Байкало-Амурская магистраль
Байкало-Амурская магистраль | ||
---|---|---|
Обзор | ||
Родное имя | Байкало-Амурская магистраль | |
Статус | Оперативный | |
Владелец | РЖД | |
Местный | ||
Условия | ||
Продолжение с | Транссибирская магистраль | |
Услуга | ||
Тип | ||
Система |
| |
Оператор(ы) | РЖД | |
Технический | ||
Длина линии | 4324 км (2687 миль) | |
Количество дорожек | 2–1 | |
Ширина колеи | 1520 мм ( 4 фута 11 + 27 ⁄ 32 дюйма ) российская колея | |
Электрификация | переменного тока 25кВ 50Гц Воздушные линии | |
|
The Baikal–Amur Mainline ( Russian : Байкало-Амурская магистраль , БАМ , Baikalo-Amurskaya magistral' , BAM ) is a 1,520 mm ( 4 фута 11 + 27 ⁄ 32 дюйма ) ширококолейная железнодорожная линия в России . Проходя через Восточную Сибирь и Дальний Восток России , БАМ длиной 4324 км (2687 миль) проходит примерно на 610–770 км (380–480 миль) к северу и параллельно Транссибирской магистрали .
Советский Союз построил БАМ как стратегическую альтернативу Транссибирской магистрали, которая считалась уязвимой, особенно на участках, близких к границе с Китаем . Стоимость БАМа составила 14 миллиардов долларов, и он был построен со специальными прочными путями, поскольку большая часть его проходила по вечной мерзлоте . Из-за сурового рельефа, погодных условий, протяженности и стоимости генеральный секретарь СССР Леонид Брежнев в 1974 году назвал БАМ «строительным проектом века». [ 1 ]
Если слой вечной мерзлоты, поддерживающий железнодорожную линию БАМа, растает, железная дорога рухнет и погрузится в слои торфяника , которые не смогут выдержать ее вес. В 2016 и 2018 годах поступали сообщения об изменении климата и ущербе, нанесенном зданиям и инфраструктуре в результате таяния вечной мерзлоты. [ 2 ] [ 3 ]
Маршрут
[ редактировать ]БАМ отправляется от Транссибирской магистрали у Тайшета , затем пересекает реку Ангару у Братска и реку Лену у Усть-Кута , следует мимо Северобайкальска у северной оконечности озера Байкал , мимо Тынды и Хани , пересекает реку Амур у Комсомольска. -на Амуре и наконец достигает Тихого океана у Советской Гавани . На линии проложен 21 туннель общей длиной 47 км (29 миль). Есть также более 4200 мостов общей длиной более 400 километров (250 миль). [ 4 ]
Из всего маршрута Тайшет- Таксимо электрифицирован только западный участок протяженностью 1469 км (913 миль). Маршрут в основном однопутный, хотя резервирование достаточно широкое для двухпутного движения на всей его длине в случае возможного дублирования. Необычность железной дороги заключается в том, что она электрифицирована с использованием контактной сети напряжением 27,5 кВ, частотой 50 Гц, минимальной высотой 6,5 метра (21 фут 4 дюйма) над верхом рельсов, чтобы обеспечить возможность двойной укладки под воздушными проводами на путях российской колеи . что требует модификации подвижного состава для эксплуатации на железной дороге.
В Тынде маршрут пересекает Амуро-Якутская магистраль , идущая на север до Нерюнгри и Томмота , с продолжением до Нижнего Бестяха, открытым в 2019 году. [ 5 ] Первоначальный участок АЯМ, соединяющий Транссибирскую магистраль на Бамовской с БАМом на Тынде, также называют «Маленьким БАМом».
Зимой из Москвы через Тайшет и Тынду ходят пассажирские поезда в Нерюнгри и Томмот , а также ежедневно ходят поезда из Тынды в Комсомольск-на-Амуре и из Комсомольска-на-Амуре в Советскую Гавань на Тихом океане через Ванино ( « Поезд №351Э Владивосток-Советская Гавань ). Время в пути от Тайшета до Тынды составляет 48 часов. [ 6 ] Время в пути от Тынды до Комсомольска-на-Амуре – 36 часов. [ 6 ] Travel time from Komsomolsk-on-Amur to Sovetskaya Gavan is 13 hours. [ 6 ]
Вдоль железной дороги БАМа проложено десять туннелей общей протяженностью 30 километров (19 миль). Они включают в себя: [ 7 ]
- Байкальский тоннель 6685 метров (4,154 мили) [ 8 ]
- Северомуйский туннель 15 343 метра (9 534 миль)
- Кодар Тон 1981 метр (1,231 мили)
- Туннель Дуссе-Алин 1852 метра (1151 миль)
- Коршуновский тоннель 950 метров (3120 футов)
Это одни из самых длинных тоннелей в России.
Кроме того, маршрут пересекает 11 полноводных рек (в том числе Лену , Амур , Зею , Витим , Олёкму , Селемджа и Бурея ). [ 7 ] Всего на нем было построено 2230 больших и малых мостов.
История
[ редактировать ]Первые планы и начало строительства
[ редактировать ]Маршрут современного БАМа впервые рассматривался в 1880-х годах как вариант восточного участка планируемой Транссибирской магистрали.
В 1930-е годы заключенные трудовых лагерей , в частности Бамлага лагеря системы ГУЛАГа , построили участок от Тайшета до Братска . Из-за запутанной передачи названий, название БАМ применялось с 1933 по 1935 год к проекту двухпутной магистрали Транссибирской магистрали к востоку от озера Байкал, построенному в основном с использованием принудительного труда. [ 9 ]
В 1945 году были завершены планы по модернизации БАМа на дизельную или электрическую тягу вместо паровой, а также по увеличению осевой нагрузки восьмиосных нефтяных танкеров для перевозки вновь добываемой нефти из Западной Сибири. [ 10 ] На модернизацию потребовалось 25 лет и 3000 геодезистов и проектировщиков, хотя большая часть работ по реконструкции (особенно центральной части) проводилась в период с 1967 по 1974 год. [ 9 ]
Строительный проект века
[ редактировать ]СССР В марте 1974 года генеральный секретарь Брежнев предложил сделать БАМ одним из двух крупных проектов десятой пятилетки (1976–80). [ 9 ] Он заявил, что «БАМ будет строиться только чистыми руками!» и решительно отверг предложение снова использовать труд заключенных . Несколько недель спустя он призвал Комсомол ( комсомол ) присоединиться к «стройке века». [ 1 ] 17-й съезд ВЛКСМ (состоявшийся в апреле 1974 года) объявил БАМ комсомольским ударным строем , создал центральный комсомольский штаб строительства БАМа и назначил Дмитрия Филиппова начальником штаба .
К концу 1974 года около 50 000 молодых людей из 156 000 молодых людей, подавших заявления, переехали в зону обслуживания БАМа. В 1975 и 1976 годах было открыто 28 новых поселков и возведено 70 новых мостов, в том числе на Амуре и на Лене. И хотя было проложено 110 миль (180 км) путей, скорость укладки путей пришлось бы увеличить почти в три раза, чтобы уложиться в срок в 1983 году. [ 9 ]
В сентябре 1984 года был забит « золотой костыль », соединивший восточный и западный участки БАМа. Западные СМИ не были приглашены на это историческое событие, поскольку советские чиновники не хотели никаких комментариев по поводу эксплуатационного состояния линии. На самом деле по военным причинам только треть путей БАМа была полностью работоспособна для гражданского населения. [ 11 ]
БАМ снова был объявлен завершенным в 1991 году. К тому времени общая стоимость строительства линии составила долларов США 14 миллиардов ( рублей 106 триллионов ).
Кризис
[ редактировать ]Начиная с середины 1980-х годов проект БАМа вызывал все большую критику за плохое планирование. Когда приезжали рабочие, инфраструктура и основные услуги, такие как водопровод, часто отсутствовали. по меньшей мере 60 стремительно развивающихся городов Вдоль маршрута возникло , но сегодня многие из этих мест представляют собой заброшенные города-призраки , а безработица в этом районе высока. Здание БАМа также подверглось критике за полное отсутствие защиты окружающей среды. [ 12 ]
Когда Советский Союз распался , многочисленные горнодобывающие и промышленные проекты в регионе были отменены, а БАМ использовался в значительной степени недостаточно до конца 1990-х годов, имея большой операционный дефицит. [ нужна ссылка ]
В 1996 году БАМ как единый оперативный орган был распущен, западный участок от Тайшета до Хани стал Восточно-Сибирской железной дорогой , а остальная часть передана в управление Дальневосточной железной дороге . [ нужна ссылка ]
Во время российско-украинской войны , 30 ноября 2023 года, произошел взрыв в Северомуйском тоннеле . Вскоре после этого на объездной дороге, используемой в качестве резервной для туннеля, произошел второй взрыв. Служба безопасности Украины . Ответственность за взрывы взяла на себя [ 13 ]
Текущая ситуация и перспективы на будущее
[ редактировать ]Этот раздел необходимо обновить . ( июнь 2019 г. ) |
Байкало-Амурский Расширение основной линии |
---|
Селихино– Nakhodka line |
---|
Серьезным улучшением стало открытие 5 декабря 2003 года Северомуйского туннеля длиной 15,34 км (9,53 мили). Его глубина составляет до 1,5 км (почти 1 милю). Строительство длилось 27 лет. До этого длина соответствующего участка маршрута составляла 54 км (34 мили) с сильными уклонами, что требовало использования локомотивов вспомогательного блока .
В условиях ресурсного бума последних лет и улучшения экономических условий в России использование этой линии увеличивается. Существуют планы по освоению таких горнодобывающих районов, как Удоканское и Чинейское в районе Новой Чары , а также одного из крупнейших в Евразии угольных месторождений Эльгинского (Эльга) в Республике Саха (Якутия). В связи с этим построен или строится ряд веток.
В январе 2012 года российская горнодобывающая компания «Мечел» завершила строительство 320-километровой ветки на Эльгинское, ответвляющейся от станции БАМа Улак, к западу от перехода через реку Зея на северо-западе Амурской области . [ 14 ] [ 15 ] Ветка соединяет Эльгинское угольное разрез с сетью железных дорог России.
В настоящее время обсуждается строительство моста или тоннеля через Татарский пролив до острова Сахалин с возможностью дальнейшего строительства моста или тоннеля от Сахалина до Японии . Туннель с материка на Сахалин ранее был начат при Иосифе Сталине , но был заброшен после его смерти. Вторая попытка в 2003 году также была отложена на время строительства. Текущие экономические условия делают краткосрочное завершение строительства туннеля сомнительным, хотя президент России Дмитрий Медведев заявил в ноябре 2008 года о своей поддержке возрождения этого проекта. [ 16 ]
БАМ теперь также привлекает интерес западных энтузиастов железной дороги, поскольку на нем ведется некоторая туристическая деятельность. [ 4 ]
А также продление самого БАМа от Комсомольска-на-Амуре до Магадана (Охотское прибрежное направление), полная электрификация, полное удвоение путей и двойная укладка под ВЛ на российских путях (при ширине вагонов 6,15 м). высота).
Тайшетская водозаборная линия (Tayshet bypass) |
Severo-Sibirskaya Mainline | Ленско-Камчатская магистраль | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|
|
Вдоль БАМа
[ редактировать ]От Тайшета до озера Байкал 1064 километра (661 миль): [ 4 ]
0 | Тайшет : около 300 километров (190 миль) к востоку от Красноярска , Транссибирская магистраль , трасса М53 до Иркутска. |
129 | Sosnovye Rodniki: timber port; Chuna River |
142 | Возьми это |
269 | Вихоревка : управление железной дороги |
282 | Анзеби: 20-километровая (12 миль) ветка до Братска. |
330 | Железная дорога проходит через вершину Братской плотины. |
463 | Vidim |
546 | Sredneilimskaya on the Ust-Ilimsk reservoir |
554 | Железногорск-Илимский : шахтерский городок |
575 | Хребетовая: ветка на север до Усть-Илимска (см. ответвления ниже); входит в бассейн Лены; Река Кута |
715 | Усть-Кут : порт на реке Лена , где товары загружаются на лодки для транспортировки на север; конец линии до 1974 года |
736 | Лена Восточная: восточнее Лены, начало собственно БАМа с 1974 г.; маршрут поворачивает на восток-юго-восток |
786 | Звездная: первый новый город, построенный на БАМе |
890 | Киренга: в 12 км (7,5 милях) к востоку находится более крупный город Магистральный; Река Киренга и мост |
931 | Улькан: на Ульканском рукаве Киренги. |
1,005 | Дельбиченда: последняя остановка перед 6,7-километровым (4,2 мили) Байкальским горным туннелем (между 1979 и 1984 годами через гору существовал 15-километровый (9,3 мили) объездной путь) |
1,014 | Дабен |
1,064 | Озеро Байкал |
От Байкала до Тынды 1300 километров (810 миль):
1,064 | Северобайкальск ; четыре небольших туннеля вдоль озера |
1,104 | Нижнеангарск ; покинуть озеро Байкал, на северо-восток вдоль реки Верхняя Ангара.
долина |
1,257 | Новый Уоян : идут разговоры о строительстве железной дороги отсюда на юг до Транссиба; входит в Северомуйские горы; много вечной мерзлоты отсюда до Тынды |
1,385–1,400 | Северомуйский туннель : длина 15,7 км (9,8 миль), очень сложная конструкция; листья горные; живописный участок с горами на севере и юге; много тумана |
1,484 | Таксимо : конец электрифицированного участка; Река Муя |
1,548 | Shivery: leaves Buryat Republic ; Vitim River |
1,577 | Куанда: официальное «завершение» БАМа отмечалось здесь в сентябре 1984 года; долина в горы |
1,664 | Кодар: горы Кодар, туннель длиной 1,9 км (1,2 мили). |
1,734 | Novaya Chara |
1,879 | Хани: единственный город БАМ в Республике Саха ; самая северная точка линии; маршрут поворачивает на юго-юго-восток вдоль реки Олёкмы ; входит в бассейн Амура |
Tynda to Komsomolsk 1,473 kilometres (915 mi):
2,364 | Тында : ветка железной дороги и автодороги М56 на север до Якутска; маленький БАМ на юг до Транссиба |
2,704 | Мост через Зейское водохранилище ; Маршрут направляется на юго-восток |
3,205 | реку Бурея Мост через |
3,315 | Новый Ургал : ответвление на юг к Транссибирской магистрали. |
3,403 | на восток до туннеля Дуссе-Алинь ; на северо-восток вверх по реке Амгунь |
3,633 | Постышево: восток |
3,697 | Озеро Эворон ; на юго-восток до км 3837: Комсомольск-на-Амуре |
Komsomolsk to Sovetskaya Gavan 486 kilometres (302 mi):
Этот участок был построен заключенными во время Второй мировой войны , за исключением 19-километрового участка к востоку от Комсомольска, который был завершен в 1974 году.
3,819 | Комсомольск; длиной 1734 метра (5689 футов) через реку Амур Мост |
0 | Пиван (новая нулевая точка) |
51 | Селихин: Филиал |
95–340 | Горы Сихотэ-Алиня |
403 | Только |
441 | Ванино : порт, железнодорожный паром на остров Сахалин , практическое завершение пассажироперевозок. |
467 | Sovetskaya Gavan : naval base |
В апреле 2008 года государственная корпорация «Бамтоннельстрой» начала работы по строительству нового однопутного Кузнецовского тоннеля длиной 3,91 километра (2,43 мили) в обход старого тоннеля, построенного в 1943–1945 годах. [ 17 ] Его открыли в декабре 2012 года. Старый туннель имел сложные уклоны; строительство нового туннеля устранило узкое место на БАМе. [ 18 ] Проект стоимостью 59,8 млрд рублей (около 1,93 млрд долларов) включал в себя прокладку 20 километров (12 миль) новых путей. В 2010 году, по словам Якунина , участок между Комсомольском и Советской Гаванью был самым слабым звеном на БАМе, который, по его словам, в 2050 году может перевозить 100 миллионов тонн грузов в год. [ 19 ]
Филиалы
[ редактировать ]- 575: Хребтовая до Усть-Илимска, 214 километров (133 мили): открыта в 1970 году, проходит на северо-восток и обслуживает Усть-Илимскую плотину .
- 1257: Новый Уоян: возможное начало линии на юг и восток до озера Байкал.
- 2364: Тында до Транссиба у Бамовской, 180 километров (110 миль) («Маленький БАМ»): эта ветка была построена заключенными в 1933–1937 годах, разорвана в 1942 году, рельсы отправлены на фронт и восстановлены в 1972–75.
- 2,364: Tynda to Yakutsk: see Amur–Yakutsk Mainline .
- 3315: от Нового Ургала до Транссибирской магистрали у Известовской, 328 километров (204 миль): в бассейне реки Бурея он был построен в основном японскими военнопленными. угольному месторождению есть ветка протяженностью 32 километра (20 миль) на север От Нового Ургала к Чегдомынскому .
- 3837: Комсомольск на юг до Хабаровска, 374 километра (232 мили); на восточном берегу (пойме) Амура. 99 километров (62 миль) к югу: озеро Болон .
- 51 (перезапуск линии км в Комсомольске): от Селихина до Черного Мыса, 122 километра (76 миль): на север вдоль Амура. Построенный в 1950–53 годах, его планировалось продлить до туннеля на остров Сахалин. Ходят разговоры о его возобновлении.
Дорога БАМа
[ редактировать ]Примерно вдоль железнодорожного пути проходит дорога БАМ - железнодорожный путь. Сообщается, что он находится в очень плохом состоянии: разрушенные мосты, опасные переправы через реки, серьезные выбоины и «безжалостные энергозатратные трясины». Узкий полуразрушенный мост через реку Витим (он же Куандинский мост) [ 20 ] пересекающая реку Витим, привлекла внимание с момента своего первого появления в социальных сетях в 2009 году. [ 21 ] Проезд по мосту запрещен с 2016 года, но он остается обычной дорогой, по которой отдельные лица могут добраться до города Коанда. [ 22 ]
Дорога проходима только для самых экстремальных внедорожников и приключенческих мотоциклов . В 2009 году группе из трёх опытных мотоциклистов потребовался целый месяц, чтобы добраться из Комсомольска (на востоке) до озера Байкал . [ 23 ] [ 24 ]
Почести
[ редактировать ]Астероид главного пояса 2031 БАМ , открытый в 1969 году советским астрономом Людмилой Черных , назван в честь строителей БАМа. [ 25 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Железнодорожный вокзал в Тынде
-
Железнодорожная станция на Вихоревке.
-
Железнодорожный вокзал в Февральске
-
Старое здание вокзала на Тайшете
-
Железнодорожные войска на строительстве БАМ-2. июль 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Браун, Дейл М.; Манн, Мартин, ред. (1985). Библиотека Наций: Советский Союз . Александрия, Вирджиния : Книги Time Life . ISBN 0-8094-5327-4 .
- ^
«Замедленные затонувшие корабли: как тающая вечная мерзлота разрушает арктические города» . Хранитель . 14 октября 2016 г. Проверено 18 октября 2019 г.
Валерий Гребенец с кафедры криолитологии и гляциологии МГУ рассказывает своим студентам 13 «страшилок» о таянии вечной мерзлоты, в том числе о короблении автомобильных и железных дорог [...]
- ^ «Таяние вечной мерзлоты угрожает миллионам жителей Арктики и их инфраструктуре» . Арктика сегодня . 14 декабря 2018 года . Проверено 18 октября 2019 г.
Исследование показало, что в длинном списке уязвимых искусственных сооружений железные дороги несут один из самых высоких рисков ущерба от таяния вечной мерзлоты.
- ^ Jump up to: а б с Йейтс, Атол; Звегинцов, Николай (1995). Путеводитель по Сибирскому БАМу: Железные дороги, реки и дороги (см. Отрывок) (2, изд. 2001 г.). Англия: Публикации первопроходцев. ISBN 1-873756-18-6 .
- ^ «В этом месяце откроется для пассажиров удивительная новая железная дорога Сибири — «Вечная мерзлота» . Сибирские времена. 22 июля 2019 года . Проверено 25 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с "Новости компании" [новости компании] (на русском языке). Архивировано из оригинала 25 декабря 2012 г. Проверено 5 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Байкало-Амурская магистраль | РЖД» . Архивировано из оригинала 18 апреля 2017 г. Проверено 1 мая 2020 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «БАМ! Как получить максимум удовольствия от путешествия по другой железной дороге Сибири» . www.rbth.com . 15 января 2016 года . Проверено 6 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Шабад, Теодор; Моте, Виктор Л. (1977). «Ворота к сибирским ресурсам» (БАМ) . Нью-Йорк: Холстед Пресс/Джон Уайли. стр. 71–73. ISBN 0-470-99040-6 .
- ^
Сравнивать:
Гайдар, Егор (2010). Крах империи: уроки для современной России . Перевод Антонины В. Буи. Издательство Брукингского института. п. 100. ИСБН 9780815731153 . Проверено 5 декабря 2015 г.
Первая нефтяная скважина в Западной Сибири была открыта в сентябре 1953 года73. Крупномасштабные геологические открытия пришлись на период 1961-65 [...].
- ^ Уорд, CJ (2001). «Продажа «проекта века»: представления о Байкало-Амурской магистрали (БАМ) в советской прессе, 1974–1984 гг.». Канадские славянские документы . 43 : 75–95. дои : 10.1080/00085006.2001.11092272 . S2CID 129139539 .
- ^ Виктор Л. Моте (1990). «БАМ после фанфар: невыносимая ойкумена». В Джоне М. Стюарде (ред.). Советская среда: проблемы, политика и политика . Кембридж. стр. 40–54. ISBN 9780521414180 .
- ^ «Служба безопасности Украины взорвала железную дорогу, связывающую Россию и Китай» . Украинская правда . 01.12.2023 . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ «Мечел» сообщает о завершении прокладки железнодорожных путей к Эльгинскому угольному комплексу» . www.mechel.com . Проверено 16 августа 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Мечел сообщил о получении разрешения Федерального агентства железнодорожного транспорта на эксплуатацию Эльгинской железной дороги» . www.mechel.com . Проверено 16 августа 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ PrimaMedia : Президент России хочет остров Сахалин соединить с материком (Russian)
- ↑ Строительство нового Кузнецовского тоннеля , пресс-служба Бамтоннельстроя, без даты. Архивировано 6 марта 2014 г. в Wayback Machine . Проверено: 31 марта 2011 г.].
- ^ «Кузнецовский тоннель сокращает коридор БАМа» . Железнодорожный вестник Интернэшнл . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ Объемы грузоперевозок по БАМу к 2050 году достигнут 100 млн тонн в год , Portnews.ru, Санкт-Петербург, 24 марта 2010 г. Проверено: 31 марта 2011 г.].
- ^ Маронезе, Николас (25 января 2018 г.). «Наблюдать за тем, как внедорожник пересекает этот узкий мост без перил, очень нервно» . Вождение . Постмедиа сеть . Проверено 14 января 2022 г.
- ^ Холдерит, Питер (16 июля 2021 г.). «Этот гниющий Сибирский мост — один из самых схематичных речных переходов в мире» . Thedrive.com . Бруклин Медиа . Проверено 14 января 2022 г.
- ^ Вода из реки, отопление дровами, самый опасный мост в России Archived 2024-02-13 at the Wayback Machine , novayagazeta.eu, 13 February 2024
- ^ «МКН Приключения» . Август 2011 года . Проверено 6 декабря 2023 г.
- ^ «Дорога БАМа – окончательное испытание человека и машины – Adventure Rider» . www.advrider.com . Проверено 16 августа 2017 г.
- ^ Шмадель, Лутц Д. (2003). Словарь названий малых планет (5-е изд.). Нью-Йорк: Springer Verlag. стр. 164. ИСБН 3-540-00238-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Байкало-Амурской магистрали от Wikivoyage Путеводитель по
- История строительства БАМа
- Частная домашняя страница о БАМе (раздел на английском языке). Архивировано 12 февраля 2011 г. на Wayback Machine.
- БАМ: советская стройка века
- Руководство BAM на веб-сайте Trailblazer Publications
- Статья о путешествиях NYTimes 2012 г.
- Байкало-Амурская магистраль — популярный маршрут приключенческого мотопутешествия.