Рапсодии для оркестра
Рапсодии для оркестра — одночастное оркестровое произведение американского композитора Стивена Стаки . Произведение было совместно заказано Нью-Йоркским филармоническим оркестром и BBC для европейского турне филармонии в августе и сентябре 2008 года. Мировая премьера произведения состоялась 28 августа 2008 года в Королевском Альберт-холле на Променаде , где Нью-Йоркский филармонический оркестр выступал под управлением дирижера. Лорин Маазель . [ 1 ]
Состав
[ редактировать ]Обращаясь к Стаки с заказом на новое произведение, Маазель предложил Стаки сделать композицию «чем-то восторженным». Позже Стаки написал: «Я побежал за помощью к словарю. Чем больше я думал о словах «рапсодия» и «рапсодический» — словах, которые я бы никогда не выбрал для описания своей музыки, — тем больше я понимал, что границы предназначены для того, чтобы раздвигать их, и что внешние, даже иностранные стимулы, такие как «рапсодический», могут быть просто билетом, который подтолкнет меня». Стаки далее описал композицию в примечаниях к партитурной программе, написав:
Получившаяся работа восторженна в двух смыслах. Оно имеет свободно развивающуюся форму, как бы импровизированную, и отличается экстатическими, пылкими формами выражения. состоит из одной непрерывной части, Несмотря на то, что «Рапсодия» она названа во множественном числе, потому что разворачивается как серия восторженных эпизодов, обычно запускаемых одним исполнителем, чьи пылкие фразы постепенно «заражают» своих соседей, пока вскоре вся часть оркестра не начинает звучать в экстазе. . Сольная флейта ( аппассионато ) втягивает в себя другие высокие голоса деревянных духовых инструментов один за другим, пока они не создают буйную массу звука. Солирующая английская валторна ( cantando,fervente ) привлекает кларнет , бас-кларнет , фагот и многих других, пока вся его округа тоже не запоет. Сольная валторна и труба ( нобиле ) вызывают еще одну вспышку, теперь уже среди духовых инструментов. Между тем, за каждым из этих восторженных эпизодов течет спокойствие, поддерживая музыку в других частях оркестра, служащую фоном. Неослабевающий пыл можно терпеть лишь очень долго. В конце концов, оркестр, утомленный, переходит в тихую коду, в которой можно спокойно вспомнить пережитые ранее интенсивные переживания. [ 1 ]
Прием
[ редактировать ]Рассматривая премьеру в Чикаго в декабре 2011 года , музыкальный критик Джон фон Рейн похвалил «Рапсодии для оркестра» , написав: «В серии взаимосвязанных эпизодов сольная флейта, английский рожок, валторна и труба нашли отражение и подражание другим инструментам и группам. оркестровый колорит был наполнен причудливой ритмической жизненной силой, и Ван Зведен и CSO очень приятно воплотили в жизнь 10-минутное произведение». [ 2 ] Кэти Вомак из Dallas Observer так же похвалила пьесу на премьере в Далласе , комментируя: «Динамика этой пьесы варьируется от интимной до напыщенной, и сопоставление этих крайностей создало в Мейерсоне потрясающие звуки . Всего через десять минут «Рапсодии Стаки» ушли. мне хочется большего». [ 3 ] Энтони Томмазини из The New York Times также высоко оценил работу, отметив:
Пьеса начинается с потрескивающего взрыва острых аккордов, а затем беспокойное соло флейты начинает первую рапсодию. В одном поразительном эпизоде пронзительный духовой хор выделяет множество ползучих аккордов и любопытных узоров восходящих гамм. На протяжении всего этого острого, иногда головокружительного и постоянно удивляющего произведения присутствует оркестровый фон из более спокойных устойчивых гармоний и волнообразных риффов. Но спокойствие обманчиво. Дела всегда шевелятся. [ 4 ]
Джеффри Ганц из The Boston Globe был более критичен, описывая это произведение как «серию восторженных вспышек, в которых один инструмент высказывает идею, а другие ее подхватывают». Ганц добавил, что «в теории это сработало лучше, чем на практике, хотя мне понравился фрагмент, в котором альт напевал поверх 12-нотного остинато оркестра». [ 5 ] Точно так же Лоуренс А. Джонсон из Chicago Classical Review назвал это «не одним из наиболее важных произведений Стаки» и отметил, что «долг Стаки перед Витольдом Лютославским [был] временами совершенно очевиден». [ 6 ] Музыкальный критик Карла Рис придерживается аналогичного мнения:
Концепция рапсодии придавала произведению элемент свободы, квазиимпровизационный материал развивался в цепном развитии. Это была хорошо продуманная работа, в которой использовался широкий спектр оркестровых красок и творческая оркестровка. Моей единственной небольшой оговоркой был общий консерватизм музыкального языка. Здесь мало что могло нарушить границы, и в этом отношении это была «безопасная» комиссия, которая никого не раздражала. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Стаки, Стивен (2008). Рапсодии для оркестра: Программная нота композитора . Проверено 4 мая 2015 г.
- ^ Рейн, Джон фон (2 декабря 2011 г.). «Яап ван Зведен руководит симфонией Малера вместе с CSO» . Чикаго Трибьюн . Проверено 4 мая 2015 г.
- ^ Вомак, Кэти (7 июня 2012 г.). «Если отбросить словесную болтовню Роулингса, DSO вчера вечером доказала свою храбрость» . Далласский обозреватель . Проверено 6 мая 2015 г.
- ^ Томмазини, Энтони (19 сентября 2008 г.). «Дирижер просил что-то рапсодическое, композитор преподнес сюрприз» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 мая 2015 г.
- ^ Ганц, Джеффри (29 апреля 2013 г.). «Отважные Бриттен и Сибелиус филармонии Новой Англии» . Бостон Глобус . Проверено 4 мая 2015 г.
- ^ Джонсон, Лоуренс А. (2 декабря 2011 г.). «Ван Зведен, CSO объединились, чтобы расшевелить Малера» . Чикагский классический обзор . Проверено 4 мая 2015 г.
- ^ Рис, Карла (8 декабря 2008 г.). «Выпускной 57, Стаки, Гершвин и Стравинский» . МьюзикВеб Интернэшнл . Проверено 4 мая 2015 г.