Jump to content

Ямаси

(Перенаправлено с языка Ямаси )
Ямаси
Общая численность населения
Вымерло как племя [1]
Регионы со значительной численностью населения
Соединенные Штаты США ( Джорджия , северная Флорида и Южная Каролина). [2] )
Языки
Язык ямаси (вымерший) [3]
Религия
Религия племени Ямаси
Родственные этнические группы
Ла Тама , Гуале , [4] Семинолы , Хитчити , [2] и другие мускогские племена

Ямаси Ямаси также пишется , ( [5] [6] Йемасси или Йемасси [7] ) были многоэтнической конфедерацией коренных американцев. [4] которые жили в прибрежном районе современной северной прибрежной Джорджии недалеко от реки Саванна , а затем на северо-востоке Флориды . Ямаси подняли восстание [8] и войны с другими коренными народами и европейцами, живущими в Северной Америке, особенно от Флориды до Северной Каролины. [9]

На основании лингвистических данных многие ученые считают, что ямаси, наряду с гуале, были народом, говорящим на мускогском языке . Например, термин Ямаси «Мико», означающий вождь, также распространен в Маскоги. [9]

После того, как ямаси мигрировали в Каролины , они начали участвовать в работорговле индейцев на юго-востоке Америки . Они совершали набеги на другие племена, чтобы взять пленников для продажи европейским колонистам . Пленников из других индейских племен продавали в рабство, а некоторых переправляли на Вест-Индии плантации . Их враги сопротивлялись, и работорговля была основной причиной войны Ямаси . [10]

Ямаси жили в прибрежных городах на территории нынешней юго-восточной Джорджии, Флориды и Южной Каролины. [11] Ямаси мигрировали из Флориды в Южную Каролину в конце 16 века, где подружились с европейскими колонистами. К Ямаси присоединились члены Гуале , культурного вождества Миссисипи , и их культуры переплелись. [8]

Европейская колонизация

[ редактировать ]

Испанский контакт

[ редактировать ]

Экспедиция Эрнандо де Сото 1540 года посетила территорию Ямаси, включая деревню Альтамаха . [12]

Изображение Роберто, римско-католического мученика Ямаси (ум. 1740)

В 1570 году испанские исследователи открыли миссии на территории Ямаси. [2] Позже ямаси были включены в миссии провинции Гуале. Начиная с 1675 года, ямаси регулярно упоминались в записях переписи испанских миссий в миссионерских провинциях Гуале (центральное побережье Джорджии) и Мокама (современная юго-восточная Джорджия и северо-восточная Флорида). Ямаси обычно не обращались в христианство и оставались несколько отделенными от индейцев-католиков-христиан испанской Флориды . [13]

Нападения пиратов на испанские миссии в 1680 году вынудили Ямаси снова мигрировать. Некоторые переехали во Флориду. Другие вернулись на земли реки Саванна, которые стали более безопасными после Весто . разрушения [13]

английский контакт

[ редактировать ]

В 1687 году некоторые испанцы попытались отправить пленных ямаси в Вест-Индию в качестве рабов. Племя восстало против испанских миссий и их местных союзников и переселилось в колонию Каролина английскую (современная Южная Каролина ). [14] Они основали несколько деревень, в том числе Покоталиго, Толемато и Топики, в округе Бофорт . [2] Перепись 1715 года, проведенная ирландским колонистом Джоном Барнуэллом, насчитала 1220 ямаси, живших в десяти деревнях недалеко от Порт-Рояля . [15]

Миграция ямаси в Чарльз-Таун колонии Каролина ), начавшаяся в 1686 году, вероятно, была вызвана поиском торговых возможностей с английскими колонистами или бегством от испанцев. [16] В Чарльз-Тауне некоторые семьи Ямаси обратились к христианским миссионерам, чтобы они научили своих детей чтению и письму, а также обратили их в христианство. [17] Христианские миссионеры в Каролине, возможно, добились определенного успеха в обращении ямаси и гуале, потому что они оба были знакомы с испанскими миссионерами и были более открыты для обращения, чем другие племена. [17]

Ямаси Война и последствия

[ редактировать ]

На протяжении десятилетий рейдеры Ямаси (часто вооруженные европейским огнестрельным оружием и работавшие совместно с каролинскими поселенцами) совершали набеги рабов на индейские племена, союзные Испании, на юго-востоке Америки. Ямаси также совершали набеги на испанское колониальное поселение Сент-Огастин . [18] Индейских пленников ямаси переправляли в колониальные поселения по всей Каролине, где они продавались белым колонистам; часто многих из этих пленников затем перепродавали на в Вест-Индии . плантации рабов [19]

Многие ямаси вскоре оказались в долгу перед колонистами, с которыми они торговали, в результате двуличной колониальной торговой практики. [16] Разъяренные действиями колонистов, ямаси решили начать войну против них, сформировав общеплеменную коалицию и начав двухлетнюю войну, напав на колониальное поселение Чарльз-Таун 15 апреля 1715 года. [17]

При поддержке большого количества индейских племен, которые им удалось привлечь в свою коалицию, ямаси организовали крупномасштабные набеги и на другие колониальные поселения в Каролине, в результате чего большинство колонистов покинули приграничные поселения и искали убежища в Чарльз-Тауне. [2] [20] Губернатор Южной Каролины Чарльз Крэйвен возглавил отряд, который разгромил ямаси при Салкечухе (также пишется Солткетчерс или Салкехатчи) на реке Комбахи . В конце концов, Крэйвену удалось переправить Ямаси через реку Саванну обратно в испанскую Флориду . [2]

После войны ямаси мигрировали на юг, в регион вокруг Сент-Огастина и Пенсаколы , где они заключили союз с испанской колониальной администрацией. Эти ямаси продолжали населять Флориду до 1727 года, когда сочетание эпидемии оспы и набегов полковника Джона Палмера (возглавлявшего пятьдесят каролинских ополченцев и сто индейцев) в конечном итоге привело к тому, что многие из оставшихся ямаси рассеялись, а некоторые присоединились к семинолам или крикам. . [21] Третьи оставались возле Сент-Огастина, пока испанцы не передали контроль над городом британцам. Тогда они взяли с собой в Гавану около 90 ямаси. [22]

Культура

[ редактировать ]

Стивен Дж. Оатис и другие историки описывают ямаси как многоэтническое объединение нескольких оставшихся индейских групп, включая Гуале , Ла Тама , Апалачи , Коуэта и Кассита-Крик. Историк Честер Б. ДеПраттер описывает города Ямаси в начале Южной Каролины как состоящие из нижних городов, состоящих в основном из индейцев, говорящих на хитчити, и верхних городов, состоящих в основном из индейцев Гуале. [23] [24]

Ямаси были одним из крупнейших племен, совершавших набеги на рабов на юго-востоке Америки в конце 17 века, и были описаны как «милитаристское рабовладельческое общество», приобретшее огнестрельное оружие у европейских колонистов. [10] Их использование набегов рабов для установления господства над другими племенами частично объясняется тем, что Ямаси объединились с европейскими колонистами, чтобы сохранить свою независимость. [10] Для коренных американцев было типично брать в плен во время войны, особенно молодых женщин и детей, хотя вскоре ямаси начали перевозить своих пленников в Каролину для продажи на невольничьих рынках Чарльзтауна. Вскоре они начали проводить рейды специально для того, чтобы брать пленных и продавать их в Каролине. [ нужна ссылка ]

Дипломатия

[ редактировать ]

В 1713 году англиканские миссионеры в Южной Каролине спонсировали путешествие человека из Ямаси (настоящее имя которого неизвестно, поскольку его обычно называли «принцем» или «принцем Джорджем») из Чарльзтауна в Лондон . [25] Историки отмечают, что мотивация «принца» посетить Лондон была формой «религиозной дипломатии» со стороны миссионеров для дальнейшего развития связей между ямаси и британскими колонистами. [25] Миссионеры надеялись, что, если «принц» обратится в христианство, находясь в Лондоне, это обеспечит Ямаси возможность стать твердыми союзниками британских колонистов. Примерно в тот период, когда «принц» путешествовал в Лондон, ямаси в значительной степени не желали быть культурно ассимилированными испанцами, предпочитая вместо этого поддерживать более тесные контакты с британскими колонистами. [25] «Принц» вернулся в Чарльз-Таун в 1715 году, примерно в то время, когда разразилась война Ямаси , и вскоре после того, как его семья была взята в плен каролинскими налетчиками и продана в рабство. [26]

Археологические исследования

[ редактировать ]

Археологический проект Ямаси был запущен в 1989 году с целью изучения деревень Ямаси в Южной Каролине. Целью проекта было проследить происхождение людей и составить список их артефактов. В рамках проекта расположено десяток объектов. Покосабо и Альтамаха с тех пор были внесены в список археологических памятников в Национальном реестре исторических мест . [4]

Ямаси
Область Грузия
Вымерший 18 век
несекретный; возможно, Гуале
Коды языков
ИСО 639-3 Никто ( mis)
глоттолог yama1265
Территория племен ямаси в семнадцатом веке.
Территория племен ямаси в семнадцатом веке.

Имя «Ямаси», возможно, происходит от Muskogee yvmvsē , что означает «ручной, тихий»; или, возможно, от Catawban yį musí: буквально «древние люди». [27]

От языка ямаси осталось мало записей. Частично он сохранился в трудах миссионера Доминго Баэса. В 1716–1717 годах Диего Пенья сказали, что чероки из города Таскиги также говорят на языке ямаси. [28]

Ханн (1992) утверждал, что ямаси родственен мускогским языкам . Это было основано на колониальном сообщении о том, что шпион Ямаси в городе Хитчити мог понимать Хитичити и не был обнаружен как ямаси. Фрэнсис Ле Жау заявил в 1711 году, что Ямаси понимают Крик . Он также отметил, что многие индейцы по всему региону используют крик и шауни в качестве лингва-франкас , или общих торговых языков. В 1716-1717 годах Диего Пенья получил информацию, которая показала, что ямаси и Хитчити-Микасуки считались отдельными языками. [29]

Язык Ямаси, хотя и похож на многие мускогские языки, особенно похож на крикский , поскольку в них много общих слов. [30] Многие испанские миссионеры во Флориде посвятили себя изучению родных языков, таких как ямаси, чтобы общаться с целью обращения. Это также позволило миссионерам узнать о собственной религии людей и найти способы донести до них христианские идеи. [25]

Имеются ограниченные и неубедительные доказательства того, что язык Ямаси был похож на язык Гуале . Он основан на трех частях информации:

  • копия переписи населения миссий Флориды 1681 года, в которой говорится, что люди Богоматери подсвечника Тама говорят «на языке Гуале и Ямасса» [язык Гуале и Ямаси];
  • краткое изложение двух писем 1688 года, отправленных испанским губернатором Флориды, в которых упоминаются заключенные, говорящие на «идиома Игуала и Ямас, де ла Прова де Гуале» [язык Игуала и Ямас провинции Гуале]; и
  • Гуале называли Кусабо Чилуке , что , вероятно, связано со словом Маскоги čiló·kki , означающим «Красная часть ». [29]

Лингвисты отмечают, что испанские документы не являются оригиналами и могли быть отредактированы позднее. Название Чилуке, вероятно, является заимствованным словом , поскольку оно, по-видимому, также было поглощено языком Тимукуа . Таким образом, связь Ямаси с Маскогианом не подтверждается. [29]

Документ из британского колониального архива предполагает, что ямаси изначально говорили на чероки, ирокезском языке, но выучили другой язык. [31] Какое-то время они были союзниками чероки, но, как полагают, представляли собой отдельный народ. В 1715 году полковник Джордж Чикен заявил, что ему сказали, что яммассы были древним народом чероки. [32]

Наследие

[ редактировать ]

Имя Ямаси сохранилось в городе Йемасси, Южная Каролина , в Лоукантри, недалеко от того места, где началась война Ямаси. Оно также используется в названии Уильяма Гилмора Симмса исторического романа 1835 года «Йемасси: роман о Каролине» и, как следствие, «Йемасси» , официального литературного журнала Университета Южной Каролины .

есть самоидентифицированные потомки Ямаси. В настоящее время во Флориде и других местах [33] [34] и группа сторонников превосходства черной расы Nuwaubian Nation, связанная с Дуайтом Йорком, также использовала имя Ямасси, коренные американские мавры из народа крика . [35]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Уолдман, Карл (15 июля 2006 г.). Энциклопедия индейских племен . Книги с галочками. п. 323. ИСБН  978-0816062744 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж «История индейского племени ямаси». Доступ к генеалогии. (получено 20 ноября 2010 г.)
  3. ^ Кэмпбелл, Лайл (21 сентября 2000 г.). Языки американских индейцев . Издательство Оксфордского университета. п. 149. ИСБН  978-0195140507 .
  4. ^ Jump up to: а б с Грин и др. 13
  5. ^ Майкл П. Моррис. «Ямассийская война». Энциклопедия Южной Каролины. Университет Южной Каролины, Институт южных исследований. 7 июля 2016 г. Проверено 15 февраля 2022 г.
  6. ^ Нация Ямасси: веб-сайт индийского племени семинолов Ямасси . Проверено 15 февраля 2022 г.
  7. ^ Индейцы йемасси: коренные американцы в Южной Африке на SCIWAY.net. Проверено 15 февраля 2022 г.
  8. ^ Jump up to: а б Ховард, Джеймс Х. (август 1960 г.). «Ямаси: заново открытое предположительно вымершее юго-восточное племя». Американский антрополог . 62 (4): 681–683. дои : 10.1525/aa.1960.62.4.02a00120 . ISSN   0002-7294 .
  9. ^ Jump up to: а б Стертевант, Уильям К. (апрель 1994 г.). «Неправильная связь Гуале и Ямаси с Маскогианом». Международный журнал американской лингвистики . 60 (2): 139–148. дои : 10.1086/466226 . ISSN   0020-7071 . S2CID   143736985 .
  10. ^ Jump up to: а б с Босси, Дениз И., изд. (ноябрь 2018 г.). Индейцы ямаси от Флориды до Южной Каролины . Университет Небраски Пресс. ISBN  978-1-4962-1227-6 . OCLC   1053888273 .
  11. ^ Босси, Дениз И. (2014). «Духовная дипломатия, Ямаси и Общество распространения Евангелия: новая интерпретация путешествия принца Джорджа восемнадцатого века в Англию». Ранние американские исследования . 12 (2): 366–401. дои : 10.1353/eam.2014.0010 . ISSN   1559-0895 . S2CID   144549578 .
  12. ^ Грин и др. 14-15
  13. ^ Jump up to: а б Галлай, Алан (2003). Индийская работорговля: расцвет английской империи на юге Америки, 1670–1717 гг . Издательство Йельского университета. стр. 73–74. ISBN  978-0-300-10193-5 . Проверено 14 июля 2012 г.
  14. ^ Фриман, Майкл (2018). Индейская история Саванны . Издательство Аркадия. ISBN  978-1-4396-6449-0 . Проверено 12 апреля 2020 г.
  15. ^ Джин и др. 14
  16. ^ Jump up to: а б Манколл, Питер С., изд. (2011). Энциклопедия истории коренных американцев . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: факты в архиве. ISBN  978-1-4381-3567-0 . OCLC   753701389 .
  17. ^ Jump up to: а б с Босси, Дениз И., изд. (ноябрь 2018 г.). Индейцы ямаси от Флориды до Южной Каролины . Линкольн, Небраска: Университет Небраски Press. ISBN  978-1-4962-1227-6 . OCLC   1053888273 .
  18. ^ Галлай, Алан (2003). Индийская работорговля: расцвет английской империи на юге Америки, 1670–1717 гг . Издательство Йельского университета. стр. 127–134. ISBN  978-0-300-10193-5 . Проверено 14 июля 2012 г.
  19. ^ Оатис, Стивен Дж. (2004). Колониальный комплекс: границы Южной Каролины в эпоху войны Ямаси, 1680-1730 гг . Издательство Университета Небраски. п. 47. ИСБН  978-0-8032-3575-5 . Проверено 14 июля 2012 г.
  20. ^ Рэмси, Уильям Л. (2008). Война Ямаси: исследование культуры, экономики и конфликтов на колониальном юге . Издательство Университета Небраски. стр. 101–103. ISBN  978-0-8032-3972-2 . Проверено 14 июля 2012 г.
  21. ^ Хоффман, Пол Э. (2002). Границы Флориды . Издательство Университета Индианы . п. 188. ИСБН  978-0253340191 .
  22. ^ Ковингтон, Джеймс (1993). Семинолы Флориды . Университетское издательство Флориды. п. 5. ISBN  9780813011967 .
  23. ^ Доктор Честер Б. ДеПраттер, «Основание, оккупация и заброшенность индейских городов Ямаси в Лоукантри Южной Каролины, 1684-1715» , подача в Национальный реестр, Служба национальных парков
  24. ^ Оатис, Стивен Дж. (2004). Колониальный комплекс: границы Южной Каролины в эпоху войны Ямаси, 1680-1730 гг . Издательство Университета Небраски. ISBN  0-8032-3575-5 .
  25. ^ Jump up to: а б с д Босси, Дениз И. (2014). «Духовная дипломатия, Ямаси и Общество распространения Евангелия: новая интерпретация путешествия принца Джорджа восемнадцатого века в Англию». Ранние американские исследования . 12 (2): 366–401. ISSN   1543-4273 . JSTOR   24474885 .
  26. ^ Клингберг, Фрэнк Дж. (1962). «Тайна пропавшего принца Ямасси». Исторический журнал Южной Каролины . 63 (1): 18–32. ISSN   0038-3082 . JSTOR   27566384 .
  27. ^ Брайт, Уильям (2004). Индейские топонимы США . Университет Оклахомы Пресс. п. 578. ИСБН  978-0-8061-3598-4 . Проверено 11 апреля 2011 г.
  28. ^ Хадсон, 1990 г.
  29. ^ Jump up to: а б с Годдард 2005
  30. ^ Бродуэлл, Джордж А. (1991). «Маскогская связь Гуале и Ямаси». Международный журнал американской лингвистики . 57 (2): 267–270. дои : 10.1086/ijal.57.2.3519769 . ISSN   0020-7071 . JSTOR   3519769 . S2CID   148411757 .
  31. ^ Андерсон и Льюис (1983), с. 269
  32. ^ Курица 1715:330 (1894)
  33. ^ Мэтт Сёргель. «Профессор UNF пытается пролить свет на племя юго-восточных индейцев». Флорида Таймс-Юнион. 15 мая 2017 г. Проверено 15 февраля 2022 г.
  34. ^ Нация Ямасси: веб-сайт индийского племени семинолов Ямасси . Проверено 15 февраля 2022 г.
  35. ^ «Нуваубский народ мавров» . SPLCenter.org . Монтгомери, Алабама : Южный юридический центр по борьбе с бедностью . 2022 г. [сентябрь 2015 г.]. Архивировано из оригинала 8 сентября 2015 года . Проверено 1 января 2022 г.
  • Андерсон, Уильям Л. и Джеймс Л. Льюис (1983) Путеводитель по документам чероки в зарубежных архивах . п. 269.
  • Цыпленок, Джордж (1894 г.) «Журнал марша в горы Чероки во время войны в Йемасе», Ежегодник города Чарльстона - 1894 г.
  • Годдард, Айвз. (2005). «Коренные языки Юго-Востока», Антропологическая лингвистика , 47 (1), 1-60.
  • Грин, Уильям, Честер Б. ДеПраттер и Бобби Саутерлин. «Ямаси в Южной Каролине: адаптация и взаимодействие коренных американцев на границе Каролины» , «Чужая страна: археологические и исторические перспективы культурного взаимодействия в южных колониях». Таскалуса, Алабама: Издательство Университета Алабамы, 2001. ISBN   978-0-8173-1129-2 .
  • Хадсон, Чарльз М. младший (1990). Экспедиции Хуана Пардо: исследования Каролин и Теннесси, 1566–1568 гг . Вашингтон, округ Колумбия Издательство Смитсоновского института.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Босси, Дениз И., изд. (2018). Индейцы Ямаси: от Флориды до Южной Каролины. Линкольн: Издательство Университета Небраски.
  • Бойд, Марк Ф. (1949). «Экспедиция Диего Пенья в Апалачи и Апалачико в 1716 году», The Florida Historical Quarterly , 16 (1), 2–32.
  • Бойд, Марк Ф. (1952). «Документы, описывающие вторую и третью экспедиции лейтенанта Диего Пенья в Апалачи и Апалачико в 1717 и 1718 годах», The Florida Historical Quarterly , 32 (2), 109–139.
  • Ханн, Джон Х. (1991). Миссии на Калусе . Гейнсвилл: Издательство Университета Флориды.
  • Ханн, Джон Х. (1992). «Политическое лидерство среди коренных жителей испанской Флориды», The Florida Historical Quarterly , 71 (2), 188–208.
  • Ханн, Джон Х. (1994). «Номенклатура лидерства среди коренных жителей испанской Флориды, ее лингвистические и ассоциативные последствия», В П. Б. Квачка (ред.), Перспективы Юго-Востока: лингвистика, археология и этноистория (стр. 94–105). Афины, Джорджия: Издательство Университета Джорджии.
  • Ханн, Джон Х. (1996). «Предки нижних ручьев и семинолов семнадцатого века», Юго-восточная археология , 15 , 66-80.
  • Хадсон, Чарльз М. младший (1997). Рыцари Испании, Воины Солнца: Эрнандо де Сото и древние вождества Юга . Афины, Джорджия: Издательство Университета Джорджии.
  • Стертевант, Уильям К. (1994). «Неправильная связь Гуале и Ямаси с Маскогианом» . Международный журнал американской лингвистики , 60 (2), 139–48.
  • Уодделл, Джин. (1980). Индейцы низменностей Южной Каролины, 1562-1751 гг . Спартансбург, Южная Каролина: Компания Reprint.
  • Стоит, Джон Э. (1995). Борьба на побережье Джорджии: испанская ретроспектива XVIII века о Гуале и Мокаме . Антропологические документы Американского музея естественной истории (№ 75). Нью-Йорк.
  • Стоит, Джон Э. (1998). Тимукуанские вождества испанской Флориды (т. 1 и 2). Гейнсвилл: Университет прессы Флориды.
  • Стоит, Джон Э. (2000). «Нижние ручьи: происхождение и ранняя история», В книге Б. Г. Макьюэна (ред.), « Индейцы Большого Юго-Востока: историческая археология и этноистория» (стр. 265–298). Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды.
  • Стоит, Джон Э. (2004). «Ямаси». В Р. Д. Фогельсоне (ред.), Справочнике индейцев Северной Америки: Юго-восток (том 14, стр. 245–253). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0d35ddea513122d5c96864651123551d__1721204400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/1d/0d35ddea513122d5c96864651123551d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yamasee - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)