Инцидент с Джордже Мартиновичем
Дата | 1 мая 1985 г. |
---|---|
Расположение | Гнилане , Югославия |
Тип | Спорный (нанесение себе телесных повреждений или жестокое нападение) |
Мотив | Спорный ( анальная мастурбация или земельный спор) |
Преступник | Спорный (Дордже Мартинович или двое нападавших-албанцев) |
Исход | Рост этнической напряженности |
Несмертельные травмы | 1 (Дордже Мартинович) |
Сборы | Никаких обвинений не предъявлено |
Джордже Мартинович (также пишется Джордже Мартинович ; сербская кириллица : Ђорђе Мартиновић ; 1929 — 6 сентября 2000) был сербским фермером из Косово , который оказался в центре печально известного инцидента в мае 1985 года, когда ему оказывали помощь от травм, вызванных вставкой бутылку в анус. Дело Мартиновича, как стало известно, превратилось в знаменитый случай в югославской политике . Хотя факты инцидента оставались спорными в течение многих лет, он сыграл роль в обострении этнической напряженности между сербским и албанским населением Косово. [ 1 ]
Инцидент
[ редактировать ]1 мая 1985 года Джордже Мартинович, 56-летний житель косовского города Гнилане , прибыл в местную больницу с разбитой бутылкой, застрявшей в прямой кишке . Он утверждал, что на него напали двое албанцев , когда он работал на своем поле. После допроса полковником Югославской народной армии Мартинович, как сообщается, признал, что травмы он нанес себе в результате неудачной попытки мастурбации . Следователи сообщили, что «прокурор составил письменное заключение, из которого следует, что раненый совершил акт «самоудовлетворения» на своем поле, [что он] поставил пивную бутылку на деревянную палку и воткнул ее в землю. После этого он сел «на бутылку и наслаждался». [ 1 ] Лидеры общины Гилана впоследствии выступили с заявлением, в котором его травмы были названы «случайными последствиями добровольной [сексуальной] практики». [ 2 ]
Его перевели в Белград для дальнейшего расследования в престижной Военно-медицинской академии , но тамошняя медицинская бригада сообщила, что его травмы не соответствуют ранению, нанесенному самому себе. Команда, в которую входили два врача из Белграда и по одному из Любляны , Загреба и Скопье (таким образом представляющие четыре из шести республик Югославии ), пришла к выводу, что травмы были вызваны «сильным, жестоким и внезапным введением или защемлением бутылку емкостью 500 мл, точнее, ее более широкий конец, в прямую кишку» и что для Мартиновича, вероятно, было физически невозможно сделать это с собой. Команда утверждала, что внедрение «могли осуществить только как минимум два или более человека». [ 3 ]
Второе заключение было запрошено и предоставлено через месяц комиссией под руководством словенского судмедэксперта Янеза Мильчинского. [ 4 ] Команда Мильчинского пришла к выводу, что Мартинович мог вставить бутылку, поставив ее на палку, которую он воткнул в землю, но поскользнулся во время мастурбации и разбил бутылку в прямой кишке под действием веса своего тела. [ 3 ] Как сообщается, югославская тайная полиция и военная разведка пришли к выводу, что травмы Мартиновича действительно, скорее всего, были нанесены им самим. [ 5 ]
В конце концов, федеральные югославские и сербские власти не стали заниматься этим делом даже после того, как Сербия отменила самоуправление Косово в 1989 году, и, похоже, не было предпринято никаких серьезных попыток найти предполагаемых нападавших на Мартиновича. [ 5 ]
Реакции
[ редактировать ]Это дело было встречено потоком националистических и антиалбанских заявлений в сербской прессе. Это само по себе было значительным событием. Правительство Югославии в течение многих лет делало открытый национализм запретной темой, а югославские средства массовой информации ранее систематически преуменьшали значение этнонационализма. Нарушение этого табу при освещении дела Мартиновича ознаменовало рост национализма, который должен был привести к краху страны в 1991 году. [ 1 ]
Сербская газета «Политика» утверждала, что лица, предположительно напавшие на Мартиновича, были членами местной албанской семьи, которая хотела купить землю, которую Мартинович отказался продать. [ 5 ] Это заявление имело значительный резонанс в сербской политике; постоянный исход сербов из Косово рассматривался как результат преднамеренного преследования сербов со стороны албанцев, стремящихся изгнать их с их земель и захватить их собственность. [ 1 ]
Было проведено множество аналогий с турками-османами , которые правили Сербией до 1833 года (и Косово до 1912 года). Этот инцидент широко сравнивали с использованием Османской империей посажения на кол в качестве средства пыток и казни. Эта связь была явно отражена в стихах, посвященных этому инциденту, в которых затрагивались «османские» темы; например:
С разбитой бутылкой
На ставке
Как будто через
ягненок
но живой,
они прошли через Джордже Мартиновича
Словно своими первыми и тяжелыми шагами на свою будущую ниву они ступили...
Когда кончился опиум и боль
Джордже Мартинович пришел в себя
Как будто из далекого прошлого
турецкие времена
Он очнулся на столбе. [ 6 ]
Таким сравнениям придал дополнительный эффект легендарный характер сажания на кол как одного из самых страшных наказаний, применявшихся османами, а также роль, которую сажать на кол как метафору османского угнетения играла в сербской культуре.
Другие сравнили этот инцидент с другими историческими эпизодами преследований сербов и христиан, возведя Мартиновича в «архетип сербских страданий и албанского (мусульманского, османского...) зла». [ 7 ] Писатель Бранислав Црнчевич назвал опыт Мартиновича «Ясеновацем для одного человека» (имея в виду концентрационный лагерь Ясеновац , где сотни тысяч сербов были убиты во время Второй мировой войны ). Художник Мича Попович создал огромную картину по мотивам произведения Хусепе де Риберы « Мученичество святого Филиппа» , на которой изображены албанцы в тюбетейках, поднимающие Мартиновича на деревянный крест. Один из албанцев изображен держащим в руке стеклянную бутылку. [ 2 ]
В петиции, подписанной сербскими интеллектуалами, утверждалось, что «дело Джордже Мартиновича стало делом всей сербской нации в Косово». Три года спустя группа сербских женщин прошла маршем к сербскому парламенту , чтобы лоббировать отмену автономии Косово, заявив, что «мы больше не можем стоять в стороне, пока... наших братьев насаживают на заостренный кол». [ 8 ]
Дело Мартиновича было поддержано Ассоциацией писателей Сербии , которая обнаружила, что на ее собрании 1985 года (состоявшемся 16 июня) преобладает обсуждение дела Мартиновича. Литературный критик Зоран Глущевич сравнил ситуацию, с которой столкнулось сербское меньшинство в Косово, с «самым пугающим фашистским опытом Второй мировой войны». во Франции на рубеже веков Вспоминая дело Дрейфуса и роль, которую сыграли в этом деле такие писатели, как Эмиль Золя , Глущевич призвал ассоциацию выступить в защиту Мартиновича. Его предложение было принято подавляющим большинством голосов, и ассоциация приняла открытое письмо, в котором потребовала от сербского парламента создать комитет для расследования дела Мартиновича. [ 3 ] Сербский писатель Добрица Чосич установил (по его словам) «интенсивное сотрудничество» с сербскими группами в Косово и помог Мартиновичу нанять адвоката и предъявить обвинения чиновникам, которые, как утверждалось, заставили Мартиновича подписать ложное признание. Он также написал от имени Мартиновича письмо президенту Сербии Ивану Стамболичу и федеральному министерству обороны . [ 3 ]
Некоторые сербские националистические идеологи, интеллектуалы и политики считали дело Мартиновича символом предполагаемой склонности мусульман к содомии . Влиятельный психиатр и Краины сербский националистический активист Йован Рашкович утверждал, что «мусульмане [зациклены] на анальной фазе своего психосоциального развития и поэтому [характеризуются] общей агрессивностью и одержимостью точностью и чистотой». Многие сербы считали это ярким примером того, как албанцы (по их мнению) плохо обращались с сербами, в то время как управляемое албанцами правительство Косово «смотрело в другую сторону». [ 9 ]
Со своей стороны, многие косовские албанцы придерживались мнения, что (как указано в раннем признании Мартиновича) он случайно нанес себе рану и пытался скрыть ее, возложив вину за нее на албанцев, что позволило сербским националистам использовать это для провоцирования антиалбанских настроений. чувства. Другие признали, что доказательства неясны, но возразили против того, что это дело было использовано для символизации сербско-албанских отношений. [ 1 ]
преобладало мнение, В Словении и Хорватии что настороженное отношение к сербскому национализму и что дело Мартиновича было всего лишь предлогом для принудительного внесения изменений в конституцию Югославии , чтобы предоставить Сербии полный контроль над двумя ее автономными провинциями. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Мертус, Джули А. (1999). Косово: как мифы и правда начали войну . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 100–110. ISBN 0-520-21865-5 .
- ^ Jump up to: а б Рамет, Сабрина П. (2005). Размышляя о Югославии: научные дебаты о распаде Югославии и войнах в Боснии и Косово . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 153, 201. ISBN. 978-0-521-61690-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и Драгович-Сосо, Ясна (2002). «Спасители нации»: интеллектуальная оппозиция Сербии и возрождение национализма . Лондон: C. Hurst & Co., стр. 132–135. ISBN 1-85065-577-4 .
- ^ «История института» . ism-mf.si (и словенский). Институт судебной медицины e. Архивировано из оригинала 16 июня 2021 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Селл, Луи (2002). Слободан Милошевич и разрушение Югославии . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. стр. 78–79. ISBN 0-8223-2855-0 .
- ^ Откуда «Косово 1389, Косово 1989». Сербский литературный ежеквартальный журнал . Ассоциация писателей Сербии. 1989. с. 94. Цитируется в переводе в Холлидей, Фред (1996) [1995]. Ислам и миф конфронтации: религия и политика на Ближнем Востоке . Лондон; Нью-Йорк: ИБ Таурис. п. 241 . ISBN 1-85043-959-1 .
- ^ Томпсон, Марк (1992). Бумажный дом: Конец Югославии . Нью-Йорк: Книги Пантеона. п. 129 . ISBN 0-679-42187-4 .
- ^ Кармайкл, Кэти (2002). Этническая чистка на Балканах: национализм и разрушение традиций . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. п. 67 . ISBN 0-415-27416-8 .
- ^ Кларк, Ховард (2000). Гражданское сопротивление в Косово . Лондон; Стерлинг, Вирджиния: Pluto Press. п. 16. ISBN 0-7453-1569-0 . Архивировано из оригинала 23 марта 2023 года . Проверено 23 марта 2023 г.