Jump to content

Кайхаму

Кайхаму был маори рангатира (вождем) племенной конфедерации Тайнуи из региона Вайкато , Новая Зеландия . Вероятно, он жил в первой половине семнадцатого века. [ 1 ]

Кайхаму, чье имя означает «пожиратель мусора», [ 1 ] был сыном Манго, который базировался в Те Уэна и стал самым выдающимся лидером в гавани Кавхия после победы над Ватихуа в битве при Махеа-такатаке. [ 2 ] По линии своего отца Кайхаму был прямым потомком Хотуроа , капитана каноэ Тайнуи . [ 3 ] Его матерью была Хиапото, которая происходила из Вайтотара на юге Таранаки и принадлежала к Нга Рауру иви . [ 2 ] Джон Уайт и Мауи Помаре говорят, что у него был брат Уэтапу. [ 2 ] [ 4 ] но другие источники с этим не согласны. [ 5 ] В юности Кайхаму изучил магию и стал искусным тохунга . [ 6 ]

Став взрослым, Кайхаму обосновался в Моеатоа, к югу от Кавхии . [ 7 ]

Путешествие в Вайтотара

[ редактировать ]
Места из жизни Кайхаму.
1
Возьми это
2
Свободное время
3
Вайтотара
4
Опотики
5
Рынок

После рождения Кайхаму Манго забрал Хиапото обратно в Вайтотару, и она снова вышла замуж за одного из своих людей, от которого у нее родилось еще два сына, Нгу («кальмар») и Уике («осьминог»). [ 8 ] [ 9 ] Когда Хиапото умирала, она сказала Нгу и Уике, что они должны положить ее кости в резной гроб внутри маленького домика на возвышении во дворе в центре деревни и что, если их старшие сводные братья когда-нибудь приедут, ее череп падали с помоста, чтобы их узнали. [ 8 ] По другой версии, ее голову коптили и помещали на перемычку ( перемычку ) над дверью их дома. [ 10 ] Спустя годы Кайхаму и Уэтапу пожелали встретиться со своей матерью, поэтому отправились в Таранаки с группой из 140 человек. Когда они прибыли в Вайтотару, череп Хиапото упал с платформы, как и было предсказано, но Нгу и Уике не помнили слов своей матери и не узнали в Кайхаму и Уэтапу своих братьев. [ 8 ] [ 11 ]

Когда Кайхаму и Уэтапу прибыли в мараэ, они нарушили тапу , либо сев в позу, которую обычно занимают Нгу и Веке, либо [ 12 ] или попытавшись войти в их дом. [ 11 ] Нга Рауру возразил и попытался остановить их, но Кайхаму сказал: «Я ем кальмаров, я ем осьминогов, и вы тоже для меня еда». [ 12 ] [ 11 ] Нга Рауру были в ярости и начали тайно призывать людей прийти и убить Кайхаму и его группу. [ 12 ] [ 11 ]

Жители деревни начали разводить костры, чтобы приготовить Кайхаму и его товарищей, делая вид, что готовят для них пир. Один из людей Кайхаму вышел, и в темноте Нга Рауру не узнал его и проговорился, что собираются убить гостей. [ 13 ] Когда он доложил об этом, Кайхаму использовал сохранившуюся голову своей матери в качестве алтаря туаху для принесения в жертву собаки кури , а затем волшебным образом отправил своего товарища Туатангироа из окна в Кавхию за один день, где он поместил тело собака на туаху Хотуроа. [ 14 ] Тогда Кайхаму вышел и объявил о своем отцовстве, и они раскаялись. [ 15 ] но Кайхаму снял с себя пояс, произнес каракию («заклинание») и махнул юбкой в ​​обе стороны, в результате чего все в Вайтотаре мгновенно упали замертво. [ 13 ] Кайхаму вернул череп Хиапото в ее гроб. Это событие известно как Ко Тапу-нуи а Нгаэре («великое священное колебание»). [ 13 ] и является источником пословицы ( «пословица») « ко те ваха мана а Кайхаму » («Мощное и действенное высказывание Кайхаму»). [ 16 ]

Кайхаму использовал свою волшебную палку вау , Те Вака-иту-пава, чтобы отнести скальпы мертвых людей обратно в Кавхию, чтобы он мог провести церемонии победы, а затем за один день отправиться обратно в Вайтотара. Эти церемонии освободили мужчин от всякой ответственности за убийства, и Нга Рауру так и не отомстил. [ 15 ]

Война с Ранги-хухи из Нгати Тапуики

[ редактировать ]
Южный крест и «Каноэ Тама-Ререти» ( Млечный Путь .
клуб Яблочный .

Ранги-хоухи, лидер Нгаи Те Ранги из Лопотики в восточной части Залива Изобилия , атаковал Нгати Тапуика , иви в Те Араве , который базировался в Макету в западной части Залива Изобилия. Он захватил Макету, а затем предательски убил их лидера Тукутехе, когда тот пришел вести мирные переговоры. [ 7 ] [ 17 ]

Жена Тукутехе, Ту-парахаки, потомок Хотунуи , была обезумела и ушла в уединение на два года, отказываясь выйти замуж за кого-либо из своих многочисленных женихов, если они не отомстят за ее мужа, убив Ранги-хоухи. [ 7 ] [ 18 ] Один из родственников Тукутехе, пожилой Мотай-тангата-котахи («один-человек-Мотай»), был рассержен тем, что его люди перестали доставлять ему еду. Поэтому он послал гонца в Моеатоа за Кайхаму, чтобы победить Нгаи Те Ранги. [ 7 ] Кайхаму был выбран потому, что он был дальним родственником Ту-парахаки. [ 19 ]

Кайхаму пришел с военным отрядом, который был настолько маленьким, что Нгати Тапуика сказал: «Этот военный отряд даже не потревожит росу», но Кайхаму ответил: «Это всего лишь небольшое облако, спускающееся с вершины Моэатоа – на небе много звезд. но маленькое облако может скрыть их всех». Он сразу захватил одну крепость, а на рассвете следующего дня напал на Те Теко , и кровь от резни окрасила реку Рангитайки в красный цвет. [ 20 ] Ему удалось атаковать раньше других поклонников Ту-парахаки, подкупив раба, который должен был наблюдать за небом и сообщать рангатиру, где находятся созвездия на небе, чтобы они знали, который час. Когда они проснулись, раб рассказал им, что «каноэ Тама-ререти» ( Млечный Путь ) еще не «перевернулось» и что его якорь ( Южный Крест ) остается высоко в небе. [ 21 ] Он также заставил свой военный отряд казаться больше, чем он был на самом деле, заставив своих людей трясти виноградными лозами у деревьев на краю древесного покрова. [ 22 ]

В этот момент прибыл Ранги-Хухи с отрядом. Он и Кайхаму встретились в единоборстве , и Кайхаму обезглавил его, забрав его простую дубинку и топуни (плащ из собачьей шкуры). [ 20 ] [ 23 ] Традиция Те Арава гласит, что эта битва произошла при Попоро-хуаме, в устье реки Вайхи. [ 24 ] Мауи Помаре говорит, что это произошло между устьем реки Вайхи и устьем реки Кайтуна в Те-Варе-о-те-Рангимарере. [ 23 ] Оба места находятся очень близко к Макету.

Вернувшись в Макету, все воины собрались вокруг Ту-парахаки, утверждая, что убили Ранги-хоухи, и бросали перед ней отрубленные головы на землю, чтобы доказать это. Наконец Кайхаму вышел вперед и выложил простое , топуни и голову Ранги-хоухи. Тогда Ту-парахаки согласился выйти замуж за Кайхаму и отправился в Моэатоа. [ 20 ] Кайхаму пошла заранее, чтобы подготовить все к прибытию Ту-парахаки, и ее вела собака Кайхаму, которая указывала место, которое Кайхаму делал тапу для ее лагеря. каждую ночь в пути [ 25 ] Мауи Помаре сообщает о приветствии , которое скандировали жители Моатоа, когда прибыл Ту-парахаки. [ 26 ]

У Кайхаму и Ту-парахаки был один сын, Те Урутира, который сам женился на Киранги/Такикавехи и имел пятерых сыновей: Ту-пахау , Пари-нуи, Те Ава, Пуха и Киоре-пукаху. [ 27 ] [ 28 ]

Источники

[ редактировать ]

Джон Уайт описывает визит Кайхаму в Вайтотару в четвертом томе «Древней истории маори» (1888 г.). Источник он не называет. [ 29 ] Мауи Помаре также рассказывает эту историю в «Легендах маори» . [ 4 ] Практически такую ​​же историю рассказывает Перси Смит о сыновьях Руа-пу-таханги . [ 30 ] Пей Те Хуринуи Джонс утверждает, что приписывание Кайхаму и Хиапото является правильным, а ссылка на Руа-пу-таханга ошибочна. [ 31 ]

Пей Те Хуринуи Джонс пересказывает историю Ранги-хоуи и Ту-парахаки на основе устного рассказа, который он услышал от Аихе Хуирамы и Те Нгухи Хуирамы из Нгати Тамаинупо в ноябре 1932 года и мае 1933 года. [ 32 ] Мауи Помаре также рассказывает эту историю в «Легендах маори» . [ 33 ]

  1. ^ Jump up to: а б Джонс и Биггс 2004 , с. 150.
  2. ^ Jump up to: а б с Уайт 1888 , с. 80.
  3. ^ Джонс и Биггс 2004 , с. 153 дает следующую линию происхождения: Хотуроа – Хотуопе – Хоту-авио – Хоту-матапу – Мотай – Уэ – Ракамаомао – Какати и его вторая жена Куравака-и-муа – Тухианга – Путама – Манго – Кайхаму.
  4. ^ Jump up to: а б Померанский 1934 , с. 36–39.
  5. ^ Jones & Biggs 2004 , стр. 86–87, 93 делает его сыном Ватихуа, отмечая при этом, что «вокруг имени Уэтапу в генеалогиях существует большая путаница», и записывая альтернативные версии, которые делают его внуком Ватихуа или сын/внук Какати
  6. ^ Померанский шпиц 1934 , стр. 28.
  7. ^ Jump up to: а б с д Джонс и Биггс 2004 , стр. 150–151.
  8. ^ Jump up to: а б с Уайт 1888 , с. 81.
  9. ^ Помаре 1934 , с. 28 говорит, что она вернулась после ранней смерти Манго.
  10. ^ Помаре 1934 , стр. 36.
  11. ^ Jump up to: а б с д Польша 1934 , с. 37.
  12. ^ Jump up to: а б с Уайт 1888 , с. 82.
  13. ^ Jump up to: а б с Уайт 1888 , с. 83.
  14. ^ Померанский шпиц 1934 , стр. 37–39.
  15. ^ Jump up to: а б Уайт 1888 , с. 84.
  16. ^ Померанский шпиц 1934 , с. 39.
  17. ^ Померанский шпиц 1934 , стр. 28–29.
  18. ^ Померанский шпиц 1934 , с. 29.
  19. ^ Джонс и Биггс 2004 , с. 153 указывает ее родословную: Хотуроа – Хотуопе – Хоту-авхио – Хоту-матапу – Мотай – Уэ – Ракамаомао – Какати и его первая жена Уруранги – Тавао Ватихуа – Уэнуку – Хотунуи – Пака – Каху-релемоа – Ту-парахаки, Итак, они оба были потомками Какати.
  20. ^ Jump up to: а б с Джонс и Биггс 2004 , стр. 152–153.
  21. ^ Померанский шпиц 1934 , с. 30.
  22. ^ Помаре 1934 , стр. 30-31.
  23. ^ Jump up to: а б Польша 1934 , с. 31.
  24. ^ Джонс и Биггс 2004 , с. 152 н. 8.
  25. ^ Померанский шпиц 1934 , стр. 31–32.
  26. ^ Померанский шпиц 1934 , стр. 33–34.
  27. ^ Уайт 1888 , с. 85.
  28. ^ Помаре 1934 , стр. 40.
  29. ^ Уайт 1888 , стр. 78–84.
  30. ^ Смит 1910 , стр. 191–192.
  31. ^ Джонс и Биггс 2004 , с. 83 н. 10.
  32. ^ Джонс и Биггс 2004 , с. 150 н.1.
  33. ^ Померанский шпиц 1934 , стр. 28–35.

Библиография

[ редактировать ]
  • Джонс, Пей Те Хурунуи; Биггс, Брюс (2004). Традиционная история народа Тайнуи . Окленд [Новая Зеландия]: Издательство Оклендского университета. ISBN  1869403312 .
  • Северный полюс (1934 г.). Легенды маори . Том. 2. Веллингтон [Новая Зеландия]: Гарри Х. Томбс.
  • Смит, Перси (1910). История и традиции маори Западного побережья Северного острова Новой Зеландии до 1840 года . Нью-Плимут: Полинезийское общество.
  • Уайт, Джон (1888). Древняя история маори, его мифология и традиции: Тай-Нуи . Том. 4. Веллингтон: Правительственная типография.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d70676b927d52463de71cf60b36ab196__1715528820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d7/96/d70676b927d52463de71cf60b36ab196.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kaihamu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)