Jump to content

Феминистская биоэтика

Феминистская биоэтика — это раздел биоэтики , который защищает гендерное и социальное равенство посредством критики существующего биоэтического дискурса, предлагая уникальные феминистские аргументы и точки зрения, а также указывая на гендерные проблемы в биоэтических вопросах. [1] [2]

Феминистская биоэтика, возникшая примерно в конце двадцатого века, представляет собой разнообразную академическую область, включающую использование социальных, философских и феминистских теорий для изучения и критики гендерных предубеждений и неравенства, подразумеваемых биоэтическими проблемами, теориями и методологиями. [3] [4] [5] Феминистская критика биоэтики включает андроцентризм , гендерные концепции и чрезмерный акцент на правах личности. Феминистская биоэтика предлагает уникальные взгляды на несколько биоэтических проблем, таких как концепция здоровья, здравоохранение, отношения между пациентом и врачом и репродуктивные проблемы. Существует несколько критических замечаний в адрес феминистской биоэтики, таких как отсутствие согласия между феминистскими биоэтическими аргументами из-за плюрализма и разнообразия феминистского биоэтического дискурса, концептуализация женской уязвимости как усиления гендерного угнетения и потеря уникальности в этой области как феминистские взгляды в академических кругах. становятся все более распространенными.

Поскольку биоэтика стала признанной дисциплиной в философии в 1970-х годах, [6] феминистская критика биоэтики началась в конце 1980-х годов и получила признание и внимание как отдельное философское направление в 1990-х годах. В то время оно было в значительной степени отвергнуто основным сообществом биоэтики. [7] Происхождение феминистской биоэтики как области исследования можно проследить по нескольким статьям, опубликованным в журнале «Гипатия : журнал феминистской философии» . [8] Эти ранние статьи в основном были посвящены биоэтическим вопросам, связанным с технологиями, связанными с женскими репродуктивными проблемами, такими как аборты , ЭКО и суррогатное материнство .

В 1990-е годы феминистская биоэтика ознаменовала свое официальное дисциплинарное существование книгой «Феминистские перспективы в медицинской этике». [9] Хелен Холмс и Лоры Пёрди, который был опубликован в 1992 году как сборник журнальных статей, ранее публиковавшихся в журнале Hypatia в 1980-х годах. Также было опубликовано несколько других книг с феминистскими взглядами на биоэтику, в том числе « Больше не пациент: феминистская этика и здравоохранение». [10] Сьюзан Шервин в 1992 году, «Феминизм и биоэтика: за пределами воспроизводства». [3] Сьюзан Вольф в 1996 году и «Феминистские подходы к биоэтике: теоретические размышления и практическое применение». [11] Розмари Тонг в 1997 году.

Feminist Approaches to Bioethics (FAB) — сеть феминистских биоэтик, была основана в 1992 году вместе с собственными публикациями академических журналов в Международном журнале феминистских подходов к биоэтике ( IJFAB ) .

Теории и методологии

[ редактировать ]

Как и в феминистской теории в целом, не существует объединяющей «феминистской биоэтики» из-за неоднородности позиций различных феминистских критических анализов основных биоэтических позиций. [1] [5] [12] Тем не менее, общие черты между различными областями феминистской биоэтики существуют.

  • Этика ухода — феминистская этическая теория, часто применяемая феминистками-биоэтиками. В нем подчеркивается необходимость учета личных отношений и ценностей заботы, любви и ответственности, а не традиционных этических принципов, чтобы обеспечить возможность более тонких и целостных этических дискуссий.
  • Идея о том, что автономия носит реляционный характер, также часто встречается в феминистских биоэтических аргументах. В нем указывается, что автономия — это не просто свобода действий человека, учитывая, что все в некоторой степени взаимозависимы, а скорее то, что свобода любого человека зависит от сотрудничества других и требует поддержки через них. [13]
  • Многие феминистские подходы разделяют методологическую общность «поднятия женского вопроса» посредством анализа и исследования гендерного неравенства. [12] Часто ожидается, что феминистские философские теории будут применяться в дискурсе в защиту гендерной справедливости. [14] Принципы прав человека также могут быть использованы при защите прав женщин . [15] Эмпирические наблюдения и опыт, социальные и политические теории, а также результаты исследований в области общественного здравоохранения также обычно включаются в феминистские биоэтические исследования.

Феминистская биоэтика может не соглашаться друг с другом по поводу того, что следует рассматривать как отвечающий интересам женщин, из-за разнообразия мнений в этой области. [12]

Феминистская критика биоэтики

[ редактировать ]

Андроцентризм

[ редактировать ]

В западной философии исторически доминировали мужчины как дисциплина, ориентированная на мужчин, а женские точки зрения и представления в этой дисциплине часто исключались. Традиционно отчеты исключительно мужчин рассматриваются как полные отчеты, а отчеты женщин только как дополнения. Мужского опыта и ценностей достаточно, чтобы рассматривать их и в конечном итоге определять нормы для всего человечества. Мужчины — это «нейтральная» группа, а женщины — группа, отличающаяся от мужчин. [2] [4]

Андроцентризм нашел отражение в медицинских исследованиях. В 1988 году компания Physician Health Study провела исследование влияния аспирина на снижение риска сердечных заболеваний. В нем приняли участие 22 000 мужчин и ноль женщин. [16] США В 1990 году Счетная палата правительства сообщила, что женщины недостаточно представлены в клинических испытаниях. [17] Такая недостаточная представленность женщин в медицинских исследованиях ставит вопросы о безопасности лекарств для женщин, особенно в отношении лекарств, чувствительных к дозировке, учитывая, что средняя масса тела женщин меньше, чем у мужчин. [2] Это было аргументировано [ кем? ] что исключение женщин из медицинских исследований связано с устранением таких переменных, как колебания женских гормональных уровней, а также с трудностями участия женщин и их способности продолжать исследования, поскольку им часто трудно справляться с конфликтами между испытаниями лекарств, уходом за детьми и работой. Феминистская биоэтика утверждает, что гормональные колебания следует рассматривать как важный фактор в медицинских исследованиях, а не игнорировать, и что клинические испытания должны быть разработаны с учетом образа жизни и рабочего графика женщин. [2]

Гендерные концепции

[ редактировать ]

Концепции, которые часто появляются в философских дискуссиях, часто носят гендерный характер. Разум часто ассоциируется с мужчинами, а эмоции – с женщинами. С древнейших времен человеческой истории женщины считались уступающими мужчинам физически, эмоционально и интеллектуально. Гендерные ассоциации искажают смыслы этих понятий и отражают патриархальное отношение к женщинам. Разум считается лучшим руководством для моральных суждений, тогда как полагаться на эмоции считается ненадежным и даже примитивным. Рассматривание эмоций как чего-то более низкого и менее желательного, чем разум, подразумевает общее отсутствие заботы и сострадания к индивидуальным ситуациям пациентов. [2] Результатом является модель абстракции : пациенты и медицинские работники рассматриваются не как отдельные личности, а как взаимозаменяемые субъекты с общими характеристиками, действующие в соответствии с универсальными принципами. При такой абстракции пол пациентов исключается из рассмотрения и сводится к чему-то более общему, более «нейтральному». Женщины подчинены мужчинам. [5]

Чрезмерный акцент на правах личности

[ редактировать ]

Тенденция специалистов по биоэтике использовать теории, апеллирующие к правам человека , чрезмерно упрощает моральные аргументы, исключая другие моральные соображения, не связанные с правами. Некоторые даже приравнивают чрезмерную апелляцию к правам к идее доминирования в маскулинизме . Более того, широкие призывы к правам человека имеют тенденцию отдавать приоритет гражданским и политическим правам мужчин и доминирующих групп, игнорируя при этом права женщин и групп меньшинств . [18]

Феминистские взгляды на проблемы биоэтики

[ редактировать ]

Концепция здоровья

[ редактировать ]

Одна из точек зрения состоит в том, что уровень достижимого здоровья связан с различиями во власти, вызванными полом, расой и классом. Это утверждается [ кем? ] что положительное состояние благополучия легче достигается состоятельными, трудоспособными и гетеросексуальными белыми мужчинами, чем другими. Женщины, с другой стороны, чаще страдают от бедности, часто являющейся результатом пересечения расизма и сексизма. [19] [20] и к их боли часто относятся менее серьезно, чем к мужчинам. [19] [21] [22] В то же время физическое благополучие женщины отягощено обязанностью молодости и сексуальности внешнего вида, что может подтолкнуть женщин к «экстремальному» поведению в погоне за неприступными стандартами красоты. [19]

Здравоохранение

[ редактировать ]

Система здравоохранения, особенно в США, часто является иерархической и маскулинистской, поскольку белые пациенты мужского пола имеют более легкий доступ к медицинской помощи, чем небелые пациенты и женщины. В системе здравоохранения цветные врачи и женщины чаще являются врачами первичной медико-санитарной помощи, тогда как белые врачи и мужчины чаще являются хирургами. Даже в медицинских исследованиях часто исключаются уязвимые группы населения, такие как женщины и цветные люди. [23]

Медицинская практика находится под сильным влиянием сексистских, классовых и расистских норм. [23] Некоторые распространенные практики в системе здравоохранения часто предполагают и усиливают гендерные роли, которые непропорционально вредят женщинам. Например, женщина не имеет автономии в отношении собственной фертильности, поскольку ей необходимо получить согласие мужа на стерилизацию ; с другой стороны, вазэктомию мужчине можно сделать за неделю. [24]

Отношения пациента и врача

[ редактировать ]

Динамика власти в отношениях пациент-врач связана с равенством и неравенством в общении. Пол и раса пациентов влияют на качество медицинской помощи, получаемой от врачей. Пациентки-женщины, бросающие вызов врачам, с большей вероятностью будут восприниматься как отказывающиеся сотрудничать, тогда как пациенты-мужчины, бросающие вызов врачам, рассматриваются как рациональные участники собственного лечения. Аналогично, пациентки-женщины, как правило, получают от врачей менее понятную информацию. Пациенты с меньшими полномочиями, обычно женщины и цветные люди, часто получают помощь более низкого качества; это может включать более длительное время ожидания обслуживания, худшее обращение, игнорирование личных пожеланий, а также меньше информации или меньшую точность предоставляемой информации. Медицинская помощь часто рассматривается как частная проблема пациентов, что затрудняет наблюдение за неравенством, возникающим в результате пола и расы пациентов.

Существует также обеспокоенность по поводу того, следует ли рассматривать пациента как « обобщенного другого » или «конкретного другого». Взгляд «обобщенного другого» склонен рассматривать всех пациентов как одинаково имеющих право на одинаковый уровень ухода и без учета личных различий, тогда как взгляд «конкретного другого» склонен рассматривать каждого пациента как уникальную личность с особыми интересами и потребностями. «Обобщенный другой» более далек и менее близок врачам. Рассматривать пациентов как «обобщенных других» было нормой в здравоохранении, но феминистская биоэтика выступает за то, чтобы рассматривать пациентов как «конкретных других» с более чутким отношением к индивидуальным проблемам. [3]

Репродуктивные проблемы

[ редактировать ]

Вклад феминистских биоэтиков в дискуссии по репродуктивным вопросам не ограничивается только мнениями с женской точки зрения, но также и выявлением структурных различий во власти в областях, которые влияют на репродуктивный опыт и проблемы женщин. Например, утверждается, что новые репродуктивные технологии не следует считать «гендерно-нейтральными», поскольку они непропорционально влияют на благосостояние женщин. [25] Также высказываются опасения по поводу «использования» репродуктивных тканей в качестве эксплуатации женского тела в исследованиях и терапии. [26]

  • Разногласия и путаница : Разнообразие и плюрализм дискурса феминистской биоэтики часто приводят к разногласиям внутри литературы, которые не только уменьшают силу и самобытность феминистской точки зрения, но и сбивают с толку общественность, особенно женщин. [12] [27]
  • уязвимости Концептуализация : Подобно проблеме виктимизации , тенденция подчеркивать уязвимость женщин предполагает связь между слабостью и женственностью. Хотя это эффективный подход в феминистских дискуссиях для привлечения внимания к этим темам, он также рискует нормализовать агрессию против женщин и усилить противостояние гендера и пола. [28]
  • Утрата уникальности : В последние годы, поскольку «альтернативные» феминистские точки зрения все чаще появляются в нефеминистской биоэтической литературе и публикациях, уникальность феминистской биоэтики, кажется, в литературе приуменьшается. С одной стороны, это хорошая тенденция, когда феминистское сознание расширяется до биоэтических дискуссий, но, с другой стороны, это также угрожает определению «феминистской биоэтики» и ставит под сомнение такую ​​категоризацию «феминистского взгляда». Одним из ответов на это является то, что принятие и включение феминистских точек зрения является лишь частичным, учитывая, что нефеминистские публикации часто упускают из виду фундаментальную приверженность защите социального и политического равенства. [29]
  1. ^ Jump up to: а б Пинч, Уинифред Дж. Элленчайлд (1 февраля 1996 г.). «Феминизм и биоэтика» . Медхирургия сестринского дела . 5 (1): 53–57. ПМИД   8696410 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и Литтл, Маргарет Оливия (1 марта 1996 г.). «Почему феминистский подход к биоэтике?» . Журнал Института этики Кеннеди . 6 (1): 1–18. дои : 10.1353/ken.1996.0005 . hdl : 10822/709358 . ISSN   1086-3249 . ПМИД   10157548 . S2CID   26844526 .
  3. ^ Jump up to: а б с Вольф, Сьюзен М. (1996). Феминизм и биоэтика: за пределами воспроизводства . Кэри: Издательство Оксфордского университета, Инкорпорейтед. ISBN  978-0-19-975967-5 . OCLC   922952651 .
  4. ^ Jump up to: а б Роулинсон, Мэри К. (1 января 2001 г.). «Концепция феминистской биоэтики» . Журнал медицины и философии . 26 (4): 405–416. дои : 10.1076/jmep.26.4.405.3010 . ISSN   0360-5310 . ПМИД   11484132 .
  5. ^ Jump up to: а б с Марвей, Херджит; Вдовы, Хизер (2015). «Философская феминистская биоэтика: прошлое, настоящее и будущее» . Кембриджский ежеквартальный журнал по этике здравоохранения . 24 (2): 165–174. дои : 10.1017/S0963180114000474 . ISSN   0963-1801 . ПМИД   25719352 .
  6. ^ Харви, Джон Коллинз (2013), Гаррет, Джереми Р.; Жоттеран, Фабрис; Ралстон, Д. Кристофер (ред.), «Андре Хеллегерс, Институт Кеннеди и развитие биоэтики: американо-европейская связь» , Развитие биоэтики в Соединенных Штатах , Философия и медицина, том. 115, Дордрехт: Springer Нидерланды, стр. 37–54, doi : 10.1007/978-94-007-4011-2_4 , ISBN  978-94-007-4011-2 , получено 2 марта 2021 г.
  7. ^ Перди, Лаура М. (1 июня 2001 г.). «Что феминизм может сделать для биоэтики» . Анализ здравоохранения . 9 (2): 117–132. дои : 10.1023/A:1011313800137 . ISSN   1573-3394 . ПМИД   11561992 . S2CID   6533013 .
  8. ^ «Гипатия» . Кембриджское ядро . Проверено 03 марта 2021 г.
  9. ^ Холмс, Хелен Б.; Перди, Лаура (1992). Феминистские перспективы в медицинской этике . Издательство Университета Индианы.
  10. ^ «Больше не пациент | Издательство Темплского университета» . tupress.temple.edu . Проверено 03 марта 2021 г.
  11. ^ «Феминистские подходы к биоэтике: теоретические размышления и практическое применение» . Рутледж и CRC Press . Проверено 03 марта 2021 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д Тонг, Розмари (1 марта 1996 г.). «Феминистская биоэтика: на пути к разработке «феминистского» ответа на вопрос о суррогатном материнстве» . Журнал Института этики Кеннеди . 6 (1): 37–52. дои : 10.1353/ken.1996.0004 . ISSN   1086-3249 . ПМИД   11645320 . S2CID   12613313 .
  13. ^ Шервин, Сьюзен; Сеть, Феминистское исследование этики здравоохранения (1998). Политика женского здоровья: исследование свободы действий и автономии . Издательство Университета Темпл. ISBN  978-1-56639-633-2 .
  14. ^ Миккола, Мари (2016). «Феминистская метафизика и философская методология» . Философский компас . 11 (11): 661–670. дои : 10.1111/phc3.12349 . ISSN   1747-9991 . S2CID   151917328 .
  15. ^ Райан, Маура А. (2009). «Внедрение вспомогательных репродуктивных технологий в «развивающемся мире»: тестовый пример для развития методологий феминистской биоэтики» . Знаки . 34 (4): 805–825. дои : 10.1086/597133 . ISSN   0097-9740 . JSTOR   10.1086/597133 . S2CID   143831858 .
  16. ^ «Исследование здоровья врачей – полнотекстовый просмотр – ClinicalTrials.gov» . www.clinicaltrials.gov . Проверено 01 марта 2021 г.
  17. ^ Надель, Марк В. (24 июля 1990 г.). «Национальные институты здравоохранения: проблемы реализации политики в отношении женщин в исследуемых группах населения. Заявление Марка против Наделя, заместителя директора по вопросам национального и общественного здравоохранения, Отдел кадров, перед Подкомитетом по жилью и интересам потребителей, Специальный комитет по проблемам старения, Палата представителей представителей» . Интернет-сайт: 98935 . Проверено 01 марта 2021 г.
  18. ^ Дончин, Энн (2004). «Сходящиеся проблемы: феминистская биоэтика, теория развития и права человека» . Знаки . 29 (2): 299–324. дои : 10.1086/378104 . hdl : 1805/7493 . ISSN   0097-9740 . JSTOR   10.1086/378104 . S2CID   55441500 .
  19. ^ Jump up to: а б с Перди, Лаура (1996), Вольф, Сьюзен (редактор), «Феминистский взгляд на здоровье» , Феминизм и биоэтика: за пределами репродукции , Oxford University Press , получено 3 марта 2021 г.
  20. ^ Рикс, Сара Э. (1990). Американка 1990–91: отчет о состоянии. Третье издание . W. ISBN  978-0-393-30686-6 .
  21. ^ Фуг-Берман, Адриан (20 января 1992 г.). «Сказки из медицинской школы» . Интернет: 115099 . Проверено 03 марта 2021 г.
  22. ^ Биллок, Дженнифер. «Предвзятость в отношении боли: неравенство в отношении здоровья редко обсуждается» . www.bbc.com . Проверено 03 марта 2021 г.
  23. ^ Jump up to: а б Гупта, Кристина (2020). Медицинские затруднения: переосмысление феминистских дебатов о здравоохранении . Нью-Брансуик, Нью-Джерси. ISBN  978-1-9788-0663-4 . OCLC   1124761657 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  24. ^ Федер, Шира. «Женщине сказали, что ей нужно разрешение мужа, чтобы перевязать ей трубки. Ее история стала вирусной, но это не редкость» . Инсайдер . Проверено 7 апреля 2021 г.
  25. ^ Дикенсон, Донна (2016), «Феминистские взгляды на генетику человека и репродуктивные технологии» , eLS , Американское онкологическое общество, стр. 1–5, doi : 10.1002/9780470015902.a0005592.pub3 , ISBN  978-0-470-01590-2 , получено 5 апреля 2021 г.
  26. ^ «Здоровый» эмбрион: социальные, биомедицинские, юридические и философские перспективы . Джеффри А. Нискер. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. 2010. ISBN  978-0-521-74813-1 . OCLC   428024428 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  27. ^ Скалли, Джеки Лич (2010), Скалли, Джеки Лич; Болдуин-Рагавен, Лорел; Фитцпатрик, Петя (ред.), «Вывод: переоценка и обновление» , Феминистская биоэтика: в центре, на полях , издательство Университета Джонса Хопкинса , получено 6 апреля 2021 г.
  28. ^ Каннифф Гилсон, Эринн (01 сентября 2016 г.). «Уязвимость и виктимизация: переосмысление ключевых концепций феминистских дискурсов о сексуальном насилии» . Знаки: Журнал женщин в культуре и обществе . 42 (1): 71–98. дои : 10.1086/686753 . ISSN   0097-9740 . S2CID   225087268 .
  29. ^ Феминистская биоэтика: в центре, на задворках . Джеки Лич Скалли, Лорел Болдуин-Рагавен, Петя Фицпатрик. Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. 2010. ISBN  978-0-8018-9424-4 . ОСЛК   403362019 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e2f49680038a3e6272c129ce7f299920__1706592060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e2/20/e2f49680038a3e6272c129ce7f299920.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Feminist bioethics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)