Антониус Мор
Энтони Мор | |
---|---|
![]() Автопортрет (1558 г.) в Уффици. | |
Рожденный | Энтони Мор в. 1517 |
Умер | 1577 г. (60 лет) |
Национальность | Голландский |
Известный | Рисование |
Движение | Высокое Возрождение |
Антонис Мор , также известный как Антонис Мор ван Дашорст и Антонио Моро (ок. 1517–1577), был голландским художником-портретистом , пользовавшимся большим спросом при дворах Европы. Его также называли Антонисом, Антониусом, Антонисом или Мором ван Дашорстом, а также Антонио Моро, Антонио Муро, Энтони Мором и т. д., но большинство своих портретов он подписывал как Антонис Мор. [ 1 ]
Мор разработал формальный стиль придворных портретов, в основном основанный на Тициане , который оказал чрезвычайное влияние на придворных художников по всей Европе, особенно на Пиренейском полуострове , где он создал традицию, которая привела к Диего Веласкесу . Он может включать в себя значительную психологическую проникновенность, особенно в мужских портретах, но всегда придает изображению величественный и хладнокровный вид.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Мор родился в Утрехте , Нидерланды , по некоторым оценкам, между 1516 и 1520 годами. О его молодости мало что известно, за исключением того, что его художественное образование началось под руководством Яна ван Скореля . Его самая ранняя известная работа — портрет, датированный 1538 годом, который сейчас находится в коллекции в Стокгольме . [ 2 ]
Карьера художника
[ редактировать ]
Группа рыцарей Святого Иоанна в Утрехте , предположительно написанная около 1541 года; и фотография двух паломников в Gemäldegalerie в Берлине, датированная 1544 годом; и портрет неизвестной женщины в галерее Лилля , вероятно, были одними из самых ранних его работ. Их подлинность не установлена. [ нужна ссылка ]
Антверпен
[ редактировать ]
В 1547 году Мор был принят в члены Достопочтенной гильдии Святого Луки в Антверпене, а вскоре после этого (около 1548 года) привлек внимание кардинала Гранвеля , епископа Арраса , который стал его постоянным покровителем. Из портретов, выполненных в ранний период его карьеры в качестве протеже Гранвеля, особенно примечательны два: один самого епископа (в императорской галерее в Вене) и один герцога Альбы , который сейчас принадлежит латиноамериканскому обществу Нью-Йорк. Между 1549 и 1550 годами принц Испании Филипп II (1527–1598) путешествовал по Нидерландам, чтобы представить себя будущим правителем. Мор написал свой портрет в Брюсселе в 1549 году. Вероятно, он посетил Италию (когда точно неизвестно), где скопировал некоторые работы Тициана , в частности « Даная» . [ нужна ссылка ]
Португалия
[ редактировать ]В середине 1550 года Мор уехал в Лиссабон по заказу Марии Венгерской, чтобы изобразить португальскую ветвь семьи. Мор, вероятно, путешествовал через Вальядолид, где написал портреты Максимилиана II и его жены Марии Австрийской , их дочери Анны и сына Филиппа II Испанского , дона Карлоса . В Лиссабоне Мор изобразил короля Иоанна III , королеву Катарину , принца Жуана Мануэля и будущую жену Филиппа II, принцессу Марию Португальскую . О пребывании Мора в Португалии известно немного, но к ноябрю 1553 года он определенно вернулся в Брюссель. [ нужна ссылка ]
Англия
[ редактировать ]После внезапной смерти короля Англии Эдуарда VI в июле 1553 года испанский король Карл V увидел возможность союза между Испанией и Англией. Помолвка Филиппа и его португальской принцессы была расторгнута и начались переговоры о браке с наследницей английского престола Марией Тюдор . Во время этих переговоров Мор был отправлен в Англию для написания портрета Марии, но точная дата создания картины неизвестна. Этот портрет очень ценился в Англии, и Мор сделал по крайней мере три версии, которые стали самым известным изображением королевы (Прадо, маркиза Нортгемптона). 20 декабря 1553 года Филипп официально назначил Мора художником на своей службе. [ 3 ]
Брюссель / Утрехт
[ редактировать ]В октябре 1555 года Карл V отрекся от престола. Во время церемоний и торжеств, связанных с коронацией его сына Филиппа королем Испании, Мор получил множество заказов на картины. К сожалению, многие из этих картин утеряны или известны только по копиям.
Мор был очень продуктивен после восхождения Филиппа на престол и написал некоторые из своих самых важных портретов в этот период, такие как портрет принца Вильгельма I ван Оранже-Нассау (Вильяма Безмолвного) (1555 г.), портрет Алессандро Фарнезе (1555 г.). 1557) и новый портрет Филиппа II. Другие важные работы этого периода включают портрет Джейн Дормер (1558 г.), портреты Жана Лекока и его жены (1559 г.) и портрет Яна ван Скореля (1559 г.), который позже будет повешен у него в доме. гробница и сейчас принадлежит Обществу антикваров (Лондон). После смерти Марии Тюдор в 1558 году король Филипп в июне 1559 года женился повторно на Изабелле де Валуа, которую Мор изобразил ок. 1561 г. Этот портрет, по-видимому, утерян. Также к этому периоду датируется единственный известный автопортрет Мора, ныне находящийся в галерее Уффици , и одной из его (предполагаемых) жен, ныне находящейся в Прадо (см. галерею изображений ниже). [ нужна ссылка ]
Испанский суд
[ редактировать ]Кажется вероятным, что Мор сопровождал короля Филиппа по его возвращению в Испанию в 1559 году. То, что Мор оставался при испанском дворе, подтверждается письмами, которые Филипп регулярно отправлял Мору после того, как он снова уехал в 1561 году. В своих письмах Филипп просил вернуть Мора. несколько раз обращался в суд, но художник так и не выполнил его неоднократные просьбы. Среди работ, которые Мор предположительно написал в Испании, — «Портрет Хуаны Австрийской» и «Портрет дона Карлоса». Высоко оцененное произведение этого периода — «Портрет Пехерона, шута графа Бенавенте и герцога Альбы». Было много предположений о причине ухода Мора из испанского суда. По словам Карела ван Мандера , Мор стал слишком откровенен с королем и это вызвало подозрения инквизиции. Возможно, его также встревожил все более репрессивный контрреформационный тон испанского двора. [ 4 ] Ученик Мора Алонсо Санчес Коэльо продолжил работать в стиле своего учителя и заменил его на посту испанского придворного художника. [ нужна ссылка ]
Вернуться в Нидерланды
[ редактировать ]
По возвращении в Нидерланды Мор, вероятно, путешествовал между Утрехтом, Антверпеном и Брюсселем. В этот период он регулярно общался с Гранвелем, а также работал при голландском дворе, где изображал Маргарету Пармскую . После своего возвращения Мор сосредоточился на изображении граждан, особенно торговцев и их жен в Антверпене. Помимо подобных портретов (в том числе «Портрета Томаса Грешама »), он также рисовал ремесленников, таких как ювелир Стивен ван Хервейк (1564 г.). Эти работы заметно отличаются от картин, которые Мор создавал для двора, демонстрируя другую сторону его таланта. Когда Гранвель вернулся во Францию, а в Нидерландах наблюдался рост социальных и политических волнений, Мор испытал некоторые финансовые трудности. Его финансовые проблемы были частично решены, когда герцог Альба предоставил ему комиссионные и милости. Неизвестно, был ли он в Утрехте после 24 июля 1567 года, а с 1568 года Мор жил в Антверпене, где в 1572 году он зарегистрировался в качестве мастера антверпенской гильдии. В Антверпене он нарисовал Венера и Адонис для нового Stadhuis . Возможно, что он снова посетил Англию в 1568 году, судя по «Портрету дворянина с собакой» и «Портрету сэра Генри Ли» приписываемым ему . В 1559 и 1562 годах Мор написал два портрета Маргариты Пармской. По пути в Испанию Анна Австрийская провела некоторое время в Антверпене, где она была написана Мором в 1570 году. Портрет Анны Мора - его последняя известная придворная картина, хотя в 1573 году его все еще называли придворным художником Филиппа II. .
Мало что известно о жизни и карьере Мора после 1570 года. Вполне вероятно, что он потерял привычку, возможно, в результате конкуренции со стороны таких художников, как Адриан Томас. Ки, Франс Поурбус Старший (1545–1581) и Франс Флорис (1519/20–1570). Последний портрет, приписываемый Мору, - это «Портрет Хуберта Гольциуса», датированный 1576 годом. К концу своей жизни Мор сосредоточился на исторических картинах на религиозные и мифологические сюжеты, но в этой области работы он никогда не сможет сравниться со своим прежним успехом в качестве портретиста. художник. Считается, что он работал над обрезанием для собора Антверпена, когда умер в 1576 году. [ 5 ]
Основные работы
[ редактировать ]


Многие портреты Мора были скопированы другими. Среди тех, чьи работы были спутаны с работами Мора, — Алонсо Санчес Коэльо , Франсиско де Оланда и Кристован де Мораиш Лопес . Распространялось также большое количество гравюр по его произведениям.
Примечание. Некоторые сведения о местонахождении и местоположении могут быть устаревшими.
- Портрет Филиппа II [ 6 ] (ок. 1549-1550) - Дуб, масло, 107,5 х 83,3 см, Музей изящных искусств Бильбао.
- Портрет кардинала Антуана Перрено де Гранвеля (1549 г.) - Масло, панель, 107 х 82 см, Художественно-исторический музей , Вена. См. изображение выше
- Карлик кардинала Гранвеля с собакой (1549–1553) – Холст, масло, 126 х 92 см, Лувр , Париж
- Портрет мужчины, указывающего на настольные часы (ок. 1550 г.) — Холст, масло, 100 х 80 см, Лувр , Париж
- Портрет Джованни Баттиста ди Кастальдо (ок. 1550 г.) [ 7 ] - Масло, панель, 107,6 х 82,2 см, Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид.
- Портрет Иоанна III Португальского (ок. 1550 г.) [ 8 ] - Холст, масло, 101 х 81 см, Фонд Ласаро Галдиано, Мадрид; см. галерею изображений ниже.
- Портрет Екатерины Австрийской (ок. 1552 г.) [ 9 ] - Дерево, масло, 107 х 84 см, Музей Прадо , Мадрид, инв. 2109; см. галерею изображений ниже.
- Портрет Жоау Мануэля, принца Португалии (ок. 1552 г.) Масло, панель, 107 x 84 см, дворец Хэмптон-Корт .
- Портрет инфанты Марии, леди Визеу (ок. 1552 г.) [ 10 ] - Холст, масло, 100 х 87 см, Монастырь Лас-Дескальсас-Реалес , Мадрид, инв. ПН822.
- Портрет Изабеллы, герцогини Гимарайнша (1552 г.) [ 11 ] - Дерево, масло, 55 х 50 см, Частная коллекция, Германия.
- Портрет принца Вильгельма I Оранского / Нассау (ок. 1554 г.) - Масло, панель, 105 х 81,5 см, Государственный музей, Кассель ; см. галерею изображений ниже.
- Мужской портрет (ок. 1555-1560) — Дерево, масло, 97,8 х 71,2 см, Национальная галерея Канады , Оттава.
- Портрет Филиппа II Испанского в доспехах (ок. 1557 г.) [ 12 ] - Холст, масло, 186 х 82 см, Монастырь Сан Лоренцо, Эль Эскориал , инв. 1653 г.; см. галерею изображений ниже.
- Портрет мужчины в доспехах (1558 г.) [ 13 ] — Холст, масло, 111 х 80 см, Музей Дж. Пола Гетти , Лос-Анджелес.
- Портрет молодого человека [анонимного последователя Мора] (1558 г.) - Масло, панель, 97,5 x 69,9 см, Национальная художественная галерея , Вашингтон
- Автопортрет (1558 г.) — Дерево, масло, 113 х 84 см, Уффици , Флоренция; см. изображение выше
- Портрет Симона Ренара (1560 г.) - Холст, масло, Музей Темпа, Безансон.
- Портрет дамы (ок. 1560 г.) - Дуб, масло, 116,8 х 86,9 см, Национальная галерея Канады, Оттава.
- Портрет Филиппа де Монморанси, графа Хорна (ок. 1560 г.) - Масло, панель. Нынешнее местоположение неизвестно.
- Портрет сэра Томаса Грешема (1560–1565) - Масло, панель, 90 х 75,5 см, Рейксмузеум, Амстердам ; см. изображение выше
- Портрет леди Грешам (Анны Фемели) (1560–1565) - Дуб, масло, 88 х 75,5 см, Рейксмузеум, Амстердам
- Портрет Метген, жены художника (известен также как Портрет замужней женщины ) (ок. 1560-1565) — Масло, панель, 100 х 80 см, Музей Прадо , Мадрид, инв. 2114; см. галерею изображений ниже.
- Портрет испанского дворянина , (ок. 1560 г.) - Национальный музей Сербии , Белград, холст, масло 130 х 90 см [ 14 ]
- Портрет мужчины (1560–1577) - Дуб, масло, 49,5 х 40,6 см, Национальная галерея, Лондон.
- Портрет дворянина, предположительно Эрнана Кортеса (дата неизвестна) - Лобковицкий дворец , Прага
- Портрет Маргариты , герцогини Пармской (ок. 1562 г.) — холст, масло, Фонд прусского культурного наследия , Gemäldegalerie, Берлин, инв. см. галерею изображений ниже.
- Портрет Жанны Люлье (1563 г.) - Холст, масло, Musée du Temps, Безансон.
- Портрет Марии Португальской, принцессы Пармской (ок. 1565 г.) [ 15 ] - Дерево, масло, 35 х 15 см, Музей Прадо , Мадрид, инв. 2117.
- Портрет сэра Генри Ли из Дитчли (1568 г.) - Масло, панель, 64,1 х 53,3 см, Национальная портретная галерея , Лондон; см. галерею изображений ниже.
- Портрет джентльмена (1569 г.) — холст, масло, 119,7 х 88,3 см, Национальная галерея искусств , Вашингтон
- Портрет Хендрика Гольциуса (ок. 1570 г.) — Дерево, масло, 66 х 50 см, Королевские музеи изящных искусств Бельгии , Брюссель
- Портрет джентльмена (ок. 1570 г.) - Масло, панель, 122 x 98,5 см, Художественный музей Северной Каролины.
- Портрет Марии I Английской (дата неизвестна — Дерево, масло, 109 х 84 см, Музей Прадо , Мадрид; см. изображение выше).
- Портрет дамы — деревянная панель, масло, 107 х 72,1 см, Национальная галерея Виктории.
- Портрет Маргариты, герцогини Пармской (дата неизвестна) — масло, холст , масло , 97,8 х 71,7 см, Художественный музей Филадельфии .
- Портрет Джейн Дормер (?) — Музей Прадо , Мадрид; см. изображение выше.
- Портрет Яна Скореля (1559-1560), масло, панель. Общество антикваров Лондона, Великобритания
Галерея
[ редактировать ]-
Король Португалии Иоанн III
-
Филипп II Испанский в доспехах
-
Метген Мор, жена художника
См. также
[ редактировать ]Ссылки и источники
[ редактировать ]Ссылки
- ^ «Отображение полной записи ULAN (Getty Research)» . www.getty.edu .
- ^ «Католическая энциклопедия: Антонис Ван Дашорт Мор» . Новый Адвент . Проверено 24 февраля 2019 г.
- ^ Вудалл, Джоанна (1991). «Образцовый супруг: Портрет Марии Тюдор работы Антониса Мора». История искусств . 14 (2): 192–224. дои : 10.1111/j.1467-8365.1991.tb00432.x . ISSN 0141-6790 – через EBSCO.
- ↑ Тревор-Ропер:45 так считает, следуя за Ричардом Фордом .
- ^ Словарь искусства . Тернер, Джейн, 1956–1956 гг. Нью-Йорк: Гроув. 1996. С. 65 . ISBN 1884446000 . ОСЛК 34409675 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Аннемари Джордан, Придворный портрет в Португалии. Наследие Антониу Моро (1552–1572) (Лиссабон: Quetzal Editores, 1994), стр. 17
- ^ Кастальдо (1500-1562) был солдатом неаполитанского происхождения, принимавшим участие в битве при Павии, разграблении Рима, битве при Мюльберге и т. д. Карл V наградил его различными титулами и почестями.
- ^ Джордан, с. 32.
- ^ Джордан, с. 31.
- ^ Джордан, стр. 36, 163.
- ^ Джордан, стр. 61, 164.
- ^ Джордан, с. 97; П.Г. Мэтьюз, «Портреты Филиппа II Испанского как короля Англии», Burlington Magazine , vol. 142, нет. 1162 (январь 2000 г.), с. 17.
- ^ Музей Дж. Пола Гетти. Портрет мужчины в доспехах. Проверено 4 сентября 2008 г.
- ^ «Коллективная база данных культурного наследия - Художник - объект: 845» . www.culturalheritage.cc .
- ^ Джордан, стр. 70, 168.
Источники
- Аннемари Джордан, Придворный портрет в Португалии. Наследие Антониу Моро (1552–1572 , (Лиссабон: Quetzal Editores, 1994)
- Аннемари Джордан, королева Англии Мария , вторая жена Филиппа II, Антонио Моро, Музей Прадо, Интернет-энциклопедия
- Аннемари Джордан, Антонио Моро. Антон ван Дашорт Мор , Музей Прадо, Интернет-энциклопедия
- Жорж Марлье, Антонис Мор ван Дашорст (Антонио Моро) , Королевская академия Бельгии, Класс изящных искусств, Мемуары (Брюссель: М. Хайес, 1934).
- Тревор-Ропер, Хью ; Принцы и художники, покровительство и идеология при четырех дворах Габсбургов 1517–1633 гг ., Темза и Гудзон, Лондон, 1976 г., ISBN 0-500-23232-6
- Джоанна Вудалл , Антонис Мор; Искусство и власть (Зволле: издательство Waanders, 2008).
- Марике ван Вамель Художник, режиссёр. Антонис Мор ван Дашорст и его должность художника при дворе Габсбургов. , Диссертация бакалавра Амстердамского университета, июнь 2009 г. Pictor regis - Ван Вамель [ постоянная мертвая ссылка ]
- Марике ван Вамель Plumas y pinceles / Pennen en pinceelen. Портреты Антониса Мора ван Дашорста и трактаты Франсиско де Оланды и Фелипе де Гевары; исследование взаимного влияния и обмен идеями в живописи и портретной живописи шестнадцатого века . Амстердамский университет, диссертация магистра-исследователя, июнь 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Антонисом Мором, на Викискладе?
- Портрет Антониса Мора в Национальной галерее, Лондон
- Портрет мужчины в доспехах в музее Пола Гетти.