Jump to content

Монастырь Святого Онуфрия в Яблечне

Монастырь Святого Онуфрия
Монастырь Св. Онуфрий
Православная церковь Святого Онуфрия [ pl ] – главный храм монастыря.
Монастырь Святого Онуфрия в Яблечне расположен в Польше.
Монастырь Святого Онуфрия в Яблечне
Расположение в Польше
Информация о монастыре
Заказ Ставропигия
Контролируемые церкви Польская Православная Церковь
Люди
Основатель(и) Ян Забжезинский
Улучшенный дом Архимандрит Петр (Давидзук) [ 1 ]
Архитектура
Стиль неоклассический
Дата завершения до 1498 г.
Сайт
Расположение Яблечна
ул. Яблечна, 69
Страна  Польша
Координаты 51 ° 48'20 "N 23 ° 37'59" E  /  51,80556 ° N 23,63306 ° E  / 51,80556; 23.63306
Видимые останки
Веб-сайт http://www.klasztorjableczna.pl/
Назначен 2023-01-26
Справочный номер. Журнал Законы 2023 года, п. 223 [ 2 ]

Монастырь Святого Онуфрия ставропигия православного мужского монастыря в Яблечне , Польша , под юрисдикцией Польской Православной Церкви .

Монастырь был основан не позднее конца 15 века. По преданию, его основание было обусловлено чудесным явлением иконы святителя Онуфрия над рекой Буг . Благодаря последовательным пожалованиям земли от последующих владельцев Яблечны монастырь стал важным центром православного богослужения на Хелмщине . После Брестской унии монахи Яблечны отказались принять ее положения и, несмотря на давление, остались православными, оставаясь важным центром раскольников до падения Речи Посполитой . Положение монастыря претерпело полное изменение после трёх разделов Польши и учреждения Конгресса Польши в личной унии с Россией. С тех пор монастырь находился при финансовой поддержке российских властей и по их указанию занимался пропагандой православия и русификацией Хелмской земли, особенно после преобразования Хелмской епархии в 1875 году. Это было одной из причин, по которой монахи занимались общественная и просветительская деятельность. Однако низкий уровень образования монахов, их недостаточная численность, а также то, что большинство из них не были русской национальности, означали, что монастырь не выполнил возложенные на него задачи по пропаганде русскости и православия среди населения Хелма. Земля.

Несмотря на ограничения, введенные властями независимой Польши в связи с ролью монастыря во время разделов, монастырь действовал на протяжении всего межвоенного периода. Во время Второй мировой войны он был сожжен в 1942 году немецким пограничником. Однако формально он не прекращал функционировать и оставался активным на протяжении всего периода существования Польской Народной Республики , несмотря на тяжелые материальные условия (по приказу сталинской власти он лишился всего своего имущества, кроме жилых зданий и церквей), как единственный мужской монастырь Польской Православной Церкви.

С 1999 года он имеет статус ставропигиального монастыря и подчиняется непосредственно Митрополиту Варшавскому и всея Польши [ pl ] , который управляет общиной через своего представителя. которого является представитель монастыря При монастыре также имеется приход, настоятелем . [ 3 ]

Жилой дом и часть сада
Кресты возле монастыря

По преданию, первая монашеская община в Яблечне возникла, когда икона Святого Онуфрия приплыла по реке Буг в село. По этой причине он стал покровителем монастыря. [ 4 ] Другая легенда гласит, что святой Онуфрий явился группе рыбаков у реки Буг и возвестил, что его имя будет прославлено в этом месте. Позже на том же месте на берегу реки был найден образ отшельника, местные жители извлекли его и повесили на дерево, где стали молиться святому. Не желая оставлять чудотворную икону без присмотра в отдаленном месте, группа мужчин навсегда осталась у дуба. Позже они построили рядом с ним часовню и сами приняли монашество. [ 5 ] Культ святого Онуфрия значительно получил развитие в западной части Великого княжества Литовского во второй половине XV века. [ 6 ]

В более древней литературе по данной теме (сочинения рубежа XIX и XX веков) встречаются мнения, относящие основание монастыря к XVI веку (по разным авторам, либо к его началу, либо ближе к концу). [ 7 ] По словам отца Серафима Железняковича [ pl ] , автора наиболее полной монографии, посвященной монастырю, эта точка зрения не выдерживает критики в свете новых исследований. В 1522 году монастырь в Яблечне уже упоминается в документе, изданном королем Сигизмундом I Старым . [ 8 ] В другом документе 1527 года монастырь описан как община, существовавшая длительное время. присутствие Великого схимника На более длительное существование общины указывает и Кирилла, принявшего постриг в 1516 году. Обеты такой степени могли быть приняты только в сообществе с более давними традициями. [ 9 ]

Некоторые авторы, действовавшие на рубеже 19 и 20 веков, относили основание монастыря в еще более отдаленное прошлое, указывая на середину 13 века (о. Ф. Горбачовский). [ 10 ] Отец Железнякович также считает эту точку зрения недостаточно документированной. [ 11 ] Однако Антоний Миронович [ пл ] считает возможным создание монастыря в этот период. [ 6 ] Монастырь определенно существовал до 1498 года, так как Евангелие к этому году относится старейшее сохранившееся в монастыре . Его можно было подарить монахам при основании общины, а можно было передать и уже существующему монастырю. [ 12 ] В 1527 году жители Бреста подарили монахам рукопись, содержащую их правила, вероятно, 1487 года. [ 13 ] Вероятным основателем монастыря был род Забжезинских (Заберезинских), владельцев деревни Яблечна. [ 14 ] Однако установить этот факт вне всякого сомнения не представляется возможным из-за исчезновения соответствующих документов в XVIII веке. [ 15 ] Другой документ, изданный в 1499 году, о передаче деревни Яблечна Николаю Насуту, указывает на то, что монастырь действовал в деревне, но рассматривался как отдельный анклав. [ 16 ]

Растущее значение монастыря как центра поклонения

[ редактировать ]

От 1527 года имеется документ, подтверждающий участие паломников из Берестечка в престольном празднике монастыря. [ 16 ] Весь XVI век был периодом постепенного повышения авторитета монастыря. [ 17 ] Однако до Брестской унии он оставался культовым центром лишь регионального значения. [ 18 ] В документе 1527 года указано, что настоятелем монастыря был игумен Кирилл, и кроме него в монастыре было как минимум два монаха. [ 19 ]

Последующие владельцы Яблечны – семьи Забжезинских, Насут, Боговитыновичей, Богушей, Проньских, Лещинских, Сапег и Коденских – поддерживали монастырь материально. На полученные гранты монастырь приобрел 1400 гектаров пашни, лесов и лугов по обоим берегам реки Буг. [ 16 ] Особыми благотворителями монастыря были Теодора Андреевна Боговитынович (урожденная Сангушко) и ее дочь Теодора Боговитынович, позже Проньская, которая оставалась покровительницей общины даже после того, как ее муж обратился в католицизм . [ 20 ]

От заключения Брестской унии до падения Речи Посполитой

[ редактировать ]

Монахи Яблечного монастыря не приняли положения Брестской унии, и монастырь стал центром православного сопротивления против ее реализации. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] К общине присоединились настроенные против унии монахи из тех монастырей, которые решили ее принять. [ 23 ] Яблечненский монастырь стал резиденцией православного епископа Хелмского Паисия Черкавского [ pl ] , который жил там и одновременно служил настоятелем до своей смерти в 1633 году. После смерти Паисия монастырь несколько лет оставался без настоятеля. [ 24 ] Чтобы изменить эту ситуацию, владелец Яблечны Владислав Лещинский обратился к настоятелю Мельцкого монастыря архимандриту Иосифу с просьбой о монахе, способном возглавить общину в Яблечне. [ 24 ] Это произошло не позднее начала 1640-х годов; иеромонах Макарий (Корнилович). В это время в Яблечну прибыл [ 25 ] Он инициировал моральное обновление общины и провел генеральную реконструкцию ее построек. [ 21 ] В XVII веке монастырский комплекс состоял из церкви Св. Онуфрия с приделом Сретения Господня, трапезной с церковью Успения Божией Матери, колокольни (построенной в 1651 г.), дом аббата, кельи монахов и хозяйственные постройки. [ 26 ] Восстановление монастыря было завершено около 1659 года. В том же году Дионисий Балабан митрополит киевский письменно выразил признание деятельности Макария; Макарий в то время уже имел сан игумена. [ 27 ] Священнослужитель умер в 1677 году, пользуясь огромным авторитетом среди монахов. [ 28 ]

В 1670 году Яблечненский монастырь стал последним православным пастырским форпостом в регионе. Когда монастырь Св. Николая в Мелцах [ pl ] принял положения Унии, филиалом которой была Яблечнская община, с помощью владельца Яблечны Анджея Лещинского монахи перешли под прямую юрисдикцию православных. епископы Луцкие. После присоединения Луцкой епархии к униатской церкви настоятель монастыря стал Киевской православной митрополией . [ 21 ] Престиж монастыря среди православного населения рос по мере уменьшения количества монастырей этого вероисповедания в Речи Посполитой. [ 29 ] С 1 марта 1681 года пастырская деятельность монахов была еще более ограничена: в этот день был издан указ короля Иоанна III Собеского «неуниатским» общинам, запрещавший православному духовенству служить в деревнях, где располагались униатские церкви. В этот период значительная часть прихожан пастырской заставы Яблечна была выходцами из деревень, где бывшие православные храмы находились в руках униатов и которые не желали переходить в католицизм. [ 30 ]

Положение монастыря коренным образом изменилось в 1699 году, когда поместье Яблечна приобрел католик Кароль Станислав Радзивилл (в отличие от предыдущих владельцев села). Семья Радзивиллов оказывала сильное давление на монастырь, чтобы тот присоединился к униатской церкви. [ 31 ] [ 32 ] и, пользуясь своими патронатными правами, заставили местное духовенство обратиться в приход. [ 31 ] в 1701 году, чтобы отстоять свою позицию, монастырь подчинился филиалу Свято-Духовского монастыря в Вильнюсе . [ 23 ] В 1724 году монастырь лишился четырех приходских церквей. [ 33 ] В 1752 году иероним Флориан Радзивилл основал униатскую церковь в деревне Яблечна. Униатский приход принял на себя значительную часть имущества монастыря и способствовал обращению местного населения в Союз. [ 21 ] Три года спустя произошло вооруженное нападение на монастырь, в котором участвовали и монахи -василиане из монастыря в Бяла-Подляске . Во время нападения монастырь был разграблен, а хранившиеся в нем документы украдены, в том числе подтверждающие владение землей. [ 34 ] Тем не менее, община Яблечны осталась верной православию. [ 34 ] С 1767 года монастырь получал регулярную финансовую поддержку от Киевской митрополии. [ 35 ] Несмотря на это, его финансовое положение в 1770 году было очень плохим, что было связано с плохим управлением со стороны игумена Моисея, бежавшего в том же году из монастыря. [ 36 ]

В описании монастыря 1775 года указано, что он представлял собой деревянный трехкупольный храм длиной 36 локтей (21 метр), шириной 27,5 локтей (16 метров) и высотой 53 локтя (31,5 метра). Отдельные постройки включали колокольню, трапезную с церковью, пекарню и кухню. На северо-востоке находился дом аббата. Семь монашеских келий располагались в двух корпусах южнее, одна – в колокольне. У монахов также были зернохранилище, два продовольственных склада, две конюшни и баня. [ 37 ] Эти здания находились в плохом техническом состоянии и требовали ремонта. [ 38 ] Среди движимого имущества монастыря упоминались 25 комплектов иерейских облачений в ризнице, а также шесть Евангелий , 16 подсвечников и два паникадила . В монастыре была библиотека, а на колокольне было пять колоколов. [ 39 ] Описывая монастырь в 1785 году, епископ Переяславский утверждал , Виктор Садковский [ пл ] что нашел на этом месте не монастырские постройки, а руины. [ 40 ] В 1793 году община жила в крайней нищете, а деньги на необходимый ремонт здания добывались за счет сборов в других монастырях. [ 41 ]

Период разделов

[ редактировать ]

В результате положений Третьего раздела Польши Хелмская земля оказалась в пределах Австрии , а это означало, что монастырь в Яблечне перешел под юрисдикцию Буковинской митрополии [ пл .] . [ 42 ] епископов Однако из-за удаленности резиденции митрополита от Яблечны она все же оставалась под фактической духовной опекой минских . [ 43 ] После создания Королевства Конгрессов, находившегося в личной унии с Российской Империей , православные структуры в Королевстве Конгрессов, включая монастырь, были включены в состав Минской епархии . [ 34 ] Отец Железнякович не согласился с мнением о том, что юрисдикция минских епископов над Яблечнской общиной была формально продлена в 1815 году, заявив, что, по его словам, монастырь перешел под их контроль только в 1825 году, поскольку до этого не было четких правил на этот счет. . [ 44 ] В 1840 году была создана самостоятельная Варшавская и Новоград-Волынская епархия, охватывающая территорию королевства, под юрисдикцию которой попал монастырь. [ 34 ] В 1816 году в монастыре проживали три монаха. [ 45 ] Их основным источником существования была обработка земли. Финансовое положение монастыря в 1820-е годы было настолько тяжелым, что в 1828 году ему была оказана помощь в размере 2000 злотых из фонда греко-русского духовенства. [ 46 ] На протяжении 1820-х и 1830-х годов монастырь был вовлечен в судебные разбирательства по поводу управления землями с графом Михалом Грабовским, который еще в 1787 году получил часть земли в аренду, а затем отказался вернуть ее после истечения срока аренды. [ 47 ] В то время это был уже единственный православный монастырь в Хелмском и Подляском воеводстве; он также служил домом для престарелых духовенства на пенсии. [ 48 ] В 1832 году из-за бедности монастыря отец Теофил Новицкий, служивший настоятелем церквей и монастырей в Царстве Польском, добился для него частичного освобождения от налогов, а в 1833 году — еще одного пожалования в 300 рублей. [ 49 ] В тот год в монастыре проживали пять монахов, брат-мирянин и овдовевший священник без монашеского обета. [ 50 ]

По описанию 1835 года монастырю принадлежало 45 десятин земли на левом берегу Буга и 46 десятин лугов на правом берегу. [ 51 ] Бедность монастыря не умаляла его авторитета среди верующих, который оставался весьма значительным. [ 52 ] В 1836 году община Яблечны состояла из 5 монахов. [ 53 ]

Неоклассическая церковь Святого Онуфрия в монастырском комплексе была построена между 1838 и 1840 годами.

Из-за очень плохого технического состояния монастырских построек в 1838 году начались работы по строительству нового жилого дома для монахов, церкви Св. Онуфрия, колокольни и окружающей стены. По словам Гжегожа Куприановича, инициатором этих работ был епископ Антоний [ пл ] . Варшавский [ 54 ] По словам отца Железняковича, инициатором реконструкции был епископ Волынский Иннокентий , который призывал к ней со времени своего визита в Яблечну в 1833 году, а епископ Антоний лишь завершил свои усилия. [ 55 ] 19 мая 1838 г. был заложен краеугольный камень строительства церкви святого Онуфрия, а освящение ее состоялось 6 декабря 1840 г. Стоимость ее строительства вместе со стоимостью строительства жилого дома составила 29 585 рублей. . [ 56 ] Во время пребывания архимандрита Иоанниция (Мосаковского) настоятелем монастыря с 1832 по 1854 год в 1838 году была открыта двухклассная школа, открытая для всех, независимо от вероисповедания. [ 54 ] и сельскохозяйственное имение было реорганизовано. [ 53 ]

В 1857 году в школе при монастыре обучались 24 ученика. [ 57 ] В 1843 году община Яблечны состояла из 5 монахов и 4 братьев-мирян, в следующем году – 6 монахов и 1 брата-мирянина, а в 1845 году – 5 монахов и 3 братьев-мирян. В середине века в монастыре проживало 5 монахов, 5 братьев-мирян, два овдовевших дьякона и один овдовевший священник. [ 53 ]

В докладе архиепископа Варшавского Святейшему Синоду монастырь в Яблечне был описан как центр высокого духовного уровня. [ 58 ] В 1859 г. монастырь, функционировавший до сих пор как нерегулярный, был занесен в реестр второразрядных монастырей, получая повышенную государственную субсидию; при этом оно обязано было содержать общину из 16 монахов, включая настоятеля. [ 59 ] На практике это обязательство не соблюдалось. В отчете 1861 года указывалось, что в монастыре проживало всего шесть монахов и семь братьев-мирян, а на остальные должности были вакантны. Было подчеркнуто образцовое функционирование монастыря. [ 60 ] До 1859 года монастырь получал 300 рублей на содержание монахов и 1200 рублей на содержание школы, а с 1859 года эта сумма увеличилась в общей сложности до 3720 рублей. [ 61 ] Увеличение государственной субсидии означало, что к 1863 году монастырь имел сбережения в размере 5050 рублей, депонированные в банке, и мог поддерживать себя за счет процентов. [ 62 ]

В 1862 году в монастыре была организована также школа иконописи, но период ее деятельности не установлен. [ 54 ] Преподавателем иконописи служил иеромонах Палладий, и в первый год работы школы ее посещали 13 учеников общеобразовательной школы монастыря. По словам отца Железняковича, курсы иконописи длились недолго, поскольку в документах, начиная с 1868 года, о них нет упоминаний. [ 63 ]

Во время Январского восстания в монастырь ворвался отряд польских повстанцев в поисках денег. Восставшие нарушили ход вечерней службы и уничтожили часть убранства церкви Святого Онуфрия. [ 64 ] Однако благодаря вмешательству местного католического священника подразделение отошло, не причинив монастырю серьезного ущерба. [ 54 ]

В 1863 году в монастыре проживало 10 монахов и 8 братьев-мирян. В школе, которой они руководили, обучалось 38 учеников, 14 из которых были католиками. [ 65 ]

Часовня Успения Пресвятой Богородицы, возведенная в 1908 году.
Часовня Святого Духа, построенная в 1908 году.
Скит Святых Сергия и Германа, филиал Яблечного монастыря (вид 1909 г.); церковь была перенесена в Омеланец [ pl ] в 1925 году.
Герман (Иванов), настоятель монастыря с 1897 по 1900 год.
Епископ Евлогий (Георгиевский) как епископ Хелмский, а затем Люблинский, особенно заботился о Яблечненской общине.

В 1875 году в монастыре проживало 10 монахов и 6 братьев-мирян. До конца десятилетия это число претерпело лишь незначительные колебания. [ 66 ] После административного упразднения последней епархии униатской церкви в Российской империи, осуществленного царской администрацией и военными в 1875 году, вся деятельность монастыря была подчинена цели утверждения православия в Хелмщине. По явному указанию царских властей монахи развернули более широкую общественную и миссионерскую работу среди местного католического населения и бывших униатов, расширив за счет собственных средств уже существовавшую школу. [ 66 ] и прием 50 человек в 1880 году. [ 67 ] После 1889 года они также руководили школой псалмопевцев для вновь созданных православных приходов в регионе. Кандидатов в учителя церковно-приходских школ готовили в отдельном учреждении. [ 42 ] Раньше монастырское духовенство не участвовало в политике русификации. [ 68 ] Монахи внесли значительный вклад в развитие образования среди сельского населения региона. [ 42 ] [ 69 ] Стараниями архимандрита Нарцисса [ пл ] в 1862 году они добились увеличения субсидии на работу школы, что позволило принять с 1881 года на обучение 62 ребенка. [ 70 ]

С 1876 по 1880 год проводилось дальнейшее расширение и обновление монастыря, в том числе было построено двухэтажное жилое здание для монахов. [ 70 ] В 1880-х годах изменилось и русло реки Буг, в результате чего монастырь оказался на левом берегу реки. [ 71 ] Благодаря царским пожалованиям оно владело помещичьим имением — 1207,51 дес., включая пашни, пастбища и леса. [ 72 ]

В 1881 году архиепископ Варшавский Леонтий [ pl ] обратился к Святейшему Синоду с просьбой причислить Яблечненский монастырь к числу первоклассных монастырей в связи с его историческим и современным значением. В том же году община Яблечны состояла из 9 монахов и 23 братьев-мирян. [ 67 ] В январе 1882 г. эта просьба была рассмотрена положительно. [ 73 ] В 1886 году в монастыре проживало девять монахов и «значительное количество» братьев-мирян. Настоятель архимандрит Нарцисс пользовался значительным духовным авторитетом среди местного населения. [ 74 ] Однако к 1896 году в письме Святейшему Синоду епископ Флавиан [ пл ] Люблинский : утверждал, что монастырь как миссионерский центр (а значит, и плановый центр русификации) не оправдал возложенных на него надежд община состояла всего из девяти монахов, что не позволяло ей укрепить авторитет монастыря. Местные верующие посещали монастырь для богослужений только по большим праздникам, а бедность общины отпугивала потенциальных кандидатов в монахи. Флавиан пришел к выводу, что монастырь не имел никакого влияния на местное население, в том числе на бывших униатов, которых он должен был закрепить в православии. [ 75 ] По оценке отца Железняковича, столь значительный упадок монастыря был результатом некомпетентности его настоятеля архимандрита Иоанниция, прибывшего в Яблечну в 1887 году после смерти архимандрита Нарцисса, а также отсутствия поддержки монастыря со стороны Хелмско-Варшавская епархия. [ 75 ] В 1896 году школа монахов была перенесена из монастырских зданий в новые помещения в деревне Яблечна. [ 76 ] Положение монастыря начало улучшаться после того, как в 1897 году настоятелем стал архимандрит Герман Иванов [ пл ] . Его усилия по усилению роли монастыря в общественной жизни Хелмщины были ограничены тем фактом, что монахи из Яблечны были плохо образованы, и их число не увеличилось. [ 77 ] Архимандрит открыл детский приют, столовую для малоимущих и амбулаторию. [ 78 ] Хорошо управляя доходами монастыря, он также улучшил его финансовое положение. Это отразилось на количестве желающих вступить в монастырь – в 1899 г. в монастыре проживало 39 монахов и мирян (для сравнения: в 1889 г. [ 42 ] и девять в 1896 г.). [ 75 ] Однако в монастырь поступали в основном крестьяне, уровень образования которых не позволял им участвовать в миссионерской деятельности в соответствии с политикой царских властей. [ 79 ] Несмотря на это, престиж монастыря значительно возрос, и он стал важным центром паломничества. Архиепископ Хелмский и Варшавский Иероним Экземлярский [ pl ] высоко оценил работу архимандрита Германа в 1900 году. [ 80 ] Герман (Иванов) умер после непродолжительной болезни в 1903 году; его преемник архимандрит Аркадиуш (Вельможин) из-за преклонного возраста не продолжил общественную деятельность своего предшественника в том же масштабе. [ 81 ]

С 1905 года монастырь принадлежал вновь созданной Хелмской епархии [ пл ] . Учитывая тот факт, что толерантный указ того же года привел к обращению из Православной Церкви в католицизм примерно 180–200 тысяч бывших униатов, Яблечненскому монастырю отводилась еще большая роль в пропаганде православия и русской идентичности. [ 69 ] Однако епископ Хелмский Евлогий , особенно занимавшийся распространением православия на Хелмщине и деятельностью по русификации, утверждал, что монастырь не в состоянии выполнить поставленные перед ним задачи. Он особо подчеркнул, что среди монахов нет священнослужителей со средним образованием. Поэтому в 1906 году возникли соображения о закрытии монастыря в связи с невыполнением им своих задач. [ 82 ] В конечном итоге Святейший Синод признал, что старейшая действующая монашеская община Подляского воеводства должна оставаться активной и после реорганизации может играть отведенную ей роль центра православия и русской идентичности. Поэтому был назначен новый настоятель — архимандрит Иосиф Петровых , которому было поручено обновление внутренней жизни монастыря. [ 83 ] По прибытии в Яблечну архимандрит Иосиф реорганизовал монастырскую школу. Он также оживил пришедшую в упадок монастырскую ферму. [ 84 ] В 1908 году здесь обучалось около 100 человек. [ 85 ]

В ночь с 5 на 6 августа 1906 г. монастырь подвергся нападению неизвестных вооруженных преступников, однако существенных потерь он не понес. [ 86 ] В 1907 году здесь проживало 16 монахов и 19 братьев-мирян. [ 87 ]

В 1907 году, после направления архимандрита Иосифа на служение в Новгород , община избрала архимандрита Серафима его преемником Остроумова . До этого настоятели назначались сверху Синодом. В данном случае в январе следующего года оно лишь подтвердило решение монахов. [ 88 ]

В 1913 году община насчитывала 80 монахов и братьев-мирян, а в 1914 году она сократилась до 68. [ 89 ] Открыл свои филиалы и Свято-Онуфриев монастырь. В 1909 году на острове на Белом озере [ пл ] Святых был основан скит Сергия и Германа Валаамских. Строительство скита, включавшего деревянную церковь и дом монахов, обошлось в 50 000 рублей. [ 90 ] С 1912 года монахи опекали костел Св. Николая в Дратове . [ 69 ] Был расширен и сам монастырский комплекс: на месте, где, по преданию, была найдена икона святителя Онуфрия, была построена часовня Сретения Господня (ныне посвященная Святому Духу), [ 91 ] а напротив монастырских ворот возведена церковь Успения Богородицы. [ 90 ] двухтонный колокол, отлитый в Москве . В главном монастырском храме был установлен [ 69 ] С 1906 по 1910 годы была проведена очередная реконструкция монастырских построек. [ 72 ] церковь Святого Онуфрия В рамках этой реконструкции Иван Вольский украсил фресками . Торжественное освящение обновленного храма состоялось 16 декабря 1907 года в торжественной обстановке, на которой присутствовали епископы Андроник Никольский и Трифон Туркестанов . [ 92 ]

В 1911 году, помимо существовавшей монастырской школы, монахи открыли двухклассную школу в селе Отоки , где обучалось 62 ребенка, и низшую одноклассную школу в Яблечне, рассчитанную на 60 человек. [ 93 ] В этом же году было создано профессиональное училище, в котором обучалось около 50 человек. В программу учреждения входили практические курсы по сельскому хозяйству, садоводству, ветеринарной медицине, лесному хозяйству, молочному животноводству и пчеловодству. [ 94 ] Создание этих школ было связано с пропагандой православия через общественную деятельность монахов. [ 69 ] В 1914 г., последнем году деятельности монастыря в установленном виде после 1875 г., во всех находящихся в его ведении школах обучался 431 человек. [ 94 ] Кроме того, в 1912 году 1760 человек получили бесплатные лекарства, выдаваемые в монастырской аптеке, а в 1913 году было роздано 4500 бесплатных обедов. [ 95 ] Монашеский образ жизни основывался на правлении святителя Василия Великого с элементами специфических традиций, заимствованных из Оптиной пустыни , Саровского монастыря и монастырей Киева. [ 96 ] Период последних лет деятельности монастыря в царской России, как называл его отец Железнякович, был его золотым веком . [ 89 ] Монастырь вновь стал важным центром паломничества. [ 97 ]

22 декабря 1914 года в монастыре вспыхнул пожар, полностью уничтоживший здание аптеки и поликлиники. [ 98 ]

Межвоенный период

[ редактировать ]

1 августа 1915 года большинство монахов, за исключением иеромонаха Хиоба (Дычко), ушли в ссылку, взяв с собой икону святителя Онуфрия. Они дошли до Москвы и поселились в Богоявленском монастыре , где их принял епископ Трифон (Туркестанов), несколько раз до этого посещавший Яблечну. [ 99 ] [ 100 ] После входа немецких войск в район Хелма (через два дня после ухода монахов) [ 100 ] монастырские постройки были захвачены в военных целях, [ 91 ] и иеромонах Хиоб был арестован. [ 99 ]

Монахи вернулись в Яблечну в 1918 году. [ 101 ] или 1919 год. [ 102 ] Первым в монастырь прибыл иеромонах Митрофан (Стельмашук), а 20 сентября 1919 года вернулся настоятель архимандрит Сергий Королев [ пл .] . [ 99 ] Монастырь был опустошен и нуждался в реконструкции. [ 101 ] В первые годы существования монастыря в независимой Польше его деятельность ограничивалась местными властями. В сентябре 1919 года костел Св. Онуфрия был закрыт, а приходской костел в Яблечне, как униатская собственность, был передан католической церкви. Кроме того, католическая епархия Седльце и приходской священник католического прихода в Славатицах предприняли действия по полной ликвидации монастыря. Вдохновленное ими местное население вышло на митинги с требованием его закрытия. Приход в Славатицах без надлежащего решения суда также завладел большей частью монастырских земель. [ 102 ] [ 99 ] В 1922 году польские власти изгнали настоятеля монастыря епископа Бельского Сергия (Королева), который в качестве монаха участвовал в укреплении православия в Хелмщине и выступал против автокефалии Православной Церкви в Польше после 1918 года. [ 103 ] В 1920 году, после вмешательства представителей Православной Церкви в Министерство по делам религии и народного просвещения , монахи вернули себе церковь Святого Онуфрия. Во время закрытия часть оборудования была разграблена и перевезена в костел в Яблечне. [ 104 ] Монахи также вернули себе церковь в Дратове . [ 104 ]

В 1924 году число монахов, проживающих в монастыре, было ограничено четырьмя, а земля, отобранная у местных католиков, была официально конфискована. В межвоенный период шли разговоры о ликвидации монастыря и размещении в его зданиях воинской части. [ 102 ] В 1921 году люблинский губернатор выступил с призывом о закрытии монастыря, обвинив монахов в антигосударственной деятельности. [ 105 ] В том же году большая часть монастырских построек была передана католическому приходу в Яблечне, а православным было разрешено оставить себе только 30 моргенов земли и «необходимых помещений». [ 105 ] Однако государство отказалось от поддержки дальнейших претензий Католической церкви к монастырю (которые все еще преследовались в 1929 году). [ 106 ] после получения от митрополита Варшавского и всея Польши убедительных документов, свидетельствующих о том, что монастырь никогда не принадлежал католикам. [ 106 ] Монастырю также не удалось получить разрешение на управление приходом из-за мнения Бяло-Подляского старосты , который сослался на участие православного духовенства в прошлом в русификации Хелмского края. [ 107 ]

Входные ворота и церковь Святого Онуфрия, вид с 1930 года.
Группа монахов и мирян в монастыре в Яблечне, 1930-е годы.

приют для православных детей, перенесенный из Отвоцка С 1924 по 1927 год в Яблечне недалеко от монастыря действовал . На протяжении всего существования монастыря у монахов оставался конфликт с его директором Алексеем Тарасовым, который препятствовал монахам пользоваться помещениями и инвентарем монастыря. [ 108 ] В 1927 году, желая провести реконструкцию монастыря, митрополит Варшавский и всея Польши Дионисий субсидию в размере 5000 злотых запросил у Министерства по делам религии и народного образования , которую он не получил из-за отрицательного заключения люблинского губернатора, представленного по требованию министерства. [ 109 ] В конечном итоге реконструкция была проведена без государственной помощи в 1930-х годах и затронула некоторые монастырские постройки. [ 110 ]

В 1929 году монахи из Яблечны открыли в монастыре приют для отставных православных священнослужителей. [ 102 ] С 1934 года они организовали также двухлетние курсы для псалмопевцев, а с 1936 года — для дьяконов , а незадолго до начала Великой Отечественной войны открыли религиозный педагогический институт. [ 101 ] В 1930-е годы настоятели монастыря планировали сделать главным направлением общественной работы просветительскую и благотворительную деятельность. [ 111 ]

В 1929 году в монастыре проживало девять монахов. [ 107 ] К 1935 году это число увеличилось до пятнадцати. [ 112 ] В основном это были украинцы или белорусы. [ 113 ] В межвоенный период монастырь столкнулся с серьезными финансовыми проблемами. Доходы от сдачи земли местным крестьянам, ведения хозяйства, пожертвований верующих, продажи свечей и продажи монастырской лавки были настолько низкими, что в 1920-е годы монастырь оказался в долгах, а в 1930-е годы достиг благоприятного финансового баланса. благодаря помощи центральных органов управления Польской Православной Церкви. [ 114 ] Чтобы улучшить свое положение, монахи были вынуждены в 1925 году продать скит Святых Сергия и Германа на Белом озере, который приобрел православный приход в Омельце. [ 115 ]

В конце 1930-х годов монастырский комплекс состоял из четырех церквей (двух часовен, церкви Св. Онуфрия, домовой часовни Св. Иоанна Богослова), настоятельского дома, кирпичного жилого дома, паломнического дома, зернохранилища, конюшня, три коровника, дом во фруктовом саду и разрушенный жилой дом, ремонт которого не проводился из-за отсутствия средств. [ 116 ] В монастырской библиотеке насчитывалось 1319 томов, из них тысяча на религиозные темы и 319 на светские. [ 117 ]

Вторая мировая война и первые послевоенные годы

[ редактировать ]
Монах Игнатий Базылюк [ пл ] , жертва немецкого нападения на монастырь в июне 1942 года. В 2003 году он был канонизирован как один из Хелмских и Подляских мучеников. Его мощи хранятся в монастыре

После нацистской агрессии против Польши в 1939 году монастырь в Яблечне попал в пределы Генерал-губернаторства . Река Буг служила границей между Генерал-губернаторством и Советским Союзом до 1941 года, поэтому на территории монастыря разместилась немецкая военная гауптвахта. [ 118 ] В ночь с 9 на 10 августа 1942 года немцы подожгли основные монастырские постройки, уничтожили убранство церкви, библиотеку и архив, убили монаха Игнатия Базылюка [ мн . ] . [ 118 ] После этого события большинство монахов, за исключением самых старших, были направлены церковными властями на пастырскую работу в еще действующих приходах региона. [ 119 ] В 1945 году монастырь подвергся нападению польского подполья. [ 118 ]

В результате депортаций украинского населения в СССР , а затем операции «Висла » количество православных украинцев, проживающих в Хелмщине, сократилось почти до нуля. Следовательно, большинство приходов Польской Православной Церкви в регионе также были ликвидированы. Епископ Тимофей (Шреттер) , который согласился с этим решением Польского комитета национального освобождения , управлял православными структурами в Люблинском воеводстве и просил не закрывать монастырь в Яблечне. [ 120 ] К этому моменту пятерым монахам удалось вернуться в монастырь. 10 августа 1946 года отец Влодзимеж Вежанский прибыл из Варшавы и обратился к местному населению с просьбой о помощи в восстановлении и поддержании монастыря. [ 121 ] В конечном итоге просьба епископа Тимофея была удовлетворена, хотя рассматривался и противоположный сценарий. Однако в 1950 году монастырь потерял всю оставшуюся землю (корощинскому совхозу ). [ 122 ] и его инвентарь, тем самым теряя свою экономическую основу для функционирования. [ 123 ] В 1951 году здесь были только фруктовый сад и огород; оставшийся фрагмент пашни был настолько мал, что Госсельхозхозу пришлось помогать прокормить монахов, взяв на себя большую часть его земель. [ 124 ] До 1970-х годов в монастыре проживало три монаха, а службы в приходском храме посещало около десятка человек. [ 125 ] К концу 1950-х годов, после того как архимандрит Евлогий Горбовец [ пл ] вступил в должность исполняющего обязанности настоятеля монастыря, временная реконструкция зданий после военных повреждений была завершена. В 1953 году монастырю были возвращены увезенные в 1915 году иконы святителя Онуфрия и Яблечненская икона Божией Матери. [ 126 ] Развитие общины или даже ее восстановление в довоенном виде было невозможно, поскольку новых кандидатов в монастырь не поступало, а остальные монахи были пожилыми. [ 127 ] Кроме того, в 1955 году исполняющий обязанности настоятеля игумен (впоследствии архимандрит) Евлогий жаловался на низкую нравственность монахов, в том числе на случаи алкоголизма . Эти обвинения подтвердила столичная комиссия, назначенная для проверки монастыря. [ 128 ] В 1957 году недостаточное количество проживавших в монастыре монахов не позволяло совершать даже полный цикл ежедневных служб. [ 128 ]

В 1962 году в монастыре проживали три монаха и трое мирян. [ 129 ] Общий доход монастыря составил 59 197 злотых , а расходы - 57 000 злотых . [ 130 ] Несмотря на все проблемы, монастырь сохранил авторитет среди православных верующих Польши. [ 131 ]

Савва Грицуняк, впоследствии митрополит Варшавский и всея Польши, внес значительный вклад в возрождение монашеской жизни в Яблечне.

8 февраля 1970 года архимандрит Савва Грицуняк настоятелем монастыря стал . Он завершил ремонтные работы в монастыре, а затем способствовал переезду высших классов Православной духовной семинарии в Варшаву. [ 132 ] действовавший в монастыре с 1974 по 1992 год. [ 133 ] Период правления архимандрита Саввы стал временем настоящего возрождения общины. [ 126 ] [ 134 ] В 1980-е годы монастырский комплекс был расширен дополнительным флигелем. [ 126 ] В этот период монастырь вновь стал центром паломничества. [ 134 ]

С 1984 по 1987 год в монастыре проживал только один монах. [ 135 ]

православная Люблинско-Хелмская епархия [ пл ] В 1989 году была основана . В течение двух лет ее штаб-квартира располагалась в Яблечнском монастыре. [ 136 ]

Новое время

[ редактировать ]

В ночь с 21 на 22 сентября 1990 г. из монастыря были украдены икона святителя Онуфрия и Яблечнская икона Божией Матери. Монастырь вернул их себе в августе 1994 года, заплатив выкуп в размере 10 000 долларов. [ 136 ] Образы вновь были помещены в монастырский храм 4 и 5 сентября 1994 года, и в ознаменование этого события был установлен местный праздник обретения икон святителя Онуфрия и Божией Матери, отмечаемый в первое воскресенье Сентябрь. [ 136 ] В этом же году в монастыре был создан епархиальный музей. [ 136 ] Монахи управляют фермой, [ 137 ] пчеловодство, производство церковных свечей. [ 133 ]

В 1995 году в монастыре проживало 15 монахов. [ 137 ] Через четыре года он получил статус ставропигии и перешел под прямое управление митрополитов Варшавских и всей Польши. [ 138 ]

В 2016 году была проведена капитальная реконструкция домового храма Иоанна Богослова. После завершения работ 18 сентября 2016 года храм был освящен митрополитом Саввой. [ 139 ]

В 2022 году в монастыре проживало шесть монахов.

Цели деятельности сообщества формулируются следующим образом:

Молитва и труд, медитация, а также сохранение и укрепление православной веры в Подляском воеводстве. [ 138 ]

Настоятели монастыря

[ редактировать ]
Атанази Нос , настоятель монастыря с 2007 по 2017 год, ныне епископ Лодзинский и Познаньский.

Из-за неполной сохранности монастырского архива известны не все личные данные настоятелей Яблечнского монастыря. Первым известным настоятелем общины по имени был Кирилл (Манцевич), занявший этот пост в 1527 году. [ 140 ] Следующий настоятель монастыря, игумен Касьян, упоминается в 1591 году. Точные даты службы известны духовенству, руководившему монастырем после 1747 года. [ 140 ]

Настоятели Яблечнского монастыря до 1832 года обычно носили титул игумена (кроме монаха Яна, временно приехавшего из Киева в 1770 году). С упомянутого года, когда настоятелем стал Иоанниюш (Мосаковский), до Второй мировой войны они обычно получали титул архимандрита. После Великой Отечественной войны из-за материальных и кадровых трудностей монастыря до 1955 года им управляли исполняющие обязанности настоятеля. [ 140 ] один из них, отец Николай Смольский, был овдовевшим священником без монашеского обета. [ 141 ]

С тех пор как монастырю был присвоен статус ставропигии , его номинальным главой всегда был митрополит Варшавский и всея Польши, который назначает заместителя для эффективного руководства общиной. С 15 октября 2019 года эту должность исполняет иеромонах , впоследствии игумен, затем архимандрит. [ 142 ] Петр (Давидзук). [ 143 ]

Архитектура

[ редактировать ]
Интерьер церкви Святого Онуфрия в монастырском комплексе. Последней иконой в нижнем ряду справа считается чудотворный образ святого Онуфрия, последней слева – Яблечнская икона Божией Матери.

Главная церковь монастыря посвящена святому Онуфрию. Он был построен в 1838–1840 годах в форме греческого креста . [ 144 ] Это сооружение состоит из трех частей: церковной паперти , нефа и алтаря с единственным куполом , поддерживаемым четырьмя опорами . [ 144 ] Интерьер здания украшен серией фресок , а также в нем находится трехъярусный иконостас. [ 144 ] by Vasiliy Lojka and Feliks Skulimowski. [ 92 ] При входе в церковь со стороны левого крыла находится могила одного из настоятелей монастыря архимандрита Нарцисса (Сильвестрова). [ 145 ]

Рядом с церковью находится колокольня . [ 144 ]

В зимние месяцы роль главного монастырского храма берет на себя домовая церковь Иоанна Богослова, расположенная в одном из кирпичных корпусов монастыря. В нем находится одноярусный иконостас начала 20 века. [ 146 ] Интерьер этой церкви украшен полихромной росписью, выполненной в 2016 году Натальей Онишко из Белостока . [ 139 ] Кроме того, в отреставрированном трапезном здании расположена часовня святителя Афанасия Брестского. [ 146 ]

За монастырской стеной находятся две деревянные часовни начала ХХ века: Успения Пресвятой Богородицы и Святого Духа. Первый построен в плане прямоугольный, второй — в форме креста; оба покрыты листовым металлом и увенчаны луковичными куполами (у первого их пять, у второго – один). Под крышей часовен находится только алтарное пространство – во время служб верующие собираются снаружи, лицом к зданиям. [ 146 ] В часовне Успения Божией Матери находится одноярусный иконостас, изготовленный в Москве, а остальное убранство церкви состоит из 12 икон. [ 147 ]

Монастырский комплекс в Яблечне был внесен в реестр наследия 12 марта 1966 г. (снова 18 августа 1972 г. и 19 апреля 1985 г.) под номером А/14. [ 148 ] 2 февраля 2023 года он был включен в список исторических памятников . [ 149 ]

Икона Святого Онуфрия

Особо почитаемыми среди православных верующих в Польше являются Яблечнская икона Божией Матери и икона святого Онуфрия, хранящиеся в иконостасе главного храма. Образ покровителя монастыря, по мнению искусствоведов, датируется XII-XIII веками. Картина написана на панели из кипариса с подложкой мелом. Святой Онуфрий изображен стоящим, в одной набедренной повязке, с седой бородой, доходящей ниже колен. На заднем плане видны очертания ландшафта вдоль реки Буг. [ 150 ] Размеры иконы 112 на 75 см. [ 150 ]

Яблеценская икона Божией Матери также датируется XII–XIII веками. На нем изображена Мария с Младенцем Иисусом, которую она держит в левой руке, а правая рука указывает на Него. Рядом с ними фигуры архангелов Гавриила и Михаила . Раму иконы образуют фигуры ветхозаветных пророков, предсказывающих пришествие Спасителя. Поэтому этот образ еще известен как « Исполнение пророческих предсказаний» . [ 150 ]

список Турковицкой иконы Божией Матери [ пл ] С 1990 по 2010 год в монастыре хранился , считающейся чудотворной. В 2010 году он был передан женскому монастырю в Турковицах . [ 151 ]

  1. ^ «ПРАВОСЛАВИЕ | КЛАСТОРЫ» . www.orthodox.pl (на польском языке) . Проверено 25 апреля 2024 г.
  2. Постановление Президента Республики Польша от 26 января 2023 г. о признании «Яблечны — православного монастыря Святого Онуфрия» историческим памятником , Вестник Законов. У., 2023, №1. 223
  3. ^ «Известия Польской Автокефальной Православной Церкви». Варшавская православная митрополия (на польском языке) (10): 5, 13. 2017. ISSN   0239-4499 .
  4. ^ Ядчак и Зугай (1992 , стр. 3)
  5. ^ Куприанович и Лесневский (1995 , стр. 23)
  6. ^ Перейти обратно: а б Павлючук (2007 , стр. 165)
  7. ^ Железнякович (2006 , стр. 45, Том I)
  8. ^ Железнякович (2006 , стр. 47, Том I)
  9. ^ Железнякович (2006 , стр. 47–48, Том I)
  10. ^ Железнякович (2006 , стр. 48, Том I)
  11. ^ Железнякович (2006 , стр. 50, Том I)
  12. ^ Куприанович и Лесневский (1995 , стр. 23–24)
  13. ^ Железнякович (2006 , стр. 94, Том I)
  14. ^ Куприанович и Лесневский (1995 , стр. 24)
  15. ^ Железнякович (2006 , стр. 53, Том I)
  16. ^ Перейти обратно: а б с Ядчак и Зугай (1992 , стр. 13)
  17. ^ Куприанович и Лесневский (1995 , стр. 24–25)
  18. ^ Железнякович (2006 , стр. 91, Том I)
  19. ^ Железнякович (2006 , стр. 95, Том I)
  20. ^ Железнякович (2006 , стр. 93, Том I)
  21. ^ Перейти обратно: а б с д Ядчак и Зугай (1992 , стр. 16)
  22. ^ Железнякович (2006 , стр. 128, Том I)
  23. ^ Перейти обратно: а б с Павлючук (2007 , стр. 166)
  24. ^ Перейти обратно: а б Железнякович (2006 , стр. 131, том I)
  25. ^ Железнякович (2006 , стр. 132, Том I)
  26. ^ Железнякович (2006 , стр. 134, Том I)
  27. ^ Железнякович (2006 , стр. 135, Том I)
  28. ^ Железнякович (2006 , стр. 144, Том I)
  29. ^ Железнякович (2006 , стр. 139, Том I)
  30. ^ Железнякович (2006 , стр. 146, Том I)
  31. ^ Перейти обратно: а б Куприанович и Лесневский (1995 , стр. 27–28)
  32. ^ Железнякович (2006 , стр. 147, Том I)
  33. ^ Железнякович (2006 , стр. 200, Том I)
  34. ^ Перейти обратно: а б с д Куприанович и Лесневский (1995 , стр. 28)
  35. ^ Железнякович (2006 , стр. 241, Том I)
  36. ^ Железнякович (2006 , стр. 246–247, Том I)
  37. ^ Железнякович (2006 , стр. 134–135, Том I)
  38. ^ Железнякович (2006 , стр. 252, Том I)
  39. ^ Железнякович (2006 , стр. 253–255, Том I)
  40. ^ Железнякович (2006 , стр. 263, Том I)
  41. ^ Железнякович (2006 , стр. 266, Том I)
  42. ^ Перейти обратно: а б с д Ядчак и Зугай (1992 , стр. 17)
  43. ^ Железнякович (2006 , стр. 13, Том II)
  44. ^ Железнякович (2006 , стр. 16, Том II)
  45. ^ Железнякович (2006 , стр. 23, Том II)
  46. ^ Железнякович (2006 , стр. 24–25, Том II)
  47. ^ Железнякович (2006 , стр. 28–30, Том II)
  48. ^ Железнякович (2006 , стр. 25, Том II)
  49. ^ Железнякович (2006 , стр. 34, Том II)
  50. ^ Железнякович (2006 , стр. 35, Том II)
  51. ^ Железнякович (2006 , стр. 31, Том II)
  52. ^ Железнякович (2006 , стр. 33, Том II)
  53. ^ Перейти обратно: а б с Железнякович (2006 , стр. 49–50, Том II)
  54. ^ Перейти обратно: а б с д Куприанович и Лесневский (1995 , стр. 29)
  55. ^ Железнякович (2006 , стр. 41, Том II)
  56. ^ Железнякович (2006 , стр. 44, Том II)
  57. ^ Железнякович (2006 , стр. 54, Том II)
  58. ^ Железнякович (2006 , стр. 53, Том II)
  59. ^ Железнякович (2006 , стр. 55, Том II)
  60. ^ Железнякович (2006 , стр. 58, Том II)
  61. ^ Железнякович (2006 , стр. 45, Том II)
  62. ^ Железнякович (2006 , стр. 25–59, Том II)
  63. ^ Железнякович (2006 , стр. 56–58, Том II)
  64. ^ Железнякович (2006 , стр. 60–61, Том II)
  65. ^ Железнякович (2006 , стр. 62, Том II)
  66. ^ Перейти обратно: а б Железнякович (2006 , стр. 67, том II)
  67. ^ Перейти обратно: а б Железнякович (2006 , стр. 78, том II)
  68. ^ Железнякович (2006 , стр. 61, Том II)
  69. ^ Перейти обратно: а б с д и Ядчак и Зугай (1992 , стр. 20)
  70. ^ Перейти обратно: а б Железнякович (2006 , стр. 79, том II)
  71. ^ Куприанович и Лесневский (1995 , стр. 31)
  72. ^ Перейти обратно: а б Павлючук (2007 , стр. 167)
  73. ^ Железнякович (2006 , стр. 84, Том II)
  74. ^ Железнякович (2006 , стр. 87, Том II)
  75. ^ Перейти обратно: а б с Железнякович (2006 , стр. 95, Том II)
  76. ^ Железнякович (2006 , стр. 96, Том II)
  77. ^ Железнякович (2006 , стр. 99–100, Том II)
  78. ^ Железнякович (2006 , стр. 100, Том II)
  79. ^ Железнякович (2006 , стр. 103, Том II)
  80. ^ Железнякович (2006 , стр. 109, Том II)
  81. ^ Железнякович (2006 , стр. 114, Том II)
  82. ^ Железнякович (2006 , стр. 117, Том II)
  83. ^ Железнякович (2006 , стр. 120, Том II)
  84. ^ Железнякович (2006 , стр. 123–126, Том II)
  85. ^ Железнякович (2006 , стр. 151, Том II)
  86. ^ Железнякович (2006 , стр. 121, Том II)
  87. ^ Железнякович (2006 , стр. 132, Том II)
  88. ^ Железнякович (2006 , стр. 134, Том II)
  89. ^ Перейти обратно: а б Железнякович (2006 , стр. 180, Том II)
  90. ^ Перейти обратно: а б Железнякович (2006 , стр. 144, Том II)
  91. ^ Перейти обратно: а б Куприанович и Лесневский (1995 , стр. 32)
  92. ^ Перейти обратно: а б Железнякович (2006 , стр. 138, Том II)
  93. ^ Железнякович (2006 , стр. 152, Том II)
  94. ^ Перейти обратно: а б Железнякович (2006 , стр. 152–154, Том II)
  95. ^ Железнякович (2006 , стр. 155, Том II)
  96. ^ Железнякович (2006 , стр. 158, Том II)
  97. ^ Харкевич, Дж. (2010). «Монастырь под опекой святого Онуфрия». Новости Польской Автокефальной Православной Церкви (на польском языке). 6 (247). Варшава: Варшавская православная митрополия: 12–14.
  98. ^ Павлючук (2007 , стр. 168)
  99. ^ Перейти обратно: а б с д Павлючук (2007 , стр. 169)
  100. ^ Перейти обратно: а б Железнякович (2006 , стр. 182, Том II)
  101. ^ Перейти обратно: а б с Ядчак и Зугай (1992 , стр. 21)
  102. ^ Перейти обратно: а б с д Куприанович и Лесневский (1995 , стр. 33)
  103. ^ "Сергий (Королев)" . ortho-rus.ru (in Russian). Archived from the original on 2016-03-04 . Retrieved 2011-05-21 .
  104. ^ Перейти обратно: а б Павлючук (2007 , стр. 171–172)
  105. ^ Перейти обратно: а б Павлючук (2007 , стр. 173)
  106. ^ Перейти обратно: а б Павлючук (2007 , стр. 170)
  107. ^ Перейти обратно: а б Павлючук (2007 , стр. 174)
  108. ^ Павлючук (2007 , стр. 176–178)
  109. ^ Павлючук (2007 , стр. 178)
  110. ^ Павлючук (2007 , стр. 179)
  111. ^ Павлючук (2007 , стр. 181)
  112. ^ Павлючук (2007 , стр. 349–350)
  113. ^ Павлючук (2007 , стр. 261)
  114. ^ Павлючук (2007 , стр. 181–182)
  115. ^ Павлючук (2007 , стр. 177)
  116. ^ Павлючук (2007 , стр. 182)
  117. ^ Павлючук (2007 , стр. 177–178)
  118. ^ Перейти обратно: а б с Куприанович и Лесневский (1995 , стр. 34)
  119. ^ Железнякович (2006 , стр. 253–255, Том III)
  120. ^ Урбан, К. (1996). Православная церковь в Польше 1945–1970 (на польском языке). Краков: Номос. стр. 158. ISBN  83-85527-35-4 .
  121. ^ Железнякович (2006 , стр. 260, 264, Том III)
  122. ^ Ядчак и Зугай (1992 , стр. 27)
  123. ^ Куприанович и Лесневский (1995 , стр. 34–35)
  124. ^ Железнякович (2006 , стр. 281, Том III)
  125. ^ Ядчак и Зугай (1992 , стр. 23–24)
  126. ^ Перейти обратно: а б с Куприанович и Лесневский (1995 , стр. 35)
  127. ^ Железнякович (2006 , стр. 290–293, Том III)
  128. ^ Перейти обратно: а б Железнякович (2006 , стр. 296, Том III)
  129. ^ Железнякович (2006 , стр. 312–313, Том III)
  130. ^ Железнякович (2006 , стр. 313, Том III)
  131. ^ Железнякович (2006 , стр. 325, Том III)
  132. ^ Курилович, А. (2001). «Православные монашеские центры на польских землях в послевоенный период». В Миронович, А.; Павлючук, Ю.; Чомик, П. (ред.). Монашеская жизнь в Речи Посполитой (на польском языке). Белосток: Кафедра истории пограничных культур, Институт социологии Белостокского университета. стр. 252–253. ISBN  83-902928-8-2 .
  133. ^ Перейти обратно: а б «Помощь пришла от Бога. Анна Радзюкевич беседует с архимандритом ставропигиального монастыря Святого Онуфрия в Яблечне на реке Буг. Анна Радзюкевич». Пшеглендское православие (на польском языке). 5 (299). Белосток. 2010. ISSN   1230-1078 .
  134. ^ Перейти обратно: а б Ядчак и Зугай (1992 , стр. 24)
  135. ^ Радзюкевич, А. (2010). «У самого старого монаха». Пшеглендское православие (на польском языке). 5 (299). Белосток: 28. ISSN   1230-1078 .
  136. ^ Перейти обратно: а б с д Куприанович и Лесневский (1995 , стр. 36)
  137. ^ Перейти обратно: а б Куприанович и Лесневский (1995 , стр. 37)
  138. ^ Перейти обратно: а б «Исторический очерк» . Монастырь Св. Онуфрий в Яблечне (на польском языке) . Проверено 26 апреля 2024 г.
  139. ^ Перейти обратно: а б «Торжество освящения костела в Яблечне» . Официальный сайт Польской Автокефальной Православной Церкви (на польском языке) . Проверено 19 сентября 2016 г.
  140. ^ Перейти обратно: а б с Железнякович (2006 , стр. 380, Том III)
  141. ^ Железнякович (2006 , стр. 264, Том III)
  142. ^ Дорошкевич, Ежи (31 марта 2021 г.). «Сообщение Канцелярии Священного Архиерейского Собора» . www.orthodox.pl (на польском языке) . Проверено 26 апреля 2024 г.
  143. ^ «ПРАВОСЛАВИЕ | КЛАСТОРЫ» . www.orthodox.pl (на польском языке) . Проверено 26 апреля 2024 г.
  144. ^ Перейти обратно: а б с д «Главный храм монастыря» . Монастырь Св. Онуфрий в Яблечне (на польском языке) . Проверено 26 апреля 2024 г.
  145. ^ Железнякович (2006 , стр. 89, Том II)
  146. ^ Перейти обратно: а б с «Часовни» . Монастырь Св. Онуфрий в Яблечне (на польском языке) . Проверено 26 апреля 2024 г.
  147. ^ Железнякович (2006 , стр. 141–143, Том II)
  148. ^ «Реестр недвижимых памятников - Люблинское воеводство» (PDF) . Национальный институт культурного наследия (на польском языке). 30 сентября 2023 г. Проверено 26 апреля 2024 г.
  149. ^ «Постановление Президента Республики Польша от 26 января 2023 года о признании «Яблечны – православного монастыря Св. Онуфрий» . isap.sejm.gov.pl (на польском языке) . Проверено 26 апреля 2024 г.
  150. ^ Перейти обратно: а б с «Иконы» . Монастырь Св. Онуфрий в Яблечне (на польском языке) . Проверено 26 апреля 2024 г.
  151. ^ Радзюкевич, А. (2010). «Чудеса Холмщины». Пшеглендское православие (на польском языке). 8 (302): 3–4.

Библиография

[ редактировать ]
  • Ядчак, Станислав; Зугай, Збигнев (1992). Монастырь в Яблечне. Святыня польского православия (на польском языке). Люблин: Лазер-Граф. OCLC   805126912 . {{cite book}}: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка )
  • Куприанович, Г.; Лесневский, К. (1995). Монастырь Св. Онуфрий в Яблечне (на польском языке). Яблечна: Православная Люблинско-Хелмская епархия. ISBN  83-901221-2-Х . OCLC   749625167 . {{cite book}}: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка )
  • Павлючук, Ю.А. (2007). Монашеская жизнь во Второй Польской республике (на польском языке). Белосток: Издательство Белостокского университета. ISBN  978-83-7431-127-4 . OCLC   174143139 . {{cite book}}: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка )
  • Жележнякович, Серафим (2006). История Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря (на польском языке). Том. Я, II, III. Варшава: Варшавская православная митрополия. ISBN  978-83-60311-03-5 . {{cite book}}: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 943a9cc5ff2c8fa7e67e0fb2e0a85de0__1721658120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/94/e0/943a9cc5ff2c8fa7e67e0fb2e0a85de0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
St. Onuphrius Monastery in Jabłeczna - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)