Jump to content

Хамда Бен-Иегуда

Хамда Бен-Иегуда
Элиэзер Бен-Иегуда и Хамда, 1912 год.
Рожденный
Бейла Йонас

7 апреля 1873 г.
Умер 25 августа 1951 г.
Национальность Израильский
Другие имена Красиво, Паула
Род занятий Журналист, автор
Супруг Элиэзер Бен-Иегуда

Хемда Бен-Иегуда ( иврит : חמדה בנ -יהודה) (7 апреля 1873 — 25 августа 1951) — еврейская журналистка и писательница, вторая жена Элиезера Бен-Йехуды . [ 1 ] [ 2 ]

Биография

[ редактировать ]

Ранние годы; изменение имени

[ редактировать ]

Хемда Бен-Иегуда родилась Бейла Йонас в Дриссе ( Верхнедвинск ), Беларусь, в семье Шеломо Нафтали Герца Йонаса (1840–1896) и его жены Ривки Лии. Она была пятой из семи детей.

В ранние годы она несколько раз меняла имя. Когда ей было девять лет, отец переименовал ее в Белль . После переезда семьи в Москву она стала Паулой . [ сомнительно обсудить ] Только после замужества муж даровал ей имя Хемда . Ее женатое имя пишется с конечной буквой «h» или без нее: Хемда/Хемда, Бен-Йегуда/Бен-Йегуда.

В Москве

[ редактировать ]

В 1882 году семья поселилась в Москве . Здесь она училась в русской начальной и средней школе, а затем поступила в женский научный колледж, чтобы изучать химию.

В 1891 году в Иерусалиме от туберкулеза умерла ее старшая сестра Дебора (р. 1855), бывшая замужем за Элиэзером Бен-Иехудой . Всего несколько недель спустя Бен-Иегуда, знавший Хемду по визитам к ее семье, поспешил предложить ей выйти за него замуж, заявив, что это было желание Деборы перед ее смертью. Паула сразу согласилась, но ее отец возражал против этого брака как из-за пятнадцатилетней разницы в возрасте между ними, так и потому, что он боялся, что, как и ее сестра, она заразится туберкулезом, которым страдал Бен-Иегуда. .

Переехать в Иерусалим

[ редактировать ]

Зимой 1892 года эпидемия дифтерии вспыхнувшая в Иерусалиме привела к гибели троих детей Деборы и Элиезера, оставив только двоих: Бен-Циона (Итамара) и Йемиму. Все это время мать Бен-Йехуды помогала ему вести домашнее хозяйство, но теперь, когда казалось, что все потеряно, Шеломо Йонас уступил. В любом случае срок его разрешения на проживание в Москве истек, и он был вынужден покинуть город. Соответственно, было решено, что вся семья эмигрирует в Палестину , а Паула выйдет замуж за Бен-Йехуду. Йонас, его жена Паула и двое младших детей уехали в Стамбул, где 29 марта 1892 года Паула и Элиэзер поженились. По этому случаю Бен-Иегуда изменил имя Паулы на Хемдах; первым еврейским словом, которому он ее научил, было мафтеах (ключ), слово, которое она воспринимала как символическое, обозначающее ее вступление не только в брак, но и в новую страну, к новым людям и новой культуре. Действительно, Хемда, который был глубоко вовлечен в русскую культуру, глубоко увлекался теориями Лев Толстой , далекий от иудаизма и сионизма , бросил все: учебу в училище, друзей и прелести жизни в большом городе. В возрасте девятнадцати лет она приехала развиваться в пустынную, далекую страну с бедным, преследуемым, чахоточным вдовцом на пятнадцать лет старше ее и двумя его детьми-сиротами.

«Первая ивритоязычная семья»

[ редактировать ]

Ионасы и Бен-Иегуда прибыли в Палестину 15 апреля и сразу же направились в Иерусалим. Здесь Хемда узнала, что ее роль заключалась не только в роли жены и матери, но и в национально-культурном измерении: она будет «первой ивритской (говорящей) семьей», а именно первой и единственной сионистской семьей в Эрец Исраэль, которая общалась друг с другом только на иврите, в то время как иврит еще не был пригоден для повседневной речи и общения и, конечно же, не был пригоден для использования в интимных семейных беседах, воспитании детей и образовании, для чего в нем не хватало большого количества слов, необходимых для повседневной жизни. Хемда взяла на себя эту невыполнимую роль в рамках своего брака, и церемония бракосочетания действительно была представлена ​​как принятие ею священной миссии, от которой невозможно отказаться. Она написала:

«Я был совершенно потрясен невыносимо тяжелым бременем, которое возродитель языка возложил на мои плечи. Он просил не моего согласия, а клятвы, которую я дал. Личность Бен-Иехуды была настолько неотразима, что я не смел сомневаться мои собственные способности, и не было другого выхода, кроме как подчиниться и принять все это смиренно и идти туда, куда он пошел».

Культурная, социальная и семейная жизнь

[ редактировать ]

Хемда приложила все усилия, чтобы выполнить свои обещания, хотя и на своих условиях. Во всем, что она делала, она навязывала доминирующую личность молодой, современной, светской женщины, чьи принципы эстетики, культуры и просвещения определяли ее выбор и действия. В течение шести месяцев она свободно говорила на базовом иврите и с тех пор говорила у них дома только на иврите. Она также сделала свой дом образцом современной жизни в Иерусалиме; после долгого дня напряженной работы ( газета , которой они зарабатывали на жизнь, вместе с ее типографией управлялась из их квартиры) и заботы о детях, она пригласила к себе домой людей литературы и культуры из Эрец Исраэль и из-за границы, ссылаясь на этот обычай как на создание «места встречи ученых» ( Пиркей Авот 1:4). Прежде всего, она стала участвовать во всей профессиональной и политической деятельности Бен-Иехуды, особенно в спорах с его противниками, которые привели к запретам, арестам и судебным процессам, которые повлияли на их средства к существованию и его статус в обществе. Роль Хемды в этих вопросах заключалась в том, чтобы успокоить ситуацию, выступить посредником и исправить разорванные отношения, что она и сделала. В конце 1893 года ей удалось добиться освобождения Бен-Йехуды, когда он и ее отец были заключены в тюрьму и «Ха-Зеви» Газета , от которой зависели их средства к существованию, прекратила выпуск на четырнадцать месяцев.

Обстоятельства происшествия были таковы: на неделе Хануки Хемда родила своего первенца Дебору. Поскольку Бен-Иегуда был занят уходом за ней, ее отец редактировал праздничный номер и опубликовал статью, восхваляющую героизм Маккавеев. Это было ошибочно истолковано властями как призыв к восстанию против османского владычества. В 1900 году газета была восстановлена ​​под другим названием « Хашкафа» , а ее официальным владельцем, «держателем фирмана » , стал Хемда. Она использовала свои связи для сбора средств в Палестине и за рубежом для публикации главного труда Бен-Иехуды, первого современного словаря иврита, и создала комфортные условия работы, в которых Бен-Иегуда мог продолжать свои исследования, даже когда дом был полон детей. (Она родила шестерых детей, двое из которых — старшая дочь Девора и сын Эхуд — умерли в детстве. Выжили четверо: Ада, Ахуд-Шеломо, Девора-Дола и Зелпа). Она сопровождала своего мужа в его поездках в библиотеки и архивы, встречалась с американскими и европейскими лидерами и выступала перед еврейской аудиторией, как сионистской, так и несионистской. Ее лозунгом было: «Если у нас будет язык, мы станем нацией».

Словарь иврита

[ редактировать ]

Колоссальное предприятие Бен-Йехуды по возрождению иврита путем сбора в один словарь всех ивритских слов, особенно неологизмов последних лет, также было предприятием Хемды. В течение тридцати лет их совместной жизни, с 1892 по 1922 год, она развивала словарь (известный как Словарь Бен-Иехуды ) том за томом, всего семь томов (первый том был опубликован в 1908 году). После смерти мужа и в последующие десятилетия (с 1922 по 1951 год) она делала все, что было в ее силах, чтобы быстро завершить словарь до последней буквы. [ 3 ] В 1923 и 1933 годах она создала комитеты ученых из Палестины и из-за границы, чтобы взять на себя ответственность за завершение работы, и мобилизовала еврейский мир и ишув в Палестине для оказания финансовой помощи. Последний том был опубликован в 1958 году, через семь лет после ее смерти.

Написание и другая деятельность

[ редактировать ]

Хемда Бен-Иегуда активно работала еще в трех областях, в которых она оставила свой первоначальный след: журналистика , литература и улучшение статуса женщин в Палестине. Она начала работать в газете Бен-Йехуды (известной в разное время как Ха-Цеви, Ха-Ор и Хашкафа) примерно через год после своего прибытия. В 1897 году Хемда Бен-Иегуда начал вести колонку под названием «Письма из Иерусалима» под псевдонимом «Хидда» (загадка). По словам Галии Ярдени , эти письма «были новшеством в еврейской журналистике» из-за их «интимной приятности, легкости и теплоты». В отличие от средней современной еврейской газеты, которая использовала витиеватую, неуклюжую дикцию для обсуждения мировых событий, сочинения Хемды, включая ее критические статьи, касались повседневных человеческих тем. Как она сама писала: «Я не буду писать о великих, весомых вещах… Я просто напишу о сценах из жизни Иерусалима, о вещах, которые мы видим на рынках и улицах каждый день».

Хемда Бен-Иегуда также писал художественные произведения , некоторые из которых были опубликованы небольшими томами (например, «Ферма рехавитов») иерусалимской издательской компанией « Шломо Исраэль Ширизли» . Большую часть своих работ она собрала в книге «Жизнь пионеров в Эрец-Исраэль» (1945). Она много писала для детей, в том числе серию «Жизнь детей в Эрец Исраэль», которая публиковалась в еврейской детской прессе в Европе («Олам Катан» в Вене и Кракове, «Жизнь и природа» в Вильне, издательстве «Тушия» в Варшава). Однако ее главным литературным произведением была семейная трилогия, из которой были опубликованы только два тома:

  • Бен-Иегуда: Его жизнь и работа (1940) (в версии 1932 года «Счастливый воин») и
  • Знаменосец (1944), жизнь Итамара Бен-Ави (1882–1943), сына Элиезера Бен-Йехуды.

Третий том,

  • Девора, Мать евреев , осталась в рукописной форме.

Эти произведения были не только романами, документирующими драматическую и яркую жизнь семьи, но также представляли собой сионистское повествование, в котором Бен-Иегуда, которые были для нее мифическими фигурами, представляли основателей нации, представляя себя в троичном образе отца (Элиезер, который совершал «священное служение»), мать (Дебора, «кумир семьи» и первая женщина, возродившая иврит в речи своих детей) и сын (Итамар Бен-Ави, «знаменосец», «подопытная свинка» в роковом эксперименте по воспитанию ребенка, говорящего только на иврите).

Как и большая часть прозы Хемды Бен-Иехуды, эти произведения вызвали споры, поскольку их критики, особенно те, кто был приверженцем школы реализма того времени, утверждали, что ее преувеличенное обращение с материалами из реальной жизни свело ее работы к границам фантастики и удешевило ее. это.

Последние годы

[ редактировать ]

С конца 1940-х годов здоровье Хемды неуклонно ухудшалось из-за падения, в результате которого она получила серьезные травмы. Она умерла 25 августа 1951 года. [ 4 ]

  1. ^ «МЕНОРА ИЛИ ХАНУКИЯ?» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . Проверено 4 ноября 2022 г.
  2. ^ Мучник, Малка (18 сентября 2014 г.). Гендерный вызов иврита . БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-28271-1 .
  3. ^ «Хемда Бен-Йегуда» . Еврейский женский архив . Проверено 4 ноября 2022 г.
  4. ^ «Хемда Бен-Иегуда, вдова еврейского лексикографа, умерла в Иерусалиме; ей было 78 лет» . Еврейское телеграфное агентство . 20 марта 2015 года . Проверено 4 ноября 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e32565c8d86555719e2bd83334680eba__1721358480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e3/ba/e32565c8d86555719e2bd83334680eba.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hemda Ben-Yehuda - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)