Джон Фордайс (миссионер)
Джон Фордайс (1819–1902) был христианским миссионером , евангелистским священником и администратором, который запустил инициативу в области женского образования в Индии, известную как « Миссии Зенана» . Ему приписывают введение рикши в Индию. [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Фордайс родился 7 марта 1819 года в Форге и был четвертым сыном Джеймса Фордайса и Энн (урожденной Адам). [ 2 ] После учебы в Эдинбургском университете [ 3 ] он стал школьным учителем в Келсо и был там старейшиной и проповедником Свободной церкви Шотландии , тесно связанный с преподобным Горацием Бонаром в 1840-х годах. [ 4 ]
К 1851 году он поступил в Новый колледж в Эдинбурге , чтобы изучать теологию . [ 5 ] и в 1852 году он преподавал в частной женской академии в городе. [ 6 ] Во время или до этого периода он попал в поле зрения преподобного доктора Александра Даффа , который организовал его назначение Женским комитетом Свободной церкви по содействию женскому образованию в Индии суперинтендантом Калькуттского женского учреждения. [ 7 ]
Зенана Работа
[ редактировать ]Фордайс прибыл в Калькутту в конце 1852 года, имея как ответственность за Женский приют (приют, который одевал, кормил и обучал местных девочек в возрасте от 3 до 16 лет), так и общий мандат на «повышение уровня образования коренных женщин». [ 8 ]
Он немедленно предпринял шаги по подготовке к обучению дочерей влиятельных индейцев в зенане (уединенных женских помещениях) их собственных домов. В 1839 году доктор Дафф признал, что продвижение женского образования в Индии было бы невозможно без доступа к зенане, но заявил, что такой доступ непрактичен. [ 9 ] В 1840 году его коллега доктор Томас Смит изложил схему обучения зенане, но конференции коллег- миссионеров в Бенгалии дважды отвергли ее как нереальную. Лишь с приходом Фордайса были предприняты какие-либо согласованные усилия по реализации такой схемы. [ 10 ]
Схема, уточненная Фордайсом, заключалась в том, что наемные гувернантки , каждую в сопровождении помощника или айи , регулярно посещали семьи высших каст индуистские , чтобы дать там начальное образование женщинам, причем расходы на такие визиты покрывались из ежемесячной подписки. платит глава дома. Гувернантки должны были быть бесплатно размещены в учреждении, посвященном этому делу: в первую очередь они должны были быть набраны из приюта Фордайса и из сирот, прошедших там обучение, чтобы стать учителями - с этой целью он основал в учреждении отделение педагогической школы. [ 11 ] Он приступил к осуществлению программы консультаций, убеждения и переговоров с влиятельными индуистскими семьями (особенно Тагорами ), «чтобы преодолеть их сомнения, узнать их возражения и заручиться их поддержкой». [ 12 ] Он выпустил серию брошюр («Форзацы для индийских домов»), содержащих «короткие, сильные и яркие обращения к мужьям и отцам», которые широко распространялись в Индии. [ 13 ] Он также использовал любую возможность, чтобы написать и выступить в поддержку инициативы «Зенана».
В феврале 1855 года началась серия визитов зенаны мисс Элизой Тугуд, самой способной из сотрудниц Фордайса, которая также свободно говорила на бенгальском языке , и они продолжались в трех домах в течение следующих семи месяцев. Данное наставление было настолько хорошо принято, что к концу этого периода были завершены приготовления к встрече женщин из нескольких соседних семей в зенане одного дома. 7 сентября 1855 года Фордайс сообщил о результате своего эксперимента Бенгальской миссионерской конференции, которая «радовалась обнадеживающему началу школьной программы Зенана как признаку прогресса и новому средству для возвышения женщин». [ 14 ] С этого момента работа Фордайса по дзэнане приобрела формальный статус миссии, и «сначала одна, а затем во все возрастающей степени двери дзэнаны распахнулись». [ 15 ]
Из-за плохого здоровья жены Фордайс вернулся в Шотландию в 1856 году, но его план был продолжен по всей Индии большим количеством жен миссионеров, в частности, включая Хану Кэтрин Малленс («Апостол Зенаны»). [ 16 ] К 1876 году только в Калькутте было посещено около 500 зенан, а в 1890 году их общее число по всей Индии составило 40 513. [ 17 ]
Христианское служение
[ редактировать ]В 1858 году Фордайс был рукоположен в сан священника Свободной церкви в Дансе. [ 18 ] где он оставался до тех пор, пока в 1866 году его не призвали на должность пастора недавно сформированной пресвитерианской общины в Кардиффе. [ 19 ] В этот период он много путешествовал, читал лекции о церковной работе в Индии и редактировал « Друг восточной женщины» , ежеквартальный журнал Женского общества (президентом которого он стал).
призвал его В 1870 году миссионерский комитет Свободной церкви возглавить недавно основанную церковь Англо-Индийского христианского союза в Симле (также известную как церковь Св. Марка), которая обслуживала семь протестантских конфессий, а также стать комиссаром Союза в Северной Америке. Индия, в этом качестве он разработал и курировал разделение этой территории на семь министерских округов. И снова доктор Дафф сыграл ключевую роль в выборе Фордайса. Помимо пастырской работы в Симле, Фордайс в прохладную половину года служил европейцам на плантациях, железнодорожных поселках и военных постах от Пешавара на западе до Калькутты на востоке, а также делал все, что мог, в миссионерской работе среди холмов. -племена. [ 20 ] Когда он ушел с этой работы в 1884 году, по его оценкам, за предыдущие четырнадцать лет он проехал 120 000 миль. [ 21 ]
Поздняя работа и смерть
[ редактировать ]По возвращении в Великобританию преподобный Фордайс стал генеральным секретарем и казначеем Англо-индийского христианского союза. [ 22 ] теперь переименован в Англо-Индийское общество евангелизации, и он оставался таковым до 1894 года. [ 23 ]
Он умер 23 ноября 1902 года в Кембридже. [ 24 ] и похоронен вместе со своей женой в церкви Святого Андрея в Честертоне .
Наследие
[ редактировать ]В годы, прошедшие после эксперимента Фордайса, число зенан , получающих обучение, быстро росло, и незамужние женщины-миссионеры, в которых их церкви ранее не признавали особой потребности, активно нанимались – не только для зенан, но и для преподавания в государственных школах, где посещаемость женщин увеличивалась в геометрической прогрессии. поскольку работа зенаны помогла раскрыть социальную ценность западного образования. [ 25 ] В 1876 году по меньшей мере 104 европейки и американки, некоторые из которых имели медицинские дипломы, преподавали по всей Индии. [ 26 ] и долгосрочные амбиции Фордайса («обеспечить многих, кто пронесет светильник знания в зенаны раджей... и в случае успеха, нескольким выдающимся примерам последуют многие, и тогда средний класс отправит своих дочерей в государственная школа» [ 27 ] ) находился в стадии реализации.
Продвижение рикши
[ редактировать ]По словам историка Памелы Канвар, «около 1880 года в Индии появились рикши, впервые представленные в Симле преподобным Дж. Фордайсом». [ 28 ]
Роль Фордайса в популяризации рикши упоминается в Малка Раджа Ананда романе «Кули» (1936), в котором ошибочно приписывают ему это изобретение: «Преподобный Дж. Фордайс, капеллан церкви Св. Марка, был очень обеспокоен неудобными мысли о смерти и достоинстве, возникшие в умах его прихожан в викторианскую эпоху. И, будучи очень обеспокоен тем, чтобы души его паствы не страдали от телесных неудобств, он сосредоточил все свои усилия на том, чтобы обеспечить подходящее средство передвижения их личностей из их бунгало в церковь и из церкви в церковь. свои бунгало. Он изобрел рикшу».
Кули цитирует некоторые собачьи стихи как доказательство того, что «народ Симла до сих пор помнит свою великолепную модель»:
Капот той первой рикши
Был квадратный и бахромой отделанный,
Такие, как свисали с каминной полки
Во многом с берлинским оттенком.
В начале восьмидесятых
Преподобный Фордайс Дж.
Изобрел первую рикшу
В Симле в мае. [ 29 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Назначение Фордайса в Калькутту было обусловлено его женитьбой. [ 30 ] К марту 1852 года он был предпочтительным кандидатом, но только в сентябре он женился на Уортли Монтегю Стюарт, дочери торговца древесиной из Кингстона-апон-Халла . [ 31 ] Таким образом, его выбор невесты , возможно, был рассчитан на решение конкретной задачи, стоящей перед ним, в то время как она, возможно, черпала вдохновение из того, что делилась именами со знаменитой путешественницей леди Мэри Уортли Монтегю , которая проникла в зенаны Османской империи веком ранее. «Одаренная» миссис Фордайс была важным партнером в работе своего мужа: она знакомила мисс Тугуд и ее помощницу с дамами Зенаны во время их первых визитов. [ 32 ] позже она была секретарем Англо-индийского женского союза.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Памела Канвар, Имперская Симла: политическая культура Раджа (Oxford University Press, 2003), стр. 176.
- ^ Приходской реестр Форга; Уильям Юинг, Анналы Свободной церкви Шотландии .
- ^ Юинга Анналы .
- ^ Перепись 1841 года; Kelso Chronicle , 20 марта 1846 г.; Глазго Сэтердей Пост , 8 октября 1864 года.
- ^ Газета North and South Shields , 2 июля 1852 г.
- ^ Aberdeen Press and Journal , 11 августа 1852 г.
- ^ Джордж Смит, Жизнь Александра Даффа, DD, LLD (AC Armstrong, Нью-Йорк, 1879), Vol. II, стр. 271, 360. [1]
- ^ Обзор Калькутты , № L, Том. XXV (1855), с. 88, [2] и прочие уведомления xxx-xxxiv. [3]
- ^ Александр Дафф, Женское образование в Индии, являющееся сутью выступления на Первой ассамблее Шотландской женской ассоциации в связи с Шотландской церковью за содействие женскому образованию в Индии (Джон Джонстон, Эдинбург, 1839).
- ^ Преподобный Э. Сторроу, Наши индийские сестры (Общество религиозных трактатов, 1899), стр. 209-215 [4] ; Джордж Смит, Жизнь Александра Даффа , с. 360, и «Двенадцать миссионеров-пионеров» (Thomas Nelson & Sons, Лондон, 1900), с. 80; Юлиус Рихтер, доктор медицинских наук, История миссий в Индии , пер. Сидней Х. Мур (Компания Флеминга Х. Ревелла, Нью-Йорк, 1908 г.); Артур Т. Пирсон, Д.Д., Новые Деяния Апостолов (Джеймс Нисбет, Лондон, 1901), стр. 134 [5] ; Беной Бхусан Рой и Пранати Рэй, Миссия Зенана: роль христианских миссионеров в образовании женщин в Бенгалии XIX века (ISPCK, Дели, 1998), стр. 19, 133-136.
- ^ Обзор Калькутты , № L, Том. XXV (1855), с. 88, [6] и разные уведомления xxx-xxxiv. [7]
- ^ Преподобный Э. Сторроу, Наши индийские сестры (Общество религиозных трактатов, 1899), стр. 209-215.
- ^ Мэри Вейтбрехт, Женщины Индии и христианская работа в Зенане (Джеймс Нисбет и компания, 1875), стр. 71. [8]
- ^ Смит, Жизнь Александра Даффа , с. 361; Преподобный Джон Фордайс, «После многих дней», июль 1866 г., напечатано в журнале « Женская работа в языческих землях » (Дж. и Р. Парлейн, Пейсли) и цитируется Смитом в книге «Двенадцать миссионеров-пионеров» , стр. 80-83 [9] ; Calcutta Review , но выше.
- ^ Вайтбрехт, но выше; она добавляет: «Вся честь христианской любви и рвению, поистине рыцарской попытке нашего любимого брата преподобного Джона Фордайса».
- ^ Судья, с. 339.
- ↑ Dundee Courier & Argus , 23 сентября 1876 г.; Статистические таблицы протестантских миссионеров в Индии за 1890 год, цитируемые в книге Ричарда Ловетта, « История Лондонского миссионерского общества 1795–1895 годов» (Лондон: Генри Фроуд, 1899), Vol. 2, с. 241.
- ↑ Berwickshire News и генеральный рекламодатель , 1 октября 1889 г.
- ^ Иллюстрированный журнал Berwick Journal , 21 сентября 1866 г.
- ↑ Шотландец , 10 марта 1870 г.; Кардифф Таймс , 29 января 1870 г.; Смит, Жизнь Александра Даффа , Том. II, с. 441.
- ↑ Glasgow Herald , 12 февраля 1885 г.
- ^ Анналы Юинга.
- ^ 25-й годовой отчет Англо-индийского общества евангелизации (1895 г.), стр. 7.
- ↑ Cambridge Daily News , 24 ноября 1902 г.
- ^ Судья, с. 339.
- ↑ Dundee Courier & Argus , 23 сентября 1876 г.
- ^ Дж. К. Поллок, Тени разваливаются: история Библии Зенаны и медицинской миссии (Hodder & Stoughton, 1958), стр. 18-19.
- ^ Памела Канвар, Имперская Симла: политическая культура Раджа (Oxford University Press, 2003), стр. 176.
- ^ Мулк Радж Ананд , Кули (Penguin Books India, 1993), стр. 261-2.
- ^ Сборник протоколов Общества бесплатных церковных женщин, 12 марта 1853 г.
- ^ Дамфрис и Галлоуэй Стандарт , 15 сентября 1852 г.
- ^ Рихтер, с. 338, и Фордайс, см. выше.