Тойоко Токива
Тоёко Токива ( Токива Тойоко , Токива Тойоко ) (1928) [ 1 ] – 24 декабря 2019 г. [ 2 ] ) была японским фотографом, наиболее известной своей книгой текстов и фотографий 1957 года «Кикен на Адабана» ( 危険な毒花 ), и особенно своим изображением квартала красных фонарей после оккупации в Иокогаме с американскими военнослужащими. [ 3 ]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Тойоко Токива родилась в Иокогаме в 1928 году. [ н 1 ] (Как фотограф, она позже написала «тойо» хираганой, а не оригинальной катаканой . [ н 2 ] ) Ее семья владела оптовым продавцом спиртных напитков в Канагава-дори 4-тёмэ в Канагава-ку, Иокогама , где она жила, пока здание не сгорело во время американской бомбардировки 29 мая 1945 года , в результате чего ее отец получил смертельные ожоги. [ 4 ] [ 5 ] Ее старший брат использовал камеру Rolleicord и темную комнату , и это в сочетании с желанием работать среди мужчин побудило Токиву захотеть работать фотографом еще до того, как она сама использовала камеру. [ 4 ]
Токива окончил Токийский Касей-Гакуин (предшественник Токийского младшего колледжа Касей-Гакуин ) в 1951 году. [ 3 ] Она начала работать диктором , но вместо этого мечтала стать фотографом, вступив в женский фотоклуб Шираюри ( White Юрий фотоаппарат-клуб , Сираюри Камера Курабу ); [ 6 ] на нее повлиял реализм японской фотографии того времени (под руководством Кена Домона ). [ 3 ]
Некоторые из самых ранних фотографий Токивы — это Осанбаши , пирс в Иокогаме, к которому пришвартовывались американские корабли и который, таким образом, был местом эмоциональных расставаний и воссоединений семей американских военных. Она смогла сфотографировать крупным планом, не вызвав никаких комментариев, и ей очень понравилась эта работа. [ 4 ] Но она быстро перешла к своему основному интересу — работающим женщинам. Несмотря на первоначальную ненависть к американской армии, вызванную, в частности, смертью ее отца, и отвращение к проституции, она просто пригласила себя в акасен ( район красных фонарей) Иокогамы, спросила девочек, можно ли ей фотографировать, и была принята. [ 5 ]
Позже Токива выйдет замуж за фотографа-любителя Тайко Окумура ( Окумура Ясухиро , 1914–1995). [ 7 ] [ 8 ] – чьи фотографии послевоенной Японии появляются вместе с ее фотографиями в книге 1996 года – и одновременно работают домохозяйкой и фотожурналистом. [ 3 ]
Она была членом Общества профессиональных фотографов Японии. [ 9 ] и возглавлял Ассоциацию фотографов префектуры Канагава (Kanagawa Prefectural Photographers Association , Kanagawa-ken shashin-sakka kyōkai ). [ 4 ] [ 10 ]
Кикен на Адабана
[ редактировать ]
В 1956 году Токива провел выставку под названием «Хатараку Дзёсэй» ( 働く女性 , «Рабочие женщины») в фотогалерее Конисироку (Токио), которая получила большое признание. На выставке были представлены профессиональные борцы , модели , амы , медсестры и проститутки. [ 3 ]
В 1957 году вышла ее книга «Кикен на Адабана» ( буквально « Опасные ядовитые/бесплодные цветы»). [ н 3 ] был опубликован Микаса Сёбо. Его текст разделен на три части:
- Кикен и квадрат (как объяснено выше)
- Fāsutofurekkusu kara Kyanon made (т. е. «От Firstflex до Canon»; Firstflex — это марка двухобъективной зеркальной камеры, созданная Tokiwa Seiki, 常盤精機 )
- Kōfuku e no iriguchi no aru ie (т.е. «Дом с входом в счастье»)
Каждое из них подразделяется на короткие эссе. Текст написан от первого лица и часто о самой Токиве: на (составной) фотографии на обложке и на фронтисписе Токива изображена с Canon дальномерной камерой в тот период, когда фотография в Японии была в основном мужским занятием. [ н 4 ]
Текст книги прерывают четыре раздела фотографий, сделанных в 1952–1957 годах (подписи и технические данные приведены на стр. 242–241). [ n 5 ] ). На первой фотографии каждого есть название; это:
- Ару мачи но курай онна но иру фукей (т. е. «Мрачный пейзаж с женщинами одного японского города»). В основном это уличные сцены в этом городе (Йокогама), где много девушек и американских военнослужащих. На стр. 44–45 представлена самая известная фотография Токивы. [ n 6 ] снято в Вакаба-тё Ба-гай ( улица баров Вакаба-чо , улица баров), за Исезакичо , [ 5 ] показано, как девушку удерживает иностранец, в то время как другая в форме смотрит в сторону.
- Кикен на хакимоно (т. е. «Опасная обувь»). На первой фотографии изображены гэта и сандалии, брошенные у входа в больницу; На следующих фотографиях изображены девушки, ожидающие инъекций и обязательных проверок на отсутствие венерических заболеваний или имеющие их .
- Фасутофуреккусу кара Кьянон сделал (как объяснялось выше). Сложная серия: иностранные гости в Японии, ама , обнаженное моделирование и чиндонья .
- Кофуку э но иригучи но ару ие (как объяснялось выше). Более счастливые сцены с молодыми женщинами – хотя сериал заканчивается сценой, показанной в объективе на обложке.
Котаро Иидзава называет книгу «самой сильной и сострадательной работой женщины-фотографа той эпохи». [ 11 ]
Работа на телевидении
[ редактировать ]С 1962 по 1965 год Токива продюсировал телесериал «Хатараку Джосэй-тати» ( «Работающие женщины »). [ 3 ]
Другие фотографии и публикации
[ редактировать ]Токива фотографировала возле военных баз США в Йокосуке (1958 г.) и на островах Рюкю (1960 г.), Советском Союзе (1974 г.), Тайване и Малайзии (1975–80 гг.). С 1985 г. она работала над проблемами пожилых людей. [ 5 ]
Более позднему творчеству Токивы до сих пор (начало 2010 года) не была посвящена ни одна книга, но с 1950-х по 1970-е годы ее работы появлялись в журналах Asahi Camera , Camera Mainichi Nippon Camera , Sankei Camera и , Shashin Salon . [ 3 ]
В ноябре 2010 года, когда она выступала (23 числа) на Японского общества профессиональных фотографов, в Иокогаме. фотовыставке «Женщины», посвященной 60-летию [ 12 ] перед аудиторией численностью около ста человек в первые дни своей карьеры фотографа она жила в Иокогаме и работала над фотографированием людей с болезнью Альцгеймера . [ 13 ]
Другая работа
[ редактировать ]В 1967 году Токива присоединилась к комитету по отбору работ для выставки префектуры Канагава , а в 1987 году преподавала в Фудзисава Бунка Сента ( Фудзисава, Канагава ). [ 14 ]
Выставки
[ редактировать ]В 1957 году Токива присоединился к Томацу , Нарахаре и другим на первой выставке « Дзюнин но Ме» ( 10人の目 , «Глаза десяти»). До 1960 года Токива представляла свои работы на нескольких выставках, по крайней мере один раз вместе с Хисаэ Имаи . [ 3 ] [ 14 ]
В рамках третьего месяца фотографии в Токио в 1998 году в различных галереях Токио было представлено множество фотовыставок. Основной темой был «Глаз женщин-фотографов» ( Josei Shashinka no Manazashi ), на котором были представлены фотографии Токивы и других известных японских женщин-фотографов. периода 1945–1997 гг. [ 15 ]
Токива приняла участие в выставке Yokohama Photo Triangle в 2009 году, проходившей в рамках 150-летия открытия порта Иокогама , где она также организовала программу гражданского участия. [ 6 ]
Постоянные коллекции
[ редактировать ]- Токийский Метрополитен-музей фотографии . [ н 7 ]
- Художественный музей префектуры Ямагути . [ 16 ] [ 17 ]
- Иокогамская гражданская художественная галерея . [ 18 ]
Книги Токивы
[ редактировать ]- Кикен на Адабана ( опасный ядовитый цветок ). [ н 3 ] Токио: Микаса Сёбо, 1957. (на японском языке).
- С Тайко Окумура ( Ясухиро Окумура ) Сэнго 50-нэн: Йокогама Сайген: Футари де Уцусита Хайсен Сутори ( Реконструкция Иокогамы через 50 лет после войны, история поражения, захваченного двумя людьми ). [ н 8 ] Токио: Хэйбонся, 1996. ISBN 4-582-27733-0 . (на японском языке) Фотографии Иокогамы после войны; стр. 3–95 показывают работы Окумуры, стр. 96–143 показывают работы Токивы.
- Ватаси-но нака-но Йокогама Дэнсэцу: ( Шасинсю , 1954–1956 ) Токива Тойоко на японском языке Фотографии Иокогамы, 1954–56.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Иидзава Котаро ( Иидзава Котаро ) Шашин-Котоба: Шашинка Нидзюго-нин, Каку Катарики ( Фотографии и слова: двадцать пять фотографов, так говорят ). Шуэйша Синсё Токио: Шуэйша, 2003. ISBN 4-08-720176-7 . Страницы 91–97 посвящены Токиве.
- Мацумото Норихико Matsumoto Norihiko ) «Gun-kichi-mondai ni idomu: Saeki Yoshikatsu to Tokiwa Toyoko ( » Сэнго-Сашин но Аюми о Тадору ( Глаза фотографа, запечатлевшего эпоху Сёва). (Прослеживая историю послевоенной фотографии ) Токио: Асахи Синбунша, 1989. ISBN 4-02-258453-Х .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Как сказано в статье Асахи Синбун , цитированной выше; кроме того, в цитированной выше статье Канагава Синбун Канароко говорится, что на момент смерти ей был 91 год. Однако Морияма ( Нихон шасинка дзитен ) говорит о 15 января 1930 года. Год рождения 1930 широко указывается, даже по крайней мере в одной научной статье, посвященной Токиве ( Масахиро Миура (24 марта 2014 г.). Токивы » . Взгляд « 56. Университет Риккё: ) Тойоко 63–70 . ISBN 978-4-8169-1949-7 ), который можно было бы считать авторитетным, ничего не говорит о году, не говоря уже о дате рождения. (Альтернативное англоязычное название « Биографический словарь современной японской фотографии » появляется в последней книге, содержание которой только на японском языке.)
- ^ Источником Тоёко Токива является «Тойоко Токива» , стр. 341–342 в рамках Токийского Метрополитен-музея фотографии, «Энциклопедия современных фотографов» Токио: Nichigai Associates, 2005. ISBN 978-4-8169-1949-7 . В «Нихон Шашинка Дзитен» (2000) Морияма вместо этого утверждает, что это было 常盤 刀洋子 . Поскольку обе книги были отредактированы под руководством Токийского Метрополитен-музея фотографии, вполне вероятно, что новая книга была составлена с учетом предыдущей и, следовательно, более надежна.
- ^ Jump up to: а б Название этой книги изобилует сложностями. Первый (тривиальный) заключается в том, что он отображается как危險な毒花 (со старой формой иероглифа « кен на лицевой и корешке суперобложки и на титульном листе ») , но как 危険な毒花 (с ) более новая форма на самом корешке, половине названия , колофоне и передней части оби . Во-вторых, чтение последних двух символов названия проблематично. В самой книге, по-видимому, нигде не указывается чтение (хотя в ее колофоне указано чтение «Токива»). Японские словари китайско-японского языка не включают комбинацию 毒花 ; словари японского языка, такие как Кодзиен, не включают его ни в одно из наиболее очевидных прочтений: докубана, докухана, докука или докка. Отчеты об этой книге на японском языке, такие как статья Мориямы в «Нихон Шашинка Дзитен» или «Нихон Шасинси Гайсэцу» ( 日本写真史概説 ; Токио: Iwanami Shoten, 1999; ISBN 4-00-008381-3 ) не давайте к прочтению. Поэтому тот, кто должен дать прочтение названия, обычно просто догадывается или зависит от догадок других, а Кикен на Докубана и Кикен на Кокука засвидетельствованы в OPAC , библиографических базах данных и так далее. Однако " рубин " あだばな (т.е. адабана ) предусмотрен для названия в горшечной хронологии Токивы на стр.159 Йокогамы Сайгена (см. " Книги Токивы "), и весьма маловероятно, что это было сделано без консультации с самой Токивой. И Котаро Иидзава , и Луиза Орто указывают адабану, хотя и без комментариев. Иидзава, «Эволюция послевоенной фотографии», в книге Энн Уилкс Такер и др., « История японской фотографии » (Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, 2003; ISBN 0-300-09925-8 ), стр.217; Орто, «Тойоко Токива», в Орто и Мацуда Такако, «Профили художников», в Такере и др., стр.364. Третья проблема заключается в том, как придать названию название на английском языке. Иидзава и Орто называют это «Опасными бесплодными цветами». Адабана действительно означает «бесплодный цветок(ы)», но обычно оно пишется 徒花 и не подразумевает токсичности. В метафорическом смысле это может означать «проститутку (проститутку)». Адабана иногда пишется 仇花 , где иероглиф ада означает «вред» или «злой умысел» (помимо «врага» и т. д.). Между тем, иероглиф 毒 действительно означает «токсичность». Таким образом, название означает «Опасные бесплодные цветы», «Опасные проститутки», «Опасные ядовитые цветы» или что-то подобное.
- ^ «До 1980-х годов [в Японии] было мало успешных женщин-фотографов». Энн Уилкс Такер , «Введение», Такер и др., стр.12. Затем Такер упоминает и намекает на нескольких предшественников Токивы.
- ^ Не ошибка; поскольку это двухстраничный островок горизонтального письма внутри книги, текст которой в остальном вертикальен , страницы нумеруются задом наперед.
- ^ Это перепечатано, например, Иидзавой, «Эволюция послевоенной фотографии», Такер и др., стр. 236.
- ^ Как следует из ее включения без оговорок в книгу Нихон Шашинка Дзитен / 328 выдающихся японских фотографов.
- ^ Еще один проблемный заголовок. Все три ингредиента фигурируют на обложке, титульном листе и в колофоне, но вопрос, в какую сторону они должны идти, неясен. В этом списке они следуют порядку в колофоне.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Нанако Мацузава, Живая фотография Иокогамы, находящейся под оккупацией после войны, Мемориальная выставка Токива Тойоко в Иокогаме , Асахи Синбун , 13 сентября 2020 г. По состоянию на 10 августа 2021 г.
- ↑ Тойоко Токива умирает в возрасте 91 года, женщина-фотограф-новатор , Канагава Синбун Канароко, 26 декабря 2019 г. По состоянию на 10 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Томоэ Морияма ( Tomoe Moriyama), «Токива Тойоко», Нихон Шашинка Дзитен ( Японская энциклопедия фотографии ) / 328 выдающихся японских фотографов (Киото: Танкоша, 2000; ISBN 4-473-01750-8 ), стр.221. (на японском языке) Несмотря на альтернативное название на английском языке, только на английском языке.
- ^ Jump up to: а б с д Интервью с Токивой , Накахо Нюсу ( Рассказчик ) №. 5435 (март 2004 г.), Иокогама Нака Ходзинкай. (на японском языке) По состоянию на 9 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Норико Цутатани ( Норико Цутая ), «Токива Тойоко», в Котаро Иидзава, изд., Нихон но Шашинка 101 ( Японский фотограф 101 ; Токио: Синсёкан, 2008; ISBN 978-4-403-25095-8 ), стр. 92–93.
- ^ Jump up to: а б " Yokohama kaikō 150-shūnen kinen: Yokohama Foto Toraianguru: Kaikō kara mirai e " ( Йокогамский фототреугольник, 150-я годовщина открытия порта Иокогамы От открытия порта в будущее ), Art Yokohama (Yokohama Civic Art Gallery), том . 40, 1 октября 2009 г., стр. 5 (на японском языке), по состоянию на 9 января. 2011.
- ^ Нихон но шашинка: Kindai shashinshi o irodotta hito to denki, sakuhinshū mokuroku ( Японские фотографы, раскрасившие историю современной фотографии, биографический каталог и каталог работ ) / Биографический словарь японской фотографии (Токио: Nichigai Associates, 2005; ISBN 4-8169-1948-1 ), стр.105. (на японском языке) Только на японском языке, несмотря на английское название.
- ^ Хацуо Уэно ( Хацуо Уэно ), « Окумура Тайко шасинчо: Хама но шашин но моногатари. Архивировано 23 июля 2012 г. в archive.today » ( фотоальбом Ясухиро Окумура, фотоистория Хамы ), Бюро по общим вопросам, город Иокогама, ноябрь 1990 г. По состоянию на (на японском языке). ) 9 января 2011 г.
- ↑ Тойоко Токива — Профиль правообладателя. Архивировано 22 июля 2011 г. в Wayback Machine ( Тойоко Токива — Профиль правообладателя ), Японская ассоциация авторских прав на фотографии (на японском языке) , по состоянию на 9 января 2011 г.
- ^ Страница об Ассоциации. Архивировано 23 июля 2011 г. в Wayback Machine , Пионерская станция Канагава, правительство префектуры Канагава. (на японском языке) По состоянию на 9 января 2011 г.
- ^ Иидзава, «Эволюция послевоенной фотографии», Такер и др., стр.217.
- ↑ Мероприятие Нихон Шашинка Кёкай сёрицу 60-сюнен кинен шасинтен «Онна: Тачидомаранаи дзёсэй-тачи» ( Фотовыставка, посвящённая 60-летию основания Ассоциации фотографов Японии «Онна — женщины, которые не останавливаются» ), описано здесь и здесь , на веб-сайте Общества профессиональных фотографов Японии. Обе страницы доступны 9 января 2011 г.
- ^ «Yokohama zaijū no shashinka Tokiwa Toyoko san» ( Тойоко Токива, фотограф, живущий в Иокогаме ), Майничи Симбун -Канагава, 24 ноября 2010 г. (на японском языке) Доступно здесь , на сайте Асакура Дезайн Кобо ( доступ к студии дизайна Asakura ). 9 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Шашинка ва Нани о Мита ка: 1945–1960 ( Что видели фотографы : 1945–1960; Токио: Konica Plaza, 1991), стр. 122–123 (на японском языке) OCLC 47616918 , Национальная парламентская библиотека 000002144030 .
- ^ Филберт Оно, « PhotoHistory 1998 », Photoguide.jp. (на английском языке) По состоянию на 9 марта 2009 г.
- ^ Иидзава, «Эволюция послевоенной фотографии», в Tucker et al., стр. 236–37.
- ^ Норихико Мацумото , изд., Nihon no Bijutsukan to Shashin Korekushon ( Художественные галереи Японии и коллекции фотографий ; Киото: Tankōsha, 2002; ISBN 4-473-01894-6 ), стр.163. (на японском языке)
- ^ Список экспонатов 2003 года из коллекции галереи. Архивировано 20 декабря 2012 г. в archive.today , Иокогамская гражданская художественная галерея. (на японском языке) По состоянию на 9 января 2011 г.