Убийца на дороге
Автор | Джеймс Эллрой |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Криминальный роман |
Издатель | Эйвон |
Дата публикации | Октябрь 1986 г. |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Распечатать ( в мягкой обложке ) |
Страницы | 280 стр. (первое издание, мягкая обложка) |
ISBN | 0-380-89934-5 (первое издание, мягкая обложка) |
ОКЛК | 20939952 |
Предшественник | Холм Самоубийц (1985) |
С последующим | Черный георгин (1987) |
«Убийца на дороге» — криминальный роман американского писателя Джеймса Элроя . Впервые опубликованная в 1986 году, это книга, не являющаяся серией, между трилогией Ллойда Хопкинса и « Квартетом Лос-Анджелеса» . Впервые он был выпущен компанией Avon как оригинал в мягкой обложке для массового рынка под названием Silent Terror и с тех пор был переиздан в США под оригинальным названием Эллроя Killer on the Road . [ 1 ] сначала как массовое издание в мягкой обложке в 1990 году, а затем как торговое издание в мягкой обложке в 1999 году.
«Убийца на дороге» возвращается к стилю повествования от первого лица, характерному для первых двух романов Элроя. Однако впервые в карьере Элроя история написана с точки зрения преступника. Основная предпосылка — серийный убийца , который использует большой фургон в качестве передвижной комнаты для убийств, в которой он убивает автостопщиков — очевидно, была вдохновлена случаем Лоуренса Биттэкера и Роя Норриса . Как показано в автобиографии Элроя « Мои темные места» , некоторые элементы молодой взрослой жизни главного героя (например, подглядывание и вторжение в дома женщин, чтобы украсть нижнее белье) были взяты непосредственно из собственных преступлений Элроя в подростковом возрасте.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Мартин Планкетт — гениальный ребенок, выросший в неблагополучной семье: его отец — хастлер, а мать — беспорядочная наркоманка . После развода родителей Мартин находит утешение в серии тревожных фантазий, в которых он заново собирает части тел своих одноклассников. Это привело к тому, что Мартин стал подглядывающим котом ; в возрасте от 7 до 11 лет он проводит свободное время, шпионя за соседями и наблюдая за сексуальными контактами. Учителя Мартина, заметив его замкнутый характер в классе, отправляют его к школьному психологу, который считает Мартина встревоженным, но, тем не менее, передает его в старшую школу после того, как Мартин эмоционально манипулирует им, доводя его до приступа ярости.
В старшей школе Мартин становится одержим серией комиксов и зацикливается на главном злодее, «Плащанице», воре драгоценностей, одержимом желанием стать невидимым. Он приходит к выводу, что его собственной целью должна стать «невидимость» в том смысле, что он может двигаться по жизни как можно невзрачнее. Он ворует у своей матери, чтобы купить несколько гардеробов, которые позволят ему сливаться с максимально разным количеством людей; когда она наказывает его, он заменяет ее миорелаксанты огромным количеством амфетаминов , в результате чего у нее случился психотический срыв , и она перерезала себе вены; Мартин пьет ее кровь, прежде чем сообщить о самоубийстве.
Мартина отдают под опеку офицера полиции Лос-Анджелеса , которым он начинает манипулировать, чтобы получить знания о том, как стать хорошим преступником. Он начинает совершать серию фетишистских краж со взломом , в ходе которых врывается в дома женщин, убивает их домашних животных и крадет у них, наблюдая, как они вступают в половой акт. После убийств Тейт-ЛаБьянка Мартин пытается встретиться с Чарльзом Мэнсоном , но ошибочно идентифицирует типичного хиппи как Мэнсона и врывается в квартиру, где он занимается сексом. Хиппи задерживает Мартина, и его приговаривают к году тюремного заключения.
Находясь под стражей, Мартин работает над совершенствованием своего тела, одновременно обучаясь у других преступников и изучая их методы. Выполняя работу по уборке в качестве доверенного лица , он встречает недавно заключенного в тюрьму Мэнсона; разъяренный тем, что бессвязного, едва связного Мэнсона выставляют образцом зла, Мартин решает стать убийцей, действительно достойным этой награды. После освобождения Мартин углубляется в свою фантастическую жизнь, а Плащаница в серии шизофренических видений убеждает его совершать еще более жестокие преступления.
Наконец, однажды ночью Мартин резко набрасывается и убивает пару, которая пригласила его в свою квартиру покурить марихуану . Он успешно скрывает свое преступление, создавая впечатление, что убийство было делом рук торговцев наркотиками; Теперь, полностью погрузившись в версию своей фантастической жизни, которая пересекается с реальностью, Мартин отправляется в путешествие по Соединенным Штатам, подбирая автостопщиков , жестоко убивая их, а затем продавая их вещи скупщикам , чтобы финансировать свой образ жизни. По мере того, как время идет и количество его жертв увеличивается, Мартин совершенствует свои методы, оборудуя Dodge фургон рядом потайных отсеков и бытовых удобств, чтобы он мог служить и его передвижным домом, и фабрикой убийств.
В Висконсине Мартина задерживает сержант полиции Росс Андерсон, который оказывается серийным убийцей, нападающим на студентов. У двух мужчин возникают романтические отношения, и Андерсон использует свое влияние, чтобы защитить Мартина. Поскольку убийства становятся все более частыми и жестокими, агенту ФБР Томасу Дюзенбергу поручено задержать убийц. В конце концов он захватывает Андерсона, который отказывается от Мартина в обмен на иммунитет от смертной казни . Увидев свою фотографию на плакатах о розыске, Мартин приходит к выводу, используя цепочку параноидальной логики, что семья Андерсона опознала его. Он идет в дом Андерсона и жестоко убивает всю его семью. После этого он переживает момент просветления, во время которого понимает, что они не сыграли никакой роли в его идентификации. Мартин идет в мотель, представляется менеджеру и в конечном итоге сдается Дюзенбергу.
Мартин признается в преступлениях только в штатах, где нет смертной казни, гарантируя посредством соглашения об иммунитете, что он никогда не будет казнен. Он приговорен к четырем пожизненным заключениям подряд без возможности условно-досрочного освобождения и помещен в одиночную камеру в Синг-Синге . Оставаясь в кататоническом состоянии в течение длительного периода времени, он наконец нарушает молчание, обращаясь к издателю и прося помощи в написании своих мемуаров (составляющих основную часть романа). Дузенберг, обеспокоенный немотивированными убийствами Мартина, ищет утешения в своей семье и обнаруживает, что у его жены роман. Когда он противостоит ей, она пытается объяснить это, прежде чем просить прощения, все время пытаясь снять с себя вину. Дузенберг продает свой дневник агенту Мартина для использования в книге Планкетта, прежде чем покончить жизнь самоубийством , оставив все свое состояние детям.
В «Синг-Синге» Мартин заканчивает свои мемуары. Полагая, что он достиг вершины человеческого существования и лишен возможности дальнейших убийств, он объявляет о своем намерении покончить с собой, доведя себя до состояния смерти мозга .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Тихий террор , он же убийца на дороге » . Мир Джеймса Элроя . nd Архивировано из оригинала 20 ноября 2006 г. Проверено 30 апреля 2007 г.