Кайхаму
Кайхаму был маори рангатира (вождем) племенной конфедерации Тайнуи из региона Вайкато , Новая Зеландия . Вероятно, он жил в первой половине семнадцатого века. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Кайхаму, чье имя означает «пожиратель мусора», [ 1 ] был сыном Манго, который базировался в Те Уэна и стал самым выдающимся лидером в гавани Кавхия после победы над Ватихуа в битве при Махеа-такатаке. [ 2 ] По линии своего отца Кайхаму был прямым потомком Хотуроа , капитана каноэ Тайнуи . [ 3 ] Его матерью была Хиапото, которая происходила из Вайтотара на юге Таранаки и принадлежала к Нга Рауру иви . [ 2 ] Джон Уайт и Мауи Помаре говорят, что у него был брат Уэтапу. [ 2 ] [ 4 ] но другие источники с этим не согласны. [ 5 ] В юности Кайхаму изучил магию и стал искусным тохунга . [ 6 ]
Став взрослым, Кайхаму обосновался в Моеатоа, к югу от Кавхии . [ 7 ]
Путешествие в Вайтотара
[ редактировать ]После рождения Кайхаму Манго забрал Хиапото обратно в Вайтотару, и она снова вышла замуж за одного из своих людей, от которого у нее родилось еще два сына, Нгу («кальмар») и Уике («осьминог»). [ 8 ] [ 9 ] Когда Хиапото умирала, она сказала Нгу и Уике, что они должны положить ее кости в резной гроб внутри маленького домика на возвышении во дворе в центре деревни и что, если их старшие сводные братья когда-нибудь приедут, ее череп падали с помоста, чтобы их узнали. [ 8 ] По другой версии, ее голову коптили и помещали на перемычку ( перемычку ) над дверью их дома. [ 10 ] Спустя годы Кайхаму и Уэтапу пожелали встретиться со своей матерью, поэтому отправились в Таранаки с группой из 140 человек. Когда они прибыли в Вайтотару, череп Хиапото упал с платформы, как и было предсказано, но Нгу и Уике не помнили слов своей матери и не узнали в Кайхаму и Уэтапу своих братьев. [ 8 ] [ 11 ]
Когда Кайхаму и Уэтапу прибыли в мараэ, они нарушили тапу , либо сев в позу, которую обычно занимают Нгу и Веке, либо [ 12 ] или попытавшись войти в их дом. [ 11 ] Нга Рауру возразил и попытался остановить их, но Кайхаму сказал: «Я ем кальмаров, я ем осьминогов, и вы тоже для меня еда». [ 12 ] [ 11 ] Нга Рауру были в ярости и начали тайно призывать людей прийти и убить Кайхаму и его группу. [ 12 ] [ 11 ]
Жители деревни начали разводить костры, чтобы приготовить Кайхаму и его товарищей, делая вид, что готовят для них пир. Один из людей Кайхаму вышел, и в темноте Нга Рауру не узнал его и проговорился, что собираются убить гостей. [ 13 ] Когда он доложил об этом, Кайхаму использовал сохранившуюся голову своей матери в качестве алтаря туаху для принесения в жертву собаки кури , а затем волшебным образом отправил своего товарища Туатангироа из окна в Кавхию за один день, где он поместил тело собака на туаху Хотуроа. [ 14 ] Тогда Кайхаму вышел и объявил о своем отцовстве, и они раскаялись. [ 15 ] но Кайхаму снял с себя пояс, произнес каракию («заклинание») и махнул юбкой в обе стороны, в результате чего все в Вайтотаре мгновенно упали замертво. [ 13 ] Кайхаму вернул череп Хиапото в ее гроб. Это событие известно как Ко Тапу-нуи а Нгаэре («великое священное колебание»). [ 13 ] и является источником пословицы ( «пословица») « ко те ваха мана а Кайхаму » («Мощное и действенное высказывание Кайхаму»). [ 16 ]
Кайхаму использовал свою волшебную палку вау , Те Вака-иту-пава, чтобы отнести скальпы мертвых людей обратно в Кавхию, чтобы он мог провести церемонии победы, а затем за один день отправиться обратно в Вайтотара. Эти церемонии освободили мужчин от всякой ответственности за убийства, и Нга Рауру так и не отомстил. [ 15 ]
Война с Ранги-хухи из Нгати Тапуики
[ редактировать ]

Ранги-хоухи, лидер Нгаи Те Ранги из Лопотики в восточной части Залива Изобилия , атаковал Нгати Тапуика , иви в Те Араве , который базировался в Макету в западной части Залива Изобилия. Он захватил Макету, а затем предательски убил их лидера Тукутехе, когда тот пришел вести мирные переговоры. [ 7 ] [ 17 ]
Жена Тукутехе, Ту-парахаки, потомок Хотунуи , была обезумела и ушла в уединение на два года, отказываясь выйти замуж за кого-либо из своих многочисленных женихов, если они не отомстят за ее мужа, убив Ранги-хоухи. [ 7 ] [ 18 ] Один из родственников Тукутехе, пожилой Мотай-тангата-котахи («один-человек-Мотай»), был рассержен тем, что его люди перестали доставлять ему еду. Поэтому он послал гонца в Моеатоа за Кайхаму, чтобы победить Нгаи Те Ранги. [ 7 ] Кайхаму был выбран потому, что он был дальним родственником Ту-парахаки. [ 19 ]
Кайхаму пришел с военным отрядом, который был настолько маленьким, что Нгати Тапуика сказал: «Этот военный отряд даже не потревожит росу», но Кайхаму ответил: «Это всего лишь небольшое облако, спускающееся с вершины Моэатоа – на небе много звезд. но маленькое облако может скрыть их всех». Он сразу захватил одну крепость, а на рассвете следующего дня напал на Те Теко , и кровь от резни окрасила реку Рангитайки в красный цвет. [ 20 ] Ему удалось атаковать раньше других поклонников Ту-парахаки, подкупив раба, который должен был наблюдать за небом и сообщать рангатиру, где находятся созвездия на небе, чтобы они знали, который час. Когда они проснулись, раб рассказал им, что «каноэ Тама-ререти» ( Млечный Путь ) еще не «перевернулось» и что его якорь ( Южный Крест ) остается высоко в небе. [ 21 ] Он также заставил свой военный отряд казаться больше, чем он был на самом деле, заставив своих людей трясти виноградными лозами у деревьев на краю древесного покрова. [ 22 ]
В этот момент прибыл Ранги-Хухи с отрядом. Он и Кайхаму встретились в единоборстве , и Кайхаму обезглавил его, забрав его простую дубинку и топуни (плащ из собачьей шкуры). [ 20 ] [ 23 ] Традиция Те Арава гласит, что эта битва произошла при Попоро-хуаме, в устье реки Вайхи. [ 24 ] Мауи Помаре говорит, что это произошло между устьем реки Вайхи и устьем реки Кайтуна в Те-Варе-о-те-Рангимарере. [ 23 ] Оба места находятся очень близко к Макету.
Вернувшись в Макету, все воины собрались вокруг Ту-парахаки, утверждая, что убили Ранги-хоухи, и бросали перед ней отрубленные головы на землю, чтобы доказать это. Наконец Кайхаму вышел вперед и выложил простое , топуни и голову Ранги-хоухи. Тогда Ту-парахаки согласился выйти замуж за Кайхаму и отправился в Моэатоа. [ 20 ] Кайхаму пошла заранее, чтобы подготовить все к прибытию Ту-парахаки, и ее вела собака Кайхаму, которая указывала место, которое Кайхаму делал тапу для ее лагеря. каждую ночь в пути [ 25 ] Мауи Помаре сообщает о приветствии , которое скандировали жители Моатоа, когда прибыл Ту-парахаки. [ 26 ]
Семья
[ редактировать ]У Кайхаму и Ту-парахаки был один сын, Те Урутира, который сам женился на Киранги/Такикавехи и имел пятерых сыновей: Ту-пахау , Пари-нуи, Те Ава, Пуха и Киоре-пукаху. [ 27 ] [ 28 ]
Источники
[ редактировать ]Джон Уайт описывает визит Кайхаму в Вайтотару в четвертом томе «Древней истории маори» (1888 г.). Источник он не называет. [ 29 ] Мауи Помаре также рассказывает эту историю в «Легендах маори» . [ 4 ] Практически такую же историю рассказывает Перси Смит о сыновьях Руа-пу-таханги . [ 30 ] Пей Те Хуринуи Джонс утверждает, что приписывание Кайхаму и Хиапото является правильным, а ссылка на Руа-пу-таханга ошибочна. [ 31 ]
Пей Те Хуринуи Джонс пересказывает историю Ранги-хоуи и Ту-парахаки на основе устного рассказа, который он услышал от Аихе Хуирамы и Те Нгухи Хуирамы из Нгати Тамаинупо в ноябре 1932 года и мае 1933 года. [ 32 ] Мауи Помаре также рассказывает эту историю в «Легендах маори» . [ 33 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Джонс и Биггс 2004 , с. 150.
- ^ Jump up to: а б с Уайт 1888 , с. 80.
- ^ Джонс и Биггс 2004 , с. 153 дает следующую линию происхождения: Хотуроа – Хотуопе – Хоту-авио – Хоту-матапу – Мотай – Уэ – Ракамаомао – Какати и его вторая жена Куравака-и-муа – Тухианга – Путама – Манго – Кайхаму.
- ^ Jump up to: а б Померанский 1934 , с. 36–39.
- ^ Jones & Biggs 2004 , стр. 86–87, 93 делает его сыном Ватихуа, отмечая при этом, что «вокруг имени Уэтапу в генеалогиях существует большая путаница», и записывая альтернативные версии, которые делают его внуком Ватихуа или сын/внук Какати
- ^ Померанский шпиц 1934 , стр. 28.
- ^ Jump up to: а б с д Джонс и Биггс 2004 , стр. 150–151.
- ^ Jump up to: а б с Уайт 1888 , с. 81.
- ^ Помаре 1934 , с. 28 говорит, что она вернулась после ранней смерти Манго.
- ^ Помаре 1934 , стр. 36.
- ^ Jump up to: а б с д Польша 1934 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б с Уайт 1888 , с. 82.
- ^ Jump up to: а б с Уайт 1888 , с. 83.
- ^ Померанский шпиц 1934 , стр. 37–39.
- ^ Jump up to: а б Уайт 1888 , с. 84.
- ^ Померанский шпиц 1934 , с. 39.
- ^ Померанский шпиц 1934 , стр. 28–29.
- ^ Померанский шпиц 1934 , с. 29.
- ^ Джонс и Биггс 2004 , с. 153 указывает ее родословную: Хотуроа – Хотуопе – Хоту-авхио – Хоту-матапу – Мотай – Уэ – Ракамаомао – Какати и его первая жена Уруранги – Тавао – Ватихуа – Уэнуку – Хотунуи – Пака – Каху-релемоа – Ту-парахаки, Итак, они оба были потомками Какати.
- ^ Jump up to: а б с Джонс и Биггс 2004 , стр. 152–153.
- ^ Померанский шпиц 1934 , с. 30.
- ^ Помаре 1934 , стр. 30-31.
- ^ Jump up to: а б Польша 1934 , с. 31.
- ^ Джонс и Биггс 2004 , с. 152 н. 8.
- ^ Померанский шпиц 1934 , стр. 31–32.
- ^ Померанский шпиц 1934 , стр. 33–34.
- ^ Уайт 1888 , с. 85.
- ^ Помаре 1934 , стр. 40.
- ^ Уайт 1888 , стр. 78–84.
- ^ Смит 1910 , стр. 191–192.
- ^ Джонс и Биггс 2004 , с. 83 н. 10.
- ^ Джонс и Биггс 2004 , с. 150 н.1.
- ^ Померанский шпиц 1934 , стр. 28–35.
Библиография
[ редактировать ]- Джонс, Пей Те Хурунуи; Биггс, Брюс (2004). Традиционная история народа Тайнуи . Окленд [Новая Зеландия]: Издательство Оклендского университета. ISBN 1869403312 .
- Северный полюс (1934 г.). Легенды маори . Том. 2. Веллингтон [Новая Зеландия]: Гарри Х. Томбс.
- Смит, Перси (1910). История и традиции маори Западного побережья Северного острова Новой Зеландии до 1840 года . Нью-Плимут: Полинезийское общество.
- Уайт, Джон (1888). Древняя история маори, его мифология и традиции: Тай-Нуи . Том. 4. Веллингтон: Правительственная типография.