Богословские помещения
Loci Theologici — термин, примененный Меланхтоном к протестантским системам догматики и сохранившийся многими еще в семнадцатом веке. Это также способ упорядочить силу различных источников, используемых в католическом богословии, обычно приписываемых Мельчору Кано и используемых до сих пор.
Это слово было заимствовано, как он сам говорит, из употребления классических риторов, в чьих работах topoi или loci обозначали места или источники, из которых выводятся доказательства. Со времен Аристотеля были составлены различные систематизированные указатели этих локусов , и к этому разделу причислялись и простые формальные категории, такие как «человек», «природа» или «фортуна». Однако частной задачей ритора было свести конкретный случай, или «гипотезу», к общему, или «тезису». Так возникли локусы коммуны , или аргументы, которые можно было применить ко многим конкретным случаям.риторы-гуманисты часто путали локусы-коммуны с простыми локусами или общими базовыми понятиями. Особенно это касалось Меланхтона , как явствует из его «De rhetorica libri tres» (Кёльн, 1519), в котором он стремился подготовить учеников к диспутированию.
Лютеранский вид
[ редактировать ]Меланхтон посоветовал им подготовить списки всех возможных локусов-коммун и войти в соответствующие рубрики. (capita) любые примеры, собранные в ходе их чтения. Среди богословских мест коммун он перечисляет « веру », «разрушение тела», « церковь », «слово Божие», «терпение», « грех », « закон» , « благодать » , « любовь » и « церемонию ». ." В другом месте он определяет loci communes как «некоторые общие правила жизни, в которых людей убеждает природа и которые я не мог бы несправедливо назвать законами природы». Однако эти два определения четко не разграничены, и поэтому обсуждение локусов коммун является несколько расплывчатым.
Эта критика относится и к loci theologici его знаменитых Loci communes rerum theologicarum (1521), которые представляют собой прежде всего базовые понятия, возникающие в богословской науке, к которым должно быть отнесено все в ней. [1] Соответственно, он начинает со своего любимого списка « Бог », «единый», «тройной» и « творение » и завершает «осуждением» и «блаженством». Хотя этот список был заимствован у Петра Ломбарда , трактовка Меланхтона не только более ясна, чем у его предшественника, но он черпает свои примеры из Библии, а не из отцов церкви , и под влиянием Павла выводит, помимо loci communes, определенные loci communissimi, такие как «грех», «благодать» и «закон». Ввиду длительного и мощного влияния этой книги, результатом его неспособности дать методическое доказательство своей серии локусов стало то, что лютеранская догматика медленно достигала внутреннего единства. Термин loci theologici постепенно стал обозначать содержание и, таким образом, основные отрывки Библии , включенные в отдельные локусы.
работы Петра Ломбардии Для лютеранской теологии книга Меланхтона имела такое же значение, какое имели для схоластики . Его локусы были предметом комментариев еще при Леонарде Хаттере , а термин локусы коммуны стал обозначать любую работу, посвященную сумме христианской доктрины. Среди реформатов фразу loci communes приняли Вольфганг Мускул (Базель, 1560 г.), Петр Мученик (Лондон, 1576 г.), Иоганнес Макковиус (Франекер, 1639 г.) и Даниэль Шамье (Женева, 1653 г.). Однако после середины XVII века, с появлением более систематического подхода к догматике, этот термин вышел из употребления.
Католический вид
[ редактировать ]Мельчор Кано представил католическую версию этого в своем посмертном труде De Locis theologicis (Саламанка, 1562 г.). В этой работе эпохи Возрождения Кано пытался освободить католическую догматическую теологию от суетных тонкостей школ; возвращаясь к основным принципам и давая правила, методы, координацию и систему, чтобы построить научную трактовку богословия. Обсуждая достоверность источников, он был одним из первых, кто исследовал принципы достоверности исторических документов . Он утверждает, что если все серьезные историки согласны с каким-либо фактом, то мы должны в него поверить, даже если это маловероятно. В противном случае «это было бы так, как если бы средиземноморские народы отрицали существование океана… или если бы мы действительно высмеивали того, кто говорит о слонах». [2] Кано перечисляет 10 Loci theologici: семь, присущих богословию: (1) Священное Писание, (2) апостольские традиции, (3) Вселенская Церковь, (4) Церковные соборы, (5) папское учительство, (6) Отцы Церкви и (7) богословы и канонисты; и три, заимствованные теологией: (8) естественный разум, (9) философы и юристы и (10) история и человеческая традиция. [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Кано, Мельхиор (2006). «4». В планах Белды, Хуан (ред.). De Locis Theologicis [1509-1560] Полный текст в Documenta Catholica Omnia (PDF) (на латыни). Мадрид: Библиотека авторов Кристианос. п. 348 Проверено 1 февраля 2021 г.
Так бывает, что жители Средиземноморья не верят, что есть море, а родившиеся на острове, где видят только кроликов и лисиц, не верят, что есть львы и пантеры;
- ^ Богословские сайты на Encyclepedia.com
В эту статью включен текст из публикации в свободном доступе : Джексон, Сэмюэл Маколи, изд. (1914). Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога (третье изд.). Лондон и Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто |title=
( помощь ) [1]