Jump to content

Варианты М4 Шерман

Танк M4 Sherman , выпускался в нескольких вариантах в результате массового производства распределенного по нескольким производителям и в течение нескольких лет. Он также послужил основой для ряда сопутствующих машин, и несколько стран модифицировали Шерманы, начиная от модернизаций и заканчивая полной переоборудованием корпуса для другой задачи. Первоначально разработанные в 1941 году, варианты М4 до сих пор использовались Израилем во время войн 1967 и 1973 годов со своими арабскими соседями. [ 1 ]

Sherman ARV MK I, эвакуационная машина, сфотографировано в окрестностях Кана в июле – августе 1944 года.

В начале 1940-х годов армии всего мира только исследовали множество особых задач, которые мог бы выполнять танк. Теории о том, какие машины должны были поражать вражеские танки, изменились, поскольку такие машины, как «Шерман», часто оказывались против вражеской бронетехники, и, следовательно, некоторые из наиболее важных первоначальных изменений были сосредоточены на усилении артиллерийского вооружения базовой машины. Вскоре последовало улучшение мобильности, защиты и создание конкретных вариантов для поддержки пехоты. Аналогичную модификацию основного вооружения собирались провести англичане, получившие по ленд-лизу в ходе войны некоторое количество «Шерманов», выпустив танк «Шерман Файрфлай» (вооруженный мощной 17-фунтовой танковой пушкой).

Многие ранние варианты Шермана были преобразованы в бронетранспортеры (называемые « Кенгуру ») или бронированные эвакуационные машины .

При подготовке к вторжению в Европу войск союзников в 1944 году использовалась амфибийная «плавающая» версия «Шермана». Вплоть до конца Второй мировой войны велись также обширные работы по созданию устройств разминирования, которые тем или иным образом крепились к «Шерманам», например, минно-цепового танка «Шерман Краб».

После Второй мировой войны большое количество избыточных «Шерманов» было поставлено в другие страны, в первую очередь в Африку , Южную Америку и на Ближний Восток . Израиль стал крупнейшим послевоенным пользователем танков «Шерман», проведя обширные модификации, чтобы сохранить их на передовой службе вплоть до начала 1970-х годов в качестве танков, мобильных артиллерийских орудий, бронированных машин скорой помощи и многих других версий. Многие участвовали в Шестидневной войне 1967 года и Октябрьской войне 1973 года . Подобные модификации и закупки израильских «Шерманов» производились в Южной Америке , где они служили последними боевыми «Шерманами» вплоть до 1989 года.

Существует множество вариантов Шермана, начиная от M4, M4A1, M4A2, M4A3 и M4A4, которые также включают в себя множество подвариантов (таких как M4 (105) или M4A3E8 «Легкая восьмерка» и другие).

Варианты США

[ редактировать ]
М4(105).
М4А1 (литой корпус). Обратите внимание на закругленные края полностью литой верхней части корпуса. Варианты M4 и M4A1 имеют один и тот же 9-цилиндровый радиальный двигатель.
М4А2
М4А2 ХВСС.
M4A3E2 «Jumbo» с дополнительным дюймом литой брони в лобовой части корпуса.
M4A3E8 «Легкая восьмерка» в Музее кавалерии и доспехов Паттона, 2003 г.
М4А4.

В ходе производства был внесен ряд усовершенствований в конструкцию. Башня прототипов Т20/Т23 с 76-мм пушкой была адаптирована к «Шерману» и запущена в производство в феврале 1944 года; К обозначениям вариантов М4 с этим вооружением добавлялся суффикс «76 мм». Использование 105-мм гаубицы для оснащения танков непосредственной поддержки началось с 1943 года. В качестве реакции на возгорания при проникающих попаданиях на наружную часть корпуса была нанесена накладная броня. Затем последовала внутренняя модификация с обшивкой боеукладок «мокрой укладки». Подвеска была изменена за счет использования более мощной HVSS с середины 1944 года. У HVSS было вдвое больше колес на тележку, и отдельные колеса можно было заменить, не снимая тележку с корпуса. Гусеницы были шире, а покрытия гусениц у машин выходили за пределы корпуса. Другие модификации корпуса включали наклон лобового стекла под углом 47 градусов для упрощения производства, люки большего размера, а также люк для заряжающего и командирской башенки. [ 2 ]

Подтипы M4 США

[ редактировать ]
М4
радиальный двигатель Continental R-975 ; сварной корпус. 75-мм пушка. Пользователи: США, Великобритания, Польша, Франция.
M4 Composite - более поздняя вариация M4, в которой литая передняя часть соединялась со сварными компонентами задней части корпуса.
M4(105) — модернизирован 105-мм гаубицей M4, предназначенной для поддержки и нападения пехоты, но без противотанковых возможностей. Гласис 47° с большими люками водителя.
M4(105) HVSS – M4(105) с подвеской на горизонтальной спиральной пружине (HVSS).
М4А1
Континентальный радиальный двигатель; цельнолитой корпус; 75-мм пушка. Последние серийные модели M4A1 использовали модифицированный корпус с большими люками механиков-водителей. Пользователи: США, Великобритания, Южная Африка, Польша(M4A1(76)W), Франция (небольшое количество).
M4A1(76)W — модернизирован 76-мм пушкой М1 и большими люками механика-водителя.
M4A1(76)W HVSS - модернизированный HVSS с широкой гусеницей, оснащенный 76-мм пушкой M1.
M4A1E9 - модернизация позднего периода войны с разнесенной подвеской VVSS и удлиненными концевыми соединителями с обеих сторон гусениц. Некоторые появились в Европе еще до Дня Победы. Пользователи: США, Франция, многие послевоенные пользователи.
М4А2
Дизельный двигатель General Motors Twin G-41; 75-мм пушка. Пользователи: СССР, Великобритания, Франция, Польша, США (в основном морская пехота США). Более поздние серийные модели M4A2 использовали модифицированную лобовую часть с углом наклона 47° и большими люками механиков-водителей. Это было сделано для того, чтобы облегчить выход из бака, некоторые из них были оснащены пружинами, помогающими открыть люк.
M4A2(76)W — модернизирован 76-мм пушкой М1 и лобовым стеклом с углом наклона 47° и большими люками механика-водителя. Пользователи: СССР
M4A2(76)W HVSS — модернизирован за счет широкогусеничной горизонтальной спиральной рессорной подвески (HVSS), оснащенной 76-мм пушкой M1. Пользователи: СССР, Канада (после Второй мировой войны).
M4A2E4 - прототип M4A2 с независимой торсионной подвеской и расширенными гусеницами на 24 дюйма (61 см). Работы начались в марте 1943 года, летом того же года были готовы два прототипа, которые прошли испытания на Абердинском полигоне . Проект был отменен из-за того, что приостановка оказалась неудовлетворительной, а техническое обслуживание на местах было слишком сложным.
М4А3
двигатель Ford GAA V-8 ; корпус сварной и цельнолитой нос; использовались как 75-мм, так и 76-мм пушки. Первоначальное производство с июня 1942 года производилось компанией Ford, а в феврале 1944 года ее сменил Grand Blanc. Пользователи: США, Франция (небольшое количество), Никарагуа (небольшое количество). M4A3 был предпочтительной машиной армии США. [ 3 ]
M4A3(75)D [ нужна ссылка ] - М4А3 с 75-мм пушкой М3, ранее гласис 57° с «сухим» боекомплектом. Произведено Ford Motor Company и предназначено в основном для учебных подразделений в США. После 1945 года многие из них были переработаны и отправлены в ETO для восполнения нехватки из-за потерь M4 Medium в 1944 году.
M4A3(75)W — M4A3 с 75-мм пушкой М3. Гласис 47° с большими люками водителя. Ящики для боеприпасов перенесены на пол корпуса в шкафчики с водно-гликолевой рубашкой, чтобы снизить риск возгорания, так называемое «мокрое хранение».
M4A3(75)W HVSS — модернизирован до широкогусеничного HVSS.
M4A3(76) - сильно улучшенный вариант Шермана, серийное производство 1400 экземпляров, построенных Детройтским арсеналом и 525 экземпляров Гранд Блан, с улучшенной броней, огневой мощью и лучшей пушкой с более высокой скоростью. [ 4 ]
M4A3(76) HVSS — как M4A3 (76 мм) с HVSS. 1445 штук построено Детройтским Арсеналом в августе-декабре 1944 г. [ 5 ]
M4A3(105) - M4A3 со 105-мм гаубицей, используемой для поддержки пехоты. 500 построено в апреле-августе 1944 г.
M4A3 (105) HVSS - модернизирован с использованием широкогусеничного HVSS. [ 4 ]
Штурмовой танк M4A3E2 — послевоенное прозвище «Джамбо» — дополнительная броня (в том числе 1 дюйм спереди, позволяющая противостоять снарядам немецких 88-миллиметровых орудий), башня с вертикальными бортами, но примерно на 3–4 мили в час медленнее при скорости 22 мили в час. Построен компанией Grand Blanc в мае-июне 1944 года с башней Т23. Некоторые перевооружились 76-мм орудиями от поврежденных танков. [ 4 ] Удлиненные концевые соединители (EEC) в стиле «утконос», установленные на внешнем крае гусениц. Пользователи: США, Франция (одно транспортное средство)
M4A3E4 - некоторые M4A3, изначально построенные с 75-мм башней, были модернизированы на месте с помощью 76-мм пушки M1 для повышения противобронебойных возможностей. Во время Второй мировой войны не применялся активно из-за наличия других серийных 76-мм танков. Программу модернизации «Е4» продолжили некоторые послевоенные пользователи M4A3 (75)W.
M4A3(76)W HVSS ( M4A3E8 ) - по прозвищу «Легкая восьмерка» из-за кода вариации E8, обозначающего подвеску HVSS. Представленный в 1944 году, он был модернизирован с помощью HVSS с широкой гусеницей, оснащен 76-мм пушкой M1A2, улучшенной броней и огневой мощью, а также боеприпасами для мокрой укладки. Танк все еще находился на вооружении даже после 1945 года, участвовал в войне в Корее , и войне во Вьетнаме использовался на театрах военных действий в начале холодной войны для борьбы с советскими танками Т-34 , а также продавался многим другим странам, связанным с США.
М4А4
Chrysler A57 многорядный двигатель ; сварной удлиненный корпус; 75-мм орудие только в заводском состоянии. Пользователи: Великобритания, Франция, Китай, Ливан (Светлячок), Никарагуа (небольшое количество).
M4A4E1 — два M4A4 со 105-мм гаубицей на установке T70 для испытаний. В результате появилась пилотная машина M4E5.
М4А5
Обозначение присвоено, но не используется канадскому танку Ram . [ 3 ]
М4А6
Корпус M4A4 с радиальным многотопливным двигателем Caterpillar D200A с турбонаддувом и воздушным охлаждением, адаптированным от Wright G200; композитный литой/сварной корпус, удлиненный аналогично М4А4; Только 75-мм пушка. Всего было построено 75 таких вариантов (октябрь 1943 г. - февраль 1944 г.) из-за проблем с поставкой двигателей и решения рационализировать используемые двигатели, и ни один из них не использовался в бою. [ 3 ] [ 6 ]

Американские машины на базе Шермана

[ редактировать ]

Варианты без обозначения M4, но построенные на среднем шасси M4 (хотя некоторые из них начинались на шасси M3, некоторые подварианты были переведены на шасси M4 во время производства. Здесь перечислены следующие модели):

  • 105-мм гаубица Motor Carriage M7 - самоходная 105-мм гаубица Motor Carriage (HMC) на базе шасси M3, M4 и более поздних M4A3 (M7B1) Sherman.
  • 155-мм Gun Motor Carriage M12 - самоходная 155-мм Gun Motor Carriage (GMC).
  • Cargo Carrier M30 - грузовой авианосец (M12 с отсеком для экипажа и боеприпасов вместо пушки).
  • 155mm Gun Motor Carriage M40 - самоходная 155-мм GMC (пушка M1A1 или M2) на базе шасси M4A3 (HVSS).
  • 8-дюймовая гаубица Motor Carriage M43 - самоходная 8-дюймовая HMC (стандартизированная после Второй мировой войны).
  • 3in Gun Motor Carriage M10 — истребитель танков на базе шасси M4A2 Sherman.
    • 3-дюймовая артиллерийская установка M10A1 — такая же, как M10, но на базе шасси M4A3 Sherman.
  • 90mm Gun Motor Carriage M36 – истребитель танков на базе корпуса М10А1 (шасси М4А3); стандартная модель.
    • 90mm Gun Motor Carriage M36B1 — истребитель танков на базе корпуса и шасси M4A3 Sherman; целесообразная модель.
    • 90mm Gun Motor Carriage M36B2 — истребитель танков на базе корпуса М10 (шасси М4А2, дизель ); целесообразная модель.
M32A3B1 ТРВ
Бронированная эвакуационная машина M32A1B1 в музее Паттона, 2003 г.
Танково-эвакуационная машина М74
  • Танково-эвакуационная машина М32
    на базе шасси М4 с башней и орудием, замененными неподвижной башней. Оснащен лебедкой грузоподъемностью 60 000 фунтов (27 000 кг) и установленной поворотной стрелой А-образной рамы длиной 18 футов. В корпус также был установлен 81-мм миномет, в первую очередь для прикрытия.
    • Танково-эвакуационная машина M32B1 - М32, преобразованные из M4A1.
      • Танково-эвакуационная машина M32A1B1 - M32B1 с HVSS, позже удалена 81-мм миномет и внесены усовершенствования крана.
    • Танково-эвакуационная машина M32B2 - М32, преобразованные из M4A2.
    • Танково-эвакуационная машина M32B3 - М32, преобразованные из M4A3.
      • Танково-эвакуационная машина M32A1B3 — M32B3 доведены до того же стандарта, что и M32A1B1.
    • Танково-эвакуационная машина M32B4 - М32, преобразованные из M4A4.
  • Танково-эвакуационная машина М74
Модернизация M32 для обеспечения тех же возможностей, что и более тяжелые послевоенные танки, переоборудованные из танков M4A3 HVSS. По внешнему виду M74 очень похож на M32, оснащен краном с А-образной рамой, основной буксирной лебедкой, вспомогательной лебедкой и ручной вспомогательной лебедкой. M74 также оснащен передней лопатой, которую можно использовать в качестве опоры или бульдозерного отвала.
    • M74B1 - То же, что и M74, но преобразовано из M32B3.
  • Тягач М34 - ТРВ М32Б1, переоборудованный в артиллерийский тягач для тяжелых орудий. В 1944 году Chester Tank Depot переоборудовало 24 машины.
  • Тягач М35 - Gun Motor Carriage M10A1, переоборудованный в артиллерийский тягач для 240-мм орудий.

Экспериментальный

  • Танк-подрывник Т31 — экспериментальная машина. Башня с основным орудием 105-мм гаубицы и по одному 7,2-дюймовому реактивному снаряду с каждой стороны на шасси M4A3 HVSS. [ 7 ]
  • Multiple Gun Motor Carriage T52 - одна 40-мм автоматическая пушка со спаренными 0,5-дюймовыми пулеметами в шаровой установке на шасси M4. Проект остановился в октябре 1944 года после испытаний. [ 7 ]

90mm Gun Motor Carriage T53/T53E1 — 90-мм пушка на шасси M4A4. Конструкция модифицирована для двойного противотанкового и зенитного использования как T53E1 с выносными опорами для устойчивости. Заказ на 500 экземпляров был отменен в 1944 году после того, как проект был отклонен как ПТ-САУ , так и подразделением ПВО армии США. [ 7 ]

Варианты специального крепления для США

[ редактировать ]
М4 со 105-мм гаубицей и бульдозерным отвалом М1.

Ракетный, огнеметный, минно-разминирующий, десантный, инженерный; в основном экспериментальные (обозначаются буквой Т вместо М).

  • Sherman DD ( Duplex Drive ) — вариант-амфибия M4, производимый магазинами США и Великобритании с использованием донорских автомобилей M4A1, M4A2 и M4A4.
  • Sherman Firefly - около 2000 M4 (Firefly IC) и M4A4 (Firefly VC) были перевооружены британцами в 1944 году на 17-фунтовые (76,2-мм) орудия под названием Sherman Firefly. Пользователи: Великобритания, Польша, Канада. В конце 1944 года 88 M4 и M4A3 были модернизированы 17-фунтовой пушкой по запросу армии США, небольшая часть была поставлена ​​на итальянский театр военных действий.
  • Мобильный штурмовой мост М4 . Полевая модификация М4 для перемещения двухпутных мостов.
  • Бульдозер M4 — оснащен бульдозерным отвалом M1 (боковой рычаг) или M2 ( гидравлическая опора). У некоторых танков были сняты башни.
  • T15/E1/E2 - серия противоминных Шерманов на базе комплекта Т14. Отменено в конце войны.
  • Минно-взрывные устройства/минные экскаваторы – оснащены различными минно-взрывными устройствами, включая плунжеры, катки, минометы. Большинство из них так и остались экспериментальными машинами.
    • Ролик минно-взрывного устройства Т1Е1 ( «Дождевой червь ») — роликовые диски из бронелиста. Используется с M32 TRV.
    • Каток минно-взрывного устройства T1E2 - два передних блока только с 7 роликовыми дисками. Экспериментальный.
    • Ролик минного взрывателя T1E3/M1 ( Тетя Джемайма ) — два передних блока с пятью дисками по 10 футов (3,0 м). Наиболее широко используемый вариант Т1, принятый как М1. построено 75.
    • Каток минно-взрывного устройства Т1Е4 – 16 роликовых дисков.
    • Каток минно-взрывного устройства T1E5 - T1E3/M1 с колесами меньшего размера. Экспериментальный.
    • Каток минно-взрывного устройства T1E6 – T1E3/M1 с роликовыми дисками с зубчатыми краями. Экспериментальный.
    • взрыватель мины Т2 — американское обозначение британской мины Sherman Crab I. -цепа Цеп -
    • Цеп минного взрывателя Т3 - на основе британского цепа Скорпиона. Разработка остановилась в 1943 году.
      • Цеп минного взрывателя T3E1 – T3 с более длинными рычагами и ротором, наполненным песком. Отменено.
      • Цеп минно-взрывного устройства Т3Е2 — вариант Е1, ротор заменен на стальной барабан большего диаметра. Разработка прекратилась в конце войны.
    • Минный взрыватель Т4 — минный цеп British Crab II.
    • Минный взрыватель Т7 — Рама с небольшими катками по два диска на каждом. Заброшенный.
    • Минный взрыватель Т8 ( Джонни Уокер ) — стальные плунжеры на поворотной раме, предназначенные для ударов по земле. Ухудшилось рулевое управление автомобиля.
    • Минный взрыватель Т9 – 6 футовый каток. Трудно маневрировать.
      • Минный взрыватель Т9Е1 - облегченная версия, но оказался неудовлетворительным, поскольку складывался складным ножом и не взорвал все мины.
    • Минный взрыватель Т10 — блок дистанционного управления, предназначенный для управления следующим танком. Отменено.
    • Минный взрыватель Т11 - 6 минометов с передним огневым патрубком для подрыва мин. Экспериментальный.
    • Минный взрыватель Т12 – 23 миномета с передним огневым патрубком. Вроде эффективен, но отменен.
    • Минный взрыватель Т14 — прямая модификация танка «Шерман», с улучшенной бронёй днища и усиленными гусеницами. Отменено.
    • Шахтный экскаватор Т4 – Плуговое устройство. Разработан в 1942 году, но заброшен.
    • Шахтный экскаватор Т5/Е1/Е2 – вариант Т4 с v-образным плугом. E1/E2 был дальнейшим улучшением.
    • Шахтный экскаватор Т5Е3 – Т5Е1/Е2 смонтирован на гидроподъемном механизме из бульдозерного комплекта М1 для контроля глубины.
    • Шахтный экскаватор Т6 – основан на V-образной форме/Т5, не способен контролировать глубину.
    • Шахтный экскаватор T2/E1/E2 — основан на моделях T4/T5, но оснащен гидравлическим подъемным механизмом из комплекта бульдозера M1 для контроля глубины.
T34 Calliope во Франции. Ракетная установка
M4A3R3, использовавшийся морской пехотой США во время битвы за Иводзиму .
  • Rhino - более формально «M4 с устройством Cullin Hedgerow». Танки Шерман снабжены зубцами в передней части корпуса. Использовался во время битвы за Нормандию для прорыва живых изгородей бокажа . Прикреплен ко многим подтипам.
  • Насадки для ракетной установки:
    • Ракетная установка T34 (Каллиопа) - 60 ракетных труб диаметром 4,6 дюйма в раме, которую можно было установить над башней M4. Принимал участие в ограниченных боях с августа 1944 года до конца войны. [ 8 ]
    • Ракетная установка Т34Е1 – Т34 с 14 стволами вместо 12 в двух нижних частях рамки.
    • Ракетная установка T34E2 - T34 модифицирована для установки 7,2-дюймовых ракет. Ограниченное использование в 1945 году. [ 8 ]
    • Ракетная установка Т39 - закрытая коробчатая установка с дверцами, с 20 ракетами диаметром 7,2 дюйма.
    • Ракетная установка T40/M17 WhizBang - вооружена 20 7,2-дюймовыми ракетами в коробчатой ​​раме. Принимала участие в ограниченных боях в 1944-45 годах. Также был разработан укороченный вариант T40 на M4A2 со снятой 75-мм пушкой, [ 7 ] но видел мало использования.
    • Ракетная установка Т72 – вариант Т34 с очень короткой трубкой. Никогда не использовался.
    • Ракетная установка Т73 — аналогична Т40, но имеет всего 10 стволов на M4A1. Никогда не использовался.
    • Ракетная установка T76 - M4A1 с 7,2-дюймовой ракетной установкой вместо основного орудия. T76E1 на M4A3 HVSS. [ 7 ] Никогда не использовался.
    • Ракетная установка Т105 - М4А1 с ракетным корпусом вместо основного орудия, разработанная на базе Т76. Никогда не использовался.
    • Реактивная система залпового огня Т99 - две коробчатые установки по 22 4,5-дюймовые ракеты каждая, установленные по обе стороны башни. Никогда не использовались.
  • Огнеметы:
    • M4A3R5 (обозначение морской пехоты США, различные обозначения армии США) - полевые M4, модифицированные группой огнеметных танков Службы химического оружия с огнеметами для использования на Тихоокеанском театре военных действий.
    • M4 Sherman Crocodile — танк М4, модифицированный огнеметом и прицепом для топлива от Churchill Crocodile . Четыре из них были построены и переданы 739-му танковому батальону, который был придан 29-й дивизии для операции «Граната» в феврале 1945 года, где они зачищали Старую цитадель в городе Юлих . После форсирования Рейна они были приданы 2-й танковой дивизии , но дальнейшего применения не имели. [ 9 ]

Услуга Ленд-лиза

[ редактировать ]

Серия М4 «Шерман» широко распределялась по армиям союзников по программе ленд-лиза . Варианты служили на всех ТВД и легли в основу ряда конверсий различного назначения, включая бронетранспортеры и специальные инженерные машины.

Послевоенные варианты

[ редактировать ]

Модель M4 Sherman долгое время служила после войны по всему миру. Они использовались вплоть до 1960-х и 1970-х годов в некоторых странах, в основном в Африке и Латинской Америке. В некоторых случаях машины были переоборудованы для использования в различных других целях: от мобильной артиллерии до машин скорой помощи. Также были произведены модификации для использования в гражданской промышленности.

В Канаде было два обычных преобразования гражданской промышленности. Корпорация Finning представила укороченное шасси с мощным гидравлическим перфоратором, способным перемещаться по очень пересеченной местности при дорожном строительстве. [ 10 ] Корпорация Madill нашла готовый рынок для разнообразной лесозаготовительной техники на переоборудованном шасси Sherman. Пожалуй, самыми впечатляющими были рангоутные подъемники с выдвижной мачтой с различными лебедками и тросами для подъема тяжелых бревен по крутым склонам. [ 11 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Средний танк М4 Шерман» . Онлайн-музей танков . Танковая энциклопедия. 28 ноября 2014 года . Проверено 26 февраля 2021 г.
  2. ^ Чемберлен и Эллис 1981 , с. 117-118.
  3. ^ Jump up to: а б с Чемберлен и Эллис 1981 , с. 116.
  4. ^ Jump up to: а б с Чемберлен и Эллис 1981 , с. 118.
  5. ^ Чемберлен и Эллис 1981 , с. 118-119.
  6. ^ Р.П. Ханникатт, Шерман: История американского среднего танка , стр. 167–169
  7. ^ Jump up to: а б с д и Чемберлен и Эллис 1981 , с. 127.
  8. ^ Jump up to: а б Чемберлен и Эллис 1981 , с. 125.
  9. ^ Залога, Стив (2002). «Шерман Крокодил» . Военное моделирование . Том. 32, нет. 15. Архивировано из оригинала 05 января 2018 г.
  10. ^ По состоянию на 8 сентября 2023 г., https://laststandonzombieisland.com/tag/finning-tank-drill/.
  11. ^ по состоянию на 8 сентября 2023 г., https://web.archive.org/web/20230203101926/https://www.woodbusiness.ca/madill-back-to-manufacturing-swing-yarders-2579/
  • Чемберлен, Питер; Эллис, Крис (1981), Британские и американские танки Второй мировой войны (второе издание для США), Arco, ISBN  0-668-04304-0
  • Ханникатт, Р. (1978). Шерман . Сан-Рафаэль: Таурус Энтерпрайзис. ISBN  978-0-89141-080-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d66281692fd20b086cb61f5a1ec79861__1722634140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/61/d66281692fd20b086cb61f5a1ec79861.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
M4 Sherman variants - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)