Двигательная установка космонавта
( Двигательная установка космонавта или маневровая установка космонавта ) используется для перемещения космонавта относительно космического корабля во время выхода в открытый космос . Первой двигательной установкой астронавтов была ручная маневренная установка (HHMU), использовавшаяся на «Джемини-4» .
Модели
[ редактировать ]Ручной маневровый блок
[ редактировать ]Ручное маневровое устройство — это пистолет -пулемет для выхода в открытый космос, который использовал Эд Уайт во время миссии «Джемини-4» в 1965 году. Ручной пистолет содержал несколько фунтов азота. [1] и разрешил ограниченное перемещение вокруг космического корабля «Джемини» . Его также использовал астронавт Майкл Коллинз во время миссии «Джемини-10» в 1966 году.
Маневренная группа астронавтов ВВС США
[ редактировать ]Маневренный отряд астронавтов (AMU) ВВС США (USAF) был разработан ВВС США , которые планировали использовать космический корабль «Джемини» в составе Пилотируемой орбитальной лаборатории (MOL). АМУ представлял собой рюкзак, использующий перекись водорода в качестве топлива . Общая скорость дельта-v AMU составляла около 250 футов в секунду (76,2 метра в секунду), что примерно в три раза больше, чем у MMU. Астронавт мог пристегивать AMU как рюкзак и маневрировать с помощью двух ручных контроллеров, как в более поздних версиях MMU. Из-за топлива, которое вышло в виде горячего газа, скафандр космонавта пришлось модифицировать, добавив тканые металлические «штаны» из Хромель-Р металлоткани . AMU был доставлен на борт миссии «Джемини-9» , но не был испытан, поскольку астронавт Юджин Сернан с трудом маневрировал из кабины «Джемини» в место хранения АМУ в задней части космического корабля и перегрелся, в результате чего лицевая панель его шлема запотела. вверх. АМУ также предполагалось запускать и летать на борту. «Джемини-12» и летать без привязи к космическому кораблю «Джемини», но его очистили за два месяца до миссии. [2] НАСА Главный астронавт Дик Слейтон позже предположил в своей автобиографии, что AMU, возможно, был разработан для программы MOL, потому что ВВС «думали, что у них может быть возможность инспектировать чьи-то другие спутники». [3]
Автоматически стабилизированный маневровый блок (АСМУ)
[ редактировать ]В 1973 году автоматически стабилизированный маневровый блок (ASMU) был испытан на борту Skylab во время полета Skylab 3. [4] и 4 миссии. При испытаниях в орбитальной лаборатории использовался газообразный азот, что позволяло проводить испытания устройства как подходящим, так и подходящим. Skylab AMU был самым близким к Shuttle MMU, но не использовался за пределами космического корабля, поскольку выходы в открытый космос проводились с астронавтами, прикрепленными к шлангокабелям жизнеобеспечения, а также для предотвращения повреждения хрупких солнечных батарей на телескопической горе Аполлона .
Маневровый блок с ножным управлением (FCMU)
[ редактировать ]Маневренный блок с ножным управлением был протестирован в Skylab. Целью было освободить руки космонавта. Он приводился в движение холодным азотом под высоким давлением, находящимся в баке сзади. [5] Он был протестирован как подходящий, так и разный.
Пилотируемый маневровый отряд
[ редактировать ]Пилотируемый маневренный блок (MMU) — это двигательный рюкзак, который использовался астронавтами НАСА в трех миссиях космических шаттлов в 1984 году. MMU позволял астронавтам совершать беспривязные выходы в открытый космос на расстоянии от шаттла. MMU использовался на практике для восстановления пары неисправных спутников связи Westar VI и Palapa B2. После третьей миссии установка была выведена из эксплуатации.
Советский СПК
[ редактировать ]Советский Союз также использовал двигательную установку космонавтов при полетах на космическую станцию Мир . СПК (или УМК , УПМК [6] ) был больше, чем MMU космического корабля "Шаттл", содержал кислород вместо азота и был прикреплен к страховочному тросу. Несмотря на привязь, СПК позволял космонавту в автономном скафандре «Орлан» «облетать» орбитальный комплекс, открывая доступ к местам, доступ к которым в противном случае практически невозможен. Несмотря на испытания на «Мире» в 1990 году, космонавты предпочли использовать «Стрела» кран (аналог мобильной системы обслуживания ). СПК, который остался прикрепленным снаружи к модулю «Квант-2» , был уничтожен, когда «Мир» снова вошел в атмосферу после вывода из эксплуатации.
21КС [6] Система представляет собой совершенно новую конструкцию скафандра Орлан-ДМА, использующую не страховочный трос, а воздушно-реактивные двигатели. Эта система была похожа на MMU. Он имел автоматическую стабилизацию, использовал 6 степеней свободы, весил менее 180 кг, имел дельта-v 30 м/с, практическую скорость 1 м/с и аварийный режим, допускающий вращательное ускорение 8°/с. ^ 2. [7]
БЕЗОПАСНЕЕ
[ редактировать ]Simplified Aid For EVA Rescue (SAFER) — это небольшая ранцевая двигательная установка, предназначенная для обеспечения безопасности во время выходов в открытый космос. Он содержит 1,4 кг газообразного азота , что обеспечивает гораздо меньшую скорость дельта-v, чем MMU, примерно 10 футов в секунду (3 метра в секунду). Однако SAFER менее сложен, дешевле и проще в использовании, чем MMU, а ограниченного значения delta-v достаточно для намеченной задачи только по спасению. Другие устройства самоспасения экипажа (CSR), прототипы которых были разработаны, включают надувной шест, телескопический шест, двухствольный шест и лассо-устройство типа бола ( астроверевку ), которое дрейфующий астронавт может бросить, чтобы прицепиться к космической станции.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кранц, Джин (2000). Неудача – это не вариант . Книги Беркли . п. 135. ИСБН 0-425-17987-7 .
- ^ Кеннет С. Томас и Гарольд Дж. Макманн (2006). Американские скафандры . Чичестер, Великобритания: Praxis Publishing Ltd., с. 32. ISBN 0-387-27919-9 .
- ^ Слейтон, Дональд К. «Дик» ; Кассатт, Майкл (1994). Дик! Пилотируемый космос США: от Меркурия до шаттла (1-е изд.). Нью-Йорк : Фордж ( St. Martin's Press ). п. 174 . ISBN 0-312-85503-6 . LCCN 94-2463 . OCLC 29845663 .
- ^ Леланд Ф. Белью, изд. (1977). «SP-400 Skylab, Наша первая космическая станция, Глава 7 — Второй пилотируемый период» . Центр космических полетов Джорджа К. Маршалла.
- ^ Миллбрук, Энн (1998). «От инженерной науки к большой науке, глава 13 - Более привилегированные, чем птицы: пилотируемый маневрирующий аппарат в космосе» .
- ^ Jump up to: а б Исаак Абрамов и Ингемар Скуг (2003). Российские скафандры . Чичестер, Великобритания: Praxis Publishing Ltd. ISBN 1-85233-732-Х .
- ^ Igor Afanasiev & Dmitry Vorontzov (2010). "Cosmonaut's Personal Transport" . Vokrug Sveta . Moscow . Retrieved September 29, 2013 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Подходит для выхода в открытый космос. Руководство для учителей с занятиями по технологическому образованию, математике и естественным наукам . Издательство ДИАНА. п. 34. ISBN 978-1-4289-2748-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Более привилегированные, чем птицы»: пилотируемый маневрирующий аппарат в космосе
- Пилотируемый маневренный аппарат НАСА: Руководство пользователя - 1978 г. (документ в формате PDF)
- Оценка пилотируемого маневренного отряда НАСА - 1988 г. (документ PDF)
- Астронавтикс СПК