Жак Фукье
Жак Фукье , Жак Фукьер или Жак Фокье (ок. 1590/91 – 1655) [ 1 ] был фламандским художником-пейзажистом. После обучения в Антверпене он работал в различных местах, где часто получал назначения художником при дворе, в том числе у французских королей. [ 2 ] Он заслужил при жизни большой успех и очень высокую репутацию, его даже называли «фламандским Тицианом ». [ 3 ] Его картин сохранилось очень мало. Его работы имели влияние в свое время и широко распространялись благодаря репродукциям различных современных граверов. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Мало что известно достоверно о жизни Жака Фукье. [ 4 ] Традиционно считалось, что он родился в Антверпене примерно в 1580 году. [ 5 ] Вольфгангу Стехову удалось показать в 1930 году, что дату его рождения следует относить около 1590 года. К такому выводу он пришел на основании автографической надписи Фукье на рисунке, датированном 1604 годом, хранящемся в Художественной коллекции Геттингенского университета (инв. № Н 465). В правом нижнем углу рисунка имеется надпись IF jaques foucquier me feciet aetatis suae 13 iaer 1604 5 ianvarer («ЕСЛИ Жак Фукье сделал меня в возрасте 13 лет в 1604 году 5 января. Документальных подтверждений его место рождения Немецкий историк искусства эпохи барокко XVII века Иоахим фон Зандрарт. заявил, что Фукье был отпрыском хорошей семьи из западной Фландрии. Подпись на раннем рисунке Яна Брейгеля Старшего указывает на то, что он использовал французское имя в раннем возрасте, что, возможно, предполагает, что его предки были франкоязычной общиной. [ 4 ]
В 1614 году он был зарегистрирован как мастер-художник под именем Жак Фук в реестрах Антверпенской гильдии Святого Луки . В записи не упоминается, кто был его хозяином. [ 6 ] Некоторые искусствоведы предлагали пройти стажировку сначала у Йооса де Момпера , выдающегося художника-пейзажиста, а затем у Яна Брейгеля Старшего, плодовитого художника и постоянного сотрудника Рубенса. [ 7 ] Хотя документальных подтверждений такого ученичества нет, оно подтверждается стилистическими соображениями. [ 4 ] Хотя некоторые биографы полагают, что он покинул Антверпен вскоре после 1614 года, другие утверждают, что он все еще упоминается в Антверпене даже в 1616 году. [ 2 ] Возможно, он был зарегистрирован в Брюссельской гильдии Святого Луки в 1616 году как ученик Арну ван Лакена. [ 7 ] и в том же году стал гражданином города Брюсселя. [ 2 ]
В период между 1616 и 1619 годами работал в Гейдельберге при дворе ценителя искусства Фридриха V, курфюрста Палатина . Он отвечал за декоративную программу нового «Englischer Bau» (английского здания) Гейдельбергского замка, который был построен специально для английской невесты курфюрста Элизабет Стюарт . [ 4 ] он также написал « Вид на Палатинский дворец и Гейдельбергский замок» В это время (до 1620 года ( Курпфальцский музей , Гейдельберг). [ 8 ] С 1619 по 1621 год он вернулся в Брюссель, где Филипп де Шампень был одним из его учеников. Возможно, около 1620 года он отправился в Италию, где какое-то время жил в Риме. [ 2 ]
Не позднее 1621 года он обосновался в Париже, где стал придворным художником короля Людовика XIII . В 1626 году монарх возвел его в звание пэра. [ 1 ] Этот знак отличия, по словам Дезалье д'Аржанвиля, сделал его настолько тщеславным, что впоследствии он всегда рисовал, держа шпагу на боку. [ 7 ] 15 июля 1626 года король поручил ему составить планы, картины и виды пейзажей для Большой галереи дворца Лувр. [ 4 ] Чтобы выполнить это поручение, Фукье отправился в Тулон в 1626 году, Экс-ан-Прованс в 1627 году, Тулон и Марсель в 1629 году, Тулон и Экс-ан-Прованс в 1632 году и Тулон в 1633 году. [ 2 ] [ 3 ] Похоже, он был медленным (или даже ленивым) художником, поскольку только в 1632 году жители Тулона смогли отправить королю первую из двух его больших картин. Легенда гласит, что этот заказ стал причиной публичного раскола между Фукье и Николя Пуссеном летом 1641 года. Он был спровоцирован требовательным отношением Фукье к Пуссену в отношении оформления Большой галереи Парижа. Луврский дворец. Фукье настаивал на том, чтобы его пейзажи были главными украшениями. В письме к Полю Фреару де Шантелу Пуссен высмеивал «барона Фукье» и, как говорят, отомстил за свой побег из Парижа, связанный со спором в аллегории, в которой Фукье был представлен ослом, на котором Жак Лемерсье сидел . возведена на трон как королева глупости. [ 3 ]
Фукье жил в 1644 году вместе с фламандскими художниками Филиппом Флюгельсом, Питером ван Молем , Виллемом Калфом , Никазиусом Бернартсом и Петером ван Буклем в Париже. [ 2 ] Он умер в конце 1655 года в комнате, подаренной ему художником Сильвеном в Фосбурге Сен-Жак в Париже. Опись его имения была составлена 4 января 1656 г. по указанию кредиторов. Его скудное имущество свидетельствует о том, что в конце жизни для него настали тяжелые времена. [ 1 ]
Среди его учеников были Филипп де Шампень , Матье ван Платтенберг и Этьен Рендю. [ 2 ]
Работа
[ редактировать ]Фукье был профессиональным художником и рисовальщиком-пейзажистом. Хотя его картин сейчас мало, рисунки за всю его карьеру сохранились в различных коллекциях. [ 9 ] Городские виды, которые он создал для короля Франции, утеряны, как и серия величественных пейзажей, которые он создал для Тюильри . В отличие от многих своих современников, он обычно сам брал на себя роспись стаффажа в своих пейзажах. Это не помешало сотрудничеству с Рубенсом над « Пейзажем с сатиром, преследующим нимфу», ранее находившимся в коллекции эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского, в котором Рубенс изобразил сатира и нимфу, а Фукье — пейзаж. [ 4 ]
Его ранние работы показали характеристики северного стиля, преобладавшего в конце 16 - начале 17 веков, представленного работами Йооса де Момпера и Яна Брейгеля Старшего, который все еще зависел от мировой пейзажной традиции, зародившейся в начале 16 века. Эта традиция отдавала предпочтение потрясающим видам со скалистыми скалами вдалеке и сине-зеленоватой палитре. Влияние этой традиции заметно в его самой ранней известной картине « Зимний пейзаж 1617 года», которая сейчас находится в музее Фицуильяма . Эта работа также показывает влияние голландских художников, таких как Адриан ван де Венн и Хендрик Аверкамп . [ 4 ] Пейзаж с охотниками (подписан и датирован 31 июля 1620 года, Музей искусств Нанта ) относится к тому же периоду и демонстрирует влияние де Момпера. Взволнованные фигуры в пейзаже написаны самим Фукье и типичны для его творчества. [ 3 ]
В своем «Лесном пейзаже» 1622 года ( Музей Вальрафа-Рихарца ) [ 10 ] он порвал с этой традицией, отказавшись от широких панорамных пейзажей в пользу узкого акцента на изображении темного дерева и группы деревьев. В этом развитии он пошел по стопам Гиллиса ван Конинкслоо, жившего за поколение до него. Он не следует ван Конинкслоо в направлении более натуралистического изображения листьев, но сохраняет сокращенную, схематическую обработку листвы, чтобы сконцентрироваться скорее на новых композиционных идеях: однородном пространстве на переднем и среднем плане, а не на стратификации листьев. передний план, средний план и отдаленные части, а также романтические скалы школы де Момпера, лишь случайная перспектива вдаль, большая способность вовлечь зрителя в изображение и, прежде всего, гармонизация цвета с большим акцентом на свет и направление света: цветовая гамма, особенно на заднем плане, указывает на более поздние события 17 века, например, в работах Гаспара Дюге и Жака д'Артуа. . [ 4 ] Был поднят вопрос о том, связано ли изменение стиля с сотрудничеством Фукье с Рубенсом. [ 3 ] Никаких четко задокументированных работ, созданных после смены стиля, не известно. Однако существует множество подтвержденных рисунков, которые указывают на то, что в то время Фукье находился под сильным влиянием классицистической тенденции Карраччи и Поля Бриля , которая затем внедрялась во Францию через работы Пуссена, Клода Лоррена и Гаспара Дюге . [ 3 ]
Многие работы Фукье были гравированы современными художниками, в том числе Александром Воэтом Младшим , Матье ван Платтенбергом, Яном Баптистом де Ваэлем , Жаном Мореном , Габриэлем Перелем , Жан-Жаком де Буасье , Николя Кошеном и Игнатием ван дер Сток . [ 11 ] Эти гравюры отражают крупномасштабные работы Фукье, созданные после его переезда во Францию, большинство оригиналов которых были уничтожены или не найдены. Они показывают, что на протяжении всего своего французского периода Фукье оставался верным стилю, который он принял, начиная с 1622 года. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Лоуренс Кеншон-Адам, Некоторые новые аспекты творчества Жака Фукьера (Антверпен?, около 1589 г. - Париж, январь 1656 г.) в: Йост вандер Аувера, Андре Турне, Жак Павио, Liber amicorum Рафаэль де Смедт: Artium historia , Peeters Publishers, 2001 (на французском языке)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Жак Фукье из Нидерландского института истории искусств
- ^ Jump up to: а б с д и ж г В. Стехоу, «Рисунки и гравюры Жака Фукье» , Gazette des Beaux-Arts 6 (1948), стр. 419–465.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Вольфганг Стехов, Жак Фукье , в: Искусство Нидерландов. Ежемесячный журнал старого и нового изобразительного искусства 1 (1930–31), стр. 296-303 (на немецком языке)
- ^ Фукьер, Жак в: Словарь художников Бенезит.
- ^ Ф. Ромбаутс и Т. ван Лериус, Лиггерен и другие исторические архивы Антверпена синт-Лукасгильде, том 1, Антверпен, 1864, стр. 505 (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б с Адольф Сире, Жак Фукьер в: Национальная биография Бельгии, Том 20, стр. 913-918 (на французском языке)
- ^ Маартен Левендиг, Жак Фукье: Hortus Palatinus и Гейдельбергский замок (ок. 1619 г.); Курпфальцский музей, Гейдельберг , Rijksmuseumamsterdam.blogspot
- ^ Джеймс А. Велу, Кабинет коллекционера: фламандские картины из частных коллекций Новой Англии , Художественный музей Вустера, 1983, стр. 46-49.
- ^ Фукье, Жак, Waldlandschaft , Кельн, Музей Вальрафа-Рихарца и Фонд Корбуд, инв.-№. 1884 г.
- ^ Жак Фукье в Рейксмузеуме Амстердама
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Жаком Фукье, на Викискладе?