Социологическое искусство
Социологическое искусство — художественное движение и подход к эстетике , возникшее во Франции в начале 1970-х годов и ставшее основой Коллектива социологического искусства, созданного Эрве Фишером , Фредом Форестом и Жан-Полем Тено в 1974 году.
С 1968 по 1974 год
[ редактировать ]Еще в 1968 году искусствоведы Пьер Рестани и Франсуа Плюшар обращались к социально вовлеченному искусству и менее коммерческим практикам среди самых разных художников, включая боди-художников Джину Пейн и Мишеля Журняка , видеохудожника испанского происхождения Жоана Рабаскаля, Эрве Фишера, Фреда Фореста. и Жан-Поль Тено. [1] Осенью 1973 года Франсуа Плюшар инициировал дискуссию между Журняком, Пане, Фишером и Тено, которая была опубликована под названием «Десять вопросов о социологическом искусстве» («Dix questions sur l'artsocialogique») в художественном журнале artTitudes, который он основал в 1971 году. [2]
Историю социологического искусства можно также проследить через независимые практики Фишера, Фореста и Тенота, которые позже сформировали Коллектив социологического искусства. Эти практики сами по себе должны быть поставлены в диалог с широкими международными художественными тенденциями, направленными на социальную активность и социальные науки, что очевидно, например, в работах Стивена Уиллатса и Ханса Хааке , таких выставках, как «Искусство в общество», «Общество в искусство» (Институт современного искусства). Art, London, 1974), а также интеллектуальные истории социального искусства, история и социология искусства.
В середине 1960-х годов Форест (род. 1933, Алжир) начал серию акций, используя аудиовизуальные и коммуникационные технологии, чтобы бросить вызов традиционным художественным средствам и деятельности. [3] Изображения многих работ доступны в Webnetmuseum. Он проецировал слайды на свои картины ( «Tableau Ecran» , 1963), инициировал общественные мероприятия в бедных кварталах ( «Семейный портрет» , 1967) и использовал видео для вовлечения социальных пространств («Mur d'Arles» и « Cabine Telephonique»). ", 1967). В начале 1970-х годов его использование прессы и видео в качестве инструментов социального взаимодействия и политической провокации расширилось. В январе 1972 года Форест начал свой проект «Космические медиа», разместив пустой прямоугольник в газете Le Monde и предложив читателям заполнить его и отправить ему по почте. Для выставки под названием «Археология настоящего» («Archeologie du Present») в галерее Жермен в Париже в мае 1972 года Форест взял в качестве темы улицу, где располагалась галерея, Rue Guénegaud, создав видеосхему, демонстрирующую улица в галерее и галерея в окнах, выходящих на улицу, и сбор уличного мусора для показа в галерее. Пьер Рестани брал короткие интервью у прохожих для эпизода «Форума искусств», вышедшего в эфир 13 мая 1973 года. В июне 1973 года в сотрудничестве с философом Вилемом Флюссером и социологом Филиппом Буто Форест открыл видеостудию в сообщество пенсионеров для запуска видеообмена на юге Франции («Video Troisieme Age», 1973) По случаю XII Биеннале в Сан-Паулу в октябре 1973 года он провел серию мероприятий, включая версию Space Media. , социологическая прогулка и шествие по центру города с участниками, держащими белые плакаты («Blancs evanhit la ville»), - все это было провокациями перед лицом установленной военной диктатуры. Всегда резко критиковал власть имущих, приверженных ей. совместным искусством и глубоко увлеченным новыми коммуникационными технологиями, Форест продолжил эти занятия после того, как присоединился к коллективу в октябре 1974 года.
Эрве Фишер (род. 1941, Франция) изучал социологию и преподавал социологию коммуникации и культуры в Сорбонне с начала 1970-х годов. Первоначально занимаясь «Поддержкой/Поверхностью», Фишер создал серию картин «Essuie-main» с отпечатками рук на рулонах ткани как средство деконструкции живописи. Он также начал различные кампании, сгруппированные под названием «Гигиена искусства», направленные на искоренение в искусстве традиционных нравов и средств массовой информации, и даже предлагал художникам присылать ему свои работы, которые он разрывал и выставлял в маленьких пластиковых пакетах («La déchirure des oeuvres d'art»). Примерно в 1974 году его проекты перешли от живописи к более маргинальным и популярным визуальным идиомам, таким как марки и уличные знаки, и к перформансам в социальной сфере.
Жан-Поль Тено (род. 1943, Франция) получил образование психотерапевта, и эту профессию он продолжил, занимаясь искусством. Примерно в 1969 году он начал создавать произведения искусства, начиная со своей работы «Вмешательства на улице», которая представляла собой серию масштабных скульптур из предметов повседневного обихода, таких как мышеловки, установленных в общественных местах. Примерно в 1970 году он отошел от создания объектов и перешел в основном к текстовым и концептуальным работам, таким как его «Constats d'existence», напечатанные страницы комментариев о современных художниках, которые были разосланы по почте различным деятелям мира искусства. В 1972 году он начал проводить интерактивные опросы об искусстве и восприятии. В ответ на печально известную, спонсируемую государством «Экспо 72» («Douze ans de l'art contemporain en France») он провел большой опрос, предложив респондентам выбрать наиболее репрезентативных французских художников, а затем объявил человека, чей представленный список Ближе всего к усреднённому итоговому списку оказался почётный куратор публичной выставки, открывшейся в мае.
Три художника встречались на вернисажах и мероприятиях в начале 1970-х годов и были частью глобальной тенденции в художественной практике к более концептуальному и менее основанному на навыках искусству, которое было намеренно антикоммерческим. Во Франции события мая и июня 1968 года безвозвратно изменили взгляды многих художников на свою работу. Хотя каждый из художников привнес свои знания (интерес Фореста к новым медиа, теоретическое обоснование Фишера и основанное на исследованиях исследование Тено), трех художников объединяло стремление привлекать публику, противостоять традиционному и коммерческому искусству и влиять на социальные изменения. .
С 1974 по 1980 год
[ редактировать ]Летом 1974 года Журняк организовал серию встреч в своей квартире на острове Сен-Луи в Париже, чтобы обсудить начало движения художников, занимающихся критическими и социологическими реалиями. На встречах собрались такие художники, как Джина Пане, Бертран Лавье, Тьерри Агулло, Жоан Рабкаль, Жоселин Эрве, Сонсо, Эрве Фишер, Жан-Поль Тено, а также искусствоведы Франсуа Плюшар и Бернар Тейседр. [4] Именно из этих встреч возникает импульс к формированию Коллектива социологического искусства, и 10 октября 1974 года Коллектив социологического искусства был официально объявлен публикацией в газете Le Monde его первого манифеста, подписанного Эрве Фишером, Фредом Форестом, и Жан-Поль Тено. С этого момента эти художники будут чередовать практики, претендующие на эту линию, и свои собственные практики. Если говорить конкретно, коллектив опубликовал ряд текстов, в том числе три манифеста ; организовал и реализовал ряд проектов, включая четыре групповые выставки и крупномасштабные городские мероприятия; и основал Ecole Sociologique Interrogative.
Их деятельность отражает ранний момент в истории того, что в середине 1990-х годов можно было бы назвать реляционным искусством или социально-ангажированным искусством, но также связано с рядом художественных тенденций 1970-х годов, таких как концептуальное искусство, перформанс и институциональная критика. . Например, двухнедельное мероприятие Коллектива в южном французском городе Перпиньян в июле 1976 года под названием «Изучение и оживление Перпиньяна» началось с изучения условий и потребностей районов Перпиньяна междисциплинарной командой из тридцати человек и затем привели к десяткам прямых вмешательств, которые включали временные выставки, показы, интервью, вечеринки и обмен фотографиями между несколькими районами, и все они были направлены, как отмечается в пресс-релизе, «объединить разные районы [. . .], которые хотя и географически близки, но остаются далекими на уровне социального общения». Изложив четыре принципа — критику, коммуникацию, вмешательство и педагогику — группа предлагает социологическое искусство как средство преодоления разрыва между «квазинаучным подходом к окружающей среде и живой связью, установленной между людьми [. . .] и изучаемая среда». [5]
Этот проект и связанные с ним тексты указывают на три ключевых аспекта, которые в целом характеризовали социологическое искусство. Во-первых, художественный труд включал в себя такую деятельность, как организация, писательство, исследования и преподавание. Расширение традиционных художественных навыков для интеграции интеллектуальных и профессиональных навыков связано с более широким переходом от индустриальной экономики к экономике услуг и информационной экономике . Во-вторых, проекты разрабатывались в диалоге с конкретными сайтами и связанной с ними аудиторией. Независимо от того, ориентировано ли оно на город или конкретное сообщество, социологическое искусство было направлено на повышение осведомленности о социальных условиях существования посредством обмена с местами и людьми. В-третьих, социологическое искусство обычно было временным, эфемерным и финансировалось в основном за счет грантов, личных финансов и комиссионных. Таким образом, оставшийся материал состоит в основном из документации, а не из «редких» предметов искусства, купленных, проданных и собранных.
За шесть лет Коллектив реализовал несколько совместных социологических художественных проектов, участвовал в коллоквиумах и выставках, сформировал сообщество сотрудников и оказал поддержку независимой работе. Среди собеседников были Анри Лефевр , Эдгар Морен , Вилем Флюссер , Жан Дювиньо , Хорхе Глусберг , Кристин Стайлз и многочисленные художники, в том числе Джон Лэтэм из Artist Placement Group , Стивен Уиллатс и Кен Фридман . объявление Между Фишером, Форестом и Тенотом возникла напряженность, и в 1980 году Форест и Тенот опубликовали в Art Press о продаже Ecole Sociologique Interrogative, которая располагалась в квартире Фишера, и написали трактат, объявляющий о конце Коллектива.
Ключевые моменты
[ редактировать ]- 10 октября 1974 г. - Официальное заявление Коллектива социологического искусства с Манифестом № 1 опубликовано в газете Le Monde.
- Декабрь 1974 г. - выставка «Искусство против идеологии», организованная Бернаром Тейседром совместно с Коллективом социологического искусства в Galerie Rencontres, Париж, с работами Жана-Франсуа Бори, Collectif d'Art Sociologique, Groupe de Rosario, Guerilla Art Action Group (Джон Хендрикс и Жан Тош ), Ханс Хааке, Мишель Журняк, Анри Маккерони, Серж Ольденберг, Жоан Рабаскаль, Сосно , Бернар Тейседр и Луи Шавинье.
- Январь 1975 г. - выставка «Искусство и его социально-экономические структуры», организованная Коллективом социологического искусства в немецкой галерее, Париж, с работами Art et Language, Вилли Бонгарда, Эрве Фишера, Фреда Фореста, Ханса Хааке, Джона Латарна, Леса Левина. , Леа Люблин, Жак Пино, Адриан Пайпер, Клаус Стек, Бернар Тейседр и Жан-Поль Тено.
- Март 1975 г. - выставка «Проблемы и методы социологического искусства», организованная Коллективом социологического искусства в галерее Маттиаса Фельса, Париж, с работами Art et Language, Жана-Франсуа Бори, Жака Шарлье, Эрве Фишера, Фреда Фореста, Ханса Хааке, Лес Левин, Леа Люблин, Антонио Мунтадас, Жоан Рабаскали, Морис Роке, Жан Руальдес, Санежуан , Сосно, Жан-Поль Тено, Томек, Орасио Сабала.
- Апрель 1975 г. - Коллективная выставка социологического искусства в Международном культурном центре (ICC), Анверс, Бельгия.
- Май 1975 г. - Манифест социологического искусства № 2.
- Июнь 1975 г. - Коллективная выставка социологического искусства в Музее Гальера, Париж.
- Лето 1975 г. - симпозиум в Нойенкирхене, организованный Galerie Falazik и l'Office Franco-allemand de la jeunesse.
- Август 1975 г. - Коллективная выставка социологического искусства в Музее современного искусства Университета Сан-Паулу, Бразилия.
- Ноябрь 1975 г. - выставка работ, выполненных в Нойенкирхене, в ARC в Музее современного искусства Парижа «Фото, кино, видео: социально-экологический опыт, Нойенкирхен».
- Март 1976 г. - Манифест социологического искусства № 3.
- Май 1976 г. — основал Школу социологических опросов в квартире Фишера в Париже.
- Июль 1976 г. - Коллектив социологического искусства приглашен Пьером Рестани для выставки во французском павильоне на Венецианской биеннале.
- Февраль 1977 г. - Манифест социологического искусства № 4.
- Июнь 1977 г. - Коллективное вмешательство социологического искусства в Documenta 6, Кассель.
- Март 1979 г. - «Социологическое искусство, что прошло?» Дебаты, организованные организацией «Плюс минус ноль» с участием Жана Пьера Ван Тигена, Фишера, Фореста, Тено и Алена Снайерса.
- Ноябрь 1980 г. – Фред Форест и Жан-Поль Тено публикуют книгу «Mis au point», якобы призывающую положить конец Коллективу социологического искусства.
Теория
[ редактировать ]Социологическое искусство было направлено на развитие критического анализа искусства и общества посредством интервенционистских художественных практик и связанных с ними произведений, основанных на методах и теориях социологии. Он рассматривал искусство с точки зрения взаимодействия, анимации, педагогики и создания структур обмена, провокации и разрушения обычного социального поведения с целью осуждения всех и любых форм обусловленности. Как резюмировал Фред Форест: «Практическая цель социологического искусства состоит в том, чтобы обеспечить необходимые условия существования для различных устройств, которые создают данный эффективный и действенный вопрос или исследование, тем самым устанавливая оптимальные условия для ситуации интерсубъективности » . [6] Социологическое искусство было политически активным ответом на мир искусства, который воспринимался как оторванный от технологий и общества своего времени. Эта позиция находилась в строгом противоречии с господствующими модернистскими и формалистическими догмами, которые отдавали предпочтение специфике среды и авторскому замыслу.
В социологическом искусстве можно проследить различные теоретические влияния. В классическом исследовании ситуационистского détournement «Социологическое искусство» стремилось привлечь внимание к каналам власти и массовой коммуникации, которые оно стремилось подорвать. Он призывал к насмешкам, симулякрам и участию, чтобы взорвать или изменить определенную реальность, структурированную социальными кодами того времени. Рассмотрение того, как идеология структурировала общество, связано с современным анализом французской критической теории, таким как Луи Альтюссера идея об идеологическом государственном аппарате , а также Фуко работы о власти. В то же время в рамках социальных наук возникли субдисциплины для изучения искусства и культуры, включая социологию искусства и визуальную антропологию , и применялись новые методы и теории, чтобы привлечь внимание к социально-экономическим рамкам искусства.
Вне
[ редактировать ]После распада Коллектива социологического искусства его основатели сохранили определенные социологические принципы в своей более поздней работе и занятиях. Фишер продолжал работать с Ecole Sociologique Interrogative и проводил крупномасштабные городские мероприятия. Затем он переехал в Монреаль, где работал куратором новых медиа, а в 2010 году провел большую ретроспективную выставку в Сере. [7] Форест разработал свою последующую теорию эстетики коммуникации и продолжил свою работу в качестве учителя и художника, став важным ранним теоретиком и практиком сетевого и интернет-искусства. В 2007 году Форест провел ретроспективную выставку в Slought Foundation. [8] В своей работе психотерапевта Тенот сосредоточил внимание на терапевтическом потенциале искусства и видео. В 2010 году у него была выставка под названием «Вмешательство в социологическое искусство» в Galerie Flux в Льеже, которая включала видеоинтервью с художником. Все трое продолжали великолепно писать и недавно снова выставили свои работы. Хотя сегодня социологическое искусство относительно неизвестно, оно полностью символизирует исторические потрясения конца 1960-х и 1970-х годов во Франции и Европе в целом и является прообразом многих из наиболее выдающихся тенденций в искусстве с середины 1990-х годов.
Библиография
[ редактировать ]- «Социологическое искусство», Opus International, вып. 55, 1975 г.
- Теория социологического искусства, Эрве Фишер, Кастерман, Париж, 1977.
- Социологический видеоарт, Фред Форест, 18 октября, UGE PARIS, 1977.
- Социологическое искусство, метод эстетической социологии (Социологическое искусство, метод эстетической социологии), Блез Галланд, издательство Georg в Каруже, Швейцария, 1987 г.
- Видеотерапия, образ, который возвращает вас к жизни, Жан-Поль Тено, Греко, Париж, 1989 г.
- Рут Эриксон, «Сборка социальных форм: практика социологического искусства во Франции после 1968 года», доктор философии. Диссертация, Пенсильванский университет, 2014 г.
- Комментарий Пьера Рестани
- Комментарий Вилема Флюссера
- Комментарий Харальда Зеемана
- Комментарий Деррика де Керкхове
- Комментарий Фрэнка Поппера
Примечания
[ редактировать ]- ^ Форнерис, Жан (1979). ИСКУССТВА Франсуа Плюшара: международный обзор . Ницца: Галерея современного искусства музеев Ниццы. стр. 13–14.
- ^ Плюшар, Франсуа (март 1974 г.). «Десять вопросов о социологическом искусстве». АРТИТУДЫ (6/8): 4–17.
- ^ Лассиньярди, Изабель (2010). Фред Форест: Каталог Резонне (1963–2008) (PDF) . Амьен: Университет Пикардии/Амьен.
- ^ Галланд, Блез (1986). Социологическое искусство, Метод эстетической социологии . Швейцария: Георг.
- ^ Архив Фреда Фореста, Инатека; Социологический арт-коллектив (сентябрь 1976 г.). «Коллективное общение, анимация в Перпиньяне».
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Форест, Фред . «Критические тексты» . Проверено 4 ноября 2007 г. Практическая цель социологического искусства состоит в объединении условий, необходимых для реализации «приемов» различной природы, из которых может эффективно развиваться функция допроса и допроса с целью установления оптимальных условий интерсубъектной ситуации. .
- ^ Nouvelle Nature, Эрве Фишер: ретроспективный взгляд и современное видение . Сере: Музей современного искусства Сере. 2010.
- ^ «Искусство и общество: работы Фреда Фореста» . Проверено 19 марта 2012 г.