Сейм
Сейм Республики Польша Сейм Республики Польша | |
---|---|
10-й срок | |
Тип | |
Тип | польского парламента |
История | |
Основан | 1493 ( исторический ) 1921 ( современник ) |
Лидерство | |
Моника Велиховска , ПО Дорота Недзела , ПО Петр Згожельски , PSL Влодзимеж Чарзасты , Нидерланды Кшиштоф Босак , RN с 13 ноября 2023 г. | |
Структура | |
Сиденья | 460 депутатов (231 большинство) |
Политические группы | Правительство (239)
Оппозиция (212) |
Комитеты | 29 |
Выборы | |
по открытым спискам Пропорциональное представительство в 41 округе (национальный избирательный порог 5%) а ) | |
Последние выборы | 15 октября 2023 г. |
Следующие выборы | Не позднее 11 ноября 2027 г. |
Место встречи | |
Комплекс Сейма и Сената , Варшава | |
Веб-сайт | |
Сейм | |
Сноски | |
а 8% для коалиций, 0% для избирательных комитетов этнических меньшинств |
Сейм ( Английский: / s eɪ m / , Польский: [sɛjm] ), официально известный как Сейм Республики Польша ( польский : Sejm Rzeczypospolitej Polskiej ), — нижняя палата двухпалатного парламента Польши .
Сейм был высшим руководящим органом Третьей Польской Республики с момента смены правительства в 1989 году. Наряду с верхней палатой парламента, Сенатом , он образует национальный законодательный орган в Польше, известный как Национальное собрание (польский: Zgromadzenie Narodowe ). Сейм состоит из 460 депутатов (единственное число deputowany или посел ), избираемых каждые четыре года всеобщим голосованием . Сейм возглавляет спикер , «Маршал Сейма» ( Marszałek Sejmu ).
В Королевстве Польском термин «Сейм» обозначал целый двухпалатный парламент , включающий Палату депутатов ( Izba Poselska ), Сенат и Короля. Таким образом, это был трехсословный парламент. 1573 года Генрицианские статьи усилили юрисдикцию собрания, сделав Польшу конституционной выборной монархией . Со времен Второй Польской республики (1918–1939) Сейм имел в виду только нижнюю палату парламента.
Во время существования Польской Народной Республики Сейм, тогда однопалатный был высшим органом государственной власти в стране парламент. Это была единственная ветвь власти в государстве, и по принципу единой власти ей подчинялись все государственные органы. , что это Однако на практике многие считали законодательный орган, который существует для одобрения решений, принятых правящей партией, Польской объединенной рабочей партией (ПОРП), как формальность, и который практически не имеет собственной реальной власти.
История
[ редактировать ]Королевство Польское
[ редактировать ]Сейм (древнее прото-лехитское слово, означающее «собрание» или «встреча») берет свое начало от Королевских советов – wiece – которые приобрели власть во время раздробления Польши (1146-1295). Сейм 1180 года в Ленчице (известный как «Первый польский парламент») был самым примечательным, поскольку он установил законы, ограничивающие власть правителя. Он запрещал произвольную конфискацию припасов в сельской местности и захват епископских земель после смерти епископа. Эти первые сеймы собирались только по велению короля.
После Сейма 1493 года в Петркуве он стал регулярно созывающимся органом, в который каждые два года проводились непрямые выборы. система Была также установлена двухпалатная ; Сейм (Сената) из 81 тогда состоял из двух палат: Сената епископа и других сановников ; и Палата депутатов, состоящая из 54 посланников, избираемых меньшими местными сеймиками ( собраниями земельной знати ) в каждой из провинций Королевства. В то время польское дворянство, составлявшее около 10% населения государства (на тот момент это было самое большое количество в Европе), становилось особенно влиятельным, и с возможным развитием Золотой Свободы резко полномочия Сейма возросли. [ 1 ]
Речь Посполитая
[ редактировать ]Со временем число и власть посланников в нижней палате росли, поскольку они требовали от короля новых привилегий. Сейм со временем стал еще более активным в поддержке целей привилегированных классов, когда король приказал призвать на военную службу помещичье дворянство и его поместья (крестьян) .
1569 Люблинская уния года объединила Королевство Польское и Великое княжество Литовское в одно единое государство — Речь Посполитую , и таким образом сейм пополнился новыми посланниками из числа литовского дворянства . Содружество гарантировало сохранение положения дел, связанного с трехсословной системой, при этом Сейм , Сенат и король формировали сословия и высший совещательный орган государства. В первые несколько десятилетий 16 века Сенат установил свое превосходство над Сеймом ; однако с середины 1500-х годов Сейм стал очень могущественным представительным органом шляхты ( «среднего дворянства»). Его палаты оставляли за собой окончательные решения по законодательству, налогообложению, бюджету и казначейству (включая военное финансирование), внешней политике и подтверждению дворянства .
1573 года Варшавская Конфедерация стала свидетелем того, как дворяне Сейма официально санкционировали и гарантировали религиозную терпимость на территории Содружества, обеспечивая убежище тем, кто спасается от продолжающихся войн Реформации и Контрреформации в Европе.
До конца 16 века единогласие не требовалось, и большинства наиболее часто используемой системой голосования был метод . Позже, с появлением польских магнатов и их растущей властью, принцип единогласия был вновь введен с учреждением права дворянства liberum veto ( лат . «свободное вето »). Кроме того, если посланники не могли прийти к единогласному решению в течение шести недель (срок одной сессии), обсуждения объявлялись недействительными, а все предыдущие акты, принятые этим Сеймом, аннулировались. Начиная с середины XVII века, любое возражение против постановления Сейма со стороны посланника или сенатора автоматически приводило к отклонению других, ранее одобренных постановлений. Это произошло потому, что все резолюции, принятые данной сессией Сейма, образовывали единую резолюцию и, как таковые, публиковались как ежегодный «учредительный акт» Сейма , например, закон « Anno Domini 1667». В XVI веке ни один человек или небольшая группа не осмеливались задерживать судебное разбирательство, но со второй половины XVII века liberum veto была использована, чтобы фактически парализовать Сейм и поставить Содружество на грань краха.
Либерум вето было отменено с принятием Конституции от 3 мая 1791 года , законодательного акта, который был принят как «Правительственный акт», и для которого Сейму потребовалось распространения и принятия четыре года . Принятие конституции и возможные долгосрочные последствия, которые она могла иметь, возможно, являются причиной того, что державы Габсбургской Австрии , России и Пруссии затем решили разделить Речь Посполитую , положив тем самым конец более чем 300-летнему польскому государству. парламентская преемственность. Подсчитано, что между 1493 и 1793 годами сейм проводился 240 раз, общая продолжительность дебатов составила 44 года. [ 1 ]
Перегородки
[ редактировать ]После падения Варшавского герцогства , которое существовало как наполеоновское клиентское государство между 1807 и 1815 годами, и его недолговечного сейма Варшавского герцогства , Сейм Конгресса Польши был создан в Конгрессе Польши Российской Империи; в его состав входили король (российский император), верхняя палата (Сенат) и нижняя палата (палата депутатов). В целом, в период с 1795 года до восстановления суверенитета Польши в 1918 году какой-либо польский законодательный орган фактически обладал небольшой властью, а оккупационные державы Россия, Пруссия (позже объединенная Германия ) и Австрия распространяли законы для своих собственных ранее -Польские территории на национальном уровне. [ 1 ]
-
Тадеуш Рейтан пытается предотвратить легализацию первого раздела Польши , не позволяя членам Сейма покинуть палату (1773 г.). Картина Яна Матейко.
Конгресс Польша
[ редактировать ]Палата депутатов, несмотря на свое название, состояла не только из 77 посланцев (направленных местными собраниями) от потомственного дворянства, но и из 51 депутата , избранного недворянским населением. Все депутаты пользовались парламентской неприкосновенностью : каждый из них избирался на срок в шесть лет, причем треть депутатов избиралась каждые два года. Кандидаты в депутаты должны были уметь читать и писать и иметь определенное богатство. Законный избирательный возраст составлял 21 год, за исключением граждан, проходящих военную службу, личный состав которых не имел права голосовать. Первоначально парламентские сессии созывались каждые два года и длились (как минимум) 30 дней. Однако после многочисленных столкновений между либеральными депутатами и консервативными правительственными чиновниками заседания позже созывались только четыре раза (1818, 1820, 1826 и 1830 годы, причем последние два заседания были секретными). Сейм касающимся имел право созвать голосование по гражданским и административно- правовым вопросам, а с разрешения короля он также мог голосовать по вопросам, фискальная политика и армия. Оно имело право осуществлять контроль над государственными чиновниками и подавать петиции . С другой стороны, Сенат, состоящий из 64 членов, состоял из воевод и каштеланов (оба типа губернаторов провинций), русских посланников, дипломатов или князей и девяти епископов. Он действовал как Парламентский суд, имел право контролировать «книги граждан» и имел такие же законодательные права, как и Палата депутатов. [ 1 ]
Германия и Австро-Венгрия
[ редактировать ]В Вольном городе Кракове (1815–1846) было учреждено однопалатное собрание представителей, а с 1827 года однопалатный провинциальный сейм существовал в Великом княжестве Познаньском . Поляки были избраны в оба этих законодательных органа и представляли большинство; однако они были в основном бессильными институтами и обладали лишь очень ограниченной властью. После многочисленных неудач в обеспечении законодательного суверенитета в начале XIX века многие поляки просто отказались от попыток достичь определенной степени независимости от своих иностранных государств-хозяев. В австрийском разделе действовал относительно бессильный сейм сословный до «Весны народов» . После этого, в середине-конце 19 века, только в автономной Галиции (1861–1914) существовал однопалатный и действующий Национальный сейм , Сейм земли . Сегодня признано, что он сыграл важную и подавляющую положительную роль в развитии польских национальных институтов.
Во второй половине XIX века поляки смогли стать членами парламентов Австрии, Пруссии и России, где образовали Польские клубы. Депутаты польской национальности избирались в прусский ландтаг с 1848 г., а затем в империи Германской рейхстаг с 1871 г. Польские депутаты входили в состав Австрийского государственного совета (с 1867 г.), а с 1906 г. избирались и в Российское императорское государство. Думе (нижняя палата) и Государственному совету (верхняя палата). [ 1 ]
Вторая Польская Республика
[ редактировать ]После Первой мировой войны и восстановления независимости Польши созыв парламента в соответствии с демократическим избирательным законом 1918 года стал непреходящим символом желания нового государства продемонстрировать и установить преемственность с 300-летними польскими парламентскими традициями, установленными ранее. время разделов. Мацей Ратай решительно отдал этому должное фразой: «Там есть Польша, и есть Сейм » .
В межвоенный период Польши первый Законодательный сейм 1919 года , Учредительное собрание, принял Малую конституцию 1919 года , которая ввела парламентскую республику и провозгласила принцип Сейма суверенитета независимости . Затем в 1921 году это было подкреплено мартовской конституцией , одной из самых демократических европейских конституций, принятой после окончания Первой мировой войны. Конституция установила политическую систему, основанную на Монтескье доктрине разделения властей и которая восстановил двухпалатный сейм, состоящий из палаты депутатов (к которой только и относилось с тех пор название « сейм ») и сената. В 1919 году Роза Померанц-Мельцер , член Сионистской партии, стала первой женщиной, когда-либо избранной в Сейм . [ 2 ] [ 3 ]
Юридическое содержание мартовской конституции допускало верховенство Сейма в системе государственных учреждений за счет исполнительной власти, создавая тем самым парламентскую республику из Польского государства. Попытка укрепить исполнительную власть в 1926 году (посредством августовской поправки) оказалась слишком ограниченной и в значительной степени провалилась, помогая избежать законодательного тупика, который возник в результате слишком большой парламентской власти в штате, где существовало множество диаметрально противоположных политических партий. заседает в своем законодательном органе. В 1935 году парламентская республика была еще более ослаблена, когда в результате Юзефа Пилсудского президент майского переворота был вынужден подписать апрельскую конституцию 1935 года , акт, посредством которого глава государства занял доминирующее положение в законодательстве для парламентской республики. государство и сенат увеличили свою власть за счет сейма .
2 сентября 1939 года Сейм провел свое последнее предвоенное заседание, на котором заявил о готовности Польши защищаться от вторжения немецких войск. 2 ноября 1939 г. президент распустил Сейм и Сенат, которые затем, согласно плану, должны были возобновить свою деятельность в течение двух месяцев после окончания Второй мировой войны; этого, однако, так и не произошло. Во время войны был создан Национальный совет (1939–1945), который представлял законодательный орган в составе польского правительства в изгнании . Тем временем в оккупированной нацистами Польше был создан Совет национального единства; этот орган функционировал с 1944 по 1945 год как парламент Польского подпольного государства . , поддерживаемого коммунистами С прекращением военных действий в 1945 году и последующим приходом к власти Временного правительства национального единства , Вторая Польская республика юридически прекратила свое существование. [ 1 ]
-
Станислав Дюбуа беседует с посланниками и дипломатами в Сейме , 1931 год.
-
Юзеф Бек , министр иностранных дел, произносит свою знаменитую почетную речь в сейме 5 мая 1939 года.
Польская Народная Республика
[ редактировать ]Сейм Польской на Народной Республики протяжении большей части своей истории имел 460 депутатов. Сначала было объявлено, что это число составляет одного депутата на 60 000 граждан (425 были избраны в 1952 году), но в 1960 году, когда население росло, декларация была изменена: в конституции тогда говорилось, что депутаты являются представителями народа и мог быть отозван народом , но эта статья так и не была использована, а вместо « пятипунктного закона о выборах » использовалась непропорциональная, «четырехпунктовая» версия. Закон был принят большинством голосов .
Согласно Конституции 1952 года , Сейм был определен как «высший орган государственной власти» в Польше, а также как «высший выразитель воли народа в городе и деревне». На бумаге он был наделен большими законотворческими и надзорными полномочиями. Например, ему был предоставлен контроль над «функционированием других органов государственной власти и управления», а министры были обязаны отвечать на вопросы депутатов в течение семи дней. [ 4 ] На практике оно лишь утвердило решения, уже принятые Коммунистической Польской объединенной рабочей партией и ее исполнительными органами. [ 5 ] Это было стандартной практикой почти во всех коммунистических режимах из-за принципа демократического централизма .
Сейм , голосовал по бюджету и периодическим национальным планам которые были неотъемлемой частью коммунистической экономики. Сейм обсуждал вопросы на заседаниях , созванных по приказу Государственного совета .
Сейм из числа своих членов также выбрал Президиум («председательствующий орган»). Президиум маршал возглавлял спикер, или , который всегда был членом Объединенной народной партии . На предварительном заседании Сейм также назначил премьер-министра , Совет министров Польши и членов Государственного совета. Он также выбрал многих других правительственных чиновников, в том числе главу Верховной контрольной палаты и членов Государственного трибунала и Конституционного трибунала , а также омбудсмена (последние три органа которого были созданы в 1980-х годах).
Когда Сейм не заседал, Государственный совет имел право издавать декреты, имевшие силу закона. Однако эти указы должен был быть одобрен Сеймом на его следующей сессии. [ 4 ] На практике принципы демократического централизма означали, что такое одобрение было лишь формальностью.
Сенат был упразднен референдумом 1946 года, после чего Сейм стал единственным законодательным органом Польши. [ 1 ] Несмотря на то, что Сейм в значительной степени подчинялся Коммунистической партии, один депутат, Ромуальд Буковски (независимый), проголосовал против введения военного положения в 1982 году. [ 6 ]
Третья Польская Республика
[ редактировать ]После падения коммунизма в 1989 году Сенат был восстановлен в качестве второй палаты двухпалатного национального собрания , а Сейм остался первой палатой. В настоящее время Сейм пропорциональной состоит из 460 депутатов, избираемых по системе каждые четыре года.
От 7 до 20 депутатов избираются от каждого округа по методу д'Ондта (за одним исключением - в 2001 году, когда использовался метод Сент-Лаге ), их число пропорционально численности населения в округе. Кроме того, используется порог, согласно которому кандидаты выбираются только от партий, набравших не менее 5% голосов по всей стране (кандидаты от партий этнических меньшинств освобождаются от этого порога). [ 1 ]
-
Здание Сейма в Варшаве
-
Сейма зал Главный
-
Сессионная палата Сейма
-
Заседания, вид с трибуны
-
Кресло маршала в сессионном зале
-
Колонный зал Сейма
Исторический состав Сейма
[ редактировать ]Вторая республика (1918–1939)
[ редактировать ]
| |||||||||||||||||||||||
1919 |
| ||||||||||||||||||||||
1922 |
| ||||||||||||||||||||||
1928 |
| ||||||||||||||||||||||
1930 |
| ||||||||||||||||||||||
1935 |
| ||||||||||||||||||||||
1938 |
|
ПРЛ (1945–1989)
[ редактировать ]
| ||||||||||||||||
1947 |
| |||||||||||||||
1952 |
| |||||||||||||||
1957 |
| |||||||||||||||
1961 |
| |||||||||||||||
1965 |
| |||||||||||||||
1969 |
| |||||||||||||||
1972 |
| |||||||||||||||
1976 |
| |||||||||||||||
1980 |
| |||||||||||||||
1985 |
| |||||||||||||||
1989 |
|
Третья республика (с 1989 г.)
[ редактировать ]
| ||||||||||||||||||||||||||
1991 |
| |||||||||||||||||||||||||
1993 |
| |||||||||||||||||||||||||
1997 |
| |||||||||||||||||||||||||
2001 |
| |||||||||||||||||||||||||
2005 |
| |||||||||||||||||||||||||
2007 |
| |||||||||||||||||||||||||
2011 |
| |||||||||||||||||||||||||
2015 |
| |||||||||||||||||||||||||
2019 |
| |||||||||||||||||||||||||
2023 |
|
Постоянные комитеты [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
[ редактировать ]- Администрация и внутренние дела
- Сельское хозяйство и сельское развитие
- Конституционная ответственность
- Культура и СМИ
- Депутатская этика
- Цифровизация, инновации и современные технологии
- Экономика и развитие
- Образование, наука и молодежь
- Энергетика, климат и государственные активы
- Охрана окружающей среды, природные ресурсы и лесное хозяйство
- Дела Европейского Союза
- Иностранные дела
- Здоровье
- Инфраструктура
- Правосудие и права человека
- Законодательный
- Связь с поляками за рубежом
- Местное самоуправление и региональная политика
- Морское хозяйство и внутреннее судоходство
- Национальные и этнические меньшинства
- Национальная оборона
- Петиция
- Физическое воспитание и спорт
- Государственные финансы
- Правила и дела депутатов
- Старшая политика
- Социальная политика и семья
- Специальные услуги
- Государственный контроль
Чрезвычайные комитеты
- Об изменениях в кодификации
- Рассмотреть законопроекты о праве на прерывание беременности
Следственные комитеты
- Расследовать законность, правильность и целенаправленность действий, предпринятых с целью подготовки и проведения выборов Президента Польши 2020 года в форме голосования по почте.
- Расследовать законность, правильность и целенаправленность действий, а также случаи злоупотреблений, пренебрежения и упущений в вопросах легализации пребывания иностранцев на территории Республики Польша в период с 12 ноября 2019 г. по 20 ноября 2023 г.
- Расследовать законность, правильность и целенаправленность оперативно-разведывательных мероприятий, проводимых, в том числе, с использованием программного обеспечения «Пегас» членами Совета Министров, силами специального назначения, полицией, органами налогового и таможенного контроля, органами, созданными для преследования преступников и прокуратуры в период с 16 ноября 2015 г. по 20 ноября 2023 г.
Текущее положение
[ редактировать ]Принадлежность | Депутаты ( Сейм ) | Сенаторы ( Сенат ) | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Результаты выборы 2023 года |
По состоянию на 23 июля 2024 г. |
Изменять | Результаты выборы 2023 года |
По состоянию на 8 июля 2024 г. |
Изменять | ||
Парламентские клубы | |||||||
Закон и справедливость | 194 | 190 | 4 | 34 | 34 | ||
Гражданская коалиция | 157 | 157 | 41 | 42 | 1 | ||
Польша 2050 | 33 | 32 | 1 | 11 | 12 | 1 | |
Польская народная партия | 32 | 32 | |||||
Левые | 26 | 26 | 9 | 9 | |||
Депутатские клубы | |||||||
Конфедерация | 18 | 18 | — | — | |||
Депутатские круги | |||||||
Кукиз'15 | — | 4 | 4 | — | — | ||
Сенаторские круги | |||||||
Независимые и местные жители | — | — | — | 3 | 3 | ||
Независимые | |||||||
Независимые | — | 1 | 1 | 5 | — | 5 | |
Всего участников | 460 | 460 | 100 | 100 | |||
Вакантный | — | 0 | — | 0 | |||
Всего мест | 460 | 100 |
См. также
[ редактировать ]Виды сейма
[ редактировать ]- Конфедерации Сейм ( Sejm konfederowany )
- Созыв Сейма ( Созыв Сейма )
- Коронационный сейм ( Коронационный сейм )
- Избирательный сейм ( Избирательный сейм )
- Национальное собрание Республики Польша ( Национальное собрание )
- Региональная ассамблея
- Воеводский сеймик ( Губернское собрание )
Известный сейм
[ редактировать ]- Тихий Сейм ( Тихий Сейм 1717)
- Созыв Сейма (1764 г.) ( Созыв Сейма )
- Репнин Сейм ( Repnin Sejm 1767–1768)
- Раздел Сейма ( Partition Sejm 1773–1776)
- Великий Сейм ( Великий Сейм 1788–1792)
- Гродненский сейм ( Гродненский сейм 1791 г.)
- Силезский сейм ( Силезский сейм 1920–1939)
- Контракт Сейма ( Contract Sejm 1989)
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Хотя в подзаконных актах Сейма такая должность не упоминается, лидер крупнейшей оппозиционной партии условно называется лидером оппозиции. [ нужна ссылка ]
- ^
- ^
- ^
- Нидерланды (18)
- ^
- ЛР (8)
- ^ Адам Гомола избран в список «Третьего пути» .
- ^
- ^
- ^ PSL была левой партией примерно до 2008 года. [ 7 ] и впоследствии сместился в сторону правоцентристов. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Познайский сейм» . opis.sejm.gov.pl. Архивировано из оригинала 15 октября 2019 года . Проверено 16 июня 2013 г.
- ^ Дэвис, Норман (1982). Божья площадка: история Польши . Издательство Колумбийского университета. п. 302.
- ^ Штраус, Герберт Артур (1993). Заложники модернизации: исследования современного антисемитизма, 1870-1933/39 . Вальтер де Грютер. п. 985.
- ^ Перейти обратно: а б Глава 3 Конституции 1952 года
- ^ Польша: страновое исследование . Отдел федеральных исследований Библиотеки Конгресса , декабрь 1989 г.
- ^ Ассошиэйтед Пресс (22 октября 1992 г.). «Ромуальд Буковски; польский законодатель, 64 года» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Гербер, Александра (2011). Быть поляком / стать европейцем: гендер и пределы распространения при вступлении Польши в Европейский Союз (PDF) (докторская диссертация). Анн-Арбор, Мичиган: Мичиганский университет. п. 167.
- ^ Шустакевич, Пшемыслав (2010). «Идеология Польской народной партии в начале XXI века» . Политические исследования (на польском языке). 18 (1). Институт политических наук Варшавского университета: 232.
- ^ «Постоянные комиссии — Сейм Республики Польша» . www.sejm.gov.pl. Проверено 28 января 2024 г.
- ^ «Чрезвычайные комиссии — Сейм Республики Польша» . www.sejm.gov.pl. Проверено 28 января 2024 г.
- ^ «Комиссии по расследованию – Сейм Республики Польша» . www.sejm.gov.pl. Проверено 28 января 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Описание роли современного Сейма в политической системе Польши.
- CNN наблюдает за выборами
52 ° 13'31 ″ с.ш. 21 ° 01'41 ″ в.д. / 52,2252 ° с.ш. 21,0280 ° в.д.