Jump to content

Защита произведений искусства

Kunstschutz ( по-немецки «защита произведений искусства») — немецкий термин, обозначающий принцип сохранения культурного наследия и произведений искусства во время вооруженных конфликтов, особенно во время Первой и Второй мировых войн , с заявленной целью защиты искусства противника и возвращения после окончания войны. военные действия. Он связан с образом «художественного офицера» (Kunstoffizier) или «искусствоведа» (Kunstsachverständiger).

Союзники учредили программу «Памятники, изобразительное искусство и архивы», задачей которой было выявление, обнаружение, обеспечение безопасности, хранение и возвращение украденных произведений искусства после войны.

Архивный проект по защите произведений искусства

[ редактировать ]

Немецкая военная охрана искусства во Франции (и в Европе) во время Второй мировой войны действовала в оккупированных странах против учреждений и людей, осуществлявших кражу произведений искусства, в частности против Германа Геринга и оперативной группы рейхсляйтера Розенберга. Ввиду разной ситуации с передачей источников, разбросанных по немецким, французским, английским и американским архивам, академическое исследование защиты произведений искусства в значительной степени остается предметом исследования и по сей день. Создание тематического реестра по защите произведений искусства и грабежам произведений искусства во время Второй мировой войны, который фактически объединяет источники по этой теме, хранящиеся в различных архивах мира, имеет поэтому особую ценность не только для исследования провенанса.

Поводом для проекта стала передача имения Францискуса графа Вольфа Меттерниха (1893-1978) Vereinigte Adelsarchive im Rheinland e. В. (ВАР). Их офис расположен в Архивном консультационно-обучающем центре LVR (LVR-AFZ), который также берет на себя управление проектом. Историк искусства из Бонна Вольф Меттерних занимал должность провинциального куратора Рейнской провинции с 1928 по 1950 год, а в мае 1940 года был назначен главой охраны военного искусства во Франции при Верховном командовании армии. Помимо личных документов, в его имение есть то, что вероятно, наиболее полный сохранившийся отчет о защите произведений искусства во время Второй мировой войны.

Поместье находилось в семейном владении на протяжении десятилетий и было недоступно для публики. Лишь интерес российского режиссера Александра Сокурова к теме кражи произведений искусства и личности Вольфа Меттерниха побудили семью передать имение на хранение ВАР. После его разработки, которая проводилась LVR-AFZ в 2013–2016 годах, поместье теперь доступно для исследования без ограничений. Кинопремьера фильма Сокурова «Франкофония» состоялась в конце января 2016 года в присутствии семьи Вольфа Меттерниха.

С 1 сентября 2016 года Федеральный фонд Немецкого центра по утрате культурных ценностей в Магдебурге профинансировал две проектные позиции по созданию тематического реестра. В течение трех лет был создан фактический перечень основных традиций защиты произведений искусства во время Второй мировой войны, в котором собраны архивные источники из немецких, французских, бельгийских, американских и английских архивов, которые дополняют главное наследие Вольфа Меттерниха и, таким образом, предлагают важный инструмент для международного исследования происхождения. Благодаря документам из поместья Францискуса графа Вольфа Меттерниха и их сравнению с аналогами в других международных архивах впервые становятся видны структуры и сети защиты произведений искусства во время Второй мировой войны.

Опись архивных материалов представлена ​​здесь в виде онлайн-базы данных и сопровождается печатным изданием научной классификации. После завершения проекта результаты были представлены в сентябре 2019 года на международной научной конференции в культурном центре LVR в аббатстве Браувейлер.

Первая мировая война

[ редактировать ]

Неуважение немцами международных Гаагских конвенций о сухопутных войнах, созданных в 1899 и 1907 годах, которые включали защиту культурных ценностей, привело к международному шоку в результате сожжения библиотеки Левенского университета в Бельгии и бомбардировки Реймсского собора во Франции. , оба в 1914 году (библиотека Лувена была реформирована и перестроена в 1920-х годах, но снова разрушена в битве за Францию ​​​​1940 года). [ 1 ] ).

Чтобы противостоять протестам, уравновесить разрушения, искупить свою вину в глазах международных организаций и восстановить свой имидж как страны превосходной культуры , немецкая пропаганда создала принцип Kunstschutz . [ 2 ] Этот принцип позволил Германии экспериментировать с новыми формулами сохранения и развития культурного наследия и породил множество, зачастую плодотворных инициатив. Клемен, профессор истории искусств Боннского университета и инспектор памятников в Рейнской области , был одним из первых инициаторов этого принципа. Немецкий солдат «спас» культурные объекты в Сен-Кантене, Эна , однако они были возвращены только в 1998 году, а картина, аналогично вывезенная из музея Дуэ , была возвращена только в 2000 году после того, как была обнаружена на распродаже в Швейцарии. В музее Меца открылась выставка, посвященная деятельности его бывшего немецкого куратора, археолога Иоганна Баптиста Кеуне , по защите художественного наследия Мозеля во время конфликта.

Межвоенный период

[ редактировать ]

Придя к власти в 1933 году, Гитлер и другие нацисты начали антисемитскую политику, направленную на унижение и унижение немецких евреев. В конечном итоге их целью было изгнать или убить своих жертв и украсть их мирское имущество, включая любые произведения искусства, такие как картины , рисунки и гравюры , а также мебель , антиквариат , книги , гобелены , ковры и так далее. Адольф Гитлер был неудачливым художником, которому было отказано в приеме в Венскую академию изящных искусств . Тем не менее, он считал себя знатоком искусства и в «Майн кампф» яростно нападал на современное искусство как на деградирующее, в том числе: кубизм ; Футуризм ; и дадаизм ; все это он считал продуктом упадка общества двадцатого века. Когда в 1933 году Гитлер стал канцлером Германии , он навязал нации свой эстетический идеал. Нацистская партия предпочитала классические портреты и пейзажи старых мастеров , особенно германского происхождения. Современное искусство, не соответствующее этому, было названо дегенеративное искусство Третьего рейха, и все, что было найдено в государственных музеях Германии, подлежало продаже или уничтожению. На собранные суммы целью фюрера было создание Музея европейского искусства в Линце . Другие нацистские высокопоставленные лица, такие как рейхсмаршал Герман Геринг и министр иностранных дел фон Риббентроп , также намеревались воспользоваться немецкими военными завоеваниями для увеличения своих частных коллекций произведений искусства.

Торговцы произведениями искусства Хильдебранд Гурлитт , Карл Бухгольц, Фердинанд Мёллер и Бернхард Бемер открыли магазин в замке Нидершонхаузен , недалеко от Берлина , чтобы продать почти 16 000 тайников картин и скульптур, которые Гитлер и Геринг убрали из стен немецких музеев в 1937 году. 38. Впервые они были выставлены в Доме искусства в Мюнхене 19 июля 1937 года, когда нацистские лидеры вызвали публичные насмешки со стороны двух миллионов посетителей. Пропагандист Йозеф Геббельс в радиопередаче назвал немецких художников-дегенератов «мусором». Гитлер открыл выставку Haus der Kunst речью, в конце которой у него изо рта от ярости потекла слюна. В нем он описал немецкое искусство как страдающее «великой и смертельной болезнью».

Сожжение произведений искусства

[ редактировать ]

Хильдебранд Гурлитт и его коллеги не добились большого успеха в продажах, главным образом потому, что искусство, помеченное как «мусор», не имело особой привлекательности. Итак, 20 марта 1939 года они подожгли 1004 картины и скульптуры, а также 3825 акварелей , рисунков и гравюр во дворе берлинской пожарной охраны, что стало позорным актом, аналогичным ранее известным поджогам книг . Пропагандистский акт привлек внимание, на которое они надеялись. Базельский музей в Швейцарии прибыл с 50 000 швейцарских франков, которые нужно потратить. Потрясенные любители искусства пришли покупать. Что неизвестно после этих продаж, так это то, сколько картин осталось у Гурлитта, Бухгольца, Мёллера и Бемера и продано ими в Швейцарию и Америку – корабли пересекли Атлантику из Лиссабона – для личной выгоды.

Пока нацисты были у власти, они разграбили культурные ценности со всех оккупированных ими территорий. Это проводилось систематически с организациями, специально созданными для определения того, какие государственные и частные коллекции были наиболее ценными для нацистского режима. Некоторые из предметов были предназначены для так и не реализованного Гитлером Музея фюрера , некоторые предметы достались другим высокопоставленным чиновникам, таким как Герман Геринг , в то время как другие предметы были проданы для финансирования деятельности нацистов.

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Альфред Розенберг в 1939 году.

В 1940 году была сформирована организация, известная как Einsatzstab Reichsleiter Rosenberg für die Besetzten Gebiete ( Институт рейхсляйтера Розенберга по оккупированным территориям), или ERR, которую возглавил Альфред Розенберг Герхард Утикал . Первое операционное подразделение, западное отделение для Франции, Бельгии и Нидерландов, названное Diensststelle Westen (Западное агентство), располагалось в Париже. Руководителем этой Diensststelle был Курт фон Бер . Его первоначальная цель заключалась в сборе еврейских и масонских книг и документов либо для уничтожения, либо для вывоза в Германию для дальнейшего «изучения». Однако в конце 1940 года Герман Геринг , фактически контролировавший ERR, издал приказ, который фактически изменил миссию ERR, обязав его конфисковывать «еврейские» коллекции произведений искусства и другие объекты. Военную добычу пришлось собрать в центральном месте Парижа, в Музее игр Пома .

В пункте сбора искусствоведы и другой персонал провели инвентаризацию награбленного, прежде чем отправить его в Германию. Геринг также приказал сначала разделить добычу между Гитлером и им самим. С конца 1940 по конец 1942 года он 20 раз ездил в Париж. В Musée jeu de paume арт-дилер Бруно Лозе устроил специально для Геринга 20 выставок вновь награбленных предметов искусства, из которых Геринг отобрал не менее 594 произведений для своей собственной коллекции. Геринг назначил Лозе своим офицером связи и назначил его в ERR в марте 1941 года заместителем командира этого подразделения. Предметы, которые не были нужны Гитлеру и Герингу, были предоставлены другим нацистским лидерам. Под руководством Розенберга и Геринга ERR конфисковало 21 903 предмета искусства из оккупированных Германией стран.

Другие нацистские грабительские организации включали Dienststelle Mühlmann, управляемую Каетаном Мюльманном , которую Геринг также контролировал и действовал в основном в Нидерландах, Бельгии, а также зондеркоманду Куэнсберга, связанную с министром иностранных дел Иоахимом фон Риббентропом , которая действовала сначала во Франции, затем в Россия и Северная Африка.

Позже Гитлер приказал, чтобы все конфискованные произведения искусства были переданы ему в прямой доступ. Коллекции произведений искусства известных еврейских семей, в том числе Ротшильдов , Розенбергов , Гаудстикерсов и семьи Шлосс , подверглись нападению из-за их значительной ценности. К концу войны Третий Рейх накопил сотни тысяч культурных ценностей.

В Западной Европе вместе с наступающими немецкими войсками находились элементы батальона фон Риббентропа, названного в честь Иоахима фон Риббентропа . Эти люди отвечали за проникновение в частные и институциональные библиотеки в оккупированных странах и изъятие любых материалов, представляющих интерес для немцев, особенно предметов, имеющих научную, техническую или другую информационную ценность.

Кунстшуц деятельность

[ редактировать ]
Войска Кунстшуца дивизии Германа Геринга демонстрируют произведения искусства, перевезенные из Неаполя , наиболее сильно разбомбленного итальянского города во время Второй мировой войны . [ 3 ] в январе 1944 года церемония перед Палаццо Венеция в Риме. Картина «Карл III Бурбон в гостях у Папы Бенедикта XIV в кофейне Квиринале в Риме Джованни Паоло Паннини » была взята из библиотеки Национального музея Неаполя ; сегодня он висит в музее Каподимонте (инв. Q 205).

Альтруистический образ Куншуца во время Первой мировой войны способствовал его восстановлению во Второй мировой войне. По инициативе маршала Германа Геринга специализированный военный корпус, известный как Kunstschutz, был возобновлен после перемирия между Италией и вооруженными силами союзников в сентябре 1943 года для реквизиции итальянских произведений искусства и транспортировки их в Германию под предлогом спасения их от бомбардировок союзников. Во Флоренции 58 ящиков с мраморными и бронзовыми статуями ( в том числе Донателло и Микеланджело ), ​​26 древнегреческих статуй, 291 большая картина (включая работы Тициана , Боттичелли и Рафаэля ) и 25 ящиков с меньшими картинами отправились в колоннах в Германию и Австрию. за которым тайно следили многие офицеры итальянской разведки и докладывали своему правительству и, следовательно, союзникам. Одним из этих офицеров был антифашист Родольфо Сивьеро , который передавал свои отчеты союзникам через свои партизанские контакты и продолжал выслеживать и возвращать украденные и незаконно приобретенные итальянские произведения искусства из Германии после 1945 года. Одним из тех, кого он вернул, был Спиридон Леда (1505–1515) из школы Леонардо да Винчи , приобретенная Герингом перед войной. В Неаполе были разграблены национальные музеи, украдены картины, в том числе « Даная » Тициана, «Слепой, ведущий слепого» Питера Брейгеля Старшего , «Портрет молодой женщины, известной как Антея» и Пармиджанино « Аполлон Кифаред из Помпеи» .

Дуайт Д. Эйзенхауэр (справа) осматривает произведения искусства, хранящиеся в соляной шахте в Меркерсе , в сопровождении генералов армии США Омара Брэдли (слева) и Джорджа С. Паттона (в центре).

Гебельс также отредактировал 1000-страничный перечень французских произведений искусства в оккупированной зоне Франции. Граф Франц фон Вольф-Меттерних отвечал за Кунстшуц во Франции с 1940 по 1942 год, и большинство работ во французских музеях было вывезено. [ 4 ] Коллекции, принадлежавшие евреям, таким как Ротшильды и семья Давида-Вайля, были эвакуированы с использованием фондов французских национальных музеев и собраны в Музее игры Же-де-Пом, где Геринг сделал свой выбор, прежде чем поместить их всех в специальные поезда, направлявшиеся в Берлин. . Роза Валлан , одна из французских кураторов, вела секретные записи о содержимом каждого отправляющегося поезда. Риббентроп , министр иностранных дел Германии, пытался заполучить картину Купание Дианы» « Франсуа Буше , в то время как сам Гитлер взял часть коллекции Альфреда Шлосса из 300 голландских картин для своего личного музея в Линце .

Грабежи немецких произведений искусства также происходили во всех государствах, захваченных и оккупированных Германией, но особенно в Польше, Чехословакии, Советском Союзе, Нидерландах, Бельгии, Люксембурге и других странах.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Вольфганг Шивельбуш, Библиотека львов. Эпизод времен мировых войн
  2. ^ "Trésors artiques sauvegardés au musée de Valenciennes ", Propyläen Weltgeschichte Уолтера Гетца (ред.), Том 10
  3. ^ «Бомбежка Неаполя» . Факультет.ed.umuc.edu. 7 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 11 июня 2011 г. Проверено 8 августа 2013 г.
  4. ^ (на французском языке) Мишель Рэйссак и Кристоф Пинсмайль, Исход музеев, история произведений искусства под оккупацией

Библиография

[ редактировать ]
  • Земля войны на Восточном фронте. Культура, национальная идентичность и немецкая оккупация в Первой мировой войне, Кембридж, Cambridge University Press, 2000.
  • Марвин С. Росс, «Кунстшуц в оккупированной Франции», College Art Journal , Vol. 5, № 4 (май 1946 г.), стр. 336–352.
  • (на французском языке) Мария Старвринаки, Отношения между социальной революцией и художественными революциями среди немецких архитекторов и художников в период Веймарской республики.
  • (на французском языке) Коллективная переписка Gläserne Kette , группы из тринадцати художников и архитекторов (Таут, Шарун, Лакхардты, Вальтер Гропиус , ...), демонстрирующая общественную реакцию после Великой войны.
  • (на немецком языке) Эрнст Кубин, грабеж или защита? Защита немецкого военного искусства в Италии , Штоккер, 2001 г., ISBN   3-7020-0694-X
  • (на французском языке) Диссертация и книга Кристины Котт в 2002 году (совместно с ФУ Берлина): Защитить, конфисковать, переместить: немецкая служба по сохранению произведений искусства ( Kunstschutz ) в оккупированной Бельгии и Франции во время Первой мировой войны 1914 года. –1924. [1] Питер Лэнг, 2006 г. ISBN   90-5201-332-2
  • (на французском языке) Антуан Флёри, Роль войн в памяти европейцев: их влияние на сознание европейцев , Берн, Питер Ланг, 1997.
  • (на немецком языке) Пауль Клемен, Защита искусства на войне (Театры военных действий в Италии, на Востоке и Юго-Востоке) .
  • (на немецком языке) Веяс Габриэль Люлявичюс, военная страна на востоке. Завоевание, колонизация и военное правление в Первой мировой войне , Гамбург, Hamburg Édition, 2002.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9716361f26c890e3421b917a84ebb1c3__1709557620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/97/c3/9716361f26c890e3421b917a84ebb1c3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kunstschutz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)