Альфонсо Боевой
Альфонсо I | |
---|---|
![]() Арагонская монета Альфонсо | |
Король Арагона и Наварры | |
Царствование | 28 сентября 1104 г. - 7 сентября 1134 г. |
Предшественник | Петр I |
Преемник | Рамиро II Арагонский Гарсиа Рамирес Наваррский |
Император всей Испании ( право жены ) | |
Царствование | 1109–7 сентября 1134 г. |
Предшественник | Альфонсо VI |
Преемник | Альфонсо VII (как единоличный монарх) |
Со-монарх | Уррака (1109–1126) и Альфонсо VII (1126–1134) |
Рожденный | в . 1073/1074 |
Умер | 7 сентября 1134 г. (около 60 лет) Поленино , Испания |
Похороны | |
Супруг | Сорока Леона и Кастилии (аннулирован 1112 г.) |
Дом | Дом Хименеса |
Отец | Санчо Рамирес |
Мать | Фелиция де Руси |
Альфонсо I ( ок. 1073/1074 г.) [а] — 7 сентября 1134), прозванный Батлером или Воином ( исп . el Batallador ), был королем Арагона и Наварры с 1104 года до своей смерти в 1134 году. Он был вторым сыном короля Санчо Рамиреса и преемником своего брата Петра I. После женитьбы на Урраке , царствующей королеве Кастилии , Леона и Галисии , в 1109 году он начал использовать, с некоторым оправданием, грандиозный титул императора Испании , который ранее занимал его тесть Альфонсо VI . Альфонсо Боевой заслужил свое прозвище во время Реконкисты . Наибольших военных успехов он добился в средней части Эбро , где в 1118 году завоевал Сарагосу и взял Эхеа , Туделу , Калатаюд , Борху , Тарасону , Дароку и Монреаль-дель-Кампо . Он умер в сентябре 1134 года после неудачного сражения с мусульманами в битве при Фраге .
Его прозвище происходит от арагонской версии « Хроник Сан-Хуан-де-ла-Пенья» (ок. 1370 г.), в которой говорится, что «они называли его лордом Альфонсо воином, потому что в Испании не было такого хорошего рыцаря, который выиграл двадцать девять сражений». ( clamabanlo don Alfonso batallador porque en Espayna no ovo tan buen cavallero que veynte nueve batallas vençió ). [2]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Его ранние годы прошли в монастыре Сиреса , где он учился читать, писать и практиковался в военном искусстве под опекой Лопе Гарсеса Паломника, которому за услуги отплатил его прежний подопечный графства Педрола , когда Альфонсо прибыл в трон.
Во время правления брата он участвовал во взятии Уэски (Битва при Алькорасе , 1096), ставшей крупнейшим городом королевства и новой столицей. Он также присоединился к Эль Сида экспедициям в Валенсии . Его отец дал ему владения Биеля , Луны , Арденеса и Байло .
Серия смертей поставила Альфонсо прямо в очередь на трон. Дети его брата, Изабелла и Питер (женившиеся на Марии Родригес, дочери Эль Сида ), умерли в 1103 и 1104 годах соответственно.
Супружеские конфликты
[ редактировать ]Страстный боец (он провел двадцать девять сражений против Кристиана или Мавра), он был женат (когда ему было намного больше 30 лет и был закоренелым холостяком) в 1109 году на амбициозной королеве Леона Урраке , страстной женщине, не подходящей для второстепенной роли. . Брак был организован ее отцом Альфонсо VI Леонским в 1106 году, чтобы объединить два главных христианских государства против Альморавидов и предоставить им способного военачальника. Но Уррака твердо отстаивала свое право царствующей королевы и не научилась целомудрию в полигамном доме своего отца. Муж и жена поссорились с жестокостью эпохи и вступили в открытую войну, даже осадив Урраку в Асторге в 1112 году. [3] Альфонсо пользовался поддержкой одной части дворян, которая нашла свой счет в замешательстве. Будучи гораздо лучшим солдатом, чем любой из его противников, он выиграл битву при Кандеспине и битву при Виадангосе , но его единственными заслуживающими доверия сторонниками были арагонцы, которых было недостаточно, чтобы удержать Кастилию и Леон в подчинении. Брак Альфонсо и Урраки был объявлен Папой недействительным, поскольку они были троюродными братьями, в 1110 году, но он проигнорировал папского нунция и поддерживал свою связь с Урракой до 1114 года. [4] Во время брака он называл себя «королем и императором Кастилии, Толедо, Арагона, Памплоны, Собрарбе и Рибагорсы» в знак признания своих прав как мужа Урраки; о наследовании земель своего отца, включая королевство его двоюродного деда Гонсало ; и его прерогатива отвоевать Андалусию у мусульман. Он ввел титул императора на том основании, что под его властью находились три королевства.
Поздний брак Альфонсо и его неспособность повторно жениться и произвести на свет существенного законного наследника, который должен был стать династическим стержнем его агрессивной территориальной политики, были представлены как отсутствие интереса к женщинам. Ибн аль-Асир (1166–1234) описывает Альфонсо как неутомимого солдата, который спал в своих доспехах без укрытия и которого, когда его спросили, почему он не получает удовольствия от женщин, ответил, что мужчина, преданный войне, нуждается в обществе мужчины, а не женщины.
Церковные отношения
[ редактировать ]
Король ссорился с церковью, и особенно с цистерцианцами , почти так же яростно, как и со своей женой. Когда он победил ее, [ нужна ссылка ] поэтому он изгнал архиепископа Бернарда в изгнание и заменил настоятеля Саагуна его братом. [ нужны разъяснения ] [5] В конце концов он был вынужден уступить место в Кастилии и Леоне своему пасынку Альфонсо VII Кастильскому , сыну Урраки и ее первого мужа. Вмешательство папы Каликста II привело к соглашению между стариком и его молодым тезкой. [4]
В 1122 году в Бельчите он основал братство рыцарей для борьбы с Альморавидами . [6] Это было начало военных заказов в Арагоне. Спустя годы он организовал отделение Милиции Кристи Святой Земли в Монреале-дель-Кампо .
Военная экспансия
[ редактировать ]Альфонсо провел свои первые четыре года на посту короля в почти постоянной войне с мусульманами. В 1105 году он завоевал Эхеа и Таусте и восстановил укрепления Кастельяра и Жюслиболя. В 1106 году он победил Ахмада II аль-Мустаина из Сарагосы при Вальтьерре. В 1107 году он взял Тамарите-де-Литера и Сан-Эстебан-де-Литера . Затем последовал период, в котором доминировали его отношения с Кастилией и Леоном через его жену Урраку. Он возобновил свои завоевания в 1117 году с Фитеро , Кореллой , Синтруэниго , Мурчанте , Монтеагудо и Касканте .
В 1118 году Тулузский совет объявил крестовый поход для оказания помощи в завоевании Сарагосы . Многие французы впоследствии присоединились к Альфонсо в Айербе . Они взяли Альмудевар, Гурреа-де-Гальего и Суэру, а к концу мая осадили саму Сарагосу. Город пал 18 декабря, и войска Альфонсо заняли Азуду, правительственную башню. Большой дворец города был отдан монахам Бернарду. Вскоре город стал столицей Альфонсо. Два года спустя, в 1120 году, он разбил мусульманскую армию, намеревавшуюся отвоевать свою новую столицу, в битве при Кутанде . Он провозгласил fuero of tortum per tortum , что способствовало взятию закона в свои руки, что, среди прочего, восстанавливало право мусульман жить в городе и их право сохранять свою собственность и исповедовать свою религию под своей юрисдикцией до тех пор, пока они сохраняют свою юрисдикцию. уплата налогов и переезд в пригород.

В 1119 году он отвоевал Серверу, Тудейен, Кастельон, Тарасону, Агреду, Магальон, Борху, Алагон, Новилляс, Маллен, Руэду, Эпилу и заселил регион Сория . Он начал осаду Калатаюда , но ушел, чтобы разгромить армию в Кутанде, пытавшуюся вернуть Сарагосу. Когда Калатаюд пал, он взял Бубьерку, Аламу-де-Арагон, Арису и Дароку (1120 г.). В 1123 году он осадил и взял Лериду , находившуюся в руках графа Барселоны . С зимы 1124 года по сентябрь 1125 года он находился в рискованной экспедиции к Пенья-Кадиелле в глубине Андалусии .
Во время великого набега 1125 года он унес большую часть подвластных христиан из Гранады, а на юго-западе Франции имел права короля Наварры. [4] С 1125 по 1126 год он вел кампанию против Гранады , где пытался поставить на престол христианского принца, и Кордовы , где дошел только до Мотриля. В 1127 году он отвоевал Лонгарес, но одновременно уступил все свои кастильские владения Альфонсо VII . В следующем году (1128 г.) он подтвердил договор с Кастилией Тамарским миром , который установил границы двух королевств.
Он завоевал Молину-де-Арагон и заселил Монсон в 1129 году, прежде чем осадить Валенсию , которая снова пала после смерти Сида.
В октябре 1130 года он отправился к северу от Пиренеев, чтобы защитить Валь д'Аран . В начале 1131 года он осадил Байонну . Говорят, что он правил «от Белорадо до Пальярса и от Байонны до Монреаля». [ нужна ссылка ]
При осаде Байонны в октябре 1131 года, за три года до своей смерти, он опубликовал завещание, оставляющее его королевство трем автономным религиозным орденам, базирующимся в Палестине и политически в значительной степени независимым – рыцарям-тамплиерам , госпитальерам и рыцарям Гроба Господня . [4] чьи влияния, как можно было ожидать, уравновешивали друг друга. Завещание озадачило некоторых историков, которые восприняли его как необычный жест крайнего благочестия, хотя и не противоречащий его предполагаемой преданности воинствующему христианству. [7] Вместо этого Елена Лурье (1975) предположила, что это была попытка Альфонсо нейтрализовать интерес папства в спорном вопросе о преемственности (Арагон был феодальным владением папства с 1068 года) и отразить нападение сына Урраки от ее первого брака, Альфонсо VII Кастильского , для папство будет вынуждено настаивать на выполнении условий такого благочестивого завещания. [б] Щедрые завещания важным церквям и аббатствам в Кастилии привели к тому, что знатные церковники стали бенефициарами, которых воодушевляло желание действовать как тормоз на амбициях Альфонсо VII по его разрушению – и тем не менее, среди магнатов, ставших свидетелями завещания 1131 года, были не был ни одним священнослужителем. В случае, если это было завещание, которое его дворяне отказались выполнять – вместо этого приведя его брата Рамиро из монастыря, чтобы принять на себя королевскую власть – событие, которое, как предполагает Лурье, было скрытым намерением Альфонсо.
Его последние кампании были против Мекиненсы (1133 г.) и Фраги (1134 г.), где с ним сражались Гарсиа Рамирес , будущий король Наварры, и всего 500 других рыцарей. Оно выпало 17 июля. Он умер к сентябрю. Его могила находится в монастыре Сан-Педро в Уэске .
Смерть
[ редактировать ]Преемственность
[ редактировать ]Завещание Альфонсо о передаче своего королевства трем орденам было сразу же отклонено дворянством его королевств, и начались поиски возможных преемников. Единственный брат Альфонсо, Рамиро , с детства был монахом -бенедиктинцем , и его преданность церкви, его темперамент и обет безбрачия сделали его малоподходящим для управления королевством, находящимся под постоянной военной угрозой и нуждающимся в стабильной линии преемственности. Пасынок покойного короля, Альфонсо VII Леонский , как правящий монарх и законный потомок Санчо III Наваррского , выдвинул свою кандидатуру, но не получил местной поддержки. Дворянство Наварры объединилось вокруг Педро де Атареса , внука незаконнорожденного дяди Альфонсо, в то время как арагонское дворянство сплотилось вокруг аббата-епископа Рамиро. был созван съезд В Борхе для достижения консенсуса. Педро де Атарес настолько оттолкнул там своих сторонников своим предполагаемым высокомерием, что они бросили его, но в то же время не желали принимать младшего брата Альфонсо Рамиро. Затем съезд распался, так и не придя к компромиссу, и две региональные фракции начали действовать независимо.
Выбор наваррских лордов пал на Гарсиа Рамиреса , лорда Монсона , потомка внебрачного сына Гарсиа Санчеса III и протеже Альфонсо VII, чтобы стать их королем. Арагонцы вывели Рамиро из монастыря и сделали его королем, женив его без папского разрешения на Агнессе, сестре герцога Аквитанского , а затем обручив свою новорожденную дочь с Рамоном Беренгером IV, графом Барселоны , который был тогда назван наследником Рамиро. «Результатом кризиса, вызванного волей Альфонсо I, стала серьезная переориентация королевств полуострова: разделение Арагона и Наварры, союз Арагона и Каталонии и – спорный вопрос, но особенно подчеркиваемый некоторыми кастильскими историками – утверждение «кастилийской гегемонии» в Испании». [8] воздавая дань уважения Сарагосе со стороны возможного наследника Альфонсо, Рамона Беренгера IV из Барселоны.
Псевдо-Альфонсо Боевой
[ редактировать ]Где-то во время правления Альфонсо II Арагонского , внучатого племянника Баттлера, выступил человек, назвавшийся Альфонсо Баттлером. Единственными современными ссылками на это событие являются два письма Альфонсо II, адресованные Людовику VII Французскому ; они были доставлены Людовику Беренгаром , епископом Лериды , но не датированы. [9] Согласно второму из них, претендент тогда жил во владениях Людовика, то есть в Княжестве Каталония , которым управлял Альфонсо под сюзеренитетом Людовика. Этим претендентом был старик (что вполне логично, поскольку Баттлер умер несколькими десятилетиями ранее), и Альфонсо II выразил уверенность, что Людовик арестует его в кратчайшие возможные сроки и отдаст под суд. Первое письмо дает достаточную информацию, чтобы приблизительно датировать его, поскольку епископ по пути в Рим находился при дворе Людовика. Из других источников известно, что Беренгар присутствовал на Третьем Латеранском соборе в марте 1179 года. Письма, вероятно, были написаны ближе к концу 1178 года или самое позднее в январе 1179 года. [10] Согласно летописному источнику за 1089–1196 годы, самозванец был принят с почетом и помпой в Сарагосе, Калатаюде и Дароке, завоеванных Баттлером, но после того, как выяснилось, что он лжив, был казнен перед городом. Барселоны в 1181 году. [11] Современный историк Антонио Убието Артета выдвинул гипотезу, что арагонские лорды владений Сарагоса, Калатаюд и Дарока - Педро де Луэсия, Лоферренч де Луна, Педро де Кастильясуэло (лорд Калатаюда), Педро Корнель (лорд Мурильо де Гальего) и мажордом Химено де Артусилья, все из которых исчезли между 1177 и 1181 годами в документах об их владениях, поддерживал, по крайней мере первоначально, претендента. [12] Эти лорды также фигурируют в более поздней легенде о Колоколе Уэски , не имеющей исторической основы, как жертвы Рамиро II (1136 г.). Поскольку исторически они не действовали в 1130-х годах, возможно, что исторически обоснованная легенда о псевдо-Альфонсо оказала некоторое влияние на происхождение Колокола Уэски.
Самым ранним хроническим источником подделки является Родриго Хименес де Рада , писавший в середине тринадцатого века, который сообщает, что в то время существовало несколько легенд о смерти Альфонсо Боевого: некоторые полагали, что он погиб в битве при Фраге , некоторые считали, что он погиб в битве при Фраге. что его тело так и не было найдено, другие - что он был похоронен в монастыре Монтеарагон , а третьи - что он со стыдом бежал из Фраги после своего поражения и стал паломником в качестве покаяния. Несколько лет спустя, пишет Родриго, хотя и не называет год, появился самозванец, которого многие приняли как Баттлера, хотя Альфонсо II приказал арестовать и повесить его. Это самое раннее упоминание о конце самозванца. [13] В последующие годы легенда получила дальнейшее распространение. Согласно Crónica de los Estados Peninsulares четырнадцатого века , Батлер отправился в паломничество в Иерусалим , где прожил много лет. [14] В « Хрониках Сан-Хуан-де-ла-Пеньи» также рассказывается об этом инциденте, но это полностью зависит от Родриго и штатов полуострова . Только когда историк XVII века Джером Зурита написал свои «Анналы Арагонской короны» , к легенде были добавлены новые подробности. [15] Сурита датирует появление самозванца смертью Раймона Беренгара IV из Барселоны , который осуществлял власть в Арагоне, и наследованием ребенка Альфонсо II в 1162 году. Смерть самозванца через повешение, должно быть, произошла в 1163 году.
Конкуренты за преемственность
[ редактировать ]Кандидаты на смену Альфонсо Боевику | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Согласно « Хронике Сан-Хуан-де-ла-Пенья» четырнадцатого века , он умер на шестьдесят первом году жизни. [1]
- ↑ Папа Иннокентий II действительно написал Альфонсо VII именно об этом, 10 июня 1135 или 1136 года. [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лурье 1975 , с. 639.
- ^ Кармен Оркастеги Грос (редактор), «Хроника Сан-Хуан-де-ла-Пенья (арагонская версия)» , Cuadernos de Historia Jerónimo Zurita , 51–52 (Сарагоса, Institución «Fernando el Católico», 1985), стр. 459.
- ^ Рейли 1995 , с. 133–134.
- ^ Перейти обратно: а б с д свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Альфонсо св. Альфонсо I, король Арагона ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 734–735. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ «Биография короля Арагона и Наварры Альфонсо I (1073–1134)» . Биография . Проверено 17 июня 2019 г.
- ^ Констебль и Зурро 2012 , с. 203.
- ^ Лакарра 1978 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б Лурье 1975 , с. 645.
- ^ Впервые они были опубликованы в Recueil des Historiens des Gaules et de la France (Correspondance de Louis VII) , XV (Париж: 1878 г.), 2-е изд., n тот . 223–4, стр. 223–4. 71–2, и широко использовался Марселен Дефурно, «Людовик VII и испанские монархи. Загадка «псевдо-Альфонса»», в Estudios dedicados a Menéndez Pidal , VI (Мадрид: 1956), 647–61. Они были снова опубликованы Убието Артетой (1958), приложения I и II, стр. 37–8.
- ^ Убието Артета (1958), 35 лет, приводит доказательства ранней поддержки Арагона Александра III против антипапы Виктора IV . Самая ранняя возможная дата, когда Беренгар мог отправиться в Рим, чтобы встретиться с Александром, - это после 23 ноября 1165 года, когда последний наконец поселился в Риме.
- ^ Антонио К. Флориано, «Фрагменты некоторых старых анналов (1089–1196). Транскрипция и палеографический анализ. Историческая критика», Бюллетень Академии истории , CXIV (1929), 153–4, цитируется по Убието Артете (1958). , 36:
Пришел кузнец и сказал: «Я дон Альфонсо, который взял Сарагосу, Кадатают и Дарокуу»; и его принимают в тех местах с великим почетом и с великой помпой. И он говорит много вещей, которые казались правдой в отношении прошлого, которое он сделал. И его держали мистер и дон Альфонсо. А потом стало известно, что он не тот, и его весьма бесчестно повесили перед городом Барселоной.
- ↑ Убието Артета (1958), примечание 24, который также связывает появление самозванца с экономическими катастрофами, постигшими Арагон в 1174 году.
- ^ Отчет в De rebus Hispaniae (Мадрид: 1793), II, 150–51, цитируется в Ubieto Arteta (1958), примечание 1:
[Альфонс] за побежденного был убит, и сомнительно, чтобы его нашли убитым. Ибо некоторые говорят, что тело его было похоронено в монастыре на горе Арагона, но прежде оно было выкуплено маврами. Другие говорят, что он ушел живым из битвы и, не выдержав суматохи битвы, представился этому миру чужаком в неизменном своем образе и манерах. И по прошествии нескольких лет он показывался всякому, кто публично признавал себя тем же самым, и многие в Кастилии и Арагоне подтверждали то же самое на основании свидетельств тех, кто был близко знаком с ним в обоих королевствах и кто помнил чтобы помнить многие тайны, которые он когда-то хранил при себе, и твердо утверждать утверждение древних, что он был самим собой. Наконец, однако, потому, что, когда они покинули королевство, многие последовали за ними, и число их увеличивалось день ото дня. Король Арагона Альдефонс казнил его через повешение.
- ^ Отчет в « Хронике полуостровных государств»: текст XIV века , изд. Антонио Убието Артета (Гранада: 1955), 128, цитируется по Убието Артета (1958), примечание 2:
Другие говорят, что от стыда за свое поражение он переправился за море в Иерусалим, но ни мертвым, ни живым его так и не нашли. Другие говорят, что со временем он приехал в Арагон и разговаривал с некоторыми, кто знал о его поведении. Другие, которые там затерялись и не были известны..
- ^ Отчет Зуриты можно найти в его второй книге, двадцать второй главе, и полностью резюмирован Убието Артета (1958), 29–30.
Источники
[ редактировать ]
- Констебль, Оливия Реми; Зурро, Дамиан, ред. (2012). «Гранты военно-христианским орденам». Средневековая Иберия: чтения из христианских, мусульманских и еврейских источников . Перевод Бродмана, издательство Джеймса В. Пенсильванского университета. стр. 203–208.
- Лакарра, Хосе Мария (1978). Альфонсо Боевой . Редакция Гуара.
- Лурье, Елена (1975). «Завещание Альфонсо I, Эль Батальдора , короля Арагона и Наварры: переоценка». Зеркало . 50:4 Октябрь (4): 635–651. дои : 10.2307/2855471 . JSTOR 2855471 . S2CID 159659007 .
- Рейли, Бернард Ф. (1995). Соперничество христианской и мусульманской Испании, 1031–1157 гг . Блэквелл.
- Убието Артета, Антонио. «Появление лжеАльфонсо I Боевого». Аргенсола , 38 (1958), 29–38.