта-Фе, Spirit Bird Press и индийское искусство Стива Элмора.
  • Блэр, Мэри Эллен; Блэр, Лоуренс Р. (1999). Наследие мастера-гончара: Нампейо и ее потомки . Тусон: Книги о сундуках с сокровищами. ISBN  1-887896-06-6 . OCLC   41666705 .
  • Грейвс, Лора. Томас Варкер Ким, индийский трейдер . Норман: Университет Оклахомы Пресс, 1998. ISBN   0-8061-3013-X .
  • Коллинз, Джон Э. Нампейо, Хопи Поттер: ее артистизм и ее наследие. Фуллертон, Калифорния: Культурный центр Макенталера. 1974 год
  • Рубинштейн, Шарлотта Штрайфер. Американские женщины-художницы: от ранних индийских времен до наших дней . Нью-Йорк: Эйвон, 1982.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d4e277a64d92e019649272b2d0aaffca__1715591820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d4/ca/d4e277a64d92e019649272b2d0aaffca.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nampeyo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)