Сергей Соловьев (католический священник)
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2012 г. ) |

Отец Сергей Михайлович Соловьев (25 октября 1885, Москва , Российская империя — 2 марта 1942, Казань , СССР ) — русский поэт-символист , религиозный философ и православный (позже греко-католический) священник. Соловьев был внуком историка Сергея Соловьева , племянником поэта и философа Владимира Соловьева , троюродным братом Александра Блока и другом Андрея Белого .
Семья
[ редактировать ]Родился в потомственном русском дворянстве и семье Михаила Соловьева, который был братом известного русского философа Владимира Соловьева , и сыном поэтессы Поликсены Соловьевой и прозаика Всеволода Соловьева. Соловьев также приходился троюродным братом русскому поэту Александру Блоку, с которым он был связан. В сентябре 1912 года в церкви Рождества Богородицы села Надовражного (Московская губерния) он обвенчался с Татьяной Алексеевной Тургеневой. 25 августа 1913 г. у него родилась первая дочь Наталья; в 1914 году Мэри (умерла в пятилетнем возрасте); а 28 июля 1916 г. у него родилась третья дочь Ольга. Татьяна Тургенева позднее увлеклась марксизмом ; Позже она рассталась с мужем и снова вышла замуж.
Литературное творчество
[ редактировать ]Соловьев учился в московской частной школе Льва Поливанова. 16 января 1903 года умерли оба родителя Сергея Соловьева. В 1904 году он поступил на словесное отделение историко-филологического факультета Московского государственного университета , а осенью 1907 года перешёл на классическое отделение того же факультета, которое весной 1911 года окончил с первой степенью. Соловьев защитил кандидатскую диссертацию «Комментарии к идиллии Феокрита».
Соловьев писал стихи с детства, в 1905 году впервые его стихи и литературные статьи были опубликованы в печати. В 1907 году вышла его первая книга стихов под названием «Цветы и благовония». Соловьев писал философские и богословские труды, которые переводились на другие языки. В 1916 году он переиздает поэму своего брата Владимира Соловьева, предваряя сборник биографических очерков, эпиграфом к своему слову он ставит хорватского епископа Йосипа Юрай Штроссмайера «Соловьев Anima Candida, pia AC Vere Sancta Est». В 1926 году он перевел Адама Мицкевича » «Конрада Валленрода с польского на русский . В 1928 году он также работал над переводом « Вергилия » Энеиды .
Священническое служение
[ редактировать ]В октябре 1913 года Соловьев поступил на второй курс Московской духовной академии в Сергиевом Посаде . Соловьев в это время был знаком с Василием Розановым , Павлом Флоренским и Владимиром Францевичем Эрном. В 1915 году он окончил Духовную академию и 21 ноября 1915 года был рукоположен в сан диакона, а 2 февраля 1916 года — в священники. У Сергея Соловьева был ранний интерес к католицизму , на что, несомненно, повлиял на него его творческий дядя Владимир Соловьев, который незадолго до своей смерти причастился у российского католического священника, хотя по состоянию на 2022 год нет никаких доказательств, подтверждающих утверждение, что он когда-либо официально принял католицизм. Этот интерес также способствовал переходу Владимира Абрикосова в католицизм. После долгих и мучительных поисков отец Сергий Соловьев принимает решение, что никогда не станет католиком, о чем писал в своем письме Наталье Врангель-Левитской от 14 октября 1916 года:
Но потом пришло решение, и вы были правы. Я понял, что никогда не буду католиком. Я ясно видел, что никогда не хочу изменить священное дело объединения церквей, столь невозможное для меня, чтобы пройти подданство Папы, и вздохнул свободно, питаясь. /.../ И я ясно видел, как все дорогое мне в католицизме поблекло бы для меня, если бы я порвал с Русской Церковью и в Ватиканскую канцелярию подмахнул акт о присоединении. / ... / Я так рад, что я ясно выразился. Конечно, не раз возникал соблазн встать передо мной, но лучше гнить в тюрьме гонимому православному священнику, чем сиять в кардинальском пурпуре. Конечно, католику мне бы открылся широкий путь. Но путь Христов «узок и прискорбен»
Однако в 1920 году, когда Католическая Церковь в России, особенно Русская Греко-Католическая Церковь , подверглась гонениям, Соловьев примкнул к общине русских католиков восточного обряда, официально присоединился к Католической Церкви в 1921 году. В 1922 году он снова вернулся в православие, но в ноябре 1923 года окончательно воссоединился с католической церковью и стал главой Московской общины греко-католиков. С 1924 года Соловьев служил в римско-католическом храме Непорочного Зачатия на Малой Грузинской улице. В 1926 году после ареста экзарха Леонида Федорова отец Сергей Соловьев был назначен апостольским администратором Москвы католическим епископом Пием Неве и заместителем экзарха Католического Синода византийского обряда. В 1928 году посетил Саратов , где тайно гостил в местной католической церкви.
Арест и содержание под стражей
[ редактировать ]В ночь с 15 на 16 февраля 1931 года Сергей Соловьев был арестован вместе с подпольной общиной греко-католических монахинь-доминиканок, основанной Анной Абрикосовой , многие из которых были еврейками, которых отец Сергий обратил в византийский католицизм. Многие из них позже умерли в заключении, первой из жертв стала Виктория Бурвассер. 18 августа приказом Коллегии ОГПУ Соловьев был приговорен к 10 годам лишения свободы с заменой исправительно-трудовой лагеря с высылкой в Казахстан . В ходе следствия он стал психически больным, а в октябре по состоянию здоровья был освобожден от наказания и помещен в психиатрическую больницу. 21 ноября 1932 года Соловьев был освобожден, но позднее его снова положат в больницу. В 1941 году Соловьев бежал из Московской психиатрической больницы и бежал в Казань, где и умер 2 марта 1942 года. Похоронен на Арском кладбище , но местонахождение его могилы не сохранилось.
Работает
[ редактировать ]- Цветы и благовония (1907)
- Гроза (1908)
- Апрель (1910 г.)
- Цветочный сад принцессы (1913)
- Италия (1914)
- Возвращение в отчий дом (1916)
- Избранные стихи (1916)
- Богословские и критические очерки. Сборник статей и публичных лекций (1916).
- Гете и христианство (1917)
- Бессознательный и сознательный абсурд интеллекта (1922)
- Дневник ссылки (1922)
Примечания
[ редактировать ]А.В. Лавров «Наследник рода» - Сергей Соловьев // Соловьев С.М. Воспоминания. - М. : Новое литературное обозрение, 2003.
Н. Соловьев «Отче воля» // «Наше наследие». - 1993. - № № 27.
Гайденко П. «Искушение «святой плотью» (Сергей Соловьев и русский серебряный век)» // Вопросы литературы. - Июль–август 1996 г. - С. 72-127.
Скрипкина В.А. Сергей Соловьев: духовные искания. Эволюция творчества. - М. : МГОУ, 2004.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Переходит в восточный католицизм из восточного православия
- Бывшие русские православные христиане
- Русские католические поэты
- Русские греко-католики
- Духовенство из Москвы
- Русские римско-католические священники
- 1885 рождений
- 1942 смертей
- Римско-католические священники 20-го века
- Восточно-католические поэты
- Захоронения на Арском кладбище.
- Поэты-священники