Эрвин Айш
Эрвин Айш | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 25 января 2022 г. Цвизель , Бавария, Германия | (94 года)
Род занятий | Художник, педагог |
Известный | Сооснователь европейского студийного стекла. движения |
Супруг |
Гретель Стадлер |
Дети | 5 |
Эрвин Айш (англ. Немецкий: [ˈɛɐ̯vɪn ˈaɪ̯ʃ] ; 18 апреля 1927 — 25 января 2022) — немецкий художник, работавший со стеклом. Он также был художником, рисовальщиком и гравёром. Работы Айша по стеклу, наряду с работами его друга и коллеги Харви Литтлтона , воплощают идеи международного движения студийного стекла . Айш считается основателем движения студийного стекла в Европе. [ 1 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Айш был старшим из шести детей гравера по стеклу Валентина Эйша и его жены Терезы Хиртрейтер. Семья жила в городке Фрауэнау в Баварии, где Валентин Эйш работал мастером-гравером на стекольном заводе Исидора Гистля. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Семья Эйшей была отнюдь не зажиточной. Его отец пополнял свой доход, принося работу домой, чтобы гравировать по воскресеньям. Семья также держала корову, коз и кур, чтобы обеспечить стол молоком, яйцами и мясом. [ 6 ]
С приходом Гитлера к власти деревня Фрауэнау, расположенная недалеко от границы с Чехословакией, пострадала от нацистского режима. По словам Эрвина Эйша, его семья, как и большинство жителей Фрауэнау, были коммунистами во времена Веймарской республики и не сочувствовали национал-социализму . [ 7 ]
Айш был призван в Вермахт в 1945 году в возрасте 18 лет. Он прослужил три месяца в Чехословакии и Дании, прежде чем попал в плен к британцам. После трехмесячного интернирования [ 8 ] он вернулся во Фрауэнау, где научился гравировке по стеклу у своего отца. С 1946 по 1948 год Айш работал этим ремеслом в семейной ограночно -гравировальной мастерской. [ 2 ] [ 9 ] во время учебы в школе стеклоделия в соседнем Цвизеле . После сдачи подмастерья по гравюре в 1949 году. [ 9 ] Айш поступил в Мюнхенскую Академию изящных искусств . [ 4 ] где он изучал дизайн стекла, скульптуру и внутреннюю архитектуру, а затем вернулся во Фрауэнау в 1952 году, чтобы помочь своим родителям и двум братьям, Альфонсу и Эриху, основать там стекольный завод. [ 10 ] В течение нескольких лет на стекольном заводе Айша (Glashütte Eisch) работало около 200 человек. [ 9 ]
Айш вернулся в Мюнхенскую академию изящных искусств в 1956 году, где продолжил обучение скульптуре и живописи. Он, как и другие молодые художники конца 1950-х годов, был знаком с движениями Tachisme и Art Informel . Однако Эйш тяготел к социальной критике и действиям истеблишмента , направленным против искусства . В 1958 году он был одним из основателей художественной группы ШПУР в Мюнхенской академии. Исследователь искусства Сьюзи Дж. Силберт определила SPUR как ситуационистскую группу, стремящуюся возродить европейскую культуру, подчеркивая художественный индивидуализм. Цитируя манифест группы 1958 года, она писала: «Искусство опирается на инстинкт, на первичные творческие силы. В ущерб всем интеллектуальным зрителям эти свободные, дикие силы всегда подталкивают к появлению новых, неожиданных форм». [ 11 ] Айш покинул группу в 1959 году.
РАДАМА скандал, брак
[ редактировать ]В 1960 году вместе со своей будущей женой Маргарет «Гретель» Стадлер и художником Максом Страком Айш сформировал группу RADAMA. [ 4 ] Группа прославилась публикацией биографии вымышленного художника-абстракциониста Болуса Крима и проведением мемориальной выставки работ «преждевременно умершего» художника. Галерея Малура в Мюнхене установила «Памяти Болюса Крима» в 1961 году. По словам Айша, выставка была призвана раскрыть «неудача авангарда того времени». Конечно, Болус Крим на самом деле работал членами РАДАМА; Айш показал ряд своих стеклянных изделий, а также картин и скульптур. [ 12 ] Уловка сработала; искусствоведы высоко оценили выставку и назвали Крыма гением. Те, кого обманул Болус Крим, были возмущены, когда мистификация была раскрыта. Айш покинул художественную сцену Мюнхена вскоре после скандала. В 1962 году он и Гретель Штадлер поженились и поселились во Фрауэнау. Там Эйш работал дизайнером коммерческой линии стеклянной посуды на стекольной фабрике Айша, а Гретель научилась рисовать на стекле. [ 13 ] Весной 1962 года пара провела свою первую совместную выставку в Тритшлере в Штутгарте. Стеклянные предметы, показанные Айшем, датированы 1952 годом. Он описал работы как «полные всевозможных провокационных тем и очень необычных стеклянных изделий, антифункциональных, красочных, гротеск." [ 14 ] [ 3 ]
Связаться с Харви Литтлтоном
[ редактировать ]Харви Литтлтон назвал свою первую встречу с Эрвином Айшем важной вехой в своем становлении как художника по стеклу. В августе 1962 года Литтлтон посетил Германию по исследовательскому гранту, когда заметил в выставочном зале стекольного завода Rimpler Kristall в Цвизеле кусок стекла, непохожий на другие экспонаты. Литтлтону сказали, что оно было произведено на стекольном заводе Айш в соседнем городе Фрауэнау. Посетив фабрику Айша, Литтлтон встретил Эрвина Эйша и восхитился его экспрессионистскими предметами из выдувного стекла. «Встреча с Эрвином подтвердила мою веру в то, что стекло может быть средством прямого самовыражения человека», — написал он. [ 15 ]
Они снова встретились в 1964 году на первом заседании Всемирного конгресса мастеров в Нью-Йорке. На конференции Литтлтон и его ученики установили небольшую печь, построенную Домиником Лабино , и приступили к выдуванию стекла. Демонстрация произвела впечатление на Айша, который сказал: «За маленькой печью будущее». [ 16 ] После конференции Эйш отправился в Мэдисон, штат Висконсин, где он и Литтлтон вместе преподавали четырехнедельный летний курс на художественном факультете Университета Висконсина. По воспоминаниям Айша, его первая поездка в США была запоминающейся. Он писал: «На Среднем Западе было жарко, а я был застенчивым, немым и немцем в странном новом мире. Мне приходилось нелегко. Будучи стеклодувом, я был самоучкой и неуклюжим; я ограничивался делая ручки, мне никогда не удавалось правильно отцентрировать первую сборку, но, к счастью, мы все были новичками». [ 17 ]
После возвращения во Фрауэнау Айш построил в подвале фабрики небольшую печь-студию, где выплавил собственную партию. [ 18 ] с 1965 по 1975 год. В эти годы Айш работал почти исключительно со стеклом. Работа в студии, а не в заводских цехах, позволила ему развить и усовершенствовать свое личное видение стекла как скульптурного материала. [ 19 ] Известные работы, созданные в это время, включали его экологические скульптуры «Фонтан молодости» и «Нарцисс». [ 20 ]
В ноябре 1967 года Эйш вернулся в Университет Висконсина в качестве приглашенного профессора. В течение двух месяцев он работал в студии Литтлтона, создав около 200 изделий из стекла для выставки в США. Наблюдение за тем, как Айш развивает свои формы, заинтриговало Литтлтона. Работая со своим помощником Карлом Патерностером, Айш создал «маленькие, сложные скульптурные формы», которые он обжигал, чтобы объединить поверхности форм, придав им переливчатость , которую можно увидеть в стекле в стиле модерн. Позже Эйш прибегнул к эмалированию внешней поверхности своих изделий, чтобы усилить формы. [ 21 ]
За время работы Эйша в студии Литтлтона его влияние на американского коллегу было сильным. В течение нескольких недель после возвращения Айша в Германию Литтлтон создавал произведения, производные от сложных, интуитивно понятных форм его друга. Это, по словам Литтлтона, заставило его сменить направление своей работы на простые формы, основанные на колонне и трубке. [ 22 ] Следующим летом Литтлтон поехал во Фрауэнау, чтобы работать в студии Айша, где создал около тридцати скульптур для выставки в Европе. [ 23 ] Айш и Литтлтон впервые выставлялись вместе в 1969 году в Мюнхене и Кельне. [ 24 ]
Свободное произведение 1960-х и 1970-х годов.
[ редактировать ]Хотя многие произведения Айша 1960-х и 1970-х годов основывались на функциональных формах, таких как ваза, бутылка, кувшин и кружка, полезность этих сосудов никогда не была целью Эйша. «Чисто пластическая форма со стеклом в качестве среды была средством искусства, свободным от цели», — писал он. [ 25 ]
Айш описывал свои стеклянные формы шестидесятых и семидесятых годов как «поэтический или живописный реализм». Он ясно дал понять, что такой реализм опирается не на наблюдаемые факты, а на его внутреннюю реальность; его фантазии. Как бы ни была важна его опора на фантазию для формирования своего искусства, его нежелание идти на компромисс с личным видением ради обращения к рынку было столь же жизненно важным. Поэтому его ранние кувшины, вазы и чайники имеют настолько эксцентричную форму, что кажутся скорее становящимися, чем обычными предметами. Какими бы уникальными и несовершенными ни были формы Айша, их создателю не составило большого труда антропоморфизировать их. Айш сказал: «Из светящейся инертной массы должны возникнуть прекрасные вещи, наделенные речью. Необходимы талант новаторства, живое творчество и дыхание, чтобы дуть. Без дуновения ничего не происходит». [ 26 ]
Портретные головы
[ редактировать ]К 1972 году Айш стал уделять меньше времени скульптуре из выдувного стекла. Вместо этого он посвятил себя созданию скульптур, из которых изготавливались керамические формы для выдувания стекла. Его серия голов, в том числе головы Литтлтона, [ 27 ] Томас Бюхнер, Пикассо и Будда, а также его серия работ «Мозоль на пальце» были вылеплены из плесени. Это позволило Эйшу сконцентрировать свои усилия не только на скульптуре, но также на гравюре и живописи по стеклу. Используя различные методы холодной обработки для создания изображений на каждом изделии своей серии, а также искажая скульптуру из горячего стекла, когда она выходила из формы, Айш превращал практически идентичные выдувные изделия в индивидуальные, уникальные произведения. [ 20 ]
Живопись и рисунок
[ редактировать ]Начиная с середины 1970-х годов Айш начал все больше и больше творить в традиционных видах искусства: живописи на холсте и бумаге, рисовании и гравюре. Айш рисует ежедневно, часто работая над тематическими сериями. Хотя его образы могут быть чисто причудливыми, художник также использует их для политических заявлений. Прежде всего, его руководящей идеей являются физические взаимоотношения мужчины и женщины, человеческий контакт посредством прикосновения с акцентом на руку. [ 28 ]
Литтлтон писал о картинах и рисунках Эйша, что «Эрвин... сказал, что настоящего пейзажа в искусстве больше не существует, не более чем классическая фигура; и поэтому он создает свое собственное видение мира духа и новых отношений тела. формы». [ 29 ]
Витреографы
[ редактировать ]Айш впервые попробовал свои силы в витреографии (печати со стеклянных пластин) во время посещения студии Литтлтона в 1981 году. Литтлтон начал исследовать возможности глубокой печати со стеклянных матриц в Висконсине в 1976 году; В 1981 году, наняв в помощь печатника, Литтлтон начал приглашать коллег-художников для экспериментов в витреографии. Эрвин Айш был одним из первых художников, приглашенных заниматься гравюрой в Littleton Studios. Айш применил свой опыт гравюры на стекле на витреографической пластине. Он шлифовал и вырезал стеклянную поверхность, которую затем наносил чернилами и печатал на бумаге под давлением в травильном прессе. Во время этого визита он сделал шесть глубоких отпечатков за четыре дня. [ 30 ] В течение следующих 26 лет Littleton Studios опубликовала 64 гравюры Айша, включая портфолио из десяти гравюр под названием « Хрустальная ночь : Ночь хрустальной смерти». По словам Айша, он создал это портфолио как средство «облегчить часть навязчивого стыда, который тяготит нас, немцев, и придать мужества всем тем, кто выступает против ненависти, насилия и разрушения окружающей среды сегодня и навсегда». [ 31 ] [ 32 ] Используя палитру преимущественно красных и черных чернил, Айш стремился показать в своих работах «жестокость и глупость» погрома ноября 1938 года в нацистской Германии, который предвещал Холокост . [ 33 ]
Учитель и лектор
[ редактировать ]Помимо преподавания по программе по стеклу в Университете Висконсина в 1964 и 1968 годах, Айш был приглашенным преподавателем в Государственном университете Сан-Хосе (1968), Школе ремесел Хейстек-Маунтин в штате Мэн (1972), Колледже искусств Фоли, Стоурбридж, Англия (1974 г.) и Университет Альфреда в Нью-Йорке (1976 г.). Кроме того, он преподавал различные предметы, включая рисунок, роспись по стеклу, пескоструйную обработку и гравировку в Стекольной школе Пильчука в 1981, 1983 и 1984 годах. Айш читал лекции на XIII Международном конгрессе по стеклу в Лондоне, Англия (1968), Всемирной конференции ремесел. в Дублине, Ирландия (1970 г.), Всемирной конференции ремесел в Киото, Япония (1978 г.), конференциях Общества искусств стекла в Нью-Йорке (1982 г.) и в Корнинге, Нью-Йорк (1979, 1991 г.). Он также был организатором Первого и Второго международных симпозиумов по стеклу во Фрауэнау, Германия, в 1982 и 1985 годах. [ 34 ]
В 1988 году Айш основал летнюю школу Bild-Werk Frauenau. [ 4 ] [ 35 ] В 2008 году Bild-Werk Frauenau провел четыре летние сессии и 36 курсов по различным предметам: от живописи и рисунка до резки и гравировки стекла и пения. [ 36 ] Помимо Айша и его жены Гретель, среди художников, преподающих в Bildwerk Frauenau, были друг Айша, художник (и директор-основатель Музея стекла Корнинга ) Том Бюхнер, художник по стеклу Иржи Харкуба, кукольник Петер Херманн), художник по стеклу и витреограф Урсула. Меркер, мультимедийный художник Герхард Рибка, художник по стеклу Терман Статом , мультимедийный художник Стивен П. Дэй и литейщик по стеклу Анджела Туэйтс. [ 37 ]
Инициатор и соучредитель Музея стекла Фрауэнау.
[ редактировать ]Вместе с мэром Альфонсом Ханнесом Эрвин Айш был соучредителем музея стекла Фрауэнау, который открылся в 1975 году в присутствии международных художников по стеклу. Именно благодаря ему в 1982 году была создана важная студийная коллекция стекла историка искусства Вольфганга Кермера , часть которой уже была показана в сотрудничестве с Эрвином Айшем в 1975 году. [ 38 ] и 1976/77, [ 39 ] был передан в дар музею, где до сих пор составляет основу современного отдела. [ 40 ] Каталог коллекции Вольфганга Кермера музея Фрауэнау включает 46 экземпляров работ Эрвина Айша за период с 1967 по 1976 год. [ 41 ]
Публичные коллекции
[ редактировать ]Работы Айша собраны Художественным музеем Чейзена Университета Висконсин-Мэдисон, Галереями Университета побережья Мексиканского залива Флориды , [ 42 ] Glasmuseet Ebeltoft в Дании, Музей стекла Лобмейр в Вене, Kunstgewerbemuseum Berlin , Музей стекла Frauenau , художественные коллекции Весте Кобург , Музей стекла Corning, Kunstmuseum Düsseldorf , Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Музей декоративного искусства, Париж , Музей Беллерив в Цюрихе, Музей Боймана ван Бёнингена в Роттердаме; Национальный музей изящных искусств Квебека , Городской музей Нагахама в Японии, Национальный музей современного искусства в Киото , Художественный музей Толедо и Национальный музей американской истории Смитсоновского института . [ 43 ]
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]У Эрвина и Гретель Айш было пятеро детей. Эрвин Айш умер в Цвизеле 25 января 2022 года в возрасте 94 лет. [ 4 ] [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Майзенбергер, Раймунд (25 января 2022 г.). «Известен во всем мире: художник по стеклу и художник Эрвин Айш мертв» . Passauer Neue Presse (на немецком языке) . Проверено 25 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б История семьи Айш Айш, получено 25 января 2022 года.
- ^ Jump up to: а б Эрвин Айш и искусство стекла Айш, получено 25 января 2022 года.
- ^ Jump up to: а б с д и Россбергер, Ренате: Художник по стеклу Эрвин Айш умирает в возрасте 94 лет (на немецком языке) BR 25 января 2022 г.
- ^ Хэмпсон, Фердинанд, «Красота, которая бросает вызов» (каталог выставки), Habatat Galleries, Royal Oak, Мичиган, 2004 (без страниц) ОСЛК 56844940
- ^ Бюхнер, Томас, «Эрвин Эйш» (эссе-каталог), Галерея Морин Литтлтон, Вашингтон, округ Колумбия, 1987, без страниц.
- ^ Айш, Эрвин, «Ночь хрустальной смерти - Моя любовь к Анне Франк» (эссе-каталог), Галерея Морин Литтлтон, Вашингтон, округ Колумбия, 1992, стр. 18 ОСЛК 68623262
- ^ Спейс, Ута, «Эрвин Айш: Небо начинается с земли», Дитмар Клингер Верлаг, Пассау, Германия, 2007 г., стр. 13 ISBN 978-3-932949-63-0 ОСЛК 192017457
- ^ Jump up to: а б с Бюхнер, 1987, без страниц.
- ^ Берд, Джоан Фалконер, «Харви К. Литтлтон: ретроспективная выставка», Высокий художественный музей, Атланта, 1984, стр. 12. ISBN 0-939802-20-1 ОСЛК 11398167
- ^ Штраус, Синди и др., «Пионеры современного стекла: основные моменты из коллекции Барбары и Денниса Дюбуа», Музей изящных искусств, Хьюстон, 2009 г., стр. 31. ISBN 978-0-300-14695-0 ОСЛК 262432305
- ^ Берд, Джоан, «Эрвин Эйш» (эссе в каталоге), Галерея Морин Литтлтон, Вашингтон, округ Колумбия, 1992, стр. 12.
- ^ Бюхнер, 1987 (без страниц)
- ^ Glasmuseum Frauenau, «Харви К. Литтлтон в свой 70-й день рождения 14 июня '92», Glasmuseum Frauenau, Фрауэнау, Германия, 1992 (без страниц) ОСЛК 312141571
- ^ Литтлтон, Харви К., «Стеклодувное дело: поиск формы», Van Nostand Reinhold Company, Нью-Йорк, 1980, стр. 10 ISBN 978-0-442-24341-8 ОСЛК 9505541
- ^ Берд, Джоан, 1984, стр. 15.
- ^ Glasmuseum Frauenau, 1992 (без страниц)
- ^ «Партия» — это термин, обозначающий основные ингредиенты стекла: кварцевый песок, известь, оксид магния и оксид алюминия.
- ^ Берд, Джоан, 1992, стр. 14.
- ^ Jump up to: а б Бюхнер, 1987 г., без страниц.
- ^ Литтлтон, 1980, стр. 126.
- ^ Литтлтон, 1980, стр. 121.
- ^ Литтлтон, 1980, страницы 121–122.
- ^ Берд, 1984, стр. 16-17.
- ^ Эйш, Эрвин (эссе), «Ретроспектива Эрвина Эйша: Стекло и рисунки» (каталог выставки) Галерея Челси, Университетский центр AK Hinds, Университет Западной Каролины, Каллоухи, Северная Каролина, 1980 (без страниц) ОСЛК 7698530
- ^ Гровер, Рэй и Ли, «Стекло современного искусства», Crown Publishers, Inc., Нью-Йорк, стр. 185
- ^ Восемь голов Музея стекла Харви Литтлтона Корнинга
- ^ Ангус, Марк, веб-сайт Международного журнала Studio Glass
- ^ Литтлтон Харви К. (введение), «Ретроспектива Эрвина Айша: Стекло и рисунки» (каталог выставки) Галерея Челси, Университетский центр AK Hinds, Университет Западной Каролины, Каллоухи, Северная Каролина, 1980 (без страниц) ОСЛК 7698530
- ^ Литтлтон, Харви (эссе), «Витреографы: совместные работы Littleton Studios», Университет Флориды, Гейнсвилл, 1992, стр. 9 ОСЛК 30763504
- ^ Эрвин Айш: Хрустальная ночь, галереи Университета побережья Мексиканского залива Флориды, 21 августа 2021 г.
- ^ «Хрустальная ночь - Ночь хрустальной смерти: витреографии из Littleton Studios» (двусторонняя публикация о выставке), Центр искусств Турчина, Аппалачский государственный университет, Бун, Северная Каролина, 2006 г.
- ^ Кларк, Пол, «Музей WCU представит гравюры «Хрустальной ночи»», [1] По состоянию на 28 марта 2008 г.
- ^ Хронология (каталог выставки) «Эрвин Эйш», Галерея Морин Литтлтон, Вашингтон, округ Колумбия, 1992, стр. 20
- ^ Олдноу, Тина, «Современные стеклянные скульптуры и панели: избранное из Музея стекла Корнинга», Музей стекла Корнинг, Корнинг, Нью-Йорк, 2008, стр. 217 ISBN 978-0-87290-168-1 ОСЛК 288915918
- ^ «Bild-Werk Frauenau: Международная летняя академия 2008» (каталог курсов) Bild-Werk Frauenau, Фрауэнау, Германия, 2008, стр. 2,3
- ^ Эти преподаватели/художники были среди тех, кто был указан в последних каталогах Летней академии Bild-Werk Frauenau.
- ^ Альфонс Ханнес, Вольфганг Кермер: Венини – Мурано: 65 стаканов из коллекции Кермера , проспект каталога специальной выставки Glasmuseum Frauenau, 6 мая по 28 сентября 1975 г., сообщество Фрауэнау, 1975 г.
- ^ Искусство стекла 60-х и 70-х годов — 65 предметов 65 художников: Коллекция Вольфганга Кермера , эксх. кот. Музей стекла Фрауэнау, декабрь 1976 г. - ноябрь 1977 г., под редакцией муниципалитета Фрауэнау, 1976 г. (Текст Альфонс Ханнес)
- ^ Альфонс Ханнес, Вольфганг Кермер , Эрвин Айш: Коллекция Вольфганга Кермера, Музей стекла Фрауэнау: Стекло 20-го века; От 50-х до 70-х годов (= Баварские музеи; 9), Schnell & Steiner, Мюнхен, Цюрих, 1989 г. ISBN 3-7954-0753-2
- ^ Альфонс Ханнес, Вольфганг Кермер, Эрвин Айш: Коллекция Вольфганга Кермера, Музей стекла Фрауэнау: Стекло 20-го века; От 50-х до 70-х годов (= Баварские музеи; 9), Schnell & Steiner, Мюнхен, Цюрих, 1989 г. ISBN 3-7954-0753-2 , кат. нет. 3–48
- ↑ Эрвин Айш: Рай начинается на Земле, Галереи Университета побережья Мексиканского залива Флориды, 27 августа 2021 г.
- ^ Галереи Habatat, Красота, которая бросает вызов: Эрвин Айш», (каталог выставки) Галереи Habatat, Ройал-Оук, Мичиган, 2004 г. (без страниц)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Лютербах, Лен. «Эрвин Айш – Современное искусство – (202) 333-9307» . Галерея Морин Литтлтон . Проверено 27 января 2022 г.
- «Стеклянная коллекция» . Корнингский музей стекла . 23 апреля 2014 года . Проверено 27 января 2022 г.
- Эрвин Айш artnet.com
- Эрвин Айш в компании eisch.de
- Гимсон, Габи: Открытие: Эрвин Айш отпраздновал свое 90-летие открытием музея во Фрауэнау, Германия Urbanglass.org 4 мая 2017 г.
- Харви Литтлтон и Эрвин Айш (фотограф) si.edu