Родольфо Сивьеро
Родольфо Сивьеро (24 декабря 1911–1983) был итальянским секретным агентом, историком искусства и интеллектуалом, наиболее известным своей важной работой по возвращению произведений искусства, украденных из Италии во время Второй мировой войны в рамках « нацистского грабежа ».

Жизнь
[ редактировать ]родился в Гуардисталло , в семье Джованни Сивьеро, венецианского унтер-офицера карабинеров Он и командира местной станции, и его сиенской жены Катерины Булгарини. [ 1 ] Он переехал из провинции Пиза во Флоренцию в 1924 году и продолжил обучение искусству и литературе во Флорентийском университете с целью стать искусствоведом. В 1930-х годах он присоединился к Servizio Informazioni Militare , секретной службе Италии, и стал фашистом , будучи убежденным, что только тоталитарный режим может произвести революцию и улучшить страну. В 1937 году под видом стипендии по истории искусства он отправился в Берлин для сбора информации о тамошнем нацистском режиме.
После Прокламации Бадольо от 8 сентября 1943 года, объявившей союзно-итальянское перемирие, Сивьеро встал на сторону антифашистского фронта. С тех пор его основной работой будет наблюдение за нацистской военной организацией, известной как Кунстшуц , которая первоначально была создана для защиты культурного наследия в годы войны, но по директивам нацистов была переориентирована на отправку большого количества произведений искусства из Италии в Германию. Из дома еврейского искусствоведа Джорджо Кастельфранко на Лунгарно Серристори во Флоренции (ныне музей Casa Siviero) Сивьеро также координировал разведывательную деятельность итальянских партизан. С апреля по июнь 1944 года он был заключен в тюрьму и подвергнут пыткам на вилле Тристе на улице Болоньезе во Флоренции фашистскими ополченцами во главе с Марио Карита , известными как Банда Карита. Сопротивившись допросу, он был освобожден благодаря усилиям некоторых республиканских чиновников, которые под прикрытием работали на союзников.
Благодаря своей репутации участника сопротивления, в 1946 году Сивьеро был назначен «полномочным министром» Альсидом Де Гаспери , президентом Совета министров . Сивьеро был назначен на эту должность, чтобы направить дипломатическую миссию к союзному военному правительству Германии, чтобы установить принцип возврата итальянских произведений искусства, разграбленных немцами. Сивьеро удалось вернуть большую часть украденных произведений искусства обратно в Италию, и с 1950-х годов он работал на итальянское правительство, систематически исследуя все произведения искусства, украденные и вывезенные из Италии. Эта интенсивная деятельность принесла ему прозвище «агент 007 искусства» и продолжалась до его смерти в 1983 году. В этот период Сивьеро часто осуждал недостаточное внимание, уделяемое государственными учреждениями возвращению произведений искусства. В 1970-х годах он также стал президентом Академии искусств дель Дисеньо .
Родольфо Сивьеро умер во Флоренции . В своем завещании он оставил свой дом и все его содержимое Региону Тоскана , который через восемь лет после его смерти превратил его в посвященный ему музей. С 1998 года этим музеем управляет Тосканский регион в сотрудничестве с Amici dei Musei e dei Monumenti Fiorentini. Его первый этаж открыт для публики, хотя второй этаж (отданный Сивьеро в пользование своей сестре) еще не готов.
Список восстановленных или законсервированных работ
[ редактировать ]

- Сохранение Благовещения Сан-Джованни Вальдарно Беато Анджелико (ныне в базилике Санта-Мария-делле-Грацие в Сан-Джованни-Вальдарно ) было самым важным актом реституции, осуществленной Сивьеро во время немецкой оккупации. В 1944 году Сивьеро стало известно, что Герман Геринг завладел некоторыми произведениями искусства, и с помощью двух монахов монастыря на площади Савонарола во Флоренции сумел скрыть Благовещение Сан-Джованни Вальдарно от немецких войск, которым было поручено его удалить.
- Во время немецкой оккупации Сивьеро также спас картины, принадлежавшие Де Кирико, взятые под ложным предлогом с его виллы во Фьезоле после того, как Де Кирико и его жена были вынуждены бежать из-за немецких репрессий. Все эти картины были спрятаны на складе Сопринтенденцы.
- 3 июля 1944 года немецкие солдаты привезли из Уффици в Южный Тироль более 200 картин . С 25 июля по 11 августа того же года они эвакуировали скульптуры из Уффици, Музея оперы Дуомо и других музеев Флоренции в Южный Тироль, в замок Тауферс . Информационная служба под руководством Сивьеро контролировала перемещение этих работ и смогла передать эту информацию союзникам, что привело к возвращению всех этих работ во Флоренцию в 1945 году.
- В 1947 году Сивьеро добился возвращения произведений, взятых немцами из художественного и археологического музеев Неаполя в 1943 году и спрятанных в аббатстве Монте-Кассино , в том числе « Даная ( » Тициана взятую из Музея Каподимонте и подаренную Герингу на день рождения). присутствует в январе 1944 года) и такие скульптуры, как « Аполлон из Помпеи» и «Гермес Лисиппа » .
- Ланчелотти» 16 ноября 1948 года Сивьеро организовал возвращение в Италию « Дискобола (копия древнегреческого оригинала Мирона и собственность принца Ланчеллотти), « Леду » Тинторетто и «Конный портрет Джованни Карло Дориа» и Рубенса 36 других работ, все нелегально вывезены в Германию с 1937 по 1943 год при пособничестве итальянского фашистского режима.
- Мадонна с Бамбино работы Мазаччо была найдена Сивьеро впервые в 1947 году, затем снова 9 апреля 1973 года и в марте 1971 года.
- 16 декабря 1953 года в Бонне Сивьеро заключил соглашение с Фридрихом Янцем, которое позволяло Сивьеро вернуть в Италию все произведения, разграбленные Германией во время Второй мировой войны.
- две картины «Подвиги Геракла» Антонио дель Поллайуоло В 1963 году Сивьеро вернул из Лос-Анджелеса . Они не были обнаружены в тайнике, спрятанном в Южном Тироле, поскольку немецкие солдаты спрятали их, а затем переправили контрабандой в США.
- Сивьеро также обнаружил произведения, исчезновения которых не были связаны со Второй мировой войной, в том числе мозаику базилики Юния Басса и Селинунте Эфебы (Эфеба была украдена у городского совета Кастельветрано бандой грабителей и после многих путешествий закончилась был найден в Фолиньо ).
Избранные работы
[ редактировать ]Поэзия
[ редактировать ]- (на итальянском языке) Сивьеро, Р. (1936) Темный лес , Флоренция, Ле Монье
Монографии
[ редактировать ]- (на итальянском языке) Сивьеро, Р. (1948) Об итальянских произведениях искусства, обнаруженных в Германии , Рим, Национальная академия Линчеи.
- (на итальянском языке) Сивьеро, Р. (редактор) (1954) Золото и янтарь национального музея Неаполя , Флоренция, Сансони
- (на итальянском языке) Сивьеро, Р. (1960) Путешествие в хрущевскую Россию , Флоренция, Сансони
- (на итальянском языке) Сивьеро, Р. (1976) Защита произведений искусства: показания о Бруно Бекки , Флоренция, Accademia delle Arti del Disegno (sd)
- (на итальянском языке) Сивьеро, Р. (1984) Искусство и нацизм: исход и воссоединение итальянских произведений искусства, 1938–1963 , Флоренция, Кантини
Кураторские каталоги
[ редактировать ]- (на итальянском языке) Сивьеро, Р. (редактор) (1950) Вторая национальная выставка произведений искусства, обнаруженных в Германии , Флоренция, Сансони
- (на итальянском языке) Сивьеро, Р. (редактор) (1950) Вторая национальная выставка произведений искусства, обнаруженных в Германии , Флоренция, Сансони .
- (на итальянском языке) Сивьеро, Р. (1964) Статуи университета, открытые ко второму столетию восстановления университета, 1764–1964 , Сансони, Флоренция.
Примечания
[ редактировать ]Упоминается как важный игрок в «Двойном дилере» Питера Уотсона, фактическом разоблачении мошенничества в сфере искусства.
- ^ (на итальянском языке) Этторе Витторини (апрель 2007 г.). Секретный агент Искусства, спасший тысячи произведений. [ постоянная мертвая ссылка ] Виа Палестро 24 3 (2): 8.
- ^ (на итальянском языке) Антонио Спиноза, Сало. История через изображения , Милан, Арнольдо Мондадори Редактор, 1992, с. 57. ISBN 978-88-04-55907-8 .
«Двойной дилер» Питер Уотсон, Hutchinson & Co., Лондон, 1983 г.
Библиография
[ редактировать ]- Коллотти, Э.; Мариани Р., ред. (1984). Акварели Гитлера: восстановленные произведения искусства: дань уважения Родольфо Сивьеро . Флоренция: Alinari IDEA ISBN 978-88-7292-368-9 .
- Паолуччи, Ф. (2003). Каталог музея Casa Rodolfo Siviero во Флоренции. Археологическая коллекция (на итальянском языке). Флоренция: Ольшки. ISBN 978-88-222-5237-1 .
- Мартинелли, Маурицио (2005). «Наследие Родольфо Сивьеро: дом-музей и знаковое послание об удовольствии от искусства». Ларес . 71 (2): 287–94. JSTOR 26233883 .
- Санна, А. (2006). Каталог музея Casa Rodolfo Siviero во Флоренции. Картины и скульптуры от средневековья до восемнадцатого века (на итальянском языке). Флоренция: Ольшки. ISBN 978-88-222-5498-6 .
- Мартинелли, М. (2007). Образ воина Европы, Африки, Азии (на итальянском языке). Флоренция: Пресс-центр Совета региона Тоскана.
- Санна, А. (2007). Когда я думаю о том, что ты мой друг. Родольфо Сивьеро и Джакомо Манцу (на итальянском языке). Флоренция: Пресс-центр Совета региона Тоскана.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Боттари, Франческа (2019). «СИВЬЕРО, Родольфо» . Биографический словарь итальянцев , том 93: Сикст V – Стаммати (на итальянском языке). Рим: Институт итальянской энциклопедии . ISBN 978-8-81200032-6 .
- «Музей Каса Родольфо Сивьеро» . Архивировано из оригинала 16 мая 2019 года.
- 1911 рождений
- 1983 смертей
- Люди из провинции Пиза
- Итальянские историки искусства
- Итальянские шпионы
- Шпионы Италии во время Второй мировой войны
- Члены итальянского движения сопротивления
- Искусство и культурная репатриация после Второй мировой войны
- Выпускники Флорентийского университета
- Итальянские историки ХХ века
- Кавалеры ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»