Когнитивная уязвимость
Когнитивная уязвимость в когнитивной психологии — это ошибочное убеждение, когнитивная предвзятость или образ мышления, которые предрасполагают человека к психологическим проблемам. [1] Уязвимость существует до появления симптомов психологического расстройства. [2] После того, как человек сталкивается со стрессовым опытом, когнитивная уязвимость формирует дезадаптивную реакцию, которая увеличивает вероятность психологического расстройства. [1]
В психопатологии существует несколько точек зрения, с которых можно изучить происхождение когнитивных уязвимостей.Это путь включения моделей когнитивных схем, моделей безнадежности и теории привязанности . [3] Смещение внимания — это один из механизмов, приводящих к ошибочному когнитивному искажению, которое приводит к когнитивной уязвимости. Присвоение уровня опасности угрозе зависит от срочности или интенсивности порога. Тревога не связана с избирательной ориентацией. [4]
Теории
[ редактировать ]Когнитивная теория
[ редактировать ]Предварительные или «дистальные» причины способствуют формированию когнитивной уязвимости, которая в конечном итоге через непосредственные или проксимальные причины приводит к индивидуальному проявлению симптомов расстройства. Немедленные когнитивные и эмоциональные реакции запускают образы и предположения, сформированные в прошлом, что приводит к компенсирующему, защитному поведению и, в свою очередь, усиливает ошибочные убеждения или другие когнитивные уязвимости. [1]
Теория привязанности
[ редактировать ]Контакт с опекунами определяет определенный процесс привязанности. Когда надежная привязанность нарушается и начинает становиться небезопасной, возникают ненормальные модели поведения, увеличивающие риск депрессии. Рабочие модели формируют восприятие отношений с другими людьми. Когнитивная уязвимость возникает из-за неадаптивной когнитивной обработки при построении отношений и привязанностей. [3]
Взаимосвязь диатез-стресс
[ редактировать ]Диатез способствует уязвимости. [5] Диатез означает склонность к болезни. В отношениях диатез-стресс скрытая уязвимость активируется через события, которые человек воспринимает как стрессовые. Под уязвимостью в психологическом плане подразумевается повышенная вероятность возникновения эмоциональной боли и определенного вида психопатологии . Уязвимость может быть комбинацией и взаимодействием генетического или приобретенного опыта. Уязвимость приводит к необходимости мириться с чем-то неприятным и представляет собой симптомы различных психологических расстройств. Уязвимость предрасполагает людей к расстройству, но не инициирует его. В зависимости от субъективного восприятия события человеком диатез приводит к определенному психологическому заболеванию. [5]
Психологические проблемы
[ редактировать ]Депрессия
[ редактировать ]Благодаря нескольким когнитивным искажениям, избирательные сигналы , соответствующие настроению, устанавливаются в течение длительных интервалов времени. Эмоциональные стимулы, соответствующие эмоциональным проблемам, создают совокупный эффект на симптомы, связанные с депрессией . Депрессия связана с избирательной ориентацией. Это предотвращает внимание к эмоциональным сигналам, которые не соответствуют интернализованной схеме, к которой человек стал уязвим, и приводит к сопутствующей тревоге. Когда людей, склонных к депрессии, просят вспомнить конкретное событие, они объясняют общий класс событий (например, «Время, когда я жил с родителями»). [4]
Модель двойного процесса
[ редактировать ]Механизмы ассоциативной и рефлексивной обработки применяются, когда когнитивная уязвимость перерастает в депрессию. Модель двойного процесса применима в социальной психологии и психологии личности, но не адаптирована к клиническим явлениям. Негативная предвзятость в самооценке создает основу для когнитивной уязвимости к депрессии. Затем формируется нисходящая спираль, вызывающая формы дисфории . Негативно предвзятая ассоциативная обработка будет поддерживать состояние дисфорического настроения. По мере нарастания дисфорического настроения истощаются когнитивные ресурсы, необходимые для борьбы с дисфорией посредством рефлексивной обработки. В дисфорическом настроении на ум приходят неуместные задачи и навязчивые мысли, а истощение когнитивных ресурсов еще больше способствует эскалации настроения. [6]
Цикл обратной связи
[ редактировать ]Петля обратной связи в модели двойного процесса находится между самореферентным познанием и дисфорией. Петля обратной связи устанавливает неспособность применить рефлексивную обработку для исправления негативных предубеждений. [6]
Стойкость настроения
[ редактировать ]Отсрочка рефлексивных процессов приводит к стойкости настроения. Человек привыкает к состоянию дисфории, поскольку он испытывает все больше и больше негативных состояний настроения. Дисфорические настроения создают более ассоциативную обработку у депрессивных уязвимых людей из-за негативных когнитивных искажений . Когда ассоциативная предвзятость становится сильнее, ее становится трудно преодолеть. Неэффективные рефлексивные стратегии приводят к сохранению дисфорических настроений. [6]
Депрессивный эпизод как фактор уязвимости к депрессии
[ редактировать ]Вероятность нового депрессивного эпизода возрастает с увеличением количества предыдущих эпизодов. Депрессивный эпизод сам по себе является фактором уязвимости. Каждый эпизод депрессии облегчает нейромедиаторной дерегуляцию системы. Для инициализации первого эпизода необходим сильный стрессор; однако последующие эпизоды могут быть вызваны более мягкими стрессорами. Контекстная информация развивается так, что небольших изменений настроения достаточно, чтобы активировать уязвимость. Ослабление и частота депрессивных эпизодов запускают биологические процессы, связанные с начальным эпизодом. Депрессивные эпизоды переживаются как отсутствие контроля над травмирующими событиями. Депрессивное состояние приводит к социальному неприятию и снижению самооценки , что приводит к дальнейшим депрессивным симптомам. [5]
Схематические модели
[ редактировать ]Схемы при депрессии формируются в связи со стрессовыми событиями в детстве и заставляют человека ненормально реагировать на жизненный опыт, напоминающий о детских травмах. [3] В детском и подростковом возрасте человек, склонный к депрессии, начинает сопоставлять жизненные ситуации с прототипами конкретных стрессовых переживаний детства. Таким образом, проявляется когнитивная уязвимость. [3]
Выученная беспомощность
[ редактировать ]Негативные события в детстве приводят к тому, что ребенок усваивает негативные события. Точно так же, как повторяющийся положительный опыт приводит к развитию у ребенка положительного образа себя и оптимизма в отношении будущих событий, негативные события приводят к развитию ожиданий безнадежности или даже депрессии , когда человек сталкивается со стрессовой ситуацией в будущем. [3]
Биполярное расстройство
[ редактировать ]Исследование людей с биполярным расстройством показало, что по сравнению с контрольной группой, не страдающей биполярным расстройством, у них был значительно более высокий уровень дисфункциональных установок, таких как перфекционизм и потребность в одобрении, которые повышают их когнитивную уязвимость к депрессии. [7]
См. также
[ редактировать ]- Познание животных
- Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
- Когнитивная предвзятость
- Смягчение когнитивных искажений
- Модификация когнитивной предвзятости
- Когнитивный диссонанс
- Когнитивные искажения
- Когнитивная лингвистика
- Когнитивный модуль
- Когнитивное пространство
- Когнитивный стиль
- Когнитивная терапия (КТ)
- Сравнительное познание
- Устранение предвзятости
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Рискинд, Джон Х.; Блэк, Дэвид (2005). «Когнитивная уязвимость» . У Фримена, Артур; Фелгойз, Стефани Х.; и др. (ред.). Энциклопедия когнитивно-поведенческой терапии . Нью-Йорк: Спрингер. стр. 122–26. ISBN 9781429411738 .
- ^ Иероним Б.Ф.; Котов Р.; Ризе, Х.; Ормель, Дж. (2016). «Проспективная связь невротизма с психическими расстройствами уменьшается вдвое после корректировки исходных симптомов и психиатрического анамнеза, но скорректированная связь почти не ослабевает со временем: метаанализ 59 продольных/проспективных исследований с 443 313 участниками» . Психологическая медицина . 46 (14): 2883–2906. дои : 10.1017/S0033291716001653 . ПМИД 27523506 . S2CID 23548727 .
- ^ Jump up to: а б с д и Ингрэм, Рик (февраль 2003 г.). «Истоки когнитивной уязвимости к депрессии» (PDF) . Когнитивная терапия и исследования . 27 (1): 77–88. дои : 10.1023/а:1022590730752 . ISSN 0147-5916 . S2CID 16148365 .
- ^ Jump up to: а б Мэтьюз, Эндрю; Маклауд, Колин (1 апреля 2005 г.). «Когнитивная уязвимость к эмоциональным расстройствам». Ежегодный обзор клинической психологии . 1 (1): 167–195. doi : 10.1146/annurev.clinpsy.1.102803.143916 . ПМИД 17716086 . S2CID 11460988 .
- ^ Jump up to: а б с Ван, Катарина Элизабет (2006). «Депрессия и когнитивная уязвимость» (PDF) . Кафедра психологии факультета социальных наук Университета Тромсё. OCLC 171289106 .
- ^ Jump up to: а б с Биверс, Кристофер Г. (1 ноября 2005 г.). «Когнитивная уязвимость к депрессии: модель двойного процесса» (PDF) . Обзор клинической психологии . 25 (7): 975–1002. дои : 10.1016/j.cpr.2005.03.003 . ISSN 0272-7358 . ПМИД 15905008 .
- ^ Скотт, Дж.; Стэнтон, Б.; Гарланд, А.; Ферье, Индиана (1 марта 2000 г.). «Когнитивная уязвимость у пациентов с биполярным расстройством». Психологическая медицина . 30 (2): 467–472. дои : 10.1017/S0033291799008879 . ISSN 0033-2917 . ПМИД 10824667 . S2CID 25496594 .