Марко Картодикром
Марко Картодикром | |
---|---|
Рожденный | 1890 |
Умер | 18 марта 1932 г. (41–42 года) Бовен-Дигоэль , Папуа , Голландская Ост-Индия |
Другие имена | Подробнее Марко (псевдоним) |
Род занятий | Журналист, писатель |
Годы активности | 1911–1926 |
Марко Картодикромо (1890 — 18 марта 1932), также известный под псевдонимом Мас Марко , был индонезийским журналистом и писателем.
родился в низкоранговой Картодикромо (благородной) семье в Блоре , Голландская Ост-Индия . Первое место работы Картодикромо было на национальной железной дороге. Разочарованный проявленным там расизмом, в 1911 году он переехал в Бандунг и нашел работу журналистом у Медана Приджаджи . В следующем году он переехал в Суракарту и работал с двумя изданиями: Саро Томо и Доения Бергерак ; Вскоре он начал писать статьи с критикой голландского колониального правительства, что привело к его аресту. После работы корреспондентом в Нидерландах Картодикромо продолжил свою журналистскую деятельность и критику правительства; он также написал несколько художественных произведений. Будучи членом Коммунистической партии Индонезии , после восстания под руководством коммунистов в 1926 году Картодикромо был сослан в Бовен-Дигоэль лагерь для военнопленных в Папуа . Он умер в лагере от малярии в 1932 году.
Картодикромо, предпочитавший писать на малайском языке , экспериментировал с новыми формулировками в то время, когда государственное издательство «Балаи Пустака» пыталось стандартизировать язык. По словам литературного критика Бакри Сирегара , он был первым индонезийским писателем, открыто критиковавшим голландское колониальное правительство и традиционную форму феодализма, практиковавшуюся в стране. За эту громкую критику правительство Нидерландов назвало его «сумасшедшим». [ 1 ] человек, который мог спровоцировать волнения среди коренного населения.
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Картодикромо родился в Блоре , Центральная Ява , Голландская Ост-Индия , в 1890 году в низкоранговой прияи (дворянской) семье. В возрасте пятнадцати лет он устроился на работу в Nederlandsch-Indische Spoorweg, национальную железнодорожную компанию Индии, в Семаранге . В 1911 году он решил покинуть компанию, так как ему была противна ее расистская политика, в том числе использование расовой принадлежности в качестве основы для выплаты заработной платы. [ 2 ]
Картодикромо отправился в Бандунг , Западная Ява , где нашел работу в Medan Prijaji , газете, которой руководил Тирто Адхи Соерджо . Когда газету закрыли голландцы, [ 2 ] в 1912 году Картодикромо отправился в Суракарту . [ 3 ] Там он присоединился к «Сарекат Ислам» , организации мусульманских торговцев, и нашел работу в поддерживаемом «Сарекат Ислам» еженедельнике « Саро Томо» . [ 4 ] В 1914 году он возглавил журнал «Дения Бергерак» . Газета была рупором Группы коренных индонезийских журналистов ( Inlandse Journalisten Bond ), которую Картодикромо возглавлял. [ 5 ] и помог наладить сотрудничество с Тджипто Мангоэнкоэсоэмо и Дарнакоэсоэмо. [ 2 ] В том же году он опубликовал трехтомный труд «Мата Гелап» ( «Очи темные» ); это привело к длительной полемике между Доенией Бергерак и китайцам принадлежащей компанией Tjoen Tjioe в Сурабае из-за предполагаемого расизма. [ 6 ]
Находясь вместе с Денией Бергераком , Картодикромо написал нападку на голландского советника по делам коренных народов Р. А. Ринкеса; в своей редакционной статье он написал, что голландцы любили себя гораздо больше, чем туземцев, которых они порабощали. [ 7 ] 26 января 1915 года Картодикромо попал под расследование Управления юстиции Голландской Ост-Индии за публикацию еще нескольких антиголландских редакционных статей. [ 8 ] Журналист безуспешно пытался собрать деньги в знак протеста против этого перед нидерландским парламентом в Гааге . [ 6 ] Он был признан виновным в революционной деятельности и приговорен к девяти месяцам заключения в тюрьме Млатен; однако из-за общественного протеста он был освобожден через 100 дней. [ 2 ] Когда Дения Бергерак обанкротился, Картодипуро возглавил Саро Томо . [ 5 ]
Дальнейшая карьера, ссылка и смерть
[ редактировать ]Вскоре Картодикромо был выбран Гоэнаваном, главным редактором ежедневной газеты «Пантджаран Варта» , для поездки в Нидерланды в качестве корреспондента. За пять месяцев своего пребывания там [ 2 ] в конце 1916 и начале 1917 гг. [ 9 ] журналист опубликовал Boekoe Sebaran Jang Pertama ( «Первое издание книги» ). После своего возвращения в Индонезию он стал редактором Pantjaran Warta и обосновался в Батавии (ныне Джакарта ). Через месяц его снова посадили в тюрьму за писательство. [ 2 ]
21 февраля 1918 года Картодикромо был освобожден из тюрьмы. стал комиссаром Сарекат Ислама Он переехал в Семаранг и вместе с Семауном ; он также присоединился к газете Sinar Djawa (позже Sinar Hindia ). [ 2 ] На конференции в том же году Картодикромо заявил, что в Индонезии существует два вида прессы: «черная пресса» ( частный пункт ), которая боролась против империалистических голландцев; и «белая пресса» ( pers putih ), которая работала над подчинением индонезийского народа. [ 10 ]
В 1918 году он опубликовал «Студент Хиджо» ( «Студенческий зеленый» ), в котором рассказывалось о молодом индонезийском студенте, который влюбился во время учебы в Нидерландах, несмотря на то, что у него уже была невеста в Индонезии. [ 10 ] Произведение, первоначально опубликованное в виде сериала, было романизировано в 1919 году. [ 2 ] Также в 1918 году он опубликовал сборник стихов «Саир-саир Ремпах» ( «Стихи о специях »). [ 9 ]
Картодикромо опубликовал еще один роман, «Матахария» , в 1919 году. Он был основан на жизни голландской шпионки Маты Хари . [ 11 ] 15 декабря 1919 года Картодикромо покинул Sinar Hindia и занял должность главы Soero Tamtomo , издаваемого Союзом работников лесного хозяйства Воно Тамтомо. Он был заключен в тюрьму на шесть месяцев за одно из своих сочинений, Sjairnja Sentot ( «Поэма Сентота» ), на бумаге. В 1921 году Картодикромо переехал в Салатигу и начал сотрудничать с тамошней прессой. Его приговорили к двум годам лишения свободы в Батавской тюрьме за еще одно его сочинение. [ 2 ]
В 1924 году «Картодикромо» опубликовал «Раса Мердика» ( «Чувство независимости» ), в котором рассказывалось о молодом человеке, который идет против своего отца -прияи , инструмента голландского колониального правительства, и пытается обрести личную независимость. [ 10 ] еще один роман, «Цермин Буах Кероялан» ( «Зеркало плода королевской власти» ), и пьеса «Кромо Бергерак» ( «Кромо движется »). Вскоре после этого были опубликованы [ 11 ]
Картодикромо был сослан в Бовен-Дигоэль , Папуа , в 1926 году за свои труды и участие в восстании 1926 года, возглавляемом Коммунистической партией Индонезии . [ 11 ] Он умер там от малярии [ 2 ] 18 марта 1932 года. [ 11 ]
Темы и стили
[ редактировать ]Действие большинства художественных произведений Картодикромо происходило в Бандунге или Сурабае. Он был ранним индонезийским примером движения соцреализма . [ 11 ] Как и большинство писателей-националистов того времени, Картодикромо предпочитал писать на малайском языке (предшественнике современного индонезийского языка ), а не на своем родном яванском языке ; [ 3 ] однако он написал несколько произведений на яванском языке. [ 10 ] Пока государственное издательство «Балаи Пустака» пыталось стандартизировать малайский язык, «Картодикромо» экспериментировал с языком, используя слова, фразы и сцены, которые никогда раньше не использовались. [ 12 ]
Социалистический литературный критик Бакри Сирегар пишет, что Картодикромо опирался на свой опыт во время посещения Нидерландов в написании «Студен Хиджо» . Он также пишет, что, в отличие от писателей, публикуемых Балаем Пустакой, Картодикромо был категорически против «превосходства белых». [ а ] которое голландцы впечатлили коренным индонезийцам; это было достигнуто за счет демонстрации «порочности буржуазной морали и голландских колонистов». [ б ] [ 13 ]
Прием
[ редактировать ]Из-за его громкой критики голландцев правительство Ост-Индии несколько раз запрещало книги Картодикромо. [ 13 ] В ответ на его критику в Doenia Bergerak они описали его как «сумасшедшего» человека, который может спровоцировать волнения среди коренного населения. [ 1 ] Сам Картодикромо любил травить колониальное правительство, как сообщается, приглашая своих читателей работать вместе и критиковать голландцев за их «бесхозяйственность и каприз». [ 14 ]
Сирегар описал Картодикромо как первого индонезийского писателя, открыто критиковавшего голландское колониальное правительство и традиционную форму феодализма , практикуемую в стране; [ 15 ] он также отмечает, что писатель был первым индонезийцем, сознательно изобразившим классовую борьбу в своих произведениях. [ 16 ] Поскольку Сирегар считал, что индонезийская литература родилась из националистического понимания, он считал Марко одним из первых по-настоящему индонезийских писателей. [ 17 ]
Хендрик Майер, преподаватель Лейденского университета , пишет, что Картодикромо «в первую очередь вдохновлялся мечтами и идеалами». [ 3 ] отметив, что писатель намеревался создать сообщество политически сознательных индонезийцев, которые будут работать против колониального правительства в духе солидарности и равенства. Картодикромо описал свое идеальное политическое государство как имеющее « сама рата сама раса » («те же стандарты, те же чувства»). [ 3 ]
Работает
[ редактировать ]- Мата Гелап ( «Очи тёмные» ; 1914; роман в трёх томах)
- Саир-саир Ремпах ( Стихи о специях ; 1918; антология стихов)
- Студент Хиджо ( Студент Грин ; 1918; роман)
- Раса Мердика ( Чувство независимости ; 1924; роман)
- Зеркало плода королевской власти ( Mirror of the Fruit of Royalty ; 1924; роман)
- Кромо движется ( Kromo is Moving ; 1924; спектакль)
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Сноски
- ^ Jump up to: а б Майер 1996 , с. 190.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Юлиати 2008, Марко Картодикромо, журналист .
- ^ Jump up to: а б с д Майер 1996 , с. 186.
- ^ Майер 1996 , стр. 187.
- ^ Jump up to: а б В 1981 году , с. 1.
- ^ Jump up to: а б В 1981 году , с. 3.
- ^ Майер 1996 , с. 189.
- ^ В 1981 г. , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Энесте 2001 , с. 143.
- ^ Jump up to: а б с д Сирегар 1964 , стр. 25–26.
- ^ Jump up to: а б с д и Правительство города Джакарты, Мас Марко Картодикромо .
- ^ Майер 1996 , стр. 192.
- ^ Jump up to: а б Сирегар 1964 , с. 26.
- ^ Майер 1996 , стр. 188.
- ^ Сирегар 1964 , с. 10.
- ^ Сирегар 1964 , с. 12.
- ^ Сирегар 1964 , с. 11.
- Библиография
- Энесте, Памусук (2001). Умная книга индонезийской литературы [ Справочник по индонезийской литературе ] (на индонезийском языке) (3-е изд.). Джакарта: Компас. ISBN 9789799251787 .
- И.Н., Соэбагиджо (1981). Джагат Вартаван Индонезия [ Вселенная индонезийских журналистов ] (на индонезийском языке). Джакарта: гора Агунг. OCLC 7654542 .
- Майер, Хендрик MJ (июнь 1996 г.). «Уф! Europeesche beschaving! Студент-хиджо Марко Картодикромо» [Уф! Европейская цивилизация! Студенческий хиджо Марко Картодикромо] (PDF) . Исследования Юго-Восточной Азии . 34 (1). Киото: 184–210. Архивировано из оригинала (PDF) 11 марта 2014 года . Проверено 13 апреля 2012 г.
- «Мас Марко Картодикромо» . Энциклопедия Джакарты (на индонезийском языке). Джакарта: Правительство города Джакарты. Архивировано из оригинала 28 июня 2014 года . Проверено 13 апреля 2012 г.
- Сирегар, Бакри (1964). История индонезийской литературы [ История индонезийской литературы ] (на индонезийском языке). Том. 1. Джакарта: Академия литературы и языка «Мультатули». OCLC 63841626 .
- Юлиати, Деви (10 февраля 2008 г.). «Марко Картодикромо, Забытый журналист» [Марко Картодикромо, Забытый журналист]. Суара Мердека (на индонезийском языке). Семаранг. Архивировано из оригинала 24 декабря 2011 года . Проверено 13 апреля 2012 г.
- 1890 рождений
- 1932 смерти
- Индонезийские революционеры
- Яванский народ
- Люди из Блоры Ридженси
- Смертность от малярии
- Индонезийские писатели
- Индонезийцы, умершие в тюрьме
- Индонезийские коммунисты
- Заключенные, умершие в заключении в Нидерландах
- Индонезийские изгнанники
- Индонезийские журналисты ХХ века
- Узники концлагеря Верхний Дигоэль
- Исламское общество политиков