Феминистская биоэтика
![]() |
Феминистская биоэтика — это раздел биоэтики , который защищает гендерное и социальное равенство посредством критики существующего биоэтического дискурса, предлагая уникальные феминистские аргументы и точки зрения, а также указывая на гендерные проблемы в биоэтических вопросах. [1] [2]
Феминистская биоэтика, возникшая примерно в конце двадцатого века, представляет собой разнообразную академическую область, включающую использование социальных, философских и феминистских теорий для изучения и критики гендерных предубеждений и неравенства, подразумеваемых биоэтическими проблемами, теориями и методологиями. [3] [4] [5] Феминистская критика биоэтики включает андроцентризм , гендерные концепции и чрезмерный акцент на правах личности. Феминистская биоэтика предлагает уникальные взгляды на несколько биоэтических проблем, таких как концепция здоровья, здравоохранение, отношения между пациентом и врачом и репродуктивные проблемы. Существует несколько критических замечаний в адрес феминистской биоэтики, таких как отсутствие согласия между феминистскими биоэтическими аргументами из-за плюрализма и разнообразия феминистского биоэтического дискурса, концептуализация женской уязвимости как усиления гендерного угнетения и потеря уникальности в этой области как феминистские взгляды в академических кругах. становятся все более распространенными.
История
[ редактировать ]Поскольку биоэтика стала признанной дисциплиной в философии в 1970-х годах, [6] феминистская критика биоэтики началась в конце 1980-х годов и получила признание и внимание как отдельное философское направление в 1990-х годах. В то время оно было в значительной степени отвергнуто основным сообществом биоэтики. [7] Происхождение феминистской биоэтики как области исследования можно проследить по нескольким статьям, опубликованным в журнале «Гипатия : журнал феминистской философии» . [8] Эти ранние статьи в основном были посвящены биоэтическим вопросам, связанным с технологиями, связанными с женскими репродуктивными проблемами, такими как аборты , ЭКО и суррогатное материнство .
В 1990-е годы феминистская биоэтика ознаменовала свое официальное дисциплинарное существование книгой «Феминистские перспективы в медицинской этике». [9] Хелен Холмс и Лоры Пёрди, который был опубликован в 1992 году как сборник журнальных статей, ранее публиковавшихся в журнале Hypatia в 1980-х годах. Также было опубликовано несколько других книг с феминистскими взглядами на биоэтику, в том числе « Больше не пациент: феминистская этика и здравоохранение». [10] Сьюзан Шервин в 1992 году, «Феминизм и биоэтика: за пределами воспроизводства». [3] Сьюзан Вольф в 1996 году и «Феминистские подходы к биоэтике: теоретические размышления и практическое применение». [11] Розмари Тонг в 1997 году.
Feminist Approaches to Bioethics (FAB) — сеть феминистских биоэтик, была основана в 1992 году вместе с собственными публикациями академических журналов в Международном журнале феминистских подходов к биоэтике ( IJFAB ) .
Теории и методологии
[ редактировать ]Как и в феминистской теории в целом, не существует объединяющей «феминистской биоэтики» из-за неоднородности позиций различных феминистских критических анализов основных биоэтических позиций. [1] [5] [12] Тем не менее, общие черты между различными областями феминистской биоэтики существуют.
- Этика ухода — феминистская этическая теория, часто применяемая феминистками-биоэтиками. В нем подчеркивается необходимость учета личных отношений и ценностей заботы, любви и ответственности, а не традиционных этических принципов, чтобы обеспечить возможность более тонких и целостных этических дискуссий.
- Идея о том, что автономия носит реляционный характер, также часто встречается в феминистских биоэтических аргументах. В нем указывается, что автономия — это не просто свобода действий человека, учитывая, что все в некоторой степени взаимозависимы, а скорее то, что свобода любого человека зависит от сотрудничества других и требует поддержки через них. [13]
- Многие феминистские подходы разделяют методологическую общность «поднятия женского вопроса» посредством анализа и исследования гендерного неравенства. [12] Часто ожидается, что феминистские философские теории будут применяться в дискурсе в защиту гендерной справедливости. [14] Принципы прав человека также могут быть использованы при защите прав женщин . [15] Эмпирические наблюдения и опыт, социальные и политические теории, а также результаты исследований в области общественного здравоохранения также обычно включаются в феминистские биоэтические исследования.
Феминистская биоэтика может не соглашаться друг с другом по поводу того, что следует рассматривать как отвечающий интересам женщин, из-за разнообразия мнений в этой области. [12]
Феминистская критика биоэтики
[ редактировать ]Андроцентризм
[ редактировать ]В западной философии исторически доминировали мужчины как дисциплина, ориентированная на мужчин, а женские точки зрения и представления в этой дисциплине часто исключались. Традиционно отчеты исключительно мужчин рассматриваются как полные отчеты, а отчеты женщин только как дополнения. Мужского опыта и ценностей достаточно, чтобы рассматривать их и в конечном итоге определять нормы для всего человечества. Мужчины — это «нейтральная» группа, а женщины — группа, отличающаяся от мужчин. [2] [4]
Андроцентризм нашел отражение в медицинских исследованиях. В 1988 году компания Physician Health Study провела исследование влияния аспирина на снижение риска сердечных заболеваний. В нем приняли участие 22 000 мужчин и ноль женщин. [16] США В 1990 году Счетная палата правительства сообщила, что женщины недостаточно представлены в клинических испытаниях. [17] Такая недостаточная представленность женщин в медицинских исследованиях ставит вопросы о безопасности лекарств для женщин, особенно в отношении лекарств, чувствительных к дозировке, учитывая, что средняя масса тела женщин меньше, чем у мужчин. [2] Это было аргументировано [ кем? ] что исключение женщин из медицинских исследований связано с устранением таких переменных, как колебания женских гормональных уровней, а также с трудностями участия женщин и их способности продолжать исследования, поскольку им часто трудно справляться с конфликтами между испытаниями лекарств, уходом за детьми и работой. Феминистская биоэтика утверждает, что гормональные колебания следует рассматривать как важный фактор в медицинских исследованиях, а не игнорировать, и что клинические испытания должны быть разработаны с учетом образа жизни и рабочего графика женщин. [2]
Гендерные концепции
[ редактировать ]Концепции, которые часто появляются в философских дискуссиях, часто носят гендерный характер. Разум часто ассоциируется с мужчинами, а эмоции – с женщинами. С древнейших времен человеческой истории женщины считались уступающими мужчинам физически, эмоционально и интеллектуально. Гендерные ассоциации искажают смыслы этих понятий и отражают патриархальное отношение к женщинам. Разум считается лучшим руководством для моральных суждений, тогда как полагаться на эмоции считается ненадежным и даже примитивным. Рассматривание эмоций как чего-то более низкого и менее желательного, чем разум, подразумевает общее отсутствие заботы и сострадания к индивидуальным ситуациям пациентов. [2] Результатом является модель абстракции : пациенты и медицинские работники рассматриваются не как отдельные личности, а как взаимозаменяемые субъекты с общими характеристиками, действующие в соответствии с универсальными принципами. При такой абстракции пол пациентов исключается из рассмотрения и сводится к чему-то более общему, более «нейтральному». Женщины подчинены мужчинам. [5]
Чрезмерный акцент на правах личности
[ редактировать ]Тенденция специалистов по биоэтике использовать теории, апеллирующие к правам человека , чрезмерно упрощает моральные аргументы, исключая другие моральные соображения, не связанные с правами. Некоторые даже приравнивают чрезмерную апелляцию к правам к идее доминирования в маскулинизме . Более того, широкие призывы к правам человека имеют тенденцию отдавать приоритет гражданским и политическим правам мужчин и доминирующих групп, игнорируя при этом права женщин и групп меньшинств . [18]
Феминистские взгляды на проблемы биоэтики
[ редактировать ]Концепция здоровья
[ редактировать ]Одна из точек зрения состоит в том, что уровень достижимого здоровья связан с различиями во власти, вызванными полом, расой и классом. Это утверждается [ кем? ] что положительное состояние благополучия легче достигается состоятельными, трудоспособными и гетеросексуальными белыми мужчинами, чем другими. Женщины, с другой стороны, чаще страдают от бедности, часто являющейся результатом пересечения расизма и сексизма. [19] [20] и к их боли часто относятся менее серьезно, чем к мужчинам. [19] [21] [22] В то же время физическое благополучие женщины отягощено обязанностью молодости и сексуальности внешнего вида, что может подтолкнуть женщин к «экстремальному» поведению в погоне за неприступными стандартами красоты. [19]
Здравоохранение
[ редактировать ]Система здравоохранения, особенно в США, часто является иерархической и маскулинистской, поскольку белые пациенты мужского пола имеют более легкий доступ к медицинской помощи, чем небелые пациенты и женщины. В системе здравоохранения цветные врачи и женщины чаще являются врачами первичной медико-санитарной помощи, тогда как белые врачи и мужчины чаще являются хирургами. Даже в медицинских исследованиях часто исключаются уязвимые группы населения, такие как женщины и цветные люди. [23]
Медицинская практика находится под сильным влиянием сексистских, классовых и расистских норм. [23] Некоторые распространенные практики в системе здравоохранения часто предполагают и усиливают гендерные роли, которые непропорционально вредят женщинам. Например, женщина не имеет автономии в отношении собственной фертильности, поскольку ей необходимо получить согласие мужа на стерилизацию ; с другой стороны, вазэктомию мужчине можно сделать за неделю. [24]
Отношения пациента и врача
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2021 г. ) |
Динамика власти в отношениях пациент-врач связана с равенством и неравенством в общении. Пол и раса пациентов влияют на качество медицинской помощи, получаемой от врачей. Пациентки-женщины, бросающие вызов врачам, с большей вероятностью будут восприниматься как отказывающиеся сотрудничать, тогда как пациенты-мужчины, бросающие вызов врачам, рассматриваются как рациональные участники собственного лечения. Аналогично, пациентки-женщины, как правило, получают от врачей менее понятную информацию. Пациенты с меньшими полномочиями, обычно женщины и цветные люди, часто получают помощь более низкого качества; это может включать более длительное время ожидания обслуживания, худшее обращение, игнорирование личных пожеланий, а также меньше информации или меньшую точность предоставляемой информации. Медицинская помощь часто рассматривается как частная проблема пациентов, что затрудняет наблюдение за неравенством, возникающим в результате пола и расы пациентов.
Существует также обеспокоенность по поводу того, следует ли рассматривать пациента как « обобщенного другого » или «конкретного другого». Взгляд «обобщенного другого» склонен рассматривать всех пациентов как одинаково имеющих право на одинаковый уровень ухода и без учета личных различий, тогда как взгляд «конкретного другого» склонен рассматривать каждого пациента как уникальную личность с особыми интересами и потребностями. «Обобщенный другой» более далек и менее близок врачам. Рассматривать пациентов как «обобщенных других» было нормой в здравоохранении, но феминистская биоэтика выступает за то, чтобы рассматривать пациентов как «конкретных других» с более чутким отношением к индивидуальным проблемам. [3]
Репродуктивные проблемы
[ редактировать ]Вклад феминистских биоэтиков в дискуссии по репродуктивным вопросам не ограничивается только мнениями с женской точки зрения, но также и выявлением структурных различий во власти в областях, которые влияют на репродуктивный опыт и проблемы женщин. Например, утверждается, что новые репродуктивные технологии не следует считать «гендерно-нейтральными», поскольку они непропорционально влияют на благосостояние женщин. [25] Также высказываются опасения по поводу «использования» репродуктивных тканей в качестве эксплуатации женского тела в исследованиях и терапии. [26]
Критика
[ редактировать ]- Разногласия и путаница : Разнообразие и плюрализм дискурса феминистской биоэтики часто приводят к разногласиям внутри литературы, которые не только уменьшают силу и самобытность феминистской точки зрения, но и сбивают с толку общественность, особенно женщин. [12] [27]
- уязвимости Концептуализация : Подобно проблеме виктимизации , тенденция подчеркивать уязвимость женщин предполагает связь между слабостью и женственностью. Хотя это эффективный подход в феминистских дискуссиях для привлечения внимания к этим темам, он также рискует нормализовать агрессию против женщин и усилить противостояние гендера и пола. [28]
- Утрата уникальности : В последние годы, поскольку «альтернативные» феминистские точки зрения все чаще появляются в нефеминистской биоэтической литературе и публикациях, уникальность феминистской биоэтики, кажется, в литературе приуменьшается. С одной стороны, это хорошая тенденция, когда феминистское сознание расширяется до биоэтических дискуссий, но, с другой стороны, это также угрожает определению «феминистской биоэтики» и ставит под сомнение такую категоризацию «феминистского взгляда». Одним из ответов на это является то, что принятие и включение феминистских точек зрения является лишь частичным, учитывая, что нефеминистские публикации часто упускают из виду фундаментальную приверженность защите социального и политического равенства. [29]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Пинч, Уинифред Дж. Элленчайлд (1 февраля 1996 г.). «Феминизм и биоэтика» . Медхирургия сестринского дела . 5 (1): 53–57. ПМИД 8696410 .
- ^ Jump up to: а б с д и Литтл, Маргарет Оливия (1 марта 1996 г.). «Почему феминистский подход к биоэтике?» . Журнал Института этики Кеннеди . 6 (1): 1–18. дои : 10.1353/ken.1996.0005 . hdl : 10822/709358 . ISSN 1086-3249 . ПМИД 10157548 . S2CID 26844526 .
- ^ Jump up to: а б с Вольф, Сьюзен М. (1996). Феминизм и биоэтика: за пределами воспроизводства . Кэри: Издательство Оксфордского университета, Инкорпорейтед. ISBN 978-0-19-975967-5 . OCLC 922952651 .
- ^ Jump up to: а б Роулинсон, Мэри К. (1 января 2001 г.). «Концепция феминистской биоэтики» . Журнал медицины и философии . 26 (4): 405–416. дои : 10.1076/jmep.26.4.405.3010 . ISSN 0360-5310 . ПМИД 11484132 .
- ^ Jump up to: а б с Марвей, Херджит; Вдовы, Хизер (2015). «Философская феминистская биоэтика: прошлое, настоящее и будущее» . Кембриджский ежеквартальный журнал по этике здравоохранения . 24 (2): 165–174. дои : 10.1017/S0963180114000474 . ISSN 0963-1801 . ПМИД 25719352 .
- ^ Харви, Джон Коллинз (2013), Гаррет, Джереми Р.; Жоттеран, Фабрис; Ралстон, Д. Кристофер (ред.), «Андре Хеллегерс, Институт Кеннеди и развитие биоэтики: американо-европейская связь» , Развитие биоэтики в Соединенных Штатах , Философия и медицина, том. 115, Дордрехт: Springer Нидерланды, стр. 37–54, doi : 10.1007/978-94-007-4011-2_4 , ISBN 978-94-007-4011-2 , получено 2 марта 2021 г.
- ^ Перди, Лаура М. (1 июня 2001 г.). «Что феминизм может сделать для биоэтики» . Анализ здравоохранения . 9 (2): 117–132. дои : 10.1023/A:1011313800137 . ISSN 1573-3394 . ПМИД 11561992 . S2CID 6533013 .
- ^ «Гипатия» . Кембриджское ядро . Проверено 03 марта 2021 г.
- ^ Холмс, Хелен Б.; Перди, Лаура (1992). Феминистские перспективы в медицинской этике . Издательство Университета Индианы.
- ^ «Больше не пациент | Издательство Темплского университета» . tupress.temple.edu . Проверено 03 марта 2021 г.
- ^ «Феминистские подходы к биоэтике: теоретические размышления и практическое применение» . Рутледж и CRC Press . Проверено 03 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Тонг, Розмари (1 марта 1996 г.). «Феминистская биоэтика: на пути к разработке «феминистского» ответа на вопрос о суррогатном материнстве» . Журнал Института этики Кеннеди . 6 (1): 37–52. дои : 10.1353/ken.1996.0004 . ISSN 1086-3249 . ПМИД 11645320 . S2CID 12613313 .
- ^ Шервин, Сьюзен; Сеть, Феминистское исследование этики здравоохранения (1998). Политика женского здоровья: исследование свободы действий и автономии . Издательство Университета Темпл. ISBN 978-1-56639-633-2 .
- ^ Миккола, Мари (2016). «Феминистская метафизика и философская методология» . Философский компас . 11 (11): 661–670. дои : 10.1111/phc3.12349 . ISSN 1747-9991 . S2CID 151917328 .
- ^ Райан, Маура А. (2009). «Внедрение вспомогательных репродуктивных технологий в «развивающемся мире»: тестовый пример для развития методологий феминистской биоэтики» . Знаки . 34 (4): 805–825. дои : 10.1086/597133 . ISSN 0097-9740 . JSTOR 10.1086/597133 . S2CID 143831858 .
- ^ «Исследование здоровья врачей – полнотекстовый просмотр – ClinicalTrials.gov» . www.clinicaltrials.gov . Проверено 01 марта 2021 г.
- ^ Надель, Марк В. (24 июля 1990 г.). «Национальные институты здравоохранения: проблемы реализации политики в отношении женщин в исследуемых группах населения. Заявление Марка против Наделя, заместителя директора по вопросам национального и общественного здравоохранения, Отдел кадров, перед Подкомитетом по жилью и интересам потребителей, Специальный комитет по проблемам старения, Палата представителей представителей» . Интернет-сайт: 98935 . Проверено 01 марта 2021 г.
- ^ Дончин, Энн (2004). «Сходящиеся проблемы: феминистская биоэтика, теория развития и права человека» . Знаки . 29 (2): 299–324. дои : 10.1086/378104 . hdl : 1805/7493 . ISSN 0097-9740 . JSTOR 10.1086/378104 . S2CID 55441500 .
- ^ Jump up to: а б с Перди, Лаура (1996), Вольф, Сьюзен (редактор), «Феминистский взгляд на здоровье» , Феминизм и биоэтика: за пределами репродукции , Oxford University Press , получено 3 марта 2021 г.
- ^ Рикс, Сара Э. (1990). Американка 1990–91: отчет о состоянии. Третье издание . W. ISBN 978-0-393-30686-6 .
- ^ Фуг-Берман, Адриан (20 января 1992 г.). «Сказки из медицинской школы» . Интернет: 115099 . Проверено 03 марта 2021 г.
- ^ Биллок, Дженнифер. «Предвзятость в отношении боли: неравенство в отношении здоровья редко обсуждается» . www.bbc.com . Проверено 03 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Гупта, Кристина (2020). Медицинские затруднения: переосмысление феминистских дебатов о здравоохранении . Нью-Брансуик, Нью-Джерси. ISBN 978-1-9788-0663-4 . OCLC 1124761657 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Федер, Шира. «Женщине сказали, что ей нужно разрешение мужа, чтобы перевязать ей трубки. Ее история стала вирусной, но это не редкость» . Инсайдер . Проверено 7 апреля 2021 г.
- ^ Дикенсон, Донна (2016), «Феминистские взгляды на генетику человека и репродуктивные технологии» , eLS , Американское онкологическое общество, стр. 1–5, doi : 10.1002/9780470015902.a0005592.pub3 , ISBN 978-0-470-01590-2 , получено 5 апреля 2021 г.
- ^ «Здоровый» эмбрион: социальные, биомедицинские, юридические и философские перспективы . Джеффри А. Нискер. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. 2010. ISBN 978-0-521-74813-1 . OCLC 428024428 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Скалли, Джеки Лич (2010), Скалли, Джеки Лич; Болдуин-Рагавен, Лорел; Фитцпатрик, Петя (ред.), «Вывод: переоценка и обновление» , Феминистская биоэтика: в центре, на полях , издательство Университета Джонса Хопкинса , получено 6 апреля 2021 г.
- ^ Каннифф Гилсон, Эринн (01 сентября 2016 г.). «Уязвимость и виктимизация: переосмысление ключевых концепций феминистских дискурсов о сексуальном насилии» . Знаки: Журнал женщин в культуре и обществе . 42 (1): 71–98. дои : 10.1086/686753 . ISSN 0097-9740 . S2CID 225087268 .
- ^ Феминистская биоэтика: в центре, на задворках . Джеки Лич Скалли, Лорел Болдуин-Рагавен, Петя Фицпатрик. Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. 2010. ISBN 978-0-8018-9424-4 . ОСЛК 403362019 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка )