Модель социальной идентичности эффектов деиндивидуализации
Модель социальной идентичности эффектов деиндивидуализации (или модель SIDE ) — теория, разработанная в области социальной психологии и коммуникативных исследований . SIDE объясняет влияние анонимности и идентифицируемости на групповое поведение. Она стала одной из нескольких технологических теорий , описывающих социальные эффекты компьютерного общения .
Модель SIDE предлагает альтернативное объяснение эффектов анонимности и других факторов «деиндивидуализации», которые классическая деиндивидуализации теория [1] [2] не может адекватно объяснить. Модель предполагает, что анонимность меняет относительную значимость личной и социальной идентичности и, таким образом, может оказывать глубокое влияние на групповое поведение.
С развитием технологий все больше исследуется, как контроль инкогнито в сети и наличие профилей, представляющих вашу личность, влияют на отношения и общение в нашей жизни. [ нужны разъяснения ] Модель деиндивидуализации [ нужны разъяснения ] описывается в научных статьях как «ситуация, в которой люди действуют группами и не считают себя личностями, тем самым способствуя антинормативному поведению». [3] Кроме того, исследование модели SIDE исследует просоциальное поведение , предотвращение социальных нарушений и предотвращение детских предрассудков . [3] Говорят, что соответствие групповым нормам является значительной частью деиндивидуализации при понимании социальной идентичности внутри нее. [4] [ нужны разъяснения ] Другие исследования показывают, что идентификация себя через онлайн-группы уменьшает фактическое представление о личной идентичности за пределами онлайн-пространства; пришли к выводу, что даже когда личная идентичность кажется заметной в онлайн-пространстве, она еще больше разъединяет человека с самим собой за пределами онлайн-сообществ. [5]
Фон
[ редактировать ]SIDE развивалась как критика теории деиндивидуализации. Теория деиндивидуализации была разработана для объяснения феномена, заключающегося в том, что в толпе люди становятся способными к действиям, которые рациональные люди обычно не одобряют (см. Также Психология толпы ). В толпе, казалось бы, люди расторможены и ведут себя антинормативно. Ранние версии теории деиндивидуализации [2] видели в этом следствие снижения самосознания и ответственности. Динер [1] а другие позже сосредоточились исключительно на потере себя как на основном психологическом процессе, лежащем в основе деиндивидуализации.
Богаче [6] подверг критике теорию деиндивидуализации по нескольким причинам. Среди прочего, исторические данные и тематические исследования убедительно свидетельствуют о том, что психологический процесс, предложенный теорией деиндивидуализации (потеря себя), не происходит в толпе. [7] Метаанализ эмпирических исследований деиндивидуализации подтвердил , что не существует последовательных эмпирических доказательств предложенных им процессов. [8] Напротив: анонимность и снижение самосознания повысили чувствительность к местным нормам. Исследователи SIDE пришли к выводу, что хорошего эмпирического подтверждения процесса деиндивидуализации не существует, а факторы, которые должны вызывать деиндивидуализацию, оказывают весьма вариабельное влияние на поведение. [9] Чтобы объяснить это, SIDE предполагает, что не существует каких-либо неразборчивых эффектов анонимности, но что эффекты анонимности зависят от взаимодействия с социальным контекстом и могут быть поняты только через него.
Богаче [6] [10] также бросил вызов концептуализации деиндивидуализации как потери себя. Этот процесс предполагает, что люди обладают единой самооценкой, которую они могут более или менее осознавать. Райхер и другие утверждали, что у людей нет единого самоощущения. Теория социальной идентичности , например, указывает, что самоощущение человека состоит из личной идентичности и множества социальных идентичностей, каждая из которых в совокупности формирует личность. Социальная идентичность, вероятно, станет основой для самоопределения, когда эта социальная идентичность заметна, например, при сравнении «них» и «нас». Одним из последствий заметности является « деперсонализация ». В исследованиях социальной идентичности термин деперсонализация относится к переключению на групповой уровень самокатегоризации, на котором себя и других рассматривают с точки зрения их групповой идентичности. (Примечание: в исследованиях социальной идентичности деперсонализация — это не то же самое, что деиндивидуализация или потеря себя.)
Согласно теории самокатегоризации , [11] деперсонализация делает восприятие чужой группы более стереотипным. Самовосприятие также меняется: я и другие члены группы становятся взаимозаменяемыми, а у индивида формируются стереотипы о себе с точки зрения групповых атрибутов. Таким образом, деперсонализация превращает индивидов в членов группы, которые регулируют свое поведение в соответствии с внутригрупповыми нормами. Важно отметить, что в отличие от деиндивидуализации психологическое состояние деперсонализации не предполагает утраты рациональности или поведенческой расторможенности; скорее, человек ведет себя рационально и регулирует поведение в соответствии со стандартами внутри группы. Эти идеи из теории социальной идентичности и теории самокатегоризации послужили ключевыми ингредиентами для критики Райхером теории деиндивидуализации, а также являются основой, на которой была смоделирована SIDE.
Деиндивидуализация – это, по сути, когда один человек думает о себе не как об отдельном существе, а скорее как о группе или более чем одном существе. [12]
Это не обязательно означает плохое или неадекватное поведение. Это означает, что групповые нормы меняются. [13] [ нужны разъяснения ]
Недавние исследования показали, что модель SIDE может положить конец расизму среди растущих детей, а также социальной неловкости. [ нужны разъяснения ] Благодаря свежим умам и нашему растущему миру технологий модель SIDE становится все более исследуемой темой.
Модель SIDE говорит нам, что люди меняют свое поведение, когда их объединяют в группы. Например, когда человек участвует в какой-либо деятельности, например на вечеринке или общественном мероприятии, он меняет свое поведение. Они становятся менее индивидуализированными и уникальными и сливаются с окружающими людьми, становясь почти одним человеком. Они могут действовать и делать что-то как группа. [14] [ нужны разъяснения ]
Разработка
[ редактировать ]Впервые модель назвали Леа и Спирс. [15] и позднее развито в ряде публикаций. [16] [17] [18] Модель SIDE взяла идеи Райхера о толпе, применила и распространила их на компьютерную коммуникацию . Ранние исследования в этой области показали, что, как и в теории деиндивидуализации, пользователи онлайн-компьютеров были склонны к вспыльчивости и другим расторможениям из-за снижения социальных сигналов. [19] Модель SIDE была разработана, в первую очередь, для учета противоречивых эффектов социальных сигналов в онлайн-группах. Таким образом, SIDE предположила, что эффекты в толпе и в онлайн-среде обладают некоторыми схожими свойствами.
Первое всеобъемлющее заявление SIDE было сделано Райхером, Спирсом и Постмесом. [9] По мнению SIDE, подход к социальной идентичности может объяснить многие эффекты, наблюдаемые в исследованиях деиндивидуализации и психологии толпы , а также в компьютерном общении . Например, было обнаружено, что деиндивидуализация способствует групповой идентификации и вызывает большую поляризацию мнений в небольших группах, общающихся в Интернете. [20] Чтобы понять влияние таких факторов, как анонимность и снижение количества сигналов, на групповое поведение, необходимо принять во внимание социальный и межгрупповой контекст. SIDE утверждает, что анонимность и социальный контекст во взаимодействии имеют когнитивные и стратегические последствия.
Когнитивная СТОРОНА
[ редактировать ]Групповое погружение и анонимность имеют когнитивные последствия, которые влияют на относительную значимость личной и социальной идентичности. Эти факторы не приводят к потере себя, как предполагает теория деиндивидуализации . Скорее, анонимность и погружение в группу могут усилить значимость социальной идентичности и тем самым обезличить социальное восприятие других и самого себя. SIDE утверждает, что это происходит главным образом потому, что (визуальная) анонимность скрывает индивидуальные особенности и межличностные различия. В результате снижения заметности личности внутри анонимных групп усиливается процесс деперсонализации и усиливаются когнитивные усилия по восприятию группы как целого. При условии, что есть некоторая основа воспринимать себя и других как членов одной группы, анонимность, таким образом, усиливает значимость общей социальной идентичности . Конечным результатом является то, что люди склонны воспринимать себя и других с точки зрения стереотипных групповых особенностей и подвергаться соответствующему влиянию. [17]
Важно отметить, что анонимность не влияет автоматически или механически на значимость социальной идентичности. Индивидуум может быть идентифицирован таким образом, что это способствует более индивидуализированному восприятию личности или, альтернативно, способствует более сильной социальной категоризации. В некоторых случаях повышение узнаваемости личности может усилить социальную категоризацию. Это может произойти, в частности, в контекстах, в которых эти социальные категории потенциально значимы и, следовательно, доступны, и когда членство в группе визуально четко идентифицируется (как в случае с полом, определенными расовыми характеристиками, инвалидностью и т. д.). [21] ).
Таким образом, SIDE описывает когнитивный процесс, посредством которого на значимость социальной идентичности влияет отсутствие или присутствие индивидуализирующей информации. Важно отметить, что этот процесс может работать только в той степени, в которой с самого начала существует некоторое чувство групповости. Если люди взаимодействуют анонимно в отсутствие какой-либо конкретной социальной идентичности или групповых границ, анонимность будет иметь обратный эффект, усиливая изоляцию человека от группы или еще больше скрывая групповые границы. [15] [22] [ нужны разъяснения ] Сопоставляя эти две возможности, анонимность в группе либо приводит к усилению общей социальной идентичности, которая, пусть и в зачаточном состоянии, уже существует, либо может усиливать индивидуальную независимость, которая существует в контекстах, в которых общая идентичность недоступна. Последний процесс, посредством которого анонимность предоставляет людям возможность выражать и развивать идентичность независимо от социального влияния группы, получает дальнейшее развитие в Стратегическом SIDE.
Стратегическая сторона
[ редактировать ]Анонимность также имеет стратегические последствия: она влияет на способность выражать личную и социальную идентичность. [18] Стратегические проблемы вступают в игру, когда внешняя группа обладает большей властью, чем внутренняя группа, и когда нормы обеих групп противоречат друг другу. В таких случаях идентифицируемость членов ингруппы по отношению к аутгруппе сместит баланс сил между группами: идентифицируемость по отношению к более мощной аутгруппе ограничивает степень, в которой идентичность ингруппы может быть выражена свободно и без санкций в тех измерениях, где нормы ингруппы вступают в противоречие с внешними группами. - групповые стандарты и ценности, которые наказуемы или иным образом подлежат санкциям. И наоборот, анонимность по отношению к более влиятельной внешней группе может быть для внутренней группы удобным инструментом для самовыражения в тех же самых измерениях.
Таким образом, стратегическая SIDE предполагает, что анонимность может «использоваться» менее влиятельными группами для выражения аспектов своей идентичности. Может показаться, что это похоже на влияние анонимности на подотчетность в классической теории деиндивидуализации . Однако, в отличие от теории деиндивидуализации, SIDE учитывает межгрупповой контекст, в котором возникают идентифицируемость и анонимность. Подразумевается, что потеря ответственности не приводит к расторможенному или случайному антинормативному поведению людей, о котором говорит теория деиндивидуализации. Скорее, согласно SIDE, анонимность влияет на способность группы выражать свою идентичность и, таким образом, участвовать в целенаправленном и внутригрупповом нормативном поведении, тем самым меняя соотношение сил между группами. Тесная связь между выражением идентичности и властью, предложенная SIDE, может объяснить шаблонное и целенаправленное поведение толп, чьи насильственные действия (если они происходят) очень часто носят символический, а не случайный характер. [9]
Помимо анонимности между группами, SIDE также учитывает стратегические последствия анонимности внутри групп. Здесь SIDE особенно исследовала последствия анонимности (а также изоляции) от других членов ингруппы: с одной стороны, это лишает отдельных членов группы социальной поддержки со стороны своих собратьев, и это может препятствовать их способности выражать свою ингрупповую идентичность в обществе. лицо могущественной и несимпатичной внешней группы. С другой стороны, знание того, что другие члены ингруппы не способны идентифицировать себя, может иметь последствия для (в частности) людей с низкой идентификацией, которые будут чувствовать себя менее приверженными нормам ингруппы.
Приложения
[ редактировать ]Сегодня SIDE используется для объяснения последствий анонимности и социальной изоляции в различных контекстах. Исследования SIDE уделяют особое внимание толпам и коллективным действиям. [23] в онлайн-командах, [24] электронные отношения и виртуальные сообщества, [25] обмен знаниями, [ нужна ссылка ] и совсем недавно о социальных последствиях слежки [ нужна ссылка ] (например, с помощью видеонаблюдения или электронной маркировки).
См. также
[ редактировать ]- Теория отфильтрованных сигналов
- Эмоции в виртуальном общении
- Гиперличностная модель
- Теория социальной идентичности
- Теория обработки социальной информации
- Теории технологии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Динер, Э. (1980). Деиндивидуализация: Отсутствие самосознания и саморегуляции у членов группы. В П. Б. Паулюсе (ред.), Психология группового влияния (стр. 209–242). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
- ^ Перейти обратно: а б Зимбардо, П.Г. (1969). Человеческий выбор: Индивидуация, разум и порядок против Деиндивидуализации, импульса и хаоса. В книге У. Дж. Арнольда и Д. Левина (ред.), Симпозиум по мотивации в Небраске (том 17, стр. 237–307). Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски.
- ^ Перейти обратно: а б Ким, Кён Гю; Ли, Э Ри; Ли, Ун-Кон (июль 2018 г.). «Влияние анонимности на роль личной и групповой идентичности в онлайн-сообществах». Информация и управление . 56 : 109–121. дои : 10.1016/j.im.2018.07.005 . ISSN 0378-7206 . S2CID 57764929 .
- ^ Виланова, Фелипе; Берия, Франсиэль Мачадо; Коста, Анджело Бранделли; Коллер, Сильвия Хелена (18 марта 2017 г.). «Деиндивидуализация: от Ле Бона к модели социальной идентичности эффектов деиндивидуализации» . Убедительная психология . 4 (1). дои : 10.1080/23311908.2017.1308104 . hdl : 10923/21745 . ISSN 2331-1908 .
- ^ Ли, Ын-Джу (апрель 2004 г.). «Влияние визуального представления на социальное влияние в компьютерной коммуникации». Исследования человеческого общения . 30 (2): 234–259. дои : 10.1111/j.1468-2958.2004.tb00732.x . ISSN 0360-3989 .
- ^ Перейти обратно: а б Райхер, С.Д. (1982) Определение коллективного поведения. В Тайфеле (ред.) Социальная идентичность и межгрупповые отношения в Кембридже, CUP и Париже, Maison des Sciences de l'Homme.
- ^ Макфэйл, К. (1991). Миф о обезумевшей толпе. Нью-Йорк: де Грютер.
- ^ Постмес Т. и Спирс Р. (1998). Деиндивидуализация и антинормативное поведение: метаанализ. Психологический бюллетень, 123 , 238–259.
- ^ Перейти обратно: а б с Райхер С., Спирс Р. и Постмес Т. (1995). Модель социальной идентичности феномена деиндивидуализации. Европейский обзор социальной психологии, 6, 161–198.
- ^ Райхер, С. (1987). Поведение толпы как социальное действие. В книге Дж. К. Тернера, М. А. Хогга, П. Дж. Оукса, С. Райхера и М. С. Уэтерелла (ред.), « Открытие социальной группы заново: теория самокатегоризации» (стр. 171–202). Оксфорд, Англия: Бэзил Блэквелл.
- ^ Тернер, Дж. К., Хогг, Массачусетс, Оукс, П. Дж., Райхер, С., и Уэзерелл, М. С. (1987). Новое открытие социальной группы: теория самокатегоризации. Оксфорд, Англия: Бэзил Блэквелл.
- ^ Виланова, Фелипе; Берия, Франсиэль Мачадо; Коста, Анджело Бранделли; Коллер, Сильвия Хелена (2017). «Деиндивидуализация: от Ле Бона к модели социальной идентичности эффектов деиндивидуализации» . Убедительная психология . 4 . дои : 10.1080/23311908.2017.1308104 . hdl : 10923/21745 .
- ^ Райхер, Стивен Дэвид; Спирс, Рассел; Постмес, Том; Кенде, Анна (январь 2016 г.). «Спор о деиндивидуализации: почему негативное групповое поведение проистекает из групповых норм, а не из группового погружения». Поведенческие и мозговые науки . 39 : е161. дои : 10.1017/S0140525X15001491 . ISSN 1469-1825 . ПМИД 28355799 . S2CID 206263604 .
- ^ Виланова, Фелипе; Берия, Франсиэль Мачадо; Коста, Анджело Бранделли; Коллер, Сильвия Хелена (2017). «Деиндивидуализация: от Ле Бона к модели социальной идентичности эффектов деиндивидуализации» . Убедительная психология . 4 . дои : 10.1080/23311908.2017.1308104 . hdl : 10923/21745 .
- ^ Перейти обратно: а б Леа М. и Спирс Р. (1991). Компьютерное общение, деиндивидуализация и групповое принятие решений. Международный журнал исследований человека и машины, 34 , 283–301.
- ^ Леа М. и Спирс Р. (1992). Параъязык и социальное восприятие в компьютерной коммуникации. Журнал организационных вычислений , 2 , 321–341.
- ^ Перейти обратно: а б Постмес Т., Спирс Р. и Ли М. (1998). Нарушение или выстраивание социальных границ? ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ компьютерного общения. Коммуникационные исследования , 25 , 689–715.
- ^ Перейти обратно: а б Спирс Р. и Леа М. (1994). Панацея или паноптикум? Скрытая сила компьютерного общения. Коммуникационные исследования , 21, 427–459.
- ^ Кислер С., Сигел Дж. и Макгуайр Т.В. (1984). Социально-психологические аспекты компьютерного общения. Американский психолог, 39, 1123–1134.
- ^ Ли, Ын-Джу (2007). «Влияние деиндивидуализации на групповую поляризацию в компьютерном общении: роль групповой идентификации, общественного самосознания и воспринимаемого качества аргументов». Журнал связи . 57 (2): 385. doi : 10.1111/j.1460-2466.2007.00348.x .
- ^ Спирс, Р., Постмес, Т., Леа, М. и Уолберт, А. (2002). Сила влияния и влияние власти в виртуальных группах: взгляд со стороны на CMC и Интернет. Журнал социальных проблем, 58, 91–108.
- ^ Постмес Т., Спирс Р., Сахель К. и Де Гроот Д. (2001). Социальное влияние в компьютерном общении: влияние анонимности на групповое поведение. Бюллетень личности и социальной психологии , 27, 1242–1254.
- ^ Чан, М. (2010). Влияние электронной почты на коллективные действия: практическое применение модели SIDE. Новые медиа и общество, 12 (8), 1313–1330.
- ^ Леа М., Роджерс П. и Постмес Т. (2002). ВЗГЛЯД СТОРОНЫ: Оценка системы для развития командных игроков и повышения производительности в группах совместного обучения через Интернет. Британский журнал образовательных технологий, 33 (1), 54–64.
- ^ Бреннан, Линда (2008). Компьютерно-опосредованные отношения и доверие: управленческие и организационные эффекты / Линда Л. Бреннан, Виктория Э. Джонсон . Херши, Пенсильвания: Справочник по информатике. ISBN 9781599044958 .