Теория оси тангажа
Теория оси высоты тона относится к способу мышления о аккордов последовательностях и модах , который широко использовался и популяризировался (хотя и не был изобретен) гитаристом Джо Сатриани . [ 1 ]
При сочинении с использованием этой концепции ось высоты звука представляет собой просто выбранную ноту (определенную высоту звука), которая считается тоникой для последовательности аккордов , все из которых должны иметь эту высоту звука в качестве основной ноты . Однако остальные ноты в каждом аккорде могут быть взяты из совершенно разных тональностей . Выбирается лад ) , (или любая другая гамма которая соответствует каждому аккорду, а также имеет «ось высоты звука» в качестве основной ноты. Эта последовательность гамм затем используется для создания мелодии или импровизации соло . [ 2 ] [ 3 ]
Термин «теория оси тональности» подвергался критике как вводящий в заблуждение, поскольку вышеупомянутые методы не представляют собой отдельную теорию музыки , а просто относятся к применению гамм — в соответствии со стандартной теорией музыки — вместо общей техники в точке педали. аккорда прогрессия. Тем не менее, этот подход также получил высокую оценку как полезный композиционный инструмент и перспектива, которая поощряет эксперименты с частыми сменами тональностей и движениями между параллельными масштабами. [ 4 ]
Примеры
[ редактировать ]Простой пример
[ редактировать ]В качестве простого примера: [ 5 ] рассмотрим следующую последовательность аккордов, которая не является диатонической (аккорды взяты из нескольких разных тональностей), но все они имеют A. корень
| Amaj7(♯11) | A7 | F/A | A7 |
Чтобы создать мелодию или импровизировать на основе этой прогрессии, мы могли бы использовать следующую последовательность ладов, которые представляют собой разные гаммы, но, опять же, все они имеют A. основу
| A Lydian | A Mixolydian | A Aeolian | A Mixolydian |
В терминологии Сатриани это композиция с «осью тональности» A.
Джо Сатриани: «Не с этой земли»
[ редактировать ]Эта прогрессия имеет ось тангажа E.

Сатриани выбирает [ нужна ссылка ] E Lydian, E Eolian, E Lydian и E Mixolydian в качестве ладов, используемых для каждого аккорда.
Первый аккорд EΔ13 содержит 1-ю, 2-ю, 6-ю и 7-ю ступени гаммы ми мажор. Обычным выбором здесь мог бы быть ионический лад (мажорная гамма), но Сатриани предпочитает лидийский лад с его ♯4, что является вполне приемлемым выбором, поскольку в самом аккорде не указаны ♮4 или ♯4.
Второй аккорд — Em7b6 без пятой ступени, что делает возможным выбор лада E Eolian (EF♯-GABCDE). Однако в контексте перехода/модуляции от E Lydian другим вариантом было бы сохранить ноту #4/b5 Bb, подразумевая гораздо более подходящую гамму «Эолийский b5» или «Локрский nat2» (также известный как Баяти Шури / Карцигар), который является 6-й лад мелодической минорной гаммы.
Третий аккорд — это EMAj7add6 без пятой ступени, где аналогично, с учетом контекста, можно использовать лад E Lydian.
Четвертый аккорд — это E7sus4 без 3-й и 5-й ступени, где можно использовать миксолидийский лад E. Или, опять же, Lydian Dominant, если кто-то хочет сохранить ноту #4/b5.
В конечном итоге на протяжении всей прогрессии можно использовать несколько различных масштабов/режимов.
и решение о том, что лучше подойдет или какой тип гармонии применить, будет зависеть от личного вкуса/интерпретации исполнителя или композитора.
Театр мечты: «Ложь»
[ редактировать ]
Переход к гитарному соло в Dream Theater » группы « Lie построен на теории Pitch Axis Theory. [ нужна ссылка ] Бас и гитара играют тонику (B), а клавишник подразумевает аккорды в последовательности: B5, Bm7, Bm6, G/B, A/B.
Если игнорировать корень, для каждого из этих четырех аккордов будут использоваться следующие гаммы: B эолийский (натуральный минор), B дорийский, C ♯ миксолидийский и E эолийский соответственно. Однако с точки зрения теории оси тангажа мы считаем, что все гаммы имеют корень B - поэтому мы бы сказали, что прогрессия - это B эолийская, B дорийская, B лидийская и B фригийская.
Джо Сатриани: «Сатч Буги»
[ редактировать ]Более сложный пример — мостик « Сэтч Буги », который все еще полностью остается на «оси тангажа А. » [ 6 ]

Художники, использующие теорию оси тангажа
[ редактировать ]Эти артисты используют теорию оси высоты тона и смену режимов в своей музыке.
- Джо Сатриани [ 5 ]
- Театр мечты [ нужна ссылка ]
- Марти Фридман [ нужна ссылка ]
- Гатри Гован [ 7 ]
- Планета X [ нужна ссылка ]
- Ингви Мальмстин [ нужна ссылка ]
- Грег Хоу [ нужна ссылка ]
- Мешугга
- Стив Люкатер
- Ник Джонстон
Связанные музыкальные теории
[ редактировать ]- Модальный джаз
- Джорджа Рассела Лидийская хроматическая концепция тональной организации (1953) [ 8 ]
- Полимодальный хроматизм
- Точка педали
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сатриани, Джо. Странная красивая музыка: Музыкальные мемуары .
- ^ Пол Дель Неро и Митч Зейдман (2006). Игра на изменениях: Гитара: линейный подход к импровизации , стр.2. ISBN 0-634-02223-7
- ^ Ротфельд, Артур и Сатриани, Джо (2013). Джо Сатриани - Legendary Licks , ноты "Always With Me". Хэл Леонард. ISBN 9781480368101 .
- ^ «Теория оси тангажа» . ГитарСтудияТВ.
- ^ Перейти обратно: а б Фишер, Питер (2000). Секреты рок-гитары , стр.68-69. ISBN 3-927190-62-4 .
- ^ Сатриани, Джо (1988). Серфинг с Чужим , стр.6. ISBN 0-89524-414-4 .
- ^ Гован, Гатри (22 мая 2019 г.). «Нажатие триолей по 16-й ноте с Гатри Гованом» . Гитарный мир . Проверено 25 июля 2019 г.
- ^ «Лидийская хроматическая концепция тональной организации» , Лидийская хроматическая концепция тональной организации Джорджа Рассела .