Мейндерт Хоббема
Мейндерт Люббертсзон Хоббема (род. 31 октября 1638 – 7 декабря 1709) был голландским художником-пейзажистом Золотого века , специализирующимся на видах лесной местности, хотя его самая известная картина «Авеню в Мидделхарнисе» (1689, Национальная галерея, Лондон ) изображает другой тип сцены.
Хоббема был учеником Якоба ван Рейсдала , выдающегося художника-пейзажиста голландского золотого века , и в зрелый период создавал картины, развивающие один из аспектов более разнообразного творчества своего мастера, специализируясь на «солнечных лесных сценах, открытых дорогами и блестящими прудами». , довольно плоские пейзажи с разбросанными группами деревьев и водяными мельницами », в том числе более 30 последних на картинах. [1]
Большинство его зрелых работ относятся к 1660-м годам; после того как он женился и устроился на работу акцизным работником, в 1668 году он писал меньше, а после 1689 года, по-видимому, совсем не писал. Он не был очень известен ни при жизни, ни в течение почти столетия после его смерти, но становился все более популярным с последних десятилетий 18-го века до 20-го века.
Жизнь
[ редактировать ]Хоббема родился и умер в Амстердаме . Сын плотника по имени Любберт Мейндерц, он довольно рано взял фамилию своей бабушки Хоббема, хотя и неизвестно почему. Он провел некоторое время в приюте с 1653 года, но примерно через два года он ушел и вскоре стал единственным зарегистрированным учеником ведущего амстердамского пейзажиста Якоба ван Рейсдала , чье влияние должно было доминировать в его творчестве. Ян ван Кессель, возможно, также был учеником Рейсдала; он был близок к Хоббеме, который был крестным отцом его ребенка в 1675 году. [2]
Подписанные фотографии Хоббемы датируются 1658–1689 годами. [3] В течение значительного периода времени было выгодно выдавать Хоббемаса за Рейсдала, и имя Хоббемы, вероятно, было удалено из некоторых его работ. Хоббема, кажется, нарисовал фигуры на ряде картин Рейсдала; они были признаны слабостью мастера. Возможно, в 1661 году они вместе прошли небольшой путь через границу с Германией через Велюве , Девентер и Оотмарсум . [4]
Хоббема женился в возрасте 30 лет на Элтье Винке из Горкума , служанке бургомистра Ламберта Рейнста , на тот момент важной политической фигуры в «республиканской» голландской Государственной партии как зятя братьев Де Графф (но вскоре потеряет должность и влияние в Рампьяаре 1672 года). Она была на четыре года старше его. Свадьба состоялась в Ауде Керк (Старой церкви) в Амстердаме 2 ноября 1668 года. Свидетелями бракосочетания были брат невесты Корнелиус Винк и Якоб ван Рейсдал. [5]
У пары было пятеро детей (Эдуарт 1669, Эдуарт 1670, Питернелла 1671, Питернелла 1673 и Неельтье 1676). В 1704 году Элтье умер и был похоронен в отделении для бедняков Лейденского кладбища в Амстердаме . Сам Хоббема дожил до декабря 1709 года и был похоронен 14 числа того же месяца в отделении для бедняков на кладбище Вестеркерк в Амстердаме. [6]
Также в 1668 году, предположительно благодаря связям с бывшим работодателем своей жены, он занял хорошо оплачиваемую должность «винозамера» в амстердамском октрое , занимаясь начислением и сбором местных налогов на вино, и занимал эту должность до своей смерти. Понятно, что его живопись после этого сильно сократилась, но не закончилась совсем, как раньше думали. Качество его работ становится неравномерным, хотя есть очень успешные поздние работы, в том числе «Авеню в Миддельхарнисе », датированная 1689 годом, и одна из его последних картин. [7] После 1672 года голландский арт-рынок «фактически рухнул» до конца столетия, и другие художники его примерного поколения производили гораздо меньше, в том числе Йоханнес Вермеер , Питер де Хох и Николаес Берхем . [8]
Семья Хоббема жила в Розенграхте в районе Йордан , как и Рембрандт в его более поздние и бедные дни, а также Адам Пинакер , Якоб ван Лоо , Корнелис Хольстейн и другие художники. Рембрандт, Франс Хальс , Якоб Рейсдал и Хоббема умерли в относительной бедности после того, как отпали от моды, а в случае Хоббемы — после того, как голландский рынок искусства в значительной степени рухнул.
Хоббема и Рейсдал вместе представляют собой окончательное развитие голландского ландшафтного искусства Золотого века; к концу карьеры Хоббемы спрос резко упал.
Работа
[ редактировать ]Несмотря на его обучение у Якоба ван Рейсдала, самые ранние картины Хоббемы, датированные концом 1650-х годов, в основном представляют собой речные сцены, больше похожие на стиль Корнелиса Врума и Саломона ван Рейсдала . Примерно с 1662 года влияние Якоба ван Рейсдала становится намного сильнее, и Хоббема сосредоточился на своей специализации — лесных пейзажах, очень часто с прудами, дорогами и одним или двумя зданиями. Даже в голландской живописи того времени, где специализация на определенном типе предметов стала нормой, его концентрация на таком конкретном предмете была довольно необычной. [9]
В оставшуюся часть 1660-х годов, особенно до 1668 года, было создано большинство его лучших произведений, размер и сложность которых увеличивались по мере совершенствования его стиля. Его пейзажи более солнечные, чем аналогичные сцены Якоба ван Рейсдала, с главными деревьями, которые обычно видны на фоне неба. Его мастерство в различных эффектах света и цвета на протяжении всей работы является исключительным. Он часто использует двойные точки схода, чтобы добавить интереса к композиции. [10] Некоторые из его сочинений, написанных еще в 1664 году, являются почти копиями Якоба ван Рейсдала, и он часто повторяет свои собственные сочинения с вариациями; [11] четыре из пяти работ в Коллекции Уоллеса имеют другие версии. [12] Для некоторых из них он использовал помощников, [13] хотя о них и их роли мало что известно.
Его тропы или дороги обычно вьются по диагонали через его композицию через густые деревья и растительность, деревья раскидистые и различаются по размеру. Водяные мельницы и другие здания обычно видны на близком расстоянии, и обычно на каждой фотографии появляются только одна или две. Его композиции тщательно продуманы и, по-видимому, воображаемы, обычно избегая всякой симметрии. [14]
«Авеню в Мидделхарнисе» , очень поздняя работа, представляет собой удивительный отход от большинства этих несколько «усталых условностей его более ранних работ» и очень точное изображение конкретного места. [15] В отличие от его обычных сцен грубого леса, в этой сцене прямые линии, срубленные деревья, глубокие дренажные канавы по обе стороны дороги и упорядоченные молодые деревья на сюжете справа подчеркивают рукотворный характер этого места. пейзаж. [16] На переднем плане слева остался участок грубого леса, контрастирующий с рядами саженцев справа. Человек, ухаживающий за ними, необычен для голландских пейзажей 17-го века, где редко можно увидеть кого-то, работающего на земле. [17]
Харлемский шлюз в Амстердаме в Национальной галерее - его единственный общепринятый городской пейзаж, на переднем плане которого до сих пор изображены в основном деревья и вода. Слева виден угол улицы, на которой в 1668 году жил Хоббема. [18] В некоторых случаях он делегировал человеческие фигуры на своих картинах Адриану ван де Вельде и, возможно, другим, что было обычной практикой того периода. [19] В других он делал фигурки, но, вероятно, передавал птиц и животных по субподряду. [20]
Он часто рисовал на дубовых панелях, по крайней мере, до конца 1660-х годов; из девяти картин Национальной галереи пять написаны на дубе, но не две датированы 1689 годом. [21] Никакие его рисунки не сохранились, и лишь немногие из них атрибутированы. Несмотря на это, считается, что его композиции в основном собирались и писались в мастерской из ряда элементов, предположительно зафиксированных в рисунках. [22]
Репутация
[ редактировать ]Хоббема не упоминается Арнольдом Хубракеном , [23] Вазари Золотого века Голландии, да и вообще любой литературный источник при его жизни, [24] и его работы редко появляются в ранних аукционных каталогах, а приносят мало денег. Англичане и в некоторой степени французы в XVIII веке более ценили его работы, чем голландцы, и большое количество его работ покинуло Голландию. Его стиль стал влиятельным и уважаемым в период романтизма , и его ценность начала расти, особенно в Англии. Его любили Джон Констебль , Джон Кром и художники Норвичской школы , на всех из которых он оказал влияние. [25]
К 1820-м годам цены могли превышать 1000 фунтов стерлингов, а к 1900 году — более 10 000 фунтов стерлингов. Рекордная цена в 33 000 фунтов стерлингов (эквивалент) была достигнута в 1933 году при продаже в Америку работы из коллекции Яна Сикса . [26] Самые высокие цены за последнее время включают картину, находящуюся сейчас в Маурицхейсе , в Гааге проданную в декабре 1995 года за 3,74 миллиона фунтов стерлингов (см. выше), а также картину большего размера, находящуюся сейчас в Музее Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе, проданную в июле 2001 года за фунты стерлингов. 6,5 миллиона, оба на Sotheby's . [27]
Современная критическая репутация Хоббемы неоднозначна: некоторые критики выражают определенную степень скуки по поводу его лесных сцен, в то время как другие относятся к нему более признательно. Авеню в Мидделхарнисе по-прежнему пользуется почти всеобщей популярностью, будучи помещена в отдельную категорию: «по словам Кристофера Ллойда, «это как если бы художник создал только одну картину» . [28] Ситуации не помогает удивительное отсутствие о нем искусствоведческих исследований; не было монографии с 1938 года, и она получила яростную рецензию со стороны Нила Макларена, голландского специалиста Национальной галереи. [29] Кеннет Кларк думал, что «такой искусный художник, как Хоббема, становится утомительным, потому что тщательно описанные деревья в его лесных сценах не подчинены общему принципу света». [30]
Другой
[ редактировать ]- В 1891 году деревня в Альберте (Канада) была названа Хоббема в честь художника. 1 января 2014 года название было изменено на Масквацис (что означает Медвежьи холмы) по просьбе коренных жителей кри, проживающих в этом районе. [31] [32]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Слайв, цитирование 206; Лафман
- ^ Лафман; Сливы, 205-296
- ^ Лафман; Сливы, 205
- ^ «Якоб ван Рейсдал в RKD (Нидерландский институт истории искусств)» . Нидерландский институт истории искусств . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 1 января 2016 г.
- ^ Лафман (не все подробности)
- ^ Лафман (без подробностей захоронения)
- ^ Сливы, 206; Макларен, 178 лет
- ^ Ллойд, 15–16
- ^ Лафман; Сливы, 206
- ^ Лафман; Сливы, 206
- ^ Лафман; Макларен, 175, 180–182
- ^ Ингамеллс, 151-158.
- ^ Ллойд, 77 лет.
- ^ Ллойд, 77–78.
- ^ Ленгмюр, 205
- ^ Лафман; Лёрцинг, 42–49.
- ^ Лафман
- ^ Макларен, 183–186; Лафман; Страница Национальной галереи ; ранее «Вид на Харлемский шлюз и башню упаковщиков сельди», Амстердам и т. д.
- ^ Лафман; Ллойд, 160 лет
- ^ Макларен, 180; Лафман
- ^ Макларен, 175–184; В коллекции Уоллеса есть три картины на дубе и две на холсте — Ingamells, 151–158.
- ^ Лафман; Гетти, 65 лет; Ллойд, 78 лет
- ^ Лафман
- ^ Ллойд, 77 лет.
- ^ Лафман; Райтлингер, 13, 338–339.
- ^ Райтлингер, 139, 338-339.
- ^ Мейндерт Хоббема, ДЕРЕВНЯ НА ЛЕСНОЙ ДУБОВОЙ ПОЛЯНЕ , лот 33, лондонская распродажа 9 декабря 2015 г., конец примечания, Sotheby's .
- ^ Ллойд, 77 лет.
- ^ Макларен, Нил, Обзор: Мейндерт Хоббема Жоржа Брулье, Журнал Burlington Magazine для знатоков , том. 74, нет. 430, 1939, стр. 43–44, требуется подписка .
- ^ Кларк, Кеннет , Пейзаж в искусстве , 45-46, оригинал. 1949 (издание Penguin 1961 года)
- ^ «Записки районного совета округа Понока от 3 сентября 2013 г. стр. 2» . Архивировано из оригинала 12 мая 2015 года . Проверено 1 января 2014 г.
- ^ Статья в онлайн-версии Calgary Herald от 31 декабря 2013 г. Архивировано 6 марта 2014 г. в Wayback Machine.
Ссылки
[ редактировать ]- Ингамеллс, Джон, Коллекция Уоллеса, Каталог изображений, Том IV, голландский и фламандский , Коллекция Уоллеса, 1992, ISBN 0900785373
- «Гетти»: Шедевры живописи в музее Дж. Пола Гетти , изд. Дениз Аллен, 2003, Getty Publications, ISBN 0892367105 , 9780892367108, книги Google
- Ленгмюр, Эрика, Путеводитель по Национальной галерее , исправленное издание 1997 года, Национальная галерея, Лондон, ISBN 185709218X
- Леви, Майкл , Коллекция Национальной галереи , 1987, Публикации Национальной галереи, ISBN 0947645349
- Ллойд, Кристофер , Очаровывающий глаз, Голландские картины Золотого века , 2004, Публикации Королевской коллекции, ISBN 1902163907
- Лёрцинг, Хан, Природа ландшафта: личный квест , 2001, 010 Publishers, 2001, ISBN 9064504083 , 9789064504082, книги Google
- Лафман, Джон, «Хоббема, Мейндерт» в Grove Art Online , Oxford Art Online. Издательство Оксфордского университета. Веб. 12 мая. 2017. требуется подписка
- Макларен, Нил, переработанный Кристофер Браун, Голландская школа, 1600–1800, Том I , 1991, Каталоги Национальной галереи , Национальная галерея, Лондон, ISBN 0947645-99-3
- Райтлингер, Джеральд ; Экономика вкуса, Том I: Взлет и падение цен на картины 1760–1960 , 1961, Барри и Роклифф, Лондон
- Слайв, Сеймур , голландская живопись, 1600–1800 , Йельский университет, 1995, ISBN 0300074514
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кроу, Джозеф Арчер (1911). . Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). стр. 544–545.
- Мастера голландской пейзажной живописи 17-го века (экс. кат., изд. П. К. Саттон; Амстердам, Рейксмус; Бостон, Массачусетс, Массачусетс FA; Филадельфия, Пенсильвания, Массачусетс; 1987–8)
- «Хоббема и Хайдеггер; об истине и красоте» Ривки Гордон и Хаима Гордона, 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 42 произведения искусства Мейндерта Хоббемы или после него на Art UK сайте
- Хоббема онлайн (ArtCyclopedia)
- Интернет-галерея искусств