Джозеф Пристли и инакомыслие

Джозеф Пристли (13 марта 1733 ( по старому стилю ) — 8 февраля 1804) — британский натурфилософ , политический теоретик , священнослужитель, теолог и педагог. Он был одним из самых влиятельных диссидентов конца 18 века.
Член маргинализированных религиозных групп на протяжении всей своей жизни и сторонник так называемого «рационального инакомыслия», Пристли выступал за религиозную терпимость (бросая вызов даже Уильяму Блэкстоуну ), помог Теофилу Линдси основать унитарную церковь и способствовал отмене Закона об испытаниях и корпорациях в США. 1780-е годы. Как выдающийся британский проповедник провиденциализма , он выступал за широкие гражданские права, полагая, что отдельные люди могут добиться прогресса и, в конечном итоге, тысячелетия . [2] Религиозные убеждения Пристли были неотъемлемой частью его метафизики, а также его политики, и он был первым философом, который «попытался объединить теизм, материализм и детерминизм» - проект, который был назван «смелым и оригинальным». [2]
Защитник инакомыслящих и политический философ
[ редактировать ]Пристли всю свою жизнь утверждал, что политика его не интересует и что он в ней не участвует. То, что другим казалось политическими аргументами, для Пристли всегда по своей сути было религиозными аргументами. Многие из того, что мы бы назвали политическими сочинениями Пристли, были направлены на поддержку отмены Законов об испытаниях и корпорациях , политического вопроса, основанного на религии. [3] [ нужна страница ]
Между 1660 и 1665 годами парламент принял ряд законов, которые ограничивали права инакомыслящих: они не могли занимать политические посты, преподавать в школе, служить в армии или посещать Оксфорд и Кембридж, если они не соответствовали тридцати девяти статьям Церкви инакомыслящих. Англия . В 1689 году был принят Закон о толерантности , который восстанавливал некоторые из этих прав, если инакомыслящие подписывались под 36 из 39 статей ( католики и унитарии были исключены), но не все несогласные были готовы принять этот компромисс, и многие отказались подчиниться . На протяжении всего XVIII века инакомыслящих преследовали, а законы, направленные против них, беспорядочно применялись. Несогласные постоянно обращались к парламенту с просьбой отменить Законы об испытаниях и корпорациях, утверждая, что эти законы делают их гражданами второго сорта. Ситуация ухудшилась в 1753 году после принятия Лордом Хардвиком Закона о браке, который предусматривал, что все браки должны заключаться англиканскими священниками; некоторые вообще отказались проводить свадьбы несогласных. [4]
Друзья Пристли убеждали его опубликовать работу о несправедливости, с которой сталкиваются инакомыслящие, - тему, на которую он уже упоминал в своем « Очерке курса гуманитарного образования для гражданской и активной жизни» (1765). [5] Результатом стал «Очерк Пристли о первых принципах управления» . [6] который главный современный биограф Пристли называет его «самой систематической политической работой» в 1768 году. [7] Книга выдержала три английских издания и была переведена на голландский язык . Джереми Бентам считал, что это вдохновило его на «принцип величайшего счастья». [8] Однако «Опыт о правительстве» не является строго утилитарным ; как и все работы Пристли, оно пронизано верой в то, что общество движется к совершенству. Хотя большая часть текста переформулирует Джона Локка аргументы из его «Двух трактатов о правительстве» (1689 г.), в нем также проводится полезное различие между политическими и гражданскими правами и приводятся доводы в пользу защиты обширных гражданских прав. [9] Он различает частную и публичную сферы государственного контроля; Образование и религия, в частности, утверждает он, являются вопросами частной совести и не должны находиться в ведении государства. Как утверждает Крамник, «фундаментальной политической максимой Пристли была необходимость ограничить вмешательство государства в свободу личности». [10] Для первых либералов, таких как Пристли и Джефферсон, «определяющей чертой либеральной политики» был акцент на отделении церкви от государства . [11] В заявлении, в котором формулируются ключевые элементы раннего либерализма и предвосхищаются утилитарные аргументы, Пристли писал:
Необходимо, следовательно, понимать, что все люди живут в обществе ради взаимной выгоды; так что благо и счастье членов, то есть большинства членов любого государства, являются великим стандартом, по которому в конечном итоге должно определяться все, что относится к этому государству. [12]
Пристли признавал, что революция иногда была необходима, но считал, что в Британии уже произошла единственная необходимая революция в 1688 году , хотя его более поздние работы предполагают иное. Более поздний радикализм Пристли возник из-за его убеждения, что британское правительство посягает на свободу личности. [13] Пристли неоднократно возвращался к этим темам на протяжении всей своей карьеры, особенно когда защищал права несогласных. [14]
Критик комментариев Уильяма Блэкстоуна
[ редактировать ]В очередной попытке отстоять права несогласных Пристли защитил их конституционные права от нападок Уильяма Блэкстоуна , выдающегося теоретика права. Блэкстоуна Комментарии , быстро ставшие стандартным справочником по юридическому толкованию, заявляли, что инакомыслие с англиканской церковью является преступлением, и утверждали, что инакомыслящие не могут быть лояльными подданными. Разъяренный Пристли обрушился со своими «Замечаниями к комментариям доктора Блэкстоуна» (1769 г.), исправляя грамматику Блэкстоуна, его историю и его интерпретацию закона. [15] Блэкстоун, наказанный, ответил брошюрой и изменил свои комментарии в последующих изданиях; он перефразировал оскорбительные отрывки, но все же назвал инакомыслие преступлением. [16]
Основатель унитаризма
[ редактировать ]Когда в 1772 году парламент отклонил петицию Feather's Tavern , которая освобождала бы несогласных от подписки на тридцать девять статей , многие министры-несогласные, как писал Уильям Пейли , «не могли себе позволить сохранять совесть». [17] Друг Пристли из Лидса, Теофил Линдси , решил попробовать. Он отказался от своей церкви, продал свои книги, чтобы иметь деньги на жизнь, и основал первую унитарную часовню в Лондоне . Радикальный издатель Джозеф Джонсон помог ему найти здание, которое стало известно как Часовня на Эссекс-стрит . [18] Покровитель Пристли в то время, лорд Шелберн , пообещал, что он убережет церковь от юридических проблем (барристер Джон Ли , впоследствии генеральный прокурор, также помог [18] ), а Пристли и многие другие поспешили собрать деньги для Линдси.
17 апреля 1774 года в часовне состоялась первая служба. Линдси разработал свою собственную литургию, которую многие критиковали. Пристли бросился на его защиту с письмом к мирянину по поводу предложения преподобного г-на Линдси о реформатской английской церкви (1774 г.): [19] утверждая, что изменилась только форма поклонения, и нападая на тех, кто следовал религии только как моде. Пристли регулярно посещал церковь, пока жил в Кальне с Шелбурном, и даже иногда проповедовал там. [20] Он продолжал поддерживать институционализированное унитаризм после переезда в Бирмингем в 1780 году, поощряя основание новых унитарных часовен по всей Великобритании и Соединенным Штатам. [21] Он написал множество писем в защиту унитаризма, в частности против некоторых министров и ученых, таких как Сэмюэл Хорсли , Александр Геддес , Джордж Хорн и Томас Хоуз . Эти письма были составлены и опубликованы (автором) в «ежегодном ответе», охватывающем 1786-1789 годы. [22] Он также составил и отредактировал литургию и сборник гимнов для новой деноминации. [23]
Религиозный активист
[ редактировать ]
В 1787, 1789 и 1790 годах несогласные снова пытались отменить Акты об испытаниях и корпорациях . Хотя первоначально казалось, что они могут добиться успеха, к 1790 году, когда опасения Французской революции в умах многих членов парламента маячили , мало кто был поколеблен аргументами Чарльза Джеймса Фокса о равных правах. Политические карикатуры, одно из самых эффективных и популярных средств массовой информации того времени, подвергли критике несогласных и, в частности, Пристли. [24] В разгар этих трудных времен именно предательство Уильяма Питта и Эдмунда Бёрка больше всего разозлило Пристли и его друзей; они ожидали поддержки этих двух мужчин и вместо этого оба громко выступали против отмены. Пристли написал серию писем Уильяму Питту. [25] и письма Берку [26] в попытке убедить их в обратном, но безуспешно. К сожалению, эти публикации также настроили против него население.
В своей пропаганде против «радикалов» администрация Питта утверждала, что Пристли и другие несогласные хотели свергнуть правительство. Несогласные, поддержавшие Французскую революцию, попали под все большее подозрение по мере роста скептицизма по поводу преимуществ и идеалов революции. [27] Когда в 1790 году Ричард Прайс , другой ведущий министр-диссидент в Британии того времени, произнес воодушевляющую проповедь в поддержку французских революционеров и сравнил их с английскими революционерами 1688 года , Берк ответил своими знаменитыми «Размышлениями о революции во Франции» . [28] Пристли бросился на защиту своего друга и революционеров, опубликовав вместе с Томасом Пейном и Мэри Уолстонкрафт один из многих ответов, ставших частью « Революционной полемики ». Парадоксально, но именно Берк, светский государственный деятель, выступал против науки и утверждал, что религия должна быть основой гражданского общества, в то время как Пристли, министр-диссидент, утверждал, что религия не может служить основой общества и должна ограничиваться частной жизнью. . [29]
Политический советник лорда Шелберна
[ редактировать ]Пристли также служил своего рода политическим советником лорда Шелберна, работая у него наставником и библиотекарем; он собирал для него информацию по парламентским вопросам и служил проводником информации для инакомыслящих и американских интересов. [30] За эти годы Пристли опубликовал несколько политических работ, большинство из которых были посвящены правам инакомыслящих, например «Обращение к протестантским инакомыслящим». . . о приближающихся выборах членов парламента (1774 г.). [31] Эта брошюра была опубликована анонимно, и Шофилд называет ее «самым откровенным из всего, что он когда-либо писал». [32] Пристли призвал несогласных проголосовать против тех членов парламента, которые, отказавшись отменить Законы об испытаниях и корпорациях, лишили их прав. Вторую часть, посвященную защите восставших американских колонистов, он написал по указанию Бенджамина Франклина и Джона Фотергилла . Брошюры вызвали ажиотаж по всей Британии, но результаты выборов были не в пользу партии Шелберна. [33]
Философ-материалист и теолог
[ редактировать ]В серии из пяти крупных метафизических работ, написанных между 1774 и 1778 годами, Пристли изложил свой материалистический взгляд на мир и попытался «защитить христианство, сделав его метафизические рамки более понятными», хотя такая позиция «повлекла за собой отрицание свободы воля и душа». [34] Первой крупной работой, посвященной этим вопросам, было «Расследование расследования доктора Рида… эссе доктора Битти…» и «Обращение доктора Освальда» (1774 г.). [35] Он бросил вызов шотландской философии здравого смысла , которая утверждала, что «здравый смысл» превосходит разум в вопросах религии. Опираясь на Локка и Хартли ассоциационизм Рида , он энергично выступал против теории сознания и утверждал, что идеи не обязательно должны напоминать свои референты в мире; идеи для Пристли были не картинками в уме, а скорее причинными ассоциациями. [34] На основе этих аргументов Пристли пришел к выводу, что «идеи и объекты должны иметь одну и ту же субстанцию». [34] радикальный материалистический взгляд того времени. Книга пользовалась популярностью, и ее читали читатели всех убеждений. Чарльз Лэмб написал Сэмюэлу Тейлору Кольриджу , рекомендуя «эту ясную, сильную, юмористическую и самую занимательную часть рассуждений». [36] и до Пристли дошли слухи, что даже Юм прочитал эту работу и «заявил, что манера работы была правильной, поскольку аргумент был неопровержимым». [37]

Выступая в защиту материализма в своем «Экзамене», Пристли настоятельно утверждал, что не существует двойственности разума и тела . Такие мнения шокировали и разозлили многих его читателей и рецензентов, которые считали, что для существования души необходима двойственность разума и тела. Чтобы прояснить свою позицию, он написал «Рассуждения о материи и духе» (1777 г.): [38] который утверждал, что и «материя», и «сила» активны и, следовательно, объекты в мире и разуме должны состоять из одной и той же субстанции. [39] Пристли также утверждал, что обсуждение души невозможно, поскольку она состоит из божественной субстанции, и человечество не может получить доступ к божественному. Поэтому он отрицал материализм души, одновременно заявляя о ее существовании. Хотя он подкреплял свои аргументы известными учеными и древними авторитетами, включая Священные Писания, его называли атеистом . К 1782 году было опубликовано не менее дюжины враждебных опровержений произведения. [40]
Пристли продолжил эту серию аргументов в «Иллюстрированной доктрине философской необходимости» (1777); [41] текст был задуман как «приложение» к « Рассуждениям » и «предполагает, что материализм и детерминизм взаимно поддерживают друг друга». [42] Пристли прямо заявил, что у людей нет свободы воли : «все вещи, прошлые, настоящие и будущие, являются именно такими, какими Создатель природы действительно задумал их сделать и предусмотрел для этого». [43] Его понятие «философской необходимости», которое он первым провозгласил созвучным христианству, временами напоминает абсолютный детерминизм ; оно основано на его понимании мира природы и теологии: как и остальная природа, человеческий разум подчиняется законам причинности, но поскольку эти законы создал милосердный Бог, утверждал Пристли, мир в целом в конечном итоге будет усовершенствован. [44] Он утверждал, что ассоциации, возникающие в сознании человека, являются необходимым продуктом его жизненного опыта, поскольку теория ассоцианизма Хартли аналогична законам природы, таким как гравитация . Пристли утверждает, что его нецессарианство можно отличить от фатализма и предопределения, поскольку оно опирается на естественный закон. Исаак Крамник указывает на парадоксальность позиций Пристли: как реформатор он утверждал, что политические изменения необходимы для человеческого счастья, и призывал своих читателей к участию, но в таких работах, как «Философская необходимость» , он также утверждал , что у людей нет свободной воли. [45] «Философская необходимость» XIX века оказала влияние на утилитаристов Джона Стюарта Милля и Герберта Спенсера , которых привлекал ее детерминизм. Иммануил Кант , очарованный детерминизмом Пристли, но отталкиваемый его зависимостью от наблюдаемой реальности, создал трансцендентальную версию детерминизма, которая, как он утверждал, давала свободу разуму и душе. [46]
В последней из своих важных книг по метафизике «Письма к философскому неверующему» (1780 г.) [47] Пристли продолжает защищать свой тезис о том, что материализм и детерминизм можно примирить с верой в Бога. [48] Семя для этой книги было посеяно во время его поездки в Париж с Шелбурном. Пристли вспоминал в своих мемуарах :
Поскольку я во всех случаях предпочитал выглядеть христианином, некоторые из них [ философов ] сказали мне, что я был единственным человеком, с которым они когда-либо встречались, о понимании которого они имели какое-либо мнение, и который заявлял, что верит в христианство. Но расспрашивая их по этому поводу, я вскоре обнаружил, что они не уделяли этому должного внимания и толком не знали, что такое христианство... Так много общаясь с неверующими дома и за границей, я подумал, что смогу бороться с их предрассудками с некоторой выгодой, и с этой целью я написал... первую часть своих «Письм к философскому неверующему» в доказательство доктрин о Боге и провидении, и... вторую часть, в защита свидетельств [sic] христианства. [49]
Текст адресован тем, чья вера сформирована книгами и модой; Пристли проводит аналогию между скептицизмом образованных людей и доверчивостью масс. Он снова доказывает существование Бога, используя то, что Шофилд называет «классическим аргументом от замысла… ведущим от необходимого существования творца-проектировщика к его самопостижению, вечному существованию, бесконечной силе, вездесущности и безграничной доброжелательности». [50] В трех томах Пристли обсуждает, среди многих других работ, « » барона Гольбаха Систему природы , которую часто называют «библией атеизма ». Он утверждал, что «энергия природы» д'Гольбаха, хотя и лишена разума или цели, на самом деле является описанием Бога. Пристли считал, что Дэвида Юма стиль в «Диалогах о естественной религии» (1779) столь же опасен, как и его идеи; он опасался незавершенности юмовского диалога. [51]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Маклахлан, Иконография , 28–30.
- ^ Jump up to: а б Таппер, 314.
- ^ Шофилд.
- ^ Шофилд, Том. 1, 202–5
- ^ Пристли, Джозеф. Очерк курса гуманитарного образования для гражданской и активной жизни . Лондон: Отпечатано для К. Хендерсона при Королевской бирже; Т. Беккет и Де Хондт на Стрэнде; и Дж. Джонсоном и Давенпортом в Патер-Ностер-Роу, 1765 г.
- ^ Пристли, Джозеф. Эссе о первых принципах управления; и о природе политической, гражданской и религиозной свободы . Нужна информация о публикации для первого издания.
- ^ Шофилд, Том. 1, 206.
- ^ Анализ заявлений Бентама по этому вопросу см. в Schofield, Vol. 1, 207–8.
- ^ Гаррет, 17 лет; Таппер, 315.
- ^ Крамник, 18.
- ^ Шофилд, Том. 1, 209–10; Джексон, 100–1; Углоу, 169 лет; Крамник, 20.
- ^ Qtd. в Гиббсе - 40 лет и Аглоу - 169 лет; Таппер, 315.
- ^ Таппер, 315.
- ^ Гиббс, 39–43.
- ^ Пристли, Джозеф. Замечания по поводу некоторых параграфов четвертого тома комментариев доктора Блэкстоуна к законам Англии, касающимся несогласных . Лондон: Напечатано для Дж. Джонсона и Дж. Пейна, 1769 г.
- ^ Шофилд, Том. 1, 214–16; Гиббс, 43 года.
- ^ Qtd. в Шофилде, Vol. 2, 26.
- ^ Jump up to: а б Глава 2 «История Эссекс-холла» , Мортимер Роу, бакалавр наук, DD Lindsey Press, 1959. Архивировано 7 марта 2012 года в Wayback Machine.
- ^ Нужна информация о публикации.
- ^ Шофилд, Том. 2, 26–8; Джексон, 124 года; Гиббс, 88–89.
- ^ Шофилд, Том. 2, 225; 236–8.
- ^ Пристли, Дж. (1788) Защита унитаризма в 1786-1789 годах .
- ^ Шофилд, Том. 2, 200–1.
- ^ Гиббс, 176–83.
- ^ Пристли, Джозеф. Письмо досточтимому Уильяму Питту... по вопросам терпимости и церковных установлений; вызвано его речью против отмены законов об испытаниях и корпорациях в среду, 28 марта 1787 года . Нужна информация о публикации для первого издания и других писем.
- ^ Пристли, Джозеф. Письма досточтимому Эдмунду Берку, вызванные его размышлениями о революции во Франции и т. д. Нужна информация о публикации для первого издания.
- ^ Шофилд, Том. 2, 269–81; Торп, 122–125; Углоу, 409; 435–38.
- ^ Нужна информация о публикации для первого издания текста Берка.
- ^ Крамник, 22.
- ^ Гиббс, 91–94.
- ^ Пристли, Джозеф. Обращение к протестантским диссидентам всех конфессий по поводу приближающихся выборов членов парламента, относительно состояния общественной свободы в целом и американских дел в частности . Лондон: Напечатано для Джозефа Джонсона, 1774 г.
- ^ Шофилд, Том. 2, 16.
- ^ Шофилд, Том. 2, 13–19.
- ^ Jump up to: а б с Таппер, 316.
- ^ Пристли, Джозеф. Анализ «Исследования человеческого разума о принципах здравого смысла» доктора Рида, «Опыта доктора Битти о природе и неизменности истины» и «Обращения доктора Освальда к здравому смыслу в защиту религии» . Лондон: Напечатано для Дж. Джонсона, 1774 г.
- ^ Qtd. в Шофилде, Vol. 2, 51.
- ^ Qtd. в Шофилде, Vol. 2, 51; 44–51.
- ^ Пристли, Джозеф. Исследования, касающиеся материи и духа. К этому добавляется история философского учения о происхождении души и природе материи; с его влиянием на христианство, особенно в отношении учения о предсуществовании Христа . Лондон: Напечатано для Дж. Джонсона, 1777 г.
- ^ Таппер, 317.
- ^ Шофилд, Том. 2, 59–76; Гиббс, 99–100.
- ^ Пристли, Джозеф. Проиллюстрировано учение о философской необходимости; являющееся приложением к «Рассуждениям», касающимся материи и духа. К этому прилагается ответ на «Письма о материализме» и «Теорию сознания» Хартли . Лондон: Напечатано для Дж. Джонсона, 1777 г.
- ^ Таппер, 318.
- ^ Qtd. в Шофилде, Vol. 2, 79.
- ^ Гаррет, 55 лет; Таппер, 319 лет; Шепс, 138.
- ^ Крамник, 16.
- ^ Шофилд, Том. 2, 77–91.
- ^ Пристли, Джозеф. Письма философски неверующему. Содержит анализ основных возражений против доктрин естественной религии, особенно тех, которые содержатся в трудах г-на Хьюма . Нужна информация о публикации для первого издания.
- ^ Таппер, 320.
- ^ Пристли, Автобиография , 111.
- ^ Шофилд, Том. 2, 39.
- ^ Шофилд, Том. 2, 37–42.
Библиография
[ редактировать ]Полную библиографию произведений Пристли см. в списке работ Джозефа Пристли .
- Фитцпатрик Мартин. «Еретическая религия и радикальные политические идеи в Англии конца восемнадцатого века». Трансформация политической культуры: Англия и Германия в конце восемнадцатого века . Эд. Экхарт Хельмут. Оксфорд:?, 1990.
- Фитцпатрик, Мартин. «Джозеф Пристли и причина всеобщей терпимости». Информационный бюллетень Прайса-Пристли 1 (1977): 3–30.
- Гаррет, Кларк. «Джозеф Пристли, Тысячелетие и Французская революция». Журнал истории идей 34.1 (1973): 51–66.
- Гиббс, Ф.В. Джозеф Пристли: авантюрист в науке и поборник истины . Лондон: Томас Нельсон и сыновья, 1965.
- Хааконсен, Кнуд, изд. Просвещение и религия: рациональное инакомыслие в Британии восемнадцатого века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1996. ISBN 0-521-56060-8 .
- Джексон, Джо, Мир в огне: еретик, аристократ и гонка за открытие кислорода . Нью-Йорк: Викинг, 2005. ISBN 0-670-03434-7 .
- Крамник, Исаак. «Наука восемнадцатого века и радикальная социальная теория: пример научного либерализма Джозефа Пристли». Журнал британских исследований 25 (1986): 1–30.
- МакЭвой, Джон Г. «Просвещение и инакомыслие в науке: Джозеф Пристли и пределы теоретических рассуждений». Просвещение и инакомыслие 2 (1983): 47–68; 57–8.
- Маклахлан, Джон. Джозеф Пристли, человек науки 1733–1804: Иконография великого йоркширца . Браунтон и Девон: Merlin Books Ltd., 1983. ISBN 0-86303-052-1 .
- Филип, Марк. «Рациональная религия и политический радикализм». Просвещение и инакомыслие 4 (1985): 35–46.
- Шофилд, Роберт Э. Просвещение Джозефа Пристли: исследование его жизни и творчества с 1733 по 1773 год . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета, 1997. ISBN 0-271-01662-0 .
- Шофилд, Роберт Э. Просвещенный Джозеф Пристли: исследование его жизни и деятельности с 1773 по 1804 год . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета, 2004. ISBN 0-271-02459-3 .
- Шепс, Артур. Джозефа Пристли «Временные диаграммы : использование и преподавание истории рациональным инакомыслием в Англии конца восемнадцатого века». Люмен 18 (1999): 135–154.
- Тэппер, Алан. «Джозеф Пристли». Литературно-биографический словарь 252: Британские философы 1500–1799 гг . Ред. Филип Б. Дематтейс и Питер С. Фосл. Детройт: Гейл Групп, 2002.
- Торп, Т. Е. Джозеф Пристли . Лондон: Дж. М. Дент, 1906.
- Углоу, Дженни. Лунные люди: пять друзей, чье любопытство изменило мир . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, 2002. ISBN 0-374-19440-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Общество Джозефа Пристли
- www.josephpriestley.com – обширный сайт, который включает библиографию, ссылки на соответствующие сайты, изображения, информацию о коллекциях рукописей и другую полезную информацию.
Полнотекстовые ссылки
[ редактировать ]- Всеобщая история христианской церкви (полный текст из книг Google)
- История искажений христианства (полный текст из книг Google)
- Доктрины языческой философии в сравнении с доктринами Откровения (полный текст из книг Google)
- Институты естественной и богооткровенной религии, Том. 1 из 2 (полный текст из книг Google)
- Институты естественной и богооткровенной религии, Том. 2 из 2 (полный текст из книг Google)
- История ранних мнений об Иисусе Христе, Vol. 1 (полный текст из книг Google)
- История ранних мнений об Иисусе Христе, Vol. 2 (полный текст из книг Google)
- История ранних мнений об Иисусе Христе, Vol. 3 (полный текст из книг Google)
- История ранних мнений об Иисусе Христе, Vol. 4 (полный текст из книг Google)
- Бесплатное обращение к протестантским инакомыслящим (полный текст из книг Google)