Тонтон Макут
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2014 г. ) |
Тонтон Макут Дядя Макут | |
Обзор военизированных организаций | |
---|---|
Сформированный | 1959 |
Предыдущие агентства |
|
Растворенный | 1986 |
Заменяющее агентство |
|
Юрисдикция | Гаити |
Штаб-квартира | Порт-о-Пренс |
Руководители военизированных организаций | |
Головная военизированная организация | ДАЖЕ |
Идентификатор агентства | ВСН |
Тонтон Макут ( гаитянский креольский : Тонтон Макут ) [1] [2] [3] или просто Макут , [4] [5] — гаитянское военизированное подразделение и тайная полиция , созданное в 1959 году диктатором Франсуа «Папа Док» Дювалье . Гаитяне назвали эту силу в честь мифологического пугала гаитянского Тонтона Макута (« Дядя Ганнисак »), который похищает и наказывает непослушных детей, заманивая их в мешки из мешковины ( макуте ), а затем уносит их на завтрак. [6] [7] Макуты были известны своей жестокостью, государственным терроризмом и убийствами . [8] [9] В 1970 году ополчение было переименовано в Volontaires de la Sécurité Nationale ( ВСН , англ.: National Security Volunteers ). [10] Хотя формально она была расформирована в 1986 году, ее члены продолжали терроризировать страну. [11]
История
[ редактировать ]После попытки государственного переворота на Гаити в июле 1958 года против президента Франсуа Дювалье он провел чистку в армии и правоохранительных органах Гаити и казнил множество офицеров, которые считались угрозой его режиму. Чтобы противодействовать такой деятельности, он создал военную силу, носившую несколько названий. В 1959 году его военизированное формирование называлось Кагуларды («Люди в капюшонах»). [12] [13] Они были переименованы в Milice Civile ( Гражданская милиция ), а после 1962 года — в Volontaires de la Sécurité Nationale ( Добровольцы национальной безопасности , или VSN). [12] [14] Их стали называть тонтон-макутами , когда люди начали пропадать или находили убитыми без видимой причины. [15] Эта группа отвечала только ему.
Дювалье разрешил тонтон-макутам совершать систематическое насилие, терроризм и нарушения прав человека для подавления политической оппозиции. Они несут ответственность за неизвестное количество убийств и изнасилований на Гаити . Политические оппоненты часто исчезали в одночасье, а иногда подвергались нападениям средь бела дня. Тонтоны-макуты забрасывали камнями и сжигали людей заживо. Много раз они выставляли трупы своих жертв на всеобщее обозрение, часто висели на деревьях, чтобы все могли их увидеть и принять в качестве предупреждения против сопротивления. Члены семей, которые пытались вывезти тела для надлежащего захоронения, часто исчезали. Любой, кто бросил вызов ВСН, рисковал быть убитым. Их безудержный государственный терроризм сопровождался коррупцией, вымогательством и личным возвеличиванием среди руководства. Жертвами тонтон-макутов могли быть как женщины из беднейших районов, которые ранее поддерживали оппозиционного политика, так и бизнесмены, отказывавшиеся подчиниться угрозам вымогательства (которые якобы были взяты в качестве пожертвований на общественные работы, но которые на самом деле были источником прибыли). для коррумпированных чиновников и даже президента Дювалье). Тонтон-макуты убили от 30 000 до 60 000 гаитян. [16]
Люкнер Камбронн возглавлял Тонтон-Макут на протяжении 1960-х и начала 1970-х годов. За жестокость он получил прозвище «Вампир Карибского моря». он вымогал у местных жителей плазму крови Для получения прибыли для продажи. Камбронн сделал это через свою компанию «Гемокарибиан»; он отправлял пять тонн плазмы в месяц в лаборатории США. Он также продавал трупы медицинским школам, купив их в гаитянских больницах по 3 доллара за труп. Когда больница не могла предоставить тела, он пользовался услугами местных похоронных бюро. [17]
В 1971 году, после смерти Дювалье, [18] его вдова Симона и сын Жан-Клод «Бэби Док» Дювалье приказали Камбронну покинуть страну. Камбронн переехал в Майами , штат Флорида , США, где прожил до своей смерти в 2006 году. [19]
Когда в 1957 году к власти пришел Франсуа Дювалье, Воду прославляли интеллектуалы и гриоты как подлинную гаитянскую культуру , после того как образованные люди в течение многих лет отвергали ее. [20] Тонтон -макуты находились под сильным влиянием традиций Вуду и приняли джинсовую униформу, напоминающую одежду Азаки Меде , покровителя фермеров. Они носили и использовали мачете, символизируя Огуна , великого полководца традиции Вуду. [21] [22]
Некоторые из наиболее важных членов Тонтон-Макутов были лидерами Вуду. Эта религиозная принадлежность давала тонтонам-макутам своего рода неземной авторитет в глазах общественности. От своих методов до выбора одежды, Воду всегда играли важную роль в действиях военизированных формирований. Тонтон -макуты носили соломенные шляпы, синие джинсовые рубашки и темные очки, были вооружены мачете и пистолетами. И их намеки на сверхъестественное, и их физические проявления использовались, чтобы вселить страх и уважение среди простых людей, включая любых оппозиционеров. [6] [23] [24] Их титул Тонтон Макут был заложен в гаитянских преданиях о призраке, который уводил детей в своем мешке, или Макуте. [20]
Тонтон -макуты повсеместно присутствовали на избирательных участках в 1961 году, когда Дювалье провел президентский референдум , на котором официальный подсчет голосов был «возмутительным» и фальсифицированным: 1 320 748 против 0 , что избрало его на новый срок. [25] Они снова появились в силе на выборах в 1964 году, когда Дювалье провел конституционный референдум , провозгласивший его пожизненным президентом . [ нужна ссылка ]
Наследие
[ редактировать ]В 1985 году Соединенные Штаты начали прекращать финансирование помощи Гаити, сократив ее за год почти на миллион долларов. Тем не менее, режим Бэби Дока продвигался вперед и даже создал национальную партию тонтонов-макутов . День Тонтон-Макут был 29 июля 1985 года, и среди празднеств группе была вручена новая униформа, и весь кабинет Бэби Дока удостоил ее чести. В разгаре тонтон-макуты вышли на улицы и расстреляли 27 человек за национальную партию. [26]
Отсутствие средств, поступающих к Тонтон-Макутам, было результатом того, что эти средства были перехвачены династией Дювалье . Иногда на Гаити уходило почти 80 процентов международной помощи, но выплачивалось только 45 процентов долгов страны. Так продолжалось до тех пор, пока Тонтон-Макут не остался один, когда «Бэби Док» сбежал из страны с примерно 900 миллионами долларов. [27]
Тонтон -макуты продолжали действовать даже после того, как президентство Бэби Дока закончилось в 1986 году. [28] в разгар протестного движения Антидювалье . [24] Резня, возглавляемая военизированными группировками, порожденными р-Макутами, продолжалась в течение следующего десятилетия. Самой опасной военизированной группировкой в 1990-е годы был Фронт содействия развитию и прогрессу Гаити (FRAPH), который журналистка Toronto Star Линда Дибель описала как современные тонтон-макуты, а не как законную политическую партию, которой он себя называл. [10]
Возглавляемая Эммануэлем Константом, FRAPH отличалась от тонтон-макутов своим отказом подчиняться воле единой власти и сотрудничеством с регулярными вооруженными силами. [29] FRAPH расширила сферу своей деятельности далеко за пределы штата Гаити и имела офисы в Нью-Йорке , Монреале и Майами до своего разоружения и роспуска в 1994 году. [30]
Представительство в других СМИ
[ редактировать ]- Комедианты [31] (1966) — роман Грэма Грина о борьбе бывшего владельца отеля против тонтон-макутов . Он был адаптирован как художественный фильм в главных ролях с Ричардом Бертоном , Элизабет Тейлор , Питером Устиновым и Алеком Гиннессом .
- Тон-Тон Макут! , альбом Джонни Дженкинса 1970 года .
- « Heaven Knows », песня Роберта Планта из его альбома Now and Zen , отсылает к тонтон-макутам.
- Змей и радуга (1988), фильм ужасов режиссера Уэса Крейвена , основанный на одноименной книге , посвящен гаитянскому вуду и политическим репрессиям при Дювалье.
- Разрушитель росы [32] (2004) - это роман Эдвиджа Дантиката , в котором тонтон-макуты играют важную роль в сюжете.
- До сольной карьеры Шинеад О'Коннор пела в группе Ton Ton Macoute. [33]
- Тонтон-макут также упоминается в 1 сезоне , 9 эпизоде телесериала «Декстер» . В этом эпизоде бывшего Кагулара узнает и убивает сержант полиции Майами-Дейд Джеймс Доакс , который ранее находился на Гаити в качестве армейского рейнджера.
- Дон Байрон упоминает тонтон-макутов, описывая гаитянского иммигранта Эбнера Луимы жестокий допрос полицией Нью-Йорка в своей песне « Morning 98 (Blinky) » из альбома 1998 года Nu Blaxploitation .
- Трек "Tonton Macoutes" появился на альбоме Coup d'État 1987 года группы Muslimgauze . [34] [35]
- В видеоигре Mafia III 2016 года гаитянская мафия Нью-Бордо состоит в основном из беженцев, бежавших с Гаити, спасаясь от преследований со стороны тонтон-макутов.
- В телесериале « Гуща событий » персонаж Малкольм Такер шутит в ответ на то, почему он входит в комнату без стука, что это связано с его «временем с гаитянскими отрядами смерти».
- В NSV персонаж Насалис заявляет, что в 1974 году он симпатизировал сборной Гаити по футболу, не зная о Жан-Клоде Дювалье в то время . Персонаж Эрик ответил, что тонтон-макут уже следит за ним.
- В Тони Моррисон эссе « Привычка к искусству » она ссылается на практику тонтон-макутов, нацеленную на тех людей, которые пытались похоронить своих близких, которые были убиты и выставлены напоказ военизированными формированиями.
- В фильме «Сморщенные головы» фигурирует персонаж Аристид Суматра, священник вуду и бывший член Тонтон-Макут. Он использует этот опыт, чтобы обучить три сморщенные головы сражаться с преступниками.
- Шеннон Майер «Сорок-Доказательство» В четвертой части сериала зомби (под названием «Охотник за привидениями среднего возраста») в качестве армии главного злодея используется армия вуду под названием Тонтон-Макуты. Действие истории происходит в Новом Орлеане , который также является центром Воду.
- В сериале «Оправданный» , 5-й сезон, 01-я серия «Убийство ворон», главный герой Рэйлан упоминает тонтон-макутов во время допроса гаитянского подозреваемого. Он говорит, что внешний вид и поведение мужчины позволяют предположить, что он был членом военизированных формирований.
- В сериале «Два с половиной человека» , 3-й сезон, 17-я серия: «Несчастный шнауцер», Арчи Болдуин ссылается на Тонтона Макута в своем джингле ООН для детей-сирот.
- В рассказе Роксаны Гэй «Прохладное, сухое место» (на креольском языке айити ) рассказывается о персонажах, которые вспоминают, как потеряли своих родителей из-за тонтон-макутов.
См. также
[ редактировать ]- Чернорубашечники
- Милиция
- Банда мангустов
- военизированный
- Полицейское государство
- Политический окрас
- Политическая форма
- Тайная полиция
- Душевой отряд
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тейлор, Патрик (1992). «Антропология и теология в поисках справедливости». Каллалу . 15 (3): 811–823. дои : 10.2307/2932023 . ISSN 0161-2492 . JSTOR 2932023 .
После того как Франсуа Дювалье был избран президентом при поддержке народа в 1957 году, он создал свои собственные силы безопасности, поскольку не доверял армии. (Его народное название, тонтон-макут , взято из сказки о дяде, который уносит детей в мешке на плече.)
- ^ Бернат, Дж. Кристофер (1999). «Дети и политика насилия в контексте Гаити: государственное насилие, дефицит и уличные дети в Порт-о-Пренсе» (PDF) . Критика антропологии . 19 (2): 121–122. CiteSeerX 10.1.1.623.758 . дои : 10.1177/0308275X9901900202 . ISSN 0308-275X . S2CID 145185450 . Архивировано (PDF) из оригинала 3 декабря 2013 года.
При содействии современных фракций печально известного тонтон-макаута – правых, поддерживаемых армией гражданских эскадронов смерти – Седрас совершил то, что впоследствии оказалось самым кровавым государственным переворотом в новейшей истории Гаити. .
- ^ Фурон, Жорж Э. (2009). «2. Уход из дома § 4. «Я тоже хочу быть большим человеком»: создание гаитянского «людя-лодочки» » . В Окпехо, Исидор ; Нзегву, Нкиру (ред.). Новая африканская диаспора . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. п. 78. ИСБН 978-0-253-35337-5 . LCCN 2009005961 . OCLC 503473672 . ОЛ 23165011М .
Сила его правительства была вложена в неоплачиваемое военизированное гражданское ополчение, известное как Тонтон Макут («Дядя Ранец»). Макауты, укомплектованные информаторами, шпионами, хулиганами, местными боссами и вымогателями, свободно использовали крайнее насилие, террор и запугивание, чтобы отвадить население от всех иллюзий о дестабилизации режима.
- ^ Фасс, Саймон М. (1988). «Школьное дело» . Политическая экономия на Гаити: драма выживания . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издатели транзакций. п. 250 . ISBN 978-0-88738-158-4 . LCCN 87-25532 . OCLC 16804468 . ОЛ 4977156В . Проверено 22 сентября 2015 г.
- ^ Дантикат, Эдвидж (1994). Дыхание, глаза, память (на английском и гаитянском креольском языках). Том. 16. Нью-Йорк: Сохо Пресс. ISBN 978-1-56947-142-5 . LCCN 94-38568 . OCLC 29254512 . ОЛ 1806978W . Проверено 22 сентября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Филан, Кеназ (2007). «1.2. Корни гаитянского вуду» . Справочник гаитянского вуду: протоколы катания на Лва . Рочестер, Вермонт: Книги судьбы. п. 21. ISBN 978-1-59477-995-4 . LCCN 2006028676 . OCLC 748396065 . ОЛ 8992653W .
- ^ Спрэг, Джеб (2012). «1. История политического насилия над бедными § Пропитанный кровью послужной список Дювалье» . Парамилитаризм и нападение на демократию на Гаити . Нью-Йорк: Ежемесячный обзор Press. п. 33. ISBN 978-1-58367-303-4 . LCCN 2012015221 . OCLC 828494729 . ОЛ 16618213W .
- ^ «Франсуа Дювалье» . Британская энциклопедия . 26 мая 2023 г. Проверено 22 июня 2023 г.
- ^ «Военные режимы и Дювалье» . Британская энциклопедия . Проверено 22 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Тонтон-макуты: центральная нервная система периода террора на Гаити» . Совет по делам полушария . 11 марта 2010 г. Архивировано из оригинала 26 мая 2015 г.
- ^ «Власть и общество» . Британская энциклопедия . Проверено 22 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гальван, Хавьер А. (2012). Латиноамериканские диктаторы ХХ века: жизнь и режимы 15 правителей . МакФарланд. п. 100. ИСБН 978-1476600161 . Проверено 9 апреля 2017 г.
- ^ Вернер, Дорте, изд. (2007). Социальная устойчивость и хрупкость государства на Гаити . Публикации Всемирного банка. п. 68. ИСБН 978-0821371886 . Проверено 9 апреля 2017 г.
- ^ Дюпюи, Алекс (2006). Пророк и сила: Жан-Бертран Аристид, международное сообщество и Гаити . Издательство Rowman & Littlefield. п. 35. ISBN 978-1461645368 . Проверено 9 апреля 2017 г.
- ^ Констант, Изабель; Мабана, Кахиуди К., ред. (2013). Антилланство, креольность, мировая литература (на французском языке). Кембриджские ученые. п. 114. ИСБН 978-1443846325 . Проверено 9 апреля 2017 г.
- ^ Хенли, Джон (14 января 2010 г.). «Гаити: долгий спуск в ад» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 15 июля 2015 года.
- ^ Эбботт, Элизабет (21 июля 2011 г.). Гаити: разрушенная нация . Гарри Н. Абрамс. ISBN 978-1-59020-141-1 .
- ^ «64-летний Дювалье умер на Гаити; 19-летний сын стал новым президентом» . Нью-Йорк Таймс . 23 апреля 1971 года . Проверено 5 октября 2021 г.
- ^ Чарльз, Жаклин (26 сентября 2006 г.). «Некролог: Люкнер Камбронн» (PDF) . Майами Геральд . Архивировано из оригинала 11 июля 2009 года.
- ^ Перейти обратно: а б Филан, Кеназ (2007). «1.2. Корни гаитянского вуду». Справочник гаитянского вуду: протоколы езды по льва. Рочестер, Вермонт: Книги судьбы. п. 21. ISBN 978-1594779954 . LCCN 2006-28676 . OCLC 748396065 . ОЛ 8992653W .
- ^ «Познакомьтесь с Лва: Коузен Зака» . 18 мая 2016 года . Проверено 25 ноября 2022 г.
- ^ «Ого-Вуду, Дух Вуду, Лва народа Наго» . Haitian Vodou, Voodoo, Las 21 Divisions и Sanse . Проверено 25 ноября 2022 г.
- ^ Шмидт, Беттина Э. (2011). «5. Антропологические размышления о религии и насилии» . В Мерфи, Эндрю Р. (ред.). Блэквеллский спутник религии и насилия . Блэквеллские товарищи по религии. Том. 42. Джон Уайли и сыновья. п. 121. ИСБН 978-1444395730 . LCCN 2011002516 . ОСЛК 899182009 . ОЛ 16190447W .
- ^ Перейти обратно: а б Келлоу, Гретхен Элизабет (2008). «5. Мифологические и фантастические женские сообщества § Дыхание, Глаза, Память» . Тиссероман : переплетение женской самости внутри женских сообществ в постколониальных романах (доктор философии). Энн Арбор. п. 202. ИСБН 978-0549507789 . OCLC 466441492 .
- ^ Эбботт, Элизабет (1991) [1-й паб. 1988]. Гаити: Дювалье и их наследие (Пересмотренная и обновленная редакция). Нью-Йорк: Саймон и Шустер. п. 103. ИСБН 978-0671686208 . LCCN 90024770 . OCLC 22767635 . ОЛ 1680900Вт .
- ^ Эбботт, Элизабет (21 июля 2011 г.). Гаити: разрушенная нация . Гарри Н. Абрамс. ISBN 978-1-59020-141-1 .
- ^ «Гаити: долгий спуск в ад» . Хранитель . 14 января 2010 года . Проверено 25 ноября 2022 г.
- ^ «Дювалье бежит из Гаити, чтобы положить конец 28-летнему пребыванию семьи у власти: генерал возглавляет новый режим; сообщается о 20 погибших» . Нью-Йорк Таймс . 8 февраля 1986 года . Проверено 5 октября 2021 г.
- ^ COHA (11 марта 2010 г.). «Тонтон-макуты: центральная нервная система периода террора на Гаити» . КОГА . Проверено 25 ноября 2022 г.
- ^ «Революционный фронт за прогресс и прогресс Гаити (FRAPH) Революционный фронт для L'Avancement et le Progress Haitien (FRAPH)» . www.globalsecurity.org . Проверено 25 ноября 2022 г.
- ^ Грин, Грэм (1966). Комедианты (книга). Нью-Йорк: Викинг Пресс. ASIN B0078EPH2C . LCCN 66012636 . ОСЛК 365953 . ОЛ 106070Вт .
- ^ Дантикат, Эдвидж (2004). Разрушитель росы (1-е изд.). Нью-Йорк: Кнопф. ISBN 978-1-4000-4114-5 . LCCN 2003060788 . OCLC 52838918 . ОЛ 1806976W .
- ^ Макнил, Легс (апрель 1990 г.). «Шинейд» . Вращаться . Том. 6, нет. 1. п. 54. ISSN 0886-3032 .
- ^ «Мусульмангауз – Государственный переворот» . Дискогс . 3 декабря 1987 года . Проверено 22 сентября 2016 г.
- ^ "Muslimgauze.org - Дискография - Государственный переворот" .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Де ла Кова, Антонио Рафаэль (2011). " Ополчение Тонтон-Макут : Фотографии" . Латиноамериканские исследования . Гаити. Архивировано из оригинала 20 апреля 2015 года.
- 26 лет добровольцам национальной безопасности на YouTube