Опасный угол
«Опасный угол» — британская пьеса английского писателя Дж. Б. Пристли 1932 года , первая из его « Пьес времени ». Премьера фильма состоялась в мае 1932 года Тайроном Гатри в Лирическом театре в Лондоне , а в 1934 году он был снят Филом Розеном .
Пристли недавно сотрудничал с Эдвардом Ноблоком над «Хорошими товарищами» и теперь хотел «доказать, что человек может писать длинные романы и при этом быть в состоянии эффективно писать для сцены, используя строжайшую экономию». высоко оценил пьесу Хотя Джеймс Агат , «Опасный угол» получил крайне плохие отзывы, и через три дня ему сказали, что пьесу снимут, и эту судьбу он предотвратил, выкупив синдикат. Затем оно длилось шесть месяцев. Действия Пристли были дополнительно подтверждены всемирным успехом пьесы, хотя вскоре он понизил свою оценку этой работы и уже в 1938 году заметил: «Когда все сказано и сделано, это довольно тонкий материал». [ 1 ]
Введение в сюжет
[ редактировать ]Роберт и Фреда Каплан развлекают гостей на своем загородном отдыхе. Случайное замечание одного из гостей запускает серию разрушительных разоблачений, раскрывающих до сих пор нераскрытый клубок тайных связей и темных тайн, раскрытие которых имеет трагические последствия. Спектакль заканчивается тем, что время возвращается к началу вечера, случайное замечание не делается, секреты остаются скрытыми, а «опасный угол» избегается. [ 2 ]
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Акт I
[ редактировать ]Спектакль начинается в темноте с приглушенного выстрела и крика. Включается свет, и мы видим гостиную, в которой находятся четыре женщины, которые после ужина слушали радиоспектакль. Двое из них, Фреда и Бетти, — жены директоров издательской фирмы. С ними Олуэн, близкая подруга Фреды и Бетти, и Мод Мокридж, писательница, чьи книги издает фирма.
Их разговор перешел к самоубийству в прошлом году зятя Фреды Мартина Каплана, когда их прерывает появление мужей Роберта и Гордона вместе с Чарльзом, который работает в фирме. Они обсуждают, лучше ли всегда раскрывать всю правду; Роберт утверждает, что это так, а Чарльз считает, что это опасно. Гордон пытается найти по радио танцевальную музыку, но оно перестает работать. Фреда предлагает Олвену сигарету из музыкальной шкатулки, в которой Олуэн узнает, что она принадлежала Мартину. Фреда настаивает, что Олуэн не мог видеть коробку раньше, потому что у Мартина ее не было, когда Олуэн видела его в последний раз. Олуэн принимает исправление Фреды, и дело вот-вот будет закрыто, но Роберт обнаруживает, что Олуэн, несмотря на ее устное согласие, на самом деле не убеждена. Он заставляет женщин честно говорить о своих разногласиях. Исследуя вопрос о том, как Олуэн могла раньше увидеть коробку сигарет Мартина, каждая женщина раскрывает, что держала в секрете тот факт, что она навещала Мартина незадолго до его смерти. В этот момент, когда напряжение растет, Мод уходит, и вскоре все гости, кроме Олуэн, уходят.
Эти откровения приводят Роберта, Фреду и Олвен к более глубокому обсуждению обстоятельств смерти Мартина. В прошлом году фирма пострадала от кражи 500 фунтов стерлингов. Члены группы предположили, что самоубийство Мартина было показателем того, что он был вором. Но теперь Олуэн признает, что во время своего последнего визита к Мартину она узнала, что он не украл деньги, и, кроме того, он считал, что вором был Роберт, поскольку Чарльз привел к этому подозрению. Раньше она не упоминала об этом, потому что была тайно влюблена в Роберта, что побуждает Роберта признать, что его брак с Фредой несчастлив. Роберт потрясен как обвинением в том, что он вор, так и тем, что Чарльз предложил такое. Роберт выхватывает телефон и требует, чтобы Гордон и Чарльз вернулись.
Акт II
[ редактировать ]Чарльз признает, что он намеренно заставил Роберта и Мартина подозревать друг друга, чтобы скрыть тот факт, что он сам взял деньги. Но он настаивает, что планировал вернуть его в течение недели и что это не было причиной самоубийства Мартина. В то время как другие пытаются обвинить его в смерти Мартина, он по-прежнему непоколебимо настаивает на том, что Роберту никогда не следовало начинать процесс раскрытия секретов. Все больше злясь из-за того, что его заставили признаться, Чарльз признает, что испытывал личное презрение к Мартину, и предполагает, что причина в том, что существует еще больше секретов. Зная, что ее секрет является одним из тех, о которых говорит Чарльз, Фреда теперь признается, что причина ее несчастливого брака с Робертом заключается в том, что у нее был роман с Мартином и она давно была в него влюблена. Затем ревнивый Гордон заявляет, что он тоже был влюблен в Мартина, и заявляет, что был гораздо большим объектом привязанности Мартина, чем Фреда. В этот момент Бетти приходит в дом, возмущенная тем, что ее оставили в стороне, и обнаруживает, что мужчины находятся на грани драки.
Акт III
[ редактировать ]Поскольку группа продолжает гневно обвинять Чарльза в самоубийстве Мартина, Олуэн наконец заявляет, что смерть Мартина не была самоубийством. Скорее, она случайно выстрелила в Мартина, борясь с ним; в ярости, вызванной наркотиками, он набросился на нее с пистолетом и попытался изнасиловать. После этого она поехала в коттедж Чарльза за помощью, но ушла сразу после того, как поняла, что Бетти ночует там. Это приводит Роберта в уныние, поскольку он был влюблен в свой крайне идеализированный взгляд на Бетти. Продолжающийся роман Чарльза с Бетти стал причиной того, что он оказался без средств и украл деньги. После долгой ожесточенной дискуссии все гости, кроме Олуэн, уходят, полностью отчужденные друг от друга.
Фирма наверняка развалится. Роберт понимает, что его счастье было полностью построено на иллюзиях и что поэтому с его стороны было глупо настаивать на поиске полной правды о ситуации. Его иллюзии, а вместе с ними и его счастье, теперь разрушены без всякой надежды на восстановление. В отчаянии он уходит в свою комнату, и Фреда вдруг вспоминает, что он держит там револьвер. Когда она бросается за ним, свет гаснет, и мы слышим выстрел и крик.
Когда снова включается свет, мы оказываемся в начале первого акта. Начальная сцена повторяется в сокращенном варианте. Как и раньше, Олуэн узнает пачку сигарет, но на этот раз, прежде чем Фреда успевает возразить против этого узнавания, Гордон прерывает его, обнаружив по радио танцевальную музыку, которую он искал. Он призывает всех слушать, переводя разговор до того, как он перейдет к каким-либо подробностям смерти Мартина. Поскольку все секреты остаются нераскрытыми, для всех начинается счастливая вечеринка после ужина.
Персонажи
[ редактировать ]- Роберт Каплан
- Фреда Каплан
- Бетти Уайтхаус
- Гордон Уайтхаус
- Олуэн Пил
- Чарльз Тревор Стэнтон
- Мод Мокридж
Перевод
[ редактировать ]Он был адаптирован Мишелем Арно как «Вираж Опасный» во французской версии и сыгран в Театре Пигаль в Париже в феврале 1938 года в постановке Раймона Руло . Арно также сделал французскую адаптацию « Вызов инспектора» ( Un Inspecteur vous Dequiree ). [ 3 ]
Экранизация
[ редактировать ]В 1934 году «Опасный угол» адаптировала RKO Radio Pictures к фильму режиссера Фила Розена с Вирджинией Брюс , Конрадом Нагелем и Мелвином Дугласом в главных ролях . В голливудской версии , созданной вскоре после того, как началось строгое соблюдение Кодекса Хейса , были удалены некоторые из наиболее спорных элементов пьесы, в том числе гомосексуальные отношения между Гордоном и Мартином, употребление наркотиков Мартином и супружеская измена Бетти с Чарльзом. Фильм также начался со сцен, происходящих за год до званого обеда, изображающих обнаружение кражи и обнаружение тела Мартина после его смерти. В пьесе эти события не изображены, а лишь вспоминаются персонажами в диалогах.
Новеллизация
[ редактировать ]В 1933 году Лондонская библиотека Меллифонта выпустила новеллизацию пьесы Рут Холланд в мягкой обложке , на обложке которой было написано «При сотрудничестве Дж. Б. Пристли». В нем также содержалось предисловие драматурга, который чувствовал необходимость объяснить происхождение книги, поскольку (как он отмечает) романы по пьесам были (в то время) гораздо более редким явлением, чем пьесы по романам (хотя практика гласит: по крайней мере, в конце 1800-х годов даже новеллизации сценариев были нечастыми, хотя вскоре они приобрели популярность). Пристли Три года спустя Холланд снова вручил награду за новеллизацию «Лабернум-Гроув» , сославшись как на пьесу, так и на сценарий в качестве источников. В то время она была известна как минимум одним произведением популярной современной художественной литературы — «Потерянное поколение» , романом военного времени. Кроме того, от второго брака Пристли она была его невесткой.
Дальнейшие телепередачи
[ редактировать ]Спектакль был адаптирован для австралийского телевидения в 1965 году режиссёром Патриком Бартоном .
В 1972 году спектакль был адаптирован Мосфильмом для телевидения СССР под названием «Опасный поворот ». Режиссер Владимир Басов , в главных ролях: Юрий Яковлев в роли Роберта Каплана, Валентина Титова в роли Фреды Каплан, Владимир Басов в роли Чарльза Стэнтона. В 1983 году пьеса была показана в сериале «Пьеса месяца» на телевидении BBC под руководством Джеймса Ормерода с Дэниелом Дэй-Льюисом в актерском составе.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ежемесячник театрального искусства , Том 22, Выпуск 1.
- ^ Пристли, Дж. Б. (1932). Опасный угол . Лондон: Сэмюэл Френч
- ^ «Джон Бойнтон Пристли (1894–1984)» . data.bnf.fr, Национальная библиотека Франции . Проверено 7 октября 2021 г.