Jump to content

Joseph Petrovykh

Митрополит Иосиф
Митрополит Иосиф
Рожденный
Ivan Semyonovich Petrovykh

( 1872-12-15 ) 15 декабря 1872 г.
Умер 20 ноября 1937 г. ( 1937-11-20 ) (64 года)

Митрополит ( Иосиф Церкви Петроградский митрополит . Православной епископ 1926–1927 15 декабря 1872 20 ноября 1937) — , ( Русской ) Магистр богословия (1903) и духовный писатель. Отказавшись принять Декларацию 1927 года о полной лояльности советской власти и передать его Одесской епархии, он стал лидером иосифлянского движения . Он умер во время Великой чистки .

Прославлен в лике святых Русской Православной Церковью Заграницей как священномученик Иосиф Петроградский.

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Дом в Устюжне, на котором установлена ​​памятная доска митрополиту Иосифу. На самом деле он родился и жил в соседнем доме.

Он родился 15 декабря 1872 года в городе Устюжне Новгородской губернии (ныне Вологодская область , Россия ) в семье Семена Кирилловича Петровых, владельца пекарни, и Евдокии Ивановны, урожденной Ганьковской, занимавшейся домашним хозяйством и воспитанием детей. дети. Так как работы по дому было много, нанималась кухарка. [1] Дом Петровых располагался в Казанском переулке (ныне переулок Валентины Терешковой ). Иван Петровых был 4-м ребенком (всего в семье было 9 детей). Его крещение состоялось 17 декабря, через 2 дня после его рождения. Как и все его братья и сестры, в приходской церкви Вознесения Господня на Всполье (разрушена в 1939 году). Семья Петровых отличалась благочестием. Отмечали церковные праздники , в ангельские дни собирались за общим столом. [2]

По рекомендации священника Вознесенской церкви Иван был принят в Устюжнинское духовное училище. [2] которую он блестяще окончил в 1889 году и поступил в Новгородскую духовную семинарию , расположенную в Антоньевом монастыре . О семинарских годах Ивана Петровых известно немного. Но известно, что его исследование было успешным. Только по одному предмету — логике — он получил оценку 4 («очень хорошо»), по остальным предметам — 5 («отлично»). В 1895 году Иван Петровых, как лучший ученик Новгородской духовной семинарии, был направлен на обучение за казенный счет в Московскую духовную академию (находившуюся в Сергиевом Посаде ) Московской губернии . Во время праздников Иван работал в монастырях и церквях, сортируя и приводя в порядок различные церковные документы. Летом он также пытался совершать паломничества по святым местам России. [3] Он успешно выполнил задание Императорской Академии наук , записав диалект северного русского народа по разработанной программе. [4] 4 декабря 1896 года в присутствии многолюдного собрания преподавателей и студентов Иван Петровых произнес прощальную речь на похоронах умершего профессора Андрея Смирнова, которая, вероятно, стала его первой публичной речью . [5]

Он также был одним из лучших студентов Московской духовной академии; только по общецерковной истории , истории Русской Церкви и истории философии он получил оценки «отлично». Все остальные оценки – «отлично». Совет Академии присвоил ему степень кандидата богословия за сочинение по истории еврейского народа Иосифа Флавия . [4] 11 июля 1899 года митрополит Владимир (Богоявленский) Московский утвердил его «с предоставлением ему права преподавать в семинарии и не производить нового устного испытания и Коломенский при поступлении в магистратуру». [6] В июне 1899 года он посетил Святую Землю . Свои впечатления от посещения мест земной жизни и подвигов Иисуса Христа Иван записал в виде очерков, которые позже были опубликованы в журнале «Душевное чтение» [ ru ] . [5] Во время учебы в академии он начал вести духовный дневник, в котором записывал свои духовные наблюдения и переживания. [7]

Учение и монашество

[ редактировать ]

Чтобы продолжить научные занятия после окончания Московской духовной академии, ему была оставлена ​​при ней в качестве профессорской стипендии «для подготовки к замене вакантных преподавательских кафедр». В октябре 1899 года Совет Московской духовной академии утвердил программу занятий по изучению последнего периода библейской истории и намерение переработать его кандидатскую диссертацию в магистерскую. Через год стипендиальный отчет Ивана Петровых был высоко оценен ректором Московской духовной академии епископом Волоколамским Арсением (Стадницким) , который предложил избрать Ивана Петровых на должность преподавателя библейской истории. 4 сентября 1900 года на заседании Совета Московской духовной академии Иван Петровых прочитал две пробные лекции на темы: « Рим и Иерусалим (об особенностях и истории периода римского владычества)» и « Самуил и Иерусалим». Саул в их взаимоотношениях». Последняя лекция опубликована в «Богословском вестнике». [ ru ] — журнал Московской духовной академии за декабрь 1900 года. [8] После чтения лекций он был избран исправляющим обязанности доцента кафедры библейской истории Московской духовной академии. На этой же кафедре ректор Московской духовной академии епископ Арсений прочитал курс лекций о начальном периоде библейской истории от патриархов до первых царей, а Иван Петровых – о последующем периоде. [9]

«В объятиях отца. Дневник монаха». Том 4–5. 1909 год

В это время он принимает окончательное решение о монашеском постриге , о котором думал с детства. Как он писал в своем дневнике: «Несколько высоконравственных, благородных, красивых и непорочных девушек имели желание и надежду на всю жизнь разделить со мной счастье брака. Я сам почти испытывал искушение устроить это счастье тем, кто ожидал его со мной. были глубоко опечалены моим выбором монашества». [10] 10 июля 1901 года он написал прошение о приеме в монашество, а также письмо епископу Арсению (Стадницкому) с аналогичной просьбой. [11] 26 августа 1901 года в Гефсиманском скиту Троице -Сергиевой лавры Иван был пострижен епископом Арсением (Стадницким) в мантию с наречением имени Иосиф в честь ветхозаветного Патриарха Иосифа . [12] 30 сентября 1901 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры преподобный Иосиф был рукоположен в иеродиакона , а 14 октября в Покровском храме Московской духовной академии — в иеромонаха . За усердное служение в Покровской академической церкви через несколько месяцев после хиротонии иеромонах Иосиф по ходатайству ректора Московской духовной академии епископа Арсения был награжден набедренником . [13]

В апреле 1903 года иеромонах Иосиф, исполнявший должность доцента академии по кафедре библейской истории, подал в совет академии прошение о рассмотрении его труда «История еврейского народа по археологии Иосифа Флавия». (Опыт критического анализа и обработки)» в качестве магистерской диссертации. Диссертация была защищена 6 июня 1903 года в актовом зале Московской духовной академии, отчет о магистерском диспуте был опубликован в «Духовном вестнике». [14] По итогам прений Совет Московской духовной академии единогласно признал защиту достаточной и постановил подать заявление об утверждении соискателя ученой степени магистра богословия . В том же году диссертация была издана отдельной книгой в типографии Троице-Сергиевой лавры. Это вызвало отклик у богословов и в целом получило высокую оценку. [15] 19 июня 1903 года указом Святейшего Синода иеромонах Иосиф был конфирмован в степени магистра богословия. В декабре того же года он был назначен экстраординарным профессором кафедры библейской истории. [16] и инспектор Московской духовной академии. 18 января 1904 года возведен в сан архимандрита . [17]

С января 1905 года отрывки из дневника архимандрита Иосифа стали публиковаться в журнале «Душевное чтение» [ ru ] с указанием только инициалов автора. [18] По благословению епископа Арсения (Стадницкого) дневник был издан и в типографии Троице-Сергиевой лавры, также без полного имени автора. [19] Будучи специалистом по библейской тематике, он позже написал несколько статей для «Православной богословской энциклопедии », а также подробные комментарии и пояснительные статьи в «Толковой Библии» к книгам « Юдифь », « Есфирь » и « Книги Маккавейские ». [16]

В 1905 году, после Кровавого воскресенья , он перестал поминать императорскую семью на богослужениях и был временно отстранен от службы. 3 января 1906 года он подал прошение о месячном отпуске на это время, к прошению была приложена справка лаврского врача, в которой указывалось, что архимандрит Иосиф «нуждается во временном прекращении своих служебных обязанностей и полном отдыхе для восстановления нервная система, которая в последнее время очень устала». [20]

Наместник Яблечненского и Юрьевского монастырей.

[ редактировать ]
Монастырь Святого Онуфрия в Яблечне

«Временные правила», изданные Святейшим Синодом 21 февраля 1906 года, как дополнение к Уставу, предоставляли широкую автономию Московской Духовной Академии, но они не были приняты архимандритом Иосифом, так как, по его мнению, создавали безвыходная ситуация для монашествующих в духовной школе. В это время архимандрит Иосиф решил покинуть академию. Епископ Евлогий (Георгиевский) Хелмский Свято сообщил Святейшему Синоду о необходимости, ввиду крайнего усиления католической пропаганды, организовать Восточно-православный миссионерский центр в единственном в епархии мужском Онуфриевском монастыре в Яблечне - с настоятельной просьбой. поставить для этой цели во главе монастыря богословски образованного пастыря. Таким образом, епископ Евлогий ходатайствовал о назначении архимандрита Иосифа в соответствии с высказанным архимандритом Иосифом желанием посвятить себя миссионерской деятельности. Указом Святейшего Синода от 30 июня 1906 года архимандрит Иосиф был назначен настоятелем Свято-Онуфриевского монастыря в г. Яблечна Седлецкой губернии Царства Польского с увольнением с воспитательной службы. [21]

В начале августа того же года архимандрит Иосиф прибыл на новое место назначения. [22] Это была дальняя западная окраина Российской империи , где небольшое восточно-православное население было окружено враждебно настроенными католиками и постоянно испытывало с их стороны сильное давление и притеснения. Архимандрит Иосиф нашел монастырь в плачевном состоянии: «Неожиданно я был вынужден обречь себя на жизнь в бедном, расстроенном, запущенном, провинциальном, заброшенном монастыре. После великолепия Лавры — ох, какие тяжелые лишения, мытарства! огорчение!». Больше всего архимандрита Иосифа поражала небрежность и неряшливость по отношению к богослужениям и к церкви. [23] В письмах к друзьям и поклонникам в Сергиевом Посаде он просил самое необходимое, отвечая на их вопросы о нуждах монастыря: простые облачения для повседневного служения, которых не нашлось для него в монастыре; о кружочках для чаши, чтобы прикрыть ее от мух; о тканях для покрытия престола и алтаря, в монастыре они были покрыты белыми простынями (всегда грязными), и о сосудах, которые там вообще не были накрыты и всегда стояли в пыли и грязи. Он попросил у своих благодетелей новый ковер, положенный от престола до амвона , потому что «старый весь был в дырах и пятнах от приятной привычки местной братии плевать! Неприятно даже смотреть. И нет ровным счетом ничего». заменить его. Это ужасно, и в большие праздники вам придется любоваться этим безобразием». Жаловался он также на некрашеные деревянные полы, со множеством дыр, из которых выбегали целые стада мышей, их следы покрывали алтарь и даже алтарь, все покрытия на котором были пропитаны до тошноты отвратительным мышиным запахом. Архимандрита Иосифа огорчала необразованность и нецерковность местного населения. [24]

Архимандрит Иосиф взялся привести монастырь в порядок. Он составил богослужение и акафист небесному покровителю монастыря преподобному Онуфрию ; устроил для своих мощей ковчег; заказал для монастыря иконы преподобных Серафима и преподобного Сергия , которые были встречены крестным ходом на вокзале и торжественно перенесены в монастырь, привлекая множество молящихся. Во время переноса иконы преподобного Сергия в декабре 1906 года собралось так много людей, что небольшая церковь монастыря едва могла вместить всех молящихся. Вскоре архимандрит Иосиф приступил к ремонту и реконструкции храма в Яблечнском монастыре и уже весной 1907 года отмечал в письме, что «все было сделано как нельзя лучше — хорошо, просторно, светло, лучшего не желал бы, только если бы оно было ближе к России». Освящение церкви было произведено после капитального ремонта 16 декабря 1907 года без архимандрита Иосифа. [25]

Юрьев монастырь

В сентябре 1907 года он был назначен настоятелем Юрьева монастыря , расположенного в трёх верстах от Новгорода , на левом берегу реки Волхов . По количеству и пышности церквей она уступала только Киево -Печерской лавре и Троице-Сергиевой лавре . После бедного Яблечнского монастыря на далекой западной окраине перевод в один из самых богатых монастырей России, да еще и в родной Новгородской области, должен был принести архимандриту Иосифу радость. Позднее, когда он стал настоятелем ростовского монастыря, он писал, что служение в Новогороде было «неоценимо и незаменимо для души». [26] Архимандрит Иосиф иногда служил в Софийском соборе , принимал участие в духовно-нравственных чтениях, которые проводились по воскресеньям в зале Новгородской мужской гимназии и других общественных зданиях. [27] Сведения о новгородском служении архимандрита Иосифа довольно скудны. Известно, что он стал жертвой клеветы, так как записал в своем дневнике: «Враг ужасно отомстил мне за что-то, вероятно, крайне неприятное для него. Он оклеветал, очернил мое имя злобным нападком на меня со стороны других. Клевета нашла отклик в высших сферах. Дело дошло до вопроса о моей нравственности». [28] Его преемник на посту настоятеля Юрьева монастыря архимандрит Анатолий (Юнгер) подал на него жалобу в Синод, обвинив его в растрате монастырского капитала. Очевидно, что жалоба архимандрита Анатолия не была принята к рассмотрению. Вскоре архимандрит Анатолий был снят с должности игумена. [29]

Епископ Угличский

[ редактировать ]

27 февраля 1909 года указом Святейшего Синода настоятель Юрьева монастыря архимандрит Иосиф был назначен епископом Угличским , вторым викарием Ярославской епархии с возведением его в сан епископа . [30] Одновременно он был назначен настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове с резиденцией при монастыре. [31] 14 марта 1909 года в зале заседаний Святейшего Синода состоялось рукоположение архимандрита Иосифа в епископский сан. [32] 15 марта 1909 года состоялась его епископская хиротония в Свято-Троицком соборе Александро -Невской лавры . митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) , он же вручил рукоположенному архиерею архиерейский жезл и произнес назидательную речь. Богослужение возглавил [33] [34] 20 марта 1910 года епископ Иосиф был переименован в первого викария епархии.

Spaso—Yakovlevsky Monastery in 1911

Первое, с чего пришлось начать свою деятельность новому настоятелю, — это письмо протеста против планируемого строительства сагового завода на земельном участке, вплотную примыкающем к храму Михаила Архангела и отделенном лишь дорогой от восточной стены. Спасо-Яковлевского монастыря. [35] Письмо подействовало, и завод не был построен. [36] Подготовил и провел торжества, посвященные 200-летию со дня кончины святителя Димитрия Ростовского , состоявшиеся 26–28 октября 1909 года в Спасо-Яковлевском монастыре при большом стечении духовенства и мирян. [37] В дальнейшем он тщательно собирал и хранил все, что связано с памятью святителя Димитрия. [38] С первых дней своего игуменства епископ Иосиф сразу же занялся благоустройством монастыря. В первый же год своего игуменства епископ Иосиф освятил храм в честь Толгской Божией Матери и осуществил восстановление Зачатьевского собора. Он же начал строительство пещерной церкви Воскресения Христова, и менее чем через три года, на Пасху 1912 года, церковь уже была освящена. [39] В 1913 году на монастырскую колокольню был поднят 155-пудовый колокол, купленный епископом Иосифом в Борисоглебском монастыре. В 1916 году епископ Иосиф освятил часовню в честь Ватопедской Богоматери, в 1917 году – храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при гостинице монастыря. [40]

Епископ Иосиф также с большим интересом изучал святыни и древности Ростова, находя время даже для написания искусствоведческих статей. [41] Как знаток церковного пения, ему удалось собрать в Спасо-Яковлевском монастыре замечательные, известные в Ростове хоры, в том числе организованный при монастыре детский хор. Он любил древние песнопения и оплакивал широко распространенное искажение и даже полную их утрату. [42] Желание подробно ознакомиться с древними церковными песнопениями стало одной из главных целей паломничества епископа Иосифа на Афон , а затем в Новоафонский монастырь в Абхазии летом 1911 года, когда он получил месячный отпуск. [43] Серьезное внимание он уделял «Обществу хоругвоносцев» в Ростове, члены которого, помимо непосредственного ношения знамен и церковных святынь, а также поддержания порядка во время богослужений, заботились о благолепии храмов, помогали бедным и больным. [44]

Несмотря на то, что епископ Иосиф был викарным епископом , он много времени занимал административной повседневной епископской работой. Это также обзор церквей епархии с их ежегодным обходом, о чем свидетельствуют годовые отчеты с точным указанием всех деревень и расстояний между ними, а также общего числа пройденных в пути верст, хранящихся в архив монастыря. И обширная деловая и административная переписка; и ответы на многочисленные прошения и запросы по различным вопросам. [43] С 18 июня по 1 августа 1912 года епископ Иосиф управлял Ярославской епархией после архиепископа Тихона (Беллавина) отъезда на лечение на Кавказ . 22 мая 1913 года он принял императора Николая II , прибывшего в Ростов с семьей и свитой в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых . [45] 16 декабря 1913 года Великая Княгиня Елизавета Федоровна инкогнито посетила Спасо-Яковлевский монастырь. [46] В декабре 1913 года указом Святейшего Синода архиепископ Виленский и Литовский Агафангел (Преображенский) на Ярославскую кафедру был назначен , а на Виленскую кафедру был переведен архиепископ Тихон (Беллавин). 12 января 1914 года архиепископа Тихона провожали в Ростове. В последнем слове архиепископ Тихон упомянул и епископа Иосифа: «Благочестивые ростовчане ходатайствовали об учреждении наместничества в городе Ростове. По мере своих сил владыка Тихон способствовал этому. Теперь у ростовчан есть просветитель. , Преосвященнейшему Иосифу, ревностному о вере и благочестии». [47]

5 февраля 1914 года в Ярославль прибыл новый архиепископ. Епископ Иосиф был среди духовенства, приветствовавших нового архипастыря. 1 мая 1914 года Ростов посетил архиепископ Агафангел. В дальнейшем архиепископ Агафангел неоднократно приезжал в Ростов и сослужил епископу Иосифу. [48] С 25 августа по 16 сентября 1914 года епископу Иосифу было поручено временное управление Костромской епархией , так как в это время правящие и викарные архиереи одновременно покинули Кострому . 29 августа 1914 года епископ Иосиф отслужил в Костромском соборе панихиду «по вождям и воинам, положившим животы свои на поле боя». От собора был совершен крестный ход на центральную Сусанинскую площадь, где в Александровской часовне был совершен молебен в сослужении всего городского духовенства «о даровании победы Русской Армии над врагом и люди от пьянства». 3 сентября 1914 г. он приказал «объявить всем деканам, настоятелям и настоятельницам монастырей и приходским священникам оказать возможную помощь путем сбора средств на нужды Красного Креста на все время войны». [49] По возвращении в Ростов епископ Иосиф завершил строительство двухэтажного каменного Дома имени Иоанна Кронштадтского , построенного по новейшим техническим требованиям. В здании находится больница, приют для бедных и странников, начальная школа для бедных детей. 28 октября 1914 года, в день памяти Димитрия Ростовского , было совершено торжественное освящение. [50] Больница сразу начала свою работу. Через два года его отличное состояние отметил Великий князь Николай Михайлович Российский . посетивший Ростов [51]

Неизвестно, как епископ Иосиф встретил Февральскую революцию 1917 года. [52] 31 мая 1917 года вместе с епископом Андреем (Ухтомским) Уфимским и единоверческим протоиереем Симеоном Шлеевым епископ Иосиф посетил старообрядческий совет Белокриницкой иерархии в Москве. [53] Епископы Андрей и Иосиф обратились к старообрядцам с предложением обсудить возможность примирения и объединения, причем, по их мнению, «объединение ни в коем случае не может и не должно быть механическим, внешним. Оно должно быть полным, сердечным, чтобы каждая сторона вносит свой талант в общую сокровищницу церковной жизни и приумножает ее». [54] Начинание успехом не увенчалось: старообрядческие архиереи, сначала любезно принявшие епископов Андрея и Иосифа, но затем ответили довольно резким посланием. [55] В том же году епископ Иосиф был избран членом Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 годов , но в заседаниях не участвовал.

1 декабря 1917 года, в связи с переводом архиепископа Рижского Иоанна (Смирнова) на Рязанскую кафедру, епископ Иосиф был назначен временным администратором Рижской епархии . Из-за оккупации Риги немецкими войсками епархиальное управление располагалось в Юрьеве (ныне Тарту , Эстония ). 1918 года он был освобожден от временного управления Рижской епархией в связи с назначением епископа Платона (Кульбуша) Ревельского 30 января (12 февраля ) временным администратором епархии.

На основании Постановления о музейном имуществе от 10 октября 1918 года Спасо-Яковлевский монастырь как памятник античного искусства был передан в ведение музейного отдела Наркомпроса . В апреле 1919 г. был подписан «договор» между Ростовским окружным Советом рабочих и солдатских депутатов и настоятелем монастыря епископом Иосифом; наместник архимандрит Тихон (Шигин); казначея иеромонаха Димитрия и других монахов о передаче «в бессрочное» пользование монастыря с церквами монастырской братии. При этом нормальная монашеская жизнь оказалась невозможной из-за расселения по приказу в монастырских помещениях целых семей, а сам монастырь превратился в «шумный базар». Пища братии была самой скудной; зимой они испытывали нестерпимый холод, пришлось срубить много деревьев в монастырской ограде, чтобы отопить кельи. [56] В феврале 1919 года в этом монастыре поселился вернувшийся в свою епархию митрополит Агафангел (Преображенский). [57]

Архиепископ Ростовский

[ редактировать ]

22 января 1920 года он был назначен архиепископом Ростовским, викарием Ярославской епархии. В Ростове 25 апреля 1920 года десятый съезд городских и уездных советов постановил открыть святые мощи в церквях Ростовского уезда . [57] После открытия 26 апреля того же года мощей Ростовских чудотворцев в Успенском соборе, Спасо-Яковлевском Димитриевском и Авраамиевом монастырях архиепископ Иосиф организовал и возглавил крестный ход в знак протеста. Ярославская чрезвычайная комиссия инициировала расследование по факту сопротивления открытию мощей, и архиепископ Иосиф проходил по делу в качестве одного из главных фигурантов. В своих показаниях на допросах архиепископ Иосиф подчеркнул, что «контрреволюционных намерений» у него не было, никакой агитации он не вел и ни в чем себя не признавал. 7 июля 1920 года был подписан ордер на арест архиепископа Иосифа, а на следующий день он был арестован и заключен в тюрьму. Тогда в Ростове и окрестных селах были собраны сотни подписей верующих в его защиту; К материалам следственного дела были приобщены заявления граждан об освобождении архиепископа Иосифа. Следователь предложил приговорить архиепископа Иосифа и еще двоих подсудимых к высшей мере наказания. 18 июля архиепископ Иосиф был перевезен в Москву и заключен во внутреннюю тюрьму ЧК . Здесь ему предъявили обвинение в «агитации и сопротивлении исполнению распоряжения правительства об открытии святых мощей Ростовских чудотворцев». 26 июля 1920 года постановлением Президиума ВЧК «Петровых И.С. приговорили к заключению в концлагере сроком на 1 год условно с предупреждением о неведении агитации». После освобождения из тюрьмы архиепископ Иосиф вернулся в Спасо-Яковлевский монастырь.

В марте — апреле 1922 года Ростовская уездная комиссия по изъятию церковных ценностей составила опись предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, принадлежавших Спасо-Яковлевскому монастырю; затем были изъяты потиры, оклады, чаши со святой водой, серебряные мощи святых. 28 мая 1922 года та же комиссия приняла постановление о привлечении к ответственности духовенства Спасо-Яковлевского монастыря, и прежде всего архиепископа Иосифа, «за сокрытие ценностей», как отмечено в протоколе заседания комиссии: «В связи с факт наличия значительного количества ценностей, не вошедших в новую опись, что подтверждается тем, что исполнительная тройка обнаружила 2 митры, золотую и серебряную, не вошедшие в опись, с драгоценными камнями" . Архиепископ Иосиф сразу не признал созданное в мае 1922 года обновленческое Высшее церковное управление. Позже, на одном из допросов в 1932 году, он показал, что в 1922 году его обвинили в агитации против изъятия ценностей «из-за клеветы обновленцев, «для которого он был одним из главных врагов в епархии. 19 ноября 1922 года архиепископ Иосиф «за сопротивление захвату церковных ценностей» был приговорен Ярославским ревтрибуналом к ​​четырем годам лишения свободы.

Приказом председателя ВЦИК Михаила Калинина от 5 января 1923 года он был досрочно освобожден. Как он писал позже: «Помиловать — значит помиловать целиком и полностью, как меня когда-то помиловал всесоюзный староста М. И. Калинин, — вот это я понимаю и за это ему бесконечно благодарен». После освобождения он остановился в Алексеевском монастыре в Угличе . В связи с арестом митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) стал временным администратором епархии, руководил епархией до освобождения митрополита Агафангела в апреле 1926 года. Категорически отвергал любой диалог с обновленцами. Внес решающий вклад в преодоление обновленческого раскола в Ярославской епархии. В письме начальника Ярославского отдела ГПУ от 8 августа 1923 года он сообщал: «Обновленческая группа теперь почти полностью прекратила свою деятельность под натиском «тихоновской» группы. Большинство духовенства и верующих пойти по пути «тихонизма», ослабив морально и материально обновленческую группу. Во главе тихонитской группы стоит епископ Ростовский Иосиф. Этот человек в Ярославской губернии в настоящее время пользуется большим авторитетом не только среди духовенства и верующих, но и среди верующих. советские работники низового аппарата, и особенно Ростовского уезда <...> Для поддержания деятельности обновленческой группы необходимо, конечно, удалить епископа Иосифа из пределов Ярославской губернии, что значительно ослабит. тихоновскую группу и тем дать возможность возродить обновленческую группу». Эти настойчивые просьбы остались без ответа. И более трех лет архиепископ Иосиф оставался в Ростове, объединяя все православные епархии, верные Патриарху Тихону и митрополиту Агафангелу, сосланному в Сибирь . Более того, в 1925 и 1926 годах архиепископ Иосиф возглавил крестные ходы с Ватопедской Богоматерью по волостям Ростовского уезда, получив на них разрешение местных властей. Ростовчане надолго сохранили добрую память об архиепископе Иосифе. Вместе с памятью о нем они бережно хранили, как семейные реликвии, его фотографии, иконы, книги и другие подаренные им вещи.

18 марта 1924 года (по старому стилю) Патриарх Тихон привлек архиепископа Иосифа к работе во временном Священном Синоде. 8 мая того же года, когда на заседании Священного Синода по предложению Патриарха было принято постановление об образовании высших органов церковного управления, в список включено и имя архиепископа Иосифа. членов Священного Синода. Однако эта работа продолжалась недолго. Чуть больше месяца спустя Патриарх был вынужден объявить о прекращении работы Священного Синода из-за отсутствия регистрации гражданскими властями как самого Синода, так и архиереев, входивших в его состав. С конца 1924 года по август 1926 года Новгородской епархией временно управлял архиепископ Иосиф. Подробной информации о его служении там нет. Очевидно, архиепископ Иосиф часто бывал и служил в Новгороде и пытался противодействовать обновленцам и там. К этому времени относится его письмо настоятелю Софийского собора протоиерею Александру Советову. Архиепископ Иосиф собрал деньги на ремонт собора и пообещал к Пасхе внести определенную сумму для начала работ. Он просил протоиерея Александра назвать ему точную цифру на ремонт отопления и был уверен, что сможет ее найти, и таким образом провести ремонт и оставить собор себе, успешно защищая его от посягающих на него обновленцев. Он знал о вещах в Ленинграде , так как он проездом проходил там и иногда принимал участие в богослужениях. Большое количество верующих собрало его архиерейское богослужение в Рождественском соборе Богородицы в Ростове.

7 апреля 1925 года Патриарх Тихон скончался Иосиф участвовал в совещании архиереев 12 апреля 1925 года, которое утвердило митрополита (Полянского) Петра Крутицкого Местоблюстителем . Архиепископ Патриаршего Престола. , предвидя арест, митрополит Петр в своем завещательном приказе назвал архиепископа Иосифа третьим кандидатом на место заместителя Патриаршего Местоблюстителя после митрополитов Сергия (Страгородского) Нижегородского 6 декабря 1925 года и митрополита Михаила (Ермакова) Грогно . 9 декабря 1925 года митрополит Петр был арестован, а находившийся в Нижнем Новгороде митрополит Сергий (Страгородский) принял на себя права депутата. Архиепископ Иосиф в это время поддержал митрополита Сергия, принявшего на себя права заместителя Местоблюстителя после ареста митрополита Петра, когда митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский), назначенный по воле Патриарха Тихона вторым кандидатом на пост Местоблюстителя Патриаршего Престола, был освобожден из-под ареста и 18 апреля 1926 года выступил с посланием о вступлении в права Патриаршего Местоблюстителя. В результате митрополит Агафангел решает отказаться от претензий на должность патриаршего наместника. 8 июня митрополит Агафангел доводит об этом до сведения начальства, 12 июня сообщает об этом митрополиту Петру и 17 июня телеграфирует митрополиту Сергию: «Я, по крайне расстроенному здоровью, уже отказался от занятия должности Патриаршего Местоблюститель».

митрополит Ленинградский

[ редактировать ]

26 августа 1926 года приказом заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита (Страгородского) архиепископ Иосиф был переведен на Ленинградскую кафедру и возведен в сан митрополита Ленинградского Сергия с возложением белого клобука с алмазным крестом и крест на митре . Его назначение на Ленинградскую (Петроградскую) кафедру ходатайствовало ленинградским духовенством, возлагавшим на него большие надежды в восстановлении порядка и мира в Ленинградской епархии, к тому времени она уже была расколота между сторонниками примирительной и непримиримой линии в отношение к советскому правительству . Архиепископ Алексий (Симанский) Тихвинский прибыл в Новгород, где в это время находился митрополит Иосиф, и сообщил ему об этом назначении. Иосиф принял назначение «из послушания», но возражал против титула «ленинградца», называя себя «митрополитом Петроградским». На богослужениях его также поминали как «Петроградца» (официальное название города в 1914–1924 гг.).

В Ленинграде известие о назначении на кафедру известного борца за веру, человека подвижнической жизни и ученого епископа, овдовевшего с 1922 года, после казни митрополита Вениамина (Казанского) Петроградского , было встречено с восторгом. радость. 11 сентября митрополит Иосиф прибыл в Ленинград. Митрополит Иосиф был тепло принят паствой и духовенством как достойный преемник митрополита Вениамина. Как писал Михаил Чельцов : «Назначение его было встречено с большой, даже восторженной радостью. Ну, думал я, наконец-то мы снова с настоящим иерархом, наконец-то архиерейская рознь и гонки за первенство прекратятся, наконец, понемногу». мало, наступит порядок в наших делах и отношениях. Так думали мы и наивно думали, мы забыли нашего страшного врага: Советскую власть, которая не могла оставить нас даже с небольшим благополучием, а мы, по своей наивности, позволяли самое большее. грандиозная бестактность. Эта бестактность заключалась в устроении грандиозного торжества в день Александра Невского, 30 августа [12 сентября по новому стилю]». Вечером того дня (накануне памяти св. Александра Невского ) и утром в праздник совершил торжественное богослужение в Троицком соборе Александро-Невской лавры. На торжестве присутствовали 150 священнослужителей и 8 архиереев. Во время пребывания в Ленинграде митрополит Иосиф встретился со своими младшими братьями: Николаем и Петром. Встреча состоялась на квартире Николая, и митрополита Иосифа сопровождал один из его слуг. По свидетельству родственников митрополита Иосифа, он спешил уехать в Ростов Великий, надеясь по возвращении принять братию.

Религиозный подъем, связанный с назначением митрополита Иосифа, и его большая популярность в Ленинграде вызвали беспокойство Объединенного государственного политического управления . Вечером 13 сентября митрополит Иосиф выехал из Ленинграда в Новгород, чтобы забрать свои вещи, а оттуда его вызвали в Москву, где он имел беседу с Евгением Тучковым , курирующим церковные дела в Объединенном государственном политическом управлении. Власти решили не допустить возвращения митрополита Иосифа в Ленинград, и он был сослан в Ростов, ему было запрещено покидать город. митрополит Иосиф назначил епископа Гавриила (Воеводина) Временным администратором епархии , который ранее не служил и жил как частное лицо со своими родственниками. Между тем в епархии все более обострялись отношения между «примирительным» или «либеральным» духовенством во главе с протоиереем Николаем Чуковым и «правыми». «Примирительное» духовенство пыталось вернуть в Петроградскую епархию назначенного в Новгород архиепископа Алексия (Симанского) , «правые» активно противились этому.

6 декабря 1926 года, после ареста митрополита Сергия в ноябре того же года, митрополит Иосиф, согласно завещательному распоряжению митрополита Петра (Полянского), принял на себя права заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Находясь под угрозой ареста, митрополит Иосиф через день после принятия управления, 8 декабря 1926 года, издал завещательный указ-послание о преемственности высшей церковной власти, назвав 3-х преемников на случай, если он не сможет исполнять свои полномочия. : Архиепископы Корнилий (Соболев) Свердловский, Фаддей (Успенский) Астраханский и Серафим (Самойлович) Угличский. Кроме того, митрополит Иосиф указал имена иерархов, которые в случае смерти митрополита Петра (Полянского) или «достаточно выясненной безысходности его возвращения к управлению церковными делами» могли бы стать местоблюстителями. Это митрополит Кирилл (Смирнов) и митрополит Агафангел (Преображенский), названные в завещании Патриарха Тихона, а также митрополит Арсений (Стадницкий) и митрополит Сергий (Страгородский), названные в завещании митрополита Петра.

Через день после публикации завещательного указа митрополит Иосиф был арестован. Арест был связан с тайными выборами патриарха, инициированными осенью 1926 года епископом Паулином (Крошечкиным) и архиепископом Корнилием (Соболевым). В условиях невозможности созвать поместный собор решили провести выборы патриарха путем тайного опроса и сбора подписей архиереев. Большинство опрошенных архиереев поддержали кандидатуру митрополита Казанского Кирилла (Смирнова). Митрополит Иосиф был допрошен 10 декабря 1926 года. 16 декабря митрополит Иосиф был вызван Объединенным государственным политическим управлением в Москву и 29 декабря доставлен к месту ссылки в закрытый Николо-Моденский монастырь , расположенный в 35 км от Устюжны. . Архиепископ Угличский Серафим (Самойлович) принял на себя права заместителя Патриаршего Местоблюстителя.

30 марта 1927 года митрополит Сергий (Страгородский) возвратил обязанности заместителя Патриаршего Местоблюстителя. 18 мая того же года он созывает Временный Патриарший Священный Синод [ ru ] как совещательный орган при себе. 20 мая было получено разрешение НКВД на деятельность Синода, но лишь временное. 25 мая состоялось заседание Синода, и в тот же день по епархиям был разослан циркуляр, в котором архиереям рекомендовалось организовать епархиальные советы и зарегистрировать их в местных органах власти. При этом архиереям разрешалось самим приглашать на епархиальные советы нужных им лиц. В Ленинградской епархии заявление в Административный отдел подал епископ Николай (Ярушевич) , который весной 1927 года, после ареста епископа Гавриила, временно управлял епархией. Епископ Николай подал заявление в Административный отдел Единого государственного политического управления с просьбой зарегистрировать: 1) Епархиальное управление в составе: себя как администратора епархии, викарных архиереев. Серафим (Протопопов) и Димитрий (Любимов) ; 2) временный Собор в составе шести протоиереев: Василия Верюжского, Николая Чукова, Николая Виноградова, Сергия Боголюбова, Михаила Чельцова и Василия Яблонского с секретарем Алексеем Западаловым. Включив в состав Епархиального совета духовенство обеих групп, епископ Николай, видимо, надеялся устранить разногласия и разногласия в епархии. Однако власти не спешили регистрировать епархиальное управление. Как сообщили Евгению Тучкову ленинградские чекисты, регистрация была намеренно задержана "в целях выявления противника", им были присвоены кандидатуры Верюжского, Боголюбова и Западалова как "махровых тихоновцев" и "сторонников митрополита Иосифа".

29 июля того же года митрополит Сергий (Страгородский) совместно с Временным Патриаршим Священным Синодом издал «Декларацию» [ ru ] об отношении к Советской власти . Оно было разослано по всем епархиям и приходам и затем опубликовано 19 августа 1927 года в «Известиях» . Как писал один из лидеров непримиримой части ленинградского духовенства протоиерей Михаил Чельцов: «Вышедшее послание поразило подавляющее большинство верующих. Нечего было возразить против трех его главных мыслей — о необходимости легализации церковного управления, о естественность отказа нашего духовенства за границей от резких речей против Советской власти и о желательности созыва Поместного Всероссийского Собора - это все было принято почти всеми. Но тон сообщения какой-то подобострастный и нецерковный, его. многие слова и даже целые выражения не столько резали слух, сколько оскорбляли ум и чувства. Видно было, что церковная власть снова связала себя светской власти, подчинилась ей, теряя свою свободу. далеко только для учреждения и легализации митрополита Сергия и состоящего при нем Синода. Но что это за Синод? Имена его членов никому из нас не предвещали ничего хорошего: все это есть. имена викариев или неизвестных епископов. И найдя среди них имя Алексия, нашего бывшего викария, а ныне архиепископа Хутынского, настроил подавляющее большинство из нас против Синода...». В середине августа викарий Ленинградской епархии епископ Димитрий ( Любимов) Гдов и группа ленинградских священнослужителей обратились к митрополиту Иосифу с посланием, в котором выразили свое несогласие с курсом церковной политики митрополита Сергия. Такое обращение нашло сострадание у митрополита Иосифа. В сентябре того же года с согласия властей он переехал из Николо-Моденского монастыря в Ростов, где по-прежнему служил в Спасо-Яковлевском монастыре. На просьбу митрополита Иосифа к Евгению Тучкову разрешить ему выехать в Ленинград ответа не последовало.

Оппозиция митрополиту Сергию

[ редактировать ]

13 сентября 1927 года на заседании Временного Патриаршего Священного Синода под председательством митрополита Сергия «из соображений большей пользы для Церкви» было решено перевести митрополита Иосифа в Одесскую епархию (официальный указ датирован сентябрем 1927 года). 17). Митрополита Иосифа вызвали в Москву, где ему сообщили о новом назначении. Узнав, по его словам, что «переселение было вызвано происками отдельных лиц», он заявил о его незаконности, ссылаясь на определение Поместного Собора 1917-1918 годов «О епархиальном управлении», и потребовал передать его дело в суд епископов. Вернувшись в Ростов, Иосиф написал 28 сентября письмо митрополиту Сергию, в котором вновь назвал решение о его переводе «незаконным и ни в коей мере не приемлемым», указав его причину как «злую интригу группы людей, сделавших не хочу, чтобы он остался в Ленинграде». В письме митрополит Иосиф обвинил митрополита Сергия в «прискорбно-рабском послушании, совершенно чуждом церковному началу» и вновь отказался подчиниться указу заместителя Местоблюстителя как неканоническому, «принятому под влиянием посторонних факторов и для этого причина, отрицательно влияющая на церковную организацию».

Позднее митрополит Иосиф заявил о своем отказе выполнить решение о переводе в Одесскую епархию посетившему его в Ростове епископу Димитрию (Любимову) , который принес эту новость в Ленинград. 3 октября епископ Петергофский Николай (Ярушевич) , временно управлявший Ленинградской епархией, доложил Синоду о недовольстве в городе в связи с переводом митрополита Иосифа из Ленинграда. Однако 12 октября Синод утвердил решение о передаче Иосифа Одесской епархии. Викариям Ленинградской епархии было приказано прекратить поминать имя митрополита Иосифа на богослужении и подчиниться епископу Николаю. 22 октября текст выписки из указа Синода о новом назначении был получен митрополитом Иосифом в Ростове. 25 октября в храмах Ленинградской епархии было официально объявлено о переводе митрополита Иосифа в Одессу. 30 октября митрополит Иосиф направил в Синод новое послание с отказом покинуть Ленинградскую кафедру, заявив, что он "не желает подчиняться церковной власти", которая, по его словам, находится в "холопском состоянии".

В ходе переговоров, проведенных 12–14 декабря 1927 г. в Москве с митрополитом Сергием делегацией ленинградского духовенства и мирян, митрополит Иосиф встретился с епископом Димитрием (Любимовым), ознакомился с требованиями делегации об изменении церковной политики и одобрил их. 26 декабря того же года, после безуспешных переговоров с заместителем Патриаршего Местоблюстителя Ленинграда сторонниками митрополита Иосифа, викарные епископы Гдовский Димитрий (Любимов) и Сергий (Дружинин) Копорский подписали Акт об отъезде от митрополита Сергия и прекращение канонического общения с ним. Это решение получило предварительное одобрение митрополита Иосифа. Во второй половине декабря он писал епископу Димитрию: «Одобряю ваш шаг, присоединяюсь к вам, но, конечно, лишен возможности оказать вам более существенную помощь». После того как Синод запретил епископам Димитрию и Сергию совершать богослужение, митрополит Иосиф в письме от 7 января 1928 года вновь одобрил уход своих викариев от митрополита Сергия и призвал их игнорировать постановления высшей церковной власти.

2 февраля 1928 года архиепископы Вологодский Сильвестр (Братановский) и Самарский Анатолий (Грисюк) прибыли в Ростов с предостережением Синода, но митрополит Иосиф не признал своей вины в церковных беспорядках и вскоре вместе с викарием архиерея Евгений (Кобранов) Ростовский подписал акт об отъезде от митрополита Сергия. До широкого распространения обращения митрополита Агафангела митрополит Иосиф был вызван в Ярославль и допрошен в местном отделе Объединенного государственного политического управления вместе с митрополитом Агафангелом прибывшим из Москвы Тучковым, который заверил митрополита Агафангела, что государственные власти не будут считать его выступление против курса митрополита Сергия политическим и не вмешиваться в церковные дела. В то же время митрополит Иосиф заявил о своем согласии возглавить часть ленинградской паствы, отделившуюся от митрополита Сергия и всех остальных, последовавших их примеру. В послании ленинградской пастве от 8 февраля митрополит Иосиф поручил временное управление епархией епископу Димитрию (Любимову) и призвал возвеличивать его имя как правящего архиерея на богослужениях по имени Патриаршего Местоблюстителя. Тененс митрополит Петр. В конце февраля митрополит Иосиф был вновь задержан, доставлен в Москву, а затем сослан в Николо-Моденский монастырь.

29 марта 1928 года заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) и Временный Патриарший Священный Синод выступили с опровержением доводов митрополита Иосифа о незаконности перевода митрополитом Сергием ряда архиереев на другие кафедры. Митрополит Сергий и Синод объясняли эти движения полезными для Церкви, поскольку перемещенные архиереи не могли управлять своими кафедрами, но могли быть призваны к церковной работе в других местах. Относительно заявлений митрополита Иосифа о неканоничности его назначения на пост в Одесской епархии митрополит Сергий и Синод указали, что оно не отличается от предыдущего назначения митрополита Иосифа на пост в Ленинградской епархии, против чего он не возражал. 11 апреля указом заместителя Местоблюстителя и Временного Патриаршего Священного Синода он вместе с другими архиереями, вышедшими из-под подчинения митрополита Сергия, был отправлен на покой с каноническим судом над архиепископами и запретом в священстве. . Митрополита Иосифа обвиняли в том, что он не подчинился назначению на Одесскую кафедру, данному высшей церковной властью, а его отказ от назначения способствовал смуте и расколу в Ленинградской епархии. Еще одним пунктом обвинения стали открытые заявления митрополита Иосифа об отходе от митрополита Сергия и призывы к объединению всех иерархов, отделившихся от заместителя Местоблюстителя.

В середине апреля 1928 года митрополит Иосиф обратился к Евгению Тучкову с письменной просьбой снять с него обвинения и отпустить его в Ленинград, но ситуация его не изменилась. Наблюдение митрополита Иосифа в Николо-Моденском монастыре не было строгим и не сильно ограничивало жизнь епископа и братии. Митрополит Иосиф жил в келье со спальней, окна которой выходили во двор храма, принимал посетителей и паломников, духовных чад, родственников, многочисленных посетителей. Ему было разрешено совершать великие праздники в любой из трех церквей монастыря. Оставаясь в изгнании, митрополит Иосиф не мог в полной мере управлять возглавляемым им иосифлянским движением. Тем не менее к нему постоянно ходили курьеры, привозя известия о событиях, указы на подпись, материальную помощь, он передавал через них практические инструкции, письма, объяснения, советы. Тех, кто лично обращался к нему, митрополит Иосиф обычно направлял к назначенному им временным администратором епископу Димитрию (Любимову) с просьбой разрешить их вопросы. 7 января 1929 года архиепископ Димитрий возвел епископа Димитрия в сан архиепископа. Архиепископ Димитрий поддерживал постоянную связь с митрополитом Иосифом, информировал его о событиях.

Митрополит Иосиф призвал архиепископа Димитрия быть осторожным с привлечением новых людей в движение, чтобы избежать провокаций. Митрополит Иосиф также выступал за регистрацию иосифлянских приходов в органах государственной власти, призывал их выполнять их распоряжения по церковным делам (налоги, патенты на производство свечей и т. д.), если они не затрагивают устоев церковного дела. вера. В своих письмах к Димитрию митрополит Иосиф особенно настаивал на том, чтобы ни в коем случае не прекращались поминки Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра, даже если в этом случае они будут грозить репрессиями. После ареста архиепископа Димитрия (Любимова) 29 ноября 1929 года митрополит Иосиф назначил епископа Сергия (Дружинина) временным администратором иосифлянских приходов, но вскоре, получив жалобы на епископа Сергия от ряда священников, ограничил его полномочия. права в администрации. Когда к нему обратилось духовенство, митрополит Иосиф стал решать многие вопросы самостоятельно.

Митрополит Иосиф в ссылке в Шымкенте. 1933 год

12 сентября 1930 года он был арестован. Сначала он содержался в тюрьме в Ленинграде, где подвергался усиленным допросам, а в декабре 1930 года был переведен в Московскую внутреннюю тюрьму Объединенного государственного политического управления . Содержался по следственному делу «Всесоюзная контрреволюционная монархическая организация церковников «Истинно-Православная Церковь»» вместе с иосифлянскими архиереями Димитрием (Любимовым) , Алексием (Купим) , мирянином Михаилом Новоселовым , протоиерей Анатолием Жураковским , профессором. Алексей Лосев и другие. Его обвинили в том, что он возглавлял «церковно-административный центр» организации. В ходе следствия он не скрывал своего отрицательного отношения к церковной политике митрополита Сергия, но категорически отверг обвинения в контрреволюции и антисоветской деятельности , заявив: «Ведь критика слов и дел митрополита Сергия вовсе не является критика или нападки на власти».

3 сентября 1931 года митрополит Иосиф был приговорен Коллегией Объединенного государственного политического управления к 5 годам концентрационного лагеря, приговор был заменен высылкой в ​​Казахстан на тот же срок. С осени 1931 года жил в городе Аулие-Ата (Мирзоян в 1936–1938 годах, ныне Тараз ), по некоторым данным, некоторое время работал бухгалтером на медедобывающем заводе. Он жил в небольшом казахском глинобитном доме на окраине города, где занимал комнату с верхним светом, обставленную очень скромно: там был грубо сделанный стол, топчан, на котором он спал, и пара стульев. . В доме был устроен небольшой алтарь, митрополит Иосиф ежедневно совершал литургию. Хозяйством митрополита вела монахиня Мария (Коронатова), бывшая учительница из Устюжны, последовавшая за ним в ссылку. Митрополит Иосиф поддерживал связи со своими сторонниками, принимал посланников из разных регионов страны. По некоторым данным, он осуществлял секретную службу в нелегальных общинах иосифлян в соседних поселениях. Он переписывался с митрополитом Кириллом (Смирновым), также находившимся в ссылке в Казахстане, и епископом Евгением (Кобрановым). После окончания срока ссылки в 1935 году он остался на прежнем месте жительства. 24 июня (по другим данным, 23 сентября 1937 года) он был арестован Мирзоянским райотделом НКВД и помещен в тюрьму в г. Шымкент . Он находился в одном деле с митрополитом Кириллом и епископом Евгением, обвиненными в руководстве «контрреволюционной повстанческой организацией церковников». 19 ноября специальной тройкой НКВД Южно -Казахстанской области он был приговорен к смертной казни. Расстрелян 20 ноября 1937 года вместе с митрополитом Кириллом и епископом Евгением в урочище Лисья балка близ Шымкента (ныне часть Шымкента).

Наследие

[ редактировать ]

В 1981 году митрополит Иосиф был прославлен как новомученик решением Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей . Имя митрополита Иосифа было названо в числе немногих новомучеников, имена которых были оглашены непосредственно на Соборе. [58]

15 сентября 2012 года ​​памятная доска ) установлена в городе Устюжна (ныне Вологодская область из черного мрамора с надписью дореволюционной орфографии «в доме № 14 по этому переулку (бывшему Казанскому) в 1872 году, Святой мученик Иосиф, митрополит Петроградский (мирское имя Иван Семенович Петровых), родился и прожил первые 17 лет своей жизни Расстрелян в 1937 году». [59]

Литература

[ редактировать ]
  • Артемов Н. Новосвященномученик Иосиф Петроградский // Вестник Германской епархии РПЦЗ. 1999. - No. 2. - С. 7–11
  • Сахаров, Михаил; Сикорская, Лидия, eds. (2011). Священномученик Иосиф, митрополит Петроградский: Жизнеописание и труды (PDF) . Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти (in Russian). М.: Братонеж; СПб.: Кифа. ISBN  978-5-7873-0654-5 . {{cite book}}: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка )
  • Шкаровский М. В. Иосиф (Петров) // Православная энциклопедия. — М., 2011. — Т. XXV: «Иоанн Деяний — Иосиф Шумлян». — С. 649–653.
  1. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 19—20.
  2. ^ Jump up to: а б Сахаров & Сикорская 2011 , p. 20.
  3. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 21—22.
  4. ^ Jump up to: а б Сахаров & Сикорская 2011 , p. 26.
  5. ^ Jump up to: а б Сахаров & Сикорская 2011 , p. 23.
  6. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 22.
  7. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 43.
  8. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 26—27.
  9. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 29—30.
  10. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 31—32.
  11. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 35.
  12. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 36.
  13. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 51.
  14. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 55.
  15. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 58.
  16. ^ Jump up to: а б Сахаров & Сикорская 2011 , p. 59.
  17. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 63.
  18. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 44.
  19. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 45.
  20. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 72—73.
  21. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 73.
  22. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 75.
  23. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 77.
  24. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 77—78.
  25. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 79.
  26. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 80.
  27. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 81.
  28. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 82.
  29. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 83.
  30. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 85.
  31. ^ Указъ Его Императорскаго Величества, Самодержца Всероссійскаго, изъ Святѣйшаго Правительствующаго Синода, Преосвященному Тихону, Архіепископу Ярославскому и Ростовскому // Ярославские епархиальные ведомости. 1909. — № 11. — С. 81-82
  32. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 86.
  33. ^ Хроника // Прибавления к Церковным ведомостям. 1909. — № 12. — С. 574—575
  34. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 88.
  35. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 91.
  36. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 93.
  37. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 95.
  38. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 96.
  39. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 93—94.
  40. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 94.
  41. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 104.
  42. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 105.
  43. ^ Jump up to: а б Сахаров & Сикорская 2011 , p. 106.
  44. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 107.
  45. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 108.
  46. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 112.
  47. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 114.
  48. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 115.
  49. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 115—116.
  50. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 116.
  51. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 123.
  52. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 124.
  53. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 127.
  54. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 128.
  55. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 129.
  56. ^ Сахаров & Сикорская 2011 , p. 135—136.
  57. ^ Jump up to: а б Сахаров & Сикорская 2011 , p. 139.
  58. ^ Кострюков, Андрей (2020). "Первоначальный список новомучеников, подготовленный Русской Зарубежной Церковью для канонизации 1981 года" (PDF) . Церковь И Время . 2 (91): 52.
  59. ^ "Памятная доска священномученику Иосифу Петроградскому установлена на его родине в городе Устюжне Вологодской области 15 сентября 2012 года" . «КИФА». September 17, 2012. Archived from the original on 2016-03-04 . Retrieved 2015-11-02 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 09c1dc9e1dc27f03bc3e7bb16e1f2cd5__1718176800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/09/d5/09c1dc9e1dc27f03bc3e7bb16e1f2cd5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Joseph Petrovykh - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)