Jump to content

Джефф Дональдсон (художник)

Джефф Дональдсон
Рожденный
Джеффри Ричардсон Дональдсон

( 1932-12-15 ) 15 декабря 1932 г.
Умер 29 февраля 2004 г. (29 февраля 2004 г.) (71 год)
Вашингтон, округ Колумбия, США
Альма-матер Университет Арканзаса в Пайн-Блафф,
Институт дизайна ИИТ ,
Северо-Западный университет
Движение Движение черных искусств

Джефф Дональдсон (1932–2004) был художником, чьи работы помогли определить движение черных искусств 1960-х и 1970-х годов. [1] Дональдсон, соучредитель AfriCOBRA и участник строительства знаменательной Стены уважения , был пионером в афроамериканцев личных и академических достижениях . Его художественные работы известны созданием альтернативной черной иконографии, связанной с Африкой и основанной на борьбе, с целью заменить историю унизительных стереотипов, существующих в основной белой культуре. [2]

В разгар расовых и культурных потрясений 1960-х годов группа афроамериканских художников попыталась связать свои произведения с черными массами. Стремясь использовать искусство для социального воздействия, такие художники, как Дональдсон, стремились создать «искусство для людей» - форму искусства, которая была бы узнаваема и ориентирована на простых чернокожих людей, а не на группу хорошо образованной элиты. [3] Благодаря своим работам и совместным усилиям Дональдсон, по сути, стал отцом новой объединяющей эстетики — трансафриканизма.

Идея Дональдсона заключалась в том, чтобы в рамках AfriCOBRA синтезировать всеобъемлющую транснациональную эстетику — по сути, сотрудничать на международном уровне, чтобы объединить тогда фрагментированную концепцию черного искусства. Результат такого объединения приведет к более глубокому пониманию африканскими диаспоральными массами своей идентичности как народа. Будучи изгнанными со своих родных земель и переселенными в чужие места, члены африканской диаспоры ухватились за единственное, что осталось от их утраченной идентичности, — за то, что они произошли из Африки и были изгнаны оттуда. Таким образом, по иронии судьбы, тот самый фактор, который лишил народы африканской диаспоры их прошлой идентичности, стал тканью их новых представлений о себе. Объединение усилий Дональдсона и AfriCOBRA не только укрепило это чувство транснациональной идентичности среди диаспоры, но и сделало ее заметной, сделав ее в некотором смысле «официальной». Как описал Дональдсон: «Редко можно увидеть историю, представляющую интерес для чернокожих людей [в газете]», а на телевидении «ни одна из новых программ не прославляет красоту и достоинство образа жизни чернокожих». [3] Таким образом, он стремился выдвинуть на первый план истинную природу чернокожих — придать им открытое лицо и, следовательно, признанное существование.

Джеффри Ричардсон Дональдсон родился 15 декабря 1932 года в Пайн-Блафф , штат Арканзас, в семье Клементины Фрэнсис Ричардсон Дональдсон и Сидни Фрэнка Дональдсона-старшего. [4] Он учился в средней школе Меррилла в Пайн-Блафф . [4] Он получил степень бакалавра студийного искусства в Университете Арканзаса в Пайн-Блафф в 1954 году, став первой в колледже специальностью студийного искусства. [4] Он проработал год в средней школе Ланье , разрабатывая программу искусств для чернокожих учеников, а затем был призван в армию США . на службу [4] В 1963 году Дональдсон получил степень магистра искусств в Институте дизайна Иллинойского технологического института в Чикаго. В 1974 году Дональдсон получил степень доктора философии в Северо-Западном университете , став первым афроамериканцем, получившим это звание в стране. [5]

Будучи председателем Университета Говарда с 1970 года, Дональдсон использовал свое влияние, чтобы революционизировать учебные программы по специальностям истории искусства Африки и афроамериканцев. [1] Он расширил узко определенное понятие искусства, включив в него другие, менее распространенные аспекты, заставив самых преданных учеников смотреть на него с новым уважением и значением. Эти студенты стали интерпретировать искусство как нечто, что может принимать многочисленные и уникальные формы, а также как нечто, несущее в себе социальное значение. [5] Благодаря его влиянию художественная программа в Университете Говарда стала всемирно известной. [6]

АфриКобра и трансафриканская эстетика

[ редактировать ]

Пожалуй, наиболее значительное влияние Дональдсона на историю искусства африканской диаспоры родилось с формированием новаторской группы, соучредителем которой он был, — AfriCOBRA. Первоначально называвшаяся Коалицией черных революционных художников (COBRA), группа позже переименовала себя в Африканскую коммуну плохих художников (AfriCOBRA), и это название имело значение по нескольким причинам. В название включено слово «Афри», которое могло относиться как к многообещающей афроамериканской прическе «афро», так и к коллективному наследию всех членов группы как афроамериканцев. Таким образом, включение «Афри» намеренно отличало группу от любой другой коллекции художников — более того, даже заклеймило их с уникальной и уважаемой целью. Дочерняя группа OBAC стремилась создать «праздничное искусство», как выразился Дональдсон. [7] Однако, помимо создания искусства, которое отстаивало бы афроамериканца как победителя, эта коммуна изобрела искусство, предназначенное для масс, и намеренно или нет, выдвинула это общественное искусство за пределы «от моря к сияющему морю», фактически установив одна из первых международных форм искусства.

Дональдсон придумал термин для описания объединяющего явления, которое он помог создать, назвав его «трансафриканским» стилем или движением. [7] Он описал это невероятное развитие событий, происходящее во всем мире, отметив, что «несвязанные между собой группы художников [по всему миру]… выпустили манифесты… [определяющие] трансафриканский стиль/движение». [7] AfriCOBRA под влиянием Дональдсона сыграла решающую роль в определении и поддержке трансафриканского движения посредством различных международных и национальных конференций, которые она организовала и в которых участвовала. Дональдсон также придумал термин «сверхреальный». Superreal использовался для описания черной / «трансафриканской» эстетики, практикуемой AfriCOBRA: искусство, которое наполняет, дополняет и превосходит реальность. [8]

В мае 1970 года базирующаяся в Чикаго организация AfriCOBRA объединила «более 100 художников, историков искусства и педагогов, консультантов по искусству и критиков… со всей страны» с целью консолидировать их коллективные взгляды в один последовательный план действий на будущее Африки. Американское искусство. [7] Конференция под названием CONFABA (Конференция по функциональным аспектам черного искусства) была инициирована Дональдсоном и прошла в Северо-Западном университете в Эванстоне, штат Иллинойс . Одним из результатов этой конференции стало взаимное влияние и вдохновение одного художника из африканской диаспоры на другого, поскольку художники подпитывали творческие стили и идеи друг друга. Дональдсон упомянул о «духовно возвышающем» влиянии афроамериканского художника Богосяна на всю группу AfriCOBRA. [7]

Несколько лет спустя Дональдсон возглавил Североамериканский комитет Второго Всемирного фестиваля искусств и культуры чернокожих и африканцев (FESTAC), «крупнейшего панафриканского культурного мероприятия, когда-либо проводившегося», в качестве его председателя. [9] Международный фестиваль состоялся в 1977 году в Лагосе, Нигерия . [4] За этим последовали другие международные и национальные конференции, в результате которых Дональдсон назвал «неформальную международную группу творческих людей африканского происхождения ». [7] Значение этих новых художественных кадров, объединенных общими интересами, талантами и, что наиболее важно, видением влияния и перемен, заключалось в том, что они предоставили афроамериканским художникам коллективную миссию: прославлять людей африканского происхождения как умных, талантливых. , красивые, трудолюбивые и такие же завоеватели.

Трансафриканский стиль в искусстве

[ редактировать ]

По словам Дональдсона, трансафриканский стиль характеризуется «яркой энергией цвета, ритмичными линейными эффектами, плоскими узорами, заполненной формой композицией и разделением картинной плоскости». [7] Эти характеристики переданы в его коллективной работе, как и в группах OBAC и AfriCOBRA. Выдающаяся участница AfriCOBRA Барбара Джонс-Хогу написала, что произведения призывали к «яркому живому пению. Прохладные цвета апельсина, клубники, вишни, лимона, лайма и винограда... с использованием синкопированных, ритмических повторений, которые постоянно меняются в цвете, текстуре. формы, формы, узоры и особенности». [10] Возьмем, к примеру, знаменитую Стену Почета. Она обладает ярким характером, достигнутым за счет использования ярких, кричащих цветов и смелых узоров. Холодный зеленый и темно-синий контрастируют с теплыми оранжевыми, малиновыми и желтыми цветами, создавая привлекательную, визуально стимулирующую работу. Контрасты, созданные в смелой цветовой палитре, особенно в нижней половине работы, объединяются таким образом, что отражают концепцию Дональдсона «разделение картинной плоскости», в то время как ритмический аспект стиля отражается в джазовых инструментах. Это движение также показано плавными желтыми мазками за политическими главами в верхнем левом углу. Верная своему делу, на фреске афроамериканцы изображены как чемпионы, а также головы и фигуры самых успешных и уважаемых членов диаспоры.

Трансафриканский стиль проявился и в индивидуальном творчестве Дональдсона, что продемонстрировано в произведении 1971 года под названием « Победа в долине Эшу» . На работе изображена пожилая чернокожая пара, держащая в руках нечто похожее на вертушку в форме глаза . Вертушка на самом деле является «афроамериканским символом свободы, шестиногой звездой». [11] Помимо демонстрации национальных символов диаспоры, «Победа в долине Эшу» включает в себя множество элементов традиционной африканской культуры, отдавая дань уважения общему наследию членов диаспоры. Работа наполнена отсылками к йоруба и традиционным африканским отсылкам, в том числе к танцевальной палочке йоруба-санго в правой руке мужчины, отсылкам к обожествленным предкам (верование йоруба), имени «Эсу», богу судьбы йоруба, и другие. [11] В этом произведении виден новый заметный элемент «сияния», эстетический эффект, имитирующий или демонстрирующий физический блеск, чтобы отразить яркие, звездные качества обычных афроамериканцев. Этот эффект достигает «праздничного» аспекта черного искусства: искусства, которое, как заявил Дональдсон, «определяет, прославляет и направляет чернокожих людей - искусство ради людей». [3] Понятие «блеск» передается через набор маленьких цветных точек на волосах фигур и вокруг их тел. Кроме того, афро пары, кажется, имитируют нимбы. Эти элементы в сочетании с ярко-белой одеждой пары дополняют празднование обыденности в этой работе африканской диаспоры. Маленькие пятна и цветные точки, кажется, исходят от тел и танцуют по краям портрета, передавая то представление о ритмическом движении, которое было неотъемлемой частью трансафриканских работ.

Дональдсон прямо заявил о необходимости «эмоциональной напряженности» в трансафриканских работах, которая будет достигаться посредством музыкального/ритмического ощущения или представления. [7] На это понятие лишь намекают в «Победе в долине Эшу» . Однако это ясно видно в более поздней работе Дональдсона JamPact JelliTite (для Джамилы). Это изделие, созданное в 1988 году, несет в себе идею «сияния», только теперь в виде танцующих квадратов, ромбов и цветных зигзагов. В его работах проявляется популярный абстрактный стиль конца 20 века, наблюдается явный переход от гуманистических и реалистических форм к геометрическим формам и линиям. Однако геометрические формы, а также суетливая деятельность, яркие цвета и концентрические круги придают работе традиционный, почти племенной африканский вид. Энергичное движение произведения усугубляется музыкальными и ритмическими темами, которые доминируют в произведении. В картине прослеживаются частично скрытые элементы джазовой музыки, отображенные в исполнении басиста, певца и пианиста.

Примечательно, что в работах Дональдсона произошел сдвиг как в стиле, так и в средствах передачи трансафриканских тем, особенно ритмических. Этот сдвиг произошел от традиционных ссылок на традиционное африканское искусство (изображения йоруба), конкретных изображений чернокожих у власти и прославления черного тела и черного образа жизни. Вместо этого трансафриканские изображения в последнее время стали передаваться в геометрических формах и ритмических движениях, которые отражают традиционные африканские ритмы и движения. Этот сдвиг в трансафриканском стиле в творчестве Дональдсона сопровождался сдвигом в коллективной работе членов африканской диаспоры. Как правило, это изменение заключалось в том, что одна единая групповая эстетика больше не преобладает. Другими словами, хотя трансафриканское искусство по-прежнему сохраняет свои общие темы в рамках всеобъемлющего сообщества, стилистически единых групповых усилий становится меньше, как это было в случае со Стеной уважения. Дональдсон отметил это изменение и отметил, что расширение географического разнообразия внутри художественного движения африканской диаспоры «значительно расширило контакты с другими африканскими художниками в различных городах, тем самым усилив индивидуальное самовыражение в контексте единства». [7] С течением времени после идеалистической эпохи КОНФАБА определение трансафриканского искусства становилось все труднее. Возможно, идея «трансафриканского» искусства – или искусства, охватывающего всю африканскую историю, а также историю африканской диаспоры – была слишком амбициозной целью, которую практически невозможно достичь, сохраняя целостность каждого аспекта. африканского искусства. Высокие цели этого всеобъемлющего, единого вида искусства, кажется, угасают. Недавно было отмечено, что «географическое рассредоточение [художников африканской диаспоры] привело к сокращению собраний всего состава [международных конференций художников диаспоры] до двух раз в год». [7] Возможно, диаспора просто слишком велика и разнообразна, чтобы такое объединение могло сохраниться, или, возможно, трансафриканская форма искусства уже утвердилась, и ее бывшие создатели, основав свое сообщество, теперь ищут формы индивидуального самовыражения.

Даже несмотря на то, что трансафриканская эстетика угасает, ее влияние на международную африканскую диаспору было монументальным, и создание этой эстетики дало членам диаспоры повсюду видимость, которой им раньше не хватало в их невысказанном и невидимом единстве. Это, в свою очередь, придавало им больший авторитет как признанному единству народа. Посредством своего трансафриканского стиля и произведений искусства, ориентированных на сообщество, Джефф Дональдсон показал членам африканской диаспоры, что они действительно независимые, способные люди, которые не должны постоянно ограничиваться ролью побежденных. Работа Дональдсона положила начало первым общественным усилиям по представлению глобальной африканской художественной культуры/эстетики, и наследие и влияние его усилий неизгладимы.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Сайей, Надя (24 февраля 2017 г.). «Живое протестное искусство Джеффа Дональдсона: «Он отстаивал то, во что верил» » . Хранитель . Лондон . Проверено 17 января 2018 г.
  2. ^ Яу, Джон (26 марта 2017 г.). «Празднование альтернативной истории Джеффом Дональдсоном» . Гипераллергический журнал . Проверено 17 января 2018 г.
  3. ^ Jump up to: а б с Ван Дебург, Уильям Л., изд. Современный черный национализм: от Маркуса Гарви до Луи Фаррахана . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Нью-Йоркского университета, 1997.
  4. ^ Jump up to: а б с д и «Джеффри Ричардсон (Джефф) Дональдсон (1932–2004)» . Энциклопедия Арканзаса . Проверено 17 января 2018 г.
  5. ^ Jump up to: а б Гейтер, Э.Б. «Джефф Дональдсон: разум, стоящий за культурной революцией (Организация чернокожей американской культуры)». Международное обозрение афроамериканского искусства , 2001.
  6. ^ Харрис, Майкл Д. «Посвящение Джеффу Дональдсону, 15 декабря 1932 г. - 29 февраля 2004 г.». Международное обозрение афроамериканского искусства , том. 19, нет. 3, 2004: 2.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Дональдсон, Джефф Р., «Африкобра и трансатлантические связи». Семь историй о современном искусстве Африки , 1995.
  8. ^ Беквит и Ролстрете, Наоми и Дитер (2015). Принцип свободы: эксперименты в искусстве и музыке с 1965 года по настоящее время . Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. п. 103. ИСБН  9780226319308 .
  9. ^ Харрис, Майкл Д. «Посвящение Джеффу Дональдсону, 15 декабря 1932 г. - 29 февраля 2004 г.». Международное обозрение афроамериканского искусства , том. 19 нет. 3, 2004: 2.
  10. ^ Джонс-Хогу, Барбара (весна 2012 г.). «Открытие истории, философии и эстетики AfriCOBRA». Нка: Журнал современного африканского искусства .
  11. ^ Jump up to: а б Окедиджи, Мойосоре Бенджамин. «Семиоптика анамнезии: изображения йоруба в работах Джеффа Дональдсона, Ховардены Пинделла и Мунира Бахауддина». Дисс. Университет Висконсин-Мэдисон, 1995. Анн-Арбор: UMI, 1995. AAT 9527112.
  • Дональдсон, Джефф Р. «АфриКобра и трансатлантические связи». Семь историй о современном искусстве Африки , 1995.
  • Гейтер, Э.Б. «Джефф Дональдсон: разум, стоящий за культурной революцией (Организация чернокожей американской культуры)». Международное обозрение афроамериканского искусства , 2001.
  • Харрис, Майкл Д. «Посвящение Джеффу Дональдсону, с 15 декабря 1932 г. по 29 февраля 2004 г.». Международное обозрение афроамериканского искусства , том. 19 нет. 3, 2004: 2.
  • Окедиджи, Мойосоре Бенджамин. «Семиоптика анамнезии: изображения йоруба в работах Джеффа Дональдсона, Ховардены Пинделла и Мунира Бахауддина». Дисс. Университет Висконсин-Мэдисон, 1995. Анн-Арбор: UMI, 1995. AAT 9527112.
  • Ван Дебург, Уильям Л. (редактор), Современный черный национализм: от Маркуса Гарви до Луи Фаррахана . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Нью-Йоркского университета, 1997.
  • Аденекан, Шола. «Джефф Дональдсон: воинствующий художник и критик, поддержавший Малкольма Икса». Новый черный журнал . Веб. Картина
  • Аденекан, Шола. «Джефф Дональдсон, воинствующий художник и критик, активный участник движения чёрных искусств» , The Guardian . 13 марта 2004 г. Интернет.
  • Дональдсон, Джефф. «Дональдсон: Жены Шанго». Американские исследования @ Университет Вирджинии . Веб. 18 ноября 2009 г.
  • Дональдсон, Джефф Р. «Африкобра и трансатлантические связи». Семь историй о современном искусстве Африки . Галерея Уайтчепел, 1995. Печать.
  • «Революционный костюм Джея Джаррелла». Black World/Negro Digest , октябрь 1970 г.: 85–85. Распечатать.
  • «Биография Джеффа Дональдсона» , The HistoryMakers . 23 апреля 2001 г. Интернет.
  • Окедиджи, Мойо. Разбитая тыква: формы йоруба в американском искусстве двадцатого века . Сиэтл: Вашингтонский университет, 2003. Google Книги. Веб.
  • О'Салливан, Майкл. «Трансатлантический диалог: культурный перекрестный разговор» , The Washington Post . 26 марта 2000 г. Интернет.
  • Художник Нелл И. Создание чернокожих американцев: афроамериканцы и их значения, с 1619 года по настоящее время . Нью-Йорк: Oxford UP, 2006. Google Книги. Веб.
  • Паттон, Шэрон Ф. Афроамериканское искусство . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Oxford UP, 1998. Печать. Раздел «Америка двадцатого века: эволюция черной эстетики».
  • Уоррен, Линн (редактор), Искусство в Чикаго, 1945–1995 . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Темза и Гудзон, 1996. Печать.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fe279a35bcea0ed0e765c92cf40bd55c__1722394680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fe/5c/fe279a35bcea0ed0e765c92cf40bd55c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jeff Donaldson (artist) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)