Будь Иваром Ловаасом
О. Ивар Лёваас | |
---|---|
Рожденный | Оле Ивар Лёваас 8 мая 1927 г. |
Умер | 2 августа 2010 г. (83 года) Ланкастер, Калифорния , США |
Национальность | Норвежский американец |
Образование | Вашингтонский университет , доктор философии |
Род занятий | Клинический психолог, исследователь |
Работодатель(и) | Почетный профессор Калифорнийского университета, Лос-Анджелес |
Известный | Прикладной анализ поведения Дискретное пробное обучение Аутизм |
Супруг (а) | Нина Уоттен Берил Скоулз (м. 1955; в разводе) |
Веб-сайт | http://www.lovaas.com/ |
Оле Ивар Лёваас (8 мая 1927 г. - 2 августа 2010 г.) [1] [2] был норвежско-американским клиническим психологом и профессором Анджелесе Калифорнийского университета в Лос- . Он наиболее известен своими исследованиями того, что сейчас называется прикладным анализом поведения (ABA), для обучения детей с аутизмом посредством подсказок, моделирования и положительного подкрепления . Терапия также известна использованием аверсивов (наказания) для уменьшения нежелательного поведения.
Лёваас основал Институт Ловааса и стал соучредителем Американского общества аутизма . Его также считают пионером ABA благодаря разработке дискретного пробного обучения и раннему интенсивному поведенческому вмешательству для детей с аутизмом.
Его работа повлияла на лечение аутизма, и Лёваас при жизни получил широкое признание и несколько наград. [3]
Личная жизнь
[ редактировать ]Лёваас родился в Лиере, Норвегия , 8 мая 1927 года в семье Хильдур и Эрнста Альберта Лёваасов. [1] У него было двое братьев и сестер: старшая сестра по имени Нора и младший брат по имени Ханс Эрик. [4] Лёваас посещал начальную школу Хегг в Лиере с 1934 по 1941 год. Он посещал неполную среднюю школу в Драммен-Реальсколе до 1944 года, а затем перешел в среднюю школу Драммена, которую окончил в 1947 году. [4]
После Второй мировой войны Лёваас переехал в Соединенные Штаты . Там он женился на Берил Скоулз в 1955 году, и вместе у них родилось четверо детей. Позже Ловаас развелся со своей женой и снова женился на Нине Уоттен в 1986 году. [2] [5]
Карьера
[ редактировать ]После окончания средней школы Лёваас прослужил в ВВС Норвегии 18 месяцев. Он был вынужденным сельскохозяйственным рабочим во время нацистской оккупации Норвегии в 1940-х годах и часто говорил, что наблюдение за нацистами пробудило в нем интерес к человеческому поведению. [5]
Он учился в колледже Лютера в Декоре, штат Айова , который окончил в 1951 году, всего через год получив степень бакалавра социологии . Лёваас получил степень магистра наук в области клинической психологии в Вашингтонском университете в 1955 году и докторскую степень в области педагогической и клинической психологии в той же школе 3 года спустя. [4]
В начале своей карьеры Лёваас работал в фонде Пинеля, который занимался фрейдистским психоанализом . [4] После получения докторской степени он устроился на работу в Институт развития детей Вашингтонского университета, где впервые узнал об анализе поведения. Лёваас начал преподавать в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе в 1961 году на факультете психологии, где он проводил исследования детей с расстройствами аутистического спектра в школьном нейропсихиатрическом институте. [6] Он открыл в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе клинику раннего вмешательства под названием «Проект молодого аутизма Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе», которая обеспечивала интенсивное вмешательство в детских домах. В 1994 году он был удостоен звания почетного профессора. Ловаас также основал Институт раннего вмешательства Ловааса (LIFE), который проводит вмешательства на основе его исследований. [4] [7]
Лёваас преподавал ныне выдающимся бихевиористам, таким как Роберт Кегель , Лаура Шрайбман, Тристрам Смит, Дорин Гранпише , Джон МакИчин, Рон Лиф, Джеки Винн, а также тысячам студентов Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, которые прошли его курс «Модификация поведения» за 50 лет его преподавания. Он также стал соучредителем нынешнего Американского общества аутизма (ASA), опубликовал сотни исследовательских статей и несколько книг и получил множество похвал за свои исследования. Благодаря этому исследованию ряд школьных округов приняли его программы. Его работа повлияла на то, как лечат аутизм. [7] [8] [9] [10]
Исследовать
[ редактировать ]Вмешательство при аутизме
[ редактировать ]Ранние исследования
[ редактировать ]Лёваас основал клинику «Проект молодого аутизма» в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе в 1962 году, где он начал свои исследования, написал учебные пособия и записал записи о том, как он и его аспиранты реализуют безошибочное обучение – основанное на оперантном обусловливании и том, что тогда называлось модификацией поведения – для инструктировать аутичных детей. Позже он ввел термин « дискретное пробное обучение », чтобы описать процедуру, которая использовалась для обучения реакции слушателя, зрительному контакту, мелкой и крупной моторной имитации, рецептивной и выразительной речи, академическим и множеству других навыков. В безошибочном дискретном исследовании ребенок сидит за столом напротив терапевта, который дает инструкции (т. е. «сделай это», «посмотри на меня», «укажи на» и т. д.), за которыми следует подсказка, а затем реакция ребенка и подкрепление стимула. Подсказки позже прекращаются, как только ребенок демонстрирует умение. В это время Лёваас и его коллеги также использовали физические средства отвращения ( наказания ), такие как электрошок и пощечины, чтобы уменьшить агрессивное поведение и членовредительство, а также словесные выговоры, если ребенок отвечал неправильно или занимался чем-то неправильным. самостимулирующее поведение . [1] [9] [11]
исследование 1987 года
[ редактировать ]В 1987 году Лёваас опубликовал исследование. [12] которые продемонстрировали, что после сорока часов лечения в неделю у 9 из 19 детей-аутистов развилась типичная разговорная речь , повысился IQ в среднем на 30 пунктов, и их поместили в обычные классы. Последующее исследование 1993 года [13] обнаружили, что 8 человек сохранили свои достижения и были «неотличимы от своих типично развивающихся сверстников», набрав в нормальном диапазоне социального и эмоционального функционирования. Его исследования были ограничены, поскольку Лёваас не рандомизировал участников или группы лечения. Это привело к квазиэксперименту , в котором он смог контролировать распределение детей в лечебные группы. Его манипулирование исследованием таким образом могло быть ответственным за наблюдаемые эффекты. Истинную эффективность его метода невозможно определить, поскольку его исследования невозможно повторить по этическим причинам. [14] [15] [16] Исследование 1998 года впоследствии рекомендовало относиться к программам EIBI со скептицизмом. [16] В 1999 году Управление главного хирурга США написало: «Тридцать лет исследований продемонстрировали эффективность применяемых поведенческих методов в уменьшении неадекватного поведения и в улучшении общения, обучения и надлежащего социального поведения», и он также одобрил исследование 1987 года. [17]
Обзоры литературы
[ редактировать ]Согласно обзорному исследованию 2007 года, опубликованному в журнале Pediatrics , «Эффективность [EIBI] при [расстройстве аутистического спектра] была хорошо задокументирована в течение 5 десятилетий исследований с использованием методологии одного субъекта и в контролируемых исследованиях... в университетах и общественных учреждениях. ." Далее в нем говорилось: «Было показано, что дети, получившие раннюю интенсивную поведенческую терапию, значительно и устойчиво улучшают IQ, язык, успеваемость и адаптивное поведение, а также некоторые показатели социального поведения, и их результаты были значительно лучше, чем у детей, получивших раннее интенсивное поведенческое лечение. детей в контрольных группах». Тем не менее, в исследовании также рекомендуется позднее обобщать навыки ребенка с помощью более естественных процедур, основанных на ABA , таких как эпизодическое обучение и лечение основного ответа , чтобы поддерживать их прогресс. [18]
В другом обзоре 2008 года DTT описывался как «хорошо зарекомендовавшее себя» психосоциальное вмешательство для улучшения интеллектуальных способностей маленьких детей с расстройствами аутистического спектра…» [19] В 2011 году было обнаружено, что вмешательство эффективно для некоторых, но «литература ограничена методологическими проблемами» из-за небольших размеров выборки и очень небольшого количества исследований, в которых использовалось случайное распределение. [20] Кокрейновский обзор 2018 года впоследствии указал на низкое качество доказательств в поддержку этого метода. [6] Тем не менее, метаанализ в базе данных того же журнала показывает, что некоторые недавние исследования начинают предполагать, что из-за гетерологии РАС существует широкий спектр различных стилей обучения и что именно дети с более низкими восприимчивыми языковыми навыками приобретают разговорный язык после лечения Лёвааса. [21] В 2023 году многоцентровое рандомизированное контрольное исследование с участием 164 участников показало аналогичные результаты. [22]
Проект «Женственный мальчик» Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе
[ редактировать ]в 1974 году стал соавтором исследования Лёваас вместе с Джорджем Рекерсом , в котором они попытались изменить поведение детей мужского пола женского пола с помощью поощрений и наказаний с целью помешать им стать взрослыми транссексуалами . [23] [24] [25] [26] Объект первого из этих исследований, мальчик в возрасте 4 лет на момент начала эксперимента, умер в результате самоубийства, будучи взрослым, в 2003 году; его семья связывает самоубийство с таким обращением. Несмотря на то, что в последующем исследовании (в котором Лёваас не участвовал) было написано, что терапия успешно изменила его гомосексуализм , его сестра выразила обеспокоенность тем, что оно было чрезмерно предвзятым, поскольку «он был приучен говорить это», и она прочитала его дневник, в котором описывалось как он боялся раскрыть свою сексуальную ориентацию из-за того, что отец шлепал его в детстве в наказание за женское поведение, например, за игру в куклы. [23] [27] [28] [29]
В октябре 2020 года Журнал прикладного анализа поведения официально опубликовал выражение обеспокоенности по поводу исследования Рекерса и Лёвааса. [30] В редакционной статье, сопровождающей «Выражение обеспокоенности», журнал обсуждает ущерб, нанесенный исследованием. Он подчеркивает, что исследование нанесло личный вред участнику исследования и его семье, а также гей-сообществу из-за ненадлежащей пропаганды исследования как доказательства конверсионной терапии эффективности . В нем также утверждается, что области поведенческого анализа нанес ущерб ложное представление о том, что исследование и использование конверсионной терапии в настоящее время являются репрезентативными для этой области. [30]
Награды и похвалы
[ редактировать ]За свою жизнь Лёваас получил похвалы от нескольких организаций. В 2001 году он был удостоен награды Общества клинической детской и подростковой психологии за выдающуюся карьеру. [3] Он получил Премию Эдгара Долла от 33-го отдела Американской психологической ассоциации , Премию за заслуги в исследованиях от 55-го отделения Американской психологической ассоциации и Премию за эффективное представление анализа поведения в средствах массовой информации от Ассоциации анализа поведения. Международный . Лёваас также получил стипендию Гуггенхайма и премию Сената Калифорнии, которая является почетным доктором. Он был назначен членом 7-го отдела Американской психологической ассоциации и получил награду «Чемпион психического здоровья» журнала Psychology Today . [31]
Критика
[ редактировать ]Цель сделать аутичных людей неотличимыми от своих сверстников вызвала значительную негативную реакцию со стороны защитников аутизма. Джулия Баском из Сети самозащиты аутистов (ASAN) сказала: «Возражение ASAN по своей сути носит этический характер. Заявленная конечная цель ABA — это аутичный ребенок, который «неотличим от своих сверстников» — аутичный ребенок, который может сойти за нейротипичного . Мы не думаем, что это приемлемая цель. Конечная цель всех услуг, поддержки, вмешательств и терапии, которую получает ребенок с аутизмом, должна состоять в том, чтобы помочь ему вырасти счастливым, здоровым и живущим самостоятельным взрослым аутистом. решительная жизнь». [32] [ когда? ]
Лёвааса также критиковали за его взгляд на аутичных людей по отношению к другим людям, поскольку он сказал в своем заявлении во время интервью: «Работая с аутичным человеком, вы начинаете практически с нуля. У вас есть человек в физическом смысле». — у них есть волосы, нос, рот — но они не люди в психологическом смысле». [33] [34]
Аверсивы
[ редактировать ]Лёваасу приписывают популяризацию использования аверсивов для модификации поведения, как показано в Life в 1965 году. журнала фоторазвороте [35]
Позже он признал, что они были эффективны лишь временно, а наказания со временем стали менее эффективными. [36] В конце концов Лёваас отказался от этой тактики, сказав CBS в интервью 1994 года: «Эти люди настолько привыкли к боли, что могут адаптироваться практически к любому виду отвращения, которое вы им даете». [37]
См. также
[ редактировать ]Права человека
Бихевиоризм
Библиография
[ редактировать ]- Ребенок-аутист: развитие речи посредством модификации поведения , 1977 г.
- Обучение детей с отклонениями в развитии: книга «Я» , 1981 г.
- Обучение людей с задержкой в развитии: основные методы вмешательства , 2003 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Ларссон, Эрик В.; Райт, Скотт (2011). «О. Ивар Ловаас (1927–2010)» . Поведенческий аналитик . 34 (1): 111–114. дои : 10.1007/BF03392239 . ПМК 3089401 .
- ^ Перейти обратно: а б Фокс, Маргалит (август 2010 г.). «О. Ивар Ловаас, пионер в разработке методов лечения аутизма, умирает в возрасте 83 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Обладатели премии SCCAP: Дивизион 53 (по состоянию на 29 мая 2018 г.)
- ^ Перейти обратно: а б с д и Эйкесет, Озерк, Озерк, Веа. Оле Ивар Ловаас – Его жизнь, заслуги и наследие. , Международный журнал начального образования, декабрь 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Оле Ивар Ловаас умирает в 83 года; профессор психологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе стал пионером в лечении аутизма» . Лос-Анджелес Таймс . 6 августа 2010 г. Проверено 7 октября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Райчоу Б., Хьюм К., Бартон Э.Э., Бойд Б.А. (май 2018 г.). «Раннее интенсивное поведенческое вмешательство (EIBI) для маленьких детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)» . Кокрановская база данных систематических обзоров . 5 (10): CD009260. дои : 10.1002/14651858.CD009260.pub3 . ПМК 6494600 . ПМИД 29742275 .
- ^ Перейти обратно: а б Смит, Тристрам; Эйкесет, Свейн (март 2011 г.). «О. Ивар Ловаас: пионер прикладного анализа поведения и вмешательства для детей с аутизмом». Журнал аутизма и нарушений развития . 41 (3): 375–378. дои : 10.1007/s10803-010-1162-0 . ISSN 1573-3432 . ПМИД 21153872 . S2CID 207159059 .
- ^ Ларссон Е.В., Райт С. (2011). «О. Ивар Ловаас (1927–2010)» . Поведенческий аналитик . 34 (1): 111–114. дои : 10.1007/BF03392239 . ПМК 3089401 .
- ^ Перейти обратно: а б Смит, Т.; Эйкесет, С. (2011). «О. Ивар Ловаас: пионер прикладного анализа поведения и вмешательства для детей с аутизмом». J Аутизм Dev Disord . 41 (3): 375–378. дои : 10.1007/s10803-010-1162-0 . ПМИД 21153872 . S2CID 207159059 .
- ^ Лиф, Рональд; МакИчин, Джон; Таубман, Митчелл (2008). Смысл и бессмыслица в поведенческом лечении аутизма: это надо сказать . Нью-Йорк: ДРЛ. стр. 13–35. ISBN 978-0-975-58599-3 .
- ^ Боуман Р.А., Бейкер Дж.П. (март 2014 г.). «Крики, пощечины и любовь: странное рождение прикладного анализа поведения» . Педиатрия . 133 (3): 364–366. дои : 10.1542/пед.2013-2583 . ПМИД 24534411 . S2CID 28137037 .
- ^ Ловаас, О. Ивар (1987). «Поведенческое лечение и нормальное образовательное и интеллектуальное функционирование у маленьких детей с аутизмом» . Журнал консалтинговой и клинической психологии . 55 (1): 3–9. дои : 10.1037/0022-006x.55.1.3 . ISSN 1939-2117 . ПМИД 3571656 .
- ^ Ловаас, О. Ивар; Смит, Тристрам (1988), «Интенсивная поведенческая терапия для маленьких детей с аутизмом» , «Достижения в области клинической детской психологии» , Бостон, Массачусетс: Springer US, стр. 285–324, номер документа : 10.1007/978-1-4613-9829-5_8 , ISBN 978-1-4613-9831-8 , получено 18 ноября 2020 г.
- ^ Бойд, Р.Д. (июнь 1998 г.). «Секс как возможный источник группового неравенства у Ловааса (1987)». Журнал аутизма и нарушений развития . 28 (3): 211–215. дои : 10.1023/а:1026065321080 . ISSN 0162-3257 . ПМИД 9656132 . S2CID 40178588 .
- ^ Шоплер, Э.; Короткий, А.; Месибов, Г. (февраль 1989 г.). «Отношение поведенческого лечения к «нормальному функционированию»: комментарий Ловааса». Журнал консалтинговой и клинической психологии . 57 (1): 162–164. дои : 10.1037/0022-006x.57.1.162 . ISSN 0022-006X . ПМИД 2925968 .
- ^ Перейти обратно: а б Грешем, FM; Макмиллан, Д.Л. (февраль 1998 г.). «Проект раннего вмешательства: можно ли обосновать его утверждения и воспроизвести его последствия?». Журнал аутизма и нарушений развития . 28 (1): 5–13. дои : 10.1023/а:1026002717402 . ISSN 0162-3257 . ПМИД 9546297 . S2CID 7219819 .
- ^ Центр внутренней обороны и безопасности (1999). «Психическое здоровье: Доклад главного хирурга» . Национальный институт наук о гигиене окружающей среды, Управление служб по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психическим здоровьем, Департамент здравоохранения и социальных служб : 164 . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Майерс С.М., Джонсон С.П. (ноябрь 2007 г.). «Ведение детей с расстройствами аутистического спектра» . Педиатрия . 120 (5): 1162–1182. дои : 10.1542/пед.2007-2362 . ПМИД 17967921 .
- ^ Роджерс С.Дж., Висмара Л.А. (январь 2008 г.). «Комплексное лечение раннего аутизма, основанное на фактических данных» . Журнал клинической детской и подростковой психологии . 37 (1): 8–38. дои : 10.1080/15374410701817808 . ПМЦ 2943764 . ПМИД 18444052 .
- ^ Уоррен З., Макфитерс М.Л., Сате Н., Фосс-Фейг Дж.Х., Глассер А., Винстра-ВандерВил Дж. (май 2011 г.). «Систематический обзор раннего интенсивного вмешательства при расстройствах аутистического спектра» . Педиатрия . 127 (5): 1303–1311. дои : 10.1542/педс.2011-0426 . ПМИД 21464190 . S2CID 10553507 .
- ^ Бригнелл А., Ченауски К.В., Сонг Х., Чжу Дж., Суо С., Морган А.Т. (ноябрь 2018 г.). «Коммуникативные вмешательства при расстройствах аутистического спектра у минимально вербальных детей» . Кокрейновская база данных систематических обзоров . 2018 (11): CD01234PMC. дои : 10.1002/14651858.CD012324.pub2 . ПМК 6516977 . ПМИД 30395694 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Касари С., Шайр С., Ши В., Ланда Р., Левато Л., Смит Т. (июнь 2023 г.). «Результаты разговорной речи у дошкольников с ограниченным языком речи, страдающих аутизмом и глобальной задержкой развития: РКИ подходов к раннему вмешательству» . Исследования аутизма . 16 (6): 1236–1246. дои : 10.1002/аур.2932 . ПМЦ 10460274 . ПМИД 37070270 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Рекерс, Джордж А .; Ловаас, О. Ивар (1974). «Поведенческая терапия девиантного полоролевого поведения у ребенка мужского пола» . Журнал прикладного анализа поведения . 7 (2): 173–190. дои : 10.1901/jaba.1974.7-173 . ПМК 1311956 . ПМИД 4436165 . (В настоящее время в этом документе выражается обеспокоенность , см. дои : 10.1002/jaba.781 , PMID 33084123 , Часы втягивания )
- ^ Рекерс, Джордж А .; Ловаас, О. Ивар; Лоу, Бенсон (июнь 1974 г.). «Поведенческое лечение «транссексуального» мальчика-подростка». Журнал аномальной детской психологии . 2 (2): 99–116. дои : 10.1007/BF00919093 . ПМИД 4430820 . S2CID 23599014 .
- ^ Рекерс, Джордж А .; Бентлер, Питер М.; Розен, Александр К.; Ловаас, О. Ивар (весна 1977 г.). «Детские гендерные нарушения: клиническое обоснование вмешательства». Психотерапия: теория, исследования и практика . 14 (1): 2–11. дои : 10.1037/h0087487 .
- ^ Рекерс, Джордж А .; Розен, Александр К.; Ловаас, О. Ивар; Бентлер, Питер М. (февраль 1978 г.). «Полоролевые стереотипии и профессиональное вмешательство при гендерных нарушениях в детстве». Профессиональная психология . 9 (1): 127–136. дои : 10.1037/0735-7028.9.1.127 .
- ^ Бронштейн, Скотт; Джозеф, Джесси (7 июня 2011 г.). «Терапия, направленная на изменение «женственности» мальчика, создала проблемного мужчину, - говорит семья» . CNN . Проверено 9 июня 2011 г.
- ^ Салавиц, Майя (8 июня 2011 г.). «Эксперимент «неженского мальчика»: почему случаи, связанные с гендером, требуют смирения ученых» . Время . Проверено 9 июня 2011 г.
- ^ Уоррен Трокмортон (9 июня 2011 г.). «Эксперты и гомосексуализм: не пытайтесь повторить это дома» . ХаффПост . Проверено 9 июня 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Выражение беспокойства» . Журнал прикладного анализа поведения . 53 (4): 1837. Сентябрь 2020 г. doi : 10.1002/jaba.781 . ПМИД 33084123 .
- ^ IshYoBoy.com. «Доктор Оле Ивар Ловаас | Пионер прикладного анализа поведения (ABA)» . Центр Ловаас . Проверено 18 июня 2018 г.
- ^ «Прикладной поведенческий анализ (ABA)» . Коллектив терапевтов-нейроразнообразия . Архивировано из оригинала 29 ноября 2021 года . Проверено 20 августа 2020 г.
- ^ Шанс, Пол (январь 1974 г.). « После того, как вы ударили ребенка, вы не можете просто встать и оставить его; вы привязаны к этому ребенку»: разговор с Иваром Ловаасом о детях, наносящих себе увечья, и о том, как их родители усугубляют ситуацию». Психология сегодня . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Sussex Publishers. п. 76.
Видите ли, когда вы работаете с аутичным ребенком, вы начинаете практически с нуля. У вас есть человек в физическом смысле — у него есть волосы, нос и рот — но он не человек в психологическом смысле.
- ^ Флетчер-Уотсон, Сью; Хаппе, Франческа (2019). Аутизм: новое введение в психологическую теорию и текущие дебаты (2-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. п. 25. ISBN 978-1138106123 .
- ^ «Крики, пощечины и любовь: удивительное, шокирующее лечение помогает зашедшим психическим инвалидам» . Жизнь . 7 мая 1965 года . Проверено 24 октября 2020 г.
- ^ Гоннерман, Дженнифер. «Школа шока» . Мать Джонс . Проверено 16 августа 2020 г. .
- ^ «Глаза в глаза» . Телегид . Проверено 18 ноября 2020 г. .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Крики, пощечины и любовь: удивительное, шокирующее лечение помогает далеко зашедшим психическим инвалидам». Журнал Life , 1965. — Редакционная статья, пропагандирующая физическое насилие Ловааса над детьми, страдающими аутизмом, как новаторскую и высокоэффективную терапию.
- Берк, Филлис (1996). Гендерный шок: разрушая мифы о мужчине и женщине (1-е изд. Книги Anchor). Нью-Йорк: Anchor Books. ISBN 978-0-385-47717-8 . —Книга, в которой обсуждается работа Ловааса в Клинике гендерной идентичности Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
- Зильберман, Стив (2015). Нейротрибы: наследие аутизма и будущее нейроразнообразия . Пингвин. ISBN 978-1-58333-467-6 . —Книга об истории исследований аутизма, включая работы Ловааса.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1927 рождений
- 2010 смертей
- Люди из Лиера, Норвегия
- Норвежские эмигранты в США
- Выпускники Лютер-колледжа (Айова)
- Выпускники Вашингтонского университета
- Американские психологи XX века
- Исследователи аутизма
- Практикующие конверсионной терапии
- Усилия по изменению сексуальной ориентации
- Норвежские психологи
- Калифорнийский университет, факультет Лос-Анджелеса