Тимоти Среттер
Тимоти | |
---|---|
Митрополит Варшавский и всея Польши | |
Церковь | Польская Православная Церковь |
В офисе | 1961–1962 |
Заказы | |
Рукоположение | 1938 |
Посвящение | 27 ноября 1938 г. Дионисий Валединский |
Личные данные | |
Рожденный | Ежи Среттер 16 мая 1901 г. Томахов под Ровно |
Умер | 20 мая 1962 г. Варшава | ( 61 год
Похороненный | Православное кладбище, Варшава |
Номинал | Восточное православие |
Тимофей , светское имя Ежи Среттер (родился 16 мая 1901, в Томахове под Ровно , умер 20 мая 1962, в Варшаве ) [ 1 ] был польским православным священнослужителем , третьим митрополитом Варшавским и всея Польши .
После окончания Православной духовной семинарии в Варшаве и рукоположения в сан священника он служил в Волынской епархии и был капелланом у православных солдат в польской армии. В 1938 году он был рукоположен во епископа. Во время Второй мировой войны из-за своей сильной поддержки полонизации Польской Православной Церкви , выраженной во время Второй Польской Республики, он оставался в монастыре Святого Онуфрия в Яблечне, не влияя на направление развития церкви. С 1948 по 1951 год, а затем с декабря 1959 года по май 1961 года он временно управлял Польской православной церковью, у которой в то время не было лидера. В 1961 году он был избран митрополитом Варшавским и всея Польши при открытой поддержке польских государственных властей и в нарушение процедур, изложенных во Внутреннем уставе Церкви, что вызвало протесты духовенства и верующих. Он умер после года пребывания на этой должности.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Окончил среднюю школу в Остроге . [ 2 ] С 1925 по 1930 год учился в Православной духовной семинарии университета Варшавского . 11 августа 1930 года он был рукоположен в сан священника в Почаевской лавре и направлен на приход в Лановце. [ 3 ] [ 4 ]
В декабре 1933 года он был переведен из посполитского русения в резерв военного духовенства, одновременно назначен запасным капелланом со стажем с 1 января 1934 года и занял 6-е место среди православного военного духовенства. [ 5 ] Впоследствии в качестве запасного капеллана он был призван на действительную службу и назначен исполняющим обязанности благочинного православного округа II корпусного округа в Люблине . [ 6 ]
В 1938 году, после смерти жены Лидии, принял монашеский постриг . [ 7 ]
Епископ
[ редактировать ]27 ноября 1938 года в Почаевской лавре получил епископскую хиротонию из рук Дионисия Валединского , митрополита Варшавского и всея Польши. Он был назначен викарием Варшавско [ -Хелмской епархии титулом епископа Люблинского. [ 8 ] По словам Антония Мироновича , его хиротония произошла под давлением польских государственных властей, которые стремились полонизировать Польскую Православную Церковь, тогда как большинство иерархов и духовенства в структурах церкви составляли русские , украинцы и белорусы . Однако Ежи Среттер положительно относился к планам полонизации православных структур в Польше. [ 9 ] Он предпринял деятельность в этом направлении в Варшавско-Хелмской епархии после своей хиротонии в епископы. [ 8 ] Наряду с епископом Матфеем Семашко и епископом Саввой Советовым он был одним из величайших сторонников полонизации среди духовенства Польской Православной Церкви. [ 10 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]После начала Второй мировой войны он прибыл из монастыря Святого Онуфрия в Яблечне , где проживал, в Варшаву . Однако правящий с ноября 1939 года иерарх Варшавско-Хелмской епархии митрополит Берлинский и Германский Серафим Ладе отправил его обратно в монастырь из-за его пропольских взглядов. [ 11 ] К активной церковной деятельности епископ Тимофей вернулся 30 сентября 1940 года в качестве члена Архиерейского совета Генералгубернаторской Православной Церкви (о создании такой структуры было объявлено митрополитом Дионисием в конце сентября того же года). ). В тот же день ему был пожалован титул вспомогательного епископа Хелмской и Подляской епархии . [ 12 ] После образования Церковного Синода епископ Тимофей не вошел в его ряды из-за своей довоенной пропольской позиции, несовместимой с политикой украинизации Польской Православной Церкви. [ 13 ] 10 августа 1944 года председатель Польского комитета национального освобождения Эдвард Осубка-Моравский согласился на временное управление Хелмской и Подляской епархией. [ 14 ] Во время его руководства вышеупомянутой администрацией произошла депортация украинцев в СССР, приведшая к закрытию более 160 пастырских учреждений из-за отсутствия прихожан. Тимофей (Среттер) не протестовал против этого; в официальном письме на рубеже 1944 и 1945 годов он заявил, что оставить в своей зоне ответственности приходы в Люблине , Хелме , Бялой Подляске , Грубешове и Влодаве будет достаточно. Он также просил не ликвидировать монастырь в Яблечне . [ 15 ]
В октябре того же года епископ Тимофей также принял на себя управление православными приходами Белостокского воеводства . [ 14 ] Будучи временным главой православных церковных структур в этом регионе, вопреки желанию местного приходского духовенства, выступил против их передачи в юрисдикцию РПЦ . [ 16 ]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]В 1946 году Департамент конфессий Министерства государственного управления стал предлагать Дионисию, митрополиту Варшавскому и всея Польши, уйти со своего поста (в конечном итоге священнослужитель был вынужден это сделать). Епископ Тимофей рассматривался как его возможный преемник. 14 октября 1945 года он стал одним из вице-президентов Польского Экуменического Совета . [ 17 ]
С 1946 года в качестве архиепископа руководил Белостокско-Бельской епархией. [ 18 ] переименована 7 сентября 1951 года в Белостокскую и Гданьскую епархию . [ 19 ] В 1947 году он стал заместителем председателя Православного митрополичьего комитета помощи переселенцам на освобожденных территориях, где занимался организацией пастырского окормления и материальной поддержки православных христиан, переселенных в эти регионы Польши. [ 18 ] В том же году он основал первый женский монастырь в послевоенных границах Польши — монастырь на Святой горе Грабарке . [ 20 ] В 1948 году вместе с митрополитом Дионисием разработал проект реформирования административного деления церкви, который так и не вступил в силу. [ 21 ]
В 1948 году коммунистические власти наконец решили отстранить митрополита Дионисия от должности. До избрания нового Предстоятеля Польской Православной Церкви управлять Церковью должен был орган, не предусмотренный православным каноническим правом – Временная Правительствующая коллегия Польской Православной Церкви, в состав которой входили архиепископ Тимофей (Шреттер) на посту председателя, епископ Георгий Коренистов , священник Ян Коваленко , священник Евгениуш Наумов, священник Всеволод Лопухович, священник Михаил Кедров и Николай Серебрианников. 12 ноября архиепископ Тимофей официально исполнил обязанности местоблюстителя Варшавских митрополитов. [ 22 ] Ранее, в апреле того же года, он инициировал переговоры с Патриархом Московским Алексием I для выяснения споров вокруг канонического статуса Польской Православной Церкви. [ 23 ] а 21 мая 1948 года он стал временным администратором епархии Восстановленных территорий. [ 24 ] Эту должность он занимал до сентября того же года. [ 25 ] В июне 1948 года он был одним из делегатов Польской Православной Церкви в Московском Патриархате. Делегация отказалась от автокефалии, предоставленной Константинопольским Патриархатом, и обратилась с просьбой о ее повторном выдаче Русской Православной Церковью, после чего приняла соответствующий Томос от Патриарха. [ 26 ]
По требованию архиепископа Тимофея 30 июня 1948 года польские власти запретили митрополиту Дионисию продолжать проживать в митрополичьем доме в Варшаве и начали подготовку к назначению ему другого постоянного места жительства. [ 27 ]
Архиепископ Тимофей, как и другие архиереи Польской Православной Церкви, поддерживал лояльные отношения с государственной властью. [ 24 ] В 1949 году он публично заявил, что в Польше нет места никакой форме религиозного притеснения. [ 28 ] Однако от существовавшего в 1946 году плана принятия на себя сан митрополита отказались. По мнению государственных властей, авторитет иерарха среди духовенства Польской Православной Церкви был недостаточным. [ 24 ] Архиепископа Тимофея также обвиняли в отсутствии организаторских талантов и необходимого опыта. [ 29 ] В конечном итоге Тимофей (Шреттер) оставался местоблюстителем Варшавских митрополитов до прибытия из СССР архиепископа Макария Оксиюка , делегированного в Польскую Православную Церковь Московским Патриархом и избранного 7 июля главой Православной Церкви в Польше. 1951. [ 30 ] Ранее, в 1950 году, он способствовал открытию Православной духовной школы в Варшаве, позже преобразованной митрополитом Макарием в семинарию. [ 31 ]
После 1956 года архиепископ Тимофей вновь фактически стал управлять всей церковью в связи с преклонным возрастом и плохим здоровьем митрополита Макария. [ 32 ] В 1957 году Управление по делам религий рассматривало идею отстранения митрополита Макария и восстановления в должности местоблюстителя архиепископа Тимофея . [ 33 ] Тимофей описывался как умный, тактичный человек, понимающий ситуацию и готовый выполнять распоряжения властей, даже когда они были ему не выгодны (например, в вопросе назначения на должность митрополита). В этот же период Тимофей был зарегистрирован IV отделом XI Комитета общественной безопасности как «конфиденциальный контакт» под псевдонимом Бородач ( польск . Brodacz ), хотя из-за уничтожения документации установить личность не представляется возможным. характер его сотрудничества со службами. [ 34 ]
Митрополит Варшавский и всея Польши
[ редактировать ]После отъезда Макария в СССР и его смерти в Одессе в 1961 году государственные власти добились избрания Тимофея митрополитом (с декабря 1957 года он снова был местоблюстителем ) . [ 35 ] делегации Вселенского Константинопольского Патриархата и Румынской Православной Церкви митрополита приняли участие В интронизации . [ 36 ] Его избрание также было положительно воспринято Патриархом Московским и всея Руси. [ 37 ]
Митрополит Тимофей был избран Архиерейским Собором Польской Православной Церкви, а не Избирательным советом, как это предусмотрено уставом церкви, что вызвало протесты духовенства и верующих. Новоизбранного митрополита обвинили в вступлении на сан в нарушение канонического права. [ 35 ] Против него также были выдвинуты обвинения морального характера. Ходатайства и жалобы относительно обстоятельств вступления Тимофея на должность, а также его личности и поведения направлялись в Государственный Совет Польской Народной Республики , Совет Министров , Сейм , Управление по делам религии, Патриарху Москва. Один из членов Архиерейского Собора Польской Православной Церкви, епископ Базилий Дорошкевич , также выразил протест против избирательного процесса. [ 37 ] Он утверждал, что решение о назначении на эту должность было принято сотрудниками Управления по делам религии Серафином Кириловичем и Адамом Воловичем, которые относились к Польской православной церкви как к просто объекту. [ 34 ]
Будучи митрополитом Варшавским и всея Польши, иерарх представлял Церковь во время подготовки Всеправославного собора. [ 36 ] Вместе с представителями Русской православной церкви он занимался движением за мир. [ 38 ] В 1961 году он основал в Варшаве польскоязычный приход, настоятелем которого стал отец Ежи Клингер , но он прекратил свою деятельность из-за отсутствия верующих, заинтересованных в богослужениях на польском языке. [ 39 ]
Споры вокруг митрополита Тимофея продолжались на протяжении всего его пребывания в должности вплоть до его смерти 20 мая 1962 года. [ 35 ] Митрополит Тимофей (Шреттер) был похоронен на Православном кладбище в Варшаве .
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Он заявил о польском гражданстве. Миронович (2001 , стр. 99)
- ^ Троц-Сосна, А. «Игумения Варвара (Гроссер) – настоятельница монастыря на Св. Горе Грабарке». Новости Польской Автокефальной Православной Церкви . 219 (2): 9. ISSN 0239-4499 .
- ^ Дудра (2010 , стр. 80)
- ^ Православная Люблинско-Хелмская епархия. «Митрополит Варшавский и всея Польши Тимотеуш (Шреттер)» . www.lublin.cerkiew.pl . Проверено 18 марта 2024 г.
- ^ Кадровый журнал Министерства военных дел . Том 2. 26 января 1934 г.
- ^ Кадровый журнал Министерства военных дел . Том 11. 07.06.1934.
- ^ Герент (2007 , стр. 155)
- ^ Jump up to: а б Миронович (2001 , стр. 122)
- ^ Миронович (2001 , стр. 122, 99)
- ^ Миронович (2001 , стр. 174)
- ^ Миронович (2001 , стр. 200–201)
- ^ Миронович (2001 , стр. 203)
- ^ Миронович (2001 , стр. 203–204)
- ^ Jump up to: а б Миронович (2001 , стр. 236)
- ^ Урбан (1996 , стр. 158)
- ^ Миронович (2001 , стр. 236–237)
- ^ Миронович (2001 , стр. 239)
- ^ Jump up to: а б Миронович (2001 , стр. 243)
- ^ Миронович (2001 , стр. 252)
- ^ Миронович (2001 , стр. 310)
- ^ Миронович (2001 , стр. 247)
- ^ Миронович (2001 , стр. 248)
- ^ Миронович (2001 , стр. 249)
- ^ Jump up to: а б с Миронович (2001 , стр. 250)
- ^ Герент (2007 , стр. 145)
- ^ Урбан (1996 , стр. 75–76)
- ^ Дудра (2010 , стр. 108)
- ^ Урбан (1996 , стр. 335)
- ^ Урбан (1996 , стр. 77)
- ^ Миронович (2001 , стр. 251)
- ^ Миронович (2001 , стр. 319)
- ^ Миронович (2001 , стр. 255)
- ^ Миронович (2001 , стр. 260)
- ^ Jump up to: а б Мичалак, Р. (2014). Религиозная политика польского государства по отношению к религиозным меньшинствам в 1945–1989 годах . Зелёна-Гура: Издательство Зеленогурского университета. стр. 122. ISBN 83-7431-046-4 .
- ^ Jump up to: а б с Миронович (2001 , стр. 266)
- ^ Jump up to: а б Миронович (2001 , стр. 279)
- ^ Jump up to: а б Урбан (1996 , стр. 97)
- ^ Урбан (1996 , стр. 383)
- ^ Урбан (1996 , стр. 329)
Библиография
[ редактировать ]- Миронович, Антони (2001). Православная церковь на польских землях в XIX и XX веках . Белосток: Издательство Белостокского университета. ISBN 83-7431-046-4 .
- Герент, Питер (2007). Православие в Нижней Силезии в 1945–1989 годах . Торунь: Адам Маршалек. ISBN 978-83-7441-468-5 .
- Урбан, Казимеж (1996). Православная Церковь в Польше 1945–1970 гг . Краков: Номос. ISBN 83-85527-35-4 .
- Дудра, Стефан (2010). Митрополит Дионизий (Валединский) 1876–1960 . Варшава: Варшавская православная митрополия. ISBN 978-83-603-11-34-9 .