Jump to content

Акалькулия

Акалькулия
Специальность Психиатрия , Неврология

Акалькулия — это приобретенное нарушение , при котором люди испытывают трудности с выполнением простых математических задач, таких как сложение, вычитание, умножение и даже просто определение того, какое из двух чисел больше. Акалькулия отличается от дискалькулии тем, что акалькулия приобретается в позднем возрасте из-за неврологического повреждения, такого как инсульт , тогда как дискалькулия представляет собой специфическое нарушение развития, впервые наблюдаемое во время приобретения математических знаний. Название происходит от греческого a-, что означает «не», и латинского Calculare , что означает «считать».

Признаки и симптомы

[ редактировать ]

Нарушения вычислений включают неспособность выполнять простые математические операции, такие как сложение, вычитание, деление и умножение. [1]

Поскольку расчет предполагает интеграцию нескольких когнитивных навыков, подразумевается, что человек с акалькулией (или трудностями с расчетом) испытывает недостаток в любой из следующих четырех сфер:

  1. понимание того, что каждое число представляет собой значение и немедленную регистрацию этого значения,
  2. распознавание значения числа по отношению к другим числам,
  3. зная расположение числа в ряду чисел, и
  4. ассоциация числового символа с его именем, произнесенная устно.

Младшим школьникам математические понятия представляются в накопительном порядке. Продвижение требует понимания фундаментальных концепций, прежде чем переходить к более сложным и запутанным концепциям. Существует естественная разница в скорости, с которой младшие школьники схватывают математические понятия, и те, кому крайне трудно сохранить основы математических понятий (например, глобальное количественное определение или восприятие числа ), считаются страдающими дискалькулией развития. [1]

Вариации

[ редактировать ]

Акалькулия связана с поражением теменной доли (особенно угловой извилины ) и лобной доли и может быть ранним признаком деменции . Акалькулия иногда наблюдается как «чистый» дефицит, но обычно наблюдается как один из совокупности симптомов, включая аграфию , агнозию пальцев и спутанность правого и левого пальцев , после повреждения левой угловой извилины, известного как синдром Герстмана . [2] [3]

Исследования пациентов с поражением теменной доли показали, что поражения угловой извилины имеют тенденцию приводить к большим нарушениям в запоминании математических фактов, таких как таблицы умножения , при относительно неизмененных способностях к вычитанию. И наоборот, пациенты с поражениями в области внутритеменной борозды, как правило, имеют больший дефицит вычитания при сохраненных способностях к умножению. [4] Эти двойные диссоциации подтверждают идею о том, что разные области теменной коры участвуют в разных аспектах числовой обработки.

Известно, что повреждение левой угловой извилины вызывает вычислительные трудности, подобные тем, которые связаны с первичной акалькулией и арифметией. Однако повреждение различных, но не обязательно идентифицированных областей мозга может вызвать вычислительные трудности, поскольку для выполнения математических вычислений необходимы различные когнитивные функции. [1]

Диагностика

[ редактировать ]

Поскольку акалькулия является симптомом более известного синдрома Герстмана , может быть сложно однозначно диагностировать акалькулию. Вместо этого это может быть названо одним из его симптомов и в конечном итоге привести к диагнозу синдрома Герстмана. «При условии, что общие психические нарушения и значительные афазические расстройства могут быть исключены как первичные факторы, наличие таких нарушений, как аграфия, акалькулия и спутанность сознания право-лево, должно предупредить врача о возможности очагового поражения задней теменной доли». [5] Структурная и функциональная нейровизуализация может иметь дополнительную ценность для определения наличия основных неврологических нарушений. [5]

Скрининг

[ редактировать ]

Обычные процедуры скрининга акалькулии включают в себя просьбу пациента ответить на вопросы о порядке, проведение тестов на память, чтобы исключить возможность психического расстройства, конфронтационное называние (название частей объектов), тесты на чтение, тесты на письмо, тесты на расчет, называние пальцев, часы. рисование и тестирование ориентации влево/вправо. Тесты на письмо, правописание, называние пальцев и ориентацию влево/вправо — все это тесты для подтверждения наличия синдрома Герстмана. Акалькулия — один из четырех определяющих компонентов синдрома Герстмана; остальные три компонента — это аграфия, агнозия пальцев и спутанность сознания справа и слева. [6] Обычно акалькулия возникает из-за синдрома Герстмана или связана с другими заболеваниями. Необходимо отметить, что «трудно отделить расстройства вычислений от сбоев в других областях». Вот почему тестирование функций, помимо вычислительных способностей, имеет решающее значение для скрининга акалькулии, чтобы можно было исключить другие расстройства. Более обширное тестирование включает в себя «методы картирования мозга, такие как позиционно-эмиссионная томография (ПЭТ), функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) и потенциалы, связанные с событиями (ERP), которые помогли пролить свет на некоторые функциональные анатомические взаимосвязи для обработки чисел». [7]

Базовое обследование числовых способностей у пациентов с повреждением головного мозга должно включать как вербальные, так и невербальные аспекты обработки чисел. Предлагаются следующие тесты:

  • Диапазон цифр вперед и назад.
  • Прямой и обратный счет.
  • Символическое перекодирование (чтение вслух и диктовка простых и многозначных чисел).
  • Однозначная арифметика. Чтобы уменьшить влияние дефицита входных и выходных данных на работоспособность пациента, проблемы могут одновременно быть представлены в письменной форме и прочитаны исследователем вслух. Знакомые задачи на умножение и простые вычитания следует проверять в первую очередь, поскольку они отражают механические и количественные процессы соответственно.
  • Многозначные письменные вычисления.
  • Конкретные арифметические задачи, требующие некоторого планирования.
  • Оценка количества наборов точек, представленная либо на короткое время для проверки способностей к оценке, либо на неограниченную продолжительность, чтобы обеспечить последовательный подсчет. [8]

Синдром Герстмана и подобные комбинации симптомов являются исходами, а не заболеваниями. Таким образом, лечение направлено на устранение основного неврологического нарушения. Когнитивная реабилитация может быть полезна при симптомах, мешающих повседневной деятельности, таких как аграфия и акалькулия. [5]

Существует несколько способов проведения реабилитации акалькулии. Цветкова предлагает использовать метод «восстановления числа». Он начинается с включения определенных «визуальных элементов» (например, завершения восьмерки, начиная с цифры 3), поиска определенных элементов внутри числа (например, поиска цифры 1 в цифре 4) и, наконец, выполнения словесного анализа. сходств и различий, которые можно наблюдать между числами». [9] Одновременно с использованием этой техники числовой реконструкции следует развивать упражнения на пространственную ориентацию, понимание соотношения справа налево, зрительный анализ геометрических объектов и форм. [1]

В более простой форме используемый метод представлял собой механическую практику: извлечение простых арифметических фактов с помощью тренировки. [10] или через концептуальное обучение, [10] [11] или создание стратегий решения конкретных проблем. [12]

Сольберг и Матер заявили, что «лечение должно включать упражнения, позволяющие осуществлять пространственный анализ и тренировку зрительно-моторных способностей». Реабилитационные задания выполняются по программе, постепенно увеличивающей сложность, начиная с простых движений, предназначенных для достижения или указания предметов, с последующим копированием фигур в двух измерениях и заканчивая построением трехмерных фигур. [13]

В тематическом исследовании Росселли и Ардила описывают реабилитацию 58-летней женщины с пространственной алексией, аграфией и акалькулией, связанными с сосудистым повреждением правого полушария. [14] Больной мог адекватно производить устные вычисления, но был совершенно неспособен выполнять письменные арифметические действия с числами, состоящими из двух и более цифр. В специальном тесте по письменным арифметическим действиям (сложение, вычитание, умножение и деление) была получена начальная оценка 0/20. Было замечено, что она путала арифметические процедуры и неправильно ориентировала столбцы в математических задачах.Реализованные методы реабилитации включали в себя следующее:

  1. «Используя короткие абзацы с красной вертикальной линией, расположенной на левом поле, и строками, пронумерованными слева и справа, пациентка указательным пальцем должна была найти цифры, соответствующие каждой строке. Подсказки (вертикальная линия) и цифры) постепенно устранялись.
  2. В тексте объемом не более 12 строк больной должен был дополнить пропущенные буквы (т.е. выполнить последовательное и упорядоченное пространственное исследование).
  3. Упражнения по отмене букв повторялись постоянно, и были включены подсказки, облегчающие их выполнение. Время и точность были зафиксированы.
  4. В упражнениях по спонтанному письму с использованием разлинованной бумаги с толстой цветной линией на левом поле пациенту приходилось искать вертикальную линию при завершении каждой строки. Позже строка была удалена, но пациентке приходилось произносить слова (сначала вслух, а затем про себя) и исследовать крайнее левое положение, прежде чем начать читать следующую строку.
  5. Для облегчения повторного изучения чисел под диктовку для размещения чисел в пространстве использовались квадраты, а также постоянно практиковались понятия иерархии (единицы, десятки, сотни и т. д.).
  6. Для обучения арифметическим действиям ее учили письменному сложению, вычитанию, умножению и делению, при этом цифры разделялись в столбцах толстыми цветными линиями, а верхние столбцы были пронумерованы (справа налево). Пациентке приходилось вербализовать арифметические процедуры и указательным пальцем правой руки искать левое поле, прежде чем она сможет перейти к следующему столбцу. Позже пациентка сама записывала операции, которые ей продиктовали. Описанные ранее методы доказали свою эффективность через 8 месяцев после начала лечения. У пациента наблюдалось значительное улучшение, но полного выздоровления не было». [1]

Люди с акалькулией обычно живут нормальной жизнью, если только у них нет других нарушений или травматических повреждений, которые мешают нормальной жизни. Подробности тематического исследования, опубликованного в 2003 году, описывают состояние 55-летней женщины, страдающей акалькулией. «Помимо проблем с письмом и счетом, ухудшились как правописание, так и чтение. Время от времени случались провалы в памяти. Несмотря на эти недостатки, повседневная жизнедеятельность оставалась неизменной». [7] В другом тематическом исследовании, опубликованном в 1990 году, описывалось состояние и лечение бывшей женщины-бухгалтера, которая «перенесла небольшую ограниченную левую теменную субдуральную гематому в автокатастрофе». Она могла нормально говорить, читать и писать, но не могла выполнить простое сложение после числа десять. В тематическом исследовании сообщается, что пациентка также продемонстрировала «тяжелую агнозию пальцев, и на самом деле агнозия пальцев, по-видимому, напрямую связана с ее неспособностью выполнять расчеты». Пациентке удалось в некоторой степени справиться со своей акалькулией, посетив терапевта, который работал с ней специально над задачами по распознаванию пальцев, особенно над вычислениями по пальцам. Эта терапия подняла ее математические способности до уровня средней школы после того, как она прошла курс лечения в течение нескольких месяцев. [15]

Эпидемиология

[ редактировать ]

«Синдром Герстмана и подобные комбинации заднетеменных симптомов (например, акалькулия) обычно являются результатом очагового цереброваскулярного заболевания в задней ветви левой средней мозговой артерии или инфаркта более широкой зоны, обычно с вовлечением угловой извилины или подлежащего белого вещества (зона Бродмана 39). В редких случаях черепно-мозговая травма разрастающегося новообразования в этой же области может вызывать все или элементы (акалькулия — один из четырех элементов) симптомов этого синдрома». [6]

Термин акалькулия был придуман Саломоном Эберхардом Хеншеном в 1925 году; это относится к снижению когнитивных способностей к вычислениям в результате повреждения мозга. Ранее, в 1908 году, исследователи Макс Левандовски и Стадельманн опубликовали первое сообщение о человеке с нарушениями вычислений из-за повреждения головного мозга. У человека были проблемы с выполнением вычислений на бумаге и в уме. Кроме того, ему было трудно распознавать арифметические символы. Отчет стал ключевым, поскольку в нем расстройства счета были выделены отдельно от языковых расстройств, поскольку раньше они были связаны. [1]

Исследование Хеншена соответствовало выводам Левандовски и Стадельмана. На основе своих исследований он также смог предположить, что определенные области мозга играют особую роль в понимании и выполнении вычислений. К этим областям относятся третья лобная извилина (произношение цифр), угловая извилина и межтеменная щель (чтение цифр), а также снова угловая извилина для письма чисел.

Вскоре после достижений Хеншена Бергер в 1926 году различил первичную и вторичную акалькулию. Первичная акалькулия — это «чистое» состояние, при котором человек не может ни постигать математические понятия, ни выполнять математические операции. Вторичная акалькулия — это потеря вычислительных способностей, возникающая из-за других когнитивных проблем, таких как память. Был поставлен вопрос, может ли первичная акалькулия существовать независимо от других когнитивных нарушений.

В 1936 году Линдквист предположил, что поражения разных областей мозга могут вызывать разные дефекты вычислений и, следовательно, существует несколько разновидностей акалькулии.

В 1940 году Герстманн заявил, что акалькулия связана с некоторыми аспектами синдрома Герстмана, которые включают спутанность сознания право-лево, аграфию и цифровую агнозию.

В 1983 году Боллер и Графман пришли к выводу, что трудности с расчетами могут также возникнуть из-за различных недостатков, таких как невозможность присвоить значение названию числа.

По акалькулии было проведено мало исследований, несмотря на то, что расчет считается важным когнитивным навыком верхнего уровня. Однако навыки счета оцениваются на нейропсихологических экзаменах, таких как мини-обследование психического состояния (MMSE). Не существует норм акалькулии, с которыми можно было бы сравнить человека, чтобы оценить уровень его/ее когнитивных нарушений в отношении способностей к расчету. [1]

См. также

[ редактировать ]
  • «Акалькулия». Медицинский словарь Стедмана, 27-е изд. (2000). ISBN   0-683-40007-X
  • Делош Дж., Серон Х., Ферран И. Переобучение механизмам перекодирования чисел: процедурный подход. В: Серон X и Делош Дж., редакторы. Когнитивный подход в нейропсихологической реабилитации. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, 1989.
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Ардила, Альфредо; Росселли, Моника (1 декабря 2002 г.). «Акалькулия и дискалькулия» . Обзор нейропсихологии . 12 (4): 179–231. дои : 10.1023/А:1021343508573 . ISSN   1573-6660 .
  2. ^ Герстманн, Дж. (1940). Синдром пальцевой агнозии, дезориентации на право и лево, аграфия, акалькулия. Архив неврологии и психологии 44, 398–408.
  3. ^ Майер, Э. и др. (1999). Чистый случай синдрома Герстмана с подугловым поражением. Мозг 122, 1107–1120
  4. ^ Деэн, С., и Коэн, Л. (1997). Церебральные пути вычислений: двойная диссоциация между механическим вербальным и количественным знанием арифметики. Кортекс , 33(2), 219-250
  5. ^ Jump up to: а б с Расстройства, Национальная организация редких заболеваний. Нордский справочник по редким заболеваниям. Липпинкотт Уильямс и Уилкинс, 2003. Печать.
  6. ^ Jump up to: а б Руководство NORD по редким заболеваниям. Филадельфия: Липпинкотт Уильямс и Уилкинс, 2003. Печать.
  7. ^ Jump up to: а б Д'Эспозито, Марк. Неврологические основы когнитивной нейронауки. Кембридж, Массачусетс: Массачусетский технологический институт, 2003. Печать.
  8. ^ Коэн, Лоран, Анна Дж. Уилсон, Вероник Изар и Станислас Деэн. «Акалькулия».Unicog.org. Веб. 24 апр. 2012. [1]
  9. ^ Цветкова, Л. С. (1996). Акалькулия: нейропсихологический подход к анализу изменения и реабилитации конкрементов. В: Остроски Ф., Ардила А. и Дочи Р. (ред.), Нейропсихологическая реабилитация, Планета, Мексика, стр. 114–131.
  10. ^ Jump up to: а б Гирелли Л., Делазер М., Семенца С., Денес Г. Представление арифметических фактов: данные двух реабилитационных исследований. Кортекс 1996; 32:49-66.
  11. ^ Домас Ф., Барта Л., Делазер М. Реабилитация арифметических способностей: различные стратегии вмешательства для умножения. Мозг и язык 2003; 87: 165-166.
  12. ^ Фасотти Л., Бремер JJCB, Элинг PATM. Влияние улучшенного кодирования тестов на решение арифметических словесных задач после повреждения лобной доли. Нейропсихологическая реабилитация 1992а; 2:3-20.
  13. ^ Сольберг, М.М., и Матер, Калифорния (1989). Введение в когнитивную реабилитацию: теория и практика, Guilford Press, Нью-Йорк.
  14. ^ «Реабилитация была основана на реабилитации одностороннего пространственного пренебрежения и связанных с ним пространственных трудностей». (Росселли и Ардила, 1996).
  15. ^ Джозеф, Рон. Нейропсихология, нейропсихиатрия и поведенческая неврология. Нью-Йорк: Пленум, 1990. Печать.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f3e23fad3f9813b39163f351d1cc86a6__1687678020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/a6/f3e23fad3f9813b39163f351d1cc86a6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Acalculia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)