Храм Ньятапола
Это ушло | |
---|---|
𑐒𑐵𑐟𑐵𑐥𑑀𑐮 | |
Религия | |
Принадлежность | Индусы |
Округ | Бхактапур |
Провинция | Провинция Багмати |
Божество | Деви в образе Сиддхи Лакшми. [1] |
Расположение | |
Расположение | Тамаринд в Бхактапуре , Непал |
Страна | Непал |
Географические координаты | 27 ° 40'17 "N 85 ° 25'43" E / 27,67139 ° N 85,42861 ° E |
Архитектура | |
Тип | Традиционная непальская архитектура [2] |
Основатель | Бхупатиндра Малла |
Завершенный | 15 июля 1702 г. |
Технические характеристики | |
Высота (макс.) | 33,23 м (108,26 футов) [3] |
Высота | 1401 м (4596 футов) [3] |
Ньятапола (из Непала Бхаса : 𑐒𑐵𑐟𑐵𑐥𑑀𑐮 , « ṅātāpola », букв. « нечто пятиэтажное » ) — пятиярусный храм, расположенный в центральной части Бхактапура , Непал . [4] [5] Это самый высокий памятник в городе, а также самый высокий храм Непала . Этот храм был построен по заказу короля Бхупатиндры Маллы , строительство которого продолжалось шесть месяцев с декабря 1701 года по июль 1702 года. [6] Храм пережил четыре крупных землетрясения и их последствия, включая недавнее землетрясение магнитудой 7,8 в апреле 2015 года , которое нанесло серьезный ущерб городу Бхактапур . [7]
Ньятапола известен своей уникальной архитектурой, поскольку это один из двух пятиэтажных храмов в долине Катманду , второй - Кумбхешвара в Лалитпуре и его пятиуровневый постамент, который наряду со ступенями на верхнюю часть также содержит пары каменных статуй. животных и божеств, служащих хранителями храма. [8] Наряду с храмом Бхайравы и другими историческими памятниками Ньятапола образует площадь Тамархи , которая образует центральную и наиболее важную в культурном отношении часть Бхактапура и популярное туристическое направление .
Сам храм не имеет для местных жителей религиозного значения; в культуре он используется как символ Бхактапура. Его силуэт используется муниципалитетом в своих гербах, а также большинством корпораций города . Достигая высоты 33 м (108,26 футов), храм Ньятапола доминирует над горизонтом Бхактапура и является самым высоким памятником там. [4] Площадь Ньятапола также делит город Бхактапур на две части: Тане ( букв. « Верхний » ) и Конхе ( букв. « Нижний » ). [9]
Ворота храма открываются только один раз в году, в июле, в годовщину его основания, во время которой Авала подгруппа неваров устанавливает на его вершине треугольный флаг, а священники Кармачарьи совершают ритуал над божеством. [10] Поскольку вход в храм запрещен, божество, находящееся внутри, также неизвестно публике, хотя общепринято считать, что в храме находится могущественное тантрическое воплощение богини-матери. [4] Даже в современной рукописи, посвященной строительству храма, не упоминается имя божества, находившегося внутри. [11]
Этимология
[ редактировать ]Ньятапола считается уникальным с точки зрения своего названия, поскольку это один из немногих храмов, который не назван в честь божества, проживающего внутри него. [5] Его название происходит от местного названия непальской бхасы « Натапола», где « ната » означает что-то пятиэтажное, а « пола » означает крышу на диалекте бхактапур непальской бхасы . [8] Невары за пределами Бхактапура используют термин « Ньятапау» , где « ньята » и « пау» имеют то же значение, что и « ната» и « пола» . [13]
Имя " 𑐒𑐵𑐟𑐵𑐥𑑀𑐮 ( ṅātāpola )» используется с момента его постройки, поскольку храм упоминается как таковой в книге строительных работ. [3] Историк Пурушоттам Лочан Шрестха обнаружил поврежденную каменную надпись, которую солдаты использовали в качестве стремянки на площади Бхактапур Дурбар , где используется слово « 𑐒𑐵𑐟𑐵𑐥𑑀𑐮 ( ŋ̊ātāpola )» для обозначения храма. [14] Радж Ман Сингх Читракар , нарисовавший эскиз храма Ньятапола в 1844 году, назвал этот храм «храмом Гниато Поло Деви». [15] Точно так же Генри Амброуз Олдфилд, написавший этот храм в 1854 году, назвал этот храм «Храм Деви Бхагвати в Бхатгаоне ». [16]
История
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]В отличие от большинства храмов и других важных зданий династии Малла , каменная надпись, связанная с Ньятаполой, которая традиционно прикрепляется к самому храму, не была найдена. [18] Историк Пурушоттам Лочан Шрестха обнаружил чрезвычайно поврежденную каменную надпись на площади Бхактапур Дурбар, которая использовалась расквартированными там солдатами в качестве стремянки, на которой было написано название храма и дата, которая была датой освящения храма. [14] Итак, на сегодняшний день это единственная династии Малла каменная надпись , в которой вписано ее имя.
Таким образом, основным источником по истории строительства Ньятаполы является рукопись на пальмовом листе, названная современными писцами «сиддхагни котьяхути девала пратиштха». [19] Это бухгалтерская книга , написанная в Непале. Бхаса содержит имена, заработную плату и рабочее время каждого человека, внесшего вклад в строительство, детали и стоимость каждого проведенного религиозного ритуала, а также подробный график строительства. [3] Рукопись начиналась со следующего предложения:
Слава богу Ганеше . После совершения сиддхагни котьяхути ягьи Бхупатиндра Малла Махараджа открыл храм Ньятапола. [20]
Строительство Ньятаполы было завершено за короткий период в шесть месяцев, главным образом потому, что все необходимые материалы уже были подготовлены. [21] Точно так же граждане большинства городов Королевства Бхактапур и Королевства Лалитпур либо напрямую помогали в строительстве, либо жертвовали для него сырье. [22]
В непальской архитектуре основными материалами для строительства являются дерево и кирпич. Для Ньятаполы древесина собиралась с ноября 1701 года. Рабочие из всех поселений Королевства Бхактапур были отправлены в близлежащий лес Бхактапур, чтобы срубить деревья Сал . [23] Рабочих отправляли группами в зависимости от их родного города, они работали не менее месяца, и им платили в зависимости от количества отработанных дней. [24] Первая группа, состоявшая из девятнадцати лесорубов из Тими, получала в среднем 112 плотин за 28 дней работы. [23] Во вторую группу вошли восемь катеров из Банепы и двадцать один из Тими . [25] в общей сложности 29 мохаров и 14 дам . Этой группе, которая работала в среднем 30 дней, было выплачено [25] Третья группа состояла из восьми резчиков из города Кхампу, которым в общей сложности заплатили 7 мохаров и 8 дамб , а двенадцать рабочих из Бхактапура получили зарплату 7 мохаров и 40 дамбов . [26] Другая группа, состоящая из семнадцати рабочих из Панаути, работала в среднем 32 дня и в общей сложности получала 20 мохаров и 20 дамбов . [27] Шестнадцать рабочих из Налы работали в среднем 30 дней и получили в общей сложности 17 мохаров и 20 дамб , а тринадцать рабочих из Санги получили в общей сложности 15 мохаров и 36 дамб . [28] Наконец, четырнадцати рабочим из Дуликхеля в общей сложности заплатили 14 мохаров и 12 дамбов. [29] Среди лесорубов большинство рабочих работали в среднем 30 дней; рабочие из Бхактапура . Меньше всего работали [23] Резчик из Бхактапура по имени Бвасама работал восемь дней, наименьший среди резчиков, и ему заплатили 32 плотины, в то время как несколько резчиков из Тими , Санги, Дхуликхела , Панаути и Банепы работали 39 дней, самый высокий показатель среди рабочих, и им платили 1 мохар. и 37 дам за это. [25]
Кроме того, древесина Сала была пожертвована гражданами из всех районов города Бхактапур и других городов по всему королевству . [30] Рукопись «Сиддхагни котьяхути девала пратиштха» содержит размеры каждой древесины, подаренной общественностью. [31] Кроме того, древесина Сала была подарена солдатами и чиновниками королевства. Граждане со всего королевства Лалитпур, включая все районы столицы , Бунгамати , Хоканы и других городов королевства, пожертвовали Сала . древесину [32]
Большая часть камней для храма Ньятапола была пожертвована гражданами и местными главами двадцати четырех исторических районов города Бхактапур, а некоторые были пожертвованы жителями Тими , Банепы , Панаути и Нагадеша . [33] За исключением того камня, который использовался для вырезания божества, большая часть этих камней прибыла на последней стадии строительства. [33] В рукописи сообщается, что для строительства было использовано 1528 камней. [33] Хотя размеры этих камней не указаны, написано, что для перевозки камней из карьера в Бхактапур потребовался 12–31 рабочий . [33] Камень, на котором было высечено божество, находившееся внутри, был доставлен в апреле 1702 года 636 рабочими, которым в общей сложности заплатили 53 мохара и 1 дамб . [33] Статуя божества была полностью вырезана за три месяца группой из тридцати мастеров. [33] Группу возглавлял Туласи Лохакарми, который получил толу золота в качестве награды во время инаугурации вместе со своей зарплатой. [33] Среди других скульпторов, также получивших золото в качестве награды, были Вишванатх, Ракшарама, Дакшарама, Манохарасингха и Кешаварая. [33]
Статуи двух борцов на самом нижнем постаменте были вырезаны группой из четырнадцати скульпторов из Лалитпура , четверо из которых в рукописи помечены как «ребенки». [34] Скульпторами, отмеченными как «ребенки», были Кришна Радж, который работал 37 дней, Раксмидхил, который работал 28 дней, Чандрасингха, который работал 27 дней, и Меру, который работал 10 дней. [35] Статуи борцов были вырезаны максимум за 40 дней и минимум за 4 дня. [35]
Храм Ньятапола был построен из 1 135 350 кирпичей, плюс еще 102 304 кирпича были использованы для мощения постаментов. [36] Кроме того, кирпичом проложили дорогу и дворы в местном районе Тамархи. [37] для обжига кирпича . печи В декабре 1701 года в пяти местах вокруг городских ворот были установлены [30] Однако большая часть кирпичей была куплена у дилеров, а рукопись «Сиддхагни котьяхути девала пратиштха» содержит имя продавца и стоимость купленных кирпичей. [30]
С 20 февраля 1702 года началось изготовление гаджулы ( золотой вершины храма). [38] Гаджула была изготовлена командой из 40 кузнецов под руководством Навамисинга, который получил одну толу золота в качестве награды во время инаугурации. [38] На изготовление гаджулы ушло 99 дней, и в день инаугурации ее поместили на вершину храма. [39]
Точно так же ньякали , или рабочие по металлу, начали свою работу по изготовлению небольших ветровых колокольчиков с 16 ноября 1701 года. [40] На колокола Бхупатиндра Малла заплатил 493 мохара за 322 кг латуни и бронзы, а около 107 мохаров из сбережений храма Таледжу было потрачено на покупку 250 кг латуни и бронзы. [40] Всего было изготовлено 529 ветровых колоколов; На самой верхней крыше повесили 48, на второй — 80, на третьей — 104, на четвертой — 128 и на самой нижней крыше — 168. [41] Среди 529 ветровых колоколов остался один лишний, который местные жители прозвали «несчастливым колоколом». [41]
Там, где сегодня стоит храм Ньятапола, возможно, находился пятиуровневый храм меньшего размера. [42] » храм упоминается как « Натапула В рукописи « Сиддхагни котьяхути девала пратиштха » . [42] Хотя никаких других исторических записей о « Натапуле » обнаружено не было, а в самой рукописи храм упоминается только один раз, когда говорится, что «Натапула была снесена, чтобы построить Ньятаполу». [42] Чтобы освободить место для строительства храма, в районе Тамархи произошло приобретение домов. [43] В рукописи «Сиддхагни котьяхути девала пратиштха» эти события не упоминаются, но Духхи Бхаро, чья собственность была конфискована для строительства, упомянул об этом в своей версии Рамаяны , автором которой он является. [44]
В среду седьмого дня светлой половины месяца Асадха в Непале Самбата 824 года Духхи Бхаро завершил акт Ванаканда из Рамаяны. Духхи Бхаро был глубоко опечален и, чтобы забыть свою печаль, написал эту книгу. Отец Духхи, Гая, с добрым сердцем подарил ему дом в районе Таламанги , который Шри Шри Бхупатиндра Малла Махарадж приобрел для строительства храма Ньятапола, и подарил ему еще один дом в Шивавахале в районе Бхолаче взамен моего предыдущего дома. После того, как Духхи, его жена Суху Майя, его сын Индрасинг, его дочери Махешвари и Чандешвари, его мать Басундхара и его отец Гая переехали в новый дом, сердце Духхи не было удовлетворено, он был неудовлетворен и опечален. Духхи проводил дни, воспевая имя Рамы , и сочинил эту Рамаяну. Пусть все будет хорошо, и пусть Лакшми вырастет еще больше.
- Духхи Бхаро, Рамаяна, Ванаканда [45]
В восточной части Бхактапура есть территория, называемая « палихела», что означает «земля, отданная в обмен» в Непале. Бхаса , по-видимому, является местом, где некоторым людям были предоставлены дома в обмен на приобретенные земли для строительства храма Ньятапола. . [46] Духхи Бхаро утверждает, что ему дали новый дом в районе Бхолаче в северной части Бхактапура, но он был опечален потерей земли своих предков и справился с этим, написав Рамаяну в Непале, Бхаса . [39] Он поставил спектакль в различных частях Бхактапура . [36] Бхаро далее пишет, что:
Эта книга Ланкаканды была закончена в понедельник шестого дня светлой половины месяца Магха Непала Самбата 821 года. Ее написал Духхи Бхаро. Он написал это в надежде избавить свое сердце от печали; Духи написал это не для того, чтобы продемонстрировать свои знания и потешить свою гордость. Возможно, в письмах были какие-то ошибки, могли быть какие-то ошибки. Читателей просят не винить автора в его ошибках, а просят образованного человека исправить ошибки и ошибки в сочинении автора. Во время написания этой книги сыновья Духхи Бхаро Рудрасинг и Харисинг, дочери Махешвари и Чандешвари, жена Сукху Майя и мать Басундхара - все семеро находились в добром здравии. Прямо в этот момент Шри Шри Бхупатиндра Малла Дева открыл Джаю и Пратапа, а Духхи Бхаро завершил свою книгу. Пусть все будет хорошо и удачно. Пусть богатство растет среди всех. Пусть все, кто повторяет имя Кришны , кто пишет добрые дела Кришны, будут иметь крепкое здоровье и счастливую жизнь и проведут свою загробную жизнь с Нараяна в счастье и ему не придется перевоплощаться.
- Духи Бхаро, Рамаяна, Ланкананда [47]
Начиная с четверга, 25 декабря 1701 года, было нанято около 40–69 рабочих, чтобы сначала снести « Натапулу », а затем выкопать фундамент храма Ньятапола. [48] Рабочим потребовалось шесть дней, чтобы снести Натапулу , после чего необходимые ритуалы для нового храма были завершены. [48] 4 января 1702 года Бхупатиндра Малла открыл фундамент, неся на плече три кирпича и положив их на фундамент, тем самым начав строительные работы. После инаугурации волны людей из Бхактапура , Тими , Санги , Дхуликхела , Банепы , Панаути , Чаукота , Шрикхандапура и Королевства Лалитпур начали регулярно приезжать, чтобы помочь строительству. [21] Поскольку сырье уже было подготовлено, строительство ускорилось, и через два месяца был возведен пятиуровневый цоколь. [21] В апреле, по мере приближения фестиваля Биска-джатра , строительство было временно остановлено на 15 дней. [22] После окончания фестиваля дождей наступил сезон . Итак, строительство ускорилось; граждане со всего Непала Мандалы помогали в строительстве, и к 7 мая 1702 года самый нижний этаж был выложен плиткой. [49]
Сиддхагни котьяхути ягья
[ редактировать ]Сиддхагни котьяхути ягья представляла собой ритуал ягьи , в ходе которого огню ягья предлагались десять миллионов подношений. [50] Похожий ритуал совершил король Сиддхи Нарасингха Малла во время основания храма Кришны в Лалитпуре в 1636 году. [51] Бхупатиндра Малла провел ритуал для открытия храма Ньятапола и установления божества внутри него, а также в религиозных целях, например, чтобы умилостивить богинь Наваграха и Аджима для защиты города . [51] Гочая Непал ( Бхаса : 𑐐𑑂𑐰𑐕𑐵𑐫 , букв. « подношение ореха » ), церемония, обозначающая начало ягьи, проводилась во второй день темной половины месяца Вайсакха в Непальском Самбате 822 года. [51] К тому времени вторая крыша снизу уже была покрыта черепицей. По этому случаю были помещены 450 полных орехов , 250 полуразрезанных орехов и два кокоса стоимостью 2 мохара и 23 дамба на месте ягьи . [52] Огонь ягья был зажжен на девятый день светлой половины Джьештхи в Непале Самбат 822 года. [53] По этому случаю было освящено несколько позолоченных медных статуй индуистских божеств , из которых до сих пор сохранилась статуя пятиголового Ханумана , которая была продана на аукционе Bonhams . [50] Люди со всей долины Катманду начали приходить со своими музыкальными инструментами и предложениями посетить ягью . [54] Согласно рукописи «Сиддхагни котьяхути девала пратиштха», только 48 человек (имена даны) были допущены внутрь ягьи, включая Бхупатиндру Маллу . [55] Рукопись также содержит подробности всех религиозных обрядов, совершаемых с ягьей . [1]
Архитектурные элементы
[ редактировать ]На лестнице, ведущей к входу в храм, есть пять постаментов, и на каждом постаменте есть пара каменных стражей. Говорят, что каждый из пары в десять раз сильнее, чем тот, кто находится под ним. [4] Внизу изображены два борца -раджпута по имени Джай и Пратап, которые, как говорят, в десять раз сильнее обычных мужчин. Над ними находятся гигантские статуи двух слонов , а над ними — статуи двух Сингхов, мифических больших кошек , которых можно встретить по всей Южной и Юго-Восточной Азии. [56] [57] Над кошками находятся статуи двух сардул , похожих на грифонов существ из местной мифологии невари. [57] А на самых верхних постаментах изображены тантрические божества, Симхани и Вьяграни, божества львицы и тигрицы , сильнейшие из всех хранителей.
Всего в четырех святилищах есть пять идолов Ганеши , по одному в каждом углу сооружения (в одном из святилищ, юго-западном, есть два идола в одном святилище). [8]
Сиддхи Лакшми
[ редактировать ]Храм Ньятаполы посвящен тантрическому божеству Сиддхи Лакшми, которое считается прародителем семьи Малла в Бхактапуре, а также материнским божеством неваров королевской Бхактапура. [58] Она занимает высшую позицию в тантрическом божестве , и в результате ее основной облик хранится в секрете от общественности. В храм разрешено входить только священникам Кармачарьи. [8] Хотя ее изображение можно увидеть на резьбе по всему храму, основное изображение богини не показывается публике. [8]
Говорят, что изображение Сиддхи Лакшми внутри храма чрезвычайно красивое и художественное, его высота составляет не менее десяти футов (3,048 м). [5] Говорят, что она стоит, положив ноги на плечи Бхайравы , яростного проявления Шивы , и у нее самой 9 голов и 18 рук. [59] Ее изображение также окружено меньшими изображениями множества других божеств. Говорят, что, поскольку ее изображение было установлено с использованием тантрических методов, ее изображение скрыто от публики. [8]
Культурное значение
[ редактировать ]Легенда повествует о днях, когда Господь Бхайрава , индуистский бог разрушения, сеял хаос в обществе (1078 г. н.э.). Храм Бхайравы стоял на площади Таумади. Чтобы противодействовать своему деструктивному поведению, король решил призвать богиню Бхагавати , тогда Бхагавати приняла форму Сиддхи Лакшми, а затем взяла Бхайраву на руки и построила более мощный храм в честь Сиддхи Лакшми ( Нараяни Деви ) перед храмом Бхайраба. . Чтобы сделать храм из кирпича и дерева прочным и могущественным, король Бхупатиндра Малла приказал разместить стражей парами на каждом уровне основания, ведущего к храму Ньятапола. На первом уровне находится пара изображений сильнейшего человека Бхактапура, Джая мал Пата, известного борца. Далее следуют два слона, два льва, два грифона и, наконец, «Багини» и «Сингхини», богини-тигры и львы. После покорения Бхайрабы в городе воцарился мир. Храм является самым высоким храмом в долине Катманду , его высота составляет 30 метров. Он выдержал землетрясение в Непале и Бихаре 1934 года. .
Изображение Сиддхи Лакшми заперто в храме, и только священникам разрешено входить, чтобы поклоняться ей. Пятиэтажный храм, известный как Ньятапола, стоит на северной стороне площади Таумади в Бхактапуре . Это единственный храм, названный в честь архитектурного масштаба, а не по имени божества, обитающего внутри. Храм был построен менее чем за пять месяцев королем Бхупатиндрой Маллой в 1701–1702 годах нашей эры.
Воздействие землетрясений
[ редактировать ]Бхайравская капуста пережила землетрясение 2015 года, несмотря на то, что здесь находится самая высокая шихара в долине. Многие другие храмы также пострадали во время землетрясения 2015 года. [60] [61] Он также пережил землетрясение в Непале и Бихаре 1934 года , которое повредило многие другие храмы. [62] Структура зиккурата и пятиэтажная деревянно-кирпичная башня действуют как прочный постамент, который обеспечивает изоляцию основания и защищает конструкцию от сотрясений, вызванных землетрясением. [63] Кроме того, использование триангуляции на крыше означает, что любой мусор будет падать от храма, а не прямо сквозь него, как это может быть в новых городских постройках.
Исторические источники и записи
[ редактировать ]Эти детали были обнаружены при изучении рукописи Сиддхагни Котяхути Девала Пратиштхи. [64] От начала рытья фундамента до завершения кровли прошло всего восемьдесят восемь дней. Земляные работы под фундамент продолжались семь дней. Затем было начато строительство шести постаментов. Это было сделано за тридцать один день, и сразу после этого началось возведение надстройки. Это также было завершено за тридцать четыре дня, после чего начались кровельные работы от верхней до самой нижней крыши. За шестнадцать дней все пять крыш были построены и покрыты мини-черепицей (Джингати). Затем нужно было дождаться благоприятного дня для установки икон в святилище и закрепления вершины на вершине храма. Для этого они ждали 38 дней. Тем временем продолжалось огненное жертвоприношение (Сиддхагни Котяхути Яджна).
Здесь представлены шесть страниц (три листа) факсимильных копий рукописи, в которых записаны основные события от начала до конца, в виде предварительной сводки записей, включенных в рукопись, содержащую 264 листа. В сводном шестистраничном факсимиле содержится пятьдесят основных записей.
Рукопись хранится в Национальном архиве Непала. Читателям также доступен микрофильм, который можно прочитать в офисе или приобрести в виде фотокопии, заплатив определенную рупию за страницу.
Название рукописи записано как Сиддхагни Котяхути Девала Пратиштха. Само название не позволяло энтузиастам, занимающимся темой древней архитектуры, узнать о нем за кулисами. Инвентарный номер рукописи составляет ок. I. 1115 НГМПП микрономер А 249/5. Рукопись написана неварским письмом на желтой непальской бумаге, покрытой хариталом (аурипигментом). Размер 17,2 х 46,5 см. На каждой странице девять строк. В рукописи 264 листа, а остальные отсутствуют, считает доктор Джанак Лал Вайдья. Некоторые листы испачканы чернилами, а некоторые повреждены крысами. Все остальные листы в хорошем состоянии.
Из этих шести страниц факсимиле доктор Джанак Лал Вайдья опубликовал три листа (1, 2 и 4) без какой-либо транслитерации и перевода в «Абхилекхе № 8», опубликованном Национальным архивом Непала. Однако необходимо, по крайней мере, дать полное представление о подробных записях на этих шести важных страницах.
Интересная информация содержится в следующих листах рукописи, которые были опубликованы д-ром Джанаком Лал Вайдьей в его статьях, опубликованных в «Абхилекхе» № 8 и № 14 и «Хелуите» № 11 на английском, непальском и неварском языках соответственно.
Галерея
[ редактировать ]- Фестиваль
- Детали деревянной конструкции
- Деревянная конструкция
- Храмы Ньятпола и Бхайрав
- Храм Бхайрав из Ньятполы
- Площадь Таумади
- Деревянные колеса разобранной фестивальной тележки для Бискет-Ятры
- Бходжаналая с видом на храмы
- Широкий вид на храм Ньятапола
- Другая сторона храма Ньятапола
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вайдья 2004 , с. 56.
- ^ Дхаубхадель 2021 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б с д Вайдья 2004 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б с д «Ньятапола, самая высокая пагода Непала» . Бхактапур.com . 2019.
- ^ Jump up to: а б с Даубхадель 2021 , стр. 33–50.
- ^ Дхаубхадель 2021 , с. 43–48.
- ^ Дхаубхадель 2021 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Арора, Ваника (2021). «Пять историй храма Ньятапола» (PDF) . Наше всемирное наследие .
- ^ Мачамаси, Амит (2021). «Празднование Биска начинается в Бхактпауре» . Непальские времена .
- ^ Дхаубхадель 2021 , с. 48.
- ^ Вайдья 2004 , с. 66.
- ^ Вайдья 2004 , с. 120.
- ^ Туладхар, Артха Ратна (2017). Легенды Бхактапура. Непал . Непал: Книги Ратны. п. 4. ISBN 9789937080712 .
- ^ Jump up to: а б Шрестха, Пурушоттам Лочан (1 февраля 2022 г.). «Небезопасные записи Бхактапура- Интернет-работодатель . Архивировано из оригинала 24 ноября 2023 года . Проверено 26 марта 2022 г.
- ^ «Храм Ньятапола, Бхатгаон» . Глобальный непальский музей . Проверено 26 марта 2022 г.
- ^ Олдфилд, Генри Эмброуз (1974). Очерки из Непала, исторические и описательные, с эссе о непальском буддизме и иллюстрациями религиозных памятников и архитектуры . Публикации Космо. п. 8.
- ^ Вайдья 2004 , с. 401.
- ^ Дхаубхадель 2021 , с. 38.
- ^ Вайдья 2004 , с. 2.
- ^ Вайдья 2004 , с. 113.
- ^ Jump up to: а б с Дхаубхадель 2021 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б Дхаубхадель 2021 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с Вайдья 2004 , с. 80.
- ^ Вайдья 2004 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б с Вайдья 2004 , с. 81.
- ^ Вайдья 2004 , с. 82.
- ^ Вайдья 2004 , с. 84.
- ^ Вайдья 2004 , с. 85.
- ^ Вайдья 2004 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б с Вайдья 2004 , с. 27.
- ^ Вайдья 2004 , с. 88.
- ^ Вайдья 2004 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Вайдья 2004 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б с Вайдья 2004 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Вайдья 2004 , с. 141.
- ^ Jump up to: а б Дхаубхадель 2021 , с. 52.
- ^ Вайдья 2004 , с. 109.
- ^ Jump up to: а б Вайдья 2004 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б Вайдья 2004 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б Вайдья 2004 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б Дхаубхадель 2021 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б с Вайдья 2004 , с. 8.
- ^ Вайдья 2004 , с. 39.
- ^ Вайдья 2004 , с. 36.
- ^ Вайдья 2004 , с. 73.
- ^ Вайдья 2004 , с. 9.
- ^ Вайдья 2004 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б Вайдья 2004 , с. 26.
- ^ Дхаубхадель 2021 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б Бунеманн, Гудрун (июнь 2021 г.). «Поклонение Хануману при королях позднего периода Малла в Непале» . Тантрические сообщества в контексте . Австрийская академия наук, Вена: 425–468.
- ^ Jump up to: а б с Вайдья 2004 , с. 53.
- ^ Вайдья 2004 , с. 54.
- ^ Вайдья 2004 , с. 55.
- ^ Дхаубхадель 2021 , с. 47.
- ^ Вайдья 2004 , с. 158.
- ^ «Сингха-мифическое существо» . Ютуб . 2020. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года.
- ^ Jump up to: а б «Мифические существа Непала» . ОЙ КТМ . 2020.
- ^ «Знаменитая Ньятапола в Бхактапуре претерпела реконструкцию после землетрясения» . kathmandupost.com . Проверено 9 января 2022 г.
- ^ Ньятапола Джирнодвар (на невари и непальском). Бхактапур: Муниципалитет Бхактапура. 2021.стр. 55–170. ISBN 978-9937-0-8663-9 .
- ↑ Только что вернулись из Бхактапура, Непал: Самый трудный урок усвоен, ETN NEPAL, 29 апреля 2015 г.
- ↑ Мужчина и ребенок спасены из-под завалов в Непале, CNN, 29 апреля 2015 г., сообщает главный медицинский корреспондент доктор Санджай Гупта из Непала, 1:48.
- ^ Землетрясение в Непале: столетия архитектурного наследия исчезли за 80 секунд, PTI, полдень, 1 мая 2015 г.
- ^ Тео, Шейлин. «Традиционные сейсмостойкие конструкции Непала» . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Указатель исследовательских записок храма Ньятапола, Вклад в непальские исследования, Том. 32, № 2 (июль 2005 г.), 267–275.
Библиография
[ редактировать ]- Вайдья, Джанака Лала (2004). Сиддхагни котьяхути девала пратиштха: панкатале мандира/Ньятаполала Девалако нирмана пратиштха карья самбандхи абхилекха грантхако анусандханатмака вишлешнатмака адхьяяна (на непальском языке). Непала Раджакия Праджня-Пратиштхана. ISBN 978-99933-50-99-6 .
- Даубхадель, Ом (2021). « Гаганачумби санскритика дхархара нгатапулах » . Нгатапула джирнодвар (на непальском языке). Муниципалитет Бхактапура : 33–53. ISBN 9789937086639 .
- Нильс Гучоу и Бернхард Кольвер (1975). Бхактапур заказал концепции и функции пространства в городе Непал, авторы Нильс Гутшов и Бернхард Колвер . Висбаден. ISBN 3515020772 .