Lyudmila Tselikovskaya
Lyudmila Tselikovskaya | |
---|---|
Tselikovskaya in Tale of a True Man , 1948 | |
Рожденный | Lyudmila Vasilyevna Tselikovskaya 8 сентября 1919 г. |
Умер | 4 июля 1992 г. | ( 72 года
Занятие | Актриса |
Годы активности | 1938–1980-е годы |
Супруг (а) | Yuri Alexeev-Meskhiyev Boris Voytekhov Mikhail Zharov Каро Алабян |
Награды | Народный артист РСФСР (1963). |
Людмила Васильевна Целиковская ( русский : Людмила Васильевна Телико́вская , 8 сентября 1919 — 4 июля 1992) — российская актриса , которую лучше всего помнят по главным ролям в таких фильмах, как «Сердца четырёх» (1941–1944), «Антон Иванович злится» (1941), «Воздушный извозчик» (1943), «Иван Грозный» (1944), «Близнецы» (1945) и «Оживленная усадьба». (1946). [ 1 ] В 1963 году она была удостоена звания Народной артистки РСФСР. Игнорируемая официозами Целиковская вызывала восхищение у широкой публики и почиталась как настоящая легенда советского кино военного времени. [ 2 ] [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Людмила Васильевна Целиковская родилась в Астрахани в семье музыкантов. Ее отец, театральный музыкальный продюсер, позже дирижировал оркестром Большого театра . Ее мать, оперная певица, также выступала в Большом театре в конце 1920-х годов. В 1925 году семья переехала в Москву, где девочка, обладавшая безупречным слухом , поступила на класс фортепиано в престижное Государственное музыкальное училище имени Гнесиных . Несмотря на неодобрение родителей, она предпочла стать актрисой и в 1937 году поступила в Театральный институт имени Щукина . Еще будучи студенткой, она вошла в коллектив Московского театра имени Вахтангова и дебютировала там в партии Кларисы в опере «Слуга двух господ» Карло Гольдони . [ 3 ]
В 1938 году Целиковская дебютировала на большом экране в роли пионервожатой Вали в фильме « Юные капитаны» . Замеченная кинорежиссером Константином Юдиным , она была приглашена в актерский состав его комедии «Сердца четырех» в роли Шуры Мурашовой. Поскольку началась Великая Отечественная война , фильм пришлось отложить. После выхода в 1945 году он пользовался большим успехом, заняв пятое место в советских кассовых чартах того года. Однако массовая популярность пришла к Целиковской двумя годами ранее, с «Воздушным извозчиком» написал , сценарий которого Валентин Катаев специально для нее. Во время съемок фильма Целиковская влюбилась в коллегу-актера Михаила Жарова , за которого вскоре вышла замуж. В 1943 году пара провела несколько месяцев на фронте, давая концерты для бойцов Громова генерала 3-й воздушной армии . [ 3 ]
После « Воздушного извозчика » премьеры Сергея Эйзенштейна Целиковская появилась в исторической эпопее «Иван Грозный» в роли царицы Анастасии , изначально предназначавшейся для Галины Улановой . Все ведущие актеры фильма удостоены Сталинской премии, кроме Целиковской. «Самая невероятная царица», — якобы произнес Сталин, вычеркивая ее имя. глаз Ничего, кроме неприятностей, фильм не принес Целиковской: за один сеанс она серьезно повредила хрусталик и временно лишилась работы в Театре имени Вахтангова, где потеряли всякое терпение к вечно отсутствующей звезде. «Меня никогда не поддерживало правительство. Кроме того, если Александров не пользовался ничем, кроме похвал, то фильмы Константина Юдина всегда подвергались критике, почему-то такая тенденция была. Мне всегда казалось, что наше политическое руководство относилось ко мне как к второсортной актрисе. Но простые люди меня любили, и это придавало мне сил», — рассказывала позже Целиковская. [ 3 ]
После войны Целиковская появилась в «Близнецах» Константина Юдина (1945), а затем в «Занятом поместье» , которое Жаров написал и поставил специально для своей жены в 1946 году. Романтическая комедия на военную тематику, в которой Целиковская сыграла капрала Тоню, донимаемую женихами, все героические. летчиков, был звездным романом (с Жаровым в роли фельдфебеля Семибабы и Сергеем Филипповым, немецким шпионом), но был встречен критиками прохладно, обвинившими его создателей в «потворстве дурному вкусу» и «отсутствии прогрессивных идей». Тем не менее, в списке самых популярных фильмов СССР 1946 года он занял 7-е место. [ 3 ]
Зиночка, сестра милосердия в Александра Столпера экранизации Бориса Полевого » « Сказки о хорошем человеке (1948), могла бы стать поворотным моментом в карьере Целиковской в кино, но ее драматическая игра не произвела впечатления на других режиссеров-постановщиков. желающая только эксплуатировать свой наивный образ инженю . Отбрасывая один сценарий за другим, актриса следующие девять лет провела без работы в кино. Наиболее значимыми ее театральными ролями этого периода стали Дениза де Флавиньи ( «Мамзель Нитуш» ), Царица Мария Нагая ( «Великий царь» , пьеса Владимира Соловьева) и Женера ( «Глубокие корни » Джеймса Гоу и Арно д'Юссо). В конце 1940-х годов Целиковская оказалась в глубокой личной беде. Ее четвертый муж, успешный советский архитектор Каро Алабян (за которого она вышла замуж в 1948 году, после развода с Жаровым), внезапно впал в немилость Лаврентия Берии . Он потерял работу и дом, поэтому до 1953 года супругам пришлось жить у друзей и родственников. [ 3 ]
Самым известным фильмом Целиковской 1950-х годов стал Самсона Самсонова » «Кузнечик (по Антона Чехова одноименному рассказу ), где она сыграла Ольгу, жену Дымова. На Венецианском кинофестивале 1955 года он был признан лучшим иностранным фильмом и получил награду «Серебряный лев» . Смерть Алабяна в 1959 году ознаменовала начало очередного тяжелого периода для Целиковской, который, несмотря на получение ею в 1963 году звания Народной артистки РСФСР , продолжался и до самой старости. [ 3 ]
В начале 1960-х она стала партнёршей театрального режиссёра Юрия Любимова . "Я точно знаю, что именно из-за этой связи ей было отказано в звании Народной артистки СССР . Театр несколько раз выступал с предложением, но для чиновников был важен сам факт того, что она является гражданской женой Любимова. достаточно, чтобы оправдать отказ», — настаивал позже сын Целиковской Александр Алабян. С приходом Михаила Ульянова в Театр имени Вахтангова ей вообще перестали давать роли - по той же причине. Одной из последних ее ролей в кино стала роль Раисы Гурмыжской в экранизации романа Александра Островского « Лес» .
Lyudmila Tselikovskaya died of cancer on July 6, 1992. She is interred in Novodevichye Cemetery , next to Karo Alabyan's grave. [ 3 ]
Частная жизнь
[ редактировать ]Целиковская вышла замуж за своего сокурсника, впоследствии актера МХАТа Юрия Алексева-Месхиева (1917–1946) еще во время учебы в Театральном институте имени Щукина , в 1938 году. Ее вторым мужем стал журналист, писатель, драматург (а позже редактор журнала «Смена ») Борис Войтехов. (1911–1975). Они поженились в 1939 году и развелись два года спустя.
В Алма-Ате на съемках «Воздушного извозчика » Целиковская влюбилась в Михаила Жарова , тогда уже женатого мужчину. Позже Целиковская называла свои первые два брака «заблуждениями молодости», а о Жарове отзывалась с большой теплотой. «Он любил меня сильнее всех, а я любила Алабяна больше всех», — признавалась она позже. В 1948 году Целиковская развелась с Жаровым и вышла замуж за архитектора Каро Алабяна, вскоре родив Александра, своего единственного ребенка. В 1959 году от рака умер четвертый муж Целиковской. [ 3 ]
Людмилы Целиковской и Юрия Любимова Отношения начались в начале 1960-х годов и продлились 15 лет. Незадолго до смерти актриса сказала своему сыну Александру Алабяну: «Чтобы жить с гением, нужно быть душечкой , а я наоборот, всегда настаиваю на том, чтобы все было по-своему. Вскоре мы начали одного раздражать». другой... Видимо, от меня ждали, что я буду петь гимны Юрию Петровичу, что было совсем не по моей части... Однако мы хорошо провели время и хорошо расстались. Тем не менее, много внимания уделяется тому факту, что после смерти Целиковской Любимов не присутствовал на похоронах и даже не отправил ноту соболезнования. [ 3 ]
Фильмография
[ редактировать ]- Young Captains (Molodye kapitany, 1939, Valya, the Pioneer leader)
- Four Hearts (Serdtsa tchetyryokh, 1941, Shura Murashova)
- Anton Ivanovich Is Angry (Anton Ivanovich serditsya, 1941, Sima Voronova)
- The Aerial Cabman (Vozdushny izvozchik, 1943, Natasha Kulikova)
- Такси в рай (1943)
- Ivan The Terrible (Ivan Grozny, 1944, Tsarina Anastasiya Romanovna)
- Twins (Bliznetsy, 1945, Lyuba Karasyova)
- A Noisy Household (Bespokoynoye khozyaistvo, 1946, corporal Tonya Lalmykova)
- The Tale of a Real Man (Povest o nastoyashchem tcheloveke, 1948, Zinochka)
- Karandash on Ice (Karandash na ldu, 1948)
- We Met Sometime (My s vami kogda-to vstrechalys, 1954, Larisa Levkoyeva)
- The Grasshopper (Poprygunja, 1955, Olga Dymova)
- Much Ado About Nothing (Mnogo shuma iz nichego, 1956, Beatrice)
- Ordinary Family (Semya kak semya, 1970, Korobova)
- Dames and Hussars (Damy i gusary, 1976, Anelya)
- Classmates (Odnokashniki, 1978, Popovskaya)
- Лес (Меньше, 1980, Раиса Гурмыжская)
- The Fantastic Bet (Neveroyatnoye pari, 1984, Madam Brykovich)
- Портрет (Портрет полной дамы, 1987)
- Repetitor (1987, Ksenya Zamyatina)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Питер Роллберг (2009). Исторический словарь российского и советского кино . США: Роуман и Литтлфилд. стр. 704–705. ISBN 978-0-8108-6072-8 .
- ^ "Tselikovskaya, Lyudmila Vasilyevna" . www.peoples.ru . Retrieved 6 March 2015 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж "Tselikovskaya, Lyudmila Vasilyevna" . kino-teatr.ru . Retrieved 6 March 2015 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]