Валери Лиможская
Святой Валери Лиможская | |
---|---|
Почитается в | Католическая церковь Восточная Православная Церковь |
Главный храм | Церковь Сен-Мишель-де-Лион , Лимож |
Праздник | 9 декабря |
Валерия Лиможская (также Валерия Лиможская ) — легендарная христианская мученица и цефалофора , связанная с римским периодом , чей культ был очень важен в Лимузене , Франция , в средневековый период. Она была важным предметом христианского искусства со времен Средневековья и фарфоровых статуэток на протяжении нескольких столетий.
Датирование и агиография
[ редактировать ]О Валерии наиболее настойчиво рассказывают, что она была обезглавлена за свою веру, а затем отнесла свою голову , чтобы представить ее епископу Марсьялю , который ее обратил. Это твердо относит ее к римскому периоду, хотя более поздние агиографы отправили самого Марсьяля в Галлию Петром , а не папой Фабианом , согласно более ранней традиции.
С другой стороны, легенда о Валери также пересказана с участием герцога Стефана Гиенского (Аквитания) как ее антагониста и палача. По этой версии, на нее оказали давление, чтобы она вышла замуж за герцога Стефана, который был язычником . За ее отказ он приказал обезглавить ее . Это переносит ее в средневековый период , хотя неясно, как именно это согласуется с тем, что она была христианкой в языческой среде. Очевидно, имя герцога Кристиан. Не существует ни зарегистрированных герцогов Аквитании с таким именем, ни каких-либо языческих герцогов Аквитании.
Хотя ее считали первой мученицей Аквитании, [ 1 ] вероятно, лучше всего рассматривать Валери как легендарную фигуру, чей культ питает определенную повествовательную разработку, привлекая повествовательные элементы различного, иногда противоречивого происхождения.
Параллели
[ редактировать ]Наиболее очевидными параллелями с легендарной фигурой Валерии являются те, в которых проявляется отличительная черта цефалофории . Франция довольно богата ими, в том числе, прежде всего, покровителем столицы Дени . Отрубленная голова, которая продолжает проповедовать, является мощным утверждением автономии или, возможно, теономии перед лицом гонений, когда епископ Денис продолжает свою работу пророчества и проповеди. В случае святой Валерии отрубленная голова возвращается туда, где она принадлежит: епископу, пастырю и духовнику умершего. В обоих случаях существует преемственность в отношениях с Церковью после смерти.
Более фундаментальная тема обезглавливания значительно расширяет поле сравнения. Очевидным источником параллелей является второканоническая книга Юдифи , в которой мы видим молодую женщину, дающую обет девственности после соблазнения и обезглавливания тиранического врага веры и преподнесения его головы своим соотечественникам. Мифы построены по-разному, но, похоже , существуют схожие основные проблемы, из-за которых религиозному сообществу угрожают как преследования , так и экзогамия .
Наиболее очевидные параллели, пожалуй, связаны с библейским и постбиблейским повествованием об Иоанне Крестителе . Здесь мы находим не только обезглавливание, но и проблемный брак (с намеком на инцест, а не экзогамию ), вызывающее осуждение тирании, важную молодую женщину и передачу головы третьей стороне. Однако в данном случае угроза религиозному сообществу, похоже, исходит изнутри. Тем не менее, тематическая параллель была достаточно сильной, чтобы строители подкрепили храм Святой Валерии в Сен-Мишель-де-Лион прекрасным витражом с изображением Иоанна Крестителя.
Культ
[ редактировать ]Святую Валерию почитали вместе с Марсьялем, и ее предполагаемые останки похоронены рядом с его прахом в аббатстве Сен-Марциаль в городе Лимож. Первоначальная святыня была уничтожена пожаром в середине 10 века , и было построено новое здание. Известная гробница Святой Валерии под этим зданием была среди тех, что были обнаружены при раскопках на площади Республики в Лиможе в 1960–62 годах.
Около 985 года по крайней мере часть мощей была перенесена в бенедиктинское аббатство в Шамбон-сюр-Вуез , к северо-востоку от Лиможа, которое стало центром ее культа. Большая картина ее мученичества XV века и бюст-реликварий остаются важными центрами внимания в аббатстве. Изображения мученичества стали важной темой лимузенского искусства, как живописи, так и скульптуры, а позже и лиможских эмалей .
После разрушения аббатства в Лиможе оставшиеся мощи святой Валерии были собраны вместе и установлены рядом с мощами святого Марсьяля и святой Лу в Лиможской церкви Сен-Мишель-де-Лион в коммерческом центре Лиможа.
-
Могила Святой Валерии в склепе под площадью Республики в Лиможе, бывшей части аббатства Сен-Марциаль.
-
Храм Святой Валерии в церкви Сен-Мишель-де-Льон , Лимож.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Булл, Маркус Грэм и Кэтрин Леглю, Мир Элеоноры Аквитанской: литература и общество на юге Франции (The Boydell Press, 2005), 29.
Ссылки
[ редактировать ]- Булл, Маркус Грэм и Кэтрин Леглю, Мир Элеоноры Аквитанской: литература и общество на юге Франции , The Boydell Press, 2005.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт Шамбон-сюр-Вуез (на французском языке)