Хороший
Общая численность населения | |
---|---|
Вымерло как племя | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Грузия/Морские острова | |
Языки | |
Хороший | |
Религия | |
Анимист | |
Родственные этнические группы | |
Культура Миссисипи; возможно, предки мускогских народов; Крик |
Гуале был историческим индейским вождеством народов Миссисипи, расположенным вдоль побережья современной Джорджии и Морских островов . Испанская Флорида создала свою римско-католическую миссионерскую систему во вождестве в конце 16 века.
В конце 17 - начале 18 веков общество Гуале было потрясено обширными эпидемиями новых инфекционных заболеваний и нападениями других племен. Некоторые из выживших остатков мигрировали в районы миссии в испанской Флориде, а другие остались недалеко от побережья Джорджии. Объединившись с другими выжившими, они стали известны как ямаси — этнически смешанная группа, возникшая в процессе этногенеза .
Язык
[ редактировать ]Было предложено разделить этот раздел на другую статью под названием « Язык Гуале» . ( Обсудить ) (август 2024 г.) |
Хороший | |
---|---|
Область | Грузия |
Вымерший | ок. 1700; возможно, стал Ямаси |
несекретный | |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | Никто ( mis ) |
07u | |
глоттолог | gual1239 |
Ученые не пришли к единому мнению о том, как классифицировать язык гуале. Ранние утверждения о том, что гуале говорили на маскогском языке, были подвергнуты сомнению историком Уильямом К. Стертевантом . Он показал, что записанный словарь, который источники считали Гуале, был Маскоги . [1]
В исторических справках отмечается, что брат -иезуит Доминго Агустин Ваес записал грамматику Гуале в 1569 году, но документы не были найдены. Считается, что гуале были культурной группой Миссисипи , которая имела вождество на территории нынешнего побережья Джорджии в ранний период испанских исследований.
История
[ редактировать ]Предыстория
[ редактировать ]Археологические исследования показывают, что предшественники исторически известных Гуале жили вдоль побережья Джорджии и на Морских островах, по крайней мере, с 1150 года нашей эры . Археологи идентифицируют доисторические культуры Гуале как фазу Саванны (1150–1300 гг. н. э.) и фазу Ирины (1300–1600 гг.). Хотя доисторические предки гуале имели много общих черт с соседями по региону, они оставили уникальные археологические особенности, которые отличали людей «прото-гуале» от других групп. [2]
Доисторические люди были организованы в вождества . Они построили Миссисипи типа насыпи-платформы — крупные земляные работы , требующие организованного труда многих людей, а также использования высококвалифицированных почвенных и инженерных знаний. Они использовали курганы в церемониальных, религиозных и погребальных целях. [3]
Европейский контакт
[ редактировать ]Французские исследователи под командованием Жана Рибо связались с Гуале, которого они назвали Оадами в честь своего вождя, во время своего путешествия к атлантическому побережью Северной Америки в 1562 году. Гуале поддерживали хорошие отношения с эфемерным французским поселением, известным как Шарльфор, на на острове Пэррис. острове Пэррис , находящемся теперь Южная Каролина .
Когда позже испанцы обосновались в Сент-Огастине в испанской Флориде , они также связались с Гуале. Вскоре они попытались ввести их в свою миссионерскую систему . Территория Гуале стала одной из четырех основных миссионерских провинций испанской Флориды ; и , Апалачи Другими были провинции Тимукуа, Мокама также названные в честь проживающих на этих территориях племен.
Границы испанской провинции Гуале соответствовали территории народа вдоль Атлантического побережья и Морских островов , к северу от реки Альтамаха и к югу от реки Саванна . В его состав Оссабо , Св. Екатерины , Сапело , Тайби и Вассо , среди прочего, входили острова . К середине 17 века испанцы основали шесть католических миссий на территории Гуале, в том числе Нуэстра-Сеньора-де-Гуадалупе-де-Толомато и Санта-Каталина-де-Гуале . Их крупнейшие поселения, вероятно, находились на острове Святой Екатерины.
Гуале был наименее стабильной из четырех основных провинций миссии. Первое восстание Гуале, часто называемое восстанием Хуанильо , началось 4 октября 1597 года. [4] Гуале снова восстали в 1645 году, почти отказавшись от миссий. Они поддерживали тайную торговлю с французскими каперами , что давало им альтернативные источники товаров. [5]
Влияние на здоровье
[ редактировать ]После прибытия европейцев и их вмешательства в деревни Гуале, Гуале увеличили потребление кукурузы. Биоархеологи проверили уровни молекул C4 в костях туземцев, чтобы определить уровень потребления кукурузы. Для сравнения, потребление ими других продуктов питания, таких как рыба, животные, другие растения и т. д., снизилось. Эти изменения были не к лучшему, поскольку диета с преобладанием кукурузы вредна для общего состояния здоровья.
Индейцы Гуале были вынуждены работать под началом европейцев так, как им никогда раньше не приходилось. Это было трудоемко. анализа вторых моментов площади плечевой бедренной и Спенсер Ларсен и Кристофер Рафф пришли к такому выводу на основе костей. Это инженерный подход, используемый для демонстрации прочности кости. Они обнаружили, что прочность костей увеличивается из-за более частого повторного использования, что подтверждает первоначальное утверждение. [6]
Объединение Ла Тамы и Ямаси
[ редактировать ]Индейцы со всего юго-востока Америки были привлечены в провинции испанских миссий для торговли европейскими промышленными товарами. Различные индейцы, не принадлежащие к Гуале, поселились в миссиях Гуале или рядом с ними в 17 веке. Большинство из них были выходцами из индийской провинции на северо-центре Джорджии, называемой Ла Тама испанцами . В 1660-х годах хорошо вооруженный Весто напал на Ла-Таму и соседние регионы, рассеяв Ла-Тама в нескольких направлениях. Некоторые мигрировали в города Коуэта и Куссита , расположенные в нижнем течении реки Чаттахучи, в провинции миссий Апалачи и провинцию Гуале. Ла Тама говорила на диалекте хитчити , мускогского языка , как и несколько городов в провинции Апалачикола . Язык Гуале мог быть родственным, а мог и не быть родственным. [7]
В 1675 году испанцы впервые использовали термин Ямаси для обозначения вновь прибывших беженцев. Они считали их похожими на Ла Тама. В провинции Гуале часть ямаси присоединилась к существующим миссиям, а другие расселились на периферии.
Разрушение и рассеяние
[ редактировать ]Между 1675 и 1684 годами племя весто при поддержке английских колонистов в колониях Каролина и Вирджиния уничтожило все испанские миссии в Джорджии . Нападения пиратов, поддерживаемых Англией, также способствовали срыву миссий. В 1680 году группа пиратов разграбила миссию Санта-Каталина-де-Гуале . К 1684 году испанцы и индейцы отказались от всех шести миссий.
Ла Тама Ямаси, Гуале и другие беженцы разбросаны по юго-востоку. Некоторые переехали в новые миссии в испанской Флориде, но большинство отвергло власть Испании. Они считали, что Испания не смогла их защитить, и возмущались тем, что они не предоставили огнестрельное оружие. Индейцы провинции Гуале переселились в основном в регионы Апалачи или Апалачикола. [8]
Появление Ямаси
[ редактировать ]Примерно или раньше 1684 года одна небольшая группа беженцев Ямаси-Гуале во главе с вождём Альтамахой двинулась на север, к устью реки Саванна . В том же году шотландская колония под названием Стюартс-Таун была основана в Южной Каролине в Порт-Ройял-Саунд недалеко от реки Саванна . Стюартс-Таун просуществовал всего около двух лет, но за это время у шотландцев сложилась прочная связь с Ямаси-Гуале.
В конце 1684 года, вооружившись шотландским огнестрельным оружием, эти индейцы совершили набег на провинцию Тимукуа , опустошив миссию Санта-Каталина-де-Афуика . Они вернулись в Стюартс-Таун с 22 пленниками, которых продали в рабство . В течение следующих двух лет слухи о подобных успехах союзника Стюартс-Тауна Ямаси-Гуале разнеслись по всему региону. Население индейцев ямаси возле Порт-Роял-Саунд быстро росло. Хотя индейцы стали известны под общим названием «ямаси», гуале продолжали составлять значительную часть населения. [9]
Испанские войска разрушили Стюартс-Таун. В старой провинции Гуале они решительно сопротивлялись контратакам Южной Каролины. Тем не менее, в ответ союз между Ямаси и колониальной Южной Каролиной стал сильнее. «Ямаси», мигрировавшие в 1685 году в район Порт-Рояля, восстанавливали старое вождество Ла Тама, но в их число также входили многочисленные гуале, а также другие индейцы, в основном мускогского происхождения.
Ямаси жили в Южной Каролине, пока не потерпели поражение в войне Ямаси 1715 года, после которой выжившие были широко рассеяны, а народ распался как государство. Но пока они существовали, Ямаси проявляли многоэтнические качества. Европейские колонисты описывали их города как города Верхнего Ямаси или Нижнего Ямаси. Нижние города были населены в основном индейцами Ла Тама и включали Альтамаху (в честь жившего там вождя), Окуте и Чечеси (Ичиси).
Гуале составляли большинство в Верхних городах, хотя были включены и представители других национальностей. Города Верхнего Ямаси с преимущественно населением Гуале, вероятно, включали Покоталиго, Покосабо и Хуспа. Другие Верхние города, такие как Тулафина, Садкетче (Салкехатчи) и Томатли, вероятно, были смешанными с Гуале, Ла Тамой и другими. Вполне возможно, что Ла Тама провели время в миссиях и в некоторой степени обратились в христианство. Возможно, они разыскивали Гуале, выполнявшего аналогичную миссию. [10]
В 1702 году, когда губернатор Каролины Джеймс Мур возглавил вторжение в испанскую Флориду , его люди уничтожили несколько «миссий беженцев» в Гуале. К 1733 году гуале было настолько малочисленно, что они не оказали сопротивления Джеймсом Оглторпом созданию провинции Джорджия . [11]
Похожая миссионерская провинция под названием Мокама (названная в честь вождества Тимуку ) располагалась к югу от Гуале, на побережье между реками Альтамаха и Сент-Джонс во Флориде.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Стертевант, Уильям К. (1994). «Неправильная связь Гуале и Ямаси с Маскогианом». Международный журнал американской лингвистики . 60 (2): 139–48. дои : 10.1086/466226 . JSTOR 1265616 . S2CID 143736985 .
- ^ Сондерс (2000), Индейцы Гуале нижнего Атлантического побережья , стр. 27
- ^ Сондерс (2000), Индейцы Гуале нижнего Атлантического побережья , стр. 30
- ^ Спенсер К. Такер; Джеймс Р. Арнольд; Роберта Винер (30 сентября 2011 г.). Энциклопедия войн североамериканских индейцев, 1607–1890: политическая, социальная и военная история . АВС-КЛИО. п. 954. ИСБН 978-1-85109-697-8 . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ Оатис (2004), Колониальный комплекс , с. 24
- ^ Ларсен, Кларк Спенсер (январь 2005 г.). «Читая кости Ла Флориды» . Научный американец . 15 (1): 98–104. doi : 10.1038/scientificamerican0105-98sp . ISSN 1048-0943 .
- ^ Оатис (2004), Колониальный комплекс , с. 25
- ^ Оатис (2004), Колониальный комплекс , стр. 25–26.
- ^ Оатис (2004), Колониальный комплекс , с. 27
- ^ «Основание, оккупация и заброшенность индейских городов Ямаси в Лоукантри Южной Каролины, 1684–1715» , Подача множественной собственности в Национальный реестр, доктор Честер Б. ДеПраттер.
- ^ Флойд, Джозеф (2013). «Призраки Гуале: сахарные дома, испанские миссии и борьба за колониальное наследие Грузии» . Исторический ежеквартальный журнал Грузии . 97 (4): 387–410 . Проверено 14 февраля 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Оатис, Стивен Дж. (2004). Колониальный комплекс: границы Южной Каролины в эпоху войны Ямаси, 1680–1730 гг . Издательство Университета Небраски. ISBN 0-8032-3575-5 .
- Сондерс, Ребекка (2000). «Индейцы Гуале нижнего Атлантического побережья: изменения и преемственность». В Бонни Дж. Макьюэн (ред.). Индейцы Большого Юго-Востока: историческая археология и этноистория . Университетское издательство Флориды. ISBN 0-8130-1778-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Семимильного изгиба Деревня Гуале на историческом маркере
- Мускогейские племена
- Колониальные США (испанский)
- Бывшие вождества в Северной Америке
- Индейские племена в Южной Каролине
- Индейские племена в Джорджии (штат США)
- История Джорджии до обретения статуса штата (штат США)
- История Южной Каролины до образования штата
- Культура Южных Аппалачей и Миссисипи
- Незарегистрированные языки Северной Америки