Письма философскому неверующему
«Письма к философскому неверующему» (1780) — многотомная серия книг по метафизике восемнадцатого века британского эрудита Джозефа Пристли .
Пристли написал ряд важных метафизических работ за годы службы помощником и компаньоном лорда Шелберна . В серии из пяти работ, написанных в это время, он отстаивал материалистическую философию, хотя такая позиция «влекла за собой отрицание свободы воли и души ». [1]
Как компаньон Шелберна, Пристли сопровождал его в турне по Европе в 1774 году; они провели немало времени в Париже, и тревожные беседы Пристли с тамошними французскими философами побудили его написать «Письма к философскому неверующему» , последнее из серии его крупных метафизических работ. [2] Пристли вспоминал эту поездку в своих мемуарах :
Поскольку я во всех случаях предпочитал выглядеть христианином , ] сказали мне некоторые из них [ философов , что я был единственным человеком, с которым они когда-либо встречались, о понимании которого они имели какое-либо мнение, и который заявлял, что верит в христианство . Но расспрашивая их по этому поводу, я вскоре обнаружил, что они не уделяли этому должного внимания и на самом деле не знали, что такое христианство... Так много беседуя с неверующими дома и за границей, я подумал, что смогу с некоторыми преимуществами бороться с их предрассудками, и с этой целью я написал... первую часть своих «Письм к философскому неверующему» в доказательство доктрин о Боге и провидении, и... вторую часть в защита свидетельств [sic] христианства. [3]
В «Письмах » он продолжал защищать свой тезис, начатый в «Рассуждениях о материи и духе» и «Иллюстрированной доктрине философской необходимости» , о том, что материализм и детерминизм можно примирить с верой в Бога . Текст адресован тем, чья вера сформирована книгами и модой; Пристли проводит аналогию между скептицизмом образованных людей и доверчивостью масс. Он снова доказывает существование Бога, используя то, что Шофилд называет «классическим аргументом от замысла … ведущим от необходимого существования творца-проектировщика к его самопостижению, вечному существованию, бесконечной силе, вездесущности и безграничной доброжелательности». [4]
В трех томах Пристли обсуждает, среди многих других работ, » барона Гольбаха «Систему природы . Он утверждал, что «энергия природы» д'Гольбаха, хотя ей и недоставало разума или цели, на самом деле была описанием Бога. Пристли считал, что Дэвида Юма стиль в «Диалогах о естественной религии» (1779) столь же опасен, как и его идеи; он опасался незавершенности юмовского диалога. [5]
Примечания
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Холт, Энн. Жизнь Джозефа Пристли . Лондон: Издательство Оксфордского университета, 1931.
- Линдси, Джек, изд. Автобиография Джозефа Пристли . Тинек: Издательство Университета Фэрли Дикинсон, 1970. ISBN 978-0-8386-7831-2 .
- Шофилд, Роберт Э. Просвещенный Джозеф Пристли: исследование его жизни и деятельности с 1773 по 1804 год . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета, 2004. ISBN 0-271-02459-3 .
- Тэппер, Алан. «Джозеф Пристли». Литературно-биографический словарь 252: Британские философы 1500–1799 гг . Ред. Филип Б. Дематтейс и Питер С. Фосл . Детройт: Гейл Групп, 2002.