Nikolai Titov
Николай Алексеевич Титов ( русский : Николай Алексеевич Титов ; 10 мая 1800 года в Санкт-Петербурге — 22 декабря 1875 года в Санкт-Петербурге) — русский композитор, скрипач и генерал-майор различных полков XIX века. Его считают «дедушкой русского романса ». [ 1 ] Его композиционный стиль считался доклассической направленностью, что заложило основу для разработок Глинки и его современников. Он считается одним из самых популярных композиторов-романсистов XIX века. Его песни хвалили за их домашнюю чувствительность и задумчивый гармонический язык, хотя и заключенные в простые, но эффектные формы, которые нравились как домашним любителям, так и сезонным музыкантам. Его репертуар можно услышать и сегодня.
Семья и дети
[ редактировать ]Николай Алексеевич Титов родился 28 апреля 1800 года в Петербурге в семье авторской песни и композиторов малой формы. У Титова также был младший брат по имени Михаил Алексеевич, который также был известным и технически опытным композитором романсов, салонных пьес и других небольших жанров XIX века. [ 2 ]
Nikolai Titov was married in 1893 to Sofia Alekseevna Smirnova, great grandmother of Russian Postwar painter Natalya Nesterova, [ 3 ] и у него родилось два сына по имени Николай Николаевич и Александр Николаевич.
Двоюродный брат Титова, Николай Сергеевич (1798–1843), записан как истинный автор как минимум 18 песен, которые ранее считались авторскими.
Жизнь
[ редактировать ]Николай Титов родился 28 апреля 1800 года в Санкт-Петербурге в семье генерала А. Н. Титова. Крестным отцом Титова был император Александр I , который тогда еще был наследником престола Российской империи после кончины Александра. Общее образование он получал до 8 лет дома, затем в Первом кадетском корпусе, хотя через два года после поступления ему пришлось уйти по состоянию здоровья, после чего он посетил несколько частных пансионов, из которых закончил курс в пансион Сен-Флоран, Верхняя Корс .
В 1817 году назначен прапорщиком в Преображенский полк . В 1819 году он был переведен в лейб-гвардии Финляндский полк, а 27 марта 1822 года произведён в офицеры.
В 1830 году он удалился по хозяйственным делам в Павловск , но в 1833 году, по предложению самого государя, вновь поступил на военную службу — в лейб-гвардии Уланского Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Павловича полка . В феврале 1834 года он упал с лошади и сильно пострадал, после чего надолго оказался прикованным к постели. После выздоровления он оставил боевую службу и был переведен чиновником особых поручений в Комиссариатское управление, где в дальнейшем занимал последовательные должности - начальника казенного завода офицерского дела, директора лосиного завода, члена генерал-майора. Присутствие.
26 ноября 1849 г. он был награжден орденом Св. Георгия 4 кл. № 8203:
За безупречную службу 25 лет в офицерских званиях
Вышел в отставку в 1867 году в чине генерал-лейтенанта . Умер 10 декабря 1875 года и похоронен на Смоленском православном кладбище . [ 4 ]
Музыкальная карьера
[ редактировать ]Родословная Титова насчитывает тысячелетие, и в летопись Титова включены многие выдающиеся музыкально настроенные личности. Его родословная насчитывает три цикла и объединяет военную карьеру и музыкальную композиторскую деятельность. Таким образом, композиторское мастерство и музыкальное мастерство всегда были важным второстепенным, хотя и второстепенным. В просторечии известный как статус просвещенного любителя, этот класс неспециалистов, но очень страстных людей был жизненно важным краеугольным камнем культурного развития в России в XIX веке, поскольку благодаря салонам, балам и другим художественно настроенным группам возникли повсюду, давая представителям российской аристократии и состоятельным людям возможность творить и вносить свой вклад, несмотря на разную степень формальной подготовки. Соседствуя с русским Просвещением , композитор-любитель закрепился в среде русского дворянства , и грань между Меценатом, композитором и слушателем навсегда стиралась. В этом меняющемся ландшафте начала создаваться «династия» Титова. [ 5 ]
Во главе стоял Николай Сергеевич Титов, композитор, поэт и драматург, прежде всего занимавшийся народно-музыкальными комедиями. Тем не менее, он наиболее известен своим участием в создании обширной сети театральных приемов и частных площадок в / около 1766-1769 годов до их централизации с основанием Большого театра в 1776 году. Кроме того, его дядя Сергей Титов и двоюродный брат Николай Сергеевичи также были вовлечены в композиторскую атмосферу в России, хотя их присутствие и творчество почти забыты.
Несмотря на известность Титова как яркого и развитого композитора-любителя, Благотворителя и весьма почитаемого ведущего Салона, его композиторская карьера не имела ни прямого пути, ни прогнозов на будущий успех. Поскольку, хотя он получил предварительное обучение у наставников и членов семьи, когда он был моложе, и родился в относительно музыкальной семье, у него быстро начало развиваться отвращение к музыкальным предприятиям, и вместо этого он занялся военной жизнью. Его отец, А. Н. Титов, настойчиво пытался уговорить юного Титова заняться музыкальной жизнью, но поначалу безуспешно. В 8 лет он поступил в Первый кадетский корпус и не решался вернуться к музыке примерно до 19 лет. Начав формальное обучение, он быстро улучшился, отчасти благодаря частному обучению теории музыки, которое он получил у итальянского композитора, известного композитора. гитарист и педагог Мауро Джулиани . Благодаря этому он стал гораздо более опытным и подготовленным, чем его брат Михаил Алексеевич.
Примерно с 1819 года его любовь к музыке начала расти, и затем он начал заниматься композицией, создавая элементарные произведения в качестве упражнений, прежде чем, наконец, создать одно из своих первых произведений - романс вокруг анонимного стихотворения. [ 6 ] « Rendez la moi cette femme chérie». Этого было достаточно, чтобы убедить его отца, что его сын еще может сделать музыкальную карьеру, и рекомендовал ему формально брать уроки теории и композиции. Таким образом, он быстро начал усваивать теоретические трактаты и изучать правила композиции, попутно обучаясь игре на фортепиано. Однако из-за своего позднего расцвета и в значительной степени самообучения, используя теоретические учения и произведения итальянских композиторов, таких как Джованни Замбони и Карло Эвазио Солива, для улучшения своих технических возможностей и создания эстетической палитры, он так и не смог продвинуться дальше, чем Статус любителя и войти в самый крупный исторический рекорд. Несмотря на свой социальный успех как композитор-романсист, наряду с такими современниками, как Алябьев, Верстовский и Варламов, он никогда не развивался дальше салонного репертуара и других более элементарных форм и был отмечен как гармонически и структурно простой по сравнению с практическими способностями его отца.
В 1820-е годы Титов начал профессионально и регулярно публиковать свои танцевальные произведения, начиная с 1823 года с издания «Норская арфа», а затем в 1824 году с кадрили «Старые пеши» ля минор на темы русских народных песен. , новинка начала XIX века. Кроме того, в 1824 году он начал публиковать свои военные марши, которые мгновенно стали популярными и широко использовались при дворе, настолько, что он регулярно работал по заказу самих великих князей Николая и Михаила Павловичей . Всего его имени было приписано более 30 инструментальных произведений, а также некоторые стихи, хотя его четверостишия считаются не впечатляющими и незначительными произведениями. Некоторые тексты его песен могут быть также его собственными стихами.
Примерно в 1830-е годы Титов познакомился с двумя, более известными русскими композиторами, а именно М. Глинкой и А. Даргомыжским . Титов регулярно спрашивал у них совета по поводу композиционных сомнений и проблем в карьере. С самой первой встречи эти двое отдали предпочтение солдату, ставшему композитором/покровителем, и наслаждались его сочинениями. Отношения Титова с другим родоначальником русского романса Александром Варламовым дошли до того, что Варламов посвятил своему жизнерадостному и искреннему другу романс «Бродячий соловей». Его поведение отличалось юношеским блеском, и он разделял искреннюю преданность русскому национальному самосознанию. Таким образом, когда вкусы русских начали поворачиваться в сторону итальянских чувств и иностранных оперных стилей, он оплакивал отсутствие внимательного внимания к [теперь] исторически признанным композиторам, таким как два его оригинальных коллеги и наставника Глинка и Даргомыжский:
«Все, что наше, русское, милое, мы не умеем ценить, и к своему стыду кадим и поклоняемся всему чужому… Но придет время, когда достойный воздастся достойно».
В 1830 году, прослужив около 13 лет в Преображенском полку , он поселился в Павловске Петербурга , где в том же году был издан сборник его сочинений на русские и французские тексты, хотя его песен было всего около 10. лишь немногие его танцы и фортепианные произведения когда-либо были официально опубликованы.
Вечерние салоны
[ редактировать ]Его резиденция в Петербурге еще при его жизни стала одним из самых плодотворных мест для престижных вечерних собраний или салонов, куда российская интеллигенция и дворянство отваживались проводить вечера художественных представлений и общения. Частым гостем был младший брат Титова генерал-лейтенант Сергей Николаевич Титов (1770-1825), сам музыкант, игравший на виолончели и альте, а также второстепенный композитор, создававший преимущественно водевильные оперы, причем некоторые его произведения ошибочно оценивались как рука его старшего брата. Он также написал балеты, в первую очередь «Новый Вертер», написанный в 1799 году на основе германского эпистолярного или художественно-аутентичного рассказа Страдания юного Вертера» « И.В. фон Гете .
Во время этих вечерних салонов исполнялись разнообразные камерные композиции и небольшие инструментальные/вокальные произведения. Благодаря хорошей посещаемости выдающихся светил и светских знаменитостей того времени младший брат Титова Михаил Титов был вдохновлен продолжить музыкальную карьеру.
Стиль
[ редактировать ]Из-за его склонности к танцевальным провокациям, хотя и в контексте более простых общих замыслов, в его работах обычно используются оптимистичные ритмы под видом более традиционных форм. Во многих песнях в качестве основы использовались танцы, такие как галоп, вальсы, полька и особенно кадриль . Однако наиболее примечательным аспектом его творчества была привлекательная и интимная атмосфера, которую его романы, из которых он был наиболее известен, культивировались в слушателе. Его работы были пропитаны аутентичной атмосферой за счет использования простых и более понятных форм в сочетании с неограниченной гармонической структурой, что, в свою очередь, создавало глубоко привлекательный и приятный эффект. Публичная привлекательность Титова объяснялась его умелым владением мелодией, которая соответствовала типичной песенной форме (ABA), что привело к созданию циклической эстетики, которая была легко узнаваемой и запоминающейся. Кроме того, фортепианные произведения Титова, хотя и менее драматичные и более миниатюрные по размеру, были популярны среди любительской домашней публики благодаря своей упрощенной красоте и доступному, но эмоционально эффективному языку.
Отмечается, что, хотя его разработки в строфической форме и призывной гармонии были достойны похвалы, у него все же были явные теоретические ошибки, когда дело касалось музыкальной грамматики и просодии.
Русский романс
[ редактировать ]Благодаря общественному признанию и композиционной известности он получил прозвище «Дедушка русского романса» за исключительное владение этим жанром при жизни. Кроме того, название происходит от предполагаемой публикации им первого «официального» русского романса под названием «Одинокая сосна», выпущенного в 1820-х годах и задокументированного писателем Иваном Тургеневым в его книге «Записки охотника», также известной как « А. Зарисовки спортсмена ». Несмотря на высокомерное прозвище, жанр русского романса преждевременно существовал задолго до популяризации Титова, примерно за 10–15 лет до этого, с экспериментальными произведениями давно забытых композиторов, таких как К. Шаликов, одним из первых употребивших слово «виртуоз» в опубликованных произведениях. музыкальная критика, [ 7 ] and Prince Pavel Ivanovich Dolgorukov . [ нужна ссылка ] Несмотря на свою работу по формированию основ жанра, Титов, наряду с такими современниками, как Алябьев и Варламов, более чем заслужил звание Деда, поскольку его песни были на переднем крае общества и отвечали широко распространенной потребности в таком праздничном репертуаре. Меняющиеся вкусы и склонность к балам и котильонам, официальным светским мероприятиям и более интимным собраниям русской аристократии и зажиточного дворянства, а также большее распространение музыкальной доступности среди всех других классов означали, что существовало требование не только для танцевального репертуара, но простых для понимания и мелодичных песен, способных тронуть слушателя эмоциональными призывами и искренней страстью.
Его музыкальные произведения, впервые опубликованные в 1820-х годах, прочно вошли в общественное сознание и их можно было услышать в салонах и домах по всей стране, укрепляя наследие Титова.
В ответ на успех русских в отражении, хотя и с огромными потерями и страданиями русских, против войск Наполеона во время французского вторжения в Россию в 1812 году, подъем русского патриотизма значительно вырос, что привело к отвороту от иностранных музыкальных влияний, таких как это из итальянского, немецкого или французского происхождения. Как только национальный дух объединился в единую направленность на свободу, началась череда политических стычек, хронология которых прослеживается от Декабристской революции 1825 года до Октябрьской революции 1917 года и падения самой русской аристократии. В сфере русского искусства пристальный интерес был проявлен к реальному опыту русской жизни, в частности, городская культура начала расти с зарождением домашнего музицирования и зарождением русской коммерческой фортепианной промышленности уже в 1801 году. [ 8 ] Рост децентрализованного музицирования привел к появлению небольших вокальных произведений, таких как песни и романсы, наиболее популярной формой которых стала элегия , поэтическая форма, в основном используемая для передачи торжественной, меланхоличной и мрачной темы, а также интроспективных размышлений о музыке. жизнь и ее бури.
Первоначально эти элегии были сохранены в типичной циклической стихотворной форме [АБА], известной как третичная форма, и ее гармониях сочувственного, почти ностальгического темперамента, наряду с умеренным использованием драматических оттенков как в поэтической лирике, так и в общем музыкальном языке. Отмечается, что дошедшие до наших дней элегии и романсы этого периода были созданы как способ ценить и модернизировать жанр протороманса. Инициаторы таких перемен были вдохновлены на то, чтобы придать романтической жизни более полную жизнь и принять настоящий, программный или повествовательный опыт через саму музыкальную жизнь. Этот толчок к извлечению выгоды и освобождению жанра от строгости песенной формы путем обогащения музыкальной ткани комментативными, жизнеподобными характеристиками, другими словами, уравнивания экспрессивного поэтизма с столь же убедительной музыкальной жизнью, имел первостепенное значение и продолжался. быть на протяжении всего исторического развития русской музыки.
Его первый романс «Одинокая сосна» был опубликован в 1820 году на слова М. Офросимова, положив начало длительной композиторской карьере и серьёзному началу жанра русского романса. Его песенный корпус, насчитывающий до 100 отдельных песен, завоевал широкую популярность среди критиков, которые хотя и были очаровательным включением для домашнего развлечения, но и «приятным подарком для наших певцов-любителей » .
Композиции
[ редактировать ]Опера
[ редактировать ]- 1805: Амур-судья, или Спор трех граций (слова Ю. Б. Княжнина)
- До 1817 года: Это русские , или Мужество киевлян » (слова Княжнина, постановка 1817 года)
- 1823: Нурзахад (слова Ю.Б. или Триумф Олиара)
- Пивовар, или Несущий дух (постановка при Екатерине II)
- Суд над царем Соломоном (слова С. Глинки, постановка при Павле I)
- Минута заблуждения (слова С. Глинки)
- Прекрасная Татьяна на Воробьевых горах.
- Солдат и пастырь
Полька
[ редактировать ]- Птичка Божия не знает
Вальс
[ редактировать ]- В минуту жизни трудную
- Родные звуки
- Родные звуки
- Мой привет Павловску
- Весенний букет
- Мария Вальсе
- Александр-Вальсе
- Упрямый
Романтика
[ редактировать ]- Я не скажу вам, кто она
- Уединенная сосна
- Шарф голубой
- Мальвина
- Коварный друг
- Какая грусть владеет мной
- Звездочка
- К Морфею
- Прости на долгую разлуку
- Призвание
- Гусли мои, гусли
- Мечта любви
- Песня ямщика
- Колыбельная песня
- Горные вершины
Сквер-данс
[ редактировать ]- Старые карманы ля минор
Маршировать
[ редактировать ]- Киа-Король Марш [по мотивам оперы Красная Шапочка]
Книга
[ редактировать ]- 1867: Мемуары
Записи
[ редактировать ]- Mascot , Antique Waltz (I.P. Zakharov) [ 9 ]
- 1948-1950: 3 Waltzes, Melodia ( Yelena Alexandrovna Bekman-Shcherbina ) [ 10 ]
- 2014: Старопольский марш для Семеновского полка, Исторические армейские марши, серия 19 (Духовой оркестр в исторических инструментах) [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Титов, Николай Алексеевич // Русский биографический словарь: в 25 томах. - СПб. - М. , 1896-1918.
- V. A. Manuilov. Titov // Lermontov Encyclopedia
- Титов // Музыкальный словарь : в 3-х томах / сост. Х. Риман; добавлять. русским отделом у сослуживцев. П. Веймарн и др.; пер. и все доп. ред. Ю.Д. Энгель. - переулок. с 5-го ит. ред. - Москва-Лейпциг: изд. Б.П. Юргенсон, 1904 год.
Ресурсы
[ редактировать ]- ^ "РБС/ВТ/Титов, Николай Алексеевич — Викитека" . ru.wikisource.org (in Russian) . Retrieved 2021-08-25 .
- ^ "РБС/ВТ/Титов, Михаил Алексеевич — Викитека" . ru.wikisource.org (in Russian) . Retrieved 2021-08-25 .
- ^ "Журнал "Третьяковская Галерея", # 2 2021 (71)" . Issuu . 18 July 2021 . Retrieved 2021-08-25 .
- ^ "ТИТОВ Николай Алексеевич (1800-1875)" . funeral-spb.narod.ru . Retrieved 2021-08-25 .
- ^ "ТИТОВ Николай Алексеевич (1800-1875)" . funeral-spb.narod.ru . Retrieved 2021-08-25 .
- ^ «Rendez-la moi, cette femme chérie (Аноним, постановка (Николай Алексеевич Титов)) (Архив LiederNet: тексты и переводы песен, мелодий, канцони и другой классической вокальной музыки)» . www.lieder.net . Проверено 11 сентября 2021 г.
- ^ Шварц, Энн (19 марта 2010 г.). «Музыка, экономика и общество: карьерный путь Шимановской в России 1820-х годов» . Австралийские славянские и восточноевропейские исследования . 23 (1–2): 107–130.
- ^ Шварц, Энн (1 января 2002 г.). «Технические музы: Строители фортепиано в России, 1810-1881» . Записные книжки Русского мира. Россия – Российская империя – Советский Союз и независимые государства (на французском языке). 43 (43/1): 119–138. дои : 10.4000/monderusse.8485 . ISSN 1252-6576 .
- ^ "Старинные вальсы Ноты для фортепиано На сопках Манчжурии Венский и другие в pdf" . ale07.ru . Retrieved 2021-08-23 .
- ^ Елена Бекман-Щербина исполняет вальс Николая Титова из трех пьес , заархивировано из оригинала 12 декабря 2021 г. , получено 23 августа 2021 г.
- ^ AM II, 62 Марш Де Лейб-Гард Семёновский полк , заархивировано из оригинала 12 декабря 2021 г. , получено 23 августа 2021 г.