Хахоеталь
![]() | Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема: Грамматика, форматирование. ( январь 2024 г. ) |
Хахоеталь | |
![]() | |
Корейское имя | |
---|---|
хангыль | Маска Хахве |
Ханджа | река |
Пересмотренная романизация | Хахоеталь |
МакКьюн-Рейшауэр | Хахоэталь |






Хахоеталь ( корейский : 하회탈 ) — это традиционные корейские маски, которые носят во время церемоний пёлсингут тальнори в Хахо , которые датируются 12 веком. [ 1 ] Они представляют собой стандартных персонажей, необходимых для исполнения ролей в ритуальных танцевальных драмах, включенных в церемонию. Маски родом из народной деревни Хахве и деревни Пёнсан , провинция Северный Кёнсан , Южная Корея. Их причисляют к сокровищам Южной Кореи, а самая старая маска Хахо выставлена в Национальном музее Кореи . [ 2 ] [ 3 ] Маски Хахоеталь считаются одними из самых красивых и известных изображений, представляющих корейскую культуру . [ 4 ] Правительство Южной Кореи назвало маски «Национальным достоянием № 121», а танец Пёлшин-гут Таль нори – «важным нематериальным культурным достоянием № 69». [ 5 ] Общество по сохранению танцевальной драмы в масках Хахве еженедельно представляет танцевальную драму в народной деревне Хахве для туристов, а в городе Андон каждый октябрь проводится международный фестиваль танцев в масках. [ 6 ]
Легенда
[ редактировать ]Точное происхождение масок Хахоеталь точно не известно, хотя об их первоначальной конструкции ходит красочная легенда. Говорят, что молодой человек по имени Хур получил во сне указания от своего местного божества-покровителя сделать маски. Указ заключался в том, что он должен был создавать все маски в частном порядке, совершенно незаметно для любого другого человека. Он заперся в своем доме, повесив вокруг дома соломенную веревку, чтобы никто не мог войти, пока он закончит свою работу. Молодая женщина, влюбленная в Гура, потеряла терпение после того, как не видела его несколько дней. Она решила тайно наблюдать за ним, проделав небольшую дырку в его бумажном окне. Как только правила божеств были нарушены, у Хура сразу же началась рвота и кровотечение, и он умер на месте. Говорят, что перед смертью он работал над последней маской Имаэ, оставив ее незавершенной без подбородка. Девушка тогда умерла от чувства вины и разбитого сердца. Жители деревни совершили экзорцизм, позволивший их душам возвыситься до ранга местного божества, и они смогли пожениться в загробной жизни. Ритуальный обряд Хаве Пёлшин-гут был разработан в честь них и утешения их измученных душ. [ 7 ] [ 8 ]
Конструкция маски
[ редактировать ]Хаве пёлсин-кут стал одной из самых популярных форм тал нори ( тальчум ), корейских танцевальных драм с масками. Сегодня до сих пор исполняется более дюжины таль нори. Маски таль нори традиционно изготавливаются из тыкв и папье-маше с использованием корейской тутовой бумаги, называемой ханджи . Затем их красят, лакируют и декорируют. Большую часть т'алов сжигают, чтобы изгнать демонов, обитающих в масках, во время и после представления. Хахоеталь заметно отличаются от других корейских масок тем, что вырезаны из цельных кусков дерева. Исторически хахоеталь вырезали из древесины ольхи . Их красят по мере необходимости, а лак наносят два-три раза, чтобы каждая маска правильно окрасилась. За исключением части области вокруг подбородка, маски вырезаны асимметрично, чтобы подчеркнуть выражение лица, усилить сатиру и веселье драмы, а также передать типичный вид лица корейского народа . [ 1 ]
Взгляд трансформирует форму маски за счет ее асимметричного строения слева направо и сверху вниз. Угол наклона маски, представленной публике, кажется, предлагает множество выражений, а у некоторых масок есть отдельные челюсти, соединенные веревкой или шпагатом, что обеспечивает еще больший диапазон выражений. Кажущееся изменение выражения необходимо, чтобы отдать дань уважения социальным ситуациям и сатире пьесы: гармония с отсутствием гармонии, симметрия в асимметрии и совершенство в несовершенстве. Хахоеталь не сжигают после выступлений, а возвращают в свои святыни, поскольку они считаются священными объектами. Если кто-то хочет увидеть маски, он должен совершить ритуал духам. Пьолсин-кишка Хахве служит для почитания местных божеств и поэтому получает разрешение использовать маски в ритуальных драмах, которые затем возвращаются в свои святыни в ожидании следующей церемонии. [ 9 ]
Двенадцать масок стандартных персонажей
[ редактировать ]Двенадцать масок Хахоэтала представляют персонажей, необходимых для выполнения всех ролей в пёлсин-кишке Хахо. Из двенадцати оригинальных масок девять сохранились и считаются национальными сокровищами Кореи. Каждая маска имеет уникальный набор конструктивных характеристик, позволяющих отобразить весь диапазон, необходимый для представления стандартных персонажей . Они есть: [ 1 ] [ 7 ]
Чуджи (крылатые львы): эти маски представляют собой двух буддийских крылатых львов, которые выступают защитниками от зла во время ритуального исполнения. Это длинные овалы, украшенные перьями и часто окрашенные в красный цвет. Их не носят на лице, а держат в руках исполнители.
Какси (молодая женщина/невеста): эта маска представляет богиню в первой пьесе цикла и молодую невесту в более поздних эпизодах. У этой маски закрытый рот и закрытые опущенные вниз глаза, что указывает на то, что она одновременно застенчива и тиха. Ее глаза не симметричны, а маска вырезана и раскрашена так, чтобы иметь длинные черные волосы. Маска изготовлена из цельного куска дерева.
Чунг (буддийский монах): Монахи обладали огромной властью и влиянием и поэтому были подвержены коррупции, жадности и насмешкам со стороны низших классов. Поэтому Чунг изображается в пьесах как развратный и прожорливый персонаж. Рот маски представляет собой отдельную часть сверху и прикреплен шнурами, позволяющими движениям изображать смех. Глаза узкие, на лбу небольшая рогообразная шишка. Маску часто окрашивают в красный цвет, чтобы обозначить средний возраст.
Янбан (аристократ): персонаж, обладающий наибольшей властью и, следовательно, объект крайних насмешек в пьесах. Глаза нарисованы закрытыми, с глубокими темными бровями и морщинами вокруг них. Подбородок представляет собой отдельную часть верхней части маски, и актеры могут наклоняться вперед и назад, чтобы маска улыбалась или хмурилась по мере необходимости.
Ч'ораенги (слуга аристократа): Мудрый дурак, этот персонаж издевается и высмеивает своего хозяина, создавая большую часть комедии в пьесах. У него кривой рот с выступающими острыми зубами и выпуклые глаза, посаженные в глубокие глазницы, с массивной темной бровью. Выражение маски показывает упрямство, гнев, озорной и назойливый характер.
Сонпи (учитель/ученый): еще один персонаж, обладающий высоким социальным статусом. Маска имеет расширенные ноздри и резко очерченные скулы, что демонстрирует вид неодобрения, тщеславия и презрения. Маска шире вверху и почти доходит до подбородка, изображая и высмеивая большой мозг всезнайки-ученого. Маска имеет отдельную челюсть, прикрепленную шнуром или веревкой.
Имаэ (слуга учёного): Этот персонаж изображается веселым дураком с опущенными глазами, выражающими глупость и наивность. Лоб и щеки наклонены, вокруг всего лица и глаз много морщин. Это единственная маска без подбородка.
Пунаэ/Буне (наложница): Пунаэ - напористый и сексуальный персонаж, появляющийся в пьесах как наложница ученого или аристократа. Маска симметрична и изготовлена из цельного куска дерева. У нее очень маленький рот с красными нарумяненными губами, щеками и лбом. Ее глаза закрыты, и в целом она выглядит счастливой и добродушной. Маска состоит из черных волос, нарисованных на макушке, и двух шнуров/ниточек, свисающих по бокам маски.
Пэкджунг (мясник): у маски узкие глаза и отдельная челюсть, что позволяет маске злобно ухмыляться, когда актер наклоняется вперед, и, кажется, маниакально смеяться, когда он откидывается назад. Волосы и брови окрашены в черный цвет, а маска покрыта морщинами. Наклоненные брови символизируют вспыльчивый характер.
Халми (старуха): У маски широкие круглые глаза и открытый рот, окруженный морщинами. Лоб и подбородок заострены, чтобы олицетворять персонажа без благословения небес или обещания удачи в дальнейшей жизни. Маска представляет собой цельный кусок дерева.
Ттоктари (старик): Эта маска потерялась.
Пёлчаэ (государственный служащий/сборщик налогов): Эта маска потеряна.
Чонгкак (холостяк): Эта маска потерялась.
Хахве пёлсин-гут и Таль нори в исполнении
[ редактировать ]Церемония Хахо пёлсин-кишка проводилась в честь местных божеств и совершала обряды изгнания нечистой силы над злыми духами, тем самым принося процветание деревне. Помимо первоначальных шаманских функций, пьесы давали возможность угнетенным низшим классам собраться и высмеять правящий класс Янбан . Юмор был низменным и сексуально табуированным, особенно с точки зрения этики Янбана, предлагающего карнавальное массам развлечение. Т'ал нори обычно затрагивал три темы от деревни к деревне: лицемерие и жадность правящего класса, развратное поведение монахов и слуг, жалующихся на тупость своих хозяев. [ 10 ]

Т'ал нори начинаются с танца, за которым следует церемония в честь принимающего божества, которое защищало эту деревню. После проведения церемонии разыгрываются спектакли. Танцы также завершали празднование, обрамляя спектакли, которые можно было ставить в любом порядке. Акробатов также часто демонстрировали между главами игрового цикла. Большинство представлений тал нори включали эпизод Янбана , эпизод старухи и эпизод монаха, но в остальном сильно различались от деревни к деревне. Для выступлений не требовалась формальная сцена, но их можно было проводить где угодно, где было достаточно места для оркестра, раздевалки для актеров, комнаты для выступления и места для размещения публики. Представления чаще всего проводились во дворах деревни перед алтарем местного божества, защищавшего эту деревню, называемого сонгандэ. В крупных городах представления часто устраивались у подножия холмов, чтобы зрители могли любоваться зрелищем, а в некоторых крупнейших городах были построены временные формальные сцены для выступлений. [ 12 ]
Небольшой оркестр сопровождал выступления, обеспечивая различные ритмы и мелодии, необходимые для исполнения танцев в спектаклях. Ударные инструменты традиционно обеспечиваются чанго , барабаном в форме песочных часов, и различными версиями бука , корейского деревянного барабана, покрытого кожей для игры на обоих концах. Ккваэнггвари . , или небольшой ручной плоский гонг, также используется на протяжении всего выступления Мелодию традиционно исполняют тэгум , большая бамбуковая флейта, и пири , большой двойной гобой, также изготовленный из бамбука. , Завершает ансамбль хэгым двухструнная «скрипка». Ритмы и темп оркестра соответствуют статусу или действиям персонажей, а также служат основой для формализованных танцев. Например, медленные ритмы и мелодии будут подчеркивать и сопровождать элегантность, а быстрая музыка будет подчеркивать комедийные выходки или волнение. [ 13 ]
Эпизоды Пёлшин-гута таль нори
[ редактировать ]Когда церемония Пёлшин-гут таль нори проводится полностью, она состоит из десяти «эпизодов». Они есть:
Ритуалы открытия/Эпизод «Контейнерные перевозки» : Церемония начинается с возведения шеста высотой от сорока до пятидесяти футов в честь божества-хранителя деревни. На шесте пять ярких кусков ткани и колокольчик наверху. Второй столб, меньшего размера, построен для «Божества домашнего участка», также с пятью кусками ткани наверху. Затем жители деревни и зрители молятся богам, чтобы они спустились и благословили происходящее, и колокол на вершине большого шеста звонит в знак их одобрения. Затем жители деревни бросают в столбы куски одежды, пытаясь накинуть их на них. Успех обеспечит личное благословение процветания. Затем ведущий и артисты начинают маршировать к месту выступления, сопровождаемый публикой, по пути играя музыку и танцуя. На представление несут артистку в маске невесты Какси, поскольку она представляет божество девушки из легенды о масках, а божества не могут касаться земли. Это действие приносит благословение божества на происходящее.
Танец крылатых львов : два артиста несут маски Чуджи и танцуют по игровому пространству, громко открывая и закрывая пасти масок. Цель этого танца – обеспечить безопасность игрового пространства и актеров, изгнав злых духов и демонических животных, которые испугались бы крылатых львов. Как только танец закончен, сцена очищается.
Эпизод «Мясник»: мясник Пэкджон танцует и насмехается над публикой. Он убивает быка, а затем начинает пытаться продать зрителям сердце и другие органы. Публика отказывается, и он выражает разочарование в связи с отсутствием успеха в продаже частей, устраивая истерики и крича на публику. Затем он повышает ставки, предпринимая энергичную попытку продать яички быка. Он бежит сквозь аудиторию, отчаянно пытаясь выполнить свою задачу.
Эпизод «Старая вдова»: Халми, старуха, рассказывает историю потери мужа на следующий день после свадьбы и выражает свое горе из-за того, что она была вдовой с пятнадцати лет. Она поет песню за своим ткацким станком, рассказывая свою историю.
Эпизод «Коррумпированный монах» : Чунг, буддийский монах, наблюдает, как Пунаэ / Буне танцуют на сцене. Затем она мочится на землю, Чанг подбирает влажную землю, нюхает ее, и его мгновенно охватывает похоть. Эти двое танцуют похотливый танец, за которыми неосознанно наблюдают Сонпи и Янбан. Затем они вместе убегают, к неодобрению ученого, аристократа и их слуг.
Эпизод «Аристократ и учёный»: Сонпи, учёный, и Янбан, аристократ, ссорятся из-за своего общего желания Пунаэ/Буне, наложницы. Они спорят о своем достоинстве, приводя примеры своего образования и желания, а затем соревнуются за покупку бычьих яичек у мясника как признак мужественности, чтобы завоевать расположение Пунаэ. Все трое приходят к дружеским отношениям и танцуют вместе. Их слуги, Ч'ораенги и Имаэ, высмеивают их действия прямо перед публикой. Как только они слышат насмешки и пренебрежение, выраженные слугами, которые также говорят им о приближении сборщика налогов, Янбан, Сонпи и Пунаэ разбегаются.
Свадебный эпизод: жители деревни соревнуются за то, чтобы подарить паре личный коврик, который они смогут использовать в брачную ночь. Считается, что тот, кто удачно сложит свой коврик в кучу, будет благословлен процветанием. Затем проводится небольшая свадебная церемония на циновках, сложенных из подношений публики.
Брачная ночь/Свадебная палата: Чонгкак, холостяк, торжественно снимает мантию Какси, и они вместе ложатся на кучу свадебных циновок, разыгрывая завершение своего брака. После этого пара засыпает, а Чунг выпрыгивает из деревянного сундука и убивает Чонгкака. Эта сцена разыгрывается в полночь, и из-за ее наглядности женщинам и детям было запрещено присутствовать. [ 1 ] [ 7 ]
Выступление сегодня
[ редактировать ]Церемония Хахо пёлсин-кут прекратилась в деревне Хахо в 1928 году из-за требований японского правления. [ 14 ] Под руководством мастера Хан-сан Рю Общество по сохранению танцевальной драмы в масках Хахве организовало все существующие рукописи для церемонии и с 1974 по 1975 год тщательно воссоздало ритуальное представление. Они продолжают исполнять танцы внутри страны и за рубежом, а также обучают и передают традиции молодому поколению. [ 15 ] Версия из шести пьес исполняется большинство выходных в деревне Хахо для местных жителей и туристов, а полная версия исполняется ежегодно. Фестиваль танца масок в Андонге проводится каждый год в городе Андон , провинция Северный Кёнсан, Южная Корея, частью которого является деревня Хахо. Начиная с конца сентября и продолжаясь более недели, он включает выступления многих корейских и международных танцевальных коллективов в масках, а также конкурсы, спектакли, мастер-классы по изготовлению масок и концерты, и это лишь некоторые из доступных развлечений. Это часть фестиваля корейского народного искусства, который в 2016 году отметил свое 45-летие. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Чо, О-кон (1998). Традиционный корейский театр . Беркли, Калифорния: Asian Humanities Press. ISBN 0-89581-876-0 .
- ^ Kdata.co.kr
- ^ «Музей масок Хахо» . Архивировано из оригинала 9 февраля 2012 г. Проверено 23 января 2013 г.
- ^ Репрезентативное изображение Кореи, Хахоеталь . Внутренняя жизнь. Чосон.com
- ↑ Местные деликатесы Андона. Архивировано 24 апреля 2014 г. во время экскурсии по городу Wayback Machine в Андоне.
- ^ Танцевальная драма в масках Хахо Koreatimes.co.kr-Culture
- ^ Jump up to: а б с Чан, Микён (2013). «Аналитическое психологическое значение масок в танце «Хахве Пёльшин Гут Таль» (Маска) в Корее». Журнал символов и песочной терапии . 4 (1): 16–20. дои : 10.12964/jsst.130003 .
- ^ Мин Чжон, Ким. «Маски играют множество ролей в корейской культуре: красочные изображения использовались для отпугивания злых духов и в качестве костюмов в комедиях» – через Korea Times, 7 июня 1995 г.
- ^ Саеджи, Сидарбо Т (2012). «Непристойный, драчный, шумный мир корейских драм о танце в масках». Перекрестные течения: обзор истории и культуры Восточной Азии . 1 (2): 439–468. дои : 10.1353/ach.2012.0020 . S2CID 143651501 .
- ^ Ли, Янгкхилл (1995). «Тальчум: В поисках смысла игры». Журнал физического воспитания, отдыха и танцев . 66 (8): 28–31. дои : 10.1080/07303084.1995.10607136 .
- ^ Джули (25 мая 2008 г.), маска Хахо , получено 16 декабря 2016 г.
- ^ «Исследование перформативности в корейском театре танца масок». Журнал Корейской ассоциации театральных исследований (42): 5–27.
- ^ Ким, Джу Ён (2006). «Тальчум: корейский танец в масках» . knutimes.com .
- ^ Регулярное выступление для танца в масках Хахо, 2012 г.
- ^ Драма танца в масках Хахо
- ^ «Фестиваль масок в Андоне» . Архивировано из оригинала 13 января 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Танцевальная драма в масках Хахо : короткая статья с несколькими фотографиями ритуала в исполнении.
- Музей масок Хахо : изображения и подробные описания каждой маски Хахоеталь.
- Общество охраны Хахоетала : веб-сайт группы, посвященной сохранению церемонии Хахопёлсин-кут.
- https://sknsk.wordpress.com/2015/01/20/hahoe-byeolsingut-talnori-a-traditional-masked-drama/ : статья со ссылкой на видео на YouTube.
- https://web.archive.org/web/20100113163001/http://www.maskdance.com/ : официальный сайт фестиваля танца масок в Андонге.
- https://whc.unesco.org/en/list/1324 : Фотографии и информация о Хахо и деревне Яндонг.