Jump to content

Модель диатеза-стресса

Схема модели диатез-стресс

Модель диатеза -стресса , также известная как модель уязвимости-стресса , представляет собой психологическую теорию , которая пытается объяснить расстройство или его траекторию как результат взаимодействия между предрасположенной уязвимостью , диатезом и стрессом, вызванным жизненным опытом. . Термин диатез происходит от греческого термина (διάθεσις), обозначающего предрасположенность или чувствительность. Диатез может принимать форму генетических, психологических, биологических или ситуативных факторов. [ 1 ] Существует широкий спектр различий между уязвимостью людей к развитию расстройства. [ 1 ] [ 2 ]

Диатез, или предрасположенность, взаимодействует с последующей реакцией человека на стресс . Стресс – это жизненное событие или серия событий, которые нарушают психологическое равновесие человека и могут катализировать развитие расстройства. [ 3 ] Таким образом, модель диатеза-стресса служит для изучения того, как биологические или генетические особенности ( диатез ) взаимодействуют с воздействиями окружающей среды ( стрессоры ), вызывая такие расстройства, как депрессия, тревога или шизофрения. [ 4 ] Модель диатеза-стресса утверждает, что если сочетание предрасположенности и стресса превышает порог, у человека разовьется расстройство . [ 5 ] Использование термина «диатез» в медицине и психиатрии восходит к 1800-м годам. Однако модель диатез-стресс не была введена и не использовалась для описания развития психопатологии до тех пор, пока ее не применил для объяснения шизофрении в 1960-х годах Пол Мил . [ 6 ]

Модель диатез-стресс используется во многих областях психологии , в частности для изучения развития психопатологии. [ 7 ] Это полезно для понимания взаимодействия природы и воспитания в предрасположенности к психологическим расстройствам на протяжении всей жизни. [ 7 ] Модели диатеза-стресса также могут помочь определить, у кого разовьется расстройство, а у кого нет. [ 8 ] Например, в контексте депрессии модель диатез-стресс может помочь объяснить, почему человек А может впасть в депрессию, а человек Б — нет, даже когда он подвергается воздействию одних и тех же стрессоров. [ 7 ] Совсем недавно модель диатез-стресс была использована для объяснения того, почему некоторые люди более подвержены риску развития расстройства, чем другие. [ 9 ] Например, дети, у которых в семейном анамнезе была депрессия, как правило, сами более уязвимы к развитию депрессивного расстройства. Ребенок, у которого в семейном анамнезе была депрессия и который подвергся воздействию определенного стрессора, например, исключения или неприятия со стороны сверстников , с большей вероятностью разовьется депрессия, чем ребенок с семейным анамнезом депрессии, который в других отношениях имеет позитивное социальное поведение. сеть коллег. [ 9 ] Модель диатеза-стресса также оказалась полезной для объяснения других плохих (но неклинических) последствий развития.

Защитные факторы , такие как позитивные социальные связи или высокая самооценка, могут противодействовать воздействию стрессоров и предотвратить или сдержать последствия расстройства. [ 10 ] Многие психологические расстройства имеют период уязвимости, в течение которого у человека вероятность развития расстройства выше, чем у других. [ 11 ] Модели диатеза-стресса часто концептуализируются как модели мультипричинного развития, которые предполагают, что множественные факторы риска в ходе развития взаимодействуют со стрессорами и защитными факторами, способствующими нормальному развитию или психопатологии. [ 12 ] Гипотеза дифференциальной восприимчивости — это недавняя теория, основанная на модели диатеза-стресса. [ 13 ]

Аналогия с чашкой, показывающая, что при одинаковом количестве стрессоров человек 2 более уязвим, чем человек 1, из-за их предрасположенности.

Термин «диатез» является синонимом уязвимости , и такие варианты, как «уязвимость-стресс», распространены в психологии. [ 7 ] Уязвимость он делает более или менее вероятным, что человек поддастся развитию психопатологии, если столкнется с определенным стрессом. [ 1 ] Диатезы считаются присущими индивидууму и обычно считаются стабильными, но не неизменяемыми на протяжении всей жизни. [ 3 ] [ 2 ] Их также часто считают латентными (то есть дремлющими), поскольку их труднее распознать, если они не спровоцированы стрессорами. [ 1 ]

Под диатезами понимаются генетические , биологические , физиологические , когнитивные и личностные факторы. [ 7 ] Некоторые примеры диатезов включают генетические факторы, такие как аномалии некоторых генов или вариации нескольких генов, которые взаимодействуют, увеличивая уязвимость. Другие диатезы включают переживания раннего возраста, такие как потеря родителя. [ 8 ] или высокий невротизм. [ 14 ] Диатезы также можно рассматривать как ситуационные факторы, такие как низкий социально-экономический статус или наличие у родителей депрессии.

Стресс можно представить как жизненное событие, которое нарушает равновесие жизни человека. [ 3 ] [ 15 ] Например, человек может быть уязвим к депрессии, но у него не разовьется депрессия, если он или она не подвергнется определенному стрессу, который может спровоцировать депрессивное расстройство. [ 16 ] Стрессоры могут принимать форму отдельного события, такого как развод родителей или смерть члена семьи, или могут представлять собой более хронические факторы, такие как длительная болезнь или постоянные семейные проблемы. [ 8 ] Стресс также может быть связан с более ежедневными неприятностями, например, со сроками выполнения школьных заданий. Это также соответствует популярному (и инженерному) использованию стресса, но обратите внимание, что в некоторой литературе стресс определяется как реакция на стрессоры, особенно там, где использование стресса в биологии влияет на нейробиологию.

Давно признано, что психологический стресс играет важную роль в понимании того, как у человека развивается психопатология. [ 17 ] Однако психологи также установили, что не у всех людей, испытывающих стресс или переживающих стрессовые жизненные события, развивается психологическое расстройство. Чтобы понять это, теоретики и исследователи исследовали другие факторы, влияющие на развитие расстройства. [ 17 ] и предположил, что у некоторых людей, находящихся в состоянии стресса, развивается расстройство, а у других нет. Таким образом, некоторые люди более уязвимы, чем другие, к развитию расстройств после возникновения стресса. [ 1 ] Это привело к формулировке модели диатеза-стресса.

Генетика

[ редактировать ]

Известно, что стресс является активатором тучных клеток . [ 18 ] Тучные клетки представляют собой долгоживущие тканерезидентные клетки, играющие важную роль во многих воспалительных процессах, включая защиту хозяина от паразитарной инфекции и аллергических реакций. [ 19 ]

Есть свидетельства того, что «дети, подвергшиеся пренатальному стрессу, могут проявлять устойчивость, обусловленную общеэпигеномными взаимодействиями». [ 20 ] Взаимодействие стресса в раннем возрасте с эпигеномом показывает потенциальные механизмы, повышающие уязвимость к психическим заболеваниям. [ 21 ] Наследственный стресс изменяет траектории психического здоровья на протяжении всей жизни посредством эпигенетической регуляции. [ 22 ]

Носители врожденной гиперплазии надпочечников имеют предрасположенность к стрессам. [ 23 ] из-за уникальной природы этого гена. [ 24 ] Истинные показатели распространенности неизвестны, но общие генетические варианты гена стероидной 21-гидроксилазы человека ( CYP21A2 ) связаны с различиями в уровнях циркулирующих гормонов в популяции. [ 25 ]

Психологический стресс существенно влияет на качество жизни пострадавших. Это известная особенность генерализованной гипермобильности суставов (gJHM), а также ее наиболее распространенного синдромального проявления, а именно синдрома Элерса-Данлоса , типа гипермобильности (также известного как синдром гипермобильности суставов , JHS/EDS-HT). Интересно, что помимо подтверждения тесной связи между тревогой и ГСГМ, предварительные связи с депрессией, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройствами аутистического спектра и обсессивно-компульсивным расстройством личности (ОКРЛ). были также обнаружены [ 26 ]

Чувствительность к сенсорной обработке (SPS) — это черта личности, включающая «повышенную чувствительность центральной нервной системы и более глубокую когнитивную обработку физических, социальных и эмоциональных стимулов». [ 27 ] Эта черта характеризуется «тенденцией делать паузу, чтобы проверить» в новых ситуациях, большей чувствительностью к тонким стимулам и задействованием более глубоких стратегий когнитивной обработки для использования копинг-действий, все из которых обусловлены повышенной эмоциональной реактивностью, как положительной, так и отрицательный». [ 28 ] SPS отражает чувствительность к окружающей среде в виде наследственной, эволюционно-консервативной черты, связанной с усиленной обработкой информации в мозге, снижающей чувствительность к окружающей среде в лучшую или худшую сторону. Взаимодействие с негативным опытом увеличивает риск психопатологии , тогда как взаимодействие с положительным опытом (включая вмешательства) увеличивает положительные результаты. [ 29 ]

Защитные факторы

[ редактировать ]
Время
Порог
Симптом
Стресс
Исход
Ресурс
Предрасположенность
Благодаря большему ресурсу эффект от различных жизненных стрессоров смягчается.

Защитные факторы , хотя и не являются неотъемлемым компонентом модели диатез-стресс, имеют важное значение при рассмотрении взаимодействия диатеза и стресса. Защитные факторы могут смягчить или создать буфер против воздействия основных стрессоров, предоставляя человеку адаптивные к развитию возможности справиться со стрессом. [ 10 ] Примеры защитных факторов включают позитивные отношения привязанности между родителями и детьми , поддерживающую сеть сверстников, а также индивидуальную социальную и эмоциональную компетентность. [ 10 ]

На протяжении всей жизни

[ редактировать ]

Многие модели психопатологии в целом предполагают, что все люди имеют определенный уровень уязвимости к определенным психическим расстройствам, но предполагают широкий спектр индивидуальных различий в том, в какой момент у человека разовьется определенное расстройство. [ 1 ] Например, человек с чертами личности, которые имеют тенденцию способствовать отношениям, такими как экстраверсия и доброжелательность , может вызвать сильную социальную поддержку, которая позже может служить защитным фактором при переживании стрессоров или потерь, которые могут задержать или предотвратить развитие депрессии. И наоборот, человек, которому трудно развивать и поддерживать поддерживающие отношения, может быть более уязвим к развитию депрессии после потери работы, поскольку у него нет защитной социальной поддержки. Индивидуальный порог определяется взаимодействием диатеза и стресса. [ 3 ]

Считается, что «окна уязвимости» для развития конкретных психопатологий существуют на разных этапах жизни. Более того, различные диатезы и стрессоры участвуют в различных расстройствах. Например, расставания и другие серьезные или травматические жизненные стрессоры способствуют развитию депрессии. Стрессовые события также могут спровоцировать маниакальную фазу биполярного расстройства , а затем они могут помешать выздоровлению и спровоцировать рецидив. Генетическая предрасположенность к наркозависимости и последующее пьянство в колледже способствуют развитию алкоголизма . Семейный анамнез шизофрении в сочетании со стрессором, связанным с воспитанием в неблагополучной семье, повышает риск развития шизофрении. [ 11 ]

Модели диатеза-стресса часто концептуализируются как модели мультипричинного развития, которые предполагают, что многочисленные факторы риска в ходе развития взаимодействуют со стрессорами и защитными факторами, способствующими нормальному развитию или психопатологии. [ 12 ] Например, ребенок с семейным анамнезом депрессии, скорее всего, имеет генетическую предрасположенность к депрессивному расстройству. Этот ребенок также подвергся воздействию факторов окружающей среды, связанных с родительской депрессией, которые также повышают его уязвимость к развитию депрессии. Защитные факторы, такие как сильная сеть сверстников, участие во внеклассных мероприятиях и позитивные отношения с родителем, не страдающим депрессией, взаимодействуют с уязвимостями ребенка, определяя переход к психопатологии по сравнению с нормативным развитием. [ 30 ]

Некоторые теории произошли от модели диатез-стресс, например, гипотеза дифференциальной восприимчивости , которая расширяет модель, включив в нее уязвимость к положительной среде, а также к отрицательной среде или стрессу. [ 13 ] У человека может быть биологическая уязвимость, которая в сочетании со стрессором может привести к психопатологии (модель диатеза-стресса); но тот же человек с биологической уязвимостью, если он окажется в особенно позитивной среде, может добиться лучших результатов, чем человек без уязвимости. [ 13 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Ингрэм, Р.Э. и Лакстон, Д.Д. (2005). «Модели уязвимости-стресса». В Б. Л. Ханкине и Дж. Р. З. Абеле (ред.), «Развитие психопатологии: взгляд на уязвимость и стресс» (стр. 32-46). Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications Inc.
  2. ^ Jump up to: а б Ормель Дж.; Иеронимус, БФ; Котов М.; Ризе, Х.; Бос, Э.Х.; Ханкин, Б. (2013). «Невротизм и распространенные психические расстройства: значение и полезность сложных отношений» . Обзор клинической психологии . 33 (5): 686–697. дои : 10.1016/j.cpr.2013.04.003 . ПМЦ   4382368 . ПМИД   23702592 .
  3. ^ Jump up to: а б с д Оутли К., Келтнер Д. и Дженкинс Дж. М. (2006b). «Эмоции и психическое здоровье в детстве». Понимание эмоций (2-е изд.) (стр. 321-351). Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing.
  4. ^ «Ресурсы и информация» . www.preventionaction.org . Архивировано из оригинала 3 июня 2012 года.
  5. ^ Лазарь, Р.С. (январь 1993 г.). «От психологического стресса к эмоциям: история изменения мировоззрений» . Ежегодный обзор психологии . 44 (1): 1–22. дои : 10.1146/annurev.ps.44.020193.000245 . ПМИД   8434890 .
  6. ^ Мил, ЧП (1962). «Шизотаксия, шизотипия, шизофрения». Американский психолог . 17 (12): 827–838. дои : 10.1037/h0041029 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и Сигельман, К.К. и Райдер, Е.А. (2009). Психопатология развития. Продолжительность жизни человека (6-е изд.) (стр. 468-495). Бельмонт, Калифорния: Обучение Уодсворта Cengage.
  8. ^ Jump up to: а б с Оутли К., Келтнер Д. и Дженкинс Дж. М. (2006a). «Эмоции и психическое здоровье во взрослой жизни». Понимание эмоций (2-е изд.) (стр. 353–383). Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing.
  9. ^ Jump up to: а б Газель, Хайди; Лэдд, Гэри В. (февраль 2003 г.). «Тревожное одиночество и изоляция сверстников: модель диатеза-стресса интернализации траекторий в детстве». Развитие ребенка . 74 (1): 257–278. дои : 10.1111/1467-8624.00534 . ПМИД   12625449 .
  10. ^ Jump up to: а б с «Администрация по делам детей и семей (2012). Предотвращение жестокого обращения с детьми и содействие благополучию: сеть действий . Министерство здравоохранения и социальных служб. Получено с сайта www.childwelfare.gov» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 июня 2020 г. Проверено 31 октября 2012 г.
  11. ^ Jump up to: а б Барлоу, Д.Х. и Дюран, В.М. (2009). Аномальная психология: интегративный подход. Бельмонт, Калифорния: Издательская компания Wadsworth. [ нужна страница ]
  12. ^ Jump up to: а б Мастен, Энн С. (2001). «Обыкновенная магия: процессы устойчивости в развитии». Американский психолог . 56 (3): 227–238. дои : 10.1037/0003-066x.56.3.227 . ПМИД   11315249 .
  13. ^ Jump up to: а б с Бельски, Джей; Плюсс, Майкл (2009). «Помимо диатезного стресса: дифференциальная восприимчивость к воздействиям окружающей среды». Психологический вестник . 135 (6): 885–908. дои : 10.1037/a0017376 . ПМИД   19883141 .
  14. ^ Иеронимус, БФ; Котов Р.; Ризе, Х.; Ормель, Дж. (15 августа 2016 г.). «Проспективная связь невротизма с психическими расстройствами уменьшается вдвое после корректировки исходных симптомов и психиатрического анамнеза, но скорректированная связь почти не ослабевает со временем: метаанализ 59 продольных/проспективных исследований с 443 313 участниками» . Психологическая медицина . 46 (14): 2883–2906. дои : 10.1017/S0033291716001653 . ПМИД   27523506 . S2CID   23548727 .
  15. ^ Иеронимус, БФ; Ормель, Дж.; Алеман, А.; Пеннинкс, BWJH; Ризе, Х. (15 февраля 2013 г.). «Негативные и позитивные жизненные события связаны с небольшими, но устойчивыми изменениями в невротизме». Психологическая медицина . 43 (11): 2403–2415. дои : 10.1017/S0033291713000159 . ПМИД   23410535 . S2CID   43717734 .
  16. ^ Нолен-Хоксема, С. (2008). «Самоубийство». Аномальная психология (4-е изд.) (стр. 350–373). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
  17. ^ Jump up to: а б Монро, Скотт М.; Саймонс, Энн Д. (1991). «Теории диатеза-стресса в контексте исследования жизненного стресса: последствия депрессивных расстройств». Психологический вестник . 110 (3): 406–425. дои : 10.1037/0033-2909.110.3.406 . ПМИД   1758917 .
  18. ^ Болдуин, Алабама (2006). «Активация тучных клеток стрессом». Тучные клетки . Методы молекулярной биологии. Том. 315. стр. 349–60. дои : 10.1385/1-59259-967-2:349 . ISBN  1-59259-967-2 . ПМИД   16110169 .
  19. ^ «Тучные клетки | Британское общество иммунологии» .
  20. ^ Серпелони, Фернанда; Радтке, Карл М.; Хеккер, Тобиас; Силл, Джоанна; Вукоевич, Ваня; Ассис, Симона Г. де; Шауэр, Мэгги; Эльберт, Томас; Нэтт, Дэниел (16 апреля 2019 г.). «Формирует ли пренатальный стресс послеродовую устойчивость? – Эпигеномное исследование насилия и психического здоровья у людей» . Границы генетики . 10 : 269. дои : 10.3389/fgene.2019.00269 . ПМК   6477038 . ПМИД   31040859 .
  21. ^ Льюис, Кэндис Рене; Олив, Майкл Фостер (2014). «Взаимодействие стресса в раннем возрасте с эпигеномом: потенциальные механизмы, повышающие уязвимость к психическим заболеваниям» . Поведенческая фармакология . 25 (5 0 6): 341–351. дои : 10.1097/FBP.0000000000000057 . ПМК   4119485 . ПМИД   25003947 .
  22. ^ Амбескович, Мирела; Бабенко, Елена; Ильницкий, Ярослав; Ковальчук Игорь; Колб, Брайан; Мец, Gerlinde AS (23 апреля 2019 г.). «Наследственный стресс изменяет траектории психического здоровья на протяжении всей жизни и кортикальную нейроморфологию посредством эпигенетической регуляции» . Научные отчеты . 9 (1): 6389. Бибкод : 2019НатСР...9.6389А . дои : 10.1038/s41598-019-42691-z . ПМК   6476877 . ПМИД   31011159 .
  23. ^ Кирици, Э.М.; Кольцода, Г.; Фаракла, И.; Папаниколау, А.; Крицелис, Э.; Манцу, Э.; Зумакис, Э.; Колит, Г.; Хрусос, врач общей практики; Чармандари, Э. (12 мая 2017 г.). «Психологическая уязвимость к стрессу у носителей врожденной гиперплазии надпочечников вследствие дефицита 21-гидроксилазы» . Гормоны . 16 (1): 42–5 дои : 10.14310/horm.2002.1718 . ПМИД   28500827 .
  24. ^ Конколино, Паола (17 июля 2019 г.). «Проблемы обнаружения крупных геномных перестроек в молекулярной диагностике дефицита 21-гидроксилазы». Молекулярная диагностика и терапия . 23 (5): 563–567. дои : 10.1007/s40291-019-00415-z . ПМИД   31317337 . S2CID   197543506 .
  25. ^ Долешалл, Мартон; Сабо, Юлианна Анна; Пазманди, Юлия; Силадьи, Агнес; Конц, Клара; Вольф, Генриетта; Тот, Миклош; Верно, Питер; Глаз, Эдит; Прогашка, Золтан; Корбониц, Марта; Рац, Карой; Дым, Джордж; Патокс, Аттила (11 сентября 2014 г.). «Общие генетические варианты гена стероидной 21-гидроксилазы человека (CYP21A2) связаны с различиями в уровнях циркулирующих гормонов» . ПЛОС ОДИН . 9 (9): e107244. Бибкод : 2014PLoSO...9j7244D . дои : 10.1371/journal.pone.0107244 . ПМК   4161435 . ПМИД   25210767 .
  26. ^ Синибальди, Лоренцо; Урсини, Джанлука; Кастори, Марко (март 2015 г.). «Психопатологические проявления гипермобильности суставов и синдрома гипермобильности суставов / Синдром Элерса-Данлоса, тип гипермобильности: пересмотренная связь между соединительной тканью и психологическим дистрессом». Американский журнал медицинской генетики. Часть C: Семинары по медицинской генетике . 169 (1): 97–106. дои : 10.1002/ajmg.c.31430 . ПМИД   25821094 . S2CID   8543532 .
  27. ^ Ботерберг, Софи; Уоррейн, Петра (апрель 2016 г.). «Понимание всего этого: влияние чувствительности сенсорной обработки на повседневное функционирование детей» . Личность и индивидуальные различия . 92 : 80–86. дои : 10.1016/j.paid.2015.12.022 . hdl : 1854/LU-7172755 .
  28. ^ Бут, Шарлотта; Стэндадж, Хелен; Фокс, Элейн (1 декабря 2015 г.), «Чувствительность к обработке сенсорной информации смягчает связь между детским опытом и удовлетворенностью взрослой жизнью», Личность и индивидуальные различия , 87 : 24–29, doi : 10.1016/j.paid.2015.07.020 , PMC   4681093 , ПМИД   26688599
  29. ^ Гревен, Корина У.; Лионетти, Франческа; Бут, Шарлотта; Арон, Элейн Н.; Фокс, Элейн; Шендан, Халин Э.; Плюсс, Майкл; Брюининг, Хилго; Асеведо, Бьянка; Бийтебир, Патрисия; Хомберг, Джудит (1 марта 2019 г.). «Чувствительность сенсорной обработки в контексте чувствительности к окружающей среде: критический обзор и развитие программы исследований» . Неврологические и биоповеденческие обзоры . 98 : 287–305. doi : 10.1016/j.neubiorev.2019.01.009 . hdl : 2066/202697 . ПМИД   30639671 .
  30. ^ Каммингс, М.Э., Дэвис, П.Т., и Кэмпбелл, С.Б. (2000). Психопатология развития и семейный процесс: теория, исследования и клинические последствия. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. [ нужна страница ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1c84b609922a3a85835c8350bf42ea12__1721803440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/12/1c84b609922a3a85835c8350bf42ea12.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Diathesis–stress model - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)