Мужчина и жена (роман)
«Мужчина и жена» — девятый опубликованный роман Уилки Коллинза , впервые опубликованный в 1870 году. Это второй из его романов (после «Без имени» ), в котором социальные вопросы дают основной импульс сюжету. Коллинз все чаще использовал свои романы для исследования социальных злоупотреблений, что, по мнению критиков, [ 1 ] [ 2 ] имеет тенденцию умалять их качества как вымысла. Социальная проблема, которая движет сюжетом, - это состояние шотландского закона о браке; на момент написания романа любая пара, имевшая законное право на брак и утверждавшая, что они женаты, либо в присутствии свидетелей, либо в письменной форме, считалась в Шотландии состоящей в законном браке.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]В романе сложный сюжет, характерный для творчества Коллинза. [ 3 ] В прологе эгоистичный и амбициозный мужчина бросает свою жену, чтобы жениться на более богатой женщине с лучшими связями, воспользовавшись лазейкой в брачном законодательстве Ирландии.
Первоначальное действие происходит в доме овдовевшей леди Ланди в Шотландии . Джеффри Деламейн пообещал жениться на своей возлюбленной Анне Сильвестр ( гувернантке падчерицы леди Ланди Бланш), которая навлекла на себя неприязнь своего работодателя. Расточительного Джеффри вот-вот лишат наследства, и он желает избежать своего обещания и жениться на богатой жене. Тем не менее, он вынужден устроить свидание с Анной в образе своей жены в гостинице и документально подтвердить это обменом с ней записками. Впоследствии неотложные дела вынуждают его послать к Анне вместо себя своего друга Арнольда Бринкворта, жениха Бланш. Чтобы получить к ней доступ, Арнольд должен попросить «свою жену». Хотя между ними не происходит ничего предосудительного, хозяйке дома и официанту Бишопригсу они кажутся мужем и женой.
Таким образом, и Джеффри, и Арнольд могут считаться женатыми на Анне, в зависимости от веса устных и письменных доказательств. Большая часть романа посвящена попыткам Анны, Джеффри и Арнольда прояснить свое семейное положение:
- Анне нужно выйти замуж, чтобы спасти свою репутацию
- Джеффри хочет избавиться от Анны, утверждая, что она замужем за Арнольдом.
- Арнольд хочет жениться на Бланш, но опасается, что случайно уже женился на Анне в соответствии с законодательством Шотландии.
В последующих главах Джеффри, заядлый спортсмен, ухаживает за миссис Гленарм, богатой молодой вдовой, в то время как Энн консультируется с юристами, которые дают ей противоречивые советы по поводу ее положения, а позже пытается объяснить ситуацию миссис Гленарм, которая дает ей отпор. Арнольд обращается за советом к зятю леди Ланди сэру Патрику Ланди, юристу на пенсии. Сэр Патрик энергично подходит к проблеме, но из-за различных неудач решимость Джеффри добиться успеха его плана и неудовлетворительное состояние закона не приводят к немедленному успеху. Однако он удостоверяется, что переписка, связывающая Джеффри и Энн, существует и была украдена в гостинице Бишопригсом, который пытается вымогать за нее деньги. Энн, которая решительно желает устранить любые препятствия на пути к браку Бланш и Арнольда, приходит к такому же выводу и вынуждает Бишоприггса отдать ей письмо, угрожая раскрыть его содержание, что сделает его бесполезным для шантажа. В конце концов Энн предлагает раскрыть свои отношения с Джеффри, даже ценой своей репутации, впечатляя сэра Патрика своим мужественным и благородным поведением. На встрече всех сторон и их адвокатов она делает свои откровения. Джеффри больше не может уклоняться от выполнения данного ей обещания и признает ее своей женой.
Подсюжет касается атлетизма Джеффри. Во время подготовки к важной гонке у Джеффри обнаруживается серьезное физическое заболевание, из-за которого он может получить паралитический инсульт. В самой гонке, в которой Джеффри представляет Юг Англии против Севера, он терпит поражение ближе к концу, оставляя своего противника победителем. Его «друзья» покидают его, проиграв сделанные на него ставки.
Роман наконец становится триллером. Джеффри отвозит Энн в уединенный коттедж, в котором нема кухарка-экономка Эстер Детридж (которая также фигурирует в самых ранних сценах). Эстер непреднамеренно сообщает Джеффри, что она убила своего жестокого и хищного мужа, почти невидимым образом разобрав часть стены его (запертой) спальни, наклонившись и задушив его. Джеффри заставляет Эстер показать ему, как сделать то же самое с Энн. С помощью различных уловок он укладывает Анну спать в удобной кровати. Однако у него случается инсульт, когда он собирается задушить ее, и, находясь без сознания, его душит Эстер, которая с опозданием осознает чудовищность того, чему она способствовала. Сэр Патрик, зная об опасности, в которой находится Анна, дежурил возле дома и, когда Анна поднимает тревогу, должным образом спасает ее.
В финальной сцене леди Ланди ждет визита сэра Патрика и его новой невесты. Она с огорчением обнаруживает, что эта дама, которая имеет приоритет над ней в семье, является ее врагом Анной.
Темы и влияния
[ редактировать ]Тема Пролога повторяется в основном действии: Анна и Бланш — дочери брошенных женщин и ее лучший друг.
Помимо брачного законодательства Шотландии, о котором говорилось выше, Коллинз критикует юридические недостатки замужних женщин (которые также являются движущей силой сюжета « Женщины в белом ») и культ атлетизма. В романе он описывает занятия легкой атлетикой как опасные для здоровья спортсменов и порождающие антиинтеллектуализм и жестокость.
Страница [ 2 ] указывает, что последний из них не родственен двум другим, оба из которых были широко признаны скандальными и вскоре были исправлены изменениями в законе, тогда как атлетизм и спортсмены, по-видимому, были любимой ненавистью к миниатюрным и незначительным людям. атлетичный Коллинз. Однако он утверждает, что одержимость физической, а не интеллектуальной или моральной культурой является символом жестокости и грубости, присутствовавших в социальных отношениях того периода. Пейдж также отмечает явный для того времени сексуальный элемент в отношениях Джеффри и миссис Гленарм.
Как и «Без имени» , роман состоит из сцен, отражающих непреходящий интерес Коллинза к театру. Питерс [ 1 ] заявляет, что это был «один из [его романов], изначально задуманный как пьеса». Пейдж отмечает, что это действие было бы слишком противоречивым, чтобы его можно было представить на викторианской сцене.
Коллинз приложил усилия, чтобы обеспечить точность действия романа с точки зрения закона того времени. Право было для него предметом постоянного интереса, и юридические вопросы и юристы часто появляются в его произведениях, особенно в «Женщина в белом» , «Армадейл» , «Без имени» и «Лунный камень» .
Публикация
[ редактировать ]Книга «Мужчина и жена» была впервые опубликована в 1870 году в виде серий в журналах Cassell's Magazine (Лондон) и Harper's Weekly (Нью-Йорк). В том же году он был опубликован в виде книги Ф.С. Эллисом . [ 2 ]
Критический прием
[ редактировать ]Роман, следующий по порядку после весьма успешного «Лунного камня» Коллинза , имел коммерческий успех. Среди современных критиков Питерс [ 1 ] невысокого мнения о его сюжете и характеристиках, но Пейдж [ 2 ] утверждает, что ее следует отнести к знаменитой художественной литературе Коллинза 1860-х годов, а не к его более поздним и худшим полемическим романам. Роман оказался неизменно популярным и до сих пор издается.
Драматизация
[ редактировать ]Три сценические адаптации были написаны американцами: адаптация Фреда Листера была принята Калифорнийским театром в Сан-Франциско; другой, написанный Ф. Уильямсом, имел успешный прокат в Бостоне, третий, написанный Фрэнком М. Мэйо , был адаптирован Огюстином Дейли в Нью-Йорке и имел длительный успех. Мэри Гладстейн получила исключительное право воспроизводить эту версию в австралийских колониях и в Англии. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Питерс, Кэтрин (1993). Король изобретателей . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-03392-1 .
- ^ Jump up to: а б с д Пейдж, Норман (1995). Мужчина и жена (Введение в ред. Oxford Classics). Издательство Оксфордского университета.
- ^ Питерс, Кэтрин (1989). Армадейл (Введение в Oxford Classics, изд.). Издательство Оксфордского университета.
- ^ «Королевский театр» . «Вестник» (Мельбурн) . № 7840. Виктория, Австралия. 20 февраля 1871 г. с. 3 . Проверено 14 июля 2021 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мужчина и жена в стандартных электронных книгах
Аудиокнига «Мужчина и жена» , являющаяся общественным достоянием, на LibriVox