Ямаси
Общая численность населения | |
---|---|
Вымерло как племя [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
США ( Джорджия , северная Флорида и Южная Каролина). [2] ) | |
Языки | |
Язык ямаси (вымерший) [3] | |
Религия | |
Религия племени Ямаси | |
Родственные этнические группы | |
Ла Тама , Гуале , [4] Семинолы , Хитчити , [2] и другие мускогские племена |
Ямаси Ямаси также пишется , ( [5] [6] Йемасси или Йемасси [7] ) были многоэтнической конфедерацией коренных американцев. [4] которые жили в прибрежном районе современной северной прибрежной Джорджии недалеко от реки Саванна , а затем на северо-востоке Флориды . Ямаси подняли восстание [8] и войны с другими коренными народами и европейцами, живущими в Северной Америке, особенно от Флориды до Северной Каролины. [9]
На основании лингвистических данных многие ученые считают, что ямаси, наряду с гуале, были народом, говорящим на мускогском языке . Например, термин Ямаси «Мико», означающий вождь, также распространен в Маскоги. [9]
После того, как ямаси мигрировали в Каролины , они начали участвовать в работорговле индейцев на юго-востоке Америки . Они совершали набеги на другие племена, чтобы взять пленников для продажи европейским колонистам . Пленников из других индейских племен продавали в рабство, а некоторых переправляли на Вест-Индии плантации . Их враги сопротивлялись, и работорговля была основной причиной войны Ямаси . [10]
История
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Ямаси жили в прибрежных городах на территории нынешней юго-восточной Джорджии, Флориды и Южной Каролины. [11] Ямаси мигрировали из Флориды в Южную Каролину в конце 16 века, где подружились с европейскими колонистами. К Ямаси присоединились члены Гуале , культурного вождества Миссисипи , и их культуры переплелись. [8]
Европейская колонизация
[ редактировать ]Испанский контакт
[ редактировать ]Экспедиция Эрнандо де Сото 1540 года посетила территорию Ямаси, включая деревню Альтамаха . [12]
В 1570 году испанские исследователи открыли миссии на территории Ямаси. [2] Позже ямаси были включены в миссии провинции Гуале. Начиная с 1675 года, ямаси регулярно упоминались в записях переписи испанских миссий в миссионерских провинциях Гуале (центральное побережье Джорджии) и Мокама (современная юго-восточная Джорджия и северо-восточная Флорида). Ямаси обычно не обращались в христианство и оставались несколько отделенными от индейцев-католиков-христиан испанской Флориды . [13]
Нападения пиратов на испанские миссии в 1680 году вынудили Ямаси снова мигрировать. Некоторые переехали во Флориду. Другие вернулись на земли реки Саванна, которые стали более безопасными после Весто . разрушения [13]
английский контакт
[ редактировать ]В 1687 году некоторые испанцы попытались отправить пленных ямаси в Вест-Индию в качестве рабов. Племя восстало против испанских миссий и их местных союзников и переселилось в колонию Каролина английскую (современная Южная Каролина ). [14] Они основали несколько деревень, в том числе Покоталиго, Толемато и Топики, в округе Бофорт . [2] Перепись 1715 года, проведенная ирландским колонистом Джоном Барнуэллом, насчитала 1220 ямаси, живших в десяти деревнях недалеко от Порт-Рояля . [15]
Миграция ямаси в Чарльз-Таун (в колонии Каролина ), начавшаяся в 1686 году, вероятно, была вызвана поиском торговых возможностей с английскими колонистами или бегством от испанцев. [16] В Чарльз-Тауне некоторые семьи Ямаси обратились к христианским миссионерам, чтобы они научили своих детей чтению и письму, а также обратили их в христианство. [17] Христианские миссионеры в Каролине, возможно, добились определенного успеха в обращении ямаси и гуале, потому что они оба были знакомы с испанскими миссионерами и были более открыты для обращения, чем другие племена. [17]
Ямаси Война и последствия
[ редактировать ]На протяжении десятилетий рейдеры Ямаси (часто вооруженные европейским огнестрельным оружием и работавшие совместно с каролинскими поселенцами) совершали набеги рабов на индейские племена, союзные Испании, на юго-востоке Америки. Ямаси также совершали набеги на испанское колониальное поселение Сент-Огастин . [18] Индейских пленников ямаси переправляли в колониальные поселения по всей Каролине, где они продавались белым колонистам; часто многих из этих пленников затем перепродавали на в Вест-Индии . плантации рабов [19]
Многие ямаси вскоре оказались в долгу перед колонистами, с которыми они торговали, в результате двуличной колониальной торговой практики. [16] Разъяренные действиями колонистов, ямаси решили начать войну против них, сформировав общеплеменную коалицию и начав двухлетнюю войну, напав на колониальное поселение Чарльз-Таун 15 апреля 1715 года. [17]
При поддержке большого количества индейских племен, которые им удалось привлечь в свою коалицию, ямаси организовали крупномасштабные набеги и на другие колониальные поселения в Каролине, в результате чего большинство колонистов покинули приграничные поселения и искали убежища в Чарльз-Тауне. [2] [20] Губернатор Южной Каролины Чарльз Крэйвен возглавил отряд, который разгромил ямаси при Салкечухе (также пишется Солткетчерс или Салкехатчи) на реке Комбахи . В конце концов, Крэйвену удалось переправить Ямаси через реку Саванну обратно в испанскую Флориду . [2]
После войны ямаси мигрировали на юг, в регион вокруг Сент-Огастина и Пенсаколы , где они заключили союз с испанской колониальной администрацией. Эти ямаси продолжали населять Флориду до 1727 года, когда сочетание эпидемии оспы и набегов полковника Джона Палмера (возглавлявшего пятьдесят каролинских ополченцев и сто индейцев) в конечном итоге привело к тому, что многие из оставшихся ямаси рассеялись, а некоторые присоединились к семинолам или крикам. . [21] Третьи оставались возле Сент-Огастина, пока испанцы не передали контроль над городом британцам. Тогда они взяли с собой в Гавану около 90 ямаси. [22]
Культура
[ редактировать ]Стивен Дж. Оатис и другие историки описывают ямаси как многоэтническое объединение нескольких оставшихся индейских групп, включая Гуале , Ла Тама , Апалачи , Коуэта и Кассита-Крик. Историк Честер Б. ДеПраттер описывает города Ямаси в начале Южной Каролины как состоящие из нижних городов, состоящих в основном из индейцев, говорящих на хитчити, и верхних городов, состоящих в основном из индейцев Гуале. [23] [24]
Рабство
[ редактировать ]Ямаси были одним из крупнейших племен, совершавших набеги на рабов на юго-востоке Америки в конце 17 века, и были описаны как «милитаристское рабовладельческое общество», приобретшее огнестрельное оружие у европейских колонистов. [10] Их использование набегов рабов для установления господства над другими племенами частично объясняется тем, что Ямаси объединились с европейскими колонистами, чтобы сохранить свою независимость. [10] Для коренных американцев было типично брать в плен во время войны, особенно молодых женщин и детей, хотя вскоре ямаси начали перевозить своих пленников в Каролину для продажи на невольничьих рынках Чарльзтауна. Вскоре они начали проводить рейды специально для того, чтобы брать пленных и продавать их в Каролине. [ нужна ссылка ]
Дипломатия
[ редактировать ]В 1713 году англиканские миссионеры в Южной Каролине спонсировали путешествие человека из Ямаси (настоящее имя которого неизвестно, поскольку его обычно называли «принцем» или «принцем Джорджем») из Чарльзтауна в Лондон . [25] Историки отмечают, что мотивация «принца» посетить Лондон была формой «религиозной дипломатии» со стороны миссионеров для дальнейшего развития связей между ямаси и британскими колонистами. [25] Миссионеры надеялись, что, если «принц» обратится в христианство, находясь в Лондоне, это обеспечит Ямаси возможность стать твердыми союзниками британских колонистов. Примерно в тот период, когда «принц» путешествовал в Лондон, ямаси в значительной степени не желали быть культурно ассимилированными испанцами, предпочитая вместо этого поддерживать более тесные контакты с британскими колонистами. [25] «Принц» вернулся в Чарльз-Таун в 1715 году, примерно в то время, когда разразилась война Ямаси , и вскоре после того, как его семья была взята в плен каролинскими налетчиками и продана в рабство. [26]
Археологические исследования
[ редактировать ]Археологический проект Ямаси был запущен в 1989 году с целью изучения деревень Ямаси в Южной Каролине. Целью проекта было проследить происхождение людей и составить список их артефактов. В рамках проекта расположено десяток объектов. Покосабо и Альтамаха с тех пор были внесены в список археологических памятников в Национальном реестре исторических мест . [4]
Язык
[ редактировать ]Ямаси | |
---|---|
Область | Грузия |
Вымерший | 18 век |
несекретный; возможно, Гуале | |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | Никто ( mis ) |
глоттолог | yama1265 |
Территория племен ямаси в семнадцатом веке. |
Имя «Ямаси», возможно, происходит от Muskogee yvmvsē , что означает «ручной, тихий»; или, возможно, от Catawban yį musí: буквально «древние люди». [27]
От языка ямаси осталось мало записей. Частично он сохранился в трудах миссионера Доминго Баэса. В 1716–1717 годах Диего Пенья сказали, что чероки из города Таскиги также говорят на языке ямаси. [28]
Ханн (1992) утверждал, что ямаси родственен мускогским языкам . Это было основано на колониальном сообщении о том, что шпион Ямаси в городе Хитчити мог понимать Хитичити и не был обнаружен как ямаси. Фрэнсис Ле Жау заявил в 1711 году, что Ямаси понимают Крик . Он также отметил, что многие индейцы по всему региону используют крик и шауни в качестве лингва-франкас , или общих торговых языков. В 1716-1717 годах Диего Пенья получил информацию, которая показала, что ямаси и Хитчити-Микасуки считались отдельными языками. [29]
Язык Ямаси, хотя и похож на многие мускогские языки, особенно похож на крикский , поскольку в них много общих слов. [30] Многие испанские миссионеры во Флориде посвятили себя изучению родных языков, таких как ямаси, чтобы общаться с целью обращения. Это также позволило миссионерам узнать о собственной религии людей и найти способы донести до них христианские идеи. [25]
Имеются ограниченные и неубедительные доказательства того, что язык Ямаси был похож на язык Гуале . Он основан на трех частях информации:
- копия переписи населения миссий Флориды 1681 года, в которой говорится, что люди Богоматери подсвечника Тама говорят «на языке Гуале и Ямасса» [язык Гуале и Ямаси];
- краткое изложение двух писем 1688 года, отправленных испанским губернатором Флориды, в которых упоминаются заключенные, говорящие на «идиома Игуала и Ямас, де ла Прова де Гуале» [язык Игуала и Ямас провинции Гуале]; и
- Гуале называли Кусабо Чилуке , что , вероятно, связано со словом Маскоги čiló·kki , означающим «Красная часть ». [29]
Лингвисты отмечают, что испанские документы не являются оригиналами и могли быть отредактированы позднее. Название Чилуке, вероятно, является заимствованным словом , поскольку оно, по-видимому, также было поглощено языком Тимукуа . Таким образом, связь Ямаси с Маскогианом не подтверждается. [29]
Документ из британского колониального архива предполагает, что ямаси изначально говорили на чероки, ирокезском языке, но выучили другой язык. [31] Какое-то время они были союзниками чероки, но, как полагают, представляли собой отдельный народ. В 1715 году полковник Джордж Чикен заявил, что ему сказали, что яммассы были древним народом чероки. [32]
Наследие
[ редактировать ]Имя Ямаси сохранилось в городе Йемасси, Южная Каролина , в Лоукантри, недалеко от того места, где началась война Ямаси. Оно также используется в названии Уильяма Гилмора Симмса исторического романа 1835 года «Йемасси: роман о Каролине» и, как следствие, «Йемасси» , официального литературного журнала Университета Южной Каролины .
есть самоидентифицированные потомки Ямаси. В настоящее время во Флориде и других местах [33] [34] и группа сторонников превосходства черной расы Nuwaubian Nation, связанная с Дуайтом Йорком, также использовала имя Ямасси, коренные американские мавры из народа крика . [35]
См. также
[ редактировать ]- Джон Барнуэлл , ирландский колонист
Примечания
[ редактировать ]- ^ Уолдман, Карл (15 июля 2006 г.). Энциклопедия индейских племен . Книги с галочками. п. 323. ИСБН 978-0816062744 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж «История индейского племени ямаси». Доступ к генеалогии. (получено 20 ноября 2010 г.)
- ^ Кэмпбелл, Лайл (21 сентября 2000 г.). Языки американских индейцев . Издательство Оксфордского университета. п. 149. ИСБН 978-0195140507 .
- ^ Jump up to: а б с Грин и др. 13
- ^ Майкл П. Моррис. «Ямассийская война». Энциклопедия Южной Каролины. Университет Южной Каролины, Институт южных исследований. 7 июля 2016 г. Проверено 15 февраля 2022 г.
- ^ Нация Ямасси: веб-сайт индийского племени семинолов Ямасси . Проверено 15 февраля 2022 г.
- ^ Индейцы йемасси: коренные американцы в Южной Африке на SCIWAY.net. Проверено 15 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Ховард, Джеймс Х. (август 1960 г.). «Ямаси: заново открытое предположительно вымершее юго-восточное племя». Американский антрополог . 62 (4): 681–683. дои : 10.1525/aa.1960.62.4.02a00120 . ISSN 0002-7294 .
- ^ Jump up to: а б Стертевант, Уильям К. (апрель 1994 г.). «Неправильная связь Гуале и Ямаси с Маскогианом». Международный журнал американской лингвистики . 60 (2): 139–148. дои : 10.1086/466226 . ISSN 0020-7071 . S2CID 143736985 .
- ^ Jump up to: а б с Босси, Дениз И., изд. (ноябрь 2018 г.). Индейцы ямаси от Флориды до Южной Каролины . Университет Небраски Пресс. ISBN 978-1-4962-1227-6 . OCLC 1053888273 .
- ^ Босси, Дениз И. (2014). «Духовная дипломатия, Ямаси и Общество распространения Евангелия: новая интерпретация путешествия принца Джорджа восемнадцатого века в Англию». Ранние американские исследования . 12 (2): 366–401. дои : 10.1353/eam.2014.0010 . ISSN 1559-0895 . S2CID 144549578 .
- ^ Грин и др. 14-15
- ^ Jump up to: а б Галлай, Алан (2003). Индийская работорговля: расцвет английской империи на юге Америки, 1670–1717 гг . Издательство Йельского университета. стр. 73–74. ISBN 978-0-300-10193-5 . Проверено 14 июля 2012 г.
- ^ Фриман, Майкл (2018). Индейская история Саванны . Издательство Аркадия. ISBN 978-1-4396-6449-0 . Проверено 12 апреля 2020 г.
- ^ Джин и др. 14
- ^ Jump up to: а б Манколл, Питер С., изд. (2011). Энциклопедия истории коренных американцев . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: факты в архиве. ISBN 978-1-4381-3567-0 . OCLC 753701389 .
- ^ Jump up to: а б с Босси, Дениз И., изд. (ноябрь 2018 г.). Индейцы ямаси от Флориды до Южной Каролины . Линкольн, Небраска: Университет Небраски Press. ISBN 978-1-4962-1227-6 . OCLC 1053888273 .
- ^ Галлай, Алан (2003). Индийская работорговля: расцвет английской империи на юге Америки, 1670–1717 гг . Издательство Йельского университета. стр. 127–134. ISBN 978-0-300-10193-5 . Проверено 14 июля 2012 г.
- ^ Оатис, Стивен Дж. (2004). Колониальный комплекс: границы Южной Каролины в эпоху войны Ямаси, 1680-1730 гг . Издательство Университета Небраски. п. 47. ИСБН 978-0-8032-3575-5 . Проверено 14 июля 2012 г.
- ^ Рэмси, Уильям Л. (2008). Война Ямаси: исследование культуры, экономики и конфликтов на колониальном юге . Издательство Университета Небраски. стр. 101–103. ISBN 978-0-8032-3972-2 . Проверено 14 июля 2012 г.
- ^ Хоффман, Пол Э. (2002). Границы Флориды . Издательство Университета Индианы . п. 188. ИСБН 978-0253340191 .
- ^ Ковингтон, Джеймс (1993). Семинолы Флориды . Университетское издательство Флориды. п. 5. ISBN 9780813011967 .
- ^ Доктор Честер Б. ДеПраттер, «Основание, оккупация и заброшенность индейских городов Ямаси в Лоукантри Южной Каролины, 1684-1715» , подача в Национальный реестр, Служба национальных парков
- ^ Оатис, Стивен Дж. (2004). Колониальный комплекс: границы Южной Каролины в эпоху войны Ямаси, 1680-1730 гг . Издательство Университета Небраски. ISBN 0-8032-3575-5 .
- ^ Jump up to: а б с д Босси, Дениз И. (2014). «Духовная дипломатия, Ямаси и Общество распространения Евангелия: новая интерпретация путешествия принца Джорджа восемнадцатого века в Англию». Ранние американские исследования . 12 (2): 366–401. ISSN 1543-4273 . JSTOR 24474885 .
- ^ Клингберг, Фрэнк Дж. (1962). «Тайна пропавшего принца Ямасси». Исторический журнал Южной Каролины . 63 (1): 18–32. ISSN 0038-3082 . JSTOR 27566384 .
- ^ Брайт, Уильям (2004). Индейские топонимы США . Университет Оклахомы Пресс. п. 578. ИСБН 978-0-8061-3598-4 . Проверено 11 апреля 2011 г.
- ^ Хадсон, 1990 г.
- ^ Jump up to: а б с Годдард 2005
- ^ Бродуэлл, Джордж А. (1991). «Маскогская связь Гуале и Ямаси». Международный журнал американской лингвистики . 57 (2): 267–270. дои : 10.1086/ijal.57.2.3519769 . ISSN 0020-7071 . JSTOR 3519769 . S2CID 148411757 .
- ^ Андерсон и Льюис (1983), с. 269
- ^ Курица 1715:330 (1894)
- ^ Мэтт Сёргель. «Профессор UNF пытается пролить свет на племя юго-восточных индейцев». Флорида Таймс-Юнион. 15 мая 2017 г. Проверено 15 февраля 2022 г.
- ^ Нация Ямасси: веб-сайт индийского племени семинолов Ямасси . Проверено 15 февраля 2022 г.
- ^ «Нуваубский народ мавров» . SPLCenter.org . Монтгомери, Алабама : Южный юридический центр по борьбе с бедностью . 2022 г. [сентябрь 2015 г.]. Архивировано из оригинала 8 сентября 2015 года . Проверено 1 января 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Андерсон, Уильям Л. и Джеймс Л. Льюис (1983) Путеводитель по документам чероки в зарубежных архивах . п. 269.
- Цыпленок, Джордж (1894 г.) «Журнал марша в горы Чероки во время войны в Йемасе», Ежегодник города Чарльстона - 1894 г.
- Годдард, Айвз. (2005). «Коренные языки Юго-Востока», Антропологическая лингвистика , 47 (1), 1-60.
- Грин, Уильям, Честер Б. ДеПраттер и Бобби Саутерлин. «Ямаси в Южной Каролине: адаптация и взаимодействие коренных американцев на границе Каролины» , «Чужая страна: археологические и исторические перспективы культурного взаимодействия в южных колониях». Таскалуса, Алабама: Издательство Университета Алабамы, 2001. ISBN 978-0-8173-1129-2 .
- Хадсон, Чарльз М. младший (1990). Экспедиции Хуана Пардо: исследования Каролин и Теннесси, 1566–1568 гг . Вашингтон, округ Колумбия Издательство Смитсоновского института.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Босси, Дениз И., изд. (2018). Индейцы Ямаси: от Флориды до Южной Каролины. Линкольн: Издательство Университета Небраски.
- Бойд, Марк Ф. (1949). «Экспедиция Диего Пенья в Апалачи и Апалачико в 1716 году», The Florida Historical Quarterly , 16 (1), 2–32.
- Бойд, Марк Ф. (1952). «Документы, описывающие вторую и третью экспедиции лейтенанта Диего Пенья в Апалачи и Апалачико в 1717 и 1718 годах», The Florida Historical Quarterly , 32 (2), 109–139.
- Ханн, Джон Х. (1991). Миссии на Калусе . Гейнсвилл: Издательство Университета Флориды.
- Ханн, Джон Х. (1992). «Политическое лидерство среди коренных жителей испанской Флориды», The Florida Historical Quarterly , 71 (2), 188–208.
- Ханн, Джон Х. (1994). «Номенклатура лидерства среди коренных жителей испанской Флориды, ее лингвистические и ассоциативные последствия», В П. Б. Квачка (ред.), Перспективы Юго-Востока: лингвистика, археология и этноистория (стр. 94–105). Афины, Джорджия: Издательство Университета Джорджии.
- Ханн, Джон Х. (1996). «Предки нижних ручьев и семинолов семнадцатого века», Юго-восточная археология , 15 , 66-80.
- Хадсон, Чарльз М. младший (1997). Рыцари Испании, Воины Солнца: Эрнандо де Сото и древние вождества Юга . Афины, Джорджия: Издательство Университета Джорджии.
- Стертевант, Уильям К. (1994). «Неправильная связь Гуале и Ямаси с Маскогианом» . Международный журнал американской лингвистики , 60 (2), 139–48.
- Уодделл, Джин. (1980). Индейцы низменностей Южной Каролины, 1562-1751 гг . Спартансбург, Южная Каролина: Компания Reprint.
- Стоит, Джон Э. (1995). Борьба на побережье Джорджии: испанская ретроспектива XVIII века о Гуале и Мокаме . Антропологические документы Американского музея естественной истории (№ 75). Нью-Йорк.
- Стоит, Джон Э. (1998). Тимукуанские вождества испанской Флориды (т. 1 и 2). Гейнсвилл: Университет прессы Флориды.
- Стоит, Джон Э. (2000). «Нижние ручьи: происхождение и ранняя история», В книге Б. Г. Макьюэна (ред.), « Индейцы Большого Юго-Востока: историческая археология и этноистория» (стр. 265–298). Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды.
- Стоит, Джон Э. (2004). «Ямаси». В Р. Д. Фогельсоне (ред.), Справочнике индейцев Северной Америки: Юго-восток (том 14, стр. 245–253). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.