Jump to content

Социологическое искусство

Социологическое искусство — художественное движение и подход к эстетике , возникшее во Франции в начале 1970-х годов и ставшее основой Коллектива социологического искусства, созданного Эрве Фишером , Фредом Форестом и Жан-Полем Тено в 1974 году.

С 1968 по 1974 год

[ редактировать ]

Еще в 1968 году искусствоведы Пьер Рестани и Франсуа Плюшар обращались к социально вовлеченному искусству и менее коммерческим практикам среди самых разных художников, включая боди-художников Джину Пейн и Мишеля Журняка , видеохудожника испанского происхождения Жоана Рабаскаля, Эрве Фишера, Фреда Фореста. и Жан-Поль Тено. [1] Осенью 1973 года Франсуа Плюшар инициировал дискуссию между Журняком, Пане, Фишером и Тено, которая была опубликована под названием «Десять вопросов о социологическом искусстве» («Dix questions sur l'artsocialogique») в художественном журнале artTitudes, который он основал в 1971 году. [2]

Историю социологического искусства можно также проследить через независимые практики Фишера, Фореста и Тенота, которые позже сформировали Коллектив социологического искусства. Эти практики сами по себе должны быть поставлены в диалог с широкими международными художественными тенденциями, направленными на социальную активность и социальные науки, что очевидно, например, в работах Стивена Уиллатса и Ханса Хааке , таких выставках, как «Искусство в общество», «Общество в искусство» (Институт современного искусства). Art, London, 1974), а также интеллектуальные истории социального искусства, история и социология искусства.

В середине 1960-х годов Форест (род. 1933, Алжир) начал серию акций, используя аудиовизуальные и коммуникационные технологии, чтобы бросить вызов традиционным художественным средствам и деятельности. [3] Изображения многих работ доступны в Webnetmuseum. Он проецировал слайды на свои картины ( «Tableau Ecran» , 1963), инициировал общественные мероприятия в бедных кварталах ( «Семейный портрет» , 1967) и использовал видео для вовлечения социальных пространств («Mur d'Arles» и « Cabine Telephonique»). ", 1967). В начале 1970-х годов его использование прессы и видео в качестве инструментов социального взаимодействия и политической провокации расширилось. В январе 1972 года Форест начал свой проект «Космические медиа», разместив пустой прямоугольник в газете Le Monde и предложив читателям заполнить его и отправить ему по почте. Для выставки под названием «Археология настоящего» («Archeologie du Present») в галерее Жермен в Париже в мае 1972 года Форест взял в качестве темы улицу, где располагалась галерея, Rue Guénegaud, создав видеосхему, демонстрирующую улица в галерее и галерея в окнах, выходящих на улицу, и сбор уличного мусора для показа в галерее. Пьер Рестани брал короткие интервью у прохожих для эпизода «Форума искусств», вышедшего в эфир 13 мая 1973 года. В июне 1973 года в сотрудничестве с философом Вилемом Флюссером и социологом Филиппом Буто Форест открыл видеостудию в сообщество пенсионеров для запуска видеообмена на юге Франции («Video Troisieme Age», 1973) По случаю XII Биеннале в Сан-Паулу в октябре 1973 года он провел серию мероприятий, включая версию Space Media. , социологическая прогулка и шествие по центру города с участниками, держащими белые плакаты («Blancs evanhit la ville»), - все это было провокациями перед лицом установленной военной диктатуры. Всегда резко критиковал власть имущих, приверженных ей. совместным искусством и глубоко увлеченным новыми коммуникационными технологиями, Форест продолжил эти занятия после того, как присоединился к коллективу в октябре 1974 года.

Эрве Фишер (род. 1941, Франция) изучал социологию и преподавал социологию коммуникации и культуры в Сорбонне с начала 1970-х годов. Первоначально занимаясь «Поддержкой/Поверхностью», Фишер создал серию картин «Essuie-main» с отпечатками рук на рулонах ткани как средство деконструкции живописи. Он также начал различные кампании, сгруппированные под названием «Гигиена искусства», направленные на искоренение в искусстве традиционных нравов и средств массовой информации, и даже предлагал художникам присылать ему свои работы, которые он разрывал и выставлял в маленьких пластиковых пакетах («La déchirure des oeuvres d'art»). Примерно в 1974 году его проекты перешли от живописи к более маргинальным и популярным визуальным идиомам, таким как марки и уличные знаки, и к перформансам в социальной сфере.

Жан-Поль Тено (род. 1943, Франция) получил образование психотерапевта, и эту профессию он продолжил, занимаясь искусством. Примерно в 1969 году он начал создавать произведения искусства, начиная со своей работы «Вмешательства на улице», которая представляла собой серию масштабных скульптур из предметов повседневного обихода, таких как мышеловки, установленных в общественных местах. Примерно в 1970 году он отошел от создания объектов и перешел в основном к текстовым и концептуальным работам, таким как его «Constats d'existence», напечатанные страницы комментариев о современных художниках, которые были разосланы по почте различным деятелям мира искусства. В 1972 году он начал проводить интерактивные опросы об искусстве и восприятии. В ответ на печально известную, спонсируемую государством «Экспо 72» («Douze ans de l'art contemporain en France») он провел большой опрос, предложив респондентам выбрать наиболее репрезентативных французских художников, а затем объявил человека, чей представленный список Ближе всего к усреднённому итоговому списку оказался почётный куратор публичной выставки, открывшейся в мае.

Три художника встречались на вернисажах и мероприятиях в начале 1970-х годов и были частью глобальной тенденции в художественной практике к более концептуальному и менее основанному на навыках искусству, которое было намеренно антикоммерческим. Во Франции события мая и июня 1968 года безвозвратно изменили взгляды многих художников на свою работу. Хотя каждый из художников привнес свои знания (интерес Фореста к новым медиа, теоретическое обоснование Фишера и основанное на исследованиях исследование Тено), трех художников объединяло стремление привлекать публику, противостоять традиционному и коммерческому искусству и влиять на социальные изменения. .

С 1974 по 1980 год

[ редактировать ]

Летом 1974 года Журняк организовал серию встреч в своей квартире на острове Сен-Луи в Париже, чтобы обсудить начало движения художников, занимающихся критическими и социологическими реалиями. На встречах собрались такие художники, как Джина Пане, Бертран Лавье, Тьерри Агулло, Жоан Рабкаль, Жоселин Эрве, Сонсо, Эрве Фишер, Жан-Поль Тено, а также искусствоведы Франсуа Плюшар и Бернар Тейседр. [4] Именно из этих встреч возникает импульс к формированию Коллектива социологического искусства, и 10 октября 1974 года Коллектив социологического искусства был официально объявлен публикацией в газете Le Monde его первого манифеста, подписанного Эрве Фишером, Фредом Форестом, и Жан-Поль Тено. С этого момента эти художники будут чередовать практики, претендующие на эту линию, и свои собственные практики. Если говорить конкретно, коллектив опубликовал ряд текстов, в том числе три манифеста ; организовал и реализовал ряд проектов, включая четыре групповые выставки и крупномасштабные городские мероприятия; и основал Ecole Sociologique Interrogative.

Их деятельность отражает ранний момент в истории того, что в середине 1990-х годов можно было бы назвать реляционным искусством или социально-ангажированным искусством, но также связано с рядом художественных тенденций 1970-х годов, таких как концептуальное искусство, перформанс и институциональная критика. . Например, двухнедельное мероприятие Коллектива в южном французском городе Перпиньян в июле 1976 года под названием «Изучение и оживление Перпиньяна» началось с изучения условий и потребностей районов Перпиньяна междисциплинарной командой из тридцати человек и затем привели к десяткам прямых вмешательств, которые включали временные выставки, показы, интервью, вечеринки и обмен фотографиями между несколькими районами, и все они были направлены, как отмечается в пресс-релизе, «объединить разные районы [. . .], которые хотя и географически близки, но остаются далекими на уровне социального общения». Изложив четыре принципа — критику, коммуникацию, вмешательство и педагогику — группа предлагает социологическое искусство как средство преодоления разрыва между «квазинаучным подходом к окружающей среде и живой связью, установленной между людьми [. . .] и изучаемая среда». [5]

Этот проект и связанные с ним тексты указывают на три ключевых аспекта, которые в целом характеризовали социологическое искусство. Во-первых, художественный труд включал в себя такую ​​деятельность, как организация, писательство, исследования и преподавание. Расширение традиционных художественных навыков для интеграции интеллектуальных и профессиональных навыков связано с более широким переходом от индустриальной экономики к экономике услуг и информационной экономике . Во-вторых, проекты разрабатывались в диалоге с конкретными сайтами и связанной с ними аудиторией. Независимо от того, ориентировано ли оно на город или конкретное сообщество, социологическое искусство было направлено на повышение осведомленности о социальных условиях существования посредством обмена с местами и людьми. В-третьих, социологическое искусство обычно было временным, эфемерным и финансировалось в основном за счет грантов, личных финансов и комиссионных. Таким образом, оставшийся материал состоит в основном из документации, а не из «редких» предметов искусства, купленных, проданных и собранных.

За шесть лет Коллектив реализовал несколько совместных социологических художественных проектов, участвовал в коллоквиумах и выставках, сформировал сообщество сотрудников и оказал поддержку независимой работе. Среди собеседников были Анри Лефевр , Эдгар Морен , Вилем Флюссер , Жан Дювиньо , Хорхе Глусберг , Кристин Стайлз и многочисленные художники, в том числе Джон Лэтэм из Artist Placement Group , Стивен Уиллатс и Кен Фридман . объявление Между Фишером, Форестом и Тенотом возникла напряженность, и в 1980 году Форест и Тенот опубликовали в Art Press о продаже Ecole Sociologique Interrogative, которая располагалась в квартире Фишера, и написали трактат, объявляющий о конце Коллектива.

Ключевые моменты

[ редактировать ]
  • 10 октября 1974 г. - Официальное заявление Коллектива социологического искусства с Манифестом № 1 опубликовано в газете Le Monde.
  • Декабрь 1974 г. - выставка «Искусство против идеологии», организованная Бернаром Тейседром совместно с Коллективом социологического искусства в Galerie Rencontres, Париж, с работами Жана-Франсуа Бори, Collectif d'Art Sociologique, Groupe de Rosario, Guerilla Art Action Group (Джон Хендрикс и Жан Тош ), Ханс Хааке, Мишель Журняк, Анри Маккерони, Серж Ольденберг, Жоан Рабаскаль, Сосно , Бернар Тейседр и Луи Шавинье.
  • Январь 1975 г. - выставка «Искусство и его социально-экономические структуры», организованная Коллективом социологического искусства в немецкой галерее, Париж, с работами Art et Language, Вилли Бонгарда, Эрве Фишера, Фреда Фореста, Ханса Хааке, Джона Латарна, Леса Левина. , Леа Люблин, Жак Пино, Адриан Пайпер, Клаус Стек, Бернар Тейседр и Жан-Поль Тено.
  • Март 1975 г. - выставка «Проблемы и методы социологического искусства», организованная Коллективом социологического искусства в галерее Маттиаса Фельса, Париж, с работами Art et Language, Жана-Франсуа Бори, Жака Шарлье, Эрве Фишера, Фреда Фореста, Ханса Хааке, Лес Левин, Леа Люблин, Антонио Мунтадас, Жоан Рабаскали, Морис Роке, Жан Руальдес, Санежуан , Сосно, Жан-Поль Тено, Томек, Орасио Сабала.
  • Апрель 1975 г. - Коллективная выставка социологического искусства в Международном культурном центре (ICC), Анверс, Бельгия.
  • Май 1975 г. - Манифест социологического искусства № 2.
  • Июнь 1975 г. - Коллективная выставка социологического искусства в Музее Гальера, Париж.
  • Лето 1975 г. - симпозиум в Нойенкирхене, организованный Galerie Falazik и l'Office Franco-allemand de la jeunesse.
  • Август 1975 г. - Коллективная выставка социологического искусства в Музее современного искусства Университета Сан-Паулу, Бразилия.
  • Ноябрь 1975 г. - выставка работ, выполненных в Нойенкирхене, в ARC в Музее современного искусства Парижа «Фото, кино, видео: социально-экологический опыт, Нойенкирхен».
  • Март 1976 г. - Манифест социологического искусства № 3.
  • Май 1976 г. — основал Школу социологических опросов в квартире Фишера в Париже.
  • Июль 1976 г. - Коллектив социологического искусства приглашен Пьером Рестани для выставки во французском павильоне на Венецианской биеннале.
  • Февраль 1977 г. - Манифест социологического искусства № 4.
  • Июнь 1977 г. - Коллективное вмешательство социологического искусства в Documenta 6, Кассель.
  • Март 1979 г. - «Социологическое искусство, что прошло?» Дебаты, организованные организацией «Плюс минус ноль» с участием Жана Пьера Ван Тигена, Фишера, Фореста, Тено и Алена Снайерса.
  • Ноябрь 1980 г. – Фред Форест и Жан-Поль Тено публикуют книгу «Mis au point», якобы призывающую положить конец Коллективу социологического искусства.

Социологическое искусство было направлено на развитие критического анализа искусства и общества посредством интервенционистских художественных практик и связанных с ними произведений, основанных на методах и теориях социологии. Он рассматривал искусство с точки зрения взаимодействия, анимации, педагогики и создания структур обмена, провокации и разрушения обычного социального поведения с целью осуждения всех и любых форм обусловленности. Как резюмировал Фред Форест: «Практическая цель социологического искусства состоит в том, чтобы обеспечить необходимые условия существования для различных устройств, которые создают данный эффективный и действенный вопрос или исследование, тем самым устанавливая оптимальные условия для ситуации интерсубъективности » . [6] Социологическое искусство было политически активным ответом на мир искусства, который воспринимался как оторванный от технологий и общества своего времени. Эта позиция находилась в строгом противоречии с господствующими модернистскими и формалистическими догмами, которые отдавали предпочтение специфике среды и авторскому замыслу.

В социологическом искусстве можно проследить различные теоретические влияния. В классическом исследовании ситуационистского détournement «Социологическое искусство» стремилось привлечь внимание к каналам власти и массовой коммуникации, которые оно стремилось подорвать. Он призывал к насмешкам, симулякрам и участию, чтобы взорвать или изменить определенную реальность, структурированную социальными кодами того времени. Рассмотрение того, как идеология структурировала общество, связано с современным анализом французской критической теории, таким как Луи Альтюссера идея об идеологическом государственном аппарате , а также Фуко работы о власти. В то же время в рамках социальных наук возникли субдисциплины для изучения искусства и культуры, включая социологию искусства и визуальную антропологию , и применялись новые методы и теории, чтобы привлечь внимание к социально-экономическим рамкам искусства.

После распада Коллектива социологического искусства его основатели сохранили определенные социологические принципы в своей более поздней работе и занятиях. Фишер продолжал работать с Ecole Sociologique Interrogative и проводил крупномасштабные городские мероприятия. Затем он переехал в Монреаль, где работал куратором новых медиа, а в 2010 году провел большую ретроспективную выставку в Сере. [7] Форест разработал свою последующую теорию эстетики коммуникации и продолжил свою работу в качестве учителя и художника, став важным ранним теоретиком и практиком сетевого и интернет-искусства. В 2007 году Форест провел ретроспективную выставку в Slought Foundation. [8] В своей работе психотерапевта Тенот сосредоточил внимание на терапевтическом потенциале искусства и видео. В 2010 году у него была выставка под названием «Вмешательство в социологическое искусство» в Galerie Flux в Льеже, которая включала видеоинтервью с художником. Все трое продолжали великолепно писать и недавно снова выставили свои работы. Хотя сегодня социологическое искусство относительно неизвестно, оно полностью символизирует исторические потрясения конца 1960-х и 1970-х годов во Франции и Европе в целом и является прообразом многих из наиболее выдающихся тенденций в искусстве с середины 1990-х годов.

Библиография

[ редактировать ]
  • «Социологическое искусство», Opus International, вып. 55, 1975 г.
  • Теория социологического искусства, Эрве Фишер, Кастерман, Париж, 1977.
  • Социологический видеоарт, Фред Форест, 18 октября, UGE PARIS, 1977.
  • Социологическое искусство, метод эстетической социологии (Социологическое искусство, метод эстетической социологии), Блез Галланд, издательство Georg в Каруже, Швейцария, 1987 г.
  • Видеотерапия, образ, который возвращает вас к жизни, Жан-Поль Тено, Греко, Париж, 1989 г.
  • Рут Эриксон, «Сборка социальных форм: практика социологического искусства во Франции после 1968 года», доктор философии. Диссертация, Пенсильванский университет, 2014 г.
  • Комментарий Пьера Рестани
  • Комментарий Вилема Флюссера
  • Комментарий Харальда Зеемана
  • Комментарий Деррика де Керкхове
  • Комментарий Фрэнка Поппера

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Форнерис, Жан (1979). ИСКУССТВА Франсуа Плюшара: международный обзор . Ницца: Галерея современного искусства музеев Ниццы. стр. 13–14.
  2. ^ Плюшар, Франсуа (март 1974 г.). «Десять вопросов о социологическом искусстве». АРТИТУДЫ (6/8): 4–17.
  3. ^ Лассиньярди, Изабель (2010). Фред Форест: Каталог Резонне (1963–2008) (PDF) . Амьен: Университет Пикардии/Амьен.
  4. ^ Галланд, Блез (1986). Социологическое искусство, Метод эстетической социологии . Швейцария: Георг.
  5. ^ Архив Фреда Фореста, Инатека; Социологический арт-коллектив (сентябрь 1976 г.). «Коллективное общение, анимация в Перпиньяне». {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  6. ^ Форест, Фред . «Критические тексты» . Проверено 4 ноября 2007 г. Практическая цель социологического искусства состоит в объединении условий, необходимых для реализации «приемов» различной природы, из которых может эффективно развиваться функция допроса и допроса с целью установления оптимальных условий интерсубъектной ситуации. .
  7. ^ Nouvelle Nature, Эрве Фишер: ретроспективный взгляд и современное видение . Сере: Музей современного искусства Сере. 2010.
  8. ^ «Искусство и общество: работы Фреда Фореста» . Проверено 19 марта 2012 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e901262356fe242fe4f2f71bcf5f622e__1684490400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/2e/e901262356fe242fe4f2f71bcf5f622e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sociological art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)