Jump to content

Маттеуччо

Маттео Сассано , псевдоним Маттеуччо , около 1700 года.
Аноним, дерево, масло, 100 × 76 см, Мадрид, Национальный музей декоративного искусства

Маттео Сассано по прозвищу Маттеуччо [ 1 ] (1667 — 15 октября 1737), был знаменитым итальянским кастратом , прозванным также «неаполитанским соловьем» (il rosignuolo di Napoli) из-за чрезвычайно красивого сопрано и виртуозного пения.

Детство и юность

[ редактировать ]

Сассано родился в Сан-Северо и был сыном вдовы Ливии Томмазино и Джузеппе Сассано. О его раннем детстве ничего не известно. [ 2 ] Парикмахер из его родного города, который, предположительно, выполнил роковую процедуру орхиэктомии , имел контакты в Неаполе с неким Алессандро де Лигуоро, парикмахером, владевшим магазином недалеко от дворца апостольского нунция на виа Толедо; последний подобрал маленького Маттео, взял его к себе, ухаживал за ним и впоследствии стал доверенным лицом певца. [ 3 ] Алессандро также позаботился о том, чтобы девятилетний Маттео мог поступить в Консерваторию Повери ди Джезу Кристо [ it ] . [ 4 ] Там в течение следующих 10 лет он получал совершенную музыкальную и вокальную подготовку под руководством Джованни Сальваторе и Донато Олива.

После начального периода обучения Маттео смог принять участие в традиционном servizio di musica консерватории (музыкальная «служба»): это означало, что его отправляли петь в окрестные церкви в важные праздничные дни. В 1684 году, еще будучи студентом консерватории, он устроился на работу в капеллу Королевского дворца Неаполя с жалованьем 10 дукатов в месяц.

Теперь он был известен под своим псевдонимом и сценическим псевдонимом «Маттеуччо» (маленький Маттео) и впоследствии появлялся в основном в различных операх и серенатах выдающегося оперного композитора Алессандро Скарлатти , работавшего в Неаполе: вероятно, впервые в 1684 году в рамках частного спектакль в доме Дома Карафы в опере «Dal Male il Bene» (ориг. Tutto il mal non vien per nuocere ) на либретто Джузеппе Доменико де Тодис. 25 августа и 16 сентября 1686 года он принял участие в серенате Скарлатти «Олимпо» в Мерджеллине в Палаццо Реале; это было грандиозное выступление, в котором приняли участие около 100 исполнителей.

В 1690 году он был официально назначен сопрано важной капеллы Тесоро ди Сан Дженнаро и принят в члены Конгрегации музыки Неаполя. Последнее было братством, предназначенным исключительно для членов Королевской капеллы, и его резиденция находилась в церкви Монтесанто. В 1694 году Маттеуччо был назначен главой Конгрегационе. [ 5 ]

Тем временем с ним в Неаполе жила и его бедная мать; Маттео предоставил в ее распоряжение свою квартиру, сам поселился в монастыре Сан Франческо де Паола недалеко от королевского дворца. К сожалению, вскоре разразился скандал, когда его мать начала встречаться с другими мужчинами каждую неделю. смог открыть новую, более красивую лавку прямо напротив нунциатуры Маттео нашел выход, выдав ее в 1694 году замуж за своего бывшего наставника, цирюльника Алессандро де Лигуоро, который за счет богатого приданого в 282 дуката . [ 6 ]

первый звонок от любящего музыку императора Леопольда I. Слава Маттеуччо как певца тем временем выросла до такой степени, что в 1695 году ему позвонил из Вены Певец отправился в путь 18 апреля 1695 года, но на полпути повернул обратно, официально по состоянию здоровья, на самом деле, возможно, потому, что боялся прохладного климата по ту сторону Альп, и потому что у него не было желания покидать свой город. родной Неаполь. Тем не менее, в ноябре того же года он все-таки поехал в Вену, и хотя получал зарплату в 3000 заработанных Скуди , [ 7 ] он оставался только до лета 1696 года.

К 13 июля 1696 года Маттеуччо вернулся в Неаполь, а 15 июля уже пел на сказочных торжествах по случаю открытия набережной у Казино. [ 8 ] наместника в Посиллипо Адониса Венера в серенаде Алессандро Скарлатти « , Адоне и любовь» (т.е. « Из сада наслаждений» ; [ 9 ] либретто: Франческо Мария Палья).

К сожалению, успех Маттеуччо имел не только положительные стороны. После возвращения из императорского двора он начал меняться: теперь он был диво , боготворимым женщинами и высокооплачиваемым, вел себя гордо и высокомерно и даже однажды отказался подчиняться вице-королю Неаполя. [ 10 ] Однако из-за его прекрасного пения его выходки всегда прощались.

В 1697 году он последовал за этим, исполнив главную роль в опере «Ажас» Карло Амброджо Лонати и Паоло Маньи. [ 11 ] который, однако, был сильно переработан для этого спектакля Франческо Гаспарини . 15 декабря 1697 года в театре Сан-Бартоломео он исполнил партию Аппио Клаудио в опере Алессандро Скарлатти « La caduta de' decemviri». [ 12 ] (либретто Сильвио Стампильи ), [ 13 ] а на карнавале 1698 года — роль Лаэрта Порсенны в «Муцио Сцевола» на музыку Кавалли и Джованни Бонончини в редакции А. Скарлатти (снова либретто Сильвио Стампильи). [ 14 ]

В 1697 и 1698 годах Маттеуччо также несколько раз выступал в северной Италии, спев в Театре Дукале в Пьяченце в опере Бернардо Сабадини «Триумфальная добродетель inganno » и в успешной опере Джованни Бонончини «Триумф Камиллы». [ 15 ] также в Реджо-нель-Эмилия в Карло Франческо Поллароло » «Неизвестном Улиссе в Итаке . [ 16 ]

В Мадриде и Вене

[ редактировать ]

В 1698 году Маттеуччо был вызван в Мадрид испанской королевой Марией Анной Нойбургской . Она надеялась, что его пение сможет оказать исцеляющее воздействие на тяжелую депрессию короля Испании Карла II . Поэтому «Неаполитанскому соловью» приходилось петь для короля каждый вечер, и он действительно чувствовал себя настолько лучше, что певец оставался при испанском дворе до самой смерти Карла в 1700 году. Десятилетия спустя этот положительный опыт стал образцом для испанцев. королева Изабелла Фарнезе , когда пригласила знаменитого Фаринелли спеть для своего мужа, подавленного Филиппа V Испанского .

После смерти Карла II Маттеуччо вернулся в Вену в 1701 году, где в течение следующих нескольких лет радовал Иосифа I, императора Священной Римской империи , и императорский двор.

Из Вены он отправился в Венецию в конце 1705 года, чтобы выступить в театре Сан-Джованни Гризостомо на премьерах опер Карло Франческо Поллароло «Флавио Бертаридо», «Ре де Лонгобарди» , [ 17 ] и Филипп, царь Греции [ 18 ] (с января 1706 г.). Когда он спел партию Люсии в оратории «Триумфальная костанца нель-мартирио ди Санта-Лючия» во Флоренции в 1705 году, он «удивил и поразил всех» своим пением. [ 19 ]

В 1708 году он появился в Болонье в опере «Венеслао», т. е. «Невинное братоубийство» Джакомо Антонио Перти . [ 20 ] В ноябре того же года он вернулся в Венецию, где пел в Антонио Кальдары . «Софонисбе» [ 21 ] и в январе 1709 года в «Щедром победителе » Антонио Лотти . [ 22 ]

знаменитое контральто Франческо Антонио Пистокки В одном из своих путешествий Маттеуччо встретил в церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции , с которым спел мотет Алессандро Скарлатти. После спектакля он сам получил многочисленные подарки, Скарлатти - золотую табатьерку , но бедный Писточки ушел с пустыми руками! Совершенно озлобленный, альт утверждал в письме к своему другу Джакомо Перти, что мотет в целом и Маттеуччо ему совершенно не понравились, особенно ценителям, только его самого многие слушали «с бесконечным удовольствием»... [ 23 ]

Вернувшись в Неаполь

[ редактировать ]

Маттеуччо вернулся в свой родной Неаполь в 1709 году после многих лет отсутствия. Там 28 августа 1709 года он выступил на праздновании дня рождения королевы Испании Елизаветы в « Мюзиклах Trattenimento in lode della maestà cattolica di Elisabetta Regina delle Spagne» А. Скарлатти . Это была серената на текст Джузеппе Паписа для четырех голосов и хора. Лишь немного спустя он пел во время пышного поминовения Vergine dei Sette Dolori в церкви Санта-Мария-д'Огни-Бене и получил в качестве экстравагантного подарка от герцога Маддалони великолепную карету с лошадьми в знак благодарности. [ 24 ]

В 1711 году Сассано был восстановлен на своем месте музыканта Королевской капеллы Неаполя, которое он потерял во время пребывания за границей, с единственным обязательством присутствовать на королевских торжествах.

Теперь 44-летний «Диво» с этого момента начал немного сокращаться и петь реже. Поскольку он был пожалован императором в дворянство, теперь его обычно называли Маркграфом . Дон Маттео Сассано». [ 25 ] Последними яркими моментами его блестящей карьеры были:

  • 19 июня 1712 года состоялась Серената по случаю коронации Карла VI как короля Венгрии или Il Genio Austriaco. [ 26 ] Алессандро Скарлатти (текст Паписа) в Королевском дворце;
  • 1714 г. - «драматическая сказка» « Фетида» о свадьбе Франческо Марии Спинелли, принца Скалеи, с доньей Розой Пигнателли. Музыку к нему написал Томмазо Карапелла, а кроме Маттеуччо (в роли Пелео ) пела Марианна Булгарелли , ген. «ла Романина» (как Тетис), Джованна Альбертини, генер. «Реджана» (в роли Дори) и Гаэтано Борги (в роли Протео);
  • В мае 1716 года серенада Скарлатти «Слава весны». [ 27 ] была дана в частном театре Никколо Гаэтани д'Арагона, герцога Лауренцано, с Маттеуччо в роли Весны ( Примавера ) и Маргариты , известной также из Генделя биографии как Лето ( Поместье ).

В это время Маттеуччо в основном и часто пел на религиозных церемониях в честь Vergine Addolorata . [ 28 ] или когда благородные дамы поступали в монастырь, или в качестве коллеги Конгрегации Сан-Карло. 4 декабря 1717 года он исполнил на именинах графини Даун, вице-короля Неаполя, в Леонардо Лео серенате «Диана любовница» . В последний раз имя Сассано появляется в газете Gazzetta di Napoli 21 ноября 1724 года в честь входа в монастырь Эмилии Карафа, сестры герцога Маддалони. Рядом с Маттео пел восходящая звезда итальянской оперы молодой Фаринелли . Он также стал официальным преемником Маттеуччо в Королевской дворцовой капелле в 1732 году, но оставил этот пост уже в 1735 году в пользу еще более молодого и не менее известного сопрано Каффарелли . [ 29 ]

Маттеуччо продолжал петь в церкви каждую субботу из чистого благочестия даже после того, как вышел на пенсию в возрасте более семидесяти лет. Говорят, что его голос все еще был таким свежим, чистым и красивым, «... что все, кто слышал его, но не видел, считали его юношей в расцвете сил». [ 30 ]

Маттеуччо, «Неаполитанский соловей», умер в возрасте семидесяти лет 15 октября 1737 года в своей квартире недалеко от монастыря Розариелло ди Палаццо в Неаполе и был похоронен в Карминиелло ди Палаццо. [ 31 ]

Он оставил большое состояние, но, поскольку у него не было потомков, он назначил своим наследником и душеприказчиком доктора Доменико Терминиелло. [ 32 ]

  1. ^ Другие варианты названия: Сассани; но также: Маттео Маттеуччио, Маттеуччи, Маттеуччи, Маттиуччо, Сассони, Сассини. См. Грацию Карбонеллу: «Маттео Сассано, неаполитанский соловей», в La Capitanata , 21, 2007, стр. 235–260 ( онлайн, PDF-файл, заархивировано 4 марта 2016 г. на Wayback Machine , получено 19 марта 2021 г.).
  2. ^ Если не указано иное, следующая биография основана на: Грация Карбонелла: «Маттео Сассано, соловей Неаполя», в La Capitanata , 21, 2007, стр. 235–260 ( онлайн, PDF-файл, заархивировано 4 марта 2016 г. на Wayback Machine , получено 19 марта 2021 г.).
  3. ^ Патрик Барбье: Historia dos Castrados (португальская версия; название французского оригинала: Histoire des Castrats ), Лиссабон, 1991 (первоначальное издательство Editions Grasset & Fasquelle, Париж, 1989), стр. 40–41.
  4. ^ "Консерватория для бедных Иисуса Христа"
  5. ^ Грация Карбонелла: «Маттео Сассано, неаполитанский соловей», в La Capitanata , 21, 2007, стр. 235–260, здесь стр. 237–238 ( онлайн, PDF-файл, заархивировано 4 марта 2016 г. на Wayback Machine , получено 19 марта 2021 г.).
  6. ^ Патрик Барбье: Historia dos Castrados (португальская версия; название французского оригинала: Histoire des Castrats ), Лиссабон, 1991 (оригинальное издательство Editions Grasset & Fasquelle, Париж, 1989), стр. 184–185.
  7. ^ Патрик Барбье: Historia dos Castrados (португальская версия; название французского оригинала: Histoire des Castrats ), Лиссабон, 1991 (оригинал Editions Grasset & Fasquelle, Париж, 1989), стр. 138.
  8. Итальянское слово «казино» на самом деле означает «небольшой дом, загородный дом». Это обычное название знатной загородной резиденции. Однако по-итальянски вилла — это вся собственность, включая парк, например, вилла Дориа Памфили в Риме.
  9. ^ "В саду наслаждений"
  10. ^ Патрик Барбье: Historia dos Castrados (португальская версия; название французского оригинала: Histoire des Castrats ), Лиссабон, 1991 (оригинал Editions Grasset & Fasquelle, Париж, 1989), стр. 125.
  11. ^ Аякс .
  12. ^ "Падение десемвирусов "
  13. ^ La caduta de' decemviri
  14. ^ Грация Карбонелла: «Маттео Сассано, неаполитанский соловей», в La Capitanata , 21, 2007, стр. 235–260, здесь с. 242 ( онлайн, PDF-файл, заархивированный 4 марта 2016 г. на Wayback Machine , получено 19 марта 2021 г.). См. также: Муций Сцевола .
  15. ^ Триумф Камиллы на Grove Music
  16. ^ См. список Информационной системы университета Болонского .
  17. ^ Флавий Бертаридо, король лангобардов .
  18. ^ Филипп, король Греции .
  19. Сассани, исполнивший партию Святой Люсии, «поразил и поразил всех…». Коллин Рирдон: Начало карьеры Secondo uomo в Италии конца семнадцатого века , в Журнале музыки семнадцатого века, том 16 (2010), № 1 , ( онлайн ), пункт 9.1 (Эпилог). (Название этого эссе относится к кастрату Джованни Баттиста Тамбурини, а не к Маттео Сассано, который явно был primo uomo).
  20. ^ Вацлав, или Невинное братоубийство .
  21. ^ Антонио Кальдара Софонисба .
  22. ^ Антонио Лотти Щедрый победитель .
  23. ^ Патрик Барбье: Historia dos Castrados (португальская версия; название французского оригинала: Histoire des Castrats ), Лиссабон, 1991 (первоначальное издательство Editions Grasset & Fasquelle, Париж, 1989), стр. 170–171.
  24. ^ "И в то же воскресенье память Пресвятой Скорбящей Девы была торжественно совершена во всех церквях сервитов; в церкви Санта-Мария-д'огни-Бене того же ордена, где был очень богатый аппарат со священными великолепие и отборная музыка, созданная преданностью герцога Мадалони, который подарил карету [!] с лошадьми знаменитому Музыка [!] Маттео Сассано, жившему там. пел...». В Томасе Гриффине: Музыкальные ссылки в Gazzetta di Napoli 1681-1725 , Беркли, Fallen Leaf Press, 1993, GDN 17 сентября 1709 года. Здесь после Грации Карбонеллы: «Маттео Сассано, соловей Неаполя», в La Capitanata , 21, 2007, стр. 235–260 ( онлайн, PDF-файл, заархивировано 4 марта 2016 г. на Wayback Machine , получено 19 марта 2021 г.).
  25. ^ Патрик Барбье: Historia dos Castrados (португальская версия; название французского оригинала: Histoire des Castrats ), Лиссабон, 1991 (оригинал Editions Grasset & Fasquelle, Париж, 1989), стр. 139. См. также: Грация Карбонелла: «Маттео Сассано, неаполитанский соловей», в La Capitanata , 21, 2007, стр. 235–260, здесь стр. 252–256 ( онлайн, PDF-файл, заархивировано 4 марта 2016 г. на Wayback Machine , получено 19 марта 2021 г.).
  26. ^ "Австрийский гений"
  27. ^ "Слава весны"
  28. ^ Дева семи скорбей
  29. ^ Грация Карбонелла: Маттео Сассано, неаполитанский соловей. В La Capitanata , 21, 2007, стр. 235–260, здесь с. 247 ( онлайн, PDF-файл, заархивировано 4 марта 2016 г. на Wayback Machine , получено 19 марта 2021 г.).
  30. ^ "...что каждый слушатель, не видя его, считал его молодым человеком в расцвете сил"; У. Прота-Джурлео: Маттео Сассано, известный как «Маттеуччо» , в Rivista italiana di musicologia , I (1966), стр. 97–119 ( Неаполитанские документы ), здесь стр. 109. См. также: Грация Карбонелла: «Маттео Сассано, неаполитанский соловей», в La Capitanata , 21, 2007, стр. 235–260 ( онлайн, PDF-файл, заархивировано 4 марта 2016 г. на Wayback Machine , получено 19 марта 2021 г.).
  31. ^ «15 октября 1737 года — Маттео Сассано, 80 лет, живущий в Розариелло ди Палаццо, девственник, похоронен в Карминиелло ди Палаццо» (Неаполь, приход Сан Джованни Маджоре, Liber Mortuorum , ок. 431). В У. Прота-Джурлео: «Маттео Сассано…», с. 118. Здесь после Грации Карбонеллы: «Маттео Сассано, неаполитанский соловей». В La Capitanata , 21, 2007, стр. 235–260. ( онлайн, PDF-файл, архивировано 4 марта 2016 г. на Wayback Machine , получено 19 марта 2021 г.).
  32. ^ Патрик Барбье: Historia dos Castrados (португальская версия; название французского оригинала: Histoire des Castrats ), Лиссабон, 1991 (первоначальное издательство Editions Grasset & Fasquelle, Париж, 1989), стр. 139.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Патрик Барбье: Historia dos Castrados (португальская версия; название французского оригинала: Histoire des Castrats ), Лиссабон, 1991 г. (или издательство Editions Grasset & Fasquelle, Париж, 1989 г.).
  • Улисс Прота-Джурлео: Маттео Сассано, известный как «Маттеуччо» (неаполитанские документы). В Rivista Italiana di Musicologia , I/1966, 1, стр. 97–119.
  • Грация Карбонелла: Маттео Сассано, неаполитанский соловей. В La Capitanata , 21, 2007, стр. 235–260 ( онлайн, PDF-файл, заархивировано 4 марта 2016 г. на Wayback Machine , получено 19 марта 2021 г.).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d5f2cdfd0a1ee426734cc731907adb6b__1677363600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/6b/d5f2cdfd0a1ee426734cc731907adb6b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Matteuccio - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)