История евреев в Лейпциге
Эта статья требует дополнительных цитат для проверки . ( май 2018 г. ) |
Лейпциг , город в немецком штате Саксония , исторически был центром евреев . Еврейские общины в Лейпциге существовали еще в 13 веке. [ 1 ] Дискриминация в отношении евреев Лейпцига была зарегистрирована уже в 1349 году и увековечена под воздействием нацистов. [ 2 ] Несмотря на массовые еврейские депортации и эмиграция, вызванные нацистами в 1930 -х и 1940 -х годах, еврейская община Лейпцига снова начала расти в 1945 году и продолжает расти сегодня. [ 3 ]
Еврейская жизнь в Лейпциге (до 1933 года)
[ редактировать ]13 век
[ редактировать ]
Первая документация о существовании еврейской общины в Лейпциге произошла из коллекции ответов между 1250 и 1285 годами, которая была составлена раввином Иитшаком Беном Моше из Вены , знаменитым Исааком, Заруа или Риаз. В одном конкретном ответе, раввин Иитшак выступает в качестве арбитра в споре между его зятем из Лейпцига и евреем из другого города. [ 1 ] Документация его ответа на спор показал, что в настоящее время у евреев Лейпцига уже была синагога, и их основной источник дохода, казалось, поступил из финансов. Евреи в Лейпциге обычно уважали в это время, в основном благодаря их успеху в коммерческой торговле. В 1248 году Генрих III, Маргрейв из Мейсена, опубликовал документ, поблагодаривший евреев Лейпцига за их вклад в коммерческое развитие Лейпцига. [ 4 ] Центральное место Лейпцига привлекло еврейских торговцев со всей Европы на торговую ярмарку Лейпцига , важную ярмарку, которая культивировала иностранные отношения между европейскими нациями и служила местом встречи для политиков. Торговые правила 1268 года также отражали это, так как еврейским купцам получили права, равные правам, которым пользуются христианские торговцы, и день рынка был изменен с субботы на пятницу в отношении еврейской субботы. [ 4 ] Относительно расслабленные торговые правила сделали ярмарки Лейпцига очень популярными по всей Европе. [ 5 ]
14 век
[ редактировать ]Еще в 1349 году евреи Лейпцига начали сталкиваться с дискриминацией. В феврале 1349 года Маргрейв Фредерик «Эрнест» истребил все еврейское население Лейпцига путем сжигания. [ 2 ] Их резиденции и другие вещи были конфискованы. После массовых изгнаний после черной смерти (1348–1349), в конечном итоге евреям было разрешено вернуться в Лейпциг. [ 4 ] Некоторое время евреи испытывали много прав и привилегий, которые они имели до 1349 года. К 1352 году в Лейпциге была установлена синагога. В 1359 году в записях упоминается «Джудлингасс» (еврейская улица) и Джуденбург (еврейский город). [ 4 ] Judengasse протянулась перед городской стеной вдоль Pleißemühlgraben (примерно на уровне Fleischerplatz). [ 6 ] В настоящее время евреи были относительно безопасны в Лейпциге, и у них были некоторые защиты, но анлеевские правила росли в распространенности и тяжести с течением времени.
15 век
[ редактировать ]К началу 15 -го века евреи столкнулись с суровыми правилами, направленными на дискриминацию их культуры. Начиная с запрета на публичные молитвы в синагогах, правила достигли радикального пика в 1430 году, когда евреи Лейпцига были исключены из Саксонии, а их собственность также была конфискована. [ 4 ] Однако евреи все еще ценились как торговцы, так как они продолжали быть допущенными в Лейпциг на ярмарку, но со многими ограничениями. Им не было разрешено оставаться в Лейпциге в любое время за пределами справедливых дней, каждый еврей, который приходил на ярмарку Лейпцига, должен был заплатить за защиту, а также представленная документация, выпущенная властями, и им было запрещено продавать на главных улицах или в воскресенье и Христианские праздники. [ 4 ]
16, 17 и 18 век
[ редактировать ]Поскольку евреи, по большей части, допускали только короткое пребывание в городе между 16 и 18 веком, постоянная еврейская община практически не существовала. [ 7 ] Лейпцига Еврейское присутствие в Лейпциге состояло в основном из торговцев и торговцев, которые оставались только на протяжении всей торговой ярмарки . Между 1668 и 1764 годами 82 000 евреев посетили эти ярмарки и сыграли важную роль в развитии Лейпцига как центра по торговле. [ 8 ] Из -за подавляющего числа евреев временно останавливались в Лейпциге во время справедливых периодов, многие торговцы создали молитвенные комнаты. Уполномоченная синагога, синагога Броди, была основана в Брюле , Лейпциг, в 1763 году, а евреи, участвующие в ярмарке, остались в Брюле и окружающих улицах и аллеях. [ 9 ] [ 10 ]
В 1713 году Герд Леви из Гамбурга, монетный мастер и поставщик, был первым евреем [ 11 ] быть предоставленным гражданством в Лейпциге с момента события 1349 года. [ 2 ] [ 8 ] Это было первое из того, что считается «привилегированными» еврейскими домохозяйствами, которым разрешено проживать в Лейпциге. К середине 18 -го века число постоянных еврейских поселений выросло до семи, и к концу века в Лейпциге жили около 50 еврейских торговцев и их домохозяйства. [ 4 ] [ 9 ]

19 -й век
[ редактировать ]
Начало 19 -го века ознаменовало возрождение еврейской общины Лейпцига. Начиная с 1810 года польским евреям, которые приехали в Лейпциг, чтобы остаться. [ 4 ] Оттуда еврейская община расширилась. Евреям снова было разрешено проводить общественные молитвенные службы, и в 1815 году муниципальный совет согласился открыть первое еврейское кладбище Лейпцига. [ 4 ] 18 мая 1837 года растущая еврейская община Лейпцига получила разрешение сформировать религиозную общину, хотя их просьба о разрешении на строительство синагоги не была предоставлена. [ 8 ] 16 августа 1838 года им были предоставлены гражданские права, за исключением муниципальных и политических прав. [ 2 ] За это время евреи начали играть более активную роль в ученых Лейпцига. В 1839 году Юлиус Фуэрст стал первым евреем, который читал лекции в Университете Лейпцига. [ 4 ] В это время евреи Лейпцига даже служили на выдающихся судебных должностях, как Мартин Эдуард Сигисминд фон Симсон, который занимал пост президента судов юристов в Лейпциге с 1879 по 1891 год. [ 4 ] было почти невозможно Однако для иностранных евреев получить саксонское гражданство. Для этого Остеньюден должен был родиться в Лейпциге и в возрасте 21 года, или житель Саксонии не менее тридцати лет. [ 12 ] Еврейская община как официально признанная государством организация была создана только в 1847 году, и только к тому времени евреям разрешили поселиться в Лейпциге без каких-либо ограничений. [ 4 ] Реформаторские движения середины 19-го века в конечном итоге привели к строительству синагоги Лейпцига в Готшедстрассе в 1855 году, почти два десятилетия после того, как раввин Захария Франкель попытался найти синагогу в Лейпциге в 1837 году и был отклонен. [ 4 ] Первым раввином, который служил еврейской общине в Лейпциге, был раввин доктор Адольф Джеллинек , который служил с 1848 по 1855 год и стал прецедент роли главного раввина в объединении еврейской общины Лейпцига. [ 4 ] К концу 19 -го века антисемитизм начал усиливаться. Примерно в это же время начали появляться несколько антисемитских газет, и частота целевого преследования и дискриминации в отношении евреев увеличилась. [ 9 ]
Начало 20 -го века
[ редактировать ]Один раввин, в частности, который был особенно заметен в либеральной еврейской активности в Германии, раввин доктор Феликс Голдманн, взял на себя роль главного раввина Лейпцига в 1917 году. Раввин Голдман помог основать еврейское агентство для Палестины и Керен Хейзод . Также похвалил за его научную работу и работы, обсуждая антисемитизм. [ 4 ] Еврейская община продолжала неуклонно расти в течение этого времени. К началу 20 -го века в Лейпциге было около 6000 еврейских жителей. [ 4 ] В 1910 году это число выросло до 9 728, и к 1925 году Лейпциг официально занимал крупнейшую еврейскую общину в Саксонии с 13 047 евреями. [ 4 ] Во время этого пика в еврейском населении многие евреи Лейпцига были членами высшего среднего класса, в том числе бизнесмены, ремесленников, работников белых воротничков, врачей и адвокатов. [ 9 ] Еврейская община Лейпцига создала несколько программ, чтобы помочь нуждающимся, и к началу Первой мировой войны было 48 активных благотворительных организаций. [ 4 ] В течение этого времени были открыты различные благотворительные учреждения, в том числе еврейскую больницу, основанную Хаим Эйтингом в 1928 году, и еврейский пенсионный дом был создан семьей Ариович примерно в то же время. [ 4 ] С 1992 года больница была названа больницей Эйнингон (Eitingonstrasse 12) и находится под управлением муниципальной больницы Святого Георга . [ 13 ] В результате роста нацистов к власти еврейское население Лейпцига уменьшилось. Немецкий Рейх завершил перепись населения 19 мая 1939 года, в которой они определили, что 0,5% граждан Лейпцига были евреями, где 4470 были евреями по происхождению и 4113 по религии. [ 14 ]
Нацистское правило (1922–1945)
[ редактировать ]NSDAP
[ редактировать ]NSDAP . создал главу Leipzig в 1922 году, указывающую на первое нацистское присутствие в этой области [ 15 ] , Региональный административный орган NSDAP наряду с Главным управлением доходов и полицией штата, отвечал за реализацию антиврейских политик. Осенью 1939 года NSDAP создал Judenhauser , в котором еврейские жители и нееврейские супруги «смешанных браков» были вынуждены жить в близких кварталах. [ 16 ] Большинство из 47 Judenhauser были расположены в Нордворштадте и Waldstraßenviertel , граничащих с Nordstrasse и Funkenburgstrass. [ 17 ] Семьи постоянно перетасовывались по всему Judenhauser , а некоторые вынуждены переехать семь раз в год. [ 18 ]
Эмиграция
[ редактировать ]Еврейская община Лейпцига собрала департамент, чтобы справиться с ожидаемой эмиграцией еврейских семей города. [ 19 ] Департамент тесно сотрудничал с Palastina-Ami, чтобы обеспечить безопасное прибытие в Erez Israel, а также с Hilfsverein der Juden в Deutschland для эмиграции во все другие страны. Однако получить надлежащие документы для эмигрирования было довольно сложно для евреев Лейпцига. Чтобы получить необходимые сертификаты, евреи должны были быть обучены конкретным типам труда, в которых нуждалась их целевая страна. Поскольку многие из евреев Лейпцига работали в бизнесе и торговле мехом, которая не была необходима в стране, которую они хотели эмигрировать, многие из них зарегистрировались на курсах по переработке, где они выучили рабочие места, такие как кирпичная ручка или плотника. [ 20 ]
Политическая жизнь
[ редактировать ]Мэр города с 1930 по 1937 год Карл Фридрих Гоерделер , хотя и был национальным консерватором, был известным противником нацистского режима в Германии . Он подал в отставку в 1937 году, когда в его отсутствие его нацистский заместитель приказал уничтожить городскую статую Феликса Мендельсона . В середине 1938 года евреям впервые было запрещено использовать скамейки в парке в Розентальном парке . К концу года евреи будут запрещены во всех государственных парках города. [ 21 ]
Первые депортации
[ редактировать ]
28 октября 1938 года Лейпциг пережил свою первую крупномасштабную депортацию в пятьдесят процентов своих еврейских жителей в рамках Польенакинга . Те, кто считался польскими гражданами или без гражданства, должны были быть депортированы, однако местное польское консульство смогло укрыть 1300 польских евреев, предотвращая их депортацию. [ 22 ] Остальная часть была доставлена на польсную границу на железной дороге [ 23 ] и упал в Zbąszyń , лесной зоне через границу между Польшей и Германией. [ 24 ] Мартин Капел пережил эту депортацию из первых рук, когда он и его семья были вынуждены в переполненный поезд, перевезли по всей стране и вынуждены отправиться в Польшу после лидерства СС. [ 25 ] Он отмечает, что некоторые из заключенных на марше были слишком старыми, чтобы ходить, другие несли детей, а некоторые были взяты прямо с больничных коек. В соответствии с отдельным аккаунтом Зиндель Гринспан показал, что он и его семья были вынуждены уйти из поезда почти в миле от польской границы. [ 24 ] Когда группа евреев направилась к польской границе, мужчины СС взбесили их, и те, кто упал, лицом к суровым избиениям.
Хрустальная ночь
[ редактировать ]
На Погромнахте в 1938 году 553 еврейские мужчины были арестованы, [ 21 ] Центры еврейской общественной жизни были разрушены, а также одно из самых архитектурно значимых зданий города, мавританской синагоги 1855 года Лейпциг . Фактически, три синагоги были бомбили, а их священные записи и объекты были уничтожены. [ 26 ] Синагога Броди и Зал траура еврейского кладбища, построенный в соответствии с дизайном Вильгельма Халлера, также были сильно повреждены этой ночью. [ 27 ] Еврейские надгробия были сломаны, а могилы эксгумированы, и из тех, кто эксгумирован, почти 10 народов оставались негравитными в течение почти недели, потому что многие могилы были арестованы. [ 28 ] Наряду с еврейскими местами поклонения, еврейские предприятия, такие как Бамбергер и Герц, были повреждены во время Кристалляхта . [ 27 ] Кроме того, окна Брюля были разбиты, а дорогостоящие меха украли. [ 26 ] Еврейские свойства, не полностью разрушенные, будут « арийскими » нацистами на протяжении всей мировой войны. [ 27 ]
Холокост
[ редактировать ]Депортация граждан немецких евреев из Лейпцига началась 21 января 1942 года по 13 февраля 1945 года [ 21 ] Когда последние 220 евреев были депортированы Терезиенштадту . Кроме того, евреи, которые не могли путешествовать, как пожилые люди, были вынуждены жить в Judenhauser . [ 29 ] Нацисты хотели избежать создания гетто, но не хотели иметь рассеянное еврейское население по всему городу.
Между тем, еврейские мужчины и женщины были депортированы из различных стран, занятых немецким языком, в подставки концентрационного лагеря Бухенвальда , работавших в городе. В подковке Leipzig-Schönau было 500 еврейских заключенных, [ 30 ] Принимая во внимание, что в подкламке на местной фабрике Hasag Armaments было содержатся 5000 женщин -заключенных различных национальностей, треть из которых были евреями. [ 31 ] Они подвергались рабским трудам , а больные и беременные женщины, и те, кто считался неспособными на работу, были депортированы в другие концентрационные лагеря. [ 30 ] [ 31 ] На фабрике Хасаг также был подходник для почти 700 человек, включая евреев, которые в основном использовались для проверки производственных боеприпасов. [ 31 ] [ 32 ]

После депортации евреев Лейпцига Германия по доходам посетило заброшенные дома, чтобы конфисковать любую мебель, украшения и одежду, которые остались позади. [ 33 ] Эти вещи были позже проданы Управлением по доходам и аукционным домом Hans Klemm за дешевые цены для «арийских» покупателей.
В феврале 1945 года 180 женщин были депортированы от подкламка Лейпциг-Шунау до поднка в Бернбурге . [ 30 ] В начале апреля 1945 года более 1000 женщин были депортированы от подкламка в Хессиш Лихтенау до подколов Лейпциг-Шунау и Лейпциг-Шта. [ 30 ] [ 34 ] 13 апреля 1945 года СС отправила большинство пленников местных подходов по маршам смерти в другие лагеря. [ 31 ] [ 30 ] [ 32 ]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]В общей сложности, около 2000 евреев были депортированы от Лейпцига в нацистские лагеря . [ 23 ] К 1945 году в городе осталось всего 15 евреев, и в этот момент 200 вернулись из Терезиенштадта, чтобы снова сформировать еврейскую общину. [ 3 ]
Арийский в Лейпциге
[ редактировать ]Арийская , или «деонификация» еврейского бизнеса во время нацистского правления с 1933 по 1945 год была предназначена для избавления немецкой экономики от еврейского влияния и прекратить нацистское ожидание в направлении «запланированного» разрушения немецкого образа жизни евреями. Вновь реализованные законы, такие как арийская пункт и Нюрнбергские законы о расе, классифицировали евреев как «расово неполноценные», и, как следствие, нацистская партия постепенно озвучивала свою самую важную цель; исключая евреев из немецкого образа жизни. [ 35 ] Благодаря расово -предвзятой экономической политике, бойкоты , вызванные пропагандой и общей конфискацией еврейской собственности, нацистский режим смог исключить евреев из немецкой деловой жизни и в конечном итоге из общего населения, которое, в свою очередь, систематически вытеснило еврейскую эмиграцию из Германии. Полем
Универмаг M. Joske & Co.
[ редактировать ]В течение почти 30 лет Михаэльс-Макс Джоске управлял двумя универмагами в Лейпциге, один на Windmühlenstrasse и меньший на Карл-Хейн-Страсс 43–45 на западе Лейпцига [ 36 ] [ 37 ] Названный M. Joske & Co. Во время апрельского бойкота 1933 года его двум сынам, Гансу и Юлиусу, которые исполняли управляющие и партнеры, были приказаны встать у входа в магазин, пока они насмехались и унижали. Активисты запугали клиентов и заблокировали вход в магазин. Кроме того, в окнах универмага М. Джоске, а также во многих других магазинах, антисемитские были нарисованы лозунги. Из-за этого взаимодействия между двумя сыновьями и мальчиками-коттерами клиенты магазина начали медленно избегать покупок здесь, и новые клиенты не занимали их место. В конце концов, из -за этой убытки в доходах, Юлиусу пришлось подавать на банкротство, что привело к ликвидации и продаже компании на аукционе. [ 35 ]
Немецкий банк
[ редактировать ]1 апреля 1933 года, в день общенационального антия-бойкота , после года давления со стороны NSDAP на надзорном совете Deutsche Bank уволить еврейских членов совета директоров, члены NSBO потребовали, чтобы еврейские служащие были удалены от компании. [ 38 ] После этого противостояния лишь несколько сотрудников получили прекращение своих контрактов, но внутреннее давление начало пузыриться под советом членов. В результате этого внутреннего давления многие принадлежащие евреям или эксплуатируемые филиалы и фирмы были очищены или проданы. [ 39 ] В конце концов, больше следовали и между 1932 и 1935 годами, принадлежащие евреям фирмы упали с 100 000 до почти 75 000. К концу 1937 года это число упало до 33 000 в настоящее время эксплуатационных филиалов. Спрос на увольнение еврейских служащих и членов совета директоров было не единственным способом, которым фирмы были «арийские» или в котором они помогали в процессе, таком как Deutsche Bank. В течение этого времени, в частности, в 1935–1940 годах, государственные агентства также увеличивали налоговое бремя на таких предприятиях. В частности, ставка корпоративного налога была увеличена с 20% в 1935 году до 40% в 1939–40. Кроме того, в начале 1939 года был введен новый дополнительный налог ( Mehreinkommensteuer ), который добавил дополнительные 15% к прибыли, которая увеличилась с 1937 по 1938 год. [ 38 ]
Лейпциг для торговли
[ редактировать ]
На Брюле почти десять процентов евреев Лейпцига были частью меховой промышленности города. Большинство евреев в индустрии торговли мехом были польского происхождения, а превосходное качество меха превратилось в Лейпциг в центр для отрасли, а также другие центры в Европе, такие как Париж и Лондон. [ 40 ] В течение 1930-х годов предприятия вдоль Брюля внесли свой вклад в одну треть мировой торговли мехом. В 1933 году, когда нацисты начали влиять на политику, еврейские торговцы мехом и их семьи в Лейпциге страдали. [ 40 ] Нацисты призвали общественность бойкотировать еврейские меха, что затрудняло для многих евреев в Лейпциге зарабатывать на жизнь. Уязвимый по чисто экономическим соображениям, торговля мехом Лейпцига немного рухнула перед нацистским кризисом и во время мировой депрессии . Во время Второй мировой войны удаление еврейского предприятия и союзников приводили к снижению этой отрасли. [ 41 ]
В то время как большинство областей, которые подвергались регулярной атаке, включали банковские и универмаги, торговля одеждой/обуви и общение с крупным рогатым скотом также подвергались нападениям за то, что они «еврейские». В Лейпциге большая часть торгов проводилась в специальных магазинах среднего размера, где его владельцы регулярно несут ответственность за макроэкономические силы, такие как резкое увеличение инфляции. Хотя эти предприятия не были субъектами более поздней системной «арийской», используемой нацистами, в которых законодательство было движущей силой, и вместо этого подвергались преследованиям на ранних стадиях, со стороны партийных функционеров и конкурентов, их часто все еще продавались или даже даже не продавались или даже даже даже не продавались или даже даже даже не продавались или даже даже даже не продавались или даже даже даже не продавались. разрушен этими факторами. [ 38 ] Наряду с давлением со стороны партийных чиновников и конкурентов, иногда банки, такие как отделение Deutsche Bank в Лейпциге, начали отменять кредитные линии и ликвидировать дебетовые счета. [ 39 ] Несмотря на то, что прекращение деловых контактов Deutsche Bank с еврейскими фирмами не было конкретно «арийским» и не было специфичным для торговли меха быть вынужденным превратить арийский. [ 38 ]
CF Peters Music Publishing House
[ редактировать ]
Музыкальный издательский дом CF Peters , построенный в 1900 году и принадлежащий Анри Хинрихсен , процветал в одном из ведущих мест для немецкой музыкальной публикации; Лейпциг . [ 42 ] Анри, успешный бизнесмен и филантроп вскоре стал целью дискриминации и исключения, осуществляемого Berufs-und Standesorganisationen Der Musikverleger (Ассоциация музыкального издателя). После многих лет давления и дискриминации только 17 одобренных «еврейских» музыкальных издателей все еще существовали в Германии, один из тех, кто из которых был Питерс. Однако 10 ноября 1938 года хаос достиг крайности, поскольку штаб -квартира фирмы была разграблена, и музыка была сожжена. [ 35 ] Чуть более года спустя, 15 ноября 1939 года, Анри и его сын Ганс были исключены, и началась принудительная «арийская» компания. [ 42 ] Процесс был выполнен лидером полка SS Герхардом Нотцке, а в июле 1939 года был заключен договор о продаже, и собственность, наряду с такими зданиями, как музыкальная библиотека Peters, была продана за миллион рейхсмарков. Анри, его жена Марта и их сын Ганс вскоре безуспешно попытались эмигрировать в Соединенные Штаты , и вместо этого, после того, как его жена и сын умерли в Брюсселе и Перпиньяне соответственно, Анри был депортирован в Освенцим и позже убит. [ 35 ] [ 42 ]
Два других сына Анри Макс и Уолтер успешно сбежали из Германии и прожили свою жизнь в Лондоне и Соединенных Штатах соответственно. Макс, младший из них, провел много лет, борясь за признание своих прав в каталоге Петерса. В конце концов, в 1951 году они будут признаны постановлением Высокого суда, и Макс продолжит выполнять традицию Лейпцига с его ранее основанным Peters Edition Ltd. [ 42 ]
Уолтер успешно эмигрировал в Соединенные Штаты в 1936 году и в конечном итоге создаст CF Peters Corp. в Нью -Йорке. Здесь он перепечатал бы издание названия Peters и в конечном итоге возглавляет высоко уважаемый издательство. Только девять лет спустя Уолтер вернется в Лейпциг для компаний Business Matters теперь в качестве музыки гражданина США и музыки американской армии. [ 42 ]
Народ хорошо
[ редактировать ]Через пять лет после апрельского бойкота 1933 года, в 1938 году, недавно принятое решение разрешило ликвидацию еврейского сегмента экономики. По сути, еврейские активы были объявлены как « Volksgut » (немецкая: государственная собственность). [ 43 ] Многие крупные и международные компании были наконец пойманы в процессе «арийанизации», такого как Дом CF Peters. К концу следующего года 1939 года немецкая экономика, по сути, была успешно «очищена» от еврейского влияния и движения, которые теперь перемещаются в сторону жилых районов. В частности, евреи начинали выселить из своих домов и переехать в участки, известные как « Judhäuser » (немецкий: еврейские дома). [ 35 ] Два года спустя, в 1941 году, с принятием указания и постановления, первого Главным офисом безопасности Рейх - RSHA (Центральный офис Reich Security) и « Одиннадцатый указ закона о гражданстве Рейха » 25 ноября. В 1941 году евреям не было эмиграции из Германии, и были лишены их гражданства Германии и прав, которые поступали вместе с ним; Евреи, живущие за пределами Германии, были лишены их гражданства. [ 43 ] Вскоре последовала конфискация вещей и активов, и 21 января 1942 года депортации начались в Лейпциге, чтобы переехать евреев в недавно отмеченные еврейские дома. [ 35 ]
Влияние на еврейское население
[ редактировать ]Хотя большинство евреев путешествовали по торговцам, в 1935 году - менее чем через столетие после его учреждения - еврейская община в Лейпциге состояла из 11 564 членов, [ 44 ] Сделать его шестой по величине еврейской общиной в Германии и крупнейшей в Саксонии . Хотя антисемитизм все еще был распространен, сообщество было процветающим и не связанным с нацистской политикой. [ 45 ] Влияние нацистской политики в Лейпциге отражается в значительном снижении евреев, живущих в Лейпциге с 1935 по 1939 год. Немецкий рейх завершил консенсус населения 19 мая 1939 года. Они определили, что пятьдесят процентов от граждан Лейпцига были евреями, где 4470. были евреями по спуска и 4113 по религии. [ 46 ] Снижение еврейской общины Лейпцига с 1935 по 1939 год может быть объяснено нацистским преследованием и эмиграцией, однако население все еще значительное по размеру в настоящее время.
Общественные услуги
[ редактировать ]Еврейская община
[ редактировать ]В настоящее время у Лейпцига самая активная еврейская община в центральной Германии . Остальная синагога, чтобы пережить войну (синагога Броди), имеет единственный ежедневный миньян в центральной Германии.

В 1989 году сообщество насчитывало 30 членов, но в результате иммиграции от бывшего Советского Союза оно начало расти. В 2012 году еврейская община насчитывала 1300 членов. [ 3 ]
Микве
[ редактировать ]В 2006 году был построен микве для женщин.
Еврейские кладбища
[ редактировать ]В Лейпциге есть два еврейских кладбища. NSDAP . , офис доходов и полиция штата решили снести старое еврейское кладбище 30 июня 1937 года, заявив, что область появилась «заросшая», и вход был заблокирован обломками [ 47 ] Триста тридцать четыре еврея были эксгумированы и перезахоровывались вместе в большой могиле на новом израильском кладбище. Старое еврейское кладбище стало игровой площадкой для "арийских" детей. [ 47 ] Новое кладбище использовалось с 1927 года. В апреле 1972 года началось строительство для обновления праздничного зала, а также реконструкция религиозно-ритуального пространства.
Кошерные магазины
[ редактировать ]В сообществе есть кошерный магазин, где люди могут покупать продукты, которые нельзя купить в местных магазинах, таких как мясо, вино, сыр и многое другое. По состоянию на 2012 год местный gemeinderabbiner (рабби сообщества), раввин Зсолт Балла, дает кошерный надзор за одним из пекарни, который приходит на рынок во вторник и пятницу, поэтому сообщество может извлечь выгоду из кошерного хлеба.
В 2019 году в Лейпциге открылось кошерное ресторанное кафе Salomon. Это единственный кошерный ресторан в Лейпциге и первый со времен Второй мировой войны. Меню кафе - Милхиг , подающий молочные продукты и рыбу, но не мясо. [ 48 ]
Образование
[ редактировать ]Начало 1930 -х годов
[ редактировать ]
Школы Лейпцига либо имели учебную программу Carlebach Schule, в которой еврейские исследования были интегрированы в другие академические или нееврейские школы. [ 49 ] Выживший в Холокосте, Мартин Капел, вспоминает, как посещал нееврейскую школу, хотя он был воспитан евреем. [ 25 ] Он помнит, что его учитель часто включал нацистскую пропаганду в свои академические уроки каждый день. В начале каждого термина и последовательно в течение всего термина директор школы Мартина будет стоять перед студенческим органом, держащим большой флаг свастики и выступил с речью, заполненной нацистской пропагандой. После выступления дети должны были поднять руки в нацистском салюте и петь национальный гимн Германии и Хорст-Вессель, нацистскую пропагандистскую песню. [ 25 ]
В 1938 году еврейские дети были вынуждены покинуть нееврейские школы и могли посещать только тех, кто преподавал еврейские учителя. [ 25 ] Поскольку школы были избыточной мощностью, Мартин Капел вспоминает, что у него и многих его одноклассников были проблемы с сосредоточением.
Текущий
[ редактировать ]Более 10 лет в Лейпциге в Лейпциге была еврейская игровая группа и детский сад, управляемый еврейской общиной Лейпцига. Возрастный диапазон составляет от 2 до 6, после чего они идут в первый класс. В дополнение к малышам, еврейские студенты также имеют еврейскую инфраструктуру. В 2005 году Рональда С. Лодер Фонд открыл Tora Zentrum, место, где могут прийти еврейские студенты из Лейпцига и окружающего региона, чтобы встретиться с другими еврейскими студентами и узнать о иудаизме. Tora Zentrum организует еженедельные занятия, блюда Shabbat , а также общественные мероприятия и мероприятия для еврейских студентов в возрасте от 18 до 32 лет. В 2013 году Tora Zentrum изменил свое название на Nezach - Jüdisches Mitteldeutschland.
В 2007 году Ариович-Хауса был основан еврейский общественный центр . Ариович-Хаус служит центром еврейской культуры и наследия посредством праздников, связанных с Израилем программированием и еврейским образованием для общего сообщества.
С 2011 года Лейпциг находится с двойной с городом Герцлия , Израиль . [ 50 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный "Или Zarua" Исаак Бен Моисей из Вены
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Deutsch, G. & Porges, N., nd Еврейская энциклопедия Vol. 12. "Leipsic".
- ^ Jump up to: а беременный в Записи еврейской общины Лейпцига 1422–1997
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. ведущий с "Лейпциг" . Бейт Хэтфутсот: Музей еврейского народа . Архивировано из оригинала 5 мая 2018 года . Получено 4 мая 2018 года .
- ^ Schaitberger, Linda L. "Средневековые торговые ярмарки: Лейпцигер Месс, Франкфуртер Месс, Модель Месса" . www.revisionist.net . Получено 2018-05-04 .
- ^ Ридель, Хорст (2005). Stadtlexikon Leipzig от A до z (на немецком языке). Лейпциг: Pro Leipzig. п. 275. ISBN 3-936508-03-8 .
- ^ «В нашем среде. Фасеты еврейской жизни в Лейпциге в современную эпоху - Институт Лео Бака» . Институт Лео Бака . 2015-06-04 . Получено 2018-05-04 .
- ^ Jump up to: а беременный в «Лейпциг, Германия» . www.jewishvirtuallibrary.org . Получено 2018-05-04 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Архив - нижняя саксония - Лейпциг - Введение» . germansynagogues.com . Получено 2018-05-05 .
- ^ «В нашей среде: аспекты еврейской жизни в Лейпциге» . Институт Глео Бака . Получено 2020-04-19 .
- ^ Штеффен держал. «Евреи в Лейпциге - исторический обзор» (на немецком языке). Израильское сообщество религионов в Лейпциге . Получено 2024-04-02 .
- ^ Грубель, Фред и Мекленбург, Фрэнк. Лейпциг: профиль еврейской общины в первые годы нацистской Германии Vol. 42. Нью -Йорк: Институт Лео Бака, 1997. С. 159.
- ^ Архивировано (дата отсутствует) в kompetent-mit-medien.de (ошибка: неизвестный архивный URL) в: Ltm-Leipzig.de
- ^ Блау, Бруно. Еврейское население 1939–1945 гг. 12 № 2. Блумингтон, Индиана: издательство Университета Индианы 2018. С. 164.
- ^ Gibas, DM, Briel, DC, Knoller, P. и Held, S., 2009. Ограблен. Убитый. С. 4. http://www.juenschesleipzig.de/arisierung_engl09.pdf (20 марта 2018 г.).
- ^ Gibas, DM, Briel, DC, Knoller, P. и Held, S., 2009. Ограблен. Убитый. С. 16. http://www.juendischesleipzig.de/arisierung_engl09.pdf (20 марта 2018 г.).
- ^ Help, Steffen (2011). «Администрация города Лейпциг и депортация евреев в нацистском штате» (PDF) . Городской музей истории Лейпциг (на немецком языке). п. 11 Получено 2024-03-03 .
- ^ Wahrman, Shlomo, чтобы мы не забыли: рос в нацистском Лейпциге, 1933–1939. Brooklyn NY: Publication Mesorah, 1991. С. 132.
- ^ Грубель, Фред и Мекленбург, Фрэнк. Лейпциг: профиль еврейской общины в первые годы нацистской Германии Vol. 42. Нью -Йорк: Институт Лео Бака, 1997. С.162.
- ^ Грубель, Фред и Мекленбург, Фрэнк. Лейпциг: профиль еврейской общины в первые годы нацистской Германии Vol. 42. Нью -Йорк: Институт Лео Бака, 1997. С.163.
- ^ Jump up to: а беременный в Ассоциация еврейских беженцев
- ^ «70 лет назад польский консул сорвал планы нациста » . DW.com (в лаке) . Получено 21 августа 2022 года .
- ^ Jump up to: а беременный Грубл, Фред и Мекленбург, Фрэнк. Лейпциг: профиль еврейской общины в первые годы нацистской Германии Vol. 42. Нью -Йорк: Институт Лео Бака, 1997. С.164.
- ^ Jump up to: а беременный Wahrman, Shlomo, чтобы мы не забыли: рос в нацистском Лейпциге, 1933–1939. Brooklyn NY: Mesorah Publication, 1991. С. 80.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Kapel, M., Chapters 1–4 http://holocaustlearning.org/martin-kapel (March 20, 2018).
- ^ Jump up to: а беременный Wahrman, Shlomo, чтобы мы не забыли: рос в нацистском Лейпциге, 1933–1939. Brooklyn NY: Publication Mesorah, 1991. С. 105.
- ^ Jump up to: а беременный в «Евреям приказано покинуть Мюнхен». Нью -Йорк Таймс : 3.
- ^ Wahrman, Shlomo, чтобы мы не забыли: рос в нацистском Лейпциге, 1933–1939. Brooklyn NY: Publication Mesorah, 1991. С. 106.
- ^ Уиллингем, Роберт Аллен (2005). Евреи в Лейпциге: национальность и община в 20 -м веке . Остин: Университет Техаса в Остине.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и «Лейпциг-счёнау» . Aussenarage-Bechenwald.de (на немецком языке) . Получено 21 августа 2022 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый " HASAG LEIPZIG" Concentration Camp Subcamp " . Получено 21 августа 2022 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Лейпциг-Шхёнефельд (мужчины)» . Aussenarage-Bechenwald.de (на немецком языке) . Получено 21 августа 2022 года .
- ^ Gibas, DM, Briel, DC, Knoller, P. и Held, S., 2009. Ограблен. Убитый. С. 32. http://www.juenschesleipzig.de/arisierung_engl09.pdf (20 марта 2018 г.).
- ^ "Лейпциг-корточка" . Aussenlager-buchenwald.de (на немецком языке) . Получено 21 августа 2022 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Гибас, Моника; Бриэль, Корнелия; Кноллер, Петра; Help, Steffen (2009). «Арийник» в Лейпциге. Изгнан. Ограблен. Убит (PDF) . Лейпциг, Германия: музей истории города Лейпциг, город Лейпциг. ISBN 978-3-910034-08-2 .
- ^ Gibas, Monika, ed. «Арийник» в Лейпциге (на немецком языке). Лейпциг: Leipzig Universitätsverlag. п. 68. ISBN 978-3-86583-142-2 .
- ^ «Проектный универмаг Джоске» (на немецком языке). 2016-10-08 . Получено 2024-04-02 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Джеймс, Гарольд (2001). Deutsche Bank и нацистская экономическая война против евреев: экспроприация еврейской собственности . Кембридж: издательство Кембриджского университета. ISBN 9780511511875 Полем OCLC 51037064 .
- ^ Jump up to: а беременный Никосия, Фрэнсис Р.; Хуэнер, Джонатан (2004-03-01). Бизнес и промышленность в нацистской Германии . Никосия, Фрэнсис Р., 1944 -, Хуэнер, Джонатан., Университет Вермонта. Центр исследований Холокоста. Нью -Йорк, Нью -Йорк. ISBN 9781782389750 Полем OCLC 994874100 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ Jump up to: а беременный Шехтер, Хиллиль (1942). Из показаний Гилеля Шехтера о еврейской жизни в Лейпциге в 1930 -х годах . Shoah Resource Center, Международная школа по исследованиям Холокоста. С. 1–7.
- ^ Harmelin, W. (1964-01-01). «Евреи в меховой промышленности Лейпцига». Ежегодник Института Лео Бака . 9 (1): 239–266. doi : 10.1093/Leobaeck/9.1.239 . ISSN 0075-8744 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и «Компания | издание Peters USA» . www.edition-peters.com . Получено 2018-05-04 .
- ^ Jump up to: а беременный Конфискация еврейской собственности в Европе, 1933–1945 гг.: Новые источники и перспективы: Симпозиум . Мемориальный музей Холокоста Соединенных Штатов, Вашингтон, округ Колумбия: Центр передовых исследований Холокоста. 2003.
- ^ AJC Архив
- ^ Ha-leṿi., ṿahrman, Shelomoh (1991). Чтобы мы не забыли: взросление в нацистском Лейпзичах, 1933–1939 (1 -е изд.). Бруклин, Нью -Йорк: Mesorah Publications. ISBN 978-0899068701 Полем OCLC 27643185 .
{{cite book}}
: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Блау, Бруно. Еврейское население 1939–1945 гг. 12 № 2. Блумингтон, Индиана: издательство Университета Индианы 2018. Стр.161–172.
- ^ Jump up to: а беременный Gibas, DM, Briel, DC, Knoller, P. и Held, S., 2009. Ограблен. Убитый. с. 19. http://www.juenschesleipzig.de/arisierung_engl09.pdf (20 марта 2018 г.).
- ^ Ванопдорп, Дэвис. «Первый послевоенный кошерный ресторан открывается в Лейпциге» . DW News . Получено 2022-09-13 .
- ^ Wahrman, Shlomo, чтобы мы не забыли: рос в нацистском Лейпциге, 1933–1939. Brooklyn NY: Publication Mesorah, 1991. С. 29.
- ^ Партнер Город Герцлия - Шалом Израиль! на сайте Leipzig.de , на немецком языке
Внешние ссылки
[ редактировать ]- http://www.irg-leipzig.de/
- https://web.archive.org/web/20130815055410/http://nezach.org/
- http://www.lauderfoundation.com/
- http://www.ariowitschhaus.de/
- Еврейская община Лейпциг Архивировал 2018-05-05 в The Wayback Machine , музей еврейского народа в Бейт Хэтфутсот
- Проект «Юдишес Лейпциг» с аудиопроизводством на немецком и английском языке