Марсель Юрка
Марсель Юрка (1921 – 19 октября 2001) был плодовитым конструктором самодельных самолетов во Франции . Он наиболее известен своими проектами Tempête и Sirocco.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Родившийся в Румынии Юрка был впечатлен истребителями PZL , которые часто пролетали над ним. Он научился летать на основном планере Grunau 9 , изучая инженерное дело. Вступив в Королевские ВВС Румынии в 1940 году, он летал на Henschel Hs 129 в 1943-1944 годах. [ 1 ] Он переехал во Францию в 1948 году. После работы волонтером-инструктором на самолете Stampe et Vertongen SV.4 он работал в промышленности, в том числе 15 лет в качестве коммерческого директора, и вышел на пенсию в 1983 году. В 1965 году он был натурализован французом.
Проектирование самолетов
[ редактировать ]Переехав во Францию, ему не хватало самолета, поэтому он создал свой собственный. Его первой попыткой создания самолета стал MJ-1, который он считал неудовлетворительным. Затем он построил Jodel D-112 с помощью Aéro-Club de Courbevoie в Сен-Сир-л'Эколь . [ 1 ] Он совершил полет в 1954 году. Затем, вдохновленный Piel CP-40 Donald , он спроектировал, построил и управлял MJ-2. Это имело большой успех, и он начал продавать планы жилищно-строительным компаниям.
В 1965 году завод в Нанси произвел MJ-5, и Юрка основал компанию Constructions Aéronautiques Lorraines Francois-Jurca & Cie, базирующуюся в Нанси, но, очевидно, это предприятие не увенчалось успехом. [ 2 ] Его проекты продавались напрямую только как планы жилищного строительства. Большинство самолетов спроектировано из дерева, но некоторые строители использовали другие методы, например, стальные трубы и ткань, особенно для фюзеляжей. Все свои разработки он считал истребителями (кроме MJ-54), а все - хвостодержателями (за исключением MJ-6, MJ-66 и MJ-54).
В середине 1960-х годов он считал, что американская маленькая копия самодельного самолета P-51 Mustang не очень реалистична, и заметил, что Sirocco был примерно в ⅔ размера Мустанга. Он приступил к разработке этого и других боевых птиц в масштабе 2/3 , но понял, что ему приходится идти на слишком много компромиссов, особенно в их общем внешнем виде, и переместил копии боевых птиц в масштабе 3/4. [ 3 ]
Затем его американский агент предложил ему разработать полноразмерные версии, особенно для американского рынка. Поначалу он сопротивлялся, но измерил настоящий Мессершмитт Bf 109 на авиасалоне во Фридрихсхафене и понял, что на нем могут быть установлены двигатели Lycoming мощностью 300 л.с. (224 кВт) или 400 л.с. (298 кВт) . Он продолжил измерения Supermarine Spitfire в Музее воздуха в Париже и разработал чертежи Spitfire в масштабе 1/1, затем Bf 109 и Focke-Wulf Fw 190 , а затем Мустанг, над которым он все еще работал. его смерть. [ 3 ]
Дизайны
[ редактировать ]- МДЖ-1
- Вдохновлен линиями Bf 109. [ 1 ] Построен в 1950 году с поездным двигателем мощностью 45 л.с. (34 кВт) по прозвищу «Юрмар», но Юрку он не удовлетворил – было «слишком много ошибок в конструкции», и он так и не поднялся в воздух. [ 2 ]

- MJ-2 Шторм
- Пилотажный одноместный с хвостовым моноплан колесом , вдохновленный Hawker Typhoon и включающий некоторые особенности и детали от Jodel. Первый полет июнь 1956 года. [ 2 ] Возможна установка второго сиденья для пассажира весом до 55 кг.
- MJ-3H Dart
- Фюзеляж MJ-2 с крыльями MJ-5 и убирающимся шасси . Построен только 1. Первый полет 1977 г. [ 4 ]
- MJ-4 Тень
- Одноместный вариант MJ-2 с убирающимся шасси и стреловидным килем . [ 2 ]

- MJ-5 Сирокко
- Пилотажный 2-местный тандемный моноплан с фиксированным или убирающимся шасси. Первый полет 3 августа 1962 года. [ 4 ]
- MJ-5 Сирокко Спортивное крыло
- Версия с более широким размахом крыльев специально для рынков Австралии и Новой Зеландии. [ 4 ]
- MJ-6 Криватс, он же «Лу Вентус»
- Тандемный двухмоторный проект с убирающимся трехопорным шасси, сравнимый с Wing Derringer - строительство началось в 1964 году, но так и не было завершено. [ 2 ] [ 5 ]
- MJ-7 Гнацум
- Масштаб ⅔ Мустанг. Прототип был построен компанией Falconar Avia в Эдмонтоне , Канада, мощностью 200 л.с. (149 кВт) с двигателем Ranger . Первый полет 31 июля 1969 года. [ 6 ]
- MJ-7S Соло
- MJ-7 без подфюзеляжного воздухозаборника, спроектирован как одноместный учебно-тренировочный. [ 7 ]
- MJ-8 Один-Девять-0ч
- Масштаб ¾ Focke-Wulf Fw 190 . Первый полет в США в 1975 году. [ 7 ]
- MJ-9 Один-но-девять
- Масштаб 3/4 Мессершмитта Bf 109. [ 7 ]
- MJ-10 Коса
- Supermarine Spitfire IX в масштабе ¾ с дополнительным вторым сиденьем. Первый полет 1982 год. [ 7 ]
- МДЖ-11
- в масштабе 1/1 Hawker Sea Fury . [ 5 ]
- MJ-12 Пи-40
- Неопределенно: масштаб ¾ Curtiss P-40. [ 7 ] или масштаб 1/1 П-40. [ 5 ]
- MJ-14 Фуртуна
- Одноместный гоночный автомобиль деревянной конструкции, спроектированный в 1971 году. Один из них стартовал в 1970-х годах, но так и не был завершен. Полуоткидывающееся сиденье. [ 5 ] [ 4 ]
- MJ-15 Дельта
- 2-местный проект с треугольным крылом , убирающейся трехопорной ходовой частью и толкающим винтом, для двигателей мощностью от 200 до 600 л.с. (от 149 до 447 кВт). Не построен. [ 5 ]
- MJ-16 Вент
- Одноместный проект на базе MJ-2 с коническим среднепланом и неубирающимся шасси – не построен. [ 5 ]
- MJ-20 Шторм
- Строительство этой усиленной версии с двигателем мощностью 180 л.с. (134 кВт) было начато в Дании, но так и не было завершено. [ 4 ]
- МДЖ-22
- Усиленная версия MJ-2 с двигателем мощностью 150 л.с. (112 кВт). [ 4 ]
- MJ-22 Би-Шторм
- Двухфюзеляжный проект Tempête, так и не построенный. [ 5 ]
- MJ-23 Гроза
- Гонщик/пилотажный проект. Не построен. [ 5 ]
- MJ-25 Бисе
- Проект одноместного биплана с крылом на базе MJ-5. Не построен. [ 5 ]
- MJ-50 Винди
- Металлическая версия MJ-5. [ 8 ] Не построен
- MJ-51 Сперокко
- Название происходит от Special Si rocco . Высокопроизводительный пилотажный 2-местный тандемный низкоплан с модифицированным фюзеляжем от MJ-5 и крыльями от MJ-7. [ 7 ] [ 5 ]
- MJ-52 Зефир
- Облегченная версия MJ-5 - шасси с фиксированным или убирающимся шасси, закрылки опционально, сиденья со слегка раздвинутыми сиденьями. [ 7 ] [ 5 ]
- MJ-53 Автон
- Пилотажная версия MJ-2 с боковым фиксированным или убирающимся шасси. С неохотой спроектирован Юркой, который предпочитал самолеты истребительного типа. Первый полет прототипа 20 декабря 1991 года. [ 5 ] [ 8 ]
- MJ-54 Сайлас
- 2-местный одномоторный грузовой транспортный самолет с высокорасположенным крылом.
- MJ55 Бисо
- Пилотажный 2-местный самолет: фюзеляж MJ-5 с крылом MJ-7 и неподвижным шасси. Построен только один – первый полет в 1997 году. [ 9 ] [ 5 ]
- MJ-56 Сирокко С
- Никакой информации. [ 9 ]
- МДЖ-58
- 1998 г. Четырехместная версия MJ-53 Autan. Никогда не завершен. [ 5 ]
- MJ-66 Криват
- Боковая версия MJ-6. Никогда не завершен. [ 5 ]
- MJ-70 Гнацум
- Мустанг в масштабе 1/1 разрабатывался после смерти Юрки. Никогда не завершен. [ 5 ]

- MJ-77 Гнацум
- Масштаб ¾ Мустанг 2-местный. Прототип построен в Калифорнии в 1969 году. [ 7 ]
- МДЖ-80
- Focke-Wulf Fw 190 в масштабе 1/1. Первый экземпляр совершил полет в Германии в 2006 году. [ 5 ]
- МДЖ-90
- Bf 109 в масштабе 1/1. [ 9 ] [ 10 ]
- MJ-100 Спитфайр
- Планы в масштабе 1:1 опубликованы в 1988 году. Прототип совершил первый полет в 1994 году. Деревянный или металлический трубчатый фюзеляж и деревянные крылья. Строился с двигателями мощностью до 1325 л.с. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Брайан, Хэл (июль 2017 г.). "Сирокко". ЕАА Спортивная авиация . 66 (7): 90.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Симпсон, RW (май 1969 г.). «Мини-ВВС Юрка». Дайджест Air-Britain . 21 (5): 140–141.
- ^ Перейти обратно: а б Купфер, Джайлз. «Марсель Юрка» . Джайлз Купфер . Проверено 17 октября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Тейлор, Джон В.Р. (1979). Джейн «Все самолеты мира», 1979–80 гг . Лондон: Издательство Джейн. стр. 476–478. ISBN 0 354 00589 8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д «Les Avions Marcel Jurca 1956–2016 (PDF на французском языке)» . Самолет Марселя Юрки . Проверено 17 октября 2019 г.
- ^ «Дополнение Jane's All the World's Aircraft - Jurca» . Flying Review International . 25 (8). Издательская группа Haymarket: 29 декабря 1969 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Тейлор, Джон В.Р. (1986). Джейн «Все самолеты мира», 1986–87 гг . Лондон: Издательство Джейн. стр. 577-580 . ISBN 0 7106-0835-7 .
- ^ Перейти обратно: а б «Коллекция Уолтера Ван Тилборга № 11907» . 1000 фотографий самолетов . Проверено 17 октября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Юрка, Марсель (2003). «Марсель-Юрка» . marcel-jurca.com . Архивировано из оригинала 2 декабря 2003 года . Проверено 23 июля 2020 г.
- ^ «Юрка» . Все самолеты мира . Проверено 17 октября 2019 г.
- ^ Дэвиссон, Бадд (март 2016 г.). «Лекарство одного человека от лихорадки V-12». ЕАА Спортивная авиация . 65 (3): 41–47.