Уильям Ликан
Уильям Дж. Ликан | |
---|---|
Рожденный | 26 сентября 1945 г. | ( 78 лет)
Образование | Амхерстский колледж (бакалавр) Чикагский университет (доктор философии) |
Эра | Современная философия |
Область | Западная философия |
Школа | Аналитический |
Учреждения | Университет штата Огайо Университет Северной Каролины, Чапел-Хилл |
Диссертация | Личности, критерии и материализм (1970) |
Докторантура | Вер Клэйборн Чаппелл |
Докторанты | Питер Алвард |
Основные интересы | Философия языка , философия сознания , эпистемология , метафизика , лингвистика |
Известные идеи | Гомункулярный функционализм |
Уильям Г. Лайкан ( / ˈ l aɪ k ən / LY -kən ; родился 26 сентября 1945) — американский философ и почетный профессор Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл , где ранее он был удостоен награды Уильяма Рэнда Кенана-младшего. Профессор. С 2011 года Ликан также является почетным приглашенным профессором философии в Университете Коннектикута , где он продолжает проводить исследования, преподавать и консультировать аспирантов.
Образование и карьера
[ редактировать ]Уильям Лайкан получил степень бакалавра в Амхерстском колледже в 1966 году, где он также работал ассистентом преподавателя на музыкальном факультете. Его дипломная работа с отличием была посвящена « Ноама Хомского Исследованию синтаксиса ». Он продолжил обучение в аспирантуре Чикагского университета , где получил степень магистра в 1967 году и степень доктора философии. в 1970 году. Его докторская диссертация была на тему «Лица, критерии и материализм ».
Ликан преподавал в течение двенадцати лет в Университете штата Огайо , прежде чем в 1982 году поступил на факультет Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл , где он сейчас является почетным.
Он выиграл премию выдающегося факультета 2001 года (в 2001 году) и награду за выдающиеся преподавательские способности в области обучения после получения степени бакалавра в 2002 году. В 2013 году он был избран почетным членом Австралийской академии гуманитарных наук .
Философская работа
[ редактировать ]Его основные интересы включают философию сознания , философию языка , философию лингвистики , эпистемологию и метафизику . Автор восьми книг и более 150 статей (и более 20 обзоров) Ликан — сторонник версии функционализма , известной как гомункулярный функционализм .
Ликан — непримиримый реалист и физикалист практически во всем — ментальных состояниях ( интенциональность и сознание ), эпистемическом обосновании , языковом значении , восприятии (особенно цвета и запаха), моральных свойствах, эстетических свойствах и многом другом. Этот философский гобелен скреплен несколькими общими нитями, которые, среди прочего, включают: представление о том, что личности представляют собой сложные системы, состоящие из субличностных систем, субсубличностных систем и т. д., вплоть до субатомных функций; мнение о том, что естественная телеология распространена повсеместно, что существует неидеальное, но, тем не менее, заметное эволюционное соответствие между человеческими способностями и окружающей средой; и точка зрения, согласно которой значение в естественном языке проявляет логическую форму, которая по своей сути является истинностной.
Эти (и другие) общие нити заметны в теориях разума Ликана. Ментальные состояния по типу идентичны функциональным состояниям, реализуемым в суб- или суб-субличностных системах, где функция любого такого состояния определяется его естественной телеологией. Это гомункулярный функционализм Ликана. Обращение к телеологии решает проблемы более ранних функционалистских теорий, особенно те, которые касаются сознания. Правильная теория сознания, по мнению Ликана, состоит из множества частей, соответствующих множеству явлений, к которым применяется термин «сознание». Таким образом, Ликан защищает теорию осознания более высокого порядка, внутреннюю чувственность, согласно которой механизмы внимания имеют функцию мониторинга и интеграции психологических процессов более низкого уровня; местоименная теория субъективности, согласно которой субъективная или перспективная природа состояний сознания является продуктом совершенно уникальной семантической роли интроспективных психических понятий (например, «Я»); репрезентативная теория квалиа , согласно которому сенсорные качества являются интенциональными объектами чувственных представлений; и многое другое. (Сознание, 1987; Сознание и опыт, 1996.)
Эти же самые темы заметны в подходе Ликана к знанию, включая его подход к приобретению убеждений и эпистемическому обоснованию. Приобретение нового убеждения означает приобретение нового реального внутреннего представления, воплощенного в функциональной архитектуре человека. И новое убеждение оправдано, если оно лучше, чем его конкуренты, увеличивает объяснительную связность всего набора убеждений человека. Это объяснительная теория оправдания Ликана. Каноны эпистемической ценности, используемые для определения степени объяснительной связности, сами по себе оправданы обращением к естественной телеологии. (Суждение и обоснование 1988.) В защиту своей точки зрения Ликан критически оценивает основных конкурентов (особенно релайабилизм ) и другие взгляды (например, эпистемический минимализм ).
Значение на естественном языке (Логическая форма на естественном языке, 1984), включая значение изъявительных условных предложений (Real Conditionals, 2001), объясняется Ликаном в терминах теории истины. Здесь также необходимый психолингвистический механизм согласуется с гомункулярным функционализмом Ликана и, в более общем плане, с вышеизложенными общими нитями.
Вместе с Робертом Адамсом Ликан считает Дэвида Келлога Льюиса идею о возможных мирах метафизически экстравагантной и предлагает вместо нее актуалистическую интерпретацию возможных миров как последовательных, максимально полных наборов описаний или предположений о мире, так что «возможный мир» «Мир» понимается как полное описание (т.е. максимально непротиворечивый набор пропозиций) того, каким мог бы быть мир, а не как мир, который таков.
Публикации
[ редактировать ]- Логическая форма на естественном языке (Bradford Books/MIT Press, 1984), xii + 348 стр.
- Зная, кто (со Стивеном Боером ) (Bradford Books / MIT Press, 1986), xiv + 212 стр.
- Сознание (Bradford Books/MIT Press, 1987), ix + 165 стр.
- Суждение и оправдание (Cambridge University Press, 1988), xiii + 230 стр.
- Модальность и значение (Kluwer Academic Publishing, серия «Исследования по лингвистике и философии», 1994), xxii + 335 стр.
- Сознание и опыт (Bradford Books/MIT Press, 1996), xx + 211 стр.
- Философия языка: современное введение (Routledge Publishers, 1999, 3-е изд. 2018 г.), xvi + 243 стр.
- Реальные условные обозначения (Oxford University Press, 2001), vii + 223 стр.
- О доказательствах в философии (Oxford University Press, 2018), 106 стр.
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Американские философы 20-го века
- Американские философы XXI века
- Аналитические философы
- Американские философы языка
- Американские метафизики
- Живые люди
- Выпускники Амхерстского колледжа
- Американские ученые-философы
- Университет Северной Каролины на факультете Чапел-Хилл
- Преподаватели Университета штата Огайо
- 1945 рождений
- Философы лингвистики
- Семантики
- Американские эпистемологи
- Американские философы разума